"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

Цель урока: развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке

Задачи:

  • Образовательные – самопроверка и самооценка знаний, самостоятельное получение новых знаний с опорой на имеющиеся.
  • Развивающие – формирование ИКТ компетенции, умение анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, логически мыслить, выделять главное, обобщать, развитие монологической речи.
  • Воспитательные – умение ребёнка инициировать сотрудничество, различать и координировать позиции, воспитание патриотизма и эстетики, формирование положительной Я-концепции.

Ожидаемые результаты:

  • Дети сами должны сформулировать тему и задачи урока.
  • Сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере.
  • Сами открыть тайну цветковых растений.
  • Сами сделать выводы по уроку.
  • Учитель выступает как координатор урока.

Тип урока (по П.И Третьякову) – “Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности” с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, ноутбук, видеоаппаратура; программа Кадырова для тестирования студентов; презентация, выполненная в Power point; видеофильм “Оплодотворение цветковых растений”; инструкция “Критерии оценки устного ответа”; таблицы – “Строение цветка”, “Строение семян двудольных растений”, “Схема двойного оплодотворения цветковых растений”; учебник И.Н Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко “Биология 6..Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” - М.: “Вентана – Граф”, 2002

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний с использованием ИКТ

1. Определение темы и задач урока

Учитель: Ребята, сейчас вы увидите красивые кадры и услышите красивую музыку, после просмотра ответьте на вопросы:

  • “Какие органы цветковых растений вы увидели?”
  • “Как они связаны между собой?”
  • “Почему урок начали с этой презентации?”

Показ презентации (Приложение 1).

Ученики:

Обсуждают презентацию (полилог) – Увидели органы цветковых растений: цветы, плоды, семена. После опыления и оплодотворения из цветка образуется плод с семенами. Это генеративные органы. На уроке будем изучать что-то о цветковых растениях.

Учитель: Верно, дети! О цветковых растениях вы уже многое знаете, но не всё. А как человек называет то, что ему неизвестно?

Ученики:

  • Секреты
  • Загадки
  • Тайны

Учитель: Ребята, вот и тема нашего урока: “Тайна цветковых растений”. (Запись темы на доске.) Попробуйте сами сформулировать задачи, решая которые, вы и откроете тайну цветковых растений, если на уроке будет:

  • Компьютерное тестирование по теме “Размножение”
  • Рассказы по таблицам
  • Текст учебника
  • “Мозговой” штурм, работа в группах

Дети формулируют задачи:

  • Решая тест, мы проверим свои знания по теме “Размножение”
  • Совершенствуем навыки работы с компьютером
  • Составляя рассказ по таблице, мы учимся правильной и красивой речи, владеть вниманием других людей
  • Оценивая, выступающего, мы учимся внимательно слушать другого человека, выделять в его рассказе главное
  • Работая с текстом учебника, учимся выделять и кратко, чётко формулировать главные мысли
  • “Мозговой штурм” учит мыслить быстро, выдвигать свои гипотезы
  • Работая в группах, учимся строить отношения с другими людьми, учимся слышать других, учимся менять своё отношение к окружающим и к себе

Учитель: Молодцы, ребята! Задачи определены, давайте их выполнять!

2. Контроль знаний: компьютерное тестирование по теме “Размножение” (Приложение 2)

Печатный вариант теста:

Размножение

1. Генеративные органы растений это:

    а) корень, лист, стебель
    б) цветок, плод, семена
    в) корень, побег, цветок

2. Клетка бесполого размножения – это:

    а) спора
    б) гамета
    в) зигота

3. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика – это:

    а) прорастание
    б) опыление
    в) оплодотворение

4. Процесс слияния двух гамет – это:

    а) прорастание
    б) опыление
    в) оплодотворение

5. Главные части цветка – это:

    а) цветоножка, цветоложе
    б) пестик, тычинки
    в) двойной околоцветник

6. Оплодотворённая яйцеклетка – это:

    а) спора
    б) гамета
    в) зигота

7. Мужские гаметы цветковых растений – это:

    а) спермии
    б) сперматозоиды
    в) семязачаток

8. Из стенок завязи развивается:

    а) семя
    б) околоплодник
    в) семязачаток

9. Из семязачатков образуются:

    а) семена
    б) околоплодник
    в) плод

10. Процесс размножения, в котором участвуют два родителя – это:

а) вегетативное размножение
б) бесполое
в) половое

Критерии оценок:

Количество правильных ответов

Оценка

10

5

9

4

8

4

7

3

6

3

5

3

4

2

3. Коррекция знаний

Рассказы по таблице:

а) “Строение цветка” – один желающий
б) “Строение семян двудольных растений” – второй желающий. Остальные дети, используя инструкцию “Критерии оценки устного ответа” анализируют и оценивают.

(Обратить внимание на то, чтобы использовалась вся информация, изображённая на таблице; каким образом рисунки этих таблиц связаны между собой).

Критерии оценки устного ответа

  1. Ответ построен по структуре – вступление, основная часть, заключение
  2. Громкость речи
  3. Темп речи
  4. Точность использования необходимых терминов
  5. Поведение
  6. Был ли понятен ход рассуждений
  7. Удерживал ли внимание класса

Оценка “5” – 7 баллов; “4” – 5, 6 баллов; “3” – 4 балла

II Динамическая пауза.

III. Изучение нового материала

1. Постановка проблемных вопросов

Учитель: Многое вы знаете, но не всё. Ответьте:

а) Спермий – это… (мужская гамета без жгутика у семенных растений)
б) Сколько спермиев в каждой пылинке … (два)

Возникли вопросы:

а) Как спермий, не имея жгутика, с рыльца пестика попадает в яйцеклетку, находящуюся в семязачатке завязи?
б) Спермиев два. Один сливается с яйцеклеткой, а зачем же нужен второй?

Вот тайна цветковых растений! И открыть её предстоит сейчас вам!

2. Обсуждение проблемных вопросов

“Мозговой” штурм – класс делится на группы, которые обсуждают проблемы и предлагают свои гипотезы(1–2 минуты). Выберите того, кто будет выступать от группы.

Ученики выдвигают свои гипотезы:

а). Спермий к яйцеклетке попадает с водой; второй спермий используется как запас питательных веществ.
б). Спермий к яйцеклетке попадает с растительным соком; второй спермий нужен как запасной вариант, вдруг что-то случится с первым.

3. Работа с текстом учебника

Учитель: Молодцы ребята, что думаете, не боитесь выдвигать гипотезы, но оказалось, что знаний пока недостаточно, чтобы раскрыть эту тайну. Обратимся к мудрой книге, к источнику знаний – учебнику (на доске написаны страницы учебника116-117, которые нужно прочитать). Работаем индивидуально, сейчас поможет ваша скорость чтения, умение выделять главное, умение находить ответы на поставленные вопросы. Итак, кто же первым откроет тайну.

Право озвучить тайну (объяснение нового), предоставляем тому, кто первым поднял руку. Ученик начинает рассказ, учитель в это время вывешивает таблицу “Схема двойного оплодотворения цветковых растений”, раскрывает доску, на которой заранее написаны новые термины (напротив изображений на таблице): пыльцевая трубка, зародышевый мешок, центральная клетка (ядро), двойное оплодотворение, 1898 г. – Навашины. Эти термины ученик использует в процессе объяснения нового материала.

4. Закрепление

Так ли это? Смотрим отрывок из видеофильма “Оплодотворение цветковых растений”

Учитель: Ученик оказался прав! Ребята, вы сами открыли удивительную тайну цветковых растений, используя книгу. А настоящими первооткрывателями этой тайны в 1898 году были русские учёные отец и сын Навашины, чем русская наука очень гордится!

IV. Домашнее задание

На доске написано заранее:

  • для всех стр.116–117, ответить на вопросы;
  • для желающих:

а) красочно оформить синквейн, получится фотография урока
б) в библиотеке найти информацию по учёным Навашиным

V. Рефлексия

Учитель: Все поставленные задачи выполнены, тайна раскрыта. Прошу вас в группах написать синквейн “Тайна цветковых растений”, постарайтесь отразить основные идеи урока.

Синквейн составляется по схеме:

1. Название синквейна
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Фраза на тему
5. Одно существительное

Дети хорошо владеют техникой составления синквейна, делают это быстро. Обсуждаем, у какой группы более удачный вариант.

VI. Озвучиваем ещё раз оценки за урок – за тест, за ответы по таблице, за активную работу на уроке.

Учитель: Всем спасибо за работу на уроке!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

05 08 2021 11:33:26

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации У В П овладеть понятийным аппаратом? Авторская « Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема « Матрица» на разных этапах урока....

05 08 2021 14:57:57

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

Раздел " Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

05 08 2021 1:23:26

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе " Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования " Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

05 08 2021 16:36:15

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

05 08 2021 22:39:21

Гуманизм и образование

Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

05 08 2021 11:56:55

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра"

Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

05 08 2021 12:43:28

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

05 08 2021 20:58:55

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

05 08 2021 6:57:19

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интерактивной доски « С М А Р Т». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

05 08 2021 21:18:16

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....

05 08 2021 15:59:13

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

05 08 2021 5:47:18

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интерактивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

05 08 2021 23:22:59

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Знакомство с работой К. А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

05 08 2021 16:11:26

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

05 08 2021 21:57:24

Центры происхождения культурных растений

Академик Н. И. Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

05 08 2021 11:32:35

Современный этап эволюции человека

На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....

05 08 2021 6:31:19

Генотип как целостная система. Генетическая консультация. 10-й класс

На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контрабандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...

05 08 2021 15:36:10

Мини-проект "Кожа"

Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

05 08 2021 1:39:14

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме " Экологические факторы"....

05 08 2021 11:22:54

Изучение лишайников в школе

В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....

05 08 2021 16:54:52

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра " Что? Где? Когда?" « По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

05 08 2021 11:11:16

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

05 08 2021 15:44:31

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

05 08 2021 15:53:40

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на практике. ...

05 08 2021 18:32:53

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

05 08 2021 14:27:32

Урок естествознания "Мхи"

Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник « Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

05 08 2021 17:35:20

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

Урок изучения нового материала, урок-практикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

05 08 2021 17:48:41

Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне

Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы « Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....

05 08 2021 12:28:12

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

05 08 2021 8:49:32

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

05 08 2021 8:29:36

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

05 08 2021 6:39:19

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

05 08 2021 5:13:47

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

05 08 2021 3:10:18

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

05 08 2021 0:12:10

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль « Сердце – это жизнь», «живая» газета « Спасибо, сердце», деловая игра « На приёме у кардиолога». ...

05 08 2021 22:23:37

Авторская программа курса "Культура здоровья"

Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....

05 08 2021 21:10:12

"Молекулярный уровень: общая характеристика"

Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А. А. Каменского « Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме « Молекулярный уровень: общая характеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

05 08 2021 5:46:23

Урок-практикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с половыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

05 08 2021 15:57:22

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

05 08 2021 0:16:20

Птицы в фольклоре, мифах легендах

Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

05 08 2021 22:27:56

Экологический вечер "Наш дом в опасности"

В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

05 08 2021 10:22:34

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

05 08 2021 4:57:55

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

05 08 2021 0:11:10

Урок "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

05 08 2021 10:12:31

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

05 08 2021 14:41:40

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника « Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

05 08 2021 1:56:19

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

Данный урок - результат мини-проекта " Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

05 08 2021 19:49:16

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

05 08 2021 23:32:59

Интеллектуальная игра (7-й класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

05 08 2021 13:48:52

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)