"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс
Цель урока: развитие личности каждого ученика через активную деятельность на уроке
Задачи:
- Образовательные – самопроверка и самооценка знаний, самостоятельное получение новых знаний с опорой на имеющиеся.
- Развивающие – формирование ИКТ компетенции, умение анализировать, сопоставлять, выдвигать гипотезы, логически мыслить, выделять главное, обобщать, развитие монологической речи.
- Воспитательные – умение ребёнка инициировать сотрудничество, различать и координировать позиции, воспитание патриотизма и эстетики, формирование положительной Я-концепции.
Ожидаемые результаты:
- Дети сами должны сформулировать тему и задачи урока.
- Сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере.
- Сами открыть тайну цветковых растений.
- Сами сделать выводы по уроку.
- Учитель выступает как координатор урока.
Тип урока (по П.И Третьякову) – “Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности” с использованием ИКТ
Оборудование: компьютеры, ноутбук, видеоаппаратура; программа Кадырова для тестирования студентов; презентация, выполненная в Power point; видеофильм “Оплодотворение цветковых растений”; инструкция “Критерии оценки устного ответа”; таблицы – “Строение цветка”, “Строение семян двудольных растений”, “Схема двойного оплодотворения цветковых растений”; учебник И.Н Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко “Биология 6..Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники” - М.: “Вентана – Граф”, 2002
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний с использованием ИКТ
1. Определение темы и задач урока
Учитель: Ребята, сейчас вы увидите красивые кадры и услышите красивую музыку, после просмотра ответьте на вопросы:
- “Какие органы цветковых растений вы увидели?”
- “Как они связаны между собой?”
- “Почему урок начали с этой презентации?”
Показ презентации (Приложение 1).
Ученики:
Обсуждают презентацию (полилог) – Увидели органы цветковых растений: цветы, плоды, семена. После опыления и оплодотворения из цветка образуется плод с семенами. Это генеративные органы. На уроке будем изучать что-то о цветковых растениях.
Учитель: Верно, дети! О цветковых растениях вы уже многое знаете, но не всё. А как человек называет то, что ему неизвестно?
Ученики:
- Секреты
- Загадки
- Тайны
Учитель: Ребята, вот и тема нашего урока: “Тайна цветковых растений”. (Запись темы на доске.) Попробуйте сами сформулировать задачи, решая которые, вы и откроете тайну цветковых растений, если на уроке будет:
- Компьютерное тестирование по теме “Размножение”
- Рассказы по таблицам
- Текст учебника
- “Мозговой” штурм, работа в группах
Дети формулируют задачи:
- Решая тест, мы проверим свои знания по теме “Размножение”
- Совершенствуем навыки работы с компьютером
- Составляя рассказ по таблице, мы учимся правильной и красивой речи, владеть вниманием других людей
- Оценивая, выступающего, мы учимся внимательно слушать другого человека, выделять в его рассказе главное
- Работая с текстом учебника, учимся выделять и кратко, чётко формулировать главные мысли
- “Мозговой штурм” учит мыслить быстро, выдвигать свои гипотезы
- Работая в группах, учимся строить отношения с другими людьми, учимся слышать других, учимся менять своё отношение к окружающим и к себе
Учитель: Молодцы, ребята! Задачи определены, давайте их выполнять!
2. Контроль знаний: компьютерное тестирование по теме “Размножение” (Приложение 2)
Печатный вариант теста:
Размножение
1. Генеративные органы растений это:
а) корень, лист, стебель
б) цветок, плод, семена
в) корень, побег, цветок
2. Клетка бесполого размножения – это:
а) спора
б) гамета
в) зигота
3. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика – это:
а) прорастание
б) опыление
в) оплодотворение
4. Процесс слияния двух гамет – это:
а) прорастание
б) опыление
в) оплодотворение
5. Главные части цветка – это:
а) цветоножка, цветоложе
б) пестик, тычинки
в) двойной околоцветник
6. Оплодотворённая яйцеклетка – это:
а) спора
б) гамета
в) зигота
7. Мужские гаметы цветковых растений – это:
а) cпepмии
б) cпepматозоиды
в) семязачаток
8. Из стенок завязи развивается:
а) семя
б) околоплодник
в) семязачаток
9. Из семязачатков образуются:
а) семена
б) околоплодник
в) плод
10. Процесс размножения, в котором участвуют два родителя – это:
а) вегетативное размножение
б) бесполое
в) пoлoвoе
Критерии оценок:
Количество правильных ответов |
Оценка |
10 | 5 |
9 | 4 |
8 | 4 |
7 | 3 |
6 | 3 |
5 | 3 |
4 | 2 |
3. Коррекция знаний
Рассказы по таблице:
а) “Строение цветка” – один желающий
б) “Строение семян двудольных растений” –
второй желающий. Остальные дети, используя
инструкцию “Критерии оценки устного ответа”
анализируют и оценивают.
(Обратить внимание на то, чтобы использовалась вся информация, изображённая на таблице; каким образом рисунки этих таблиц связаны между собой).
Критерии оценки устного ответа
- Ответ построен по структуре – вступление, основная часть, заключение
- Громкость речи
- Темп речи
- Точность использования необходимых терминов
- Поведение
- Был ли понятен ход рассуждений
- Удерживал ли внимание класса
Оценка “5” – 7 баллов; “4” – 5, 6 баллов; “3” – 4 балла
II Динамическая пауза.
III. Изучение нового материала
1. Постановка проблемных вопросов
Учитель: Многое вы знаете, но не всё. Ответьте:
а) Cпepмий – это… (мужская гамета без жгутика у семенных растений)
б) Сколько cпepмиев в каждой пылинке … (два)
Возникли вопросы:
а) Как cпepмий, не имея жгутика, с рыльца пестика попадает в яйцеклетку, находящуюся в семязачатке завязи?
б) Cпepмиев два. Один сливается с яйцеклеткой, а зачем же нужен второй?
Вот тайна цветковых растений! И открыть её предстоит сейчас вам!
2. Обсуждение проблемных вопросов
“Мозговой” штурм – класс делится на группы, которые обсуждают проблемы и предлагают свои гипотезы(1–2 минуты). Выберите того, кто будет выступать от группы.
Ученики выдвигают свои гипотезы:
а). Cпepмий к яйцеклетке попадает с водой; второй cпepмий используется как запас питательных веществ.
б). Cпepмий к яйцеклетке попадает с растительным соком; второй cпepмий нужен как запасной вариант, вдруг что-то случится с первым.
3. Работа с текстом учебника
Учитель: Молодцы ребята, что думаете, не боитесь выдвигать гипотезы, но оказалось, что знаний пока недостаточно, чтобы раскрыть эту тайну. Обратимся к мудрой книге, к источнику знаний – учебнику (на доске написаны страницы учебника116-117, которые нужно прочитать). Работаем индивидуально, сейчас поможет ваша скорость чтения, умение выделять главное, умение находить ответы на поставленные вопросы. Итак, кто же первым откроет тайну.
Право озвучить тайну (объяснение нового), предоставляем тому, кто первым поднял руку. Ученик начинает рассказ, учитель в это время вывешивает таблицу “Схема двойного оплодотворения цветковых растений”, раскрывает доску, на которой заранее написаны новые термины (напротив изображений на таблице): пыльцевая трубка, зародышевый мешок, центральная клетка (ядро), двойное оплодотворение, 1898 г. – Навашины. Эти термины ученик использует в процессе объяснения нового материала.
4. Закрепление
Так ли это? Смотрим отрывок из видеофильма “Оплодотворение цветковых растений”
Учитель: Ученик оказался прав! Ребята, вы сами открыли удивительную тайну цветковых растений, используя книгу. А настоящими первооткрывателями этой тайны в 1898 году были русские учёные отец и сын Навашины, чем русская наука очень гордится!
IV. Домашнее задание
На доске написано заранее:
- для всех стр.116–117, ответить на вопросы;
- для желающих:
а) красочно оформить синквейн, получится фотография урока
б) в библиотеке найти информацию по учёным Навашиным
V. Рефлексия
Учитель: Все поставленные задачи выполнены, тайна раскрыта. Прошу вас в группах написать синквейн “Тайна цветковых растений”, постарайтесь отразить основные идеи урока.
Синквейн составляется по схеме:
1. Название синквейна
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Фраза на тему
5. Одно существительное
Дети хорошо владеют техникой составления синквейна, делают это быстро. Обсуждаем, у какой группы более удачный вариант.
VI. Озвучиваем ещё раз оценки за урок – за тест, за ответы по таблице, за активную работу на уроке.
Учитель: Всем спасибо за работу на уроке!
Комментарии:
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
01 12 2023 18:21:15
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
30 11 2023 4:55:58
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
29 11 2023 22:51:48
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
28 11 2023 11:24:14
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
27 11 2023 10:33:15
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
26 11 2023 9:53:58
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
25 11 2023 1:18:55
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
24 11 2023 16:13:42
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
23 11 2023 17:23:43
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
22 11 2023 16:54:59
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
21 11 2023 20:30:57
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
20 11 2023 16:44:31
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
19 11 2023 9:29:50
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
18 11 2023 11:55:46
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
17 11 2023 1:50:29
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
16 11 2023 1:26:11
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
15 11 2023 15:25:39
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
14 11 2023 18:48:46
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
13 11 2023 12:41:44
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
12 11 2023 4:39:34
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
11 11 2023 12:28:22
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
10 11 2023 11:21:58
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
09 11 2023 4:55:36
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
08 11 2023 9:56:40
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
07 11 2023 22:10:22
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
06 11 2023 2:31:53
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
05 11 2023 0:28:50
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
04 11 2023 18:45:45
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
03 11 2023 11:44:32
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
02 11 2023 5:45:35
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
01 11 2023 12:53:45
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
31 10 2023 1:12:11
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
30 10 2023 17:32:22
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
29 10 2023 7:50:26
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
28 10 2023 0:56:32
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
27 10 2023 23:10:36
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
26 10 2023 0:25:35
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
25 10 2023 23:52:21
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
24 10 2023 21:27:56
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
23 10 2023 23:35:20
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
22 10 2023 7:37:22
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
21 10 2023 20:58:53
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
20 10 2023 20:20:52
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
19 10 2023 9:25:21
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
18 10 2023 2:57:15
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
17 10 2023 17:21:10
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
16 10 2023 4:51:26
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
15 10 2023 8:41:15
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
14 10 2023 8:45:38
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
13 10 2023 12:42:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::