Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"
Задачи урока:
- Раскрыть особенности внешнего строения, связанные с жизнью в воде и на суше. Установить происхождение от древних кистеперых рыб, показать особенности размножения.
- Познакомить с многообразием земноводных в связи с приспособленностью их к среде обитания. Развивать навыки определения места в системе животного мира.
- Показать значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Источники информации: Фрагменты из видеофильма “Класс Земноводные”, текст и рис. учебника 98-104 стр. 115-121. Таблица “Размножение и развитие лягушки”. Влажные препараты лягушки, тритона; таблицы, рисунки “Портретная галерея”.
Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.
Планируемые результаты:
- Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни.
- Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой.
- Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных.
- Учащиеся узнают о происхождении Земноводных.
- Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изучение нового материала и частичное его закрепление.
1. Вступительное слово учителя.
а) Говорю о том, что познакомились с
особенностями строения и образом жизни водных –
рыбами.
б) Предлагаю рассмотреть рис. учебника № 98, 100, 101
стр. 116-118, пленку кодоскопа, таблицу – беседа по
вопросам, решение проблемных задач.
Можно ли изображенных животных отнести к классу рыбы?
Выслушиваю ответы учащихся. Приходим к выводу, что эти животные объединены в класс Земноводные, или Амфибии.
Где можно встретить этих животных?
Что может означать название класса?
Амфибии – с греческого – с обеих сторон “Двоякоживущие”, а русское название четко указывает на среды обитания: земно – суша, водные – вода. Этих животных вы не раз брали в руки, а кто-то и бросал в них камни, даже убивал.
Почему? Какие чувства вы при этом испытываете?
2. Сообщение темы и постановка задач урока.
А вот какие они на самом деле, мы узнаем с вами сегодня на уроке
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии.
а) Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы.
Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, используя кодоскоп).
Ответ учащихся:
- Мясистые, разросшиеся скелетные образования,
парные плавники – конечности, снабженные мощной
мускулатурой.
- При пересыхании водоема могут переходить на
легочное дыхание.
б) Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.
Какие проблемы они должны были решить?
- Дыхание кислородом воздуха.
- Проблема кожных покровов.
- Возросшее действие силы тяжести.
- Изменение хаpaктера передвижения.
- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).
- Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.).
- Приспособленность к нeблагоприятным условиям (понижение температуры).
- Поиск и добыча пищи.
Как же они решили эти проблемы?
в) Работа в группах по инструктивным карточкам.
- Инструктаж по выполнению самостоятельной
работы с учебником §24 и влажными препаратами
(инструктивные карточки №1, №2, №3, №4
прилагаются).
- По ходу учащиеся заполняют таблицу.
Черты приспособленности Земноводных
К наземной среде | К водной среде |
Влажная, гoлая кожа обеспечивает кожное дыхание | Плавательная перепонка между пальцами задних конечностей |
Ноздри, легкие | Кожное дыхание |
Баpaбанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха | Размножение возможно в воде |
Веки защищают от засорения и высыхания глаза | |
Свободные конечности для передвижения. |
Учащиеся от каждой группы сообщают итоги работы и по ходу создают макет лягушки (на доске из деталей, заготовленных заранее).
Читаю отрывок из стихотворения:
Ну, кто говорит, что лягушки уpoды!
Он должен, наверно, себе уяснить
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у живого – чтобы жить.
(Л.Гайнулина).
3. Многообразие Земноводных.
а) определить место Земноводных в системе животного мира (работа с тетрадью и таблицей “Развитие органического мира”
б) Всего 4 тыс. видов
Отряды:
- Бесхвостые – 2100 видов.
- Хвостатые – 280 видов.
- Безногие – 60 видов.
в) экскурсия в портретную галерею. Ученик рассказывает о Земноводных по рисункам, вывешенным на доске, или с использованием фрагментов из учебного фильма.
4. Значение Земноводных в природе и жизни человека.
К каким последствиям может привести исчезновение Земноводных с лица Земли?
Ответы учащихся, дополнения учителя:
Лягушки – это объект научной и экспериментальной работы.
Опыты с лягушками помогли сделать ряд научных открытий. Знаменитые ученые 18 века Гальвани и Вольта обнаружили электричество у животных. И.М.Сеченов изучал работу мозга.
По типу строения органа зрения человек сконструировал приборы слежения за полетами самолетов, сортировки писем, открыток и ряд других предметов. Один из них находится у меня в черном ящике. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задней конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. Французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания). Лягушка одна из первых среди позвоночных побывала в космосе.
А сколько лягушек – бесчисленно много.
Их можно считать и считать без конца.
Отдали науке лягушечьи ноги
На пользу науке отдали сердца.
Лягушкам установлены памятники: первый - в Парижском университете в 19 веке, второй - в Токио с 1960-1968 гг. – на деньги студентов медиков. Это дань уважения лягушкам.
5. Охрана Земноводных.
Легко ли живется Земноводным?
Хозяйственная деятельность человека пагубно на них влияет:
- Земляные работы;
- Вырубка лесов;
- Осушение болот;
- Загрязнение водоемов;
- Выпас скота.
Приводит к катастрофическому исчезновению естественного местообитания.
- 33 вида на грани исчезновения - они занесены в
Международную Красную Книгу.
- 8 видов – в Красную Книгу России (жаба
камышовая, крестовка кавказская, тритон
альпийский, чесночница сирийская, тритон
карпатский, тритон малоазиатский, саламaндра
кавказская, тритон костистый).
Вывешивается плакат по охране Земноводных.
III. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Изменилось ли ваше отношение к Земноводным?
И если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей:
“Лягушка, прости!”
Выставление оценок.
Д/з: §24, з. 2,4,7.
Приложение.
Комментарии:
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
07 02 2025 22:40:36
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
06 02 2025 20:31:50

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
05 02 2025 9:42:50
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
04 02 2025 19:34:30
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
03 02 2025 3:45:46
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
02 02 2025 14:22:49
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
01 02 2025 21:57:18
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
31 01 2025 9:16:26
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
30 01 2025 1:17:19
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
29 01 2025 7:26:39
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
28 01 2025 9:27:27
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
27 01 2025 13:40:44
На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....
26 01 2025 1:56:40
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
25 01 2025 21:15:24
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
24 01 2025 13:23:37
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
23 01 2025 7:53:44
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
22 01 2025 3:43:51
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
21 01 2025 13:18:31
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
20 01 2025 19:45:36
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
19 01 2025 18:53:55
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
18 01 2025 15:14:47
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
17 01 2025 1:25:10
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
16 01 2025 4:30:57
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
15 01 2025 4:35:16
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
14 01 2025 2:57:53
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
13 01 2025 22:14:36
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
12 01 2025 12:40:22
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
11 01 2025 22:38:39
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
10 01 2025 19:44:53
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
09 01 2025 3:12:53
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
08 01 2025 3:17:45
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
07 01 2025 20:54:52
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
06 01 2025 16:50:30

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
05 01 2025 6:14:22
На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....
04 01 2025 8:42:14
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
03 01 2025 13:25:11
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
02 01 2025 7:56:25
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
01 01 2025 23:37:52
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
31 12 2024 6:53:13
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
30 12 2024 20:53:31
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
29 12 2024 5:55:44
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
28 12 2024 23:35:55
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
...
27 12 2024 3:44:11
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
26 12 2024 18:55:29
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
25 12 2024 10:15:32

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
24 12 2024 3:12:47
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
23 12 2024 6:40:11
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
22 12 2024 16:37:10
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
21 12 2024 7:18:21
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
20 12 2024 21:31:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::