Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"
Задачи урока:
- Раскрыть особенности внешнего строения, связанные с жизнью в воде и на суше. Установить происхождение от древних кистеперых рыб, показать особенности размножения.
- Познакомить с многообразием земноводных в связи с приспособленностью их к среде обитания. Развивать навыки определения места в системе животного мира.
- Показать значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Источники информации: Фрагменты из видеофильма “Класс Земноводные”, текст и рис. учебника 98-104 стр. 115-121. Таблица “Размножение и развитие лягушки”. Влажные препараты лягушки, тритона; таблицы, рисунки “Портретная галерея”.
Тип урока: Урок изучения и частичного закрепления знаний.
Планируемые результаты:
- Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности земноводных, в связи с образом жизни.
- Учащиеся должны понимать, что особенности размножения и развития связаны с водной средой.
- Учащиеся узнают о многообразии Земноводных, их роли в природе и жизни человека, об охране этих животных.
- Учащиеся узнают о происхождении Земноводных.
- Развивать умения сравнивать и определять принадлежность и место в царстве “Животные”.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изучение нового материала и частичное его закрепление.
1. Вступительное слово учителя.
а) Говорю о том, что познакомились с
особенностями строения и образом жизни водных –
рыбами.
б) Предлагаю рассмотреть рис. учебника № 98, 100, 101
стр. 116-118, пленку кодоскопа, таблицу – беседа по
вопросам, решение проблемных задач.
Можно ли изображенных животных отнести к классу рыбы?
Выслушиваю ответы учащихся. Приходим к выводу, что эти животные объединены в класс Земноводные, или Амфибии.
Где можно встретить этих животных?
Что может означать название класса?
Амфибии – с греческого – с обеих сторон “Двоякоживущие”, а русское название четко указывает на среды обитания: земно – суша, водные – вода. Этих животных вы не раз брали в руки, а кто-то и бросал в них камни, даже убивал.
Почему? Какие чувства вы при этом испытываете?
2. Сообщение темы и постановка задач урока.
А вот какие они на самом деле, мы узнаем с вами сегодня на уроке
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии.
а) Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили кистеперые рыбы.
Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, используя кодоскоп).
Ответ учащихся:
- Мясистые, разросшиеся скелетные образования,
парные плавники – конечности, снабженные мощной
мускулатурой.
- При пересыхании водоема могут переходить на
легочное дыхание.
б) Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.
Какие проблемы они должны были решить?
- Дыхание кислородом воздуха.
- Проблема кожных покровов.
- Возросшее действие силы тяжести.
- Изменение хаpaктера передвижения.
- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).
- Привыкание к окружающей среде (органы слуха, зрения, обоняния и др.).
- Приспособленность к нeблагоприятным условиям (понижение температуры).
- Поиск и добыча пищи.
Как же они решили эти проблемы?
в) Работа в группах по инструктивным карточкам.
- Инструктаж по выполнению самостоятельной
работы с учебником §24 и влажными препаратами
(инструктивные карточки №1, №2, №3, №4
прилагаются).
- По ходу учащиеся заполняют таблицу.
Черты приспособленности Земноводных
К наземной среде | К водной среде |
Влажная, гoлая кожа обеспечивает кожное дыхание | Плавательная перепонка между пальцами задних конечностей |
Ноздри, легкие | Кожное дыхание |
Баpaбанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха | Размножение возможно в воде |
Веки защищают от засорения и высыхания глаза | |
Свободные конечности для передвижения. |
Учащиеся от каждой группы сообщают итоги работы и по ходу создают макет лягушки (на доске из деталей, заготовленных заранее).
Читаю отрывок из стихотворения:
Ну, кто говорит, что лягушки уpoды!
Он должен, наверно, себе уяснить
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у живого – чтобы жить.
(Л.Гайнулина).
3. Многообразие Земноводных.
а) определить место Земноводных в системе животного мира (работа с тетрадью и таблицей “Развитие органического мира”
б) Всего 4 тыс. видов
Отряды:
- Бесхвостые – 2100 видов.
- Хвостатые – 280 видов.
- Безногие – 60 видов.
в) экскурсия в портретную галерею. Ученик рассказывает о Земноводных по рисункам, вывешенным на доске, или с использованием фрагментов из учебного фильма.
4. Значение Земноводных в природе и жизни человека.
К каким последствиям может привести исчезновение Земноводных с лица Земли?
Ответы учащихся, дополнения учителя:
Лягушки – это объект научной и экспериментальной работы.
Опыты с лягушками помогли сделать ряд научных открытий. Знаменитые ученые 18 века Гальвани и Вольта обнаружили электричество у животных. И.М.Сеченов изучал работу мозга.
По типу строения органа зрения человек сконструировал приборы слежения за полетами самолетов, сортировки писем, открыток и ряд других предметов. Один из них находится у меня в черном ящике. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задней конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. Французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания). Лягушка одна из первых среди позвоночных побывала в космосе.
А сколько лягушек – бесчисленно много.
Их можно считать и считать без конца.
Отдали науке лягушечьи ноги
На пользу науке отдали сердца.
Лягушкам установлены памятники: первый - в Парижском университете в 19 веке, второй - в Токио с 1960-1968 гг. – на деньги студентов медиков. Это дань уважения лягушкам.
5. Охрана Земноводных.
Легко ли живется Земноводным?
Хозяйственная деятельность человека пагубно на них влияет:
- Земляные работы;
- Вырубка лесов;
- Осушение болот;
- Загрязнение водоемов;
- Выпас скота.
Приводит к катастрофическому исчезновению естественного местообитания.
- 33 вида на грани исчезновения - они занесены в
Международную Красную Книгу.
- 8 видов – в Красную Книгу России (жаба
камышовая, крестовка кавказская, тритон
альпийский, чесночница сирийская, тритон
карпатский, тритон малоазиатский, саламaндра
кавказская, тритон костистый).
Вывешивается плакат по охране Земноводных.
III. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Изменилось ли ваше отношение к Земноводным?
И если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей:
“Лягушка, прости!”
Выставление оценок.
Д/з: §24, з. 2,4,7.
Приложение.
Комментарии:
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
31 08 2025 17:11:56
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
30 08 2025 15:34:22

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
29 08 2025 16:16:31
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
28 08 2025 22:16:51
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
27 08 2025 23:21:50
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
26 08 2025 16:27:39
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
25 08 2025 3:38:41

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
24 08 2025 6:49:40
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
23 08 2025 23:30:40
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
22 08 2025 11:10:33

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
21 08 2025 15:11:40
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
20 08 2025 21:45:45
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
19 08 2025 8:40:18
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
18 08 2025 14:13:34
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
17 08 2025 2:52:33
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
16 08 2025 3:35:47
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
15 08 2025 11:25:49
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
14 08 2025 7:32:14
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
13 08 2025 6:47:49
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
12 08 2025 4:19:34
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
11 08 2025 11:12:26
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
10 08 2025 14:41:53
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
09 08 2025 13:48:58
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
08 08 2025 20:28:36
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
07 08 2025 6:21:26
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
06 08 2025 1:51:43
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
05 08 2025 20:28:43
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
04 08 2025 23:10:40
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
03 08 2025 10:22:45
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
02 08 2025 3:13:27
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
01 08 2025 16:28:20
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
31 07 2025 22:10:12
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
...
30 07 2025 13:56:54
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
29 07 2025 1:56:52
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
28 07 2025 6:28:58
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
27 07 2025 15:21:40
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология".
...
26 07 2025 18:45:29
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
25 07 2025 18:54:39
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
24 07 2025 0:59:32
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
23 07 2025 16:41:25
Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....
22 07 2025 23:24:18
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
21 07 2025 3:51:12
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
20 07 2025 20:43:26
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
19 07 2025 9:21:18
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
18 07 2025 4:47:33
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
17 07 2025 5:20:34
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
16 07 2025 8:11:37
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся.
...
15 07 2025 23:15:53
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
14 07 2025 10:11:18
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал.
...
13 07 2025 23:49:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::