Тема урока: "Биосинтез белков" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

Цели и задачи урока:

  1. Закрепить знания о гене, генетическом ходе;
  2. Сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах.
  3. Сформировать умение использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии.
  4. Обеспечить восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала.
  5. Создание условий для усвоения учащимися программного материала на разных уровнях обучения (запоминание и репродуктивное воспроизведение знаний, понимание, применение, обобщение и систематизация).

Оборудование: таблицы “Синтез белка”, “Строение белков”, “Генетический код”, “Аминокислоты”, “Магнитная доска и динамическое оборудование по синтезу белка”.

ХОД УРОКА

I. Мотивация.

Вступительное слово учителя. 

Урок начинается со стихов Семена Яковлевича Надсона:

Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой
Великое смешав с ничтожным и смешным.

Эти строки позволяют задуматься над вопросом, который всегда волновал людей: что такое жизнь? Мы сегодня с вами рассмотрим жизнь с точки зрения биологии. Еще Ф. Энгельс в работе “Антидюринг” дал жизни такое определение: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Это определение, данное более ста лет назад не устарело и в наше время.

II. Первичное осознание.

Ребята, у нас с вами сегодня урок – деловая игра. Представьте себе, что вы попали в будущее, перенеслись вперед на 20-30 лет. Перед вами большой биохимический завод по производству белка. Вы знаете, что в настоящее время таких заводов нет, т.к. синтез белка в искусственных условиях крайне сложен. Первая белковая молекула была искусственно синтезирована в лаборатории в начале 50-х годов. Это был инсулин, полипептидная цепь которого состоит всего из 51 аминокислотного остатка. Для его синтеза потребовалось провести около 5000 операций. В этой работе принимали участие 10 человек в течение трех лет. Как видите, в лабораторных условиях синтез белка требует огромных усилий, времени и средств. По этой причине синтез белка в промышленных масштабах еще не ведется, а в живой клетке синтез одно молекулы белка, состоящий из 200-300 аминокислотных звеньев, завершается очень быстро в 1-2 минуты. Почему в искусственных условиях синтез белка очень сложен, а в живых организмах он протекает очень быстро? Это вопрос для вас, на который вы мне ответите в конце урока, после того как вы побываете на заводе и мы разберем технологию синтеза белка. Прежде чем попасть на завод вы должны предъявить пропуск, т.к. завод будущего, то и пропуск необычный. Им служат ваши знания основных понятий, связанных с синтезом белка. Не знающих на завод не пропускают. Мы надеемся, что когда-нибудь в России начнет цениться образование, и на таких заводах будут работать люди высокой квалификации.

Игра-цепочка. Учащиеся задают по очереди друг другу вопросы и сразу отвечают на них.

Теперь мы на территории завода. Сейчас нас инженер завода познакомит с ассортиментом выпускаемой продукции. В роли инженера выступает ученик.

– Наш завод выпускает много различных видов белков, которые используются в разных отраслях народного хозяйства: медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. В первую очередь перечислю белки, которое помогают человеку при лечении многих серьезных заболеваний:

  1. Лимфотоксин – белок, убивающий опухолевые клетки. Лимфотоксин убивает только опухолевые клетки и при этом не оказывает вредного воздействия на нормальные клетки.
  2. Интерферон – белок, обладающий противовирусным действием. Он с успехом применяется для лечения гепатита и гриппа.
  3. Инсулин – белок, который контролирует содержание сахара в крови. Инсулин применяется в медицине для лечения сахарного диабета, заболевания, хаpaктеризующегося недостаточным содержанием инсулина в организме больных.
  4. Гормон роста – белок, который регулирует рост человека. При недостатке этого гормона у человека развивается карликовость.
  5. Иммуноглобулины – белки, которые являются средством защиты организма. Они выполняют роль антител, т.е. ведут борьбу с бактериями и вирусами, нейтрализуют выделяемые ими токсины.
  6. Альбумины – белки, которые выполняют трaнcпортную функцию. В организме человека они переносят витамины, гормоны, микроэлементы.
  7. Гемоглобин – белок, который трaнcпортирует кислород. Он соединяясь с кислородом доставляет его ко всем клеткам.
  8. Ферменты – это группа белков, благодаря которым возможен быстрый синтез всех других белков.
  9. Группа белков, которые являются ценной пищевой добавкой при выращивании животных в животноводстве.

Это далеко не весь перечень той продукции, которую выпускает наш завод.

Я рассказала вам о наиболее старых, отработанных технологиях. Но в настоящее время ведутся разработки по выпуску многих новых белков, которые будут широко использоваться для получения искусственных продуктов питания. А сейчас я вас приглашаю в цех генной инженерии. Именно с него и начинается появление белка, здесь закладываются программы синтеза белка. Как это все происходит, вам расскажет научный сотрудник (ученик класса).

– Прежде чем синтезировать белок необходимо иметь информацию о строении белка. Всем известно, что белки состоят из аминокислот. Но от последовательности аминокислот зависит структура белка. Как узнать порядок расположения аминокислот. Это информация зашифрована в молекулах. ДНК в любой клетке организма. Почти для всех белков код расшифрован. В нашей лаборатории мы переносим код белка с молекулы ДНК на другую нуклеиновую кислоту и – РНК, т.к. синтез белка идет на основе и – РНК. Получается мы искусственно выстраиваем цепочку и – РНК из нуклеотидов на основе молекулы ДНК по принципу комплиментарности. Сейчас я вам покажу наглядно, как это все происходит. Допустим, наша молекула ДНК имеет следующий состав нуклеидов:

АГЦ – ТЦА – ГТЦ

ДНК ТЦГ – АГТ – ЦАГ

И – РНК АГЦ – УЦА – ГУЦ

Знаем, что и – РНК состоит из тех же нуклеидов, что и ДНК, только в ней нет тимина, вместо него урацил. Аденин комплементарен тимину, а цитозин – гуанину. Комплементарен – это значит подходит как ключ к замку, т.е. точное соответствие. Процесс образования и-РНК называется трaнcкрипцией. По длине каждая молекула и-РНК в сотни раз короче ДНК. И-РНК – копия не всей молекулы ДНК, только части ее, одного гена, несущего информацию о структуре одного белка. Поэтому в нашем цехе генной инженерии синтезируются и-РНК, в которых заложена программа о синтезе белка. О том, как идет процесс сборки белковой молекулы вы познакомитесь в следующем цеху нашего завода.

Далее в роли технолога цеха сборки белков выступает учитель.

– Я вам расскажу как непосредственно идет сборка белковой молекулы как аминокислоты соединяются друг с другом. Из цеха генной инженерии к нам поступают готовые и-РНК на основе которых и идет синтез белка. Допустим нам надо синтезировать белок, информация о котором заложена в следующий и-РНК: ЦУУ – УЦУ– АУТ.

К и-РНК подходит рибосома и запрыгивает на нее. Аминокислоты, из которых синтезируются белки, доставляются к рибосомам с помощью специальных т– РНК. Это небольшие молекулы, которые по форме напоминают лист клевера. В клетке имеется 20 – РНК, т.к. 20 аминокислот. Для каждой аминокислоты своя т-РНК. На вершине каждой т – РНК имеется последовательность из трех нуклеотидов, комплементарных кодонам и – РНК. Последовательность нуклеотидов в структуре т – РНК называют антикодонам. С помощью ферментов каждая т – РНК присоединяет к себе определенную, свою аминокислоту. Это первый этап синтеза белка.

Затем т-РНК приносит аминокислоту в рибосому, соединяется с и-РНК по принципу комплементарности отрывается от аминокислоты. Это второй этап синтеза белка.

На третьем этапе фермент синтеза присоединяет оторвавшуюся от -РНК аминокислоту к растущей полипептидной цепи. Когда на и-РНК встречается один из триплетов УГА – УАГ – УАА это означает, что синтез белка завершен. Готовая цепь белка отходит от рибосомы. Для увеличения выхода производства белка по одной и-РНК движутся сразу несколько рибосом и поэтому почти одновременно синтезируются несколько молекул. Все реакции при синтезе белка идут в присутствии ферментов, которые ускоряют реакции. И поэтому синтез белка идет очень быстро. Сам синтез белка называется трaнcляцией.

III. Первичная проверка понимания (работа строится по технологии деловой игры).

А сейчас я думаю вам интересно самим принять участие в процессе синтеза белка. Вы сейчас разделитесь на группы по 2 человека и каждой группе я дам задание по построению белка. Как только вы будете готовы, вы сразу выходите к доске и начинаете пpaктически это осуществлять, т.к. жизнь это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами. Жизнь и белок – понятия взаимосвязанные.

Учащимся сообщаются цели урока, которые они формируют сами.

ЗАДАНИЯ

  1. Постройте начало цепочки белковой молекулы, использующейся как кормовая добавка в животноводстве по известной цепочке молекулы ДНК:
  2. ЦТА – ГАА – ТТТ – АГА – ТГА.

  3. Дана цепь ДНК: ГТТ – ЦТА – ААА – ГЦА. Определите:
  4. А) первичную структуру белка, закодированную в этой цепи;
    Б) количество (в %) различных нуклеотидов в этом гене (в двух цепях) ;
    В) Длину этого гена.

  5. Дана полипептидная цепь белка:
  6. ПРО – ГЛУН – ЛИЗ – СЕР. Определите структуру соответствующих цепей ДНК.

  7. Дана цепь и-РНК:
  8. ЦУУ – ААА – ЦЦУ – ГГУ. Определите первичную структуру белка, закодированную в этой цепи.

  9. Дана полипептидная цепь белка:
    АЛА – ГЛИ – ЛИЗ – ТИР … Определите структуру соответствующей цепи и-РНК.

В конце урока учащиеся отвечают на проблемные вопрос и формулируют выводы.

IV. Рефлексия.

Индивидуальная работа по написанию синквейна (это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований).

Правила написания синквейна:

  • понятие (одно слово) ;
  • прилагательные (два слова) ;
  • глаголы (три слова) ;
  • предложение (из четырех слов) ;
  • 5 существительное (одно слово).

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание по выбору учащихся 1 из 5.

  1. Компьютерная презентация \" Синтез белка\" Ур \"С\".
  2. Таблица \"Значение синтеза белка\" Ур \"А\".
  3. Тест \"Синтез белка\" Ур \"В\".
  4. Сообщение о значении искусственного биосинтеза белка. Ур \"В\".
  5. Создать свою презентацию по теме \"Синтез белка\" Ур \"С\".



Комментарии:

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

27 11 2024 13:51:48

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

26 11 2024 4:53:14

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

25 11 2024 0:36:31

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

24 11 2024 5:24:41

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

23 11 2024 6:36:48

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

22 11 2024 15:21:22

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

21 11 2024 22:18:18

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

20 11 2024 8:37:55

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

19 11 2024 23:29:40

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

18 11 2024 1:32:23

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

17 11 2024 1:22:16

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

16 11 2024 10:42:49

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

15 11 2024 17:52:38

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

14 11 2024 21:27:24

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

13 11 2024 10:48:14

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

12 11 2024 11:15:29

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"


    Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

      Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

11 11 2024 19:12:19

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

10 11 2024 0:13:21

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

09 11 2024 16:35:38

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

08 11 2024 21:58:16

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

07 11 2024 18:26:35

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

06 11 2024 1:33:25

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

05 11 2024 6:18:27

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

04 11 2024 6:28:48

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

03 11 2024 3:53:38

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

02 11 2024 19:43:59

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

01 11 2024 21:35:47

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

31 10 2024 7:17:12

Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)


    Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)

      Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....

30 10 2024 13:42:49

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

29 10 2024 22:23:12

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

28 10 2024 22:32:38

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

27 10 2024 16:53:14

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

26 10 2024 12:56:46

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"


    Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

      В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

25 10 2024 5:27:43

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

24 10 2024 12:22:36

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

23 10 2024 12:28:56

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

22 10 2024 5:51:57

Урок биологии. Тема: "Хаpaктерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

21 10 2024 18:12:48

Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"


    Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"

      Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...

20 10 2024 18:37:20

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

19 10 2024 14:39:54

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

18 10 2024 20:45:59

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

17 10 2024 4:44:35

Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

16 10 2024 5:50:33

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

15 10 2024 17:46:50

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

14 10 2024 14:32:35

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

13 10 2024 9:59:28

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

12 10 2024 6:35:58

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

11 10 2024 12:10:31

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

10 10 2024 15:22:29

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

09 10 2024 2:23:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::