Тема урока: "Биосинтез белков"
Цели и задачи урока:
- Закрепить знания о гене, генетическом ходе;
- Сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах.
- Сформировать умение использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии.
- Обеспечить восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала.
- Создание условий для усвоения учащимися программного материала на разных уровнях обучения (запоминание и репродуктивное воспроизведение знаний, понимание, применение, обобщение и систематизация).
Оборудование: таблицы “Синтез белка”, “Строение белков”, “Генетический код”, “Аминокислоты”, “Магнитная доска и динамическое оборудование по синтезу белка”.
ХОД УРОКА
I. Мотивация.
Вступительное слово учителя.
Урок начинается со стихов Семена Яковлевича Надсона:
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой
Великое смешав с ничтожным и смешным.
Эти строки позволяют задуматься над вопросом, который всегда волновал людей: что такое жизнь? Мы сегодня с вами рассмотрим жизнь с точки зрения биологии. Еще Ф. Энгельс в работе “Антидюринг” дал жизни такое определение: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Это определение, данное более ста лет назад не устарело и в наше время.
II. Первичное осознание.
Ребята, у нас с вами сегодня урок – деловая игра. Представьте себе, что вы попали в будущее, перенеслись вперед на 20-30 лет. Перед вами большой биохимический завод по производству белка. Вы знаете, что в настоящее время таких заводов нет, т.к. синтез белка в искусственных условиях крайне сложен. Первая белковая молекула была искусственно синтезирована в лаборатории в начале 50-х годов. Это был инсулин, полипептидная цепь которого состоит всего из 51 аминокислотного остатка. Для его синтеза потребовалось провести около 5000 операций. В этой работе принимали участие 10 человек в течение трех лет. Как видите, в лабораторных условиях синтез белка требует огромных усилий, времени и средств. По этой причине синтез белка в промышленных масштабах еще не ведется, а в живой клетке синтез одно молекулы белка, состоящий из 200-300 аминокислотных звеньев, завершается очень быстро в 1-2 минуты. Почему в искусственных условиях синтез белка очень сложен, а в живых организмах он протекает очень быстро? Это вопрос для вас, на который вы мне ответите в конце урока, после того как вы побываете на заводе и мы разберем технологию синтеза белка. Прежде чем попасть на завод вы должны предъявить пропуск, т.к. завод будущего, то и пропуск необычный. Им служат ваши знания основных понятий, связанных с синтезом белка. Не знающих на завод не пропускают. Мы надеемся, что когда-нибудь в России начнет цениться образование, и на таких заводах будут работать люди высокой квалификации.
Игра-цепочка. Учащиеся задают по очереди друг другу вопросы и сразу отвечают на них.
Теперь мы на территории завода. Сейчас нас инженер завода познакомит с ассортиментом выпускаемой продукции. В роли инженера выступает ученик.
– Наш завод выпускает много различных видов белков, которые используются в разных отраслях народного хозяйства: медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. В первую очередь перечислю белки, которое помогают человеку при лечении многих серьезных заболеваний:
- Лимфотоксин – белок, убивающий опухолевые клетки. Лимфотоксин убивает только опухолевые клетки и при этом не оказывает вредного воздействия на нормальные клетки.
- Интерферон – белок, обладающий противовирусным действием. Он с успехом применяется для лечения гепатита и гриппа.
- Инсулин – белок, который контролирует содержание сахара в крови. Инсулин применяется в медицине для лечения сахарного диабета, заболевания, хаpaктеризующегося недостаточным содержанием инсулина в организме больных.
- Гормон роста – белок, который регулирует рост человека. При недостатке этого гормона у человека развивается карликовость.
- Иммуноглобулины – белки, которые являются средством защиты организма. Они выполняют роль антител, т.е. ведут борьбу с бактериями и вирусами, нейтрализуют выделяемые ими токсины.
- Альбумины – белки, которые выполняют трaнcпортную функцию. В организме человека они переносят витамины, гормоны, микроэлементы.
- Гемоглобин – белок, который трaнcпортирует кислород. Он соединяясь с кислородом доставляет его ко всем клеткам.
- Ферменты – это группа белков, благодаря которым возможен быстрый синтез всех других белков.
- Группа белков, которые являются ценной пищевой добавкой при выращивании животных в животноводстве.
Это далеко не весь перечень той продукции, которую выпускает наш завод.
Я рассказала вам о наиболее старых, отработанных технологиях. Но в настоящее время ведутся разработки по выпуску многих новых белков, которые будут широко использоваться для получения искусственных продуктов питания. А сейчас я вас приглашаю в цех генной инженерии. Именно с него и начинается появление белка, здесь закладываются программы синтеза белка. Как это все происходит, вам расскажет научный сотрудник (ученик класса).
– Прежде чем синтезировать белок необходимо иметь информацию о строении белка. Всем известно, что белки состоят из аминокислот. Но от последовательности аминокислот зависит структура белка. Как узнать порядок расположения аминокислот. Это информация зашифрована в молекулах. ДНК в любой клетке организма. Почти для всех белков код расшифрован. В нашей лаборатории мы переносим код белка с молекулы ДНК на другую нуклеиновую кислоту и – РНК, т.к. синтез белка идет на основе и – РНК. Получается мы искусственно выстраиваем цепочку и – РНК из нуклеотидов на основе молекулы ДНК по принципу комплиментарности. Сейчас я вам покажу наглядно, как это все происходит. Допустим, наша молекула ДНК имеет следующий состав нуклеидов:
АГЦ – ТЦА – ГТЦ
ДНК ТЦГ – АГТ – ЦАГ
И – РНК АГЦ – УЦА – ГУЦ
Знаем, что и – РНК состоит из тех же нуклеидов, что и ДНК, только в ней нет тимина, вместо него урацил. Аденин комплементарен тимину, а цитозин – гуанину. Комплементарен – это значит подходит как ключ к замку, т.е. точное соответствие. Процесс образования и-РНК называется трaнcкрипцией. По длине каждая молекула и-РНК в сотни раз короче ДНК. И-РНК – копия не всей молекулы ДНК, только части ее, одного гена, несущего информацию о структуре одного белка. Поэтому в нашем цехе генной инженерии синтезируются и-РНК, в которых заложена программа о синтезе белка. О том, как идет процесс сборки белковой молекулы вы познакомитесь в следующем цеху нашего завода.
Далее в роли технолога цеха сборки белков выступает учитель.
– Я вам расскажу как непосредственно идет сборка белковой молекулы как аминокислоты соединяются друг с другом. Из цеха генной инженерии к нам поступают готовые и-РНК на основе которых и идет синтез белка. Допустим нам надо синтезировать белок, информация о котором заложена в следующий и-РНК: ЦУУ – УЦУ– АУТ.
К и-РНК подходит рибосома и запрыгивает на нее. Аминокислоты, из которых синтезируются белки, доставляются к рибосомам с помощью специальных т– РНК. Это небольшие молекулы, которые по форме напоминают лист клевера. В клетке имеется 20 – РНК, т.к. 20 аминокислот. Для каждой аминокислоты своя т-РНК. На вершине каждой т – РНК имеется последовательность из трех нуклеотидов, комплементарных кодонам и – РНК. Последовательность нуклеотидов в структуре т – РНК называют антикодонам. С помощью ферментов каждая т – РНК присоединяет к себе определенную, свою аминокислоту. Это первый этап синтеза белка.
Затем т-РНК приносит аминокислоту в рибосому, соединяется с и-РНК по принципу комплементарности отрывается от аминокислоты. Это второй этап синтеза белка.
На третьем этапе фермент синтеза присоединяет оторвавшуюся от -РНК аминокислоту к растущей полипептидной цепи. Когда на и-РНК встречается один из триплетов УГА – УАГ – УАА это означает, что синтез белка завершен. Готовая цепь белка отходит от рибосомы. Для увеличения выхода производства белка по одной и-РНК движутся сразу несколько рибосом и поэтому почти одновременно синтезируются несколько молекул. Все реакции при синтезе белка идут в присутствии ферментов, которые ускоряют реакции. И поэтому синтез белка идет очень быстро. Сам синтез белка называется трaнcляцией.
III. Первичная проверка понимания (работа строится по технологии деловой игры).
А сейчас я думаю вам интересно самим принять участие в процессе синтеза белка. Вы сейчас разделитесь на группы по 2 человека и каждой группе я дам задание по построению белка. Как только вы будете готовы, вы сразу выходите к доске и начинаете пpaктически это осуществлять, т.к. жизнь это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами. Жизнь и белок – понятия взаимосвязанные.
Учащимся сообщаются цели урока, которые они формируют сами.
ЗАДАНИЯ
- Постройте начало цепочки белковой молекулы, использующейся как кормовая добавка в животноводстве по известной цепочке молекулы ДНК:
- Дана цепь ДНК: ГТТ – ЦТА – ААА – ГЦА. Определите:
- Дана полипептидная цепь белка:
- Дана цепь и-РНК:
- Дана полипептидная цепь белка:
АЛА – ГЛИ – ЛИЗ – ТИР … Определите структуру соответствующей цепи и-РНК.
ЦТА – ГАА – ТТТ – АГА – ТГА.
А) первичную структуру белка, закодированную в
этой цепи;
Б) количество (в %) различных нуклеотидов в этом
гене (в двух цепях) ;
В) Длину этого гена.
ПРО – ГЛУН – ЛИЗ – СЕР. Определите структуру соответствующих цепей ДНК.
ЦУУ – ААА – ЦЦУ – ГГУ. Определите первичную структуру белка, закодированную в этой цепи.
В конце урока учащиеся отвечают на проблемные вопрос и формулируют выводы.
IV. Рефлексия.
Индивидуальная работа по написанию синквейна (это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований).
Правила написания синквейна:
- понятие (одно слово) ;
- прилагательные (два слова) ;
- глаголы (три слова) ;
- предложение (из четырех слов) ;
- 5 существительное (одно слово).
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание по выбору учащихся 1 из 5.
- Компьютерная презентация \" Синтез белка\" Ур \"С\".
- Таблица \"Значение синтеза белка\" Ур \"А\".
- Тест \"Синтез белка\" Ур \"В\".
- Сообщение о значении искусственного биосинтеза белка. Ур \"В\".
- Создать свою презентацию по теме \"Синтез белка\" Ур \"С\".
Комментарии:
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
01 04 2025 2:24:26
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
31 03 2025 14:48:57
Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....
30 03 2025 18:15:31
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
29 03 2025 14:15:53
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
28 03 2025 18:18:40
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
27 03 2025 1:33:45
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
26 03 2025 9:13:46
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
25 03 2025 13:51:28
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
24 03 2025 14:21:18
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
23 03 2025 19:25:23
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
22 03 2025 23:26:55
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
21 03 2025 13:24:24
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
20 03 2025 1:20:13
В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....
19 03 2025 23:21:43
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
18 03 2025 22:21:17
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
17 03 2025 16:45:19
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
16 03 2025 19:44:48
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
15 03 2025 21:29:52
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
14 03 2025 3:50:55
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
13 03 2025 0:34:27
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
12 03 2025 2:20:18
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
11 03 2025 10:22:32
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
10 03 2025 5:39:26
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
09 03 2025 12:50:48
Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....
08 03 2025 21:47:43
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
07 03 2025 12:45:58
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
06 03 2025 0:16:44
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
05 03 2025 6:20:51
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
04 03 2025 17:17:32
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
03 03 2025 2:11:37
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
02 03 2025 1:41:23
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
01 03 2025 2:43:31
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
28 02 2025 10:28:45
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
27 02 2025 23:59:23
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
26 02 2025 17:28:29
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
25 02 2025 7:38:33
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
24 02 2025 11:34:49
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
23 02 2025 8:23:27
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
22 02 2025 23:36:29
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
21 02 2025 20:43:35
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
20 02 2025 1:18:12

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
19 02 2025 4:50:41
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
18 02 2025 0:35:29
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
17 02 2025 8:35:51
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
16 02 2025 1:37:10
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
15 02 2025 4:36:59
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
14 02 2025 7:28:44
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
13 02 2025 23:48:54
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
12 02 2025 13:43:22
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
11 02 2025 9:36:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::