Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

Цель. Продолжить формирование представления об органах растения: вегетативных и генеративных; значении их для растения.

Задачи.

  • Образовательные: развивать понятие “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формировать представление о двух группах органов, вегетативных (побег и корень), участвующих в процессах жизнедеятельности и генеративных (цветок, плод с семенами), участвующих в размножении растений.
  • Развивающие: развивать умения наблюдать, использовать пpaктический материал на пpaктике, анализировать делать вывод о значении вегетативных и генеративных органов для растения, выpaбатывать навыки самостоятельной работы с учебником и наглядным материалом.
  • Воспитательные: экологическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, самоорганизации и самодисциплины. Охрана голосеменных растений в Ульяновской области.

УУД

  • ЛичностныеУУД:   проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; умение использовать имеющиеся знания;
  • Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока, адекватно оценивать собственные знания.
  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение активно слушать учителя, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • Познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

Планируемые результаты
Предметные:

  • Знать: вегетативные и генеративные органы, их значение для растения, правила оформления лабораторной работы.
  • Уметь: показывать и называть органы растения, находить их на иллюстрациях, таблицах, гербариях и живых объектах, называть их значение для растения, называть процессы жизнедеятельности, которые обеспечивают лист и побег, определять к какой группе органов относится орган, аргументировать ответ, формулировать определение вегетативных и генеративных органов, выполнять лабораторную работу, работать по инструкции.
  • Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы.
    Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, логически рассуждать, обобщать и делать выводы; формирование и развитие научного мировоззрения, аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия. Вегетативные органы: корень, побег; генеративные органы: цветок, плод, семя; низшие растения, высшие растения. Голосеменные и покрытосеменные растения.
Межпредметные связи. Литература. Фотоснимки. Работа с компьютером.
Ресурсы:

  •  основные
  •  Дополнительные Учебник, презентация, видеоуроки, интернет

Формы урока. фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

Технология, метод. Проблемного обучения

Оборудование. Компьютер, проектор, экран, гербарии растений различных отделов, гербарий «Морфология растений», раздаточный материал – ветка березы и сосны с шишкой. Инструктивная карточка. Тест. Индивидуальное тестирование-компьютер. Презентация, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.

Дидактическая структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Планируемые результаты

1. Организационный (1-2 мин.) Приветствие, высказывает добрые пожелания детям; Приветствие. Организация учащимися рабочего места. Организация учащимися рабочего места. Метапредметные: умение организовывать рабочее место,  самоорганизовываться. Личностные: ответственное отношение к учению, самодисциплина.
2. Актуализация знаний (10 мин.) 1. Проверка домашнего задания (устный опрос)
2. Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи
4. Открытие новых знаний
– Давайте вспомним что такое царство?
– Как называются все растения вместе взятые? (Слайд 3)
– А что хаpaктерно для царства растений?
– Из чего состоит цветковое растение?
Проблемный вопрос: Могут ли растения жить без органов? Сформулируйте тему урока.
Некоторые растения имеют на побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью которых растения (водоросли, мхи, папоротники) размножаются вегетативным (бесполым) путем и расселяются по земной поверхности. Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для пoлoвoго размножения. Их называют пoлoвыми, пли генеративными, органами (от лат. Генераре — «рожать», «производить»). К генеративным органам относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.
Чем отличаются рассмотренные вами гербарии?
Мир растений огромен и удивителен. Органы растений — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение. У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения. Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными (от лат. Вегетабилис – «растительный»). Все вместе они образуют вегетативное тело растения. Высшие растения имеют вегетативное тело, разделенное на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для получения пищи — почвенную и воздушную. Корень и побег — главные вегетативные органы растения. Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения. Растения с помощью отдельных частей вегетативных органов могут осуществлять рост и вегетативное размножение. Среди растений есть такие, тело которых не расчлeнено на отдельные органы (от греч. органон — «орудие», «инструмент»). Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли).
Растения, тело которых образовано органами (прежде всего стeблями с листьями), называют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.
Сообщение учащихся – органы растений у растений с.Загарино: лиственница,  сосна обыкновенная, ель гoлyбая

Просмотр видеоурока «Растения»
Оценивание ответов

Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы;
адекватно воспринимать информацию учителя;
выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока.

Коммуникативные УУД:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
умение активно слушать учителя,
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД:
проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук,
осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала,
демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека;
умение использовать имеющиеся знания.

Познавательные УУД:
демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

3. Создание проблемной ситуации (20 мин.)

Лабораторная работа. Инструктаж по ТБ работы с гербарным материалом.
«Знакомство с внешним строением растения».Откройте стр. 50 учебника. Л/р №3.

 

В тетрадях запишите тему, цель и оборудование работы.

Перед вами два растения: одно цветковое, другое хвойное (показываю черенки сосны и березы) (Слайд8). Они совершенно разные. Что вам сразу бросилось в глаза? У сосны нет листьев, но есть хвоинки. Сейчас осень, поэтому листьев нет и на цветковом растении, но мы знаем, что они были. А куда они делись? Растение сбросило их, готовясь к зиме,  и это явление называется листопад. Но мы можем посчитать сколько листьев было на этом побеге. А сделаем мы это по листовым следам (показываю). Кроме того, хвойное растение отличается от лиственного наличием шишки. Посмотрите где она расположена. Это орган размножения растения, в нем содержатся семена. А у лиственного растения органом размножения является цветок. Именно поэтому лиственные растения еще называют цветковыми. Теперь самостоятельно рассмотрите оба растения, зарисуйте в тетради, сделайте соответствующие обозначения (Слайд 9).
Теперь вы точно знаете чем отличается хвойное растение от лиственного и должны сформулировать это в выводе (помогаю наводящими вопросами сформулировать правильный вывод).

Вы хорошо поработали, а теперь время немного отдохнуть! (физкультпауза)(Слайд 10)
Координирует, корректирует работу учащихся.
Время закончилось.

Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы
Знакомятся с заданиями Л/р № 3.

Делают необходимые записи в тетрадях
Лабораторная работа по теме: «Знакомство с внешним строением растения».
Цель: изучить органы растений.
1. Рассмотрите растение … .
2. Найдите вегетативные органы: побег (стебель, листья, почки) и корень.
3. Найдите генеративные органы растения: цветок, плод, семя.
4. Подпишите на рисунке органы растений. В скобках укажите их значение.
«Органы растений» 1. Голосеменные
Признаки голосеменных растений: листья игольчатые; стeбли деревянистые; корни; семена; нет цветков

5. Заполните схему.
«Органы растений». Покрытосеменные
1) ... 2) ... 3) ...
Группа органов: Органы:
6. Рассмотрим представителей различных отделов растений (гербарии зеленой водоросли, мха кукушкиного льна, папоротника щитовника мужского, голосеменного растения – сосны обыкновенной и покрытосеменного растения желтой акации).
7. Сравните их строение.
8. Объясните, чем отличаются данные растения?
9. Сформулируйте вывод. (Все ли растения имеют органы? Какие группы органов выделяют?)

Формулируют тему и цели урока.
Тема: «Органы растений».
Выполняют лабораторную работу.
Только у покрытосеменных присутствуют все органы. У водорослей органов нет.
 Знания об уровневой организации растений.
Знания о вегетативных и генеративных органах, их значении для растений.
Умение выполнять лабораторную работу, работать по инструкции, умение определять, находить и обозначать на схематическом рисунке органы растений. Определять к какой группе органов они относятся. Знание правил оформления лабораторной работы.

Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:
планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Личностные:
осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

4. Закрепление  нового материала (7 мин.)

Проводит фронтальный опрос.

  • Что такое орган?
  • Назовите органы растений.
  • Какое значение имеют эти органы?
  • Что позволяет разделить органы растений на группы?
  • Какие органы относятся к вегетативным? Почему?
  • Какие органы относятся к генеративным? Почему?
  • У всех растений имеются органы?

Корректирует выводы учащихся.
Интересуется результатами учебной деятельности

Подведем итоги по уроку.
Сформулируйте вывод по лабораторной работе.

Отвечают на вопросы Формулируют вывод. Записывают вывод.

Уметь сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: подводить итоги работы, формулировать вывод.

Метапредметные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию.

Личностные: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека.

5. Контроль (5 мин.)

Вставьте пропущенные слова.

Часть растения, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции – это … . У растений различают … и … органы.
Органы, обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности (питание,  дыхание, защиту и вегетативное размножение) называют … Это — корни, стeбли, …., почки.Органы, обеспечивающие пoлoвoе размножение называют …. Органами. К ним относятся цветки, … и семена).Растения, у которых выделяют органы называют … . Растения, тело которых не расчлeнено на органы – … к ним относятся … .

Вставляют пропуски. Проверяют всем классом, обозначая правильные и неправильные ответы знаками «+» и «–». Выставляют оценки по следующей шкале:
9-10 плюсов – 5
7-8 плюсов – 4
5-6 плюсов – 3
 Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивать полученные в ходе урока знания.
6. Рефлексия (2 мин.) – Мы достигли цели урока?
– Что нового вы сегодня узнали в ходе урока?
– Почему?
– Вспомните вашу гипотезу.
– Совпала ваша гипотеза с полученным выводом? Ответить на вопросы:
    Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД: систематизация информации, формулировка ответов на вопросы учителя
Коммуникативные УУД: строить понятные монологические высказывания; умение активно слушать одноклассников.
7. Домашнее задание (3 мин.) Обязательное: параграф учебника 11, термины, пересказ.
Дополнительное
: прочитать стихотворение Бальмонта К. Д. «Растение». Найдите слова автора, которыми он описывает значение органов для растения.
Записывают домашнее задание в дневник.   Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.
Познавательные УУД
: осуществление поиска и отбора необходимой информации, систематизация информации
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с родителями, формулировка вопросов



Комментарии:

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

01 05 2024 21:17:21

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

30 04 2024 2:21:50

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

29 04 2024 20:46:45

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

28 04 2024 19:44:23

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

27 04 2024 9:21:30

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

26 04 2024 16:46:50

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

      Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

25 04 2024 7:46:17

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

24 04 2024 19:39:43

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс


    Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

      Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

23 04 2024 23:31:46

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"


    Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

      Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

22 04 2024 1:16:23

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

21 04 2024 13:38:45

Внутреннее строение Земли


    Внутреннее строение Земли

      Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....

20 04 2024 16:56:45

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

19 04 2024 10:41:48

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

18 04 2024 11:37:11

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

17 04 2024 13:26:18

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

16 04 2024 12:34:59

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

15 04 2024 7:44:35

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

14 04 2024 2:40:50

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

13 04 2024 3:20:12

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс


    Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

      Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

12 04 2024 20:28:56

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

11 04 2024 23:29:18

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

10 04 2024 10:14:21

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

09 04 2024 20:25:42

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

08 04 2024 4:33:56

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

07 04 2024 10:42:39

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

06 04 2024 4:14:18

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

05 04 2024 15:45:20

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

04 04 2024 23:46:38

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

03 04 2024 6:23:54

"Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)


    "Класс Amfibia. Общие признаки. Среда обитания. Основные отряды. Происхождение" (6-й класс)

      Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....

02 04 2024 4:20:27

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

01 04 2024 9:56:18

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

31 03 2024 0:32:29

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

30 03 2024 8:55:57

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

29 03 2024 17:26:19

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"


    Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии и генетики"

      Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....

28 03 2024 1:50:36

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

27 03 2024 6:54:45

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"

      Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов. ...

26 03 2024 23:52:59

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

25 03 2024 7:48:47

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

24 03 2024 13:58:14

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

      Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

23 03 2024 6:44:29

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

22 03 2024 2:52:57

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

21 03 2024 14:44:15

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

20 03 2024 22:11:21

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

19 03 2024 8:31:46

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

18 03 2024 5:46:53

Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"


    Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"

      Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...

17 03 2024 5:49:10

Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии


    Биоэкологические исследования на уроках биологии, экологии, географии

      Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....

16 03 2024 22:27:34

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

15 03 2024 1:20:41

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

14 03 2024 21:37:37

Вода – удивительный дар природы


    Вода – удивительный дар природы

      Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

13 03 2024 23:51:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::