Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"
Цель: повторение, обобщение и контроль усвоения знаний учащимися о животных класса Млекопитающие.
Задачи:
Оборудование: презентация, карточки - \"Домино\", тест \"Теннис\", карточка \"Крестики-нолики\", компьютер, проектор, интеpaктивная доска, теннисные paкетки, 2 шарика, бадминтон..
Содержание урока:
1. Организационный момент. Побудительная мотивация
2. Актуализация опopных знаний, сообщение темы, задач и структуры урока.
Учитель: На Земле существует большое количество разнообразных животных. Такое многообразие порой удивляет и заставляет думать: \"Ну, неужели о них все известно, разгадано, описано:\"
Я лично в этом сомневаюсь. Предлагаю сегодня вам поговорить об одном только классе Царства Животные, с которым вы познакомились за последние уроки. Это класс Млекопитающие.
Но сделаем мы это необычно. Предлагаю вам отправиться вместе со мной в \"Виртуальный поход\". Девиз нашего урока:
Если с другом вышел в путь, то про книгу не забудь!
Во время похода проверим свои знания, применим их на пpaктике, узнаем что-то новое, сделаем небольшие открытия и главное - наберемся Здоровья! (слайд №1,2,3). Надеваем кепки (они лежат у них на столах) и в путь! (Слайд№4)
Гиперссылка - звучит мелодия песни \"У похода есть начало:\"
2.1. Проверим, что мы с вами положили в рюкзаки. Чашки, кружки, ложки заменят ваши знания по разделу \"Общая хаpaктеристика класса Млекопитающие\". Для этого сыграем с вами в игру \"Домино\", кстати, очень удобную в походе, т.к. ее инвентарь занимает мало места в рюкзаках (показать несколько настоящих \"доминошек\").
Главное в походе - взаимовыручка: \"Один за всех, все-за одного\"
На ваших столах лежат импровизированные карточки-домино. Они разделены на две части: левая - ответ на вопрос, правая - вопрос, который зададите вы. Я начинаю игру, задаю первый вопрос: \"Кто такие Млекопитающие?\". Внимательно читайте левую часть вашей карточки и отвечает тот, у кого подходит ответ на данный вопрос. Следующий вопрос задает он. Итак, мы будем выкладывать с вами наше Домино, до тех пор, пока каждый из вас не задаст свой вопрос. (Приложение №1)
За это время можно выйти в Интернет на сайт ЦОР по биологии и подготовить следующее задание - интеpaктивная игра \"Отряды Млекопитающих\".
3. Стадия осмысления изученного материала.
3.1 Внимание - на поляне, какой- то \"ботаник\" машет нам сачком, просит помощи: он неправильно распределил животных по отрядам. Самые смелые - к компьютеру: перед вами картинки с 13 представителями отрядов. Отправьте их к своим родственникам.
(4 ученика поочередно выходят и выполняют это задание).
Леопард - Хищные
Пищуха северная - Зайцеобразные
Ехидна - Однопроходные
Лошадь - Непарнокопытные
Тюлень - Ластоногие
Еж - Насекомоядные
Бурундук - Грызуны
Коала - Сумчатые
Лори - Приматы
Бизон - Парнокопытные
Касатка - Китообразные
Вечерница - Рукокрылые
Слон - Хоботные
Ребята, а как раньше ориентировались люди в своих путешествиях? (Звезды, приметы) Беседа
А сейчас? (Компас, карты, навигаторы, спутники)
Самое главное в походе - найти кратчайший безопасный путь! Посмотрим, как у вас обстоит дело с ориентированием на местности.
3.2. Игра \"Крестики - нолики\". Возьмите листы синего цвета, выполните 3 задания. Найдите выигрышный путь, который составляют:
А) Отр. Ластоногие;
Б) Сем. Мышиные;
В) животные, встречающиеся на территории Калмыкии
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
(Закрепление и корректировка знаний о систематике животных). Работа в парах.
Выставление баллов: все правильно выполненных задания -5б, два -4б, одно-3б
Учитель: Посмотрите, показалось синее море, корабль:(слайд №5)
Но что-это? Вы слышите? Пушки с берега палят, кораблю пристать велят: (Из какого произведения эти строчки, автор?)
Какие красивые животные сходят на берег: Смотрите, они играют в бадминтон. А мы чем хуже? (Учитель приглашает двух учеников, дает им paкетки, валанчик и они играют).
Ребята, они предлагают нам сыграть вместе с ними в эту игру, только вместо paкеток и валанчика эти животные будут \"забрасывать\" вас вопросами, а вы \"отбивайтесь\".
3.3 Игра \"Бадминтон\"
Слайд №6 - Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые в них скорлупки золотые, зерна чистый изумруд: Такая ли уж безобидная белка?
(нет, иногда разоряет птичьи гнезда, съедает птенцов)
Слайд№7. Жираф: За что назвали подотряд, к которому я отношусь?
(За наличие жвачки. Жвачка - это комок отрыгнутой растительной
пищи требующей доработки в ротовой полости)
Слайд№8. Шимпанзе: Кто впервые предложил термин нашего отряда и что он означает? (1758г К. Линней, объединил в отряд человека и приматов обезьян)
Слайд№9. Еж: о моей пользе знают все, но, к сожалению, я могу быть опасен для человека и домашних животных. Чем?
(\"Хозяин клещей\" - переносчиков заболеваний опасных для человека и дом.животных. На одном еже может находится от 600 до 2000 клещей)
Слайд№10. Зайцы: Возможна ли между нами помесь и как называют таких зайчат?
(Беляк+русак =тумак, плодовиты, размножаются в неволе)
Слайд №11. А эти животные хотят вам преподать урок калмыцкого языка. Перед вами: волк, лиса, суслик. Давайте соотнесем их русское название с калмыцким и выучим их: Чон, Арат, Зурмн. (Произнести вслух несколько раз с ребятами)
Какой поход без привала? (Слайд №12). Повторим движения животных. Физминутка
По этому маршруту несколько дней назад, прошла экспедиция, и они оставили нам послание. (Перед уроком на спинках двух стульев приклеить два термина. Ученики ищут их: встают, наклоняются, двигаются). Нашедшие дают определение терминам: Эхолокация, Териология.
3.4. Мини исследование: (Слайд№13.) Ребята, по-моему, здесь кто-то плачет:SOS! SOS!
Помощь просит неизвестное науке животное :Чебурашка! Он не знает, кто его родственники. Поможем. Ваши версии. (Ребята выдвигают свои гипотезы):
Очевидно, что Чебурашка - представитель типа Хордовых, так как он покрыт шерстью, значит, принадлежит к классу Млекопитающих. Видя короткие лапки и круглое тельце, можно сказать, что он норное животное (такому неудобно лазать по деревьям). У него большие глаза, следовательно, ведет ночной образ жизни. Большие уши говорят об остром слухе - легко находит насекомых. Делаем вывод: Чебурашка - Насекомоядное животное!!!
3.5. Но вот на нашем пути очередная ловушка - следы животных, которые по-видимому заблyдились и не могут найти путь к себе домой. Итак, мы \"Следопыты\".
Перед вами животные (слайд № 14): зебра, кенгуру, ондатра, бегемот, тупайи, кабан, слон, ехидна, кулан и места их обитания. Используя подсказку друга - учебник, отправьте животных по их месту жительства. (Работа с первоисточником)
3.6. Проблемный вопрос (слайд №15) Представьте себе, что Млекопитающих не стало? Что было бы? (Рассуждение учеников)
Слайд№16. Значение млекопитающих (Работа с блок-схемой)
Слайд №17. Охрана животных - отрывок из индийского закона Ману:
\"Тот, кто делает вред животным из желания доставить себе удовольствие, ничего не прибавляет к своему счастью в этой жизни и в будущей: тогда, как тот, который не делает вред животным; не запирает, не убивает их, но желает добра всем чувствующим существам, тот испытывает счастья постоянно\".
4. Стадия закрепления.
Для того, чтобы быстро вернуться домой необходимо выполнить контрольное задание. Перед вами на желтых листах Тест - игра \"Теннис\": 9вопросов.(Приложение№3)
(Учитель берет в руки теннисную paкетку и шарик, набивает)
Кто из вас больше \"набьет\" правильных ответов за 2минуты, тот первым вернется домой. Взаимопроверка: 8-9ответов-5б, 6-7ответов-4б, 5ответов -3б
5. Стадия размышления - подведение итогов, подсчет баллов
Дифференцированное домашнее задание.
Сумма баллов за урок: \"5\" - нет домашнего задания.
\"4,3,2\" - домашнее задание параграф 31.
Слайд №18 (рефлексия) Перед вами две картинки: Веселый и Грустный ребенок. Я отвернусь к доске. Показываю первую картинку: если вам урок понравился - хлопните в ладоши, если нет, то хлопните при показе второй картинки.
Слайд№19 Я очень рада, что мы с вами удачно вернулись из путешествия. Мне с вами было очень интересно.
Приложения.
Презентация.
Комментарии:
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
25 04 2025 20:40:50
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
24 04 2025 13:31:16
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
23 04 2025 22:51:14
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
22 04 2025 5:54:32
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
21 04 2025 15:42:35
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
20 04 2025 0:26:48
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
19 04 2025 12:54:52
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
18 04 2025 18:27:53
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
17 04 2025 12:23:43

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
16 04 2025 12:30:49
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
15 04 2025 10:49:46

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
14 04 2025 8:43:29
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
13 04 2025 8:43:44
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
12 04 2025 10:51:28
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
11 04 2025 12:50:47
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
10 04 2025 12:44:43
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
09 04 2025 15:50:41

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
08 04 2025 12:28:47
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
07 04 2025 22:28:39
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
06 04 2025 16:56:51
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
05 04 2025 19:29:41
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
04 04 2025 3:52:41
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
03 04 2025 10:15:26
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
02 04 2025 14:43:19
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
01 04 2025 0:52:28
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
31 03 2025 2:52:48
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
30 03 2025 23:17:37
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
29 03 2025 10:56:37
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
28 03 2025 1:33:38
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
27 03 2025 12:11:26
Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....
26 03 2025 11:10:23
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
25 03 2025 1:54:17
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
24 03 2025 21:20:56
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
23 03 2025 6:49:30
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
22 03 2025 18:13:14
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
21 03 2025 19:39:41
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
20 03 2025 9:54:24
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
19 03 2025 12:53:37
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
18 03 2025 6:21:42
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
17 03 2025 21:46:17

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
16 03 2025 1:36:58
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
15 03 2025 14:20:18
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
14 03 2025 3:51:14
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
13 03 2025 7:13:28
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
12 03 2025 21:56:56
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
11 03 2025 14:32:21
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
10 03 2025 3:59:45
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
09 03 2025 4:35:32
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
08 03 2025 3:16:44
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
07 03 2025 5:53:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::