Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

Цель: повторение, обобщение и контроль усвоения знаний учащимися о животных класса Млекопитающие.

Задачи:

  • образовательные: организовать деятельность обучающихся по осознанию и осмыслению основных признаков животных класса Млекопитающих.
  • развивающие: создать условия для развития интеллектуальных умений: умения формулировать проблему, выдвигать гипотезу, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • воспитательные: способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда

Оборудование: презентация, карточки - "Домино", тест "Теннис", карточка "Крестики-нолики", компьютер, проектор, интерактивная доска, теннисные ракетки, 2 шарика, бадминтон..

Содержание урока:

1. Организационный момент. Побудительная мотивация

2. Актуализация опорных знаний, сообщение темы, задач и структуры урока.

Учитель: На Земле существует большое количество разнообразных животных. Такое многообразие порой удивляет и заставляет думать: "Ну, неужели о них все известно, разгадано, описано:"

Я лично в этом сомневаюсь. Предлагаю сегодня вам поговорить об одном только классе Царства Животные, с которым вы познакомились за последние уроки. Это класс Млекопитающие.

Но сделаем мы это необычно. Предлагаю вам отправиться вместе со мной в "Виртуальный поход". Девиз нашего урока:

Если с другом вышел в путь, то про книгу не забудь!

Во время похода проверим свои знания, применим их на практике, узнаем что-то новое, сделаем небольшие открытия и главное - наберемся Здоровья! (слайд №1,2,3). Надеваем кепки (они лежат у них на столах) и в путь! (Слайд№4)

Гиперссылка - звучит мелодия песни "У похода есть начало:"

2.1. Проверим, что мы с вами положили в рюкзаки. Чашки, кружки, ложки заменят ваши знания по разделу "Общая характеристика класса Млекопитающие". Для этого сыграем с вами в игру "Домино", кстати, очень удобную в походе, т.к. ее инвентарь занимает мало места в рюкзаках (показать несколько настоящих "доминошек").

Главное в походе - взаимовыручка: "Один за всех, все-за одного"

На ваших столах лежат импровизированные карточки-домино. Они разделены на две части: левая - ответ на вопрос, правая - вопрос, который зададите вы. Я начинаю игру, задаю первый вопрос: "Кто такие Млекопитающие?". Внимательно читайте левую часть вашей карточки и отвечает тот, у кого подходит ответ на данный вопрос. Следующий вопрос задает он. Итак, мы будем выкладывать с вами наше Домино, до тех пор, пока каждый из вас не задаст свой вопрос. (Приложение №1)

За это время можно выйти в Интернет на сайт ЦОР по биологии и подготовить следующее задание - интерактивная игра "Отряды Млекопитающих".

3. Стадия осмысления изученного материала.

3.1 Внимание - на поляне, какой- то "ботаник" машет нам сачком, просит помощи: он неправильно распределил животных по отрядам. Самые смелые - к компьютеру: перед вами картинки с 13 представителями отрядов. Отправьте их к своим родственникам.

(4 ученика поочередно выходят и выполняют это задание).

Леопард - Хищные

Пищуха северная - Зайцеобразные

Ехидна - Однопроходные

Лошадь - Непарнокопытные

Тюлень - Ластоногие

Еж - Насекомоядные

Бурундук - Грызуны

Коала - Сумчатые

Лори - Приматы

Бизон - Парнокопытные

Касатка - Китообразные

Вечерница - Рукокрылые

Слон - Хоботные

Ребята, а как раньше ориентировались люди в своих путешествиях? (Звезды, приметы) Беседа

А сейчас? (Компас, карты, навигаторы, спутники)

Самое главное в походе - найти кратчайший безопасный путь! Посмотрим, как у вас обстоит дело с ориентированием на местности.

3.2. Игра "Крестики - нолики". Возьмите листы синего цвета, выполните 3 задания. Найдите выигрышный путь, который составляют:

А) Отр. Ластоногие;

Б) Сем. Мышиные;

В) животные, встречающиеся на территории Калмыкии

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

(Закрепление и корректировка знаний о систематике животных). Работа в парах.

Выставление баллов: все правильно выполненных задания -5б, два -4б, одно-3б

Учитель: Посмотрите, показалось синее море, корабль:(слайд №5)

Но что-это? Вы слышите? Пушки с берега палят, кораблю пристать велят: (Из какого произведения эти строчки, автор?)

Какие красивые животные сходят на берег: Смотрите, они играют в бадминтон. А мы чем хуже? (Учитель приглашает двух учеников, дает им ракетки, валанчик и они играют).

Ребята, они предлагают нам сыграть вместе с ними в эту игру, только вместо ракеток и валанчика эти животные будут "забрасывать" вас вопросами, а вы "отбивайтесь".

3.3 Игра "Бадминтон"

Слайд №6 - Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые в них скорлупки золотые, зерна чистый изумруд: Такая ли уж безобидная белка?

(нет, иногда разоряет птичьи гнезда, съедает птенцов)

Слайд№7. Жираф: За что назвали подотряд, к которому я отношусь?

(За наличие жвачки. Жвачка - это комок отрыгнутой растительной

пищи требующей доработки в ротовой полости)

Слайд№8. Шимпанзе: Кто впервые предложил термин нашего отряда и что он означает? (1758г К. Линней, объединил в отряд человека и приматов обезьян)

Слайд№9. Еж: о моей пользе знают все, но, к сожалению, я могу быть опасен для человека и домашних животных. Чем?

("Хозяин клещей" - переносчиков заболеваний опасных для человека и дом.животных. На одном еже может находится от 600 до 2000 клещей)

Слайд№10. Зайцы: Возможна ли между нами помесь и как называют таких зайчат?

(Беляк+русак =тумак, плодовиты, размножаются в неволе)

Слайд №11. А эти животные хотят вам преподать урок калмыцкого языка. Перед вами: волк, лиса, суслик. Давайте соотнесем их русское название с калмыцким и выучим их: Чон, Арат, Зурмн. (Произнести вслух несколько раз с ребятами)

Какой поход без привала? (Слайд №12). Повторим движения животных. Физминутка

По этому маршруту несколько дней назад, прошла экспедиция, и они оставили нам послание. (Перед уроком на спинках двух стульев приклеить два термина. Ученики ищут их: встают, наклоняются, двигаются). Нашедшие дают определение терминам: Эхолокация, Териология.

3.4. Мини исследование: (Слайд№13.) Ребята, по-моему, здесь кто-то плачет:SOS! SOS!

Помощь просит неизвестное науке животное :Чебурашка! Он не знает, кто его родственники. Поможем. Ваши версии. (Ребята выдвигают свои гипотезы):

Очевидно, что Чебурашка - представитель типа Хордовых, так как он покрыт шерстью, значит, принадлежит к классу Млекопитающих. Видя короткие лапки и круглое тельце, можно сказать, что он норное животное (такому неудобно лазать по деревьям). У него большие глаза, следовательно, ведет ночной образ жизни. Большие уши говорят об остром слухе - легко находит насекомых. Делаем вывод: Чебурашка - Насекомоядное животное!!!

3.5. Но вот на нашем пути очередная ловушка - следы животных, которые по-видимому заблудились и не могут найти путь к себе домой. Итак, мы "Следопыты".

Перед вами животные (слайд № 14): зебра, кенгуру, ондатра, бегемот, тупайи, кабан, слон, ехидна, кулан и места их обитания. Используя подсказку друга - учебник, отправьте животных по их месту жительства. (Работа с первоисточником)

3.6. Проблемный вопрос (слайд №15) Представьте себе, что Млекопитающих не стало? Что было бы? (Рассуждение учеников)

Слайд№16. Значение млекопитающих (Работа с блок-схемой)

Слайд №17. Охрана животных - отрывок из индийского закона Ману:

"Тот, кто делает вред животным из желания доставить себе удовольствие, ничего не прибавляет к своему счастью в этой жизни и в будущей: тогда, как тот, который не делает вред животным; не запирает, не убивает их, но желает добра всем чувствующим существам, тот испытывает счастья постоянно".

4. Стадия закрепления.

Для того, чтобы быстро вернуться домой необходимо выполнить контрольное задание. Перед вами на желтых листах Тест - игра "Теннис": 9вопросов.(Приложение№3)

(Учитель берет в руки теннисную ракетку и шарик, набивает)

Кто из вас больше "набьет" правильных ответов за 2минуты, тот первым вернется домой. Взаимопроверка: 8-9ответов-5б, 6-7ответов-4б, 5ответов -3б

5. Стадия размышления - подведение итогов, подсчет баллов

Дифференцированное домашнее задание.

Сумма баллов за урок: "5" - нет домашнего задания.

"4,3,2" - домашнее задание параграф 31.

Слайд №18 (рефлексия) Перед вами две картинки: Веселый и Грустный ребенок. Я отвернусь к доске. Показываю первую картинку: если вам урок понравился - хлопните в ладоши, если нет, то хлопните при показе второй картинки.

Слайд№19 Я очень рада, что мы с вами удачно вернулись из путешествия. Мне с вами было очень интересно.

Приложения.

Презентация.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “ Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

17 10 2021 16:14:52

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме " Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

17 10 2021 17:51:16

Использование электронного микроскопа на уроках биологии

Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....

17 10 2021 16:22:18

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

17 10 2021 3:57:24

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии " Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

17 10 2021 9:55:16

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию И К Т в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

17 10 2021 13:17:23

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

На уроке подробно рассматривается процесс транспортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

17 10 2021 21:12:11

Урок биологии по теме "Анализаторы"

Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интерактивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....

17 10 2021 14:38:37

Предпосылки возникновения Дарвинизма

В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

17 10 2021 1:58:16

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

Урок по теме " Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей характеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

17 10 2021 10:30:33

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

17 10 2021 3:32:43

Акулы

Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

17 10 2021 6:57:51

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

17 10 2021 9:53:31

Формирование экологической культуры будущего гражданина

Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

17 10 2021 11:45:58

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

17 10 2021 5:38:59

Урок "Строение цветка"

Учитель вводит в урок практические действия анализирующего характера. Практическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

17 10 2021 12:31:33

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

17 10 2021 4:39:21

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

17 10 2021 12:10:32

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опорные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

17 10 2021 10:42:38

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

17 10 2021 16:54:22

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

17 10 2021 20:53:27

Метод проектов на уроках биологии.

В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

17 10 2021 0:54:21

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме " Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

17 10 2021 4:43:17

Формирование приемов учебной деятельности в условиях личностно ориентированного образования на уроках биологии

На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика практического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....

17 10 2021 1:43:35

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

17 10 2021 4:26:47

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: " Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

17 10 2021 18:38:59

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

17 10 2021 2:59:25

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

17 10 2021 10:44:22

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

17 10 2021 11:26:17

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

17 10 2021 4:24:43

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

17 10 2021 20:55:20

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу « Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

17 10 2021 20:48:13

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

17 10 2021 20:13:45

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

17 10 2021 13:21:17

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

Представляю один урок из системы уроков биологии с применением И К Т. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника " Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

17 10 2021 7:53:26

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по биологии. Код Д Н К В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

17 10 2021 21:35:45

Питание. Особенности питания растительного организма

Урок посвящён изучению нового материала по программе Н. И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

17 10 2021 10:29:35

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

17 10 2021 14:40:10

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

17 10 2021 21:39:28

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

17 10 2021 21:56:34

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

17 10 2021 14:11:14

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект " Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность практического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

17 10 2021 7:54:16

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

17 10 2021 3:11:44

За пределами роста

В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

17 10 2021 5:51:15

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

17 10 2021 22:47:57

Урок по теме "Теории возникновения жизни"

Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панспермии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А. И. Опарина. ...

17 10 2021 2:58:55

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе практикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

17 10 2021 20:35:56

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального характера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

17 10 2021 22:50:32

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

Урок является обобщающим по теме " Нейрогуморальная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и И К Т разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогуморальной регуляции. ...

17 10 2021 14:14:33

Экология птиц антропогенного ландшафта

В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

17 10 2021 8:37:56

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)