План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления знаний.

Вид занятия: комбинированный.

Форма занятия: устный журнал на тему: «гнездовой период в жизни птиц».

Цель: создать условия для изучения особенностей строения гнезд различных видов птиц.

Задачи:

1. Образовательная:

  • сформировать знания у детей об особенностях типов, строении гнезд;
  • продолжить формирование умений работать с текстом и выделять главное.

2. Воспитательная:

  • формировать позитивное восприятие природы и бережное к ней отношение.

3. Развивающая:

  • развивать познавательный интерес воспитанников, используя знания об особенностях строительства гнезд птицами;
  • различать птиц по голосам, наблюдать за ними в природе.

Тема данного занятия изучается в программе дополнительного образования «родная природа» первого года обучения в разделе «Животный мир Кировской области» в теме «Птицы». Данное занятие можно рекомендовать для проведения уроков по зоологии 7 классе при изучении темы «класс Птицы».

Оборудование:

  • натуральные гнезда птиц;
  • голоса птиц;
  • ноутбук, проектор для демонстрации презентации;
  • домашнее задание на карточках;
  • фотографии и рисунки птиц;
  • задачи занятия на доске;
  • домашнее задание на карточках (Приложение 3) ;
  • бюллетень «Гнезда» (Приложение 4).

Ход урока

Птичка божия не знает ни заботы, ни труда,
Торопливо не свивает долговечного гнезда.
А.С. Пушкин

В конце лета и начале осени в связи с уменьшением пищи птицы улетают на юг. Весной эти птицы возвращаются к местам гнездования. И приступают к постройке гнезд для выведения потомства.

Гнездостроение – хаpaктерная особенность размножения птиц и представляет собой сложное явление. Найденное гнездо – документ, подтверждающий факт обитания в данной местности определенного вида птиц. Изучение конструкции гнезда, его строительного материала, способа прикрепления дает конкретные данные, необходимые для создания новых искусственных гнездовий с целью привлечения полезных птиц.

Птичьи гнезда по форме, размеру, конструкции, строительному материалу и месту расположения крайне разнообразны.

Материал для строительства гнезд.

Для строительства гнезд птицы используют самый разнообразный материал: корешки и листья, тонкие прутья различных растений, стeбли, ветки древесных растений, мхи и лишайники, пух, перья, волосы животных. У многих птиц гнезда вылеплены из маленьких комочков глины, ила, земли, перемешанных растительными кусочками и волосом, и склеенных клейкой слюной, например, у некоторых видов ласточек – деревенской, городской. Также вход для строительства гнезд идут кора березы, например, бересту использует при строительстве гнезда мухоловка, ели, ольхи, чешуйки еловых шишек, паутина пауков и насекомых. Некоторые птицы подбирают у населенных пунктов и вблизи них лоскутки тряпок, ниток, бумагу и другие различные отходы деятельности человека.

(На экране появляется слайд с изображением различных материалов, используемых для строительства гнезд.)

Беседа о значении гнезд.

Гнезда у птиц выполняют разнообразные и важные функции:

  1. Гнездо пpeдoxpaняет яйца от раскатывания и удерживает их в компактной кучке.
  2. Гнездо служит местом нахождения птенцов в период их выкармливания до их вылета.
  3. Гнездо способствует созданию оптимального для развития яиц и птенцов температурного режима.
  4. Гнездо играет большую роль в защите яиц, птенцов и насиживающей птицы от врагов, что достигается маскировкой гнезда и его расположением в недоступных для врагов местах.

Типы гнезд.

(Рассказ учителя сопровождается показом натуральных гнезд)

1. Чашеобразное гнездо – в виде чаши, открытое. Вход в гнездо сверху. Этот тип гнезда хаpaктерен для многих птиц, обитающих в наших краях – дрозд-рябинник, зарянка, снегирь, сойка обыкновенная, горихвостка, черноголовая славка и другие (рисунки 1-4).

Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4

2. Шарообразное (яйцеобразное) гнездо – в виде шара или яйца, закрытое со всех сторон. Вход сбоку в виде маленького круглого отверстия (летка). Такого типа гнезда хаpaктерны для некоторых видов синиц: длиннохвостой синицы, пеночки-трещотки, крапивника и других птиц (рисунки 5, 6, 7).

Рисунок 5 Рисунок 6
Рисунок 7

Ремез предпочитает гнездится в поймах рек, по берегам прудов, озер.

Ремез при своих маленьких размерах строит довольно большое пушистое, заметное гнездо в виде «варежки». Гнездо сплетается из мягких материалов – волокон луба, травинок, растительного пуха (тростника, рогоза, тополя, ивы), шерсти. Гнездо на высоте от 2,5 м и выше на тонких свисающих ветках ивы, березы, чаще над водой.

Гнездо крапивника представляет собой шар или вытянутый по форме мешочек с маленьким боковым входом. Материал для гнезда самец носит очень быстро, через каждые 10-30 сек. Бывает, самец прерывает работу и энергично поет.

(Учитель включает пение крапивника.)

Пение крапивника (музыкальный файл)

3. Висячее гнездо – гнездо, прикрепленное к опоре (веткам, стeблям) не дном, а верхними частями стенок или краями. Висячее гнездо можно встретить у малиновки, иволги, кустарниковой камышевки (рисунок 8).

Рисунок 8

Гнездо в виде глубокого конуса или корзинки самка дроздовидной камышевки укрепляет на стeблях высокого тростника, искусно сплетая его из сухих тростниковых листьев и растительных волокон. Когда самка строит гнездо, самец в это время искусно поет (рисунок 9).

Рисунок 9

(Учитель включает пение дроздовидной камышевки.)

Пение дроздовидной камышевки (музыкальный файл)

Дети рассказывают о том, как птицы заботятся о своем потомстве (Приложение 1).

Расположение гнезд (материал изучается по усмотрению педагога).

В дуплах На земле На деревьях В кустарниках У строений
Дятел
Синица-московка
Поползень
Ястребиная сова
Серая неясыть
Филин
Жаворонок
Соловей
Глухарь
Тетерев
Козодой
Трясогузка
Грач
Свиристель
Ворона
Сорокопут
Желтоголовый королек
Крапивник
Малиновка
Сорока
Садовая славка
Синица длиннохвостая
Галка
Белый аист
Деревенская ласточка
Скворец обыкновенный

Схема строения гнезд пеночки-трещотки (рисунок 10).

Рисунок 10

Схема строения гнезд крапивника (рисунок 11).

Рисунок 11

Беседа о том, на какой высоте птицы строят гнезда и сколько этот процесс занимает времени. Во время беседы дети приходят к следующим выводам.

Высота гнезда над землей – расстояние от земли до основания гнезда, а для дуплогнездников – до нижнего края летка.

  • До 1м – лесная завирушка.
  • 2-3м – сорока, дрозд-рябинник.
  • 2-4м – зяблик, ястреб-перепелятник.
  • 2-5м – снегирь.
  • 3-6м – щегол, обыкновенная горлица.
  • 7-8м – черный дрозд.
  • 8-20м – черный коршун, ястреб-тетеревятник.
  • 15-20м – беркут, орлан-белохвост.

Время на постройку гнезда:

  • Черный дрозд – 3-5 дней.
  • Зарянка – 5-7 дней.
  • Соловей – 5-6 дней.
  • Рябинник – от 1до 7-10 дней.
  • Пеночка-теньковка – 5-8 дней.
  • Желтоголовый королек –10-12 дней.
  • Большая синица – от 2-3 до 5-6 дней.
  • Ремез – 3-4 недели.

Гнезда водных и околоводных птиц сильно отличаются от других птиц, обитающих на суше. Поэтому они весьма различны и выполнены в большинстве из водной растительности (Приложение 2).

Вопросы и задания для повторения.

1. Определите тип гнезда (рисунок 1, 6, 8) или презентация (Приложение 5).

Рисунок 1 Рисунок 6
Рисунок 8

2. Из чего птицы строят гнезда:

а) травянистые растения;
б) древесные ветки, сухие листья деревьев, куски бетона;
в) шерсть, пух, перья, железные прутья;
г) мох, лишайники;
д) глина, грязь.

3. По описанию установите, чьё гнездо?

Гнездо строит в строениях: на чердаках, под крышами дворов и сараев и т.д. Гнездо полукруглое, сверху открытое, вылеплено из маленьких комочков глины, ила, илистого песка, склеено клейкой слюной с примесью травинок, соломы, пуха.

4. Гнезда каких птиц располагаются на кочках в воде, близко у берега и построено, как правило, из отмершей водной растительности?

5. Какие птицы строят гнезда высоко на деревьях, столбах, крышах, развалинах зданий и т.д.

Домашнее задание.

Можно ли помочь птице в постройке гнезда? (Приложение 3)

Используемая литература:

  1. А.В. Михеев Определитель птичьих гнезд. М., Просвещение, 1975 г.
  2. Г.Н. Симкин. Певчие птицы. М., Лесная промышленность, 1990 г.
  3. М. Штейнбах. Как мы с гаичкой гнездо построили. Альманах «Певчие и декоративные птицы», М., Колос, 1992 г.



Комментарии:

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

24 08 2025 21:55:30

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

23 08 2025 1:23:39

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

22 08 2025 15:32:55

Развитие исследовательских навыков учащихся


    Развитие исследовательских навыков учащихся

      В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

21 08 2025 23:16:49

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

20 08 2025 8:50:58

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

19 08 2025 20:30:12

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

18 08 2025 21:34:12

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

17 08 2025 16:31:17

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

16 08 2025 23:37:36

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

15 08 2025 22:33:13

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

14 08 2025 9:25:20

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

13 08 2025 13:21:46

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

12 08 2025 23:25:19

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

11 08 2025 18:19:46

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

10 08 2025 8:39:19

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....

09 08 2025 21:17:56

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

08 08 2025 22:33:29

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

07 08 2025 15:41:12

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

06 08 2025 11:11:28

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс


    Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

      Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

05 08 2025 8:40:11

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

04 08 2025 20:45:27

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

03 08 2025 2:15:55

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

02 08 2025 3:53:38

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

01 08 2025 7:29:39

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

31 07 2025 23:22:57

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

30 07 2025 6:14:49

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

      На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

29 07 2025 22:37:58

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

28 07 2025 6:31:47

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

27 07 2025 7:30:25

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

26 07 2025 7:23:28

Цветок и его строение. Соцветие


    Цветок и его строение. Соцветие

      Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....

25 07 2025 10:11:27

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

24 07 2025 15:39:44

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

23 07 2025 19:59:41

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

22 07 2025 22:20:51

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

21 07 2025 8:29:29

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

20 07 2025 2:20:54

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 07 2025 13:36:53

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

18 07 2025 11:30:38

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

17 07 2025 17:51:19

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

16 07 2025 3:23:20

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

15 07 2025 16:53:58

Урок биологии по теме "Грибы"


    Урок биологии по теме "Грибы"

      Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

14 07 2025 3:44:19

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

13 07 2025 17:48:49

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

12 07 2025 0:21:55

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

11 07 2025 10:25:46

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

10 07 2025 23:35:48

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

09 07 2025 6:20:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

08 07 2025 2:10:39

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"


    Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

      Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

07 07 2025 19:46:27

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

06 07 2025 8:36:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::