Как превратить процесс обучения из принужденной тяжелой работы в свободное исследование мира

Как преодолеть границу между естественно научным и гуманитарным знанием? Как устроены категории языка, с помощью которого человек познает окружающий мир и самого себя? Что известно о разуме и мыслительных способностях человека из многих научных дисциплин.
Статья посвящена исследовательской деятельности учащихся. В качестве предмета исследования я выбрала вопросы, связанные с психологическими основами развивающего обучения и вопросы интеграции содержания образования.
Почему интеграция?
Спустимся к морю, вглядимся в него. Вот как образно описывает наше восприятие Ричард Фейнман: “Это ведь не просто вода, это рябь и набегающие волны, это облака солнце и гoлyбое небо, это свет и тепло, игры и дыхание ветра, песок и скалы, водоросли и рыбы, их жизнь и гибель, это вы сами ваши глаза и мысли, ваше ощущение счастья”.
Ребенку вовсе не нужны ни методисты, ни их методики, ни вообще вся сложная и громоздкая система управления образованием. А что же нужно? Не так важны знания сами по себе, как процесс получения этих знаний. Любознательность, заложенную в человек самой природой, можно легко подавить стандартными программами или догматизмом взрослых. Задача как раз и состоит в том, чтобы не дать погаснуть этому интересу, чтобы инстинкт исследования развивался и получил необходимый для этого ресурс. Такой ресурс может и должна представлять развивающая среда.
В общем случае ресурс, включает в себя четыре основных компонента, необходимых для реализации естественного обучения:
- Физический компонент
- Знаково-символический компонент
- Технологический компонент
- Человеческий компонент
Благодаря этим компонентам стоят не изолированные понятия, а взаимосвязанные, которые выражаются друг через друга, – у них огромная информационная емкость и колоссальные комбинационные генеративные возможности. Это облегчает ребенку (да и взрослому) познание мира.
В последнее время принципиально изменилось отношение и значительно усилилось внимание к исследовательской деятельности школьников и активным методам обучения, причем ни, только в России, но и во всем мире. Для этого имеются, по меньшей мере, две причины: социальная, связанная с быстрыми изменениями в мире, и научная связанная с новым представлением о деятельности мозга и сознания и вытекающими из них следствиями для процессов обучения.
Сначала несколько слов о социальной причине. Взрывной рост знаний и связанная с ним быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники.
Так как передать знания о еще не открытых явлениях природы или научить конструировать и использовать еще не существующую технику невозможно. То остается единственный путь сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес и вкус к познанию и исследованию, развить способность видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучить общим закономерностям будущей деятельности, вооружить методами овладения и синтеза новых знаний в любой предметной области, создать широкий кругозор. Преподавателю никогда не угнаться за наукой, ни за изменениями жизни, если оно пойдет по пути механического нанизывания на пирамиду старых программ все новых и новых фактов и открытий. Необходим иной принцип, и он сводиться к тому, чтобы заново осмыслить критерии отбора содержания образования и перейти к новым активным методам обучения.
Неотъемлемой частью современных представлений о мире является сложная и непривычная картина человеческого сознания, рассмотренная по результатам комплексного исследования психологии восприятия искусственного интеллекта, биохимии мозга, его эволюции, экологии и культурной антропологии.
Сформулируем основные особенности этой картины и вытекающие их них следствия для построения развивающей образовательной среды:
- Человек сводит сигналы из окружающего мира к своим собственным категориям и воспринимает только то, что прямо отвечает на вопросы, которые он сам способен задать. На поступление любой неподходящей информации нейроны человеческого мозга попросту не отзываются. Например, человек не реагирует не на радиоволны не на рентгеновское излучение, ни на какие области электромагнитного спектра, кроме, тепловой и видимой. Такое поведения свойственно в целом, как восприятию, так и поведению нейронов. Итак, наш мозг не реагирует ни на что, кроме ответов на его собственные вопросы. Отсюда вытекает ключевая роль вопроса в обучении. Вопросы важнее ответов, – обеспечить ученику режим наибольшего благоприятствования – могут только активные методы обучения – научное исследование, проект.
- Структуры, обеспечивающие такое восприятие, называются когнитивными (познавательными) моделями, или предвосхищающими схемами. Это внутренние психологические структуры, которые складываются в процессе жизни и обучения в голове человека и которых представлена сложившаяся у него картин мира, общества и самого себя. Это структуры, с помощью которых человек извлекает информацию и с помощью которых проводит анализ и синтез всех поступающих извне сведений. В этих формируемых каждым человеком, идеальных мыслительных моделях отражаются наиболее устойчивые, неизменные свойства внешнего мира, внутреннего мира, а также инвариантные взаимоотношения человека и его окружения. Вся совокупность когнитивных моделей образует упорядоченную иерархическую систему. Чем больше развита эта система, тем больше человек видит и понимает в окружающем его мире и самого себя. Именно когнитивные модели подготавливают человека к принятию информации, какого-то определенного, а не любого вида и таким образом управляют его текущей познавательной активностью.
- Представление о когнитивных моделях позволяет уточнить важный вопрос о целях обучения. Обычно определение целей обучения, даваемое в традиционных педагогических системах, формулируется в виде перечня знаний умений и навыков, которые должен усвоить ученик. В так называемых системах развивающего обучения акцент переноситься на развитие ребенка, включая познавательное, нравственное эмоциональное, и физическое. Все это верно, но вместе с тем при таком подходе остается неясной внутренняя связь этих целей. Все они выглядят расположенными независимо друг от друга. Их единая ложно психологическая основа остается неопределенной. Подход, основанный на представлении о развивающей образовательной среде, порождающей активные методы обучения, устраняет этот недостаток. Он выдвигает в качестве единой цели обучения формирования разветвленной хорошо организованной, упорядоченной иерархической системы когнитивных моделей, отражающей современную картину мира.
- В процессе развития ребенок открывает структуру своего окружения в ходе длительных экспериментов с ним. Совершения различных действий. Он интересуется своим окружением, исследует его, наблюдает, постоянно выдвигая при этом своего рода гипотезы, которые лучше всего объясняют его опыт, согласовывая между собой различные элементы системы когнитивных моделей. Эти гипотезы, однако, имеют временный хаpaктер в том смысле, что могут быть заменены другими, если при последующих действиях и испытаниях наталкиваются на факты, противоречащие уже построенным когнитивным моделям или следствиям из этих построений. Используемые при этом процедуры в принципе не отличаются от обычных процедур научного исследования. Самые общие и абстpaктные современные теории и исследования – это естественное продолжение того процесса, с помощью которого маленькие дети учатся вступать в контакт со своим окружением. Отсюда следует, что промежуточным звеном в этом процессе являются активные методы обучения, прежде всего: учебно-исследовательская и проектная деятельность. Второе следствие состоит в понимании важности предоставления ребенку возможности выдвигать гипотезы и строить ошибочные теории. Именно возможность строить ошибочные теории позволяет ребенку наращивать “когнитивные мускулы”. Активные методы обучения и структура развивающей среды имеют максимум возможностей подобного рода в отличие от традиционного обучение по “программам”.
- Действия и операции, с помощью которых ребенок узнает о свойствах окружающего мира, позволяет ему выявить инвариантные взаимосвязи между тем, что он видит и тем, что он слышит или чувствует, инвариантность формы объекта. Постепенно ребенок обретает способность представлять себе прострaнcтво, содержащие даже те объекты, которых не в поле его непосредственного восприятия, и представит себя самого в этом прострaнcтве. Такой мысленный образ можно рассматривать как инвариантную абстpaкцию более высокого порядка. Постепенно ребенок переходит к построению абстpaкций еще более высокого порядка, таких как время, причинность, первые математические и физические понятия. В принципе такой процесс абстрагирования не имеет предела и может продолжаться в течение всей жизни. Формирующаяся при этом система когнитивных моделей подлежит проверка в процессе взаимодействия с внешним миром. Ключевым в этом процессе является взаимодействие. Нервно-психические процессы не пассивны, а активны. Активную роль человека можно легко себе представить, проанализировав обязательное восприятие. Так если требуется определить форму невидимого предмета на ощупь, то необходимо брать этот предмет ощущать. Аналогичная активность связана и с другими органами чувств. Активность психики состоит в том, что она постоянно создает сценарии, подлежащие проверке действительностью, добивается их подтверждения и берется за трудную работу по их перестройке, если они противоречат фактам. Мозг не только орган познания, но еще и орган действия. Все это приводит к принципиально новому пониманию роли действия в обучении. Подход, реализуемый в развивающей среде, предполагает, что типичная последовательность: объяснение – усвоение – самостоятельные действия, принятые при традиционно организованном обучении или в системах развивающего обучения, переворачивается и принимает вид: самостоятельное действие – усвоение – объяснение.
- Для старшеклассников основную роль играют учебные проекты, научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность, включающая в себя самостоятельные или выполненные под руководством учителя исследования социальных экономических и политических проблем и предложения по их решению, а также теоретические экспериментальные разработки в области естественных и гуманитарных наук. Такого рода деятельность вызывает, в свою очередь, необходимость построения новых шкал внешних оценок, т.е. вместо того, чтобы оценивать знания и умения ученика в привычных терминах “знает – не знает”, “умеет – не умеет”, “есть навык – нет навыка”. Можно перейти к оценке продуктов деятельности ученика в терминах “интересно – не интересно”, “красиво – не красиво”, “оригинально – не оригинально”, “противоречиво – не противоречиво”. При этом сами ученики привлекаются к активному участию в выработке этих оценок. Важной особенностью научно-исследовательской и проектной деятельности является то, что учащиеся должны по преимуществу, пользоваться источниками, а не комментариями. В физике и химии это собственно эксперимент школьника, а не тексты в учебнике, в гуманитарной сфере – это оригинальные тексты, книги и документы, а не комментарии к ним из учебника. Другой фундаментальной особенностью является акцент на объединение различных областей знаний. Так называемых интеграций. В конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ “Первые шаги” эта идея отражена в названии номинаций “Построить модель явлений”, “Проблемы, поставленные нам современной жизнью” “Духовный мир человек”, “Технология”, “Нерешенные задачи и как их решить”, “За пределами познанного”, “Каким мы хотим видеть окружающий мир”.
- Систему когнитивных моделей можно рассматривать как непрерывно меняющуюся конструкцию, создающую возможность своего рода “внутреннего видения”.
Эта “конструкция” основана на абстрагировании того, что инвариантно во взаимоотношениях между активными действиями человека и получаемыми им впечатлениями, а также оттого, что он уже знает на основе прошлого опыта.
Тот факт, что наше “видение мира” в данный момент может быть опровергнуто в результате последующих действий. Наблюдений и испытаний, показывает, что мир богаче, чем мы его знаем и воспринимаем.
Вместе с тем возможность “внутреннего видения” показывает, что система когнитивных моделей способна предсказать результаты будущих опытов. Она экстраполирует или изобретает различные схемы, которые позволяют ожидать определенных событий в будущем, и проверить эти предсказания с помощью органов чувств.
Непрерывно меняющаяся конструкция, обеспечивающая “внутреннее видение”, проходит в процессе своего развития ряд последовательных фаз – периодов развития интеллекта. Также выделяет четыре таких периода:
A. Сенсомоторный период (0-2 года)
В этот период, не овладев языками, маленький ребенок способен выполнить действия которые не требуют мыслительной деятельности. Они еще не перенесены внутрь в форму представлений (мысли)
Б. Дооперациональная мысль (2-7 лет)
Этот период хаpaктеризуется отсутствием устойчивых обратимых операций и понятий сохранения (таких как объем, масса, площадь)
B. Период конкретных операций (7-11 лет)
В этот период у ребенка появляются довольно устойчивые операции, но они носят все еще конкретный хаpaктер. Конкретные операции не могут составить основу формальной логики.
Г. Период пропозициональных (формальных) операций (11-15 лет)
Этот период включает в себя такие приобретения, как логика высказываний, которая является формальной, независимой от содержания и представляет собой общую структуру, координирующую различные логические операции в единую систему.
Проходя эти стадии в процессе непрерывного развития, ребенок формирует свои глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, техники, культуры – свою “картину мира”, используя для этого, взаимосвязанные друг с другом системы мыслительных образов, идей словесных описаний и т.д.
Это значит, что в процессе обучения жизненно важно обеспечить реализацию непрерывного перехода от личного опыта и представлений ученика к общественно принятым понятиям и идеям.
Творчество в жизни ребенка начинается не с преднамеренного создания им творческого продукта. При этом ведущим мотивом является игра, а не задача, поставленная взрослым. Постепенно в процессе общения с взрослыми или со сверстниками, ребенок начинает осознавать себя как автора и воспринимать свой результат, как продукт для других. При этом для младших детей такие понятия как проект, исследование, доклад, конференция являются чисто игровыми, помогающими реализовать те роли, которые они на себя взяли, создавая продукт.
При создании любого такого продукта на первый план выходит человеческий компонент, т.к. развитие ребенка возможно только тогда, когда позиции его и взрослого соизмеримы, когда ребенок нужен взрослому не меньше, чем взрослый нужен ребенку. Когда взрослый при таком общении развивается, так как ребенок (с той же интенсивностью), но в другой плоскости. Ребенок развивается, осваивая социальные нормы, способы деятельности, культурные эталоны, а взрослый, очищаясь от стереотипов, освобождается от психологических барьеров. Ребенок формирует свою систему моделей, а взрослый систему расшатывает, переформирует, делает ее более гибкой, подвижной восприимчивой.
И взрослый, и ребенок в работе над исследованием или проектом, участвуя в дискуссии или деловой игре, выступают как соавторы. Вопросы важнее ответов. Умение задавать вопросы является одной из основ творчества. А это означает, что нужно не столько учить отвечать на вопросы, сколько их задавать.
Нильс Бор, подчеркивая смысл творческого отношения (к себе), говорил: “Всякое мое высказывание нужно понимать не как утверждение, а как вопрос”.
Литература (список использованных источников)
- Э.Б. Финкелыптейн “Исследовательская деятельность” Москва, 2005 г.
- Д. Хофштадтер “Гедель, Эшер, Бах”
- Э.М. Раутбарт “О самоуправлении в детских организациях” Москва, 2005 г.
- Н. Фадеева “Лабиринт познания” Москва, 2004 г.
- Э.Б. Финкелыптейн “Приглашение к исследованию” Москва, 2005 г.
Анализ вариантов, типов и методов интеграции содержания образования
...Все происходит вокруг нас, но никто не знает каким образом. Все является перед нами, но никто не видит источника. Все вместе и каждый в отдельности, люди ценят ту часть знаний, которая уже известна. Они не умеют пользоваться известным, чтобы с его помощью достичь знания. Разве это не заблуждение?
Джуан-Дзи.
В развитии современной науки бросаются в глаза две противоположные и на первый взгляд, даже взаимоисключающие тенденции. С одной стороны резкое увеличение числа исследуемых явлений. Все большая специализация, дифференциация, ветвление, появление новых областей знаний. С другой стороны идет активный процесс объединения, синтеза интеграции, как отдельных областей знаний, так и целых наук. В единое целое объединяются представления из разных, ранее не связанных между собой областей, казавшихся весьма далекими друг от друга
Происходит глубокое взаимопроникновение различных наук, возникают новые комплексные дисциплины, охватывающие чрезвычайно широкий круг явлений, происходящих в природе и обществе, например, такие как экология, синергетика, информатика, семиотика.
Из двух рассмотренных тенденций – дифференциации и интеграции, в содержании школьного образования прослеживается только одна дифференциация. Существующее сегодня содержание образования ориентировано, главным образом, на получение сведений, количество которых с необходимостью растет.
Учебные планы в существующей структуре содержания задаются только через перечисление научных и пpaктических учебных дисциплин. Но задача обеспечения систематического обеспечения (обучения) предметным знаниям и умениям, даже при сокращении их объема. Не позволяет достаточно организованно, целенаправленно и систематически решить задачи развития личности, т.к. для развития каждой необходимой человеку способности требуется использование предметного материала из разных областей в интегрированном и концентрированном виде
Таким образом, встает проблема интегрирования содержания, являющаяся одной из сложнейших проблем перестройки общего образования. Для решения этой проблемы необходимо ответить на множество вопросов: как выбрать принцип интеграции? В чем состоят критерии отбора содержания? Где провести границу между постоянной и вариативной частью?
Все эти вопросы важны, и до сих пор ни в российской ни в мировой педагогике не нашли удовлетворительного решения. Но решать их необходимо, ибо только на пути интеграции можно прийти к значительному сокращению общего объема обязательной части содержания образования, к разгрузке нынешних учебных планов и программ. Совершенно ясно, что преподаванию никогда не “угнаться” за наукой, если оно пойдет по пути механического нанизывания на пирамиду старых программ все новых и новых фактов и открытий. Необходим иной принцип, и он сводится к тому, чтобы заново осмыслить уже известное и воссоздать основные идеи большой науки, раскрыть ее внутреннюю логику, рассказать о тех ее достижениях, что сохраняется в фундаменте будущее науки в пределах своей применимости, выдержать любые перевороты, а это и есть интеграция.
Под “содержанием образования” понимается тип деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний.
Анализ проблем интеграции:
а) Энциклопедический подход.
В основе лежит дидактическая система: подготовка – изложение -согласование – обобщение – применение.
б) Структурный подход.
В учебные программы отражаются систематические знания в рамках отдельных дисциплин, так и система научного знания в целом.
в) Проблемно-комплексный подход интеграция различных предметов.
г) Прогрессивистский подход обучение как процесс исследования.
д) Подход “свободный” Вальдорфской школы важнейшей особенностью является принцип целостности.
е) Диалогический подход.
Современное школьное обучение и современная психология освоения знаний должны исходить из коренных особенностей современного мышления и насущных форм деятельности.
ж) Формальный подход.
В рамках формального подхода любое обучение рассматривается только как средство развития способностей и познавательных интересов учеников.
з) Экземпляристский подход.
и) Синергетика как принцип образования.
Синергетика определила основные принципы самоорганизации. Синергетический подход к образованию способствует стиранию границ между естественным и гуманитарным знанием. При этом на передний план выходит продуктивная деятельность, исследовательская, проектная, творческая – ученика и учителя.
Это приводит к принципиальному изменению роли учителя и его ответственности в жизни ученика. Главным становиться не столько функция учителя как преподавателя определенного предмета и даже не как воспитателя, сколько его способность раскрыть возможности ребенка, его будущее
Синергетический подход к образованию был положен в основу деятельности созданного в 1995 году в г. Москве клуба учителей “Доживем до понедельника”. Работа клуба с самого начала была направлена на реализацию главных целей: поддержку инновационных процессов, создание саморазвивающейся мотивационной, образовательной среды, содействие связи фундаментальной науки и школьного образования, организации досуга и деятельности по интересам.
В рамках клуба появилась возможность организовать встречи с известными учеными, деятелями культуры, учувствовать в дискуссиях по актуальным проблемам, обмениваться опытом профессиональной деятельности, повышать квалификацию. И самое главное появилась возможность, как для детей, так и для учителей творить, создавать новое, оценивать “продукты” творческой деятельности, участвовать в их обсуждении и защите.
Для этого была создана целая система конкурсов “Смекалка” для детей от 8 до 13 лет, “Педагогические инновации” для педагогов, конкурс научно-исследовательских работ, проектов для школьников “Первые шаги”. Уровень конкурсных работ достаточно высок.
Исследовательская деятельность учащихся
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний.
Принимающие участие в создании творческих проектов не только оказываются участниками мероприятия, но что наиболее важно задумываются о преобразовании мира, развитии науки, и учиться применять все достижения человечества на пpaктике.
В процессе написания реферата, не так важны знания сами по себе, как процесс получения этих знаний. Участие в конкурсах и есть редкая возможность проявить свои способности, встретиться с различными интересными людьми, сверстниками, единомышленниками.
Все это возможность жарких споров, радость творческого общения, это новые векторы развития, дополнительные источники вдохновения.
В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности.
Общеизвестно, что каждые десять лет объем информации окружающей человека, увеличивается в два раза. Накопленная на сегодняшний день информация, не может быть усвоена учеником в полном объеме.
В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человек способного к непрерывному обучению, понятия себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Это подразумевает решение следующих задач:
Формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим;
Умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения;
Умение отстаивать реальные цели;
Умение отстаивать конкретные цели;
Принятие того, что мир изменчив;
Укрепление психофункциональной устойчивости;
Толерантность к новизне и неопределенности;
Принятие себя;
Уверенность в себе в своих силах;
Иметь адекватную, устойчивую самооценку;
Самоуважение;
Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
Осмысленное отношение к мopaльно-нравственным основам социума.
Формирование каждого из перечисленных качеств личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Большую роль в этом играет выработка единых требований к процессу формирования личности ученика со стороны всех участников образовательного процесса.
Важным фактором в успешности и достижении поставленных целей также является целенаправленная работа по созданию детских коллективов, как среды общения.
Главная задача, которая ставиться перед учеником, не формальный подход и не формальное усвоение методики, а формирование исследовательской (творческой) позиции по отношению к миру.
В заключение мне хотелось бы поделиться работой (итогами работы) в области исследовательской деятельности школьников. В течение шести лет, я вместе с учащимися принимала участие во Всероссийском конкурсе “Первые шаги”
Участником конкурса может стать каждый ученик средней школы, лицея, гимназии, колледжа, а также творческие группы перечисленных учреждений.
Конкурс поддерживается комитетом по науке и образованию Государственной думы Российской Федерации и Министерства образования РФ.
Цели и задачи конкурса:
Развитие интеллектуального и художественного творчества, привлечение к исследовательской, проектной и творческой деятельности.
Поддержка и привлечение одаренных детей и подростков.
Стимулирование научно-методической и инновационной деятельности педагогов и воспитателей, поиск новых форм и методов образования.
Привлечение к работе с учащимися ведущих ученых, деятелей культуры и искусства (в научный совет входят академики РАН: Рыжов Ю.А., профессор Лебедев В.В. и многие другие).
Привлечение общественного внимания к проблемам развития творческого я интеллектуального потенциала общества.
Формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями.
Условие конкурса:
На конкурс представляются научно-исследовательские проекты и литературно-художественные работы, выполненные учащимися самостоятельно и под руководством педагога. Работы делятся по номинациям:
Естественно-математические и гуманитарные науки.
Экология и здоровье, психология и педагогика.
История времен и народов.
Духовный мир человека.
За пределами познанного.
Социальные проблемы.
Вдохновение.
Сценарии театральные постановки, шоу.
Необходимо сказать о награждении. Все участники конкурса получают свидетельства участника, лучшие работы отмечаются медалями Галуа и “Вдохновение”, дипломами министерства образования Российской Федерации и рекомендациями к публикации работ в научно-педагогических изданиях соответствующего профиля, призами, а также ходатайством для поступления в высшее учебное заведение.
С чем же сталкивается педагог, решивший заниматься исследовательской деятельностью?
Итак, тема выбрана. Ученик начинает работать с огромным энциклопедическим материалом, выбирая главное. Здесь, конечно же, необходима помощь руководителя: составить план, выбрать тезисы, цитаты.
И на этом этапе мне хочется \"предостеречь от ошибок, с которыми может столкнуться научный руководитель, нельзя пускать на самотек работу по накоплению материала, нужно самому быть настолько заинтересованным в конечном результате, чтобы ваш подопечный это чувствовал.
Создание любого проекта требует:
а) Индивидуального общения и консультаций (а это личное время) ;
б) Использование новейших журналов, книг (а это не всегда доступно) ;
в) Особого подхода к проведению микроисследований (проведение эксперимента, обработка результата, проведение тестов в различных учреждениях) ;
г) Оплата работы и доставка ее в г. Москву (обычно этим занимается научный руководитель).
Работая с 2005 года в г. Санкт-Петербурге мы с детьми создали 8 творческих проектов. Понимание значимости данной работы я нашла в администрации ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района, и администрации международного лицея №664 Красногвардейского района.
Работа достаточно сложна, однако важен результат – понимание ребенком своего “Я”, развивать и проявлять свои таланты и способности, а также принимать самостоятельные ответственные решения.
В заключение, хочется привести мысли Великих, заслуживающих внимание:
– Давай наставления только тому, кто ищет знания... Конфуций.
Комментарии:
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
23 11 2025 19:39:55
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
22 11 2025 4:37:46
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
21 11 2025 9:24:52
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
20 11 2025 8:34:13
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
19 11 2025 1:52:46
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
18 11 2025 1:14:28
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
17 11 2025 2:51:36
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
16 11 2025 7:48:30
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
15 11 2025 5:29:24
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
14 11 2025 8:17:50
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
13 11 2025 5:53:55
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
12 11 2025 0:43:41
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи».
В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя.
Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов.
...
11 11 2025 17:27:42
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
10 11 2025 21:39:39
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
09 11 2025 20:30:12
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
08 11 2025 11:49:44
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
07 11 2025 14:34:39
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
06 11 2025 8:24:28
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
05 11 2025 5:23:31
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
04 11 2025 9:13:22
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
03 11 2025 7:11:46
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
02 11 2025 1:39:13
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
01 11 2025 4:53:14
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
31 10 2025 23:51:34
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
30 10 2025 11:17:55
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
29 10 2025 10:43:44
В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....
28 10 2025 8:13:53
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
27 10 2025 10:45:12
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
26 10 2025 5:53:54
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
25 10 2025 3:52:17
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
24 10 2025 18:16:57
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
23 10 2025 10:43:27
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
22 10 2025 21:58:12
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
21 10 2025 10:16:44
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
20 10 2025 2:19:30
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
19 10 2025 9:50:40
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
18 10 2025 6:49:37
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
17 10 2025 22:51:37
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
16 10 2025 5:42:19
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
15 10 2025 18:54:48
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
14 10 2025 10:34:40
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
13 10 2025 12:45:15
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
12 10 2025 13:36:29
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
11 10 2025 10:51:20
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
10 10 2025 11:50:51
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
09 10 2025 15:36:26
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
08 10 2025 5:52:42
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
07 10 2025 5:29:47
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
06 10 2025 21:45:26
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
05 10 2025 1:49:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны