"Поговорим о паукообразных". 7-й класс

Цели:
- изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных;
- установить их значение в природе и жизни человека; учить обобщать, анализировать, делать выводы;
- развивать творческие способности обучающихся, умение работать в группах;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
1.Легенда об Арахне
Название класса Arachnoidea происходит от греч. arachne – паук. В древнегреческой мифологии Арахной звали дeвyшку, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвав на состязание саму покровительницу этого ремесла богиню Афину, выткала лучшую, чем она, ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь ее род будут прясть и ткать до скончания века.
2. Демонстрация фрагмента видеофильма о пауках
Всего известно около 60 000 видов паукообразных. Длина туловища различных представителей составляет от 0,1мм до 20 см. Они широко распространены по всему земному шару. Большинство из них – наземные животные.
3. Вспомним особенности внешнего строения паука
Выступление «профессора арахнологии» Горбачёва Алексея Максимовича. (Ученик рассказывает об основных особенностях внешнего строения на примере паука-крестовика):
а) Тело разделено на два отдела – головогpyдь и
брюшко, соединённые тонкой перетяжкой.
б) Усики отсутствуют.
в) На головогpyди располагаются шесть пар
конечностей – две передние пары (хелицеры,
которые служат для захвата и измельчения пищи и
ногощупальца – органы осязания, покрытые
чувствительными волосками) и четыре пары
ходильных ног.
г) На переднем конце головогpyди расположены
четыре пары простых глаз.
д) Тело покрыто лёгким, прочным и довольно
эластичным хитиновым покровом, который пауки
периодически сбрасывают, таким образом они
линяют.
е) Брюшко нечлeнистое, на нижнем его конце
имеются три пары паутинных бородавок,
выpaбатывающих паутину. Выделяющаяся из
паутинных бородавок жидкость очень быстро
твердеет на воздухе и превращается в прочную
паутинную нить. Различные части паутинных
бородавок выделяют паутину разных типов.
Паутинные нити различаются по толщине,
прочности, клейкости: в основании паутины более
прочные и не липкие нити, а концентрические нити
– более тонкие и липкие.
4. Работа в группах
Задание: используя материал учебника (стр. 122-124), а также дополнительный материал, ответьте на вопросы. После выполнения задания назовите общие, отличительные для каждой группы признаки.
1 группа – «Отряд Пауки»:
а) Где встречаются пауки?
б) Что представляет собой паутина? Все ли пауки
плетут сети? Приведите примеры таких пауков.
в) Какое значение в жизни паука имеет паутина?
г) Какой паук обитает в воде? Как он дышит?
Демонстрация фрагмента видеофильма о пауке
серебрянке.
д) Каких наиболее ядовитых пауков вы знаете?
Каковы отличительные признаки отряда Пауки?
2 группа – «Отряд Скорпионы»:
а) Где встречаются скорпионы?
б) Каковы особенности строения их тела?
в) На конце брюшка имеется вздутие с острым
крючком. Как скорпион его использует?
г) Насколько опасен яд скорпиона?
Демонстрация презентации учащихся. (Приложение
1)
Каковы отличительные признаки отряда Скорпионы?
3 группа – «Отряд Клещи»:
а) Каковы особенности строения тела клещей?
б) Чем они отличаются от других паукообразных?
в) Какие виды клещей вы знаете?
г) Чем опасны клещи? Каковы меры защиты от
таёжного клеща при походе в лес?
Демонстрация презентации учащихся. (Приложение
2)
Каковы отличительные признаки отряда Клещи?
5. Каково значение паукообразных в природе и жизни человека?
– Входят в состав цепей питания.
– Некоторые наносят вред растения и животным.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
– Уничтожают огромное количество вредных для
человека насекомых.
– Являются объектами для изучения.
6. Решение экологических задач.
1) Если положить на паутину чистую бумажку, паук,
подбежав, выбросит её из сети. Но если на ней была
раздавлена муха, то паук опутает её паутиной и
пустит пищеварительный сок. Объясните, почему?
(Ответ: с помощью органов осязания – ногощупалец,
покрытых чувствительными волосками – паук
улавливает различия в колебании ловчей сети и
определяет живой и неживой объект. Запахи паук
различает с помощью органов обоняния,
находящихся на передних конечностях).
2) В определённые моменты самка паука
тарантула со своими паучатами
передвигается примерно по кругу. Весь путь
составляет 100 – 150 м. Периодически
останавливаясь, паучиха, сильно взмахнув задними
конечностями, сбрасывает со спины часть паучков
и быстро отбегает в сторону. Объясните поведение
самки.
(Ответ: таким образом происходит расселение
молодых пауков).
3) Паук – крестовик твёрдую пищу есть не может, но
его жертвы – насекомые имеют твёрдый покров.
Каким образом паук всё же питается насекомыми?
( Ответ: у паука внекишечное пищеварение. Поймав
добычу, он убивает её ядом и впускает в тело
жертвы пищеварительные соки. Под их влиянием
содержимое разжижается и паук высасывает
его).
7. Головоломка.
1) Даны слоги: ПА РА СЕ НО ТА НТУЛ КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИ ОН
Составьте из них названия паукообразных.
(Ответ: паук, сенокосец, каpaкурт, скорпион, тарантул).
2) Решите кроссворд, правильно ответив на вопросы.
По горизонтали:
1. Паукообразное с длинными тонкими ногами.
3. Один из самых известных пауков, плетущих ловчие
сети.
5. Подвижные ночные, реже дневные, хищники,
распространённые в сухих и жарких странах,
передний отдел головогpyди покрыт крупным
головным щитом.
6. Паук, который сидит в засаде на цветках,
поджидая мелких насекомых.
7. Самый крупный из наших южных пауков.
По вертикали:
1. Южное паукообразное с клешнями, длинным
брюшком и ядовитой иглой на его
конце.
2. Паук, обитающий в воде.
4. Паук, способный прыгать и ловить насекомых.
8. Очень ядовитый южный паук, которого называют
«чёрная cмepть».
9. Один из самых крупных мохнатых пауков.
10. Представитель паукообразных, ведущий
паразитический образ жизни.
| По горизонтали: | По вертикали: |
| 1. Сенокосец 3. Крестовик 5. Фаланга 6. Бокоход 7. Тарантул |
1. Скорпион 2. Серебрянка 4. скакунчик 8. Каpaкурт 9. Птицеяд 10. Клещ |
8. Закрепление: найдите признаки, свойственные паукообразным
1) Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.
2) Тело состоит из двух отделов: головогpyди и
брюшка.
3) Брюшко члeнистое.
4) Брюшко нечлeнистое.
5) Животные имеют 4 пары ног.
6) На голове есть усики.
7) Усиков нет.
8) Усиков 2 пары – длинные и короткие.
9) Животные имеют простые глаза.
10) У большинства животных по два сложных
фасетчатых глаза.
11) Органы дыхания – жабры.
12) Органы дыхания – лёгкие и трахеи.
9. Составить «Синквейн»
1) Имя существительное (тема).
2) Два прилагательных, связанных с темой.
3) Три глагола.
4) Фраза их четырёх слов.
5) Одно существительное (синоним к теме).
(Записать на заранее подготовленных и
оформленных листах бумаги).
10. Домашнее задание: параграф 25.
Дополнительный материал (Приложение 3)
Комментарии:
Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....
04 12 2025 14:57:47
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
03 12 2025 3:24:11
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
02 12 2025 21:20:35
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
01 12 2025 11:28:28
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
30 11 2025 11:33:34
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
29 11 2025 7:56:41
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
28 11 2025 10:11:19
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
27 11 2025 13:49:54
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
26 11 2025 21:39:46
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
25 11 2025 21:47:49
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
24 11 2025 21:29:50
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
23 11 2025 20:28:28
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
22 11 2025 7:33:25
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
21 11 2025 0:30:32
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
20 11 2025 17:33:57
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
19 11 2025 0:12:38
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких.
...
18 11 2025 5:37:57
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
17 11 2025 8:10:46
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
16 11 2025 0:42:37
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
15 11 2025 2:38:46
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
14 11 2025 19:47:37
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
13 11 2025 4:33:18
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
12 11 2025 22:11:41
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
11 11 2025 13:49:54
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
10 11 2025 6:30:16
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
09 11 2025 4:10:36
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
08 11 2025 11:24:24
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
07 11 2025 6:39:46
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
06 11 2025 11:30:24
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
05 11 2025 3:21:47
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
04 11 2025 4:49:20
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
03 11 2025 12:53:20
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
02 11 2025 3:25:32
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
01 11 2025 14:54:11
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения.
...
31 10 2025 20:18:40
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету.
На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
30 10 2025 13:30:51
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
29 10 2025 0:40:41
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
28 10 2025 15:44:16
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
27 10 2025 15:53:14
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....
26 10 2025 2:50:50
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
25 10 2025 16:22:16
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
24 10 2025 6:29:56
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
23 10 2025 16:44:13
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
22 10 2025 23:35:23
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
21 10 2025 2:26:23
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
20 10 2025 2:45:42
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
19 10 2025 13:52:36
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
18 10 2025 14:29:14
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
17 10 2025 12:27:16
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
16 10 2025 14:28:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




