Урок по теме "Лишайники"

Задачи:
- выделить своеобразие организма лишайников,
- углубллять знания о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения,
- приспособленностью к симбиотическому образу жизни;
- определить их роль в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица “Лишайники”, гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), компьютер.
Приложение 1
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- строение слоевища лишайника;
- о том, что лишайник – это симбиоз водоросли и гриба;
- способы размножения лишайников;
- значение лишайников в природе;
- использование лишайников человеком.
Учащиеся должны уметь:
- различать кустистые, листовые, накипные лишайники;
- объяснять фразу: “Лишайники – индикаторы чистоты воздуха”, растения “сфинксы”.
Ход урока
1. Аутотренинг
Учитель:
1) я спокоен.
2) сосредоточен.
3) я всё вспомню, что готовил дома.
4) я всё выучу на уроке и в этом мне помогут товарищи и учитель.
5) мне нравиться биология и я буду её изучать.
Сейчас.
2. Повторяем д /з, через проговаривание в парах (ключевые ??? на доске)
1) Проверка знаний. (Взаимоконтроль оценки в тетрадях.)
На доске: д/з.
- Чем отличаются грибы от водорослей?
- Какое строения имеет: 1 – я, – я, морская водоросль?
- Из чего получается лекарство пиницилин?
Строение этого гриба, жизнедеятельность? - С какими целями человек разводит дрожжи?
Водоросли а) в природе; б) для человека?
(оценки друг другу, контр. ???)
2) Индивидуальный опрос.(монологический ответ.)
Карточка 1
Сравните строение спирогиры и улотрикса.
Какие четы сходства и различия вам известны?
Карточка 2
Опишите, как происходит бесполое и пoлoвoе размножение улотрикса?
Карточка 3
Какое строение имеют бурые водоросли?
Каким образом эти водоросли закрепляются на
субстрате?
Карточка 4
Бурые водоросли используются в пишу.
Какую водоросль называют морской капустой?
Чем ценна морская капуста, что из неё получают?
Карточка 5
Чем красные водоросли сходны с бурыми?
Почему красные водоросли могут жить на очень
большой глубине?
Карточка 6
Бурые и красные водоросли – обитатели морей.
Каково значение этих водорослей в жизни морских
животных?
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| а, | б, | а, | в, | б, | в, | а, | в, | б, | а, | в, | в |
(Проверка по ключу. оценка в журнал.)
Новое.
– Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной группой растений: Лишайниками – по словам К. А. Тимирязева – растения – сфинксы? что это?
Ответ: фантастические существа с головой человека, туловища льва .(Да!)
Портрет Тимирязева.
В тетрадь число, тему.(д/з в дневник)
– Открыли учебники параграф 13, выпишите слова и словосочетания, которые бы раскрывали нашу тему:
- Место обитание.
- многообразие.
- Строение.
- Питание.
- Охрана.
- Значения
а) в природе;
б) для человека.
1. Место обитание
в лесу
с ветвей
в борах
в тундре
на камнях
на коре
НЕПРИХОТЛИВЫ.
Кора горы камни в Тундре, Д. Восток, но чистый воздух!!!
В природе большинство лишайников растут быстро, если воздух чистый и нет агрессивной среды. Поэтому лишайники являются хорошими индикаторами чистоты воздуха.
2. Многообразие (гербарии)
Лишайники бывают:
Кустистые – пармелия
Необычно используют в Мавритании вид пармелии – добовляют в табак в соотношении 1:10 для получения особого аромата.
Примечательно, что лишайник этот там не растёт, и его специально доставляют с побережья караванами.
Некоторые виды пармелий из Индии являются важной состовной частью различных приправ и продаются не только в этой стране, но и в других, в частности в Саудовской Аравии.
Листовые – кладония
Легенда (показ по таблице)
В Канадской Арктике листовый лишайник Umbieicara muehlenbeergii также используется как экстремальный источник пищи.
Он неоднократно спасал жизни потерпевших аварию пилотов.
Так, в 1972 году один летчик прожил в тундре 232 дня, питаясь глюкозой и слоевищами этого лишайника. Лишайники использовали в качестве добавок при производстве пищи.
Знаменитый путешественник академик И.Г. Гмелин в 18 веке в одном сибирском монастыре наблюдал, как лишайник Lobaria pulmonaria (ныне занесен в Красную книгу) употрeблял как заменитель хмеля, причем вкус был таким же.
Нагитные – ксантория.
Серые – съедобные.
Серый лишайник – съедобный в виде маленьких плотных комочков лежит на поверхности каменистой почвы. При сильных ветрах он может перемещаться на большие расстояния.
Встречается в пустынях Африки, Малой Азии, Киргизии, Туркмении.
Получил название “ манны небесной”.
В голодные годы использовался в пищу.
Ягель олений мох.
Ягели – основное растение тундры и корм северных олений. Растёт очень медленно – 1 – 3 мм в год. Сейчас особо остро стоит вопрос об охране этих лишайников. Необходимо упорядоченное передвижение трaнcпорта, регулируемый выпас олений.
Лишайник цетрарию в Скандинавии добавляли в муку для приготовления корабельных сухарей, чтобы улучшить их сохранность, что связано с антибиотическим действием лишайников.
3. Строение
Слоевище из Гриба и Водоросли.
4. Питание
а) Симбиоз?
Симбиоз – распространенное явление в природе. Понятие о симбиозе было сформулировано во второй половине прошлого столетия немецким ученым Г.А. де Бари. Особенно симбиозом заинтересовались после работ А.С. Фаминцына по лишайникам. Им было установлено, что лишайник представляет собой сожительство (симбиоз) двух организмов – гриба и водоросли.
Лишайник представляет собой самую высокую форму симбиоза, где из двух организмов создается новая форма организма, не похожая ни на гриб, ни на водоросль. Взаимосвязи между двумя компонентами лишайника весьма сложны. Происходит постоянный обмен веществ между этими организмами.
Гриб пpeдoxpaняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет воду и минеральные вещества, а водоросль обеспечивает гриб синтезируемыми ею органическими веществами.
Пользуясь компьютером, познакомить учащихся с особенностями строения лишайника. Хотя ягель и исландский мох называют мхами, но от мхов лишайники отличаются тем, что у них нет органов, свойственных мхам, и типичной зеленой окраски.
Г – вода и NaCI
В – органические вещ – ва фотосинтез.
б) Размножение.
а) кусочками
б) группой клеток.
2. Охрана. (глобус!)
Эстония о. Румпо.
1) 1982 г. – создан заказник примерно 30 видов. В
Красной Книге.
2) Плановый выпас скота.
3) Ограничить гусеничную технику.
Вот тогда мы сохраним этот Реликтовый сфинкс.
3. Значение
Чтобы выяснить роль лишайников в природе, зачитать отрывок из книги К.А.Тимирязева “ Жизнь растений”: “ Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни”.
| В природе: 1) защита коры |
Для человека: 1) лакмус |
На столе: духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал.
Внимание?! Почему все эти вещ – ва находятся вместе??
Закрепляем по блокам (устно)
Урок окончен!
Комментарии:
Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....
08 12 2025 8:12:10
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты.
...
07 12 2025 7:54:53
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
06 12 2025 0:15:21
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
05 12 2025 14:43:26
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
04 12 2025 6:52:18
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
03 12 2025 3:50:11
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
02 12 2025 19:50:59
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
01 12 2025 2:20:31
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
30 11 2025 15:18:44
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
29 11 2025 15:24:54
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
28 11 2025 18:20:50
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
27 11 2025 7:14:29
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
26 11 2025 19:44:54
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
25 11 2025 12:11:17
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
24 11 2025 17:50:39
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
23 11 2025 22:41:26
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
22 11 2025 13:49:22
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
21 11 2025 11:11:48
В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
20 11 2025 19:37:30
Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....
19 11 2025 14:46:49
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
18 11 2025 14:55:34
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
17 11 2025 6:41:24
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
16 11 2025 1:43:31
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
15 11 2025 18:19:45
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
14 11 2025 13:52:38
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
13 11 2025 12:24:41
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
12 11 2025 7:57:51
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление.
...
11 11 2025 10:43:46
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
10 11 2025 10:12:22
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
09 11 2025 19:40:29
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
08 11 2025 4:34:47
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
07 11 2025 15:24:26
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких.
...
06 11 2025 13:32:32
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
05 11 2025 16:15:36
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
04 11 2025 18:53:11
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
03 11 2025 14:18:40
Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....
02 11 2025 23:53:52
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
01 11 2025 17:22:47
Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
31 10 2025 19:34:54
Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
30 10 2025 7:26:43
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
29 10 2025 7:27:33
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
28 10 2025 18:19:32
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
27 10 2025 21:17:53
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
26 10 2025 10:21:36
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
25 10 2025 6:29:26
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
24 10 2025 14:44:45
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
23 10 2025 22:14:48
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
22 10 2025 7:25:15
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
21 10 2025 19:58:57
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
20 10 2025 19:27:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"