"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

СЦЕНА 1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Занавес закрыт. На сцену выходит дeвoчка, по виду прилежная ученица. У нее в руках учебник биологии. Выйдя на середину сцены, дeвoчка с умным видом начинает заунывно читать параграф «Строение сердца». Она прочитывает 3-4 предложения, и из зрительного зала раздается возглас:

-- Да сколько можно! Проходили уже! Одно и то же! Скукотища!

Дeвoчка (обиженно, обращаясь к мальчишке, кричавшему из зала):

-- А тебе не угодишь! Не нравится – тогда сам рассказывай.

-- А что! И расскажу!

-- Ну и расскажи!

-- Да уж расскажу. Поинтереснее тебя…

Обиженная дeвoчка уходит. Мальчишка поднимается на сцену и начинает «читать рэп»:

Наш организм захламлен на полную –
Почки, кишечник, прочая фигня…
Сердце, к примеру, мышца скромная,
Сама не расскажет – спроси у меня.

На последних строчках куплета из-за занавеса на авансцену выходят ребята – участники проекта и все вместе поют припев:

Наш дорогой, любимый, славный организм!
Твое устройство вызывает оптимизм!
Мы постараемся расширить кругозор,
Иначе нас возьмет с собой «Ночной дозор»!

(Припев исполняется на мотив песни группы «Ума 2рман» к фильму «Ночной дозор».) Все скрываются за занавесом, на сцене остаются двое ведущих.

1 ведущий: - Человека всегда интересовало устройство его организма, работа органов. Однако, только в XVII веке выдающийся английский ученый и врач Уильям Гарвей, обобщив сведения всех своих предшественников, смог составить единую картину кровообращения в нашем организме.

2 ведущий: - Гарвею принадлежит доказательство того, что кровь в человеческом организме непрерывно циркулирует всегда в одном и том же направлении и что центральной точкой кровообращения является сердце.

 СЦЕНА 2. В ДОМЕ УИЛЬЯМА ГАРВЕЯ

(фантазия на историческую тему)

Для этой сцены понадобятся: швабра, стол, миска или тазик, большая игрушечная собака, королевская мантия и корона, томатный сок в маленькой упаковке, белый халат, копье для стражника. Мы точно не знаем, носил ли Гарвей белый халат. Но по ходу действия прольется «кровь», которая испачкает одежду героя. Поэтому рекомендуем запастись халатом или другой светлой одеждой, которую можно испачкать.

Действующие лица:

Мисс Маргарет Гримбл, кухарка Гарвея Гарвей

1-й слушатель Король Англии

2-й слушатель Стражник

Занавес открывается. На сцене появляется сварливая кухарка Гарвея мисс Маргарет Гримбл.

Кухарка (подметает и ворчит): Всю комнату скорлупой замусорил! Сколько раз я ему говорила: «Господин Гарвей, ну пошто Вы яйца изводите, сэр? Чай, на яичницу для всей Англии бы хватило!!!» А он в ответ все про свои исследования (передразнивает): «Omne vivum ex ovo! Все живое из яйца!» (смотрит в окно) Вон, опять с дружками идет сюда, супостат. И дворнягу волокут, бесстыжие.

Входит Гарвей с помощниками, тащит собаку, укладывает ее на стол.

Гарвей: Маргарет, нам нужна большая миска. Да, и принесите мне чистые инструменты.

Кухарка (вполголоса): Ну вот, опять животину резать… А послушался бы отца – стал бы купцом! И жил бы припеваючи (уходит).

Гарвей (к своим спутникам): Сначала я проводил опыты на казненных преступниках. Потом я задумался о роли венозных клапанов и стал проводить эксперименты на себе.

1-й слушатель: Неужели правду говорят, что Вы сами себя резали?

Гарвей: Нет, я просто перевязал себе руку. Вскоре ниже перевязки рука отекла, вены набухли, а кожа потемнела. Но я еще не до конца уверен в своей теории и хочу подтвердить ее опытным путем. Поэтому мы сегодня так долго гонялись за этим песиком.

Входит кухарка, ставит миску, подает Гарвею инструменты и уходит, ворча.

Гарвей: Сейчас я перевяжу собаке лапу (перевязывает).

2-й слушатель: И что будет дальше?

Гарвей: Если моя теория верна, то ниже перевязки лапа начнет отекать, а вена – набухать. Сейчас мы надрежем лапу ниже повязки и увидим, что из нее закапает густая, темная кровь.

Для этой сцены вам пригодится пакетик с томатным соком. В него нужно вставить трубочку и незаметно поставить рядом с собакой на столе. В нужный момент, нажав на пакетик, вы получите «фонтан крови».

1-й слушатель: Ах, мне плохо! (падает в обморок)

Все участники замирают. На сцене появляется один из ведущих.

Ведущий: В процессе создания спектакля последующая сцена была удалена обществом защиты животных. В ходе работы над проектом ни одно животное не пострадало (уходит).

Гарвей: Вы увидели, что, когда мы надрезали лапу выше повязки, из пореза не вытекло ни одной капли крови. Моя теория о кровообращении подтвердилась.

Входит стражник.

Стражник (стучит об пол копьем): Его Величество Король Англии и Уэльса Карл 1!

Входит Король.

Король: Я слышал о тебе, Гарвей. О тебе говорят многое. Но я хочу сам убедиться в правдивости твоих учений. Расскажи мне о своих открытиях.

Гарвей: Ваше Величество! Я полагаю, что не печень, как думали ранее, а сердце, этот мышечный мешок, нагнетает кровь в сосуды.

Король: Интересно!

Гарвей: Я сделал еще одно открытие и сейчас его проверяю.

Король: И что же ты открыл?

Гарвей: По-моему, кровь проходит через артерии, а возвращается в сердце по венам, то есть кровь в организме циркулирует. Причем движется она по замкнутому кругу, который я назвал большим кругом кровообращения.

Король: Что ж, я нахожу, что твое учение принесет славу Англии. Как знак высочайшей королевской милости, я назначаю тебе стипендию и объявляю королевским врачом. Впредь ты можешь ловить любых королевских животных для своих опытов в угодьях Виндзора и Хамптон Корта.

Гарвей: Спасибо Вам, Ваше Королевское Величество! Но у меня есть маленькая просьба…

Король: Какая? Говори, не робея!

Гарвей: Нельзя ли мне мою кухарку заменить?

Король: Конечно! Изволь! Отныне тебе будет прислуживать Том… (указывает на стражника и уходит).

Кухарка (вбегает): Я вам покажу повара! (обращаясь к слушателям) Ходят тут всякие, мусорят! Копьями своими стучат! Пошли вон отсюда! (Выгоняет всех тряпкой.)

Занавес.

СЦЕНА 3 . РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА

Действующие лица: Натс – шоколадный батончик Мозг Сердце Нервные импульсы

На участниках этой сцены таблички, где указаны их имена.

Ведущий: Как известно, сердце – это мышца. Однако, это мышца, которая отличается строением от скелетных мышц. И поэтому произвольно управлять ею мы не можем. Разве что йоги в состоянии чуть замедлить или ускорить сердечный ритм. Как же контролируется биение сердца в организме?

Занавес открывается. Входят Натс и Мозг. В стороне от них на сцене Сердце медленно и монотонно стучит молотком.

Мозг: Привет, Натс!

Натс: Привет, Мозг! Как дела?

Мозг: Да у меня-то ничего, соображаю помаленьку. А вот Сердце мне что-то сегодня не нравится. Слышишь, еле тюкает!

Натс: Эй, Сердце, ты что сегодня такое? Не в тонусе?

Мозг: Тебе, может, Натса?

Сердце: Какого Натса?! Мне бы адреналинчику!

Пожав плечами и переглянувшись, Мозг и Натс усаживаются перед телевизором, достают газеты и начинают читать. На сцене появляется модно одетая дeвoчка, которая оглядывает всех, останавливает взгляд на Сердце и подсаживается к нему. С ее появлением Сердце начинает стучать громче и чаще.

Натс: О! Девчонка! Симпатичная! Познакомимся?

1-й импульс: Я – нервный импульс!

Натс: Мозг! Гляди, сердце-то как заколотилось! Чего это оно?

Мозг хочет ответить, но дeвoчка перебивает его:

1-й импульс (манерно): Так ведь я же импульс из симпатического отдела!

Импульс и Сердце тихо беседуют, Сердце продолжает ритмично и громко стучать. Мозг и Натс включают телевизор.

Мозг (громко, чтобы перекрыть голосом стук Сердца): Может, телек посмотрим? Вдруг реклама наша…

Натс (также громко): Да не слышно ничего… Сердце от этой…симпатичной,…то есть, тьфу ты, симпатической вон как разошлось. Давай ее прогоним!

Берут дeвoчку под руки и вежливо, но настойчиво уводят со сцены. Возвращаются на свои места. Но в это время на сцене появляются еще две дeвoчки и тоже направляются к Сердцу. Они выглядят как хрестоматийные прилежные ученицы. В руках у них учебники. Дeвoчки садятся с двух сторон от Сердца и открывают книги, предлагая позаниматься. Сердце немного замедляет стук, работает ровно и размеренно.

Натс (взволнованно): Мозг! Смотри! Снова импульсы! Что ж теперь с Сердцем будет?! Сейчас пять разойдется!

Мозг (спокойно): Да не волнуйся, от этих – не разойдется. Слышишь, наоборот – успокоилось. Разве не видишь – импульсы-то парасимпатические. От них Сердцу никакого волнения!

Занавес.

СЦЕНА 4. КЛЕТОЧНЫЕ ВОЙНЫ.

Действующие лица:

Ведущий новостей, он же Двигательный нейрон.

Корреспондент, он же Чувствительный нейрон

Бактерии

Лейкоциты

На авансцене появляется Ведущий, крайне взволнованный. По мере того, как он говорит, занавес за его спиной открывается, и мы видим две группы – лейкоциты и бактерии. Они готовы к противоборству.

Ведущий: Здравствуйте! В эфире специальный выпуск новостей на канале «Организм ТВ». Мы только что получили срочное сообщение о беспорядках в районе левого запястья, произошедших в результате столкновений между молодчиками из групп необактерий и передовыми отрядами наших… клеток крови. Наш специальный чувствительный нейрон передает с места событий. Чувствительный? Чувствительный?

Корреспондент: Да, двигательный…

Ведущий: Чувствительный!?

Корреспондент: Да на связи я, двигательный, на связи!

Противоборствующие группировки сближаются. Начинается потасовка. Звучит вступление к песне «Нет, ты понял?» группы «Несчастный случай».

Корреспондент (стоя среди клеток): Я веду репортаж… из самой гущи… с места событий…, которые начались с беспардонного вторжения бактерий на территорию организма…Ой! (уворачивается от сражающихся). На защиту целостности организма выступили лейкоциты, задача которых – уничтожить чужеродные тела…Ой, мамочка!

Корреспондент и ведущий вынуждены покинуть сцену. Массовая потасовка заканчивается. Вперед выходят одна Бактерия и один Лейкоцит. Следует сцена битвы на мечах в духе фильма «Звездные войны». Впрочем, содержание этого момента полностью зависит от фантазии постановщиков. Например, здесь могут показать свое мастерство ребята, занимающиеся восточными единоборствами. Лейкоцит побеждает противника.

Занавес.

СЦЕНА 5. ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

Действующие лица:

Диктор

Паоло Мучачос
Хуанита Гуачачос
Серджио Энрике
Кордия Перуджино

1-й Ведущий: Ну что мы все об анатомии, да об анатомии. За окном пригревает солнышко, и весна не за горами. А сердцу вновь «не хочется покоя». Любовь, страсть… А где еще искать страстей, как не в бразильском сериале.

2-й Ведущий: Предлагаем вашему вниманию 1458-ю серию фильма «Нетерпение сердца». Попробуйте подсчитать, сколько раз здесь встретится слово «сердце». Ведь в русском языке с этим словом связано так много фразеологизмов и метафор! Самого внимательного ожидает приз!

Открывается занавес. На авансцену выходит Диктор, который будет знакомить зрителей с содержанием серии. В это время на сцене разворачиваются действия, соответствующие тексту.

Диктор (читает): Паоло, владелец макаронной фабрики из Барселоны, узнает, что дорогая его сердцу Хуанита носит под сердцем ребенка от его конкурента Серджио. С тяжелым сердцем он едет в комaндировку на Мальдивы. Тем временем Серджио открывает свое сердце Хуаните, предлагая ей руку и сердце. Но сердце Хуаниты не лежит к Серджио, она по-прежнему любит Паоло, человека большого сердца.

В полете на Мальдивы у Паоло возникает сердечная привязанность к стюардессе по имени Кордия. Кордия отвечает Паоло взаимностью – он пришелся ей по сердцу.

В это время Серджио и Хуанита отправляются на корриду, в которой должен выступать известный тореро Мучачос. Но в последний момент Мучачосу становится плохо с сердцем, и его заменяет никому неизвестный провинциал Гуачачос. В сердцах парочка уходит в ресторан. Их обслуживает молодой официант Энрике. Его сердце не камень, и он тотчас же влюбляется в прекрасную Хуаниту, которая отвечает ему взаимностью. Серджио понимает, что ему не остается ничего другого, кроме как забыть и вырвать из сердца любимую дeвyшку. «С глаз долой – из сердца вон», - говорит он, направляясь в бар, чтобы выместить сердце на чем-нибудь покрепче.

Тем временем Паоло развлекается на Мальдивах с Кордией, но на сердце у него неспокойно. Он покорил с десяток сердец красивых женщин. Но – сердцу не прикажешь! – во сне он повторяет имя Хуаниты. Утром его сердце разрывается на части от горя, и он понимает, что пора делать кардиограмму. С упавшим сердцем он идет на завтpaк. И вдруг видит, что в зал ресторана входит известный мафиозо Перуджино – отец Хуаниты. Сердце Паоло тотчас ушло в пятки. С замиранием сердца Паоло надеется, что Перуджино не заметит его. Но Перуджино направляется именно к его столику. Сердце Паоло оборвалось. В этот самый момент Перуджино, от всего сердца обнимая Паоло, говорит: «Дорогой зять! Не принимай близко к сердцу слухи о Хуаните. Анализ ДНК показал, что ты - отец ребенка. У меня сердце кровью обливалось, когда я видел страдания моей дeвoчки. Положа руку на сердце, скажу, что Серджио мне никогда не нравился. А вас с Хуанитой я благословляю с легким сердцем».

У Паоло отлегло от сердца, и он первым же рейсом полетел в Барселону к Хуаните. Вскоре они поженились, и их сердца еще долго бились в унисон!

Занавес.

На авансцену выходят все участники проекта и исполняют песню группы «Сплин» «Мое сердце». Не забудьте поинтересоваться, подсчитал ли кто-нибудь, сколько раз слово «сердце» встретилось в сериале.

Автор благодарит за содействие в работе над сценарием учащихся ГОУ СОШ № 1208 города Москвы Побываева Николая, Белых Федора, Кованную Ксению, Королеву Светлану.



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

21 11 2025 16:23:28

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

20 11 2025 23:59:50

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

19 11 2025 18:59:51

Курс по выбору "Познай себя"


    Курс по выбору "Познай себя"

      Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

18 11 2025 12:48:16

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

17 11 2025 0:56:42

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

16 11 2025 18:28:34

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

15 11 2025 9:30:28

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

14 11 2025 17:56:12

Урок биологии по теме "Кровеносная система"


    Урок биологии по теме "Кровеносная система"

      Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

13 11 2025 8:56:51

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

12 11 2025 18:50:32

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

11 11 2025 3:17:39

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс


    «Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

      Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

10 11 2025 23:23:48

Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"


    Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"

      Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....

09 11 2025 14:38:38

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе


    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

      В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...

08 11 2025 2:19:13

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

07 11 2025 2:19:59

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

06 11 2025 12:51:12

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

05 11 2025 20:11:59

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

04 11 2025 12:33:26

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

03 11 2025 7:53:21

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

02 11 2025 9:35:11

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

01 11 2025 14:19:20

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

31 10 2025 13:24:36

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

30 10 2025 1:15:51

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

29 10 2025 19:15:12

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

28 10 2025 0:48:53

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

27 10 2025 14:38:48

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

26 10 2025 7:34:24

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

25 10 2025 4:19:17

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

24 10 2025 5:10:22

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

23 10 2025 19:41:49

Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"


    Открытый урок "Эндокринная система. Железы внутренней секреции"

      Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания. Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален. Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....

22 10 2025 14:38:58

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

21 10 2025 23:43:41

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

20 10 2025 4:57:59

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

19 10 2025 11:48:46

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

18 10 2025 21:29:56

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

17 10 2025 17:56:32

Лекарственные растения. 5-й класс


    Лекарственные растения. 5-й класс

      Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

16 10 2025 22:40:16

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

15 10 2025 5:35:36

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

14 10 2025 19:52:50

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

13 10 2025 0:27:49

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

12 10 2025 13:12:18

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

11 10 2025 23:15:54

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

10 10 2025 12:48:52

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

09 10 2025 7:10:25

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

08 10 2025 15:53:10

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

07 10 2025 18:21:27

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

06 10 2025 12:31:45

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

05 10 2025 20:21:51

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

04 10 2025 17:31:36

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

03 10 2025 20:39:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::