Происхождение жизни на Земле

Класс: 9,11.
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Оборудование: Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Изучение нового материала
1. Теории возникновения Вселенной (слайд 2)
Происхождение жизни – предмет многовековых
дискуссий, в которых участвовало не одно
поколение человечества. Жизнь окружает нас
повсюду – в вечных льдах и в раскаленных
пустынях, под нашими ногами, в воздухе и в самых
темных глубинах океана. Земля насыщена жизнью в
таком изобилии и разнообразии, что это потрясает
воображение. Как все это началось? Как появилась
наша планета и ее обитатели?
Эти вопросы люди задают себе с давних времен и до
сих пор не знают на них ответа. Некоторые считают,
что эти вопросы не важны: жизнь на Земле возникла
так давно, что это не влияет на то, что происходит
вокруг нас каждый день. Однако точка зрения на
происхождение жизни оказывает влияние на наше
отношение к настоящей жизни и к будущему. Решение
этого вопроса для общества имеет исключительное
значение.
Научные исследования значительно расширили наши
знания о Вселенной, Земле и о живой природе.
Сегодня, мне кажется, необходимо говорить не
только о возникновении жизни, мне хотелось бы
познакомить вас с теми взглядами, которые
рассматривают и возникновение нашей Вселенной.
Долгое время господствующей теорий на
возникновение нашей Вселенной являлась теория
креационизма (слайд 3). Согласно взглядам
креацианистов, причиной возникновения Вселенной
является акт творения либо Богом, либо
вселенским разумом, либо конкретной фигурой.
Согласно теории стационарного состояния (слайд
4), Земля никогда не возникала, а существовала
вечно; она всегда была способна поддерживать
жизнь, а если и изменялась, то очень
незначительно. Согласно этой версии, виды также
никогда не возникали, они существовали всегда, и
у каждого вида есть лишь две возможности – либо
изменение численности, либо вымирание.
Теория И.Канта (слайд 5) отражает возникновение Солнечной системы и гласит:
«Я полагаю, что вся материя, из которой состоят небесные тела нашей Солнечной системы, т. е. все планеты и кометы, была в начале всех вещей разложена на свои элементарные составляющие, заполняющие все мировое прострaнcтво, в котором ныне обращаются эти уже сложившиеся тела. Такое состояние природы, если даже его рассматривать само по себе, без всякого отношения к какой-либо системе, представляется наиболее простым, какое может только последовать за небытием. В то время все было еще бесформенно. Образование обособленных друг от друга небесных тел, их удаленность в зависимости от притяжения, их форма, определяемая равновесием сгустившейся материи, – все это уже позднейшее состояние... Материя, которая кажется совершенно инертной и нуждающейся в форме и организации, уже в простейшем своем состоянии таит в себе стремление подняться к более совершенному состоянию путем естественного развития. Итак, если в очень большом прострaнcтве имеется точка, где притяжение находящихся там элементов действует около себя сильнее, чем в любом другом месте, то рассеянные во всем окружающем прострaнcтве частицы основного вещества будут падать по направлению к этой точке. В результате этого всеобщего падения прежде всего образуется в этом центре притяжения тело, которое, начавшись, так сказать, с бесконечно малого зародыша, быстро растет. Но, по мере того как увеличивается его масса, оно все с большей силой побуждает окружающие частицы присоединяться к нему. Когда масса этого центрального тела возрастет настолько, что скорость, с какой оно притягивает к себе частицы с больших расстояний, отклоняется в сторону из-за слабого отталкивания, коим эти частицы мешают друг другу, и превращается в боковые движения, которые благодаря центробежной силе могут совершаться по кругу около центрального тела, – тогда возникают сильные вихри частиц...»
Теория О.Ю.Шмидта (слайд 6) является также космогонической теорией возникновения Солнечной системы, согласно которой весь процесс можно условно разделить на два этапа. На первом этапе из пылевого компонента облака образовалось множество \"промежуточных\" тел размером в сотни км. Этот процесс мог идти следующим путем. Во вращающемся газово-пылевом облаке пыль под действием гравитации опускалась к центральной плоскости, что вело к образованию пылевого субдиска; при достижении в пылевом слое критической плотности в результате гравитационной неустойчивости субдиск распался на множество пылевых сгущений; столкновения сгущений вызывали объединение и сжатие большинства из них и образование компактных тел астероидных размеров. На втором этапе из роя \"промежуточных\" тел и из обломков аккумулировались планеты. Сперва тела двигались по круговым орбитами в плоскости породившего их пылевого слоя. Они росли, сливаясь друг с другом и вычерпывая окружающее рассеянное вещество – остатки \"первичной\" пыли и обломки, образовавшиеся в процессе столкновений \"промежуточных\" тел с большой относительной скоростью. Гравитационное взаимодействие \"промежуточных\" тел, усиливавшееся по мере их роста, постепенно изменяло их орбиты. Те из тел, которые вырывались вперед в процессе роста, оказались зародышами будущих планет. Самые крупные планеты – Юпитер и Сатурн – на основной стадии аккумуляции вбирали в себя не только твердые тела, но и газы.
Теория Большого взрыва (англ. Big Bang) –
космологическая теория начала расширения
Вселенной, перед которым Вселенная находилась в
сингулярном состоянии. Вселенная образовалась
около 20 миллиардов лет назад в результате
взрыва сингулярного (бесконечно малого и
бесконечно плотного) образования, известного в
космологии как Большой взрыв.
(слайд 7,8) Теория Большого взрыва является
наиболее общепринятой среди космогонических
теорий.
В первые мгновения Вселенная (само прострaнcтво)
расширялась со скоростью, значительно
превышающей скорость света. За 10–30 с её
размеры увеличились до размеров Солнечной
системы.
Затем началась стадия рекомбинации, при которой
почти всё вещество аннигилировало с
антивеществом. Из «остатков» в течение
нескольких секунд образовались ядра водорода и
гелия.
Примерно через миллион лет после взрыва
Вселенная остыла до температуры 3000°; из ядер и
электронов образовались атомы.
В результате случайных флуктуаций плотности
вещества какие-то области Вселенной стали более
плотными; другие – более разреженными.
Под действием силы тяжести эти неоднородности
ещё более усилились; таким образом, появились
галактики и скопления галактик. Через сотни
миллионов лет в галактиках стали появляться
звезды.
Наше собственное Солнце образовалось около пяти
миллиардов лет назад из холодного пылевого
облака массой более десяти тысяч масс Солнца.
Центральная часть облака превратилась в
протозвезду, на периферии частицы вещества в
конце концов собрались в планеты.
По современным данным возраст Земли составляет
около 4,6 миллиардов лет.
Дальнейшая судьба нашей Вселенной объясняется с
помощью теорий. Первая теория гласит, что
Вселенная будет расширяться вечно. Согласно
второй теории «маятника», Вселенная будет
расширяться до определенной границы, а затем
начнет сжиматься и превратится в сверхтяжелую
точку. В пользу этой теории, по мнению её
сторонников, говорит наличие в космосе чёрных
дыр, которые способны затягивать в себя даже
звезды (слайд 9).
Наша Солнечная система находится в галактике
Млечный путь. Млечный путь имеет форму спирали,
число звезд 10 триллионов, диаметр галактики – 100
тыс. световых лет, толщина – 1000 световых лет. В
безлунную ночь хорошо заметна тянущаяся через
все небо светлая полоса из звезд – это ядро нашей
галактики (слайд10). Давайте познакомимся с
размерами космических тел (слайд10).
2. Теории возникновения жизни на Земле (слайды 11-12)
Креационизм (слайд 13)
Её придерживаются последователи большинства
религиозных учений (особенно христиане,
мусульмане, иудеи).
Никаких научных подтверждений этой точки зрения
нет: в религии истина постигается через
божественное откровение и веру. Процесс
сотворения мира мыслится как имевший место лишь
единожды и недоступный для наблюдения.
Спонтанное зарождение жизни (слайд 14)
Теория спонтанного зарождения
возникла в древнем Китае, Вавилоне и Греции в
качестве альтернативы креационизму, с которым
она сосуществовала. Приверженцем этой теории был
и Аристотель.
Её последователи считали, что определённые
вещества содержат «активное начало», которое при
подходящих условиях может создать живой
организм Открытие Левенгуком микроорганизмов
добавило ей новых приверженцев.
Среди мореплавателей были известны взгляды на
появление бернакельского гуся. Этот гусь
вырастает на обломках сосны, носящихся по
морским пучинам. Вначале он имеет вид капельки
смолы. Он прикрепляется клювом к дереву и
выделяет для безопасности твердую скорлупу, в
которой живет спокойно и беззаботно. Через
некоторое время у гуся вырастают перья, и тогда
он сходит с куска коры в воду и начинает плавать.
А в один прекрасный день взмахивает крыльями и
улетает. На самом деле на плавающих в морской
воде предметах селятся небольшие усоногие рачки
– морские уточки. Они неподвижны и окружают свое
тело известковой paковинкой. Ее контуры
напоминают рисунок птицы, сделанный неумелой
рукой ребенка. «Гуси» же, о которых идет речь, –
небольшие дикие гуси-казарки, гнездящиеся в
тундре. Их огромные стаи появлялись во время
перелета на север (или с севера). Никто не знал,
где и как они размножаются, как высиживают яйца,
никто не видел их птенцов. Так родилась сказка о
Бернакельском гусе (слайд 15). Одним из
экспериментов, якобы подтверждавшим эту теорию,
был эксперимент Ван-Гельмонта, в котором у этого
ученого за 3 недели из грязной рубашки и горсти
пшеницы в тёмном шкафу появились мыши (слайд 16).
Теорию самопроизвольного зарождения жизни
попытался опровергнуть Франческо Реди. Как
опытный врач и честный человек он был назначен на
должность придворного врача герцогов. А в
свободное время как ученый-биолог занимался
вопросами развития и превращения насекомых. В
частности, его интересовали мухи. Про них ходили
упopные слухи, что они не откладывают яиц, а
зарождаются в виде червячков в навозе и гнилом
мясе (опыт на слайде 17).
Парижская Академия наук решила положить конец
этим спорам и назначила премию за окончательное
экспериментальное решение вопроса, обговорив,
что «никакие неясности в постановке опытов не
должны затемнять их результатов».
Пастер, знаменитый «охотник за микробами», узнав
о конкурсе, принялся за работу (опыт на слайде 18).
Теории панcпepмии предполагают, что
жизнь на Землю занесена извне с метеоритами,
кометами или даже НЛО (слайд 19).
Шансов обнаружить жизнь в пределах Солнечной
системы (не считая Земли) ничтожно мало, однако,
вполне возможно, что жизнь могла возникнуть
возле какой-то другой звезды.
Астрономические исследования показали, что в
составе некоторых метеоритов и комет имеются
органические соединения (в частности,
аминокислоты), которые могли сыграть роль
«семян» при падении на Землю.
Гипотеза А.И.Опарина (слайд 20).
В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал
статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году
была переведена на английский и возродила
интерес к теории самозарождения. Опарин
предположил, что в растворах высокомолекулярных
соединений могут самопроизвольно
образовываться зоны повышенной концентрации,
которые относительно отделены от внешней среды и
могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их
коацерватные капли, или просто коацерваты.
Согласно его теории процесс, приведший к
возникновению жизни на Земле, может быть
разделён на три этапа: возникновение
органических веществ, возникновение белков,
возникновение белковых тел.
Астрономические исследования показывают, что
как звёзды, так и планетные системы возникли из
газопылевого вещества. Наряду с металлами и их
оксидами в нём содержались водород, аммиак, вода
и простейший углеводород – метан.
Условия для начала процесса формирования
белковых структур установились с момента
появления первичного океана (бульона). В водной
среде производные углеводородов могли
подвергаться сложным химическим изменениям и
превращениям. В результате такого усложнения
молекул могли образоваться более сложные
органические вещества, а именно углеводы.
Наука доказала, что в результате применения
ультрафиолетовых лучей можно искусственно
синтезировать не только аминокислоты, но и
другие биохимические вещества. Согласно теории
Опарина, дальнейшим шагом по пути к
возникновению белковых тел могло явиться
образование коацерватных капель. При
определённых условиях водная оболочка
органических молекул приобретала чёткие границы
и отделяла молекулу от окружающего раствора.
Молекулы, окружённые водной оболочкой,
объединялись, образуя многомолекулярные
комплексы – коацерваты.
Коацерватные капли также могли возникать при
простом смешивании разнообразных полимеров. При
этом происходила самосборка полимерных молекул
в многомолекулярные образования – видимые под
оптическим микроскопом капли.
Капли были способны поглощать извне вещества по
типу открытых систем. При включении в
коацерватные капли различных катализаторов (в
том числе и ферментов) в них происходили
различные реакции, в частности полимеризация
поступающих из внешней среды мономеров. За счёт
этого капли могли увеличиваться в объёме и весе,
а затем дробиться на дочерние образования. Таким
образом, коацерваты могли расти, размножаться,
осуществлять обмен веществ.
Далее коацерватные капли подвергались
естественному отбору, что обеспечило их
эволюцию.
Проверил гипотезу Стэнли Миллер в 1953 году в
эксперименте Миллера – Юри. Он поместил смесь H2O,
NH3, CH4, CO2, CO в замкнутый сосуд и
стал пропускать через неё электрические разряды
(при температуре 80°С). Оказалось, что образуются
аминокислоты. Позднее в разных условиях были
получены другие сахара и нуклеотиды. Он сделал
вывод, что эволюция может произойти при
фазовообособленном состоянии из раствора
(коацерватов). Однако такая система не может сама
себя воспроизводить.
В настоящее время проблема происхождения жизни
не решена. Ученые продолжают искать пути её
решения.
III. Закрепление знаний
1. Что такое пастеризация? Чем отличается от
стерилизации? Каково их пpaктическое значение?
2. В чем заключается смысл теории «вечности
жизни»?
3. Какие эксперименты, на ваш взгляд, более
убедительно доказали невозможность
самозарождения жизни в современных условиях?
4. В чем заключается смысл опытов Ф.Реди?
5. Назовите условия на планете, пригодные для
жизни.
6. Что такое «Млечный путь»?
IV. Домашнее задание
Конспект лекции, сообщения по темам: «Какие эксперименты подтверждают гипотезу А.И.Опарина?», «Теория радиопанcпepмии», «Опыты Спаланцанни».
Комментарии:
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
17 11 2025 23:19:31
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
16 11 2025 12:10:14
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
15 11 2025 0:18:12
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
14 11 2025 15:27:38
Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...
13 11 2025 13:20:44
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
12 11 2025 23:51:20
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
11 11 2025 0:36:28
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
10 11 2025 6:19:58
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
09 11 2025 22:42:34
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
08 11 2025 10:27:16
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
07 11 2025 7:43:56
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
06 11 2025 15:58:59
Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....
05 11 2025 8:55:55
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
04 11 2025 22:20:30
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
03 11 2025 7:11:20
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
02 11 2025 2:22:50
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
01 11 2025 17:56:45
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
31 10 2025 5:11:11
Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.
...
30 10 2025 1:27:30
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
29 10 2025 9:14:44
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
28 10 2025 16:17:51
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
27 10 2025 23:33:15
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
26 10 2025 3:42:11
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
25 10 2025 21:17:18
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
24 10 2025 9:41:50
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
23 10 2025 21:27:48
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
22 10 2025 18:20:27
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
21 10 2025 0:44:44
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
20 10 2025 21:33:58
Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....
19 10 2025 1:50:58
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
18 10 2025 8:51:24
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
17 10 2025 15:21:18
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
16 10 2025 6:22:35
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
15 10 2025 22:31:54
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
14 10 2025 18:32:30
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
13 10 2025 18:35:13
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
12 10 2025 20:29:32
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
11 10 2025 3:33:56
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
10 10 2025 23:25:10
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
09 10 2025 20:33:43
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
08 10 2025 8:25:28
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
07 10 2025 20:12:44
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
06 10 2025 14:58:45
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
05 10 2025 15:26:27
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
04 10 2025 17:31:16
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
03 10 2025 5:19:39
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
02 10 2025 20:23:10
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
01 10 2025 6:52:30
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
30 09 2025 14:58:43
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
29 09 2025 0:29:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




