Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"
Тема: «Природные сообщества».
Цели изучения темы:
- Создать условия для восприятия учащимися знаний о природных сообществах: их типах, структуре, приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе, развитии и смене природных сообществ, значении в природе и жизни человека, влиянии деятельности человека на природные сообщества.
- Способствовать осознанию основного фактического материала о влиянии экологических факторов на формирование природных сообществ.
- Способствовать обучению школьников умению сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности на учебном материале раздела, оформлять результаты работы.
- Способствовать развитию проектировочных умений школьников посредством технологии проектного обучения.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.
Вид проекта: информационно-поисковый, исследовательский (сбор и анализ информации, оформление результатов, защита выступлений), итоговый, среднесрочный.
Календарно-тематическое планирование.
Этапы работы над проектом | Всего часов | Темы занятий. | Пpaктическая часть | Контроль |
1. Ценностно- ориентированный | 1 |
1.Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме | ||
2. Конструктивный | 6 |
2. «Свет и тепло в жизни растений». 3. «Вода, воздух и почва в жизни растений» 4. «Взаимосвязи растений в сообществе» 5. «Изменения растительных сообществ» 6.«Воздействие человека на растительность» 7. \"Описание растительного сообщества». |
Урок-пpaктикум | Рубежный Рубежный Рубежный Рубежный Рубежный |
3. Оценочно-рефлексивный | 4 |
1. Экскурсия с целью описания выбранного
природного сообщества. 2.Консультация «Подготовка выступления» 3.Комеральная обработка материала. 4. Оформление проектной работы, подготовка выступлений. |
||
4. Презентативный | 2 |
Конференция «Растительные сообщества города Уржума» | Итоговый контроль. |
I урок. Запуск проекта
Тема: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать формированию представления о природном сообществе, их классификации.
- Развивающая: способствовать обучению школьников умению сравнивать природные сообщества по тексту учебника и дополнительной литературе.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения:
- Учебник В.В.Пасечник Биология: бактерии, грибы, растения. М. «Дрофа» 2003.
- И.Н.Понамарёва и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники М. «Вентана-Граф» 2005.
- А.М.Былова, Н.И.Шорина Экология растений 6 класс М. «Вентана-Граф» 2002.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание учащихся на теме урока, помогает сформировать группы и найти партнёров | Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнёров. |
2. Мотивация и целеполагание | Определяет цели исследовательской
деятельности, мотивирует познавательную
деятельность учащихся. Предлагает группам на основе дидактических материалов сформулировать учебные цели занятия. |
Формулируют учебные цели. Выбирают сообщество для исследований |
3. Актуализация | Опережающее домашнее задание. Используя приём кластера, выявляет имеющиеся у учащихся знания по теме растительные сообщества. Подготавливает учащихся к выполнению исследования. Определяет задание для групп: дать хаpaктеристику растительных сообществ Уржумского района, оценить их состояние, спрогнозировать дальнейшее развитие сообщества под воздействием антропогенной деятельности человека. Оформить проект. Определяет критерии оценки проекта. | Повторяют учебный материал. Выясняют пути достижения цели: как и где, получить информацию. |
4. Первичное усвоение и осознание учебной информации. | Смотри Приложение № 1. | Работают по инструкции. |
5. Закрепление знаний и умений. | Организует выступление учащихся. Корректирует работу. | Слушают выступления. Делают записи в
тетради. Структурируют материал в форме схемы. (Сообщество, типы сообществ, видовой состав). |
6. Информация о домашнем задании. | Изучить материал параграфа. Выяснить историю формирования выбранного для исследования сообщества. | Записывают домашнее задание |
7. Рефлексия | Подведение итогов урока. | Определяют уровень достижения поставленных целей. |
Приложение № 1
Модель занятия по теме: «Понятие о растительном сообществе, биогеоценозе, экосистеме».
Цели занятия:
Знать:
- Понятия: растительное сообщество, биогеоценоз, экосистема;
- Классификацию и видовой состав растительных сообществ.
Уметь:
- Анализировать текст учебной статьи.
- Структурировать материал в форме схем.
ХОД УРОКА
1. Актуализация
Заполните в тетради схему, записав под стелками возникающие у вас ассоциации с понятием растительное сообщество.
2. Изучение нового материала
Организуется работа по группам. Задания для работы первой группе.
Изучите предложенную информацию.
В природе все организмы существуют не одиночно,
а живут совместно, сообща, взаимодействуя друг с
другом. Образуя при этом своеобразные
природные комплексы живых организмов.
Возникновение таких комплексов напрямую зависит
от условий окружающей среды – абиотических
факторов. Взаимодействующее единство комплекса
разнообразных организмов и условий абиотической
среды называют природным сообществом или
биогеоценозом.
Понятие о биогеоценозах ввёл в науку российский
учёный – геоботаник Владимир Николаевич
Cyкaчёв. Растительное сообщество – это
совокупность высших и низших растений обитающих
на однородном участке земной поверхности, со
свойственными только им взаимоотношениями,
как между собой, так и с условиями местообитания.
Влияние растений друг на друга имеет место
только тогда, когда они более или менее сближены,
соприкасаются своими надземными или подземными
органами.
Выполните задания по прочитанному тексту:
а) Выпишите из предложенного текста
определение растительного сообщества.
б) Выделите в определении главные слова.
в) Составьте из выделенных слов схему, отражающую
определение растительного сообщества.
г) Приведите примеры растительных сообществ.
д) Можно ли совокупность отдельно стоящих
растений, не оказывающих влияние друг на друга
назвать растительным сообществом? Почему?
е) Подготовьте сообщение по изученной теме.
Задания для работы во второй группе.
- Изучите текст параграфа 56 стр. 250–252.
- Составьте схему: «Классификация растительных сообществ».
- Составьте разноуровневые вопросы по изученной теме.
- Подготовьте сообщение для другой группы.
Комментарии:
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
27 11 2024 14:59:30
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
26 11 2024 12:16:52
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
25 11 2024 22:45:22
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
24 11 2024 21:30:17
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
23 11 2024 2:43:19
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
22 11 2024 22:10:27
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
21 11 2024 22:47:51
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
20 11 2024 18:51:36
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
19 11 2024 4:53:43
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
18 11 2024 18:18:36
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
17 11 2024 8:26:13
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
16 11 2024 21:52:26
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
15 11 2024 22:48:35
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...
14 11 2024 23:40:28
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
13 11 2024 12:47:43
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...
12 11 2024 20:32:52
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
11 11 2024 7:12:43
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
10 11 2024 15:49:57
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
09 11 2024 4:40:52
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
08 11 2024 11:32:40
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
07 11 2024 3:52:32
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
06 11 2024 5:11:33
Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
05 11 2024 5:33:45
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
04 11 2024 12:35:41
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
03 11 2024 7:28:25
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
02 11 2024 14:31:20
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
01 11 2024 15:13:42
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
31 10 2024 7:16:55
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...
30 10 2024 17:34:23
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...
29 10 2024 18:57:56
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
28 10 2024 23:47:39
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...
27 10 2024 13:15:34
Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....
26 10 2024 3:22:21
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
25 10 2024 0:54:40
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
24 10 2024 18:54:29
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
23 10 2024 0:22:33
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
22 10 2024 20:34:36
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
21 10 2024 9:48:54
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
20 10 2024 8:40:59
Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....
19 10 2024 22:23:56
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
18 10 2024 5:57:14
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
17 10 2024 6:37:55
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
16 10 2024 14:32:47
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
15 10 2024 13:17:39
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
14 10 2024 21:10:42
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
13 10 2024 18:34:56
Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....
12 10 2024 21:13:47
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
11 10 2024 13:33:40
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
10 10 2024 23:45:15
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
09 10 2024 13:27:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::