Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

Тема: «Природные сообщества».
Цели изучения темы:
- Создать условия для восприятия учащимися знаний о природных сообществах: их типах, структуре, приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе, развитии и смене природных сообществ, значении в природе и жизни человека, влиянии деятельности человека на природные сообщества.
- Способствовать осознанию основного фактического материала о влиянии экологических факторов на формирование природных сообществ.
- Способствовать обучению школьников умению сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности на учебном материале раздела, оформлять результаты работы.
- Способствовать развитию проектировочных умений школьников посредством технологии проектного обучения.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.
Вид проекта: информационно-поисковый, исследовательский (сбор и анализ информации, оформление результатов, защита выступлений), итоговый, среднесрочный.
Календарно-тематическое планирование.
| Этапы работы над проектом | Всего часов | Темы занятий. | Пpaктическая часть | Контроль |
| 1. Ценностно- ориентированный | 1 |
1.Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме | ||
| 2. Конструктивный | 6 |
2. «Свет и тепло в жизни растений». 3. «Вода, воздух и почва в жизни растений» 4. «Взаимосвязи растений в сообществе» 5. «Изменения растительных сообществ» 6.«Воздействие человека на растительность» 7. \"Описание растительного сообщества». |
Урок-пpaктикум | Рубежный Рубежный Рубежный Рубежный Рубежный |
| 3. Оценочно-рефлексивный | 4 |
1. Экскурсия с целью описания выбранного
природного сообщества. 2.Консультация «Подготовка выступления» 3.Комеральная обработка материала. 4. Оформление проектной работы, подготовка выступлений. |
||
| 4. Презентативный | 2 |
Конференция «Растительные сообщества города Уржума» | Итоговый контроль. |
I урок. Запуск проекта
Тема: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать формированию представления о природном сообществе, их классификации.
- Развивающая: способствовать обучению школьников умению сравнивать природные сообщества по тексту учебника и дополнительной литературе.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения:
- Учебник В.В.Пасечник Биология: бактерии, грибы, растения. М. «Дрофа» 2003.
- И.Н.Понамарёва и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники М. «Вентана-Граф» 2005.
- А.М.Былова, Н.И.Шорина Экология растений 6 класс М. «Вентана-Граф» 2002.
ХОД УРОКА
| Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
| 1. Оргмомент | Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание учащихся на теме урока, помогает сформировать группы и найти партнёров | Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнёров. |
| 2. Мотивация и целеполагание | Определяет цели исследовательской
деятельности, мотивирует познавательную
деятельность учащихся. Предлагает группам на основе дидактических материалов сформулировать учебные цели занятия. |
Формулируют учебные цели. Выбирают сообщество для исследований |
| 3. Актуализация | Опережающее домашнее задание. Используя приём кластера, выявляет имеющиеся у учащихся знания по теме растительные сообщества. Подготавливает учащихся к выполнению исследования. Определяет задание для групп: дать хаpaктеристику растительных сообществ Уржумского района, оценить их состояние, спрогнозировать дальнейшее развитие сообщества под воздействием антропогенной деятельности человека. Оформить проект. Определяет критерии оценки проекта. | Повторяют учебный материал. Выясняют пути достижения цели: как и где, получить информацию. |
| 4. Первичное усвоение и осознание учебной информации. | Смотри Приложение № 1. | Работают по инструкции. |
| 5. Закрепление знаний и умений. | Организует выступление учащихся. Корректирует работу. | Слушают выступления. Делают записи в
тетради. Структурируют материал в форме схемы. (Сообщество, типы сообществ, видовой состав). |
| 6. Информация о домашнем задании. | Изучить материал параграфа. Выяснить историю формирования выбранного для исследования сообщества. | Записывают домашнее задание |
| 7. Рефлексия | Подведение итогов урока. | Определяют уровень достижения поставленных целей. |
Приложение № 1
Модель занятия по теме: «Понятие о растительном сообществе, биогеоценозе, экосистеме».
Цели занятия:
Знать:
- Понятия: растительное сообщество, биогеоценоз, экосистема;
- Классификацию и видовой состав растительных сообществ.
Уметь:
- Анализировать текст учебной статьи.
- Структурировать материал в форме схем.
ХОД УРОКА
1. Актуализация
Заполните в тетради схему, записав под стелками возникающие у вас ассоциации с понятием растительное сообщество.
2. Изучение нового материала
Организуется работа по группам. Задания для работы первой группе.
Изучите предложенную информацию.
В природе все организмы существуют не одиночно,
а живут совместно, сообща, взаимодействуя друг с
другом. Образуя при этом своеобразные
природные комплексы живых организмов.
Возникновение таких комплексов напрямую зависит
от условий окружающей среды – абиотических
факторов. Взаимодействующее единство комплекса
разнообразных организмов и условий абиотической
среды называют природным сообществом или
биогеоценозом.
Понятие о биогеоценозах ввёл в науку российский
учёный – геоботаник Владимир Николаевич
Cyкaчёв. Растительное сообщество – это
совокупность высших и низших растений обитающих
на однородном участке земной поверхности, со
свойственными только им взаимоотношениями,
как между собой, так и с условиями местообитания.
Влияние растений друг на друга имеет место
только тогда, когда они более или менее сближены,
соприкасаются своими надземными или подземными
органами.
Выполните задания по прочитанному тексту:
а) Выпишите из предложенного текста
определение растительного сообщества.
б) Выделите в определении главные слова.
в) Составьте из выделенных слов схему, отражающую
определение растительного сообщества.
г) Приведите примеры растительных сообществ.
д) Можно ли совокупность отдельно стоящих
растений, не оказывающих влияние друг на друга
назвать растительным сообществом? Почему?
е) Подготовьте сообщение по изученной теме.
Задания для работы во второй группе.
- Изучите текст параграфа 56 стр. 250–252.
- Составьте схему: «Классификация растительных сообществ».
- Составьте разноуровневые вопросы по изученной теме.
- Подготовьте сообщение для другой группы.
Комментарии:
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
04 12 2025 13:30:21
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
03 12 2025 0:38:39
На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
02 12 2025 14:14:18
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
01 12 2025 19:24:57
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
30 11 2025 22:14:19
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
29 11 2025 8:27:46
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
28 11 2025 8:17:37
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
27 11 2025 15:57:34
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
26 11 2025 7:37:15
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
25 11 2025 4:37:28
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
24 11 2025 6:44:53
Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
23 11 2025 13:27:34
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
22 11 2025 12:58:39
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
21 11 2025 17:41:42
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
20 11 2025 13:32:36
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
19 11 2025 2:33:59
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
18 11 2025 7:15:40
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
17 11 2025 6:55:42
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
16 11 2025 21:19:21
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
15 11 2025 16:25:31
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
14 11 2025 8:15:29
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
13 11 2025 17:13:31
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
12 11 2025 1:59:37
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
11 11 2025 3:22:46
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
10 11 2025 7:23:26
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
09 11 2025 23:14:14
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
08 11 2025 9:21:23
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
07 11 2025 11:34:29
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
06 11 2025 5:36:14
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
05 11 2025 3:41:15
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
04 11 2025 0:40:48
Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
03 11 2025 13:10:17
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
02 11 2025 10:32:51
Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы.
...
01 11 2025 1:55:31
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
31 10 2025 13:11:43
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
30 10 2025 19:37:21
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
29 10 2025 5:14:20
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
28 10 2025 5:49:35
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
27 10 2025 2:47:50
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
26 10 2025 1:17:22
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
25 10 2025 7:47:24
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
24 10 2025 19:18:32
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
23 10 2025 0:37:46
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
22 10 2025 10:43:32
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
21 10 2025 13:25:28
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
20 10 2025 22:24:34
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
19 10 2025 17:27:45
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
18 10 2025 19:18:31
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
17 10 2025 16:58:33
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
16 10 2025 11:59:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




