Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"
Тема: «Природные сообщества».
Цели изучения темы:
- Создать условия для восприятия учащимися знаний о природных сообществах: их типах, структуре, приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе, развитии и смене природных сообществ, значении в природе и жизни человека, влиянии деятельности человека на природные сообщества.
- Способствовать осознанию основного фактического материала о влиянии экологических факторов на формирование природных сообществ.
- Способствовать обучению школьников умению сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности на учебном материале раздела, оформлять результаты работы.
- Способствовать развитию проектировочных умений школьников посредством технологии проектного обучения.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.
Вид проекта: информационно-поисковый, исследовательский (сбор и анализ информации, оформление результатов, защита выступлений), итоговый, среднесрочный.
Календарно-тематическое планирование.
Этапы работы над проектом | Всего часов | Темы занятий. | Пpaктическая часть | Контроль |
1. Ценностно- ориентированный | 1 |
1.Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме | ||
2. Конструктивный | 6 |
2. «Свет и тепло в жизни растений». 3. «Вода, воздух и почва в жизни растений» 4. «Взаимосвязи растений в сообществе» 5. «Изменения растительных сообществ» 6.«Воздействие человека на растительность» 7. \"Описание растительного сообщества». |
Урок-пpaктикум | Рубежный Рубежный Рубежный Рубежный Рубежный |
3. Оценочно-рефлексивный | 4 |
1. Экскурсия с целью описания выбранного
природного сообщества. 2.Консультация «Подготовка выступления» 3.Комеральная обработка материала. 4. Оформление проектной работы, подготовка выступлений. |
||
4. Презентативный | 2 |
Конференция «Растительные сообщества города Уржума» | Итоговый контроль. |
I урок. Запуск проекта
Тема: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- Образовательная: способствовать формированию представления о природном сообществе, их классификации.
- Развивающая: способствовать обучению школьников умению сравнивать природные сообщества по тексту учебника и дополнительной литературе.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать, работать в коллективе.
Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения:
- Учебник В.В.Пасечник Биология: бактерии, грибы, растения. М. «Дрофа» 2003.
- И.Н.Понамарёва и др. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники М. «Вентана-Граф» 2005.
- А.М.Былова, Н.И.Шорина Экология растений 6 класс М. «Вентана-Граф» 2002.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание учащихся на теме урока, помогает сформировать группы и найти партнёров | Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнёров. |
2. Мотивация и целеполагание | Определяет цели исследовательской
деятельности, мотивирует познавательную
деятельность учащихся. Предлагает группам на основе дидактических материалов сформулировать учебные цели занятия. |
Формулируют учебные цели. Выбирают сообщество для исследований |
3. Актуализация | Опережающее домашнее задание. Используя приём кластера, выявляет имеющиеся у учащихся знания по теме растительные сообщества. Подготавливает учащихся к выполнению исследования. Определяет задание для групп: дать хаpaктеристику растительных сообществ Уржумского района, оценить их состояние, спрогнозировать дальнейшее развитие сообщества под воздействием антропогенной деятельности человека. Оформить проект. Определяет критерии оценки проекта. | Повторяют учебный материал. Выясняют пути достижения цели: как и где, получить информацию. |
4. Первичное усвоение и осознание учебной информации. | Смотри Приложение № 1. | Работают по инструкции. |
5. Закрепление знаний и умений. | Организует выступление учащихся. Корректирует работу. | Слушают выступления. Делают записи в
тетради. Структурируют материал в форме схемы. (Сообщество, типы сообществ, видовой состав). |
6. Информация о домашнем задании. | Изучить материал параграфа. Выяснить историю формирования выбранного для исследования сообщества. | Записывают домашнее задание |
7. Рефлексия | Подведение итогов урока. | Определяют уровень достижения поставленных целей. |
Приложение № 1
Модель занятия по теме: «Понятие о растительном сообществе, биогеоценозе, экосистеме».
Цели занятия:
Знать:
- Понятия: растительное сообщество, биогеоценоз, экосистема;
- Классификацию и видовой состав растительных сообществ.
Уметь:
- Анализировать текст учебной статьи.
- Структурировать материал в форме схем.
ХОД УРОКА
1. Актуализация
Заполните в тетради схему, записав под стелками возникающие у вас ассоциации с понятием растительное сообщество.
2. Изучение нового материала
Организуется работа по группам. Задания для работы первой группе.
Изучите предложенную информацию.
В природе все организмы существуют не одиночно,
а живут совместно, сообща, взаимодействуя друг с
другом. Образуя при этом своеобразные
природные комплексы живых организмов.
Возникновение таких комплексов напрямую зависит
от условий окружающей среды – абиотических
факторов. Взаимодействующее единство комплекса
разнообразных организмов и условий абиотической
среды называют природным сообществом или
биогеоценозом.
Понятие о биогеоценозах ввёл в науку российский
учёный – геоботаник Владимир Николаевич
Cyкaчёв. Растительное сообщество – это
совокупность высших и низших растений обитающих
на однородном участке земной поверхности, со
свойственными только им взаимоотношениями,
как между собой, так и с условиями местообитания.
Влияние растений друг на друга имеет место
только тогда, когда они более или менее сближены,
соприкасаются своими надземными или подземными
органами.
Выполните задания по прочитанному тексту:
а) Выпишите из предложенного текста
определение растительного сообщества.
б) Выделите в определении главные слова.
в) Составьте из выделенных слов схему, отражающую
определение растительного сообщества.
г) Приведите примеры растительных сообществ.
д) Можно ли совокупность отдельно стоящих
растений, не оказывающих влияние друг на друга
назвать растительным сообществом? Почему?
е) Подготовьте сообщение по изученной теме.
Задания для работы во второй группе.
- Изучите текст параграфа 56 стр. 250–252.
- Составьте схему: «Классификация растительных сообществ».
- Составьте разноуровневые вопросы по изученной теме.
- Подготовьте сообщение для другой группы.
Комментарии:
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
22 05 2025 14:33:36
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
21 05 2025 21:46:40
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
20 05 2025 13:27:11
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
19 05 2025 7:29:40
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся.
...
18 05 2025 20:28:25
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
17 05 2025 7:48:39
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
16 05 2025 12:51:43
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
15 05 2025 23:11:49
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
14 05 2025 7:51:13
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике.
...
13 05 2025 5:50:13

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
12 05 2025 16:36:45
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
11 05 2025 16:37:20
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
10 05 2025 5:46:21
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
09 05 2025 20:35:13
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
08 05 2025 7:37:18
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
07 05 2025 15:34:23
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
06 05 2025 1:33:53
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
05 05 2025 22:29:37
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
04 05 2025 18:18:19
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
03 05 2025 22:51:51
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
02 05 2025 13:50:14
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
01 05 2025 5:23:23

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
30 04 2025 9:37:45
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду.
...
29 04 2025 15:15:28
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
28 04 2025 20:26:37
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
27 04 2025 9:23:13
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
26 04 2025 2:36:50
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
25 04 2025 11:46:41
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
24 04 2025 23:13:40
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
23 04 2025 1:44:23
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
22 04 2025 15:46:40
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
21 04 2025 22:41:21
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
20 04 2025 9:56:41
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
19 04 2025 19:51:38
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
18 04 2025 15:49:48
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
17 04 2025 2:22:32
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
16 04 2025 12:20:47
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
15 04 2025 23:20:17
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.
...
14 04 2025 12:22:54
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
13 04 2025 6:17:14
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
12 04 2025 22:26:26
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
11 04 2025 13:22:20
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
10 04 2025 14:31:27
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....
09 04 2025 11:41:15
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
08 04 2025 3:54:33
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
07 04 2025 21:10:55
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
06 04 2025 18:27:44
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
05 04 2025 15:58:48
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
04 04 2025 20:40:37
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
03 04 2025 8:52:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::