Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

Цели урока:

Обучающие:

  • расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;
  • сформировать и закрепить знания об основных частях и органоидах клетки и выполняемых ими функциях,
  • выработать умения находить органоиды на таблицах рассказывать об их строении и функциях;
  • показать различия в строение растительной и животной клетки в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие:

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, выделять главное и существенное,
  • устанавливать причинно-следственные связи,
  • формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

Воспитывающие:

  • формировать познавательный интерес к предмету,
  • развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

  • таблицы “Строение животной клетки”, “Строение животной и растительной клетки”;
  • раздаточный материал к уроку: рисунки “Строения митохондрии и хлоропласта”, табл. “Механизм поступления веществ, в клетку”, карточки для проверки усвоения задания, таблица “Строение и функции органоидов клетки”;
  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • оборудование для изучения строения клетки под микроскопом: микроскопы, готовые микропрепараты кожицы лука, эвглены зеленой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

План:

1. Основные части клетки

2. Органоиды клеток их строение и функции

3. Отличительные особенности растительной клетки

III. Закрепление знаний.

IV. Инструктаж по домашнему заданию

V. Подведение итогов урока.

1. Изучение нового материала

Актуализация всей совокупности знаний о клетки у учащихся.

Задание: Вспомните и нарисуйте по памяти схему:

  • 1 вариант: строения животной клетки
  • 2 вариант: растительной клетки

и подпишите известные вам части клетки.

Выполняется совместно в парах. Время работы 2 минуты.

Вопросы:

- Клетки, каких организмов вы вспомнили?

- Какие части клеток в них вы указали?

Лабораторная работа.

Задание:

1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука и эвглены зеленой.

2. Рассмотрите клетки под микроскопом, сравните и опишите их форму, размеры, перечислите видимые части клеток и назовите их.

3. Посмотрите на <Рисунок 1>, здесь представлены разные клетки. В чем их сходство и чем они отличаются?

Учащиеся делают предположения:

- По различиям: форме, размерам, функциям.

- По сходству: имеют сходное внутреннее строение клетки

4. Зарисуйте и подпишите в тетради главные части клеток <Рисунок 3>.

Беседа:

- Объясните, почему в световой микроскоп вы видите только основные части клеток <Рисунок 4>?

- Как вы думаете, какие функции выполняют главные части клетки?

Называем значение главных частей клетки.

Что называется органоидом? Где они располагаются? Какие вы помните органоиды клетки?

1.1. Изучение основных органоидов клетки и их функций.

Анализируем полученные результаты и совместно формулируем цели урока <Рисунок 2>.

Сегодня на уроке мы познакомимся со строением и функциями плазматической мембраны, цитоплазмы и ее органоидами. Изучения строения ядра будет проходить на следующих уроках.

1.1.1. Наружная плазматическая мембрана

Слайд “Особенности строения плазматической мембраны”

<Рисунок 5>

Выскажите предположения, зачем нужна плазматическая мембрана?

Функции мембраны:

  • Ограничение внутренней среды клетки;
  • Сохранение формы клетки;
  • Защита;
  • Обеспечение избирательного поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.

Далее учитель объясняет строение плазматической мембраны по рисунку 5.

Плазматическую мембрану образуют молекулы белков и фосфолипидов. Молекулы фосфолипидов располагаются в два слоя – гидрофобными концами внутрь, гидрофильными головками к внешней и внутренней сторонам. Белки не образуют сплошного слоя. Различают периферические, пронизывающие и погруженные виды белков.

- Подумайте о целесообразности данного расположения фосфолипидов и белков, исходя из знаний о выполняемых ими функций и их свойствах.

Учитель дополняет сведения о роли белков и фосфолипидов в клетках.

В растительных клетках есть дополнительная оболочка, состоящая из клетчатки, гемицеллюлозы. В животных клетках тонкая оболочка сверху мембраны называется гликокаликс.

Функции мембраны:

  • Ограничение внутренней среды клетки;
  • Сохранение формы клетки;
  • Защита;
  • Обеспечение поступления веществ в клетку, и удаления их из нее.

Задание: Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить?

(Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке).

Учащиеся вклеивают в тетрадь карточку о способах поступления веществ в клетку <Рисунок 6>.

Задание:

1. Просмотрите видео о фагоцитозе <Приложение 1> и пиноцитозе <Приложение 2>.

2. Объясните происходящие события.

3. Выпишите их определения.

1.1.2. Цитоплазма, ее состав и значение

Состав приведён на <Рисунке 7>.

Гиалоплазма занимает прострaнcтво между органоидами клетки и представляет вещество, состоящее из золя и геля, где протекают химические реакции и физиологические процессы. Гиалоплазма содержит большое количество воды, в которой растворены органические вещества и минеральные соли. Она объединяет все химические структуры и обеспечивает их химическое взаимодействие.

Включения – это твердые гранулы и жидкие капли в цитоплазме.

Задание:

1. Найдите в тексте на странице 143-144 определение, что называется органоидом.

2. Выпишите определение в тетрадь.

3. Скажите, с чем сопоставимы органоиды в многоклеточном организме?

1.2. Изучение строения и функций органоидов клетки.

Знакомимся с органоидами клеток по рисункам “Строение животной клетки” <Рисунок 9>, “Строение растительной клетки” <Рисунок 10>. Учитель произносит и показывает местоположение органоидов клетки, учащиеся запоминают их названия и изображения.

Классификация органоидов клетки Рисунок 8

Самостоятельная работа учащихся с учебником по изучению строения и функций органоидов

Задание:

Представьте, что вам нужно срочно подготовиться к проверочной работе по теме “Строение и функции органоидов клетки”. Я вам разрешаю написать шпаргалку, в которой вы очень лаконично должны описать строение и функции одномембранных и немембранных органоидов. Время работы 15 минут.

Учащимся работают с учебником и заполняют макет таблицы, которые вклеивают в тетрадь.

Органоиды клетки и их функции. Табл.1

Органоиды клетки Строение органоидов Функции Дополнительные сведения
Одномембранные органоиды
ЭПС

а) гранулярная
б) гладкая

     
Комплекс Гольджи      
Лизосомы      
Вакуоли      
Немембранные органоиды
Рибосомы      
Клеточный центр      
Микротрубочки      
Цитоскелет      
Жгутики и реснички      
Двумембранные органоиды
Митохондрии      
Пластиды

а) хромопласты
б) лейкопласты
в) хлоропласты

     

Первичное закрепление знаний по заполненной таблице.

Работа с рисунками.

Просматривается по списку каждый органоид из рисунков “Строение животной клетки” и “Строение растительной клетки” (<Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>, <Рисунок 14>, <Рисунок 15>, <Рисунок 16>, <Рисунок 17>).

Учащиеся рассказывают об особенностях строения и соответствующих функциях, используя записи в тетради и информацию со слайда. Заполняется графа “Дополнительная информация” таблицы.

Изучение строения митохондрий и пластид.

Рассказ учителя об особенностях строения и функциях митохондрии и пластид с продолжением заполнения таблицы (<Рисунок 18>).

Митохондрии – важнейшие органоиды клетки.

Число митохондрий в клетке не постоянно в зависимости от типа, фазы развития и прямо пропорционально функциональной активности клетки. Форма и величина их также меняется, они являются динамичными структурами: могут расти в длину, сжиматься, ветвиться, делиться.

Строение митохондрии: Имеют наружную и внутреннюю мембраны. Наружная мембрана гладкая, обладает высокой проницаемостью. Внутренняя – имеет складчатую поверхность и образует складки-кристы, увеличивающие ее площадь. Внутренняя полость – матрикс содержит ДНК, и-РНК, р-РНК, рибосомы, ряд витаминов и включения. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрий.

Функции митохондрий:

  • Участвуют в обмене веществ, так как содержат ферменты.
  • Участвуют в процессе дыхания, синтезе молекул АТФ.
  • Осуществляют синтез белка, так как имеют свою специфическую ДНК.

Пластиды- органоиды, присущие только растительным клеткам <Рисунок 19>.

Вопрос :

- Перечислите известные вам виды пластид?

- Назовите их местонахождение в частях растений?

Хлоропласты – это зеленые пластиды <Рисунок 20>. Цвет хлоропластов обеспечивается магнийорганическим веществом хлорофиллом. Хлорофилл поглощает лучи в красной и синей области спектра, а отражает в зеленой. Вот почему хлорофилл, хлоропласт и лист растения воспринимаются нашим глазом как зеленые.

Строение: хлоропласт состоит из наружной и внутренней мембраны. Наружная мембрана гладкая. Внутренняя мембрана складчатая, образует выросты внутрь хлоропласта – ламеллы. Совокупность ламелл называют стромой. Ламеллы могут образовывать локальные расширения, имеющие вид уплощённых мешочков – тилакоидов. Тилакоиды располагаются стопками, один над другим, напоминая стопки монет. Эти стопки называются гранами. Пигмент хлорофилл располагается внутри мембран тилакоида. У лейкопластов стромы почти нет, а у хромопластов строма развита несколько хуже, чем у хлоропластов. В строме содержатся ДНК, рибосомы, ферменты. Клетке достаточно одного хлоропласта после деления, чтобы он воспроизвел себе подобный. Хлоропласты могут переходить в хромопласты, а лейкопласты в хлоропласты.

Функции

Хлоропласта – фотосинтез

  • хромопластов – привлечение насекомых к опылению и животных к распространению плодов и семян
  • лейкопластов – накопление питательных веществ.

Задание: Вспомните определение фотосинтеза.

Учитель дополняет информацию о симбиотическом происхождении митохондрий и хлоропластов.

После того как изучено строение митохондрий и пластид, учитель просит сравнить эти органоиды и определить черты сходства и различия. Учащимся раздаётся макет сравнительной таблицы для заполнения

  Митохондрии Хлоропласты
Сходство 1. Имеют одинаковые размеры, оболочки состоят их двух мембран и сами мембраны имеют сходное строение;

2. Имеют собственные ДНК;

3. Способность к самоудвоению.

Различие 1. Синтез молекул АТФ 1. Не только синтез молекул АТФ, но и использование АТФ в процессе фотосинтеза
2. Число митохондрий в клетке больше, чем число хлоропластов
3. Различный набор ферментов

Учащимся предлагаются рисунки строения митохондрии и хлоропласта, которые вклеиваются в тетрадь.

Собрать у 4-5 сильных учащихся таблицы для проверки.

ВЫВОД:

Таким образом, воздействуя на разные виды памяти учащихся (механическая, зрительная, слуховая), я добиваюсь глубокого усвоения и закрепления материала.

Наглядность слайдов компенсирует некачественные иллюстрации в учебнике под редакцией В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и др.

1.3. Отличительные особенности растительной и животной клетки.

Работа со слайдом “Черты сходства и различия растительной и животной клеток”

Учащиеся сравнивают рисунки растительной <Рисунок 10> и животной <Рисунок 9> клеток и делают соответствующие выводы по ним (<Рисунок 21>).

Вывод: Все живые организмы имеют клеточное строение, сходный биохимический состав клеток, что говорит об общности их происхождения.

2. Закрепление знаний

Каждый учащийся получает карточку “Путешествие по клетке”, которую должен заполнить и сдать:

Задание: Впишите пропущенные органоиды:

1. Перед вами растительная клетка, чтобы попасть внутрь клетки, нужно преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или мембранных белков?

2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму растительной клетки. Какие органоиды растительной клетки встретятся вам здесь?

3. Вы находитесь в центральной вакуоли растительной клетки. Заблyдившийся ион магния просит у вас помощи. Он забыл название пластида и вещества, в которое ему надо попасть. Это – ….

4. Итак, вы в хлоропласте и ваше растение съедено травоядным животным и уже переваривается. Вы оказались в пищеварительном пузырьке клетки. К вашему пузырьку приближается одномембранный органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Как он называется?.....

5. Ура! Вы попали в ЭПС и плывете по ее каналам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?

6. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских пузырьков. Где вы оказались?.....

7. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек, чтобы вы смогли безопасно плыть дальше по гиалоплазме. Теперь подплываете к двухмембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?.....

8. По микротрубочкам цитоскелета вы попали в неизученную нами главную часть клетки

Взять на проверку 5-8 заданий.

Задание: Покажите и назовите части и структуры клеток (<Рисунок 22>)

3. Домашнее задание

1. Выучить параграф 5.

2. Составить тест по теме “Строение органоидов клетки”, “Функции органоидов клетки”

3. Приготовить презентацию по теме (по желанию).

Литература:

  1. Гаврилова А.Ю.Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Беляева Д.К. из-во “Учитель” – Волгоград: 2006 г.
  2. Ишкина И.Ф. Биология.10 класс. Поурочные планы по учебнику “Общая биология” под ред. Д.К. Беляева. – Волгоград: Учитель АСТ, 2002 г.
  3. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блиц опросы по общей биологии: 10-11кл – М.:ВАКО”, 2006 г.
  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу “Общая биология” 9 кл.; 10-11 кл – М.:Изд. НЦ ЭНАС, 2004.
  5. Полянский Ю. Общая биология 10-11 класс М., 1997 г.
  6. Библиотека электронных пособий “Биология 6-9 класс” КиМ, 2003 г.



Комментарии:

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

22 05 2025 21:39:24

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

21 05 2025 21:57:42

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

20 05 2025 7:15:39

Почвенное питание растений Биология

Почвенное питание растений  Биология Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

19 05 2025 9:26:30

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

18 05 2025 18:56:52

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

17 05 2025 22:44:20

Головоногие моллюски


    Головоногие моллюски

      Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

16 05 2025 23:29:58

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

15 05 2025 0:21:32

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии


    Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

      В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

14 05 2025 0:41:28

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

13 05 2025 14:11:34

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

12 05 2025 3:10:48

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

11 05 2025 16:21:55

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

10 05 2025 2:20:48

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

09 05 2025 4:47:41

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

08 05 2025 23:52:11

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс


    Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

      Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

07 05 2025 1:16:33

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"


    Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

      Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

06 05 2025 1:19:24

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

05 05 2025 7:51:53

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

04 05 2025 1:51:19

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

03 05 2025 21:57:12

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

02 05 2025 3:18:15

Прощание с ботаникой


    Прощание с ботаникой

      Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...

01 05 2025 7:46:49

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

30 04 2025 23:48:31

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

29 04 2025 1:11:44

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

28 04 2025 9:26:19

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

27 04 2025 12:58:34

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

26 04 2025 2:39:39

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

25 04 2025 15:30:20

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

24 04 2025 10:47:55

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

23 04 2025 4:32:37

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

22 04 2025 19:13:13

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

21 04 2025 23:10:40

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

20 04 2025 13:22:28

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

19 04 2025 12:52:33

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"


    Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

      Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

18 04 2025 14:47:43

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

17 04 2025 19:36:59

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

16 04 2025 8:30:18

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

15 04 2025 18:13:24

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

14 04 2025 0:21:18

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

13 04 2025 17:11:46

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

12 04 2025 21:35:31

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

11 04 2025 2:10:13

Использование проектной деятельности на уроках биологии


    Использование проектной деятельности на уроках биологии

      В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

10 04 2025 9:16:32

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

09 04 2025 6:27:53

Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

      Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

08 04 2025 7:57:46

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

07 04 2025 21:25:24

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

06 04 2025 7:51:30

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"


    Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

      Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

05 04 2025 23:39:55

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

04 04 2025 10:52:21

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

03 04 2025 0:53:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::