Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс
Цели и задачи урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенности строения и многообразие цветков; развивать пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений.
Образование: цветущие комнатные растения, модели цветков вишни, картофеля, гороха; таблица строение цветка, гербарный материал.
Они прекраснее всего, что нам дает
природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок – образчик неизменный.
Жак Демиль
Ход урока
I. Проверка знаний.
- Какие видоизмененные побеги вы знаете?
- В чем сходство между типичным побегом и видоизмененным побегом? (Почки есть)
- Какое строение имеет клубень картофеля?
- Что доказывает, что луковица – побег?
- Какие растения имеют видоизмененные побеги – карневица?
- Как человек использует видоизмененные побеги?
Тесты (6 вопросов).
- Берем подписанные листочки, отвечаем на тесты. (5 минут).
II. Изучение нового материала.
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
- Давайте послушаем отрывок из поэмы В.Солоухина. О чем говориться, в этом отрывке? (О цветке). (Записать тему урока).
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он – то красный, то – синий, то – сиреневый, то – золотой!
- Назовите деревья, кустарники, трав, цветущие в нашей местности. Когда они зацветают? (Гербарии).
- У этих растений яркие, красивые цветки – венчики.
- Для чего, это нужно? (Для привлечения насекомых)
- Но есть и невзрачные цветки, например, береза. Это ветроопыляемое растение и поэтому красивый венчик для привлечения насекомых ей не нужен.
- Что же такое, цветок? (Стр.125).
Итак. Цветок – это видоизмененный укороченный побег, это генеративный орган пoлoвoго размножения (гинецей - пестик, андроцей - тычинки).
(Слово генеративный от названия пестика, слово употрeбляется, когда речь идет о пoлoвoм размножении).
2. Лабораторная работа “Изучение строения цветка” (стр.125) венчик. (Лепестки)
- Зарисовать строение цветка.
- Сообщение “Самые крупные цветы на планете Земля”.
В 1818 году ботаник Роберт Броуы получил письмо. Ему писал натуралист, доктор Жозеф Арнольди, обнаруживший в лесах Суматры гигантский цветок. “Если бы я был один и не было бы со мной товарищей, я бы струсил, увидев такой громадный цветок, до того размеры его превышали все виденное и слышанное мною”, - писал Арнольди. Диаметр венчика был равен 1 метр, а масса цветка 15 кг. Вскоре ученый погиб от тропической лихорадки, а цветок назвали его именем раффлезия Арнольди.
Спустя 60 лет после открытия Арнольди итальянский ботаник Одорадо Беккери, путешествуя по тропическим лесам острова Суматра обнаружил еще один цветок – гигант высотой до 2,6 метра, который как и раффлезия, испускал ужасающее зловоние. Это аморфофаллус титанический. Это растение образует огромный клубень весом в 40 кг. От клубня отходит небольшой толстый, зелёный стебель, на котором развивается соцветие – початок, прикрытый гофрированным покрывалом, окрашены в красные тона. В искусственных условиях вырастить его удалось лишь в 1937 году в Ньйоркском ботаническом саду. Из-за отвратительного запаха рабочие, ухаживающие за растением, работали в противогазах, а после работы меняли одежду.
(Учебник стр.129)
3. Работа над руководством учителя.
- Поговорим о разновидности цветов.
- Как вы поняли эти понятия?
- Галантус – подснежник, цветет ранней весной, в марте – апреле. С греческого языка название этого цветка переводится как “молочнолепестковый”.
-Правильные цветки обозначаются звездочкой, а неправильные стрелкой.
- Зачитываю стихотворение Н.А.Холодковского “Клевер”.
- Чем он насыщает почву?
(Таблица бобовые, клубеньковые бактерии насыщают почву азотом).
Много клевера сортов:
Белый, желтый, красный…
Сладок запах их цветов
В летний полдень ясный.
В них сокрыт обильный мед,
Вкусный и душистый,
И недаром жадно льнет
Шмель к ним волосистый.
Земледельцу клевер – клад,
Дар чудесный неба.
И везде его велят
Сеять возле хлеба.
Ничего от почвы он
Даром не похитит:
Ею вскормлен и взращен –
И её насытит.
- Обоеполый обыкновенный цветок с пестиками и тычинками.
- Приведите приметы.
- Раздельнополые:
женские
мужские.
Например, лещина, тополь, кукуруза.
- Женские обозначаются “зеркало Венеры”, мужские “копьё и щит Марса”.
- Итак, из чего же состоит цветок?
- Чашелистики, лепестки, пылинки пестик, коротко затишьем ЧЛТП – это формула цветка.
- Наконец; околоцветник простой и двойной (показать рисунки.)
- Растения бывают однодомные – пестичные и тычиночные цветки на одном растении, двудольные – пестичные и тычиночные цветки на разных растениях (привести примеры).
III. Закрепление изученного.
1. Вопросы по цепочке.
- Что такое цветок?
- Какое строение имеет цветок?
- Назовите растение с простым околоцветником; с двойным околоцветником.
- Какое строение имеют тычинки? Пестик?
- Какие венчики называются свободнолепестковые, а какие – сростнолепестковые?
- Какие цветки правильные, а какие – неправильные?
- Как называют цветок, имеющий и тычинки, и пестики (или пестик)?
- Что составляет чашечка вместе с венчиком?
- Как называется расширенная часть цветонопски?
- Как называется растение с раздельнополыми цветками?
- Как называется орган, в котором располагается семязачаток в цветке?
- С помощью, какой части цветок держится на растении?
2. Загадки
1. Синенький звонок весит,
Никогда он не звенит. (Колоколчик)
2. Кувшинки и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка)
3. Первым вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Галантус)
4. Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)
5. Стоит дуб полон круп,
Шапкой накрыт,
Гвоздиком прибит. (Мак)
6. Беленькие горошки на зеленой поиске. (Ландыш).
3. Самостоятельная работа по карточкам.
- Подписать названии цветка. (5 мин.)
- Сбор работ.
4. Дома: §28, cтр.125, подобрать цветущие комнатные растения и дать хаpaктеристику цветкам.
Комментарии:
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
01 04 2025 20:46:46
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
31 03 2025 14:54:41
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия.
...
30 03 2025 5:52:16
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
29 03 2025 5:19:40
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
28 03 2025 19:27:14
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
27 03 2025 9:47:24
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
26 03 2025 18:52:18
Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....
25 03 2025 18:45:29
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
24 03 2025 21:29:50
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
23 03 2025 5:28:19
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
22 03 2025 14:27:12
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
21 03 2025 8:15:36
Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов.
...
20 03 2025 23:30:23
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
19 03 2025 23:16:37
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
18 03 2025 6:51:22
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
17 03 2025 6:18:50
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
16 03 2025 7:26:14
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
15 03 2025 13:59:10
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
14 03 2025 18:37:11
Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....
13 03 2025 8:42:37
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.
...
12 03 2025 1:25:13
Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....
11 03 2025 20:17:20
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
10 03 2025 17:23:39
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения.
...
09 03 2025 16:49:50
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
08 03 2025 5:16:12
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
07 03 2025 7:38:18
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
06 03 2025 7:23:48
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
05 03 2025 11:12:56
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
04 03 2025 5:49:51
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
03 03 2025 16:47:12
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
02 03 2025 14:44:29
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
01 03 2025 10:20:53
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
28 02 2025 9:47:50
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
27 02 2025 7:16:27
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
26 02 2025 19:42:27
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
25 02 2025 5:46:18
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
24 02 2025 17:50:21
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
23 02 2025 2:42:38
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
22 02 2025 8:50:35
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
21 02 2025 15:52:32
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
20 02 2025 22:45:33
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
19 02 2025 9:15:22
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
18 02 2025 7:49:42
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
17 02 2025 12:32:39
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 02 2025 0:12:39
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
15 02 2025 8:30:21

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
14 02 2025 4:24:27
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
13 02 2025 3:50:52
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
12 02 2025 18:35:28
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
11 02 2025 0:51:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::