Многообразие водорослей. 8-й класс
План урока:
Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) |
Временная реализация |
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, Основные задачи урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете |
3 минуты |
Повторение изученного материала (о среде обитания строении и размножении одноклеточных и многоклеточных водорослей. |
8 минут |
Решение тестов. (индивидуальная работа) Краткое обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача- убедиться в освоении обучаемыми только что предложенной единицы материала. |
4 минуты |
Изучение нового материала: многообразия водорослей, (используя слайды № 8 – объяснение учителя) Задача- стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий. |
15минут |
Обобщение: какие Отделы виды выделяют среди водорослей |
2 минуты |
Значение водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. (Самостоятельная работа с текстом стр 59 и рисунок 44 выясните какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.) последующее обсуждение и запись в тетрадь. | 10 минут |
Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача- убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала. Вывод: Водоросли – необходимое условие нормальной жизни водоёма. | 3 минуты |
Оборудование: учебник ВВ. Пасечник “Биология бактерии, грибы, растения” Тетрадь для 6 класса. “Компьютер презентация к уроку и проектор”.
Ход урока.
I. Организационный момент. Правила техники безопасности в классе.
- Тема урока: Многообразие и значение водорослей.
- Цель урока: Повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды.
•Показать многообразие водорослей
•Значение водорослей в природе и жизни человека
•Воспитание интереса к урокам Биологии
I. Повторение изученного материала (о среде обитания строении и размножении одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд № 1).
- Используя слайд №3 опишите строение одноклеточной водоросли хламидомонады передвижение и процессы их жизнедеятельности. (размножение) Слайд № 4
- Используя слайд № 5опишите строение многоклеточной водоросли Улотрикса и процессы жизнедеятельности слайд № 6
- Закрепление материала.
Найдите правильные ответы на тесты. (индивидуальная работа)
- В каких частях клетки водоросли находится хлорофилл?
- Для чего необходимы жгутики?
1. В цитоплазме.
2. В хроматофоре.
3. В оболочке.
4. В ядре.
1. Для передвижения в воде.
2. Для захвата пищи.
- Как находит хламидомонада освещаемые участки водоема?
1. С помощью жгутика.
2. С помощью светочувствительного глазка.
3. С помощью хроматофора.
- Какие растения встречаются среди водорослей?
- Водоросли относятся к низшим споровым растениям, потому что:
Для чего необходимы пульсирующие вакуоли?
1. Одноклеточные.
2. Двухклеточные.
3. многоклеточные.
1. Они не имеют корней, листьев, стeблей.
2. Они имеют стeбли, кони, листья.
3. Размножаются спорами.
1. Для захвата пищи.
2. Для удаления избытка воды.
II. Изучение нового материала: многообразия водорослей,
(используя слайды № 8 –10) объяснение учителя)1. Водоросли пресных водоемов – зеленые водоросли.
Хламидомонада – одноклеточная водоросль
В тёплую погоду летом часто можно наблюдать цветение воды в лужах на сырой дороге, в прудах Этот изумрудный цвет воде придаёт размножающаяся в больших количествах хламидомонада
В верхних слоях воды при хорошем освещении
бурно разрастается хлорелла. Её можно встретить и в каплях дождя, на стволах деревьев, где скопления хлореллы и других водорослей заметны в виде зеленого налета. Эта водоросль способна выделять много кислорода слайд №11.
В водоемах часто встречаются колонии водорослей такие как вольвокс.
Колонии вольвокса похожи на ёлочные шарики. Работа клеток в них идёт согласованно, клетки вольвокса соединены между собой цитоплазматическими мостиками . Слайд № 12.
Кроме одноклеточных в воде живет огромное количество многоклеточных нитчатых водорослей. Глубже растёт улотрикс. Длинные тонкие нити прикрепляются к подводным камням и корягам ризоидами.
Спирогира – нитчатая многоклеточная водоросль. Узнать спирогиру можно по хаpaктерным хроматофорам в виде одной или нескольких лент; они расположены в слое цитоплазмы. Длинные нити спирогиры похожи на комки ваты. Её хроматофор обвивает клетку по контуру. Клетка спирогиры имеет крупное ядро с ядрышком. Большую часть объема занимает вакуоль. (Слайды13 – 16) размножается спирогира и беспoлoвым и пoлoвым путем.
Осенью спирогира приступает к пoлoвoму размножению. Две нити располагаются параллельно друг другу и обволакиваются слизью. Противолежащие клетки дают выросты, которые соединяются своими концами – возникает фигура напоминающая лестницу. Протопласты клеток разных нитей сливаются, живое содержимое каждой клетки перетекает в клетку напротив, где образуется зигота.
Этот процесс называется конъюгация. Подобный процесс слияния клеток называется коньюгацией. Так выглядит конъюгация спирогиры под микроскопом.
К числу водорослей, обычных в пресных водоемах принадлежат и харовые водоросли.
Харовые – самые развитые из зелёных водорослей. Нителла внешне похожа на хвощи и часто становится украшением аквариумов. (Слайд 17)
Водоросли моря; (слайд 18 –19) зелёные, золотистые и диатомовые водоросли, красные водоросли или багрянки.
В поверхностных слоях морей и океанов, как правило тепло и много света. Здесь бурно развивается фитопланктон.
Это мелкие одноклеточные водоросли, которые плавают на поверхности воды. Здесь можно встретить зелёные, золотистые и диатомовые водоросли. Они бурно размножаются и служат кормом таким животным как киты и мелкие paкообразные.
2. Диатомовые водоросли – одни из наиболее древних жителей нашей планеты. Многие из них имеют причудливую форму. Их очень много в верхних слоях мирового океана. (Слайд 20 –22)
Снаружи диаптомеи покрыты панцирем, который состоит из кремнезёма. Панцирь образован из двух половинок, одетых как крышка на коробку
Водоросли могут объединяться, образуя причудливые фигуры.
В планктоне причудливостью могут похвастаться не только диатомовые, но и зелёные водоросли.(слайд 23).
Сифоновые – одни из самых удивительных групп зелёных водорослей. Каулерпа может иметь размеры до 1метра. (Слад 24)
Существуют гораздо более крупные водоросли достигающие несколько десятков метров в длину их скопления могут образовывать настоящие заросли или подводные леса они имеют вид ветвящихся кустиков, пластиночек, слизистых шнуров.
На глубине нескольких десятков сантиметров раскинула свои лопасти ульва (морской салат). (Слайд 25).
3. Бурые водоросли .имеют огромную массу
Падина - бурая водоросль мелководья. Небольшие размеры она компенсирует причудливой внешностью. (Слайд 26).
Макроцистис – самая крупная из известных водорослей. Она имеет размеры до 60м и может расти на полметра в день. Талломы макроцистиса содержат пузыри воздуха.
(Слайд 27).
В дальневосточных морях и морях северного ледовитого океана растёт ламинария – всем знакомая морская капуста. Тело ламинарии в один или несколько метров, напоминает продолговатый лист на черешке. Тело ламинарии называют слоевище . (Слайд № 28)
Ко дну она прикрепляется выростами ризоидами, представляющие собой нитевидные выросты. Вода всасывается всей поверхностью слоевища. Внутреннее строение ламинарии относительно сложное у неё даже образуются ситовидные клетки, напоминающие ситовидные трубки высших растений, однако сосудов нет. Размножается ламинария спорами, которые образуются спорангиях – специализированных органах бесполого размножения.
4. Красные водоросли или багрянки.
На глубине от 100 до 200 метров бурые водоросли уже не встречаются. Здесь господствует другая группа растений – красные водоросли. (Слайд № 29).
Некоторые виды багрянок встречаются и в пресных водоемах. Подавляющее большинство из них многоклеточные. Размеры багрянок колeблются от нескольких сантиметров до метра в длину, но есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей. Кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты в зависимости от сочетания красок окраска меняется от ярко – красной до гoлyбовато – зеленой и желтой.
Цвет багрянок колeблется в диапазоне от нежно-розового до малинового, но встречаются и гoлyбовато-зелёные и жёлтые формы. Хаpaктерную окраску им придают пигмент фикоэритрин, который позволяет водорослям улавливать зелёный свет, проходящий через толщу воды. (Слайд № 30)
Внешне красные водоросли разнообразны6 нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассеченные и разветвленные. Часто они красивы и причудливы.
В морях нашей страны широко распространена красная водоросль порфира – ценный источник агар-агара. (Слайд № 31).
В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам разнообразным искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому ,что красные пигменты способны улавливать даже небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах 100 – 200 метров. В наших морях широко распространены филлофора и порфира.(Слайд №32) .
Дополнительный материал
Обобщение: какие Отделы виды выделяют среди водорослей?
(Слайд №33)
Среди водорослей выделяют следующие отделы:
Отдел зелёные водоросли
Отдел диатомовые водоросли
Отдел бурые водоросли
Отдел красные водоросли.
III. Значение водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей
.(Самостоятельная работа с текстом стр. 59 и рисунок 44 выясните какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.) последующее обсуждение и запись в тетрадь.
(Слайд № 34).Значение водорослей
В природе:
Поглощение углекислого газа
Выделение кислорода
Источник питания - планктон.
Место обитания животных и рыб
Панцири диатомовых – источник диатомитов.
Для человека:
Продукты питания
Источник агар-агара
Косметология
Медицина
Источник йода и минеральных веществ
Удобрения
Источник калийных солей
Корм для скота
Биологическая очистка сточных вод.
Вывод: Водоросли – необходимое условие нормальной жизни водоёма. (Слайд №35)
Если в них сбрасывают нечистоты, химические отходы, металлический лом, гниющую древесину и другие материалы, то это неизбежно ведет к гибели водорослей, других растений и животных, болезням человека и появлению мертвых и зараженных морей, озер, прудов.
Используемая литература.
- В.В. Пасечник “Биология бактерии, грибы, растения,”. Учебник - для 6 класса . Москва “просвещение” 2005 г.
- Т. И. Серебрякова “Растения, бактерии, грибы, лишайники”. Учебник для 6 класса . Москва “просвещение” 2003 г.
- Методические рекомендации для учителя”. Издательство “УчительАСТ” поурочные планы 2002г. Энциклопедия – Биология.
Презентация
Комментарии:
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
27 11 2024 10:43:31
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
26 11 2024 1:22:44
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...
25 11 2024 2:13:34
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...
24 11 2024 18:14:14
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
23 11 2024 3:17:31
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
22 11 2024 7:38:32
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
21 11 2024 10:41:11
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
20 11 2024 21:51:50
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
19 11 2024 5:17:36
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
18 11 2024 6:34:31
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
17 11 2024 8:49:49
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
16 11 2024 19:26:26
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
15 11 2024 15:56:12
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...
14 11 2024 0:22:22
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...
13 11 2024 15:52:31
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...
12 11 2024 18:27:17
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...
11 11 2024 16:35:41
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
10 11 2024 19:48:31
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
09 11 2024 18:34:42
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
08 11 2024 23:47:57
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
07 11 2024 1:31:38
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...
06 11 2024 19:25:53
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
05 11 2024 17:22:31
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
04 11 2024 4:10:52
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
03 11 2024 10:41:17
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
02 11 2024 6:21:58
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
01 11 2024 14:40:22
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
31 10 2024 10:10:13
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
30 10 2024 5:36:41
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
29 10 2024 14:53:30
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
28 10 2024 3:38:53
Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....
27 10 2024 3:35:36
Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...
26 10 2024 7:28:49
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
25 10 2024 7:54:28
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...
24 10 2024 6:39:41
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
23 10 2024 20:44:19
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
22 10 2024 20:16:39
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
21 10 2024 13:38:41
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
20 10 2024 19:28:38
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
19 10 2024 12:34:30
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
18 10 2024 6:29:29
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
17 10 2024 3:39:13
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
16 10 2024 20:16:44
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
15 10 2024 7:53:33
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
14 10 2024 12:22:47
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
13 10 2024 2:29:28
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
12 10 2024 10:17:40
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...
11 10 2024 23:47:36
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
10 10 2024 17:49:22
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
09 10 2024 3:12:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::