Многообразие водорослей. 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

План урока:

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока,

Основные задачи урока, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете

3 минуты

Повторение изученного материала (о среде обитания строении и размножении одноклеточных и многоклеточных водорослей.

8 минут

Решение тестов. (индивидуальная работа) Краткое обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача- убедиться в освоении обучаемыми только что предложенной единицы материала.

4 минуты

Изучение нового материала: многообразия водорослей, (используя слайды № 8 – объяснение учителя) Задача- стимулирование интереса обучаемых, закрепление полученных знаний, понятий.

15минут

Обобщение: какие Отделы виды выделяют среди водорослей

2 минуты

Значение водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. (Самостоятельная работа с текстом стр 59 и рисунок 44 выясните какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.) последующее обсуждение и запись в тетрадь.

10 минут

Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача- убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала. Вывод: Водоросли – необходимое условие нормальной жизни водоёма.

3 минуты

Оборудование: учебник ВВ. Пасечник “Биология бактерии, грибы, растения” Тетрадь для 6 класса. “Компьютер презентация к уроку и проектор”.

Ход урока.

 I.   Организационный момент. Правила техники безопасности в классе.

  1. Тема урока: Многообразие и значение водорослей.
  2. Цель урока: Повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды.
  3. •Показать многообразие водорослей
    •Значение водорослей в природе и жизни человека
    •Воспитание интереса к урокам Биологии

I. Повторение изученного материала (о среде обитания строении и размножении одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд № 1).

  1. Используя слайд №3 опишите строение одноклеточной водоросли хламидомонады передвижение и процессы их жизнедеятельности. (размножение) Слайд № 4
  2. Используя слайд № 5опишите строение многоклеточной водоросли Улотрикса и процессы жизнедеятельности слайд № 6
  3. Закрепление материала.
  4. Найдите правильные ответы на тесты. (индивидуальная работа)

  1. В каких частях клетки водоросли находится хлорофилл?
  2. 1. В цитоплазме.
    2. В хроматофоре.
    3. В оболочке.
    4. В ядре.

  3. Для чего необходимы жгутики?
  4. 1. Для передвижения в воде.
    2. Для захвата пищи.

  1. Как находит хламидомонада освещаемые участки водоема?
  2. 1. С помощью жгутика.
    2. С помощью светочувствительного глазка.
    3. С помощью хроматофора.

  1. Какие растения встречаются среди водорослей?
  2. 1. Одноклеточные.
    2. Двухклеточные.
    3. многоклеточные.

  3. Водоросли относятся к низшим споровым растениям, потому что:
  4. 1. Они не имеют корней, листьев, стeблей.
    2. Они имеют стeбли, кони, листья.
    3. Размножаются спорами.

  5. Для чего необходимы пульсирующие вакуоли?

  6. 1. Для захвата пищи.
    2. Для удаления избытка воды.

II. Изучение нового материала: многообразия водорослей, (используя слайды № 8 –10) объяснение учителя)

1. Водоросли пресных водоемов – зеленые водоросли.

Хламидомонада – одноклеточная водоросль

В тёплую погоду летом часто можно наблюдать цветение воды в лужах на сырой дороге, в прудах Этот изумрудный цвет воде придаёт размножающаяся в больших количествах хламидомонада

В верхних слоях воды при хорошем освещении

бурно разрастается хлорелла. Её можно встретить и в каплях дождя, на стволах деревьев, где скопления хлореллы и других водорослей заметны в виде зеленого налета. Эта водоросль способна выделять много кислорода слайд №11.

В водоемах часто встречаются колонии водорослей такие как вольвокс.

Колонии вольвокса похожи на ёлочные шарики. Работа клеток в них идёт согласованно, клетки вольвокса соединены между собой цитоплазматическими мостиками . Слайд № 12.

Кроме одноклеточных в воде живет огромное количество многоклеточных нитчатых водорослей. Глубже растёт улотрикс. Длинные тонкие нити прикрепляются к подводным камням и корягам ризоидами.

Спирогира – нитчатая многоклеточная водоросль. Узнать спирогиру можно по хаpaктерным хроматофорам в виде одной или нескольких лент; они расположены в слое цитоплазмы. Длинные нити спирогиры похожи на комки ваты. Её хроматофор обвивает клетку по контуру. Клетка спирогиры имеет крупное ядро с ядрышком. Большую часть объема занимает вакуоль. (Слайды13 – 16) размножается спирогира и беспoлoвым и пoлoвым путем.

Осенью спирогира приступает к пoлoвoму размножению. Две нити располагаются параллельно друг другу и обволакиваются слизью. Противолежащие клетки дают выросты, которые соединяются своими концами – возникает фигура напоминающая лестницу. Протопласты клеток разных нитей сливаются, живое содержимое каждой клетки перетекает в клетку напротив, где образуется зигота.

Этот процесс называется конъюгация. Подобный процесс слияния клеток называется коньюгацией. Так выглядит конъюгация спирогиры под микроскопом.

К числу водорослей, обычных в пресных водоемах принадлежат и харовые водоросли.

Харовые – самые развитые из зелёных водорослей. Нителла внешне похожа на хвощи и часто становится украшением аквариумов. (Слайд 17)

Водоросли моря; (слайд 18 –19) зелёные, золотистые и диатомовые водоросли, красные водоросли или багрянки.

В поверхностных слоях морей и океанов, как правило тепло и много света. Здесь бурно развивается фитопланктон.

Это мелкие одноклеточные водоросли, которые плавают на поверхности воды. Здесь можно встретить зелёные, золотистые и диатомовые водоросли. Они бурно размножаются и служат кормом таким животным как киты и мелкие paкообразные.

2. Диатомовые водоросли – одни из наиболее древних жителей нашей планеты. Многие из них имеют причудливую форму. Их очень много в верхних слоях мирового океана. (Слайд 20 –22)

Снаружи диаптомеи покрыты панцирем, который состоит из кремнезёма. Панцирь образован из двух половинок, одетых как крышка на коробку

Водоросли могут объединяться, образуя причудливые фигуры.

В планктоне причудливостью могут похвастаться не только диатомовые, но и зелёные водоросли.(слайд 23).

Сифоновые – одни из самых удивительных групп зелёных водорослей. Каулерпа может иметь размеры до 1метра. (Слад 24)

Существуют гораздо более крупные водоросли достигающие несколько десятков метров в длину их скопления могут образовывать настоящие заросли или подводные леса они имеют вид ветвящихся кустиков, пластиночек, слизистых шнуров.

На глубине нескольких десятков сантиметров раскинула свои лопасти ульва (морской салат). (Слайд 25).

3. Бурые водоросли .имеют огромную массу

Падина - бурая водоросль мелководья. Небольшие размеры она компенсирует причудливой внешностью. (Слайд 26).

Макроцистис – самая крупная из известных водорослей. Она имеет размеры до 60м и может расти на полметра в день. Талломы макроцистиса содержат пузыри воздуха.

(Слайд 27).

В дальневосточных морях и морях северного ледовитого океана растёт ламинария – всем знакомая морская капуста. Тело ламинарии в один или несколько метров, напоминает продолговатый лист на черешке. Тело ламинарии называют слоевище . (Слайд № 28)

Ко дну она прикрепляется выростами ризоидами, представляющие собой нитевидные выросты. Вода всасывается всей поверхностью слоевища. Внутреннее строение ламинарии относительно сложное у неё даже образуются ситовидные клетки, напоминающие ситовидные трубки высших растений, однако сосудов нет. Размножается ламинария спорами, которые образуются спорангиях – специализированных органах бесполого размножения.

4. Красные водоросли или багрянки.

На глубине от 100 до 200 метров бурые водоросли уже не встречаются. Здесь господствует другая группа растений – красные водоросли. (Слайд № 29).

Некоторые виды багрянок встречаются и в пресных водоемах. Подавляющее большинство из них многоклеточные. Размеры багрянок колeблются от нескольких сантиметров до метра в длину, но есть и микроскопические формы. В клетках красных водорослей. Кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты в зависимости от сочетания красок окраска меняется от ярко – красной до гoлyбовато – зеленой и желтой.

Цвет багрянок колeблется в диапазоне от нежно-розового до малинового, но встречаются и гoлyбовато-зелёные и жёлтые формы. Хаpaктерную окраску им придают пигмент фикоэритрин, который позволяет водорослям улавливать зелёный свет, проходящий через толщу воды. (Слайд № 30)

Внешне красные водоросли разнообразны6 нитевидные, цилиндрические, пластинчатые и кораллоподобные, в разной мере рассеченные и разветвленные. Часто они красивы и причудливы.

В морях нашей страны широко распространена красная водоросль порфира – ценный источник агар-агара. (Слайд № 31).

В море красные водоросли встречаются повсеместно в самых разных условиях. Обычно они прикрепляются к скалам, валунам разнообразным искусственным сооружениям, а иногда и к другим водорослям. Благодаря тому ,что красные пигменты способны улавливать даже небольшое количество света, багрянки могут расти на значительных глубинах 100 – 200 метров. В наших морях широко распространены филлофора и порфира.(Слайд №32) .

Дополнительный материал

Обобщение: какие Отделы виды выделяют среди водорослей?

(Слайд №33)

Среди водорослей выделяют следующие отделы:
Отдел зелёные водоросли
Отдел диатомовые водоросли
Отдел бурые водоросли
Отдел красные водоросли.

III. Значение водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

(Самостоятельная работа с текстом стр. 59 и рисунок 44 выясните какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.) последующее обсуждение и запись в тетрадь.

(Слайд № 34).Значение водорослей

В природе:

Поглощение углекислого газа
Выделение кислорода
Источник питания - планктон.
Место обитания животных и рыб
Панцири диатомовых – источник диатомитов.

Для человека:

Продукты питания
Источник агар-агара
Косметология
Медицина
Источник йода и минеральных веществ
Удобрения
Источник калийных солей
Корм для скота
Биологическая очистка сточных вод.

Вывод: Водоросли – необходимое условие нормальной жизни водоёма. (Слайд №35)

Если в них сбрасывают нечистоты, химические отходы, металлический лом, гниющую древесину и другие материалы, то это неизбежно ведет к гибели водорослей, других растений и животных, болезням человека и появлению мертвых и зараженных морей, озер, прудов.

Используемая литература.

  1. В.В. Пасечник “Биология бактерии, грибы, растения,”. Учебник - для 6 класса . Москва “просвещение” 2005 г.
  2. Т. И. Серебрякова “Растения, бактерии, грибы, лишайники”. Учебник для 6 класса . Москва “просвещение” 2003 г.
  3. Методические рекомендации для учителя”. Издательство “УчительАСТ” поурочные планы 2002г. Энциклопедия – Биология.

Презентация



Комментарии:

Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"


    Ролевая игра – пресс-конференция по теме "Капуста – ценная овощная культура"

      Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....

27 09 2023 13:41:25

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

26 09 2023 1:16:27

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

25 09 2023 0:22:23

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

24 09 2023 3:32:18

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

23 09 2023 14:55:53

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

22 09 2023 5:18:25

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

21 09 2023 8:30:56

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

20 09 2023 21:33:11

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

19 09 2023 21:58:31

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

18 09 2023 10:49:31

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и хаpaктеристика Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

17 09 2023 19:39:49

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

16 09 2023 7:40:25

План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"


    План урока по биологии по теме "Оказывают ли влияние алкоголь и курение на развитие зародыша"

      Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью. ...

15 09 2023 20:28:24

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

14 09 2023 23:40:58

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

13 09 2023 11:59:56

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

12 09 2023 0:11:36

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

11 09 2023 17:46:12

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

10 09 2023 16:42:43

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

09 09 2023 0:43:37

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

08 09 2023 6:27:44

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

07 09 2023 8:29:58

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"


    Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

      Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

06 09 2023 22:54:58

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

05 09 2023 1:29:53

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

04 09 2023 12:34:46

Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс

      В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....

03 09 2023 21:38:54

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

02 09 2023 6:12:31

Урок по теме "Путешествие во времени"


    Урок по теме "Путешествие во времени"

      Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....

01 09 2023 22:30:59

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

31 08 2023 2:56:11

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Загадки природы"

      Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...

30 08 2023 5:26:10

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

29 08 2023 1:29:43

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

28 08 2023 15:36:37

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

27 08 2023 2:46:38

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

26 08 2023 11:24:19

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

25 08 2023 23:47:48

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Дыхание растений, бактерий и грибов  Биология Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

24 08 2023 7:21:32

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

23 08 2023 15:53:16

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

      Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

22 08 2023 0:38:16

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

21 08 2023 3:19:14

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

20 08 2023 23:58:54

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

19 08 2023 20:50:44

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

18 08 2023 9:10:29

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

17 08 2023 7:59:16

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

16 08 2023 10:57:28

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

15 08 2023 16:41:22

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

14 08 2023 7:45:48

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

13 08 2023 10:20:18

Птицы в фольклоре, мифах легендах


    Птицы в фольклоре, мифах легендах

      Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

12 08 2023 15:38:31

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

11 08 2023 17:36:17

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

10 08 2023 23:46:45

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

09 08 2023 11:21:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::