Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"
Оборудование: таблицы с изображением чувствительных зон коры больших полушарий, зрительного анализатора. Для опытов: 2 стакана с подкрашенной водой (жёлтой и коричневой), коробка от апельсинового сока; 4 химических стаканчика (с луком, чесноком, ванилином, гвоздикой) ; предметы (шарик, кубик, апельсин, картридж от принтера) ; шарф.
Цели урока:
- изучить работу органов чувств с двух точек зрения – биологии и психологии;
- показать отличие между понятиями “анализатор” и “органы чувств”;
- раскрыть специфичность анализаторов;
- разъяснить, что анализатор является единой системой, в рецепторах которой происходит кодирование информации, а в центральных отделах – декодирование информации и её использование в поведении;
- привести примеры взаимодействия различных анализаторов, контролирующих показания друг друга.
Ход урока
1. Вступительное слово психолога.
Самая главная тайна.
В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? НО люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.
Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. Психология – наука о человеке как мыслящем и чувствующем существе – значительно моложе большинства естественных наук. И вместе с тем боги ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Не потому ли нас интересуют Вселенная, природа, другие живые существа, законы логики, математики, что мы хотим понять свое место в нашем сложном мире, жаждем узнать кто мы и зачем мы? “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?” - эти вопросы составляют глубинную суть любого взгляда человека на мир. Впервые их выдвинул в качестве центральной проблемы философии и познания всеобще великий немецкий философ Иммануил Кант.
Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.
2. Биолог: объявляет тему и цели урока.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 основных органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Мы, например, видим цвет и форму предметов, слышим звуки, чувствуем запах, вкус. Но это лишь первый этап в сложной обработке поступающей информации.
3. С помощью психолога проведём несколько опытов и обсудим работу органов чувств и ответную реакцию человека на различные раздражители. Результаты наблюдений и выводы будем заносить в таблицу:
Как работают органы чувств
Условия наблюдения (опыта) | Результаты наблюдения | Выводы |
1. Визуально определить жидкость в двух стаканах (жёлтого и коричневого цвета) | Ошибочное определение: жёлтая жидкость – апельсиновый сок. | Органов зрения не достаточно для точного определения жидкости. |
2.С завязанными глазами, определить запахи (лук, чеснок, ванилин, гвоздика) | Для мальчика запах гвоздики не знаком. | Узнавание связано с жизненным опытом. |
3.С завязанными глазами, с помощью осязания определить предметы (шарик, кубик, апельсин, картридж от принтера) | Из предложенных предметов картридж не определён, даже с помощью зрения. | Узнавание связано с жизненным опытом. |
Общий вывод: для комплексного восприятия окружающего мира, недостаточно одного органа чувств.
4. Разграничение и разъяснение понятий “органы чувств” и “анализаторы”.
Термин “органы чувств” относится к периферическому аппарату, воспринимающему раздражение. Он включает рецепторы и вспомогательный аппарат, преобразующий раздражения в форму, доступную для рецепторного восприятия. Так, воздушные звуковые колебания непосредственно восприняты быть не могут рецепторами слуха. Они должны быть переведены в механические колебания, которые воспринимаются слуховыми волосковыми клетками.
Под термином “анализатор” понимают рецепторы, нервные пути и зоны коры больших полушарий, в которых полученная информация анализируется и расшифровывается. (На таблицах показываем чувствительные зоны коры больших полушарий и демонстрируем составные части зрительного анализатора).
Определение анализатора: группа нервных клеток, расположенных на разных уровнях нервной системы и отвечающих за восприятие проведение и обработку внешних раздражителей.
Схема строения анализатора
Рецепторы - Нервные пути - Чувствительные зоны коры
больших полушарий
5. Сообщение учащегося: “Открытие Павловым И. П. Анализатора”
6. Обсуждение примеров о “зрении” Розы Кулешовой.
Когда-то нашумевший феномен Розы Кулешовой, которая умела на ощупь определять цвета, на самом деле был связан не со зрением, а с тонким осязанием. Синий цвет воспринимался ею как скользкий и холодный, коричневый – как вязкий, красный вызывал покалывание пальцев.
7. Возможность тренировки органов чувств.
Органы чувств можно развивать и тренировать. Развиваются органы чувств в процессе труда. Врач может поставить диагноз по шумам в сердце, особенностям дыхания. Сталевар с помощью зрения определяет готовность и качество стали. Дегустатор на вкус различает до 100-150 сортов чая, кофе. И всё же в некоторых случаях анализаторы дают нам искаженные восприятия. Они называются иллюзиями.
8. С помощью психолога рассматриваем зрительные иллюзии и их устранение.
9. Закрепление знаний.
Впишите в текст необходимые слова: тактильные ощущения; нервы и нервные пути; рецепторы; чувствительные зоны коры больших полушарий; тактильный анализатор; зрительный анализатор; раздражители; нервные импульсы.
Анализатор состоит из__________________________
И ____________________________________________
Каждый анализатор обладает специфичностью, т.е. воспринимает те ____________________ , к которым он генетически приспособлен. Но как тогда объяснить факты: Роза Кулешова была способна не только “видеть рукой” – осязанием, но и цвет. Она отмечала: синий цвет воспринимается как скользкий; коричневый – как вяжущий, мешающий движению руки; красный цвет вызывает ощущение покалывания и т.д. На самом деле она воспринимала _________________________________, которые связывала с тем или иным цветом.
Узнавание предметов и цвета в частности происходило не в _______________________ руки, а в ___________________________________________, куда_________________________________________ доходили по нервным путям. Связи между_______________________________________
и помогали Розе Кулешовой узнавать цвет на ощупь.
10. Домашнее задание
Изучить § 51.
Комментарии:
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
27 11 2024 23:51:12
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
26 11 2024 0:14:28
Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....
25 11 2024 13:38:40
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
24 11 2024 15:55:55
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
23 11 2024 5:25:59
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
22 11 2024 2:41:56
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
21 11 2024 16:17:29
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
20 11 2024 9:56:10
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
19 11 2024 7:53:14
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
18 11 2024 18:59:33
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...
17 11 2024 4:40:16
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
16 11 2024 10:49:19
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
15 11 2024 13:55:46
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
14 11 2024 1:13:23
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
13 11 2024 5:37:54
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
12 11 2024 7:39:52
Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
11 11 2024 12:19:19
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
10 11 2024 2:57:44
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
09 11 2024 0:52:19
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
08 11 2024 13:50:30
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
07 11 2024 9:27:19
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
06 11 2024 12:32:15
В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....
05 11 2024 12:35:50
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
04 11 2024 18:23:19
Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....
03 11 2024 4:23:43
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
02 11 2024 8:38:42
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
01 11 2024 1:27:49
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
31 10 2024 1:46:34
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
30 10 2024 4:59:29
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
29 10 2024 21:44:46
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
28 10 2024 22:37:44
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
27 10 2024 13:25:20
Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...
26 10 2024 21:36:46
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
25 10 2024 5:23:10
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
24 10 2024 3:49:19
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
23 10 2024 1:52:36
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
22 10 2024 17:48:40
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
21 10 2024 8:54:11
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
20 10 2024 22:29:43
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
19 10 2024 20:32:41
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
18 10 2024 9:23:48
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
17 10 2024 2:44:37
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
16 10 2024 12:50:30
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
15 10 2024 17:12:14
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
14 10 2024 6:16:53
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
13 10 2024 0:12:24
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...
12 10 2024 15:29:23
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...
11 10 2024 13:14:53
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
10 10 2024 4:35:22
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
09 10 2024 2:27:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::