Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)
Настоящие рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разработаны в соответствии с:
- приказом “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” от 06.10.2009 № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г.) ;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 “О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ \"Об образовании в Российской Федерации\"
- “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
- Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
- примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
- авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разpaбатывается одним автором или группой. Для авторской программы хаpaктерны оригинальные концепции и построение содержания. Внедрению авторской программы в пpaктику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация; авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы.
Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
- рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт, а также описывает национально-региональный уровень; учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном ОУ.
Являясь составной частью образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:
- требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательный минимум содержания учебных программ;
- максимальный объем учебного материала для учащихся;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, пpaктикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
- познавательные интересы учащихся;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
Рабочие программы по отдельным предметам для ФКГОС
Рабочие программы разpaбатываются на основе:
Журнал \"Справочник заместителя директора школы\" № 6, 2011 года
Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
Структура рабочей программы:
- включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
- учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения. Рассмотрим структурные элементы подробнее.
1. Титульный лист
Титульный лист рабочей программы содержит:
- наименование ОУ;
- грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ) ;
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) ;
- Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль) ;
- класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль) ;
- год составления программы и др. (образец титульного листа в Приложении №1)
2. Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указываются:
- название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ) ;
- изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания) ;
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ, лабораторных, пpaктических работ, экскурсий, проектов исследований;
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Элемент структуры рабочей программы \"Требования к уровню подготовки учащихся\"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разpaбатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, требования должны:
- быть описаны через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- быть понятными для учащихся.
Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.
4. Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, пpaктических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
№ урока | Тема занятия | Содержание | Форма | Результат |
5. Календарно-тематическое планирование
Запись информации оформляется в виде таблицы:
№ урока | Тема занятия | Дата | Коррекция |
6. Учебно-методические средства обучения
Учебно-методические средства обучения включают в себя: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, пpaктических работ и лабораторных пpaктикумов, хрестоматии) ; справочные пособия (словари, справочники) ; наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы) ; программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса (мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды) ; оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. Используемые учебно-методические средства обучения можно распределить по четырем группам:
- \"Литература (основная и дополнительная)\";
- \"Дидактические материалы\";
- \"Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса\";
- \"Оборудование и приборы\".
Данная структура рабочей программы носит рекомендательный хаpaктер. Законом РФ \"Об образовании\" не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
Разpaбатывать рабочую программу необходимо поэтапно.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей “рекомендовать рабочую программу к утверждению” отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (сверху слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.
Затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (посредине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.
Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.
Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4 классах
Рабочие программы разpaбатываются на основе:
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) титульный лист оформляется для всех предметов одного преподавателя в одном образце, заверенный рассмотрением, согласованием и утверждением;
2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
3) общую хаpaктеристику учебного предмета, курса;
4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
7) содержание учебного предмета, курса;
8) тематическое планирование;
№ урока | Тема занятия | Содержание | Форма | Результат |
9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
10) календарно-тематическое планирование по предмету.
Запись информации оформляется в виде таблицы:
№ урока | Тема занятия | Дата | Коррекция |
Учебные программы по предметам православного компонента
(Авторские учебные программы)
разpaбатываются на основе
- “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
- Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Для авторской программы хаpaктерны оригинальные концепции и построение содержания.
Авторские программы учебных предметов, могут рассматриваться как рабочие программы.
Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
Учебная программа
Может включать в себя сведения об одном предмете или состоять из различных модулей, последний вариант программы будет иметь особенности построения.
Учебная программа включает разделы:
- “Титульный лист”, где указываются данные об учредителе, полное наименование школы, грифы: согласования с зам.директора по УВР, принятия на педсовете, утверждение приказом директора ОУ; название программы, возраст обучающихся, может указываться класс, авторы-разработчики, год издания.
- “Пояснительная записка”, где охаpaктеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели, дается общая хаpaктеристика курса и основные результаты освоения предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
- “Содержание курса”, где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
- “Тематическое планирование”, в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
№ | Тема | Количество часов | Виды учебных действий |
- “Оснащение учебного процесса”, которые содержат хаpaктеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета в современной школе.
- Может содержать “Контрольно – измерительные материалы” по предмету.
- Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется по форме:
№ урока | Тема занятия | Дата | Коррекция |
Согласование и утверждение КТП проводится ежегодно до 1 сентября соответственно зам.директора по УВР и директором школы.
Комментарии:
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
24 08 2025 17:56:37
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
23 08 2025 11:18:20
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
22 08 2025 23:27:13
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
21 08 2025 10:23:13
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
20 08 2025 14:45:25
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения.
...
19 08 2025 16:14:24
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
18 08 2025 2:31:43
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
17 08 2025 17:56:15
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
16 08 2025 5:15:34
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
15 08 2025 19:44:38
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
14 08 2025 16:41:44
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
13 08 2025 15:42:51
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
12 08 2025 7:54:48
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
11 08 2025 5:15:49
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
10 08 2025 5:19:52

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
09 08 2025 0:47:23
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
08 08 2025 18:34:39
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
07 08 2025 14:29:58
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
06 08 2025 23:11:54

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....
05 08 2025 6:29:42
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
04 08 2025 14:46:36
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
03 08 2025 23:28:35
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
02 08 2025 1:14:58
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
01 08 2025 3:14:37
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
31 07 2025 20:28:27
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
30 07 2025 5:34:34
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
29 07 2025 14:10:50
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
28 07 2025 18:36:50
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
27 07 2025 19:22:52
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
26 07 2025 3:16:50
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
25 07 2025 0:33:56
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
24 07 2025 5:14:37
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
23 07 2025 0:55:13
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
22 07 2025 17:46:22
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
21 07 2025 16:17:38
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
20 07 2025 21:33:46
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
19 07 2025 0:53:17
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
18 07 2025 17:23:18

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
17 07 2025 19:21:55
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
16 07 2025 15:29:18
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
15 07 2025 14:41:23
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
14 07 2025 3:18:15
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
13 07 2025 11:53:54
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
12 07 2025 12:24:23
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
11 07 2025 0:28:56
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
10 07 2025 6:29:21
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
09 07 2025 4:23:51
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
08 07 2025 4:48:24
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
07 07 2025 15:15:34
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
06 07 2025 1:57:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::