Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме \"Клетка – функциональная и структурная единица живого\".

Основные вопросы темы:

  1. Даты и имена в вопросах изучения клетки (двм.зад.)
  2. Строение и функции клетки.
  3. Химический состав клетки.
  4. Обмен веществ и энергии.
  5. Размножение, деление, индивидуальное развитие.

На доске:

Вопросов полон мир, -
Кто даст на них ответ? Омар Хайам

Много нужно иметь знаний,
Чтобы поведать об этом. С. Стурлусон

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных,удалых.
И все, что вижу я вокруг...
Все знаю я о них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда, и Где. Р. Киплинг.

В организме только что родившегося ребенка содержится две тысячи миллиардов клеток. Всю последующую жизнь клетки размножаются, специализируются, работают. И каждая из них – миниатюрный завод, четко налаженное производство со своим энергоснабжением, трaнcпортом, поточными линиями, конвейерами по сборке новых деталей.

Как живет, функционируя клетка, как может погибнуть об этом пойдёт сейчас речь. Вашему вниманию представляется классик-рок-оперетта \"Жизнь и cмepть клетки обыкновенной\".

Раздел “Даты и имена в вопросе изучения клетки”

  1. Этот человек открыл явление, которому обязаны жизнью все живые организмы на Земле. Кто этот человек и какой процесс он открыл? (17.08.1771г., англ. Д. Пристли, фотосинтез).
  2. Какой защитный белок имеется в нашем организме? Кем и когда был открыт? (1957г., англ. Айзакс, Линденман, интерферон).
  3. Кто провел исследования по выявлению аминокислотной последовательности белков? (1921г., Сэнгер, инсулин).
  4. В каком году и кем изучена молекула ДНК? (1953г., Уотсон Крик).
  5. В каком году и кто изобрел электронный микроскоп? (1932г., немцы Кюлл, Руски).
  6. Кто впервые занялся изучением строения белков? (нач. 20 века, нем. химик – Эмиль Фишер).
  7. Кто первым увидел клетку? В каком году? (1665г., англ. Р. Гук).
  8. 3 каком году и кем открыта природа кислорода, выделяемого в процессе фотосинтеза?
  9. (1939г., Р. Хилл, реакция Уилла).
  10. Какому учёному принадлежит заслуга в изучении фагоцитоза? (Мечников).
  11. Кто и когда определил локализацию нуклеиновых кислот? (1869г., Мишер).
  12. Какой учёный установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро? (1866г., Геккель).
  13. Кто и когда обнаружил вирус? (1892г., Д. Ивановский, вирус табачной мозаики).
  14. Кто и когда впервые создал первую противовирусную вакцину? (1796г., англ. Э. Дженнер, оспа).
  15. Кто описал ядро, обнаружив в растительной клетке? Какой год? (1831г., Р. Браун).

Вопросы для теоретиков перед I агоном Размножение. Деление. Онтогенез

  1. В какой фазе хромосомы спирализованы? /профаза/
  2. Из какого вещества состоит хромосома? /ДНК/
  3. Какой набор хромосом содержит одна клетка кожи? /диплоидный/
  4. В какой фазе клетки усваивается масса ДНК в ядре? /интерфаза/
  5. У собак гаплоидное число хромосом = 39

а/ сколько хромосом в cпepматозоиде? /39/
б/ в клетке кожи? /78/
в/ в яйцеклетке до оплодотворения? /38/
г/ в оплодотворенной яйцеклетке? /78/

  1. Сколько раз делится яйцеклетка в зоне созревания?
  2. Перед делением каждая хромосома создает другую точно такую же хромосому. Индетичные хромосомы порознь направляются в две новые клетки. Этот процесс называется … . /митозом/
  3. Могут ли у человека наследоваться способности? /музыкальная, математическая/
  4. Мужские пoлoвые органы высших растений называется … . /тычинка/
  5. Совокупность клеток многоклеточного организма, исключая пoлoвые … /соматические/
  6. Какой механизм обеспечивает воспроизведение живых систем? /удвоение
  7. Что является основой индивидуального развития организмов? /оплодотворенная яйцеклетка, несущая полноценный набор генов в молекулах ДНК/

Первый АГОН

Литература и биология

Для того, чтобы встать на дорожку отвечают на вопросы к теоретикам.

Дорожку выбирает первым тот, кто имеет больше орденов умника.

  1. Толстое тело коровы, поставленное на четыре окончания, увенчанное храмовой головою и двумя рогами словно луна в первой четверти, тоже будет непонятно, тоже будет непостижимо, Если мы забудем о его значении. На карте живущих всего мира. Н. Заболоцкий

О каком важном процессе в природе идет речь? (круговорот веществ, обмен веществ).

  1. Живой предмет желал изучить, чтоб ясное о нем познанье получить,
    Учёный прежде душу изгоняет,
    Затем предмет на части расчлeняет.
    Фауст Гёте

О какой биологической системе идёт речь? (клетка).

  1. Пусть вымерли все наши предки
    Бесcмepтные живые клетки, наследство бережно хранят.
    А. Сюлли-Прюдом, XIX в., Англия.

Какие клетки обладают бесcмepтием? (споры).

2-ая группа вопросов I агон

  1. Хоть острым взором нас природа вдарила,
    Но близок оного конец имеет сила
    Коль много тварей он ещё не досягает,
    Которых малый реет пред нами сокрывает,
    Коль тонки члeны в них, составы, сердце, жилы
    И нервы, что хранят в себе животны силы.
    Не меньше... нежели в пучине тяжкий кит
    Нас малый червь частей сложением дивит. Л. Ломоносов.

Кто же нам тайны живого раскрывает?
Коль много микроскоп нам тайностей открыл
Невидимых частиц и тонких в теле жил. (Микроскоп)

  1. И.П. Павлов сказал: В организме имеется чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целогоо. Про что это сказано? (фагоциты, фагоцитоз).
  2. Пламя, которое пылает в них не жжёт, работают они бесшумно и очень продуктивно: более 50% энергии окисленного топлива идёт на полезные дела, совершающиеся в клетке. В технике нет ни одной машины, которая работала бы с такой отдачей. Что это за машина в клетке? (митохондрии).

3-я группа вопросов I агон

  1. Они сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны словно танцоры на балу, исполняющие сложные па \"старинного танца\". Что это за танцоры в клетке? (танец хромосом, так назвал американский учёный биолог Мёллер – основатель радиационной генетики).
  2. Он является фокусом, течкой в мировом прострaнcтве в которой с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на Земле. Он посредник между небом и землёй, он – Прометей, похитивший огонь с неба. О ком идет речь в высказывании К.А. Тимирязева? (лист растения).
  3. Ч. Дарвин в письме к К. Тимирязеву писал: \"Это, пожалуй самое интересное из веществ во всем органическом мире\". О каком веществе идет речь? (изучение этого вещества начато еще 150 лет назад, точный его состав был выявлен в 20 в., благодаря методу хроматографического разделения пигментов /хлорофилл/).

4-я группа вопросов I агон

  1. Жизнь – это процесс поддержания и воспроизведения специфической структуры\". А как давал определение жизни Ф. Энгельс? (жизнь – способ существований белковых тел).
  2. Связь между солнцем и зеленым листом, приводит нас к самому широкому представлению о растении. В ней раскрывается перед нами космическая роль растения. Почему К. Тимирязев отводит растениям космическую роль?

Перед II агоном. Вопросы для теоретиков.

Химический состав клетки. Строение клетки.

  1. Какая потеря воды для человека cмepтельна? (20% Н20).
  2. В каких клетках Н20 больше в нервных или жировых? (в нервных – 85%, в жировых – 40%).
  3. Приведите пример белковых клеточных включений, встречающихся у человека? (гемоглобин в эритроцитах).
  4. Есть ли в нашем организме закваска? (ферменты – 700 фермента).
  5. Почему в варенье, содержащем большое количество сахара, не происходит процесс брожения? (клетки гибнут в концентрированном сахарном растворе от обезвоживания).
  6. Когда наступает cмepть человека при лишении его Н20? (человек может жить более 14 дней).
  7. Какие гидроксильные группы наиболее часто встречаются в биомолекулах? (фосфорная, карбвльная, аминогруппа).
  8. Как называются наиболее тонкие нити, расположенные под клеточной мембраной и участвующих в сокращении мышц? (миофибриллы).
  9. Органеллы, диаметром – 2 мкм, окруженные мембраной возникшей мембран ЭПС и аппарата Гольджи. Внутренняя полость заполнена жидкостью, в которой содержатся ферменты (лизосомы).

ВТОРОЙ АГОН

Химический состав клетки. Строение клетки.

  1. Жир, которым заполнен горб верблюда играет роль источника энергии, но большую роль – источник воды. Какой процесс обеспечивает получение воды из жира? (клеточное дыхание, внутреннее или тканевое; жир при этом подвергается окислению).
  2. Почему волосы у человека могут быть кудрявыми и прямыми, волнистыми? (структура белка).
  3. Что такое натрий-каливый насос клетки? (Na+ внутри; К+ cнаружи).

2-я группа вопросов

  1. Летящая пчела совершает тысячу взмахов крыльями в секунду, колибри, когда jна зависает в воздухе, чтобы собрать клювом пыльцу и нектар с цветка, взмахивает крыльями со скоростью 60 ударов в секунду: мышца человеческого глаза сокращается 0,01 секунду. Какие белки помогают совершать действия, названные выше? (сократительные белки, миозин).
  2. Длина одной молекулы ДНК в клетке человека составляет 2 метра. Это в миллион больше диаметра ядра. Как же молекула ДНК помещается в ядре? (изгибание двойной спирали, молекула навивается как нить на катушку, образуется нуклеосома)
  3. Несмотря на большое разнообразие молекул и химических реакций, которое порождает эволюция, есть определенный признак, который объединяет все живые существа. Их общей особенностью является? (генетический код).

3-я группа вопросов

  1. Как заключенная в ДНК информация о структуре белка передается к рибосомам, если известно, что ДнК находится в ядре? (через и-РНК).
  2. Сложное образование, включающее в себя длинные ветвящиеся молекулы полисахаридов, соединенных с белками и липидами плазматической мембраной, называется … (гликокаликс).
  3. Утрата конфигурации, присущей данной белковой молекуле, это изменение может носить временный или постоянный хаpaктер, не аминокислотная последовательность остаётся неизменной. Как называется этот процесс? (денатурация).

4-я группа вопросов

  1. В 1972 году Сингер и Николсон предложили жидкостно-мозаичную модель мембраны. Что она представляет? (слой/2/ белков и липидов).
  2. При аэробном дыхании в этом органоиде происходит окислительное фосфорилирование и перенос электронов, а в матриксе работают ферменты. Назовите этот органоид. (Митохондрии)
  3. Выполняют много функций всегда связанных с распадом молекул или структур. Назовите этот органоид? (лизосомы).

Перед Ш агоном вопросы для теоретиков

Обмен веществ и энергии (энергетический, пластический). Биосинтез, фотосинтез.

  1. Каким образом из энергетически бедных веществ на свету образуется богатое энергией вещество – глюкоза? (хлорофилл, роль АТФ, H2Oфотолиз).
  2. Какова связь между бескислородным и кислородными этапами?
  3. Как обеспечивается взаимосвязь между противоположными процессами обмена веществ? (энергия расщепления и окисления используется на синтез, синтезируемые в ходе пластического обмена вещества расщепляются в процессе энергетического обмена, имеются вещества посредники).
  4. Как называется упорядоченный процесс, идущий с помощью цепи ферментов при физиологических температурах от 0° до 50°? (дыхание).
  5. Идет ли обмен веществ у трупа? Если да, то чем отличается обмен веществ у трупа и живого тела? (да, обмен веществ направлен на разрушение).
  6. Хаотический процесс идущий при высоких температурах? (горение).
  7. Из чего слагается энергетический запас Земли? (солнечная энергия, радиоактивная энергия).
  8. Назовите 4 полезных ископаемых солнечная энергия находится в законсервированном виде. (уголь, нефть, ил, торф).
  9. Почему осенью после опадения листьев, наступает\"бабье лето\"? (при подготовке к зиме прекращается фотосинтез, на него не потрeбляется энергия солнца, энергия рассеивается в виде тепла, в результате воздух нагревается больше, чем обычно).

ТРЕТИЙ АГОН

1-я группа вопросов

Обмен веществ и энергии

  1. Мышцы ног при беге с средней, скоростью за 1 минуту расходуют 24 Кдж энергии. Определите, находится ли в мышцах молочная кислота? (нет, при наличии О2 молочная кислота полностью окисляется и даёт максимум энергии).
  2. Физиологи установили, что первоначальное образование небольшого количества молочной кислоты в мышцах стимулирует их сокращение, например, при разминке перед бегом, а накопление большого количества молочной кислоты тормозит сокращение мышц и вызывает быстрое утомление. Кроме того при бескислородном расщеплении расходуется много глюкозы, а АТФ образуется мало. Объясните, что произойдет с человеком у которого слабое сердце, если во время бега или физической работы из-за недостаточного обеспечения мышц кислородом в них будет преобладать бескислородное расщепление глюкозы. (не хватит сил, наступит утомление от чрезмерного накопления молочной кислоты).
  3. У человека со слабым, нетренированным сердцем, кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты. Объясните к чему это приведет? (к нехватке энергии и утомлению).

2-я группа вопросов

  1. При выполнении вольных упражнений мышц обеих рук за I минуту расходуется 12 Кдж Энергии. Определите, накопится ли в мышцах молочная кислота? (нет, она успеет окислиться).
  2. У трех зайцев, обладающий разной скоростью бега наблюдается различная скорость окисления глюкозы и образование АТФ в мышцах. Объясните: как будет действовать естественный отбор среди этих животных? (при равенстве других признаков выживет и оставит потомство заяц, у которого окисление глюкозы идет быстрее).
  3. Зеленые растения способны очищать загазованный городской воздух и за счет способности некоторых деревьев и кустарников окислять пары бензина, керосина, ацетона. Назовите с точки зрения окислительной способности наиболее ценные породы деревьев нашей местности, (по убывающей: береза, ель, лиственница, сосна, рябина).

3-я группа вопросов

  1. Какие факторы должны влиять на скорость проведения фотосинтеза? (СО, Н2О, свет, хлорофилл).
  2. Почему при высоких температурах скорость фотосинтеза снижается? (денатурируют балка, ферменты).
  3. Какие выгоды по сравнению с атомной энергией дало бы нам водородное топливо, получаемое из Н2О под действием света? (I – энергия солнца доступна. 2.сырье – Н2О в большом количестве не токсично, не загрязняет окружающую среду. 3 – атомная энергия не безопасна и источник загрязнения окружающей среды).

БАКТЕРИИ И ВИРУСЫ

Вопросы для болельщиков

  1. Как изменяется численность бактерий каждые 22 минуты? (удваивается).
  2. Какие клетки мог назвать Луи Пастернак \"могильщиками живой природы\"? (бактерии).
  1. Организмы, название которых от латинского языка означают \"яд\"? (вирус).
  2. Почему вне живых клеток вирусы ведут себя как неживые вещества? (происхождение вирусов связано с выходом НК из клеток. В этой связи появились своеобразные \"внеклеточные\" формы, способные жить только в клетках прокариотов или эукариотов).
  3. В 1957 г. англ. учёные Айзакс и Линденман изучали временную защитную реакцию клеток вызванную заражением определенным вирусом, но направленную против вирусов другого вида. Они обнаружили, что такую защиту против вирусов можно перенести и на другие клетки. Что это был за таинственный белок-переносчик? (интерферон – защитный белок, направленный на борьбу с вирусными инфекциями)



Комментарии:

Нуклеиновые кислоты


    Нуклеиновые кислоты

      На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....

08 10 2024 7:42:49

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

07 10 2024 14:32:47

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

06 10 2024 13:13:11

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

05 10 2024 21:44:11

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

04 10 2024 11:29:31

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....

03 10 2024 12:12:37

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

02 10 2024 11:31:42

"Какой сок лучше?"


    "Какой сок лучше?"

      Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

01 10 2024 3:25:42

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

30 09 2024 8:43:40

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....

29 09 2024 18:48:24

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

28 09 2024 1:23:13

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

27 09 2024 3:27:32

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

26 09 2024 18:50:34

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

25 09 2024 21:12:26

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

24 09 2024 12:18:53

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

23 09 2024 14:32:27

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

22 09 2024 22:26:53

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

21 09 2024 0:49:15

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

20 09 2024 5:12:53

Интегрированные уроки «Информатика и экология»


    Интегрированные уроки «Информатика и экология»

      Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....

19 09 2024 10:37:17

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

18 09 2024 20:17:48

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

17 09 2024 12:11:47

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

16 09 2024 19:19:16

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

15 09 2024 6:42:37

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

14 09 2024 21:59:12

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

13 09 2024 8:33:11

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

12 09 2024 14:32:54

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

11 09 2024 14:28:41

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

10 09 2024 4:41:41

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

09 09 2024 14:32:16

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

08 09 2024 20:42:15

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

07 09 2024 7:31:18

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

06 09 2024 8:22:19

Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс


    Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс

      Урок по теме проводится в 7-м классе с использованием компьютерных технологий, которые способствуют интенсификации учебного процесса, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Главным в данном уроке является то, что новые знания не даются обучающимся в готовом виде, а активно добываются в процессе учебной деятельности....

05 09 2024 3:15:20

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

04 09 2024 23:38:24

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

03 09 2024 5:50:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"

      Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...

02 09 2024 13:16:42

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

01 09 2024 0:50:15

Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"


    Конспект урока "Особенности внешнего строения и образа жизни представителей класса Земноводные"

      Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...

31 08 2024 3:54:33

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

30 08 2024 11:57:17

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

29 08 2024 6:50:37

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

28 08 2024 2:10:26

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)


    "Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

      Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

27 08 2024 6:29:35

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

26 08 2024 7:16:58

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

25 08 2024 5:24:34

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

24 08 2024 4:45:11

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

23 08 2024 1:47:11

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"


    Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

      Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

22 08 2024 23:15:13

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

21 08 2024 9:28:47

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

20 08 2024 5:53:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::