Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме \"Клетка – функциональная и структурная единица живого\".

Основные вопросы темы:

  1. Даты и имена в вопросах изучения клетки (двм.зад.)
  2. Строение и функции клетки.
  3. Химический состав клетки.
  4. Обмен веществ и энергии.
  5. Размножение, деление, индивидуальное развитие.

На доске:

Вопросов полон мир, -
Кто даст на них ответ? Омар Хайам

Много нужно иметь знаний,
Чтобы поведать об этом. С. Стурлусон

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных,удалых.
И все, что вижу я вокруг...
Все знаю я о них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда, и Где. Р. Киплинг.

В организме только что родившегося ребенка содержится две тысячи миллиардов клеток. Всю последующую жизнь клетки размножаются, специализируются, работают. И каждая из них – миниатюрный завод, четко налаженное производство со своим энергоснабжением, трaнcпортом, поточными линиями, конвейерами по сборке новых деталей.

Как живет, функционируя клетка, как может погибнуть об этом пойдёт сейчас речь. Вашему вниманию представляется классик-рок-оперетта \"Жизнь и cмepть клетки обыкновенной\".

Раздел “Даты и имена в вопросе изучения клетки”

  1. Этот человек открыл явление, которому обязаны жизнью все живые организмы на Земле. Кто этот человек и какой процесс он открыл? (17.08.1771г., англ. Д. Пристли, фотосинтез).
  2. Какой защитный белок имеется в нашем организме? Кем и когда был открыт? (1957г., англ. Айзакс, Линденман, интерферон).
  3. Кто провел исследования по выявлению аминокислотной последовательности белков? (1921г., Сэнгер, инсулин).
  4. В каком году и кем изучена молекула ДНК? (1953г., Уотсон Крик).
  5. В каком году и кто изобрел электронный микроскоп? (1932г., немцы Кюлл, Руски).
  6. Кто впервые занялся изучением строения белков? (нач. 20 века, нем. химик – Эмиль Фишер).
  7. Кто первым увидел клетку? В каком году? (1665г., англ. Р. Гук).
  8. 3 каком году и кем открыта природа кислорода, выделяемого в процессе фотосинтеза?
  9. (1939г., Р. Хилл, реакция Уилла).
  10. Какому учёному принадлежит заслуга в изучении фагоцитоза? (Мечников).
  11. Кто и когда определил локализацию нуклеиновых кислот? (1869г., Мишер).
  12. Какой учёный установил, что хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро? (1866г., Геккель).
  13. Кто и когда обнаружил вирус? (1892г., Д. Ивановский, вирус табачной мозаики).
  14. Кто и когда впервые создал первую противовирусную вакцину? (1796г., англ. Э. Дженнер, оспа).
  15. Кто описал ядро, обнаружив в растительной клетке? Какой год? (1831г., Р. Браун).

Вопросы для теоретиков перед I агоном Размножение. Деление. Онтогенез

  1. В какой фазе хромосомы спирализованы? /профаза/
  2. Из какого вещества состоит хромосома? /ДНК/
  3. Какой набор хромосом содержит одна клетка кожи? /диплоидный/
  4. В какой фазе клетки усваивается масса ДНК в ядре? /интерфаза/
  5. У собак гаплоидное число хромосом = 39

а/ сколько хромосом в cпepматозоиде? /39/
б/ в клетке кожи? /78/
в/ в яйцеклетке до оплодотворения? /38/
г/ в оплодотворенной яйцеклетке? /78/

  1. Сколько раз делится яйцеклетка в зоне созревания?
  2. Перед делением каждая хромосома создает другую точно такую же хромосому. Индетичные хромосомы порознь направляются в две новые клетки. Этот процесс называется … . /митозом/
  3. Могут ли у человека наследоваться способности? /музыкальная, математическая/
  4. Мужские пoлoвые органы высших растений называется … . /тычинка/
  5. Совокупность клеток многоклеточного организма, исключая пoлoвые … /соматические/
  6. Какой механизм обеспечивает воспроизведение живых систем? /удвоение
  7. Что является основой индивидуального развития организмов? /оплодотворенная яйцеклетка, несущая полноценный набор генов в молекулах ДНК/

Первый АГОН

Литература и биология

Для того, чтобы встать на дорожку отвечают на вопросы к теоретикам.

Дорожку выбирает первым тот, кто имеет больше орденов умника.

  1. Толстое тело коровы, поставленное на четыре окончания, увенчанное храмовой головою и двумя рогами словно луна в первой четверти, тоже будет непонятно, тоже будет непостижимо, Если мы забудем о его значении. На карте живущих всего мира. Н. Заболоцкий

О каком важном процессе в природе идет речь? (круговорот веществ, обмен веществ).

  1. Живой предмет желал изучить, чтоб ясное о нем познанье получить,
    Учёный прежде душу изгоняет,
    Затем предмет на части расчлeняет.
    Фауст Гёте

О какой биологической системе идёт речь? (клетка).

  1. Пусть вымерли все наши предки
    Бесcмepтные живые клетки, наследство бережно хранят.
    А. Сюлли-Прюдом, XIX в., Англия.

Какие клетки обладают бесcмepтием? (споры).

2-ая группа вопросов I агон

  1. Хоть острым взором нас природа вдарила,
    Но близок оного конец имеет сила
    Коль много тварей он ещё не досягает,
    Которых малый реет пред нами сокрывает,
    Коль тонки члeны в них, составы, сердце, жилы
    И нервы, что хранят в себе животны силы.
    Не меньше... нежели в пучине тяжкий кит
    Нас малый червь частей сложением дивит. Л. Ломоносов.

Кто же нам тайны живого раскрывает?
Коль много микроскоп нам тайностей открыл
Невидимых частиц и тонких в теле жил. (Микроскоп)

  1. И.П. Павлов сказал: В организме имеется чрезвычайная реакция, при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целогоо. Про что это сказано? (фагоциты, фагоцитоз).
  2. Пламя, которое пылает в них не жжёт, работают они бесшумно и очень продуктивно: более 50% энергии окисленного топлива идёт на полезные дела, совершающиеся в клетке. В технике нет ни одной машины, которая работала бы с такой отдачей. Что это за машина в клетке? (митохондрии).

3-я группа вопросов I агон

  1. Они сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны словно танцоры на балу, исполняющие сложные па \"старинного танца\". Что это за танцоры в клетке? (танец хромосом, так назвал американский учёный биолог Мёллер – основатель радиационной генетики).
  2. Он является фокусом, течкой в мировом прострaнcтве в которой с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на Земле. Он посредник между небом и землёй, он – Прометей, похитивший огонь с неба. О ком идет речь в высказывании К.А. Тимирязева? (лист растения).
  3. Ч. Дарвин в письме к К. Тимирязеву писал: \"Это, пожалуй самое интересное из веществ во всем органическом мире\". О каком веществе идет речь? (изучение этого вещества начато еще 150 лет назад, точный его состав был выявлен в 20 в., благодаря методу хроматографического разделения пигментов /хлорофилл/).

4-я группа вопросов I агон

  1. Жизнь – это процесс поддержания и воспроизведения специфической структуры\". А как давал определение жизни Ф. Энгельс? (жизнь – способ существований белковых тел).
  2. Связь между солнцем и зеленым листом, приводит нас к самому широкому представлению о растении. В ней раскрывается перед нами космическая роль растения. Почему К. Тимирязев отводит растениям космическую роль?

Перед II агоном. Вопросы для теоретиков.

Химический состав клетки. Строение клетки.

  1. Какая потеря воды для человека cмepтельна? (20% Н20).
  2. В каких клетках Н20 больше в нервных или жировых? (в нервных – 85%, в жировых – 40%).
  3. Приведите пример белковых клеточных включений, встречающихся у человека? (гемоглобин в эритроцитах).
  4. Есть ли в нашем организме закваска? (ферменты – 700 фермента).
  5. Почему в варенье, содержащем большое количество сахара, не происходит процесс брожения? (клетки гибнут в концентрированном сахарном растворе от обезвоживания).
  6. Когда наступает cмepть человека при лишении его Н20? (человек может жить более 14 дней).
  7. Какие гидроксильные группы наиболее часто встречаются в биомолекулах? (фосфорная, карбвльная, аминогруппа).
  8. Как называются наиболее тонкие нити, расположенные под клеточной мембраной и участвующих в сокращении мышц? (миофибриллы).
  9. Органеллы, диаметром – 2 мкм, окруженные мембраной возникшей мембран ЭПС и аппарата Гольджи. Внутренняя полость заполнена жидкостью, в которой содержатся ферменты (лизосомы).

ВТОРОЙ АГОН

Химический состав клетки. Строение клетки.

  1. Жир, которым заполнен горб верблюда играет роль источника энергии, но большую роль – источник воды. Какой процесс обеспечивает получение воды из жира? (клеточное дыхание, внутреннее или тканевое; жир при этом подвергается окислению).
  2. Почему волосы у человека могут быть кудрявыми и прямыми, волнистыми? (структура белка).
  3. Что такое натрий-каливый насос клетки? (Na+ внутри; К+ cнаружи).

2-я группа вопросов

  1. Летящая пчела совершает тысячу взмахов крыльями в секунду, колибри, когда jна зависает в воздухе, чтобы собрать клювом пыльцу и нектар с цветка, взмахивает крыльями со скоростью 60 ударов в секунду: мышца человеческого глаза сокращается 0,01 секунду. Какие белки помогают совершать действия, названные выше? (сократительные белки, миозин).
  2. Длина одной молекулы ДНК в клетке человека составляет 2 метра. Это в миллион больше диаметра ядра. Как же молекула ДНК помещается в ядре? (изгибание двойной спирали, молекула навивается как нить на катушку, образуется нуклеосома)
  3. Несмотря на большое разнообразие молекул и химических реакций, которое порождает эволюция, есть определенный признак, который объединяет все живые существа. Их общей особенностью является? (генетический код).

3-я группа вопросов

  1. Как заключенная в ДНК информация о структуре белка передается к рибосомам, если известно, что ДнК находится в ядре? (через и-РНК).
  2. Сложное образование, включающее в себя длинные ветвящиеся молекулы полисахаридов, соединенных с белками и липидами плазматической мембраной, называется … (гликокаликс).
  3. Утрата конфигурации, присущей данной белковой молекуле, это изменение может носить временный или постоянный хаpaктер, не аминокислотная последовательность остаётся неизменной. Как называется этот процесс? (денатурация).

4-я группа вопросов

  1. В 1972 году Сингер и Николсон предложили жидкостно-мозаичную модель мембраны. Что она представляет? (слой/2/ белков и липидов).
  2. При аэробном дыхании в этом органоиде происходит окислительное фосфорилирование и перенос электронов, а в матриксе работают ферменты. Назовите этот органоид. (Митохондрии)
  3. Выполняют много функций всегда связанных с распадом молекул или структур. Назовите этот органоид? (лизосомы).

Перед Ш агоном вопросы для теоретиков

Обмен веществ и энергии (энергетический, пластический). Биосинтез, фотосинтез.

  1. Каким образом из энергетически бедных веществ на свету образуется богатое энергией вещество – глюкоза? (хлорофилл, роль АТФ, H2Oфотолиз).
  2. Какова связь между бескислородным и кислородными этапами?
  3. Как обеспечивается взаимосвязь между противоположными процессами обмена веществ? (энергия расщепления и окисления используется на синтез, синтезируемые в ходе пластического обмена вещества расщепляются в процессе энергетического обмена, имеются вещества посредники).
  4. Как называется упорядоченный процесс, идущий с помощью цепи ферментов при физиологических температурах от 0° до 50°? (дыхание).
  5. Идет ли обмен веществ у трупа? Если да, то чем отличается обмен веществ у трупа и живого тела? (да, обмен веществ направлен на разрушение).
  6. Хаотический процесс идущий при высоких температурах? (горение).
  7. Из чего слагается энергетический запас Земли? (солнечная энергия, радиоактивная энергия).
  8. Назовите 4 полезных ископаемых солнечная энергия находится в законсервированном виде. (уголь, нефть, ил, торф).
  9. Почему осенью после опадения листьев, наступает\"бабье лето\"? (при подготовке к зиме прекращается фотосинтез, на него не потрeбляется энергия солнца, энергия рассеивается в виде тепла, в результате воздух нагревается больше, чем обычно).

ТРЕТИЙ АГОН

1-я группа вопросов

Обмен веществ и энергии

  1. Мышцы ног при беге с средней, скоростью за 1 минуту расходуют 24 Кдж энергии. Определите, находится ли в мышцах молочная кислота? (нет, при наличии О2 молочная кислота полностью окисляется и даёт максимум энергии).
  2. Физиологи установили, что первоначальное образование небольшого количества молочной кислоты в мышцах стимулирует их сокращение, например, при разминке перед бегом, а накопление большого количества молочной кислоты тормозит сокращение мышц и вызывает быстрое утомление. Кроме того при бескислородном расщеплении расходуется много глюкозы, а АТФ образуется мало. Объясните, что произойдет с человеком у которого слабое сердце, если во время бега или физической работы из-за недостаточного обеспечения мышц кислородом в них будет преобладать бескислородное расщепление глюкозы. (не хватит сил, наступит утомление от чрезмерного накопления молочной кислоты).
  3. У человека со слабым, нетренированным сердцем, кислорода, доставляемого к мышцам во время бега, хватает на окисление лишь половины образующейся молочной кислоты. Объясните к чему это приведет? (к нехватке энергии и утомлению).

2-я группа вопросов

  1. При выполнении вольных упражнений мышц обеих рук за I минуту расходуется 12 Кдж Энергии. Определите, накопится ли в мышцах молочная кислота? (нет, она успеет окислиться).
  2. У трех зайцев, обладающий разной скоростью бега наблюдается различная скорость окисления глюкозы и образование АТФ в мышцах. Объясните: как будет действовать естественный отбор среди этих животных? (при равенстве других признаков выживет и оставит потомство заяц, у которого окисление глюкозы идет быстрее).
  3. Зеленые растения способны очищать загазованный городской воздух и за счет способности некоторых деревьев и кустарников окислять пары бензина, керосина, ацетона. Назовите с точки зрения окислительной способности наиболее ценные породы деревьев нашей местности, (по убывающей: береза, ель, лиственница, сосна, рябина).

3-я группа вопросов

  1. Какие факторы должны влиять на скорость проведения фотосинтеза? (СО, Н2О, свет, хлорофилл).
  2. Почему при высоких температурах скорость фотосинтеза снижается? (денатурируют балка, ферменты).
  3. Какие выгоды по сравнению с атомной энергией дало бы нам водородное топливо, получаемое из Н2О под действием света? (I – энергия солнца доступна. 2.сырье – Н2О в большом количестве не токсично, не загрязняет окружающую среду. 3 – атомная энергия не безопасна и источник загрязнения окружающей среды).

БАКТЕРИИ И ВИРУСЫ

Вопросы для болельщиков

  1. Как изменяется численность бактерий каждые 22 минуты? (удваивается).
  2. Какие клетки мог назвать Луи Пастернак \"могильщиками живой природы\"? (бактерии).
  1. Организмы, название которых от латинского языка означают \"яд\"? (вирус).
  2. Почему вне живых клеток вирусы ведут себя как неживые вещества? (происхождение вирусов связано с выходом НК из клеток. В этой связи появились своеобразные \"внеклеточные\" формы, способные жить только в клетках прокариотов или эукариотов).
  3. В 1957 г. англ. учёные Айзакс и Линденман изучали временную защитную реакцию клеток вызванную заражением определенным вирусом, но направленную против вирусов другого вида. Они обнаружили, что такую защиту против вирусов можно перенести и на другие клетки. Что это был за таинственный белок-переносчик? (интерферон – защитный белок, направленный на борьбу с вирусными инфекциями)



Комментарии:

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

15 01 2025 10:15:56

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

14 01 2025 1:44:38

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

13 01 2025 22:57:10

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

12 01 2025 8:22:56

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

11 01 2025 3:26:39

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

10 01 2025 6:11:22

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

09 01 2025 1:49:29

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

08 01 2025 15:43:46

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

07 01 2025 0:42:53

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

06 01 2025 20:36:37

Строение и функции клетки


    Строение и функции клетки

      Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

05 01 2025 19:42:47

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

04 01 2025 12:54:27

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

03 01 2025 0:40:29

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

02 01 2025 15:58:27

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"


    Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

      Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

01 01 2025 19:27:54

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"


    Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

      Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

31 12 2024 5:58:35

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

30 12 2024 8:45:58

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

29 12 2024 13:58:28

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

      На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

28 12 2024 17:13:50

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

27 12 2024 19:36:23

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

26 12 2024 15:45:27

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"


    Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

      Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

25 12 2024 6:15:39

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

24 12 2024 4:40:53

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

23 12 2024 11:53:24

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

22 12 2024 19:22:31

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

21 12 2024 13:50:43

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

20 12 2024 9:51:37

Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"


    Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"

      Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....

19 12 2024 11:46:54

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

18 12 2024 23:41:31

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

17 12 2024 15:10:15

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

16 12 2024 22:54:48

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

15 12 2024 0:55:31

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

14 12 2024 14:20:16

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

13 12 2024 17:47:24

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

12 12 2024 6:40:31

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

11 12 2024 7:37:41

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

10 12 2024 23:37:22

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"


    Методическая разработка урока биологии в 8-м классе. Урок-обобщения и систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

      Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....

09 12 2024 8:55:41

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

08 12 2024 0:47:32

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

07 12 2024 5:47:44

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

06 12 2024 8:20:13

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

05 12 2024 5:12:23

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

04 12 2024 3:49:19

Внеклассное мероприятие по экологии родного края


    Внеклассное мероприятие по экологии родного края

      Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

03 12 2024 0:13:40

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

02 12 2024 21:29:25

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

01 12 2024 5:21:58

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

30 11 2024 4:46:34

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

29 11 2024 4:56:18

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....

28 11 2024 23:42:47

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

27 11 2024 3:57:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::