Нетрадиционные формы уроков по биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

В последнее время все более прочные позиции в пpaктике учителей завоевывают нетрадиционные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения. Эффективность нетрадиционных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

Просматривая материалы в газете “Первое сентября”, в рубрике “Я иду на урок”, меня заинтересовала идея урока по теме: “Защита незаслуженно гонимых амфибий”, учителя средней школы № 16 г. Сызрань Логиновой Л. И.. Земноводные действительно необычные животные и возникла мысль рассмотреть эту проблему более в широком аспекте.

Заключительный урок по теме: “Земноводные”.

Задачи урока:

1) Обобщить и расширить знания учащихся о земноводных, раскрыть их значение в природе и необходимость защиты.
2) Продолжить формирование умений самостоятельно приобретать знания, работая с дополнительной литературой; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Влажные препараты, открытки, таблицы по данной теме, дополнительная литература, выставка творческих работ по теме: рефераты, кроссворды, сказки.

Подготовка к уроку.

Класс разбивается на 4 группы, в которой выбирается руководитель. Учитель заранее консультирует его по вопросам организации урока. Для оценивания учащихся он готовит жетоны, по количеству которых будут подводиться результаты. Каждая группа получает задание – подготовить плакат в защиту земноводных:

1гр. – “Пальма первенства амфибий”;
2гр. – Благодарственное письмо: “Заботливые родители”;
3 гр. – “За заслуги перед наукой и техникой”;
4 гр. – Знак отличия “за стойкость и оригинальность”.

Ход урока.

Учитель: При изучении земноводных мы неоднократно приходили к мысли о том, что это необычные животные. Даже реакция на них не всегда адекватная.

Какие чувства возникали у вас при изучении этих животных?

О пользе амфибий свидетельствуют следующие стихи:

В Токио ей не напрасно
Памятник стоит прекрасный.
Героиня не могуча,
Но зелена и прыгуча.
Ротик тот еще у ней –
Хоть завязочки зашей.

Памятник стоит и в Париже, перед зданием университета им. Луи Пастера. Казалось бы все хорошо. Эти животные удостоились чести. Но почему мы слышим тревожный звонок (звенит звонок, имитирующий звонок телефона). К нам с просьбой обращается лягушка. Что же хочет нам она сообщить?

Учитель: Давайте узнаем, почему эти животные просят нас о помощи?

Выступление двух учениц. На голове у них короны с изображением земноводных.

- Нет, ты меня послушай подружка, человек, который считает себя венцом природы, а поражает своим невежеством. Каких только небылиц не сочинил он про нас. Вот в одной из старинных книг я прочитала, что если жабу раздразнить, то она брызжет на своего врага ядовитой слизью, даже дыхание ядовито, а взгляд cмepтоносен, от него человек болеет, сохнет и делается безобразным.

- А вот в средние века человека могли назвать колдуном лишь за то, что в его саду поселилась жаба.
- Да и в наши времена мало что изменилось. Придумали ведь, что от жаб на руках бородавки бывают.

- Или. Если увидишь жерлянку, и она перевернулась на спину – жди в доме несчастье. А несчастье от этого только нам. А ведь все жабы приносят только пользу, уничтожая огромное количество вредных насекомых.

- Скажем мы о том, как гибнет,
Наш нес частный род.
Проживая жизнь в болоте,
Полную невзгод.

Бьют камнями нас мальчишки
Просто так, зазря,
Убежать от них укрыться
Нам почти нельзя.

Эволюция решила
Нас загнать в тупик.
С нашим мнением считаться
Мало кто привык.

Что ж обидела и многим
Нас природа-мать -
Нет зубов, не можем бегать,
Нам нельзя летать.

Часто губят нас напрасно
Не думая о том,
Что Земля – планета наша -
То наш общий дом.

Все мы братья, все мы сестры -
Комaнда корабля,
Этой маленькой планеты
С теплым именем – Земля.

Учитель: Земноводные нам сообщают, что они наши друзья. А друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Представьте себе, что одна ученица нашего класса Немерова Мария подслушала разговор двух лягушек и написала сказку, правда немного грустную.

“Лето. Жара. Возле пруда томятся деревья, жаждущие дождя. Вдруг из воды высунула голову лягушка по имени Ква-ква: “Ах, какая жарища! И выйти из воды боюсь, вдруг придут люди, - пожаловалась себе Ква-ква. Внезапно зашелестела трава. Трусиха Ква-ква нырнула в воду, но потом увидела свою подружку Кви-кви. “Как ты меня напугала! – вскрикнула Ква-ква – я думала, что это злые мальчишки!”

“Вот как раз я от них и убежала!” – испуганно произнесла Кви-кви. “Бедненькая! Как мне тебя жалко. Они тебе ничего не сделали?” - поинтересовалась она у подружки.

“К счастью, нет. Я еле-еле лапы унесла”, - ответила Кви-кви. Тогда ее подружка попросила рассказать все по порядку. И кви-кви начала рассказывать свое происшествие: “Я хотела сытно пообедать. Все лягушки вокруг говорили, что возле большого куста много мух, но никто туда не ходил. Меня предупреждали, что там опасно, но мне было все равно. Как только я пришла туда, рядом уже купалась ребятня. Я же не стала обращать на них внимания и продолжала ловить мух. И вдруг услышала: “Смотрите, там лягушка!” - и толпа мальчишек стала стрелять из рогатки, но я успела убежать. Больше никогда туда не пойду. Никогда!”

Наступила тишина. “Да,- протянула Ква-ква – не завидую я тебе, подруга. Я тоже очень боюсь людей. Видимо они нас не любят. Они считают нас мерзкими существами на свете. Вот, рассказывала моя бабушка, когда она сидела в траве, молодая пара хотела отдохнуть и присесть. Дeвyшка увидела мою бабушку и так громко закричала, что чуть не оглушила ее. В сказках нас тоже не любят. И если бы Царевна-лягушка не уговорила Ивана-царевича поцеловать ее, так и осталась навеки лягушкой,” - закончила Ква-ква свою версию. “Может быть, люди одумаются?” - с надеждой произнесла Кви-кви. “Надеюсь,” - вздохнула Ква-ква. Две лягушки-подружки попрощались, и каждая пошла по своим делам”.

Учитель: Давайте попробуем сегодня оправдать этих необычных животных. И если бы им выдавались награды, то за какие достижения получили бы их земноводные?

Учащиеся работают по группам с дополнительной литературой, обсуждают найденный материал и представляют свои проекты.

1 группа:Пальма первенства земноводных”.

При освоении новой среды обитания земноводные были первыми, и ждать от них совершенства нельзя. “ Но многие из изобретений оказались настолько важными, что сохранились у всех наземных животных” [3]. Впервые появляется пятипалая конечность – сложный рычаг, соединенный суставами и позволяющий передвигаться на суше. Земноводные первыми вдохнули глоток воздуха нашей планеты. У них появляются легкие, способные усваивать атмосферный кислород. Правда, легкие несовершенные и обеспечивают организм кислородом только наполовину – кожно-легочное дыхание.

В связи с появлением легких в кровеносной системе развивается малый круг кровообращения и сердце становится трехкамерным. Чтобы было легче глотать добычу, у них появляются слюнные железы. Первыми эти животные приобрели новый орган слуха – среднее ухо, закрытое баpaбанной перепонкой. В связи с появлением одного шейного позвонка они научились поднимать и опускать голову. Наличие голосового аппарата позволяет земноводным заявлять о своем существовании на Земле. Акустические сигналы используются для спаривания, охраны территории, миграции, предупреждения об опасности и в других случаях.

2 группа: Благодарственное письмо: “Заботливые родители”.

“Мы выражаем благодарность самым заботливым родителям среди амфибий:

Суринамская пипа – обитает на севере Южной Америки и заботливо относится к своему потомству. На спине у жабы находится сумка-инкубатор – небольшое углубление, закрытое складкой кожи. Самец старательно вдавливает каждую икринку, отложенную самкой в сумку-инкубатор. Самка постоянно носит икринки на себе, защищая их от случайной гибели или нападения. Маленькие головастики продолжают жить в инкубаторе своей матери, пока не превратятся в лягушат.

Бразильская квакша – для своих икринок сооружает гнездо в дупле, вымазывая его стенки с помощью передних лапок смолой и делая, таким образом, непроницаемым для воды. Во время дождя гнездо наполняется водой, и тогда заботливая родительница откладывает туда свою икру.

Ринодерма Дарвина – самец помещает личинки в горловой мешок. Во второй половине периода развития, когда запас желтка подходит к концу, спины зародышей срастаются со стенками голосового мешка, богатого кровеносными сосудами. Через эту “плаценту” происходит дальнейшее питание развивающего потомства и газообмен. Во время вынашивания потомства самец ничего не ест и сильно худеет, но затем восстанавливает силы.

Обыкновенный тритон – самка завертывает по одному яйцу в листья, склеивая их слизистой жидкостью так, что яйцо оказывается спрятанным между складками листа.

Жаба-повитуха – самка откладывает яйца в виде в виде шнуров. Самец наматывает их на задние конечности и, спрятавшись в сырую нору, терпеливо ждет, пока из икринок не разовьются головастики. Тогда он отправляется к воде и выпускает их туда. Если попробовать отобрать у него в это время ношу, он будет отчаянно защищаться.

3 группа: Знак отличия “За стойкость и оригинальность”.

1. Сибирский углозуб или четырехпалый тритон – обитает и у нас в Читинской области. Удивительная черта – его холодостойкость. К осени в печени углозубов накапливается гликоген, который с наступлением холодов преобразуется в глицериноподобное вещество и распределяется по организму. Благодаря этому веществу, при сильных морозах в клетках не образуется кристалликов льда. За счет этого углозубы могут выдерживать понижение температуры до – 45° С. Если углозубы вмерзают в лед, то при его оттаивании они вполне могут ожить.

2. Огненная саламaндра – если ее бросить в огонь, то она, благодаря усиленному выделению слизи, не будет гореть и даже может спастись бегством.

3. Лягушка водонос (пустынная жаба) – запасает в своем теле в период дождей так много воды, что раздувается как мяч. Аборигены Австралии с помощью ее утоляют жажду.

4. Тигровая амбистома – хвостатые земноводные, обитающие в Мексике. Их личинок называют аксолотлями. Когда-то предполагали – это другой вид хвостатых земноводных. Аксолотли замечательны тем, что способны сами размножаться и могут прожить всю жизнь, оставив многочисленное потомство, так и не превратившись в амбистомы. Это уникальное биологическое явление получило название неотении.[4]

4 группа: Медаль: “За заслуги перед наукой и техникой”.

1. Лягушкам – этим страдалицам науки поставлено два памятника: в Сорбонне, во всемирно известном Парижском университете и в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Так ученые и студенты выразили “ее величеству-квакушке” свое почтение и извинились за то, что огромное количество этих животных гибнет под скальпелем ради научных открытий и экспериментальной биологии. Проводя опыты на лягушках, великий русский физиолог Сеченов И.И. в 1862 г. открыл явление торможения в центральной нервной системе. А памятник российской лягушке-путешественнице поставлен в аэропорту “Домодедово”. У пассажиров существует примета – чтобы полет был удачным, надо непременно дотронутся до ее лапки.

2. Интересны земноводные и для ученых-биоников. Конструкторы создали модель “жабьего глаза”.[3] Аппарат регистрирует движущие объекты и контролирует обстановку на аэродроме.

3.Бионика взяла от земноводных принцип строения задней конечности, изготовив ласты для плавания. Есть и стиль плавания – брасс, который человек позаимствовал у лягушки.

Учитель: В качестве благодарности за вашу работу две “лягушки-подружки” проведут для вас физкультминутку, чтобы вы могли немного отдохнуть.

Две веселые подружки
Улыбнулись: “С добрым утром!
Мы желаем вам добра,
Выходите на зарядку
Побыстрее, ква-ква-ква.
Ножками потопали,
Лапками похлопали,
Приседаем раз, два, три,
Веселей на всех смотри.
Влево, вправо наклонись,
Всем соседям улыбнись.
Вот здоровья в чем секрет.
Здравствуй, солнце,
Всем привет!”

Викторина:

  1. Назовите виды земноводных, обитающих в Читинской области. Чем объясняется их небольшое количество?
  2. Назовите самое крупное земноводное в мире.
  3. Какие земноводные обладают самым сильным ядом?
  4. Какая лягушка способна планировать с дерева на дерево?
  5. Почему лягушка не пьет воду ртом?
  6. Голодная лягушка отказалась от помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему?
  7. Какая лягушка может съесть птицу?
  8. Каков биологический смысл пословицы: “Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет”?[2]
  9. Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
  10. “Ухватила мушку
    Зеленая лягушка,
    Но забила пища рот –
    Ни назад и ни вперед.
    Тут лягушкины глаза
    Провалились в полость рта,
    Протолкнули сей обед.
    Правда, это или нет?”

Литература.

  1. Альфред Брем. Жизнь животных. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 960 с., илл.
  2. Демьянков Е. Н. Биология. Мир животных. 7 кл.: задачи, дополнительные материалы. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с. ил.
  3. Логинова Л.И. Защита незаслуженно гонимых амфибий. // Первое сентября. 1996. - № 18 с. 4.
  4. Моли С. А. Книга для чтения по зоологии. М.: Просвещение, 1986.



Комментарии:

Образование новых видов, географический и экологический способы

Образование новых видов, географический и экологический способы Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...

06 12 2025 6:19:30

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

05 12 2025 1:31:16

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

04 12 2025 8:28:32

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

03 12 2025 17:16:35

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

02 12 2025 9:40:20

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

01 12 2025 5:33:56

Опыт разведения цветов на территории училища


    Опыт разведения цветов на территории училища

      Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

30 11 2025 18:42:47

Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"


    Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"

      Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

29 11 2025 21:56:29

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

28 11 2025 19:48:39

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

27 11 2025 5:44:10

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

26 11 2025 4:14:35

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

25 11 2025 8:14:26

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

24 11 2025 13:41:59

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

23 11 2025 10:30:20

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

22 11 2025 13:33:34

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

21 11 2025 20:52:19

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

20 11 2025 16:44:51

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

19 11 2025 8:29:35

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

      Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

18 11 2025 22:41:54

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

17 11 2025 13:29:57

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

16 11 2025 22:41:19

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

15 11 2025 12:14:54

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

14 11 2025 1:58:59

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

13 11 2025 22:16:11

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"


    Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

      Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

12 11 2025 15:17:44

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

11 11 2025 4:45:51

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

10 11 2025 12:11:20

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

09 11 2025 6:11:12

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

08 11 2025 18:11:17

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

07 11 2025 1:27:51

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

06 11 2025 22:15:10

Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК


    Урок биологии в 7-м классе "Рост и развитие растений" с применением ПК

      Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии. ...

05 11 2025 4:14:40

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

04 11 2025 9:20:16

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

03 11 2025 2:13:37

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

02 11 2025 8:12:34

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

01 11 2025 12:28:30

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

31 10 2025 22:43:12

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

30 10 2025 5:47:56

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"


    Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

      Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

29 10 2025 8:37:57

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

28 10 2025 23:57:21

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

27 10 2025 4:19:43

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

26 10 2025 1:32:55

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

25 10 2025 20:58:58

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

24 10 2025 5:37:39

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

23 10 2025 9:41:56

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

22 10 2025 11:56:24

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

21 10 2025 7:16:40

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

20 10 2025 22:31:57

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

19 10 2025 20:44:12

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся


    Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

      В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

18 10 2025 20:44:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::