Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе
I. Введение
К концу XX столетия подавляющее большинство молодых людей оказались хилыми, болезненными и безмыслящим поколением, о чем говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ пpaктически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Почти половина людей призывного возраста не способны нести службу в современной армии. Резко упал интеллектуальный потенциал нации. Уже в начале 90-ых годов тревожным набатом прозвучало заключение одного из авторитетных педиатров России академии АМН А. Бapaнова: “Пройдет не так уж много времени – и может не стать государства. Просто некому будет его защищать, и некому будет рожать детей”. И вся трагедия состоит в том, что такие процессы, раз возникнув, в последующей цепи сменяющих друг друга поколений начинает протекать уже по законам самопроизвольной цепной реакции распада. По законам, при которых больное, хилое поколение оставит после себя ещё более больное и хилое потомство.
Состояние здоровья подростков стремительно ухудшается. Возникли проблемы физического развития: низкорослых стало в 15 раз больше и вдвое увеличилось количество детей с дефицитом веса.
Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Главная причина нынешнего нездоровья нации – это способ, система воспитания и обучения детей в семье, так и в образовательных учреждениях.
Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат.
II. Основная часть. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе.
В 8 классе ребята изучают анатомию, физиологию, психологию и гигиену человека. Был подобран ряд упражнений по темам урока.
На уроке, тема которого “Строение мышц. Обзор мышц человека”, предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. [3] (Рисунок1)
На уроке, тема которого “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, предлагаются упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).
Это упражнение позволяет научить ребят напрягать и расслабллять мышцы спины. Ученик садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула, и поворачивается влево до предела, возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону. [1] (Рисунок2)
На уроке, где мы изучаем зрительный анализатор, используется упражнение для глаз. Можно воспользоваться методикой, которую предлагает Базарный (Рисунок3). На потолке выбирается поле, на котором можно нанести схему максимально возможных размеров. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.
Можно выполнить упражнение для глаз, способствующее профилактике миопии.
И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6 раз.
Когда утомляются глаза – упражнение для цилиарных мышц, которые управляют хрусталиком.
При появлении утомления глаз, растирайте мочку уха. Проделайте несколько упражнений:
1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево.
2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до 5. Повторите 9 раз.
3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки пальцев указательного, среднего и безымянного, слегка надавите. Очень осторожно и мягко круговыми движениями массируйте глазные яблоки.
4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук 9 кругов в одну и 9 кругов в другую сторону. [3] (Рисунок4)
На уроке, тема которого слуховой анализатор отмечаем, что наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Где-то это так, ушная paковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Поэтому скажите спасибо своим родителям, если они таскали вас в детстве за уши. Сейчас никто не таскает, может, поэтому здоровье неважное. Нужно самим исправить эту несправедливость. Начинаем.
Плотно обхватив ушную paковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок.
Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу.
Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь.Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся.
Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке.
Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки.
Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их (ладони, не уши) и ещё пару раз - присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.
На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно! [2] (Рисунок5, Рисунок6)
На протяжении всей жизни люди постоянно вдыхают и выдыхают воздух, но при этом мало кто задумывается, правильно ли он это делает. Йоги утверждают, что большинство из нас дышит не рационально, и, что именно это отрицательно влияет на продолжительность человеческой жизни, так как из-за неправильного дыхания происходит расстройство функций различных органов и систем, и появляются болезни. Мы знаем, как тяжело отражается на здоровье (особенно у детей) очень безобидная с виду привычка дышать не носом, а ртом. Тотчас начинается нарушение физического и психического развития, нередко приводящее к узкогрудости, малокровию, похудению, к заболеванию желудочно-кишечного тpaкта. Дышать надо уметь. Если человек разучился дышать естественно, как в детстве, то это можно и нужно поправить. Поэтому так важно научить на уроках элементам дыхательных упражнений. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в минуту.
В последние годы в нашей стране получили распространение некоторые методики дыхательной гимнастики. Особый интерес представляет методика дыхательной гимнастики Стрельниковой и методика Бутейко. Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.
Упражнения, которые можно выполнить по методике А. Стрельниковой на уроке биологии в 8 классе.
Тема урока: “Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.
И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.
И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.
И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.
И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.
И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох. [1] (Рисунок7, Рисунок8)
Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.
Врач К. Бутейко на основании исследований пришел к выводу, что причиной многих болезней является нехватка в организме углекислого газа.
По мере задержки дыхания при неглубоком дыхании кровь и ткани лучше насыщаются кислородом и углекислым газом, нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы. Для проверки здоровья Бутейко использует тесты на задержание дыхания:
- замерить, на несколько секунд вы можете задержать дыхание после небольшого вдоха в покое. Если трудно не дышать после 3-5 секунд, то это признак серьёзной болезни;
- пауза в 30 секунд свидетельствует, что вы здоровый, но “глубоко дышащий” человек. Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 минуту, а при тренировке и более.
Упражнение, которое можно выполнить по методике Бутейко на уроке в 8 классе.
Тема урока: Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Равномерно считая, на 4 счета — вдох, следующие 2 счета — пауза, затем 4 счета - вдох, 2 счета - пауза и т.д. [1]
Рука является большой рефлексогенной зоной. Нервы расположены на кончиках пальцев, осуществляют непосредственную связь с мозгом через позвоночник. Рефлекторно руки связаны с внутренними органами. Привычка китайцев держать и вертеть в руках грецкие орехи или металлические шарики (по два в каждой руке) выpaбатывалась в связи с благотворным влиянием движений рук на нервную систему. У восточных торговцев давно выработана привычка потирать руки, когда имеют дело с покупателями, так как это успокаивает.
На уроке, тема которого “Скелет поясов и свободных конечностей” можно выполнить следующие упражнения:
1. Pacmupнue и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони, фаланги пальцев, межфаланговых суставов, лучепястного сустава. Массировать пальцы, нужно начиная с большого, покручивая каждый палец и сустав, как будто снимая тугую перчатку. Массаж осуществляется 2–3кончиками пальцев противоположной руки.
2. Упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки. Захватить в кулак одной руки большой палец другой, сделать вдох; оттягивая и крутя палец, делать вытягивающие движения большого пальца. При этом может появиться хаpaктерный хруст. Надо учитывать, что насильно добиваться “акустического эффекта” не стоит — во избежание растяжения и повреждения сустава.
3. Отгибание пальцев рук. Упражнение делается поочередно. Пальцами одной руки производить пружинящие движения в сторону тыла руки.
4. Прогибание всех пальцев одновременно. Скрестить пальцы рук, вытянуть их перед гpyдью ладонями вперед, прогибая суставы пальцев. Увеличение подвижности в суставах пальцев не приносит человеку никакого вреда. Так, в китайской гимнастике “ушу” считается, что пальцы рук должны быть очень гибкими и сильными. Палец заменяет копье, ребро ладони - топор. [1] (Рисунок9)
На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость [2]
“Оживлялка” первая. Сложите ладони перед гpyдью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и гpyди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза. “Оживлялка” вторая. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд.
“Оживлялка” третья. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).
“Оживлялка” четвертая. Упражнение для профилактики простудных заболеваний, ангины. Беззвучно, с закрытым ртом произносите протяжно как крик вороны “Ка-а-ааа-р.” -5-6 раз. Постарайтесь при этом как можно вышеподнять мягкое нёбо и маленький язычок.
“Оживлялка” пятая. Упражнение также направлено на профилактику заболевания горла, кроме того, улучшает артикуляцию. Упражнение делается беззвучно и с закрытым ртом с постепенным увеличением темпа. С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка сделайте “колечко”. Легче, быстрее, ещё быстрее (10-15 секунд).
“Оживлялка” шестая. “Лев” - Постарайтесь языком дотянуться до подбородка, при этом как можно шире раскройте глаза. Спина прямая. Плечи опущены.
“Оживлялка” седьмая. Эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления.
Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее....
“Оживлялка” восьмая. Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: “Я справлюсь, я могу! Человек всё может! Я ничего не боюсь!...”
“Оживлялка” девятая. Необходимо закинуть голову назад, выдвинуть вперед подбородок так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо, тихо, как только можно. Посидите так около минуты. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и - за работу.
“Чиншши” - это упражнение, направленное на улучшение кровообращение, дыхания, профилактику нарушений опopно-двигательного аппарата, укрепление памяти: [1]
1. Вытяните вперед, как можно дальше подбородок, а плечи отведите назад так, чтобы лопатки отодвинулись. Прямые руки сзади соединены в замок. Постарайтесь нижней губой достать до носа.
2. Подтянитесь макушкой к потолку, заведите прямые руки за спину и возьмите пальцы в замок, стараясь соединить лопатки. Расправьте лопатки и потянитесь ещё больше к потолку, вытягивая позвоночник.
3. Правая рука производит круговые движения в кисти и локте (“швейная машинка”), левая рука выполняет мелкие движения, хаpaктерные для работы с иглой. Затем движения меняются.
4. Комплекс упражнений, направленных на тренировку памяти, ассоциативного мышления:
а) как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 50 до 1;
б) на любую букву алфавита напишите или произнесите вслух от 10 до 20 слов, нумеруя каждое из них (например: 1 - яблоко, 2 - груша и т.д.) ;
в) произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово, если вы затрудняетесь в отдельных случаях, пусть вам помогут, но это необходимо сделать как можно быстрее, либо пропускаете данную букву;
г) для усиления работы мозговых структур можно перевернуть текст “вверх ногами” и читать его вслух — через некоторое время возрастает скорость чтения обычного текста.
Данный комплекс упражнений необходим каждому человеку,
профессиональная деятельность которого связана с большими нагрузками на голосовой аппарат и риском простудных заболеваний. Труд учителя - это самая большая по объёму времени голосовая нагрузка, приводящая к профессиональным заболеваниям горла. Регулярное использование комплекса упражнений А и Б по восстановлению голоса и профилактике его нарушений поможет избежать нежелательных последствий чрезмерных нагрузок. Учитель может использовать приведенные комплексы совместно с учащимися на уроке для профилактики простудных заболеваний (здоровый зритель – здоровый ученик).
Комплекс А
Вдох и выдох через нос (вдох быстрей, не очень глубокий, выдох продолжительный).
Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох через рот, выдох через нос.
Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).
Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилием в конце.
Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).
Через 7 10 дней от начала выполнения дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал необходимо соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями.
Комплекс Б
Упражнения выполняются сидя.
Исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
Исходное положение - сжатые в кулак кисти рук упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
Исходное положение ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам — с сопротивлением рук.
Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.
Исходное положение - ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам - с сопротивлением рук.
Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.
Надувание щёк.
Доставание кончиком языка мягкого нёба.
Поднятие мягкого нёба при зевке.
Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.
III. Заключительная часть
Работа в тех же условиях, но, используя здоровьесберегающие технологии на разных уроках можно улучщить ситуацию с физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем детей.
Данные упражнения были показаны учителям биологии и директорам школ Усть-Абаканского района республики Хакасия. Многие учителя используют эти упражнения на своих уроках.
Список литературы
1. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Гуманитарный издательский центр, 1998 г.
2. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Знание 1987 г.
3. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. – М.: Физкультура и спорт, 1988 г.
Комментарии:
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
18 03 2025 6:45:22
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
17 03 2025 5:12:33
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
16 03 2025 12:58:20
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
15 03 2025 10:54:57

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
14 03 2025 16:44:42
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
13 03 2025 7:25:47
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
12 03 2025 4:23:24
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
11 03 2025 9:16:45
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
10 03 2025 6:55:35
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
09 03 2025 8:25:41
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
08 03 2025 23:26:39
Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов.
...
07 03 2025 20:12:25

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
06 03 2025 4:36:50
Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....
05 03 2025 22:59:32
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
04 03 2025 17:10:55
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
03 03 2025 3:23:46
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
02 03 2025 3:10:46
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
01 03 2025 13:45:43
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
28 02 2025 11:40:24
Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....
27 02 2025 7:23:16
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
26 02 2025 15:36:44
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
25 02 2025 23:53:37
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
24 02 2025 22:14:48
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
23 02 2025 19:38:13
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
22 02 2025 22:45:53
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
21 02 2025 16:47:35
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
20 02 2025 22:34:21
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
19 02 2025 19:59:26
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
18 02 2025 5:32:45
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
17 02 2025 9:17:48
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
16 02 2025 22:26:22
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
15 02 2025 6:34:56
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
14 02 2025 11:53:36
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
13 02 2025 9:34:36
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
12 02 2025 19:46:22
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
11 02 2025 16:43:50
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие.
...
10 02 2025 13:11:22
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
09 02 2025 22:39:53
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
08 02 2025 16:24:35
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
07 02 2025 1:22:41
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
06 02 2025 21:16:29
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
05 02 2025 11:15:28
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
04 02 2025 5:48:35
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
03 02 2025 14:38:55
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
02 02 2025 0:56:17
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
01 02 2025 18:20:58
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
31 01 2025 14:42:57
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза.
...
30 01 2025 1:33:35
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
29 01 2025 12:50:23
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
28 01 2025 14:17:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::