Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

I. Введение

К концу XX столетия подавляющее большинство молодых людей оказались хилыми, болезненными и безмыслящим поколением, о чем говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Почти половина людей призывного возраста не способны нести службу в современной армии. Резко упал интеллектуальный потенциал нации. Уже в начале 90-ых годов тревожным набатом прозвучало заключение одного из авторитетных педиатров России академии АМН А. Баранова: “Пройдет не так уж много времени – и может не стать государства. Просто некому будет его защищать, и некому будет рожать детей”. И вся трагедия состоит в том, что такие процессы, раз возникнув, в последующей цепи сменяющих друг друга поколений начинает протекать уже по законам самопроизвольной цепной реакции распада. По законам, при которых больное, хилое поколение оставит после себя ещё более больное и хилое потомство.

Состояние здоровья подростков стремительно ухудшается. Возникли проблемы физического развития: низкорослых стало в 15 раз больше и вдвое увеличилось количество детей с дефицитом веса.

Здоровье либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Главная причина нынешнего нездоровья нации – это способ, система воспитания и обучения детей в семье, так и в образовательных учреждениях.

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат.

II. Основная часть. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе.

В 8 классе ребята изучают анатомию, физиологию, психологию и гигиену человека. Был подобран ряд упражнений по темам урока.

На уроке, тема которого “Строение мышц. Обзор мышц человека”, предлагается сделать упражнение для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. [3] (Рисунок1)

На уроке, тема которого “Осанка. Предупреждение плоскостопия”, предлагаются упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется “Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).

Это упражнение позволяет научить ребят напрягать и расслаблять мышцы спины. Ученик садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула, и поворачивается влево до предела, возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону. [1] (Рисунок2)

На уроке, где мы изучаем зрительный анализатор, используется упражнение для глаз. Можно воспользоваться методикой, которую предлагает Базарный (Рисунок3). На потолке выбирается поле, на котором можно нанести схему максимально возможных размеров. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.

Можно выполнить упражнение для глаз, способствующее профилактике миопии.

И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6 раз.

Когда утомляются глаза – упражнение для цилиарных мышц, которые управляют хрусталиком.

При появлении утомления глаз, растирайте мочку уха. Проделайте несколько упражнений:

1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево.

2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до 5. Повторите 9 раз.

3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки пальцев указательного, среднего и безымянного, слегка надавите. Очень осторожно и мягко круговыми движениями массируйте глазные яблоки.

4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук 9 кругов в одну и 9 кругов в другую сторону. [3] (Рисунок4)

На уроке, тема которого слуховой анализатор отмечаем, что наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Где-то это так, ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Поэтому скажите спасибо своим родителям, если они таскали вас в детстве за уши. Сейчас никто не таскает, может, поэтому здоровье неважное. Нужно самим исправить эту несправедливость. Начинаем.

Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок.

Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу.

Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь.Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся.

Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке.

Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки.

Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их (ладони, не уши) и ещё пару раз - присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.

На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно! [2] (Рисунок5, Рисунок6)

На протяжении всей жизни люди постоянно вдыхают и выдыхают воздух, но при этом мало кто задумывается, правильно ли он это делает. Йоги утверждают, что большинство из нас дышит не рационально, и, что именно это отрицательно влияет на продолжительность человеческой жизни, так как из-за неправильного дыхания происходит расстройство функций различных органов и систем, и появляются болезни. Мы знаем, как тяжело отражается на здоровье (особенно у детей) очень безобидная с виду привычка дышать не носом, а ртом. Тотчас начинается нарушение физического и психического развития, нередко приводящее к узкогрудости, малокровию, похудению, к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Дышать надо уметь. Если человек разучился дышать естественно, как в детстве, то это можно и нужно поправить. Поэтому так важно научить на уроках элементам дыхательных упражнений. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в минуту.

В последние годы в нашей стране получили распространение некоторые методики дыхательной гимнастики. Особый интерес представляет методика дыхательной гимнастики Стрельниковой и методика Бутейко. Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.

Упражнения, которые можно выполнить по методике А. Стрельниковой на уроке биологии в 8 классе.

Тема урока: “Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.

И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.

И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.

И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.

И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.

И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох. [1] (Рисунок7, Рисунок8)

Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.

Врач К. Бутейко на основании исследований пришел к выводу, что причиной многих болезней является нехватка в организме углекислого газа.

По мере задержки дыхания при неглубоком дыхании кровь и ткани лучше насыщаются кислородом и углекислым газом, нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы. Для проверки здоровья Бутейко использует тесты на задержание дыхания:

- замерить, на несколько секунд вы можете задержать дыхание после небольшого вдоха в покое. Если трудно не дышать после 3-5 секунд, то это признак серьёзной болезни;

- пауза в 30 секунд свидетельствует, что вы здоровый, но “глубоко дышащий” человек. Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 минуту, а при тренировке и более.

Упражнение, которое можно выполнить по методике Бутейко на уроке в 8 классе.

Тема урока: Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Равномерно считая, на 4 счета — вдох, следующие 2 счета — пауза, затем 4 счета - вдох, 2 счета - пауза и т.д. [1]

Рука является большой рефлексогенной зоной. Нервы расположены на кончиках пальцев, осуществляют непосредственную связь с мозгом через позвоночник. Рефлекторно руки связаны с внутренними органами. Привычка китайцев держать и вертеть в руках грецкие орехи или металлические шарики (по два в каждой руке) вырабатывалась в связи с благотворным влиянием движений рук на нервную систему. У восточных торговцев давно выработана привычка потирать руки, когда имеют дело с покупателями, так как это успокаивает.

На уроке, тема которого “Скелет поясов и свободных конечностей” можно выполнить следующие упражнения:

1. Pacmupнue и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони, фаланги пальцев, межфаланговых суставов, лучепястного сустава. Массировать пальцы, нужно начиная с большого, покручивая каждый палец и сустав, как будто снимая тугую перчатку. Массаж осуществляется 2–3кончиками пальцев противоположной руки.

2. Упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки. Захватить в кулак одной руки большой палец другой, сделать вдох; оттягивая и крутя палец, делать вытягивающие движения большого пальца. При этом может появиться характерный хруст. Надо учитывать, что насильно добиваться “акустического эффекта” не стоит — во избежание растяжения и повреждения сустава.

3. Отгибание пальцев рук. Упражнение делается поочередно. Пальцами одной руки производить пружинящие движения в сторону тыла руки.

4. Прогибание всех пальцев одновременно. Скрестить пальцы рук, вытянуть их перед грудью ладонями вперед, прогибая суставы пальцев. Увеличение подвижности в суставах пальцев не приносит человеку никакого вреда. Так, в китайской гимнастике “ушу” считается, что пальцы рук должны быть очень гибкими и сильными. Палец заменяет копье, ребро ладони - топор. [1] (Рисунок9)

На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость [2]

“Оживлялка” первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза. “Оживлялка” вторая. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд.

“Оживлялка” третья. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).

“Оживлялка” четвертая. Упражнение для профилактики простудных заболеваний, ангины. Беззвучно, с закрытым ртом произносите протяжно как крик вороны “Ка-а-ааа-р.” -5-6 раз. Постарайтесь при этом как можно вышеподнять мягкое нёбо и маленький язычок.

“Оживлялка” пятая. Упражнение также направлено на профилактику заболевания горла, кроме того, улучшает артикуляцию. Упражнение делается беззвучно и с закрытым ртом с постепенным увеличением темпа. С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка сделайте “колечко”. Легче, быстрее, ещё быстрее (10-15 секунд).

“Оживлялка” шестая. “Лев” - Постарайтесь языком дотянуться до подбородка, при этом как можно шире раскройте глаза. Спина прямая. Плечи опущены.

“Оживлялка” седьмая. Эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления.

Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее....

“Оживлялка” восьмая. Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: “Я справлюсь, я могу! Человек всё может! Я ничего не боюсь!...”

“Оживлялка” девятая. Необходимо закинуть голову назад, выдвинуть вперед подбородок так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо, тихо, как только можно. Посидите так около минуты. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и - за работу.

“Чиншши” - это упражнение, направленное на улучшение кровообращение, дыхания, профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепление памяти: [1]

1. Вытяните вперед, как можно дальше подбородок, а плечи отведите назад так, чтобы лопатки отодвинулись. Прямые руки сзади соединены в замок. Постарайтесь нижней губой достать до носа.

2. Подтянитесь макушкой к потолку, заведите прямые руки за спину и возьмите пальцы в замок, стараясь соединить лопатки. Расправьте лопатки и потянитесь ещё больше к потолку, вытягивая позвоночник.

3. Правая рука производит круговые движения в кисти и локте (“швейная машинка”), левая рука выполняет мелкие движения, характерные для работы с иглой. Затем движения меняются.

4. Комплекс упражнений, направленных на тренировку памяти, ассоциативного мышления:

а) как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 50 до 1;

б) на любую букву алфавита напишите или произнесите вслух от 10 до 20 слов, нумеруя каждое из них (например: 1 - яблоко, 2 - груша и т.д.);

в) произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово, если вы затрудняетесь в отдельных случаях, пусть вам помогут, но это необходимо сделать как можно быстрее, либо пропускаете данную букву;

г) для усиления работы мозговых структур можно перевернуть текст “вверх ногами” и читать его вслух — через некоторое время возрастает скорость чтения обычного текста.

Данный комплекс упражнений необходим каждому человеку,

профессиональная деятельность которого связана с большими нагрузками на голосовой аппарат и риском простудных заболеваний. Труд учителя - это самая большая по объёму времени голосовая нагрузка, приводящая к профессиональным заболеваниям горла. Регулярное использование комплекса упражнений А и Б по восстановлению голоса и профилактике его нарушений поможет избежать нежелательных последствий чрезмерных нагрузок. Учитель может использовать приведенные комплексы совместно с учащимися на уроке для профилактики простудных заболеваний (здоровый зритель – здоровый ученик).

Комплекс А

Вдох и выдох через нос (вдох быстрей, не очень глубокий, выдох продолжительный).

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилием в конце.

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).

Через 7 10 дней от начала выполнения дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал необходимо соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями.

Комплекс Б

Упражнения выполняются сидя.

Исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.

Исходное положение - сжатые в кулак кисти рук упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.

Исходное положение ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам — с сопротивлением рук.

Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.

Исходное положение - ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам - с сопротивлением рук.

Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.

Надувание щёк.

Доставание кончиком языка мягкого нёба.

Поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

III. Заключительная часть

Работа в тех же условиях, но, используя здоровьесберегающие технологии на разных уроках можно улучщить ситуацию с физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем детей.

Данные упражнения были показаны учителям биологии и директорам школ Усть-Абаканского района республики Хакасия. Многие учителя используют эти упражнения на своих уроках.

Список литературы

1. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. Гуманитарный издательский центр, 1998 г.

2. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Знание 1987 г.

3. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. – М.: Физкультура и спорт, 1988 г.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

20 10 2021 8:10:58

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме « Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

20 10 2021 21:29:44

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

20 10 2021 18:30:25

Биология 6 класс Биология

Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

20 10 2021 12:29:42

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

Урок по теме " Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интерактивных схем электронного учебника компании "1 С" — " Животные. 7-й класс"....

20 10 2021 16:29:25

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

Урок по теме " Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

20 10 2021 11:37:15

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются практические навыки по распознаванию цветков различных растений....

20 10 2021 20:35:59

Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

20 10 2021 0:22:43

Миниатюры о природе

При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных практических задач....

20 10 2021 11:48:19

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

20 10 2021 22:17:32

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме « Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

20 10 2021 20:54:38

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Транспорт веществ"

По теме " Транспорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок " Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

20 10 2021 5:51:39

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

20 10 2021 2:56:27

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота"

Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса " Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

20 10 2021 7:59:41

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Представленный урок составлен на основе программы Н. И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги " За страницами учебника"....

20 10 2021 23:19:58

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

20 10 2021 3:59:15

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

20 10 2021 22:23:11

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

20 10 2021 22:48:23

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

20 10 2021 19:54:37

Царство насекомых

Урок-обобщение по теме " Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и практическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между командами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

20 10 2021 1:45:16

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы « Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о практическом использовании живых организмов....

20 10 2021 11:15:12

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы « Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

20 10 2021 2:29:20

Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"

Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта " К М- Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету " Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....

20 10 2021 21:47:54

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

20 10 2021 10:19:30

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

20 10 2021 21:36:27

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

20 10 2021 20:31:52

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

Обобщающий урок в 9-м классе по теме « Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

20 10 2021 1:51:54

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

Интерактивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

20 10 2021 7:20:31

Урок "Развитие жизни на Земле"

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

20 10 2021 23:28:51

Урок по теме "Грибы, строение"

Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

20 10 2021 16:55:48

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

20 10 2021 22:42:23

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

20 10 2021 12:55:48

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

Мною разработан цикл уроков по курсу " Животные", которые включают в себя разделы программы " Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок " Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

20 10 2021 10:46:40

Мир бактерий

Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

20 10 2021 5:21:54

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

20 10 2021 12:27:57

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

20 10 2021 4:42:24

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

20 10 2021 7:49:51

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

20 10 2021 21:41:43

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

20 10 2021 10:56:59

Химический состав, строение и свойства костей

На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

20 10 2021 17:15:10

Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!"

Внеклассное интегрированное мероприятие « Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употребления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам. ...

20 10 2021 19:44:39

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

В ходе урока учащиеся познакомятся с характерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

20 10 2021 11:30:26

Основные этапы эволюции животного мира на Земле

Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

20 10 2021 12:32:39

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

20 10 2021 16:43:33

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

20 10 2021 0:26:48

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

20 10 2021 9:20:12

Коспект урока по теме "Гуморальная реакция"

Представлен конспект урока по теме " Гуморальная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

20 10 2021 16:47:35

Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"

Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...

20 10 2021 19:17:55

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела « Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий Е Г Э. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

20 10 2021 5:50:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

Урок биологии в 6-м классе по теме " Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

20 10 2021 10:27:15

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)