Использование интеpaктивных медиапособий

В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только обеспечить большим количеством готовых, строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, в том числе с интернет-ресурсами. На мой взгляд, перспективными для использования являются образовательные предметные сайты, представляющие собой интеpaктивные модели – электронные пособия (электронные учебник, справочник, пpaктикум, а также компьютерные тестирующие системы).
Обучающая функция медиаурока реализуется через педагогический сценарий, который состоит из трех взаимосвязанных блоков, которые содержат материалы по теории предмета, справочную информацию, а также упражнения и задачи в режиме самоконтроля.
Содержание каждого блока разбивается на экраны (web-страницы), которые также связаны между собой. Взаимосвязь экранов осуществляется за счет навигационной панели и гиперссылок, которые позволяют быстро выйти на нужную страницу. Учащийся сам определяет путь (последовательность) ознакомления с содержанием медиаурока. Электронные пособия содержат богатый наглядный материал и мультимедиа-эффекты, которые вызывают интерес у школьников.
Используя программу «Microsoft FrontPage», я создала электронное интеpaктивное пособие по биологии на тему «Железы внутренней секреции», который опубликован на областном Интернет-портале «Школьная планета» (http://planeta.edu.tomsk.ru/files/site/japarova).
При выборе темы я руководствовалась интересом учащихся к эндокринным заболеваниям и недостаточным информационным и наглядным материалом в школьных учебниках по этому вопросу. Электронное пособие рассчитано для пользователей с различным уровнем подготовки и степенью интереса к предмету.
На главной странице изложена основная теоретическая часть материала, в которой имеются гиперссылки для получения дополнительной информации о регуляции функций в организме.
С помощью панели навигации можно перейти к изучению желез внутренней секреции: гипофиза, эпифиза, надпочечников, щитовидной, паращитовидных и поджелудочной желез.
Структура медиапособия определяет взаимосвязь web-страниц: сначала пользователь попадает на иллюстрированный экран, где изображено местоположение изучаемой железы и дается необходимая краткая информация о ней. С этой web-страницы можно перейти к разделам, посвященным данной эндокринной железе: «Функции железы», «Заболевания», «Это интересно». Материалы, изложенные в названных разделах, выполнены в программе «Microsoft Word», поэтому могут быть скопированы и использованы для дальнейшей работы.
Если учащемуся не требуется изучать функционирование органа, то можно перейти к изучению следующей железы внутренней секреции. Исходный материал о гипофизе, эпифизе, надпочечниках, а также о щитовидной, паращитовидных и поджелудочной железах размещён на 6 экранах, которые связывает между собой навигационная панель.
Содержание пособия выходит за рамки школьной программы и рассчитано на заинтересованных учащихся, которые желают расширить свой кругозор. Федеральная учебная программа по «Анатомии и физиологии человека» в 8-х классах предусматривает изучение гипофиза, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. В электронном пособии, кроме того, имеется материал об эпифизе и паращитовидных железах. В разделе «Заболевания» помещены фотографии больных, страдающих различными эндокринными расстройствами, до и после лечения. В разделе «Это интересно» содержится дополнительная информация о железах внутренней секреции.
Данный медиапродукт содержит также справочную информацию – словарь биологических терминов (всего 31), в котором каждый термин имеет гиперссылку на подходящую страницу электронного пособия. Словарь занимает расширенный экран и связан с другими экранами медиапособия.
После изучения материалов пособия предлагается пройти тестирование по теме «Железы внутренней секреции». Тест составлен на основе программы «Microsoft Excel» и состоит из 20 вопросов: 17 вопросов из школьной программы и 3 вопроса из дополнительного материала: требуется знать гормоны эпифиза и паращитовидных желез; заболевание, связанное с гипофункцией надпочечников.
Учащимся предлагается выбрать единственный ответ из 4-х предложенных, набрать номер правильного ответа на каждый вопрос и ввести его в столбец «Ответы учащегося». Каждый правильный ответ дает 1 балл, максимально можно заработать 20 баллов. Счетчик определяет количество набранных баллов, которые можно перевести в оценки. Таким образом, проверка знаний осуществляется в режиме самоконтроля. Не удовлетворившись результатом тестирования, учащийся может легко и быстро найти необходимую информацию на страницах электронного пособия и повторить тест.
Предлагаемое Вашему вниманию электронное пособие имеет разветвленную структуру взаимосвязанных экранов:
Кроме того, web-страницы (экраны) о гипофизе, эпифизе, надпочечниках, а также о щитовидной, паращитовидных и поджелудочной железах содержат приложения: «Функции железы», «Заболевания», «Это интересно».
Таким образом, динамичность структуры электронного пособия обеспечивает интеpaктивность данному медиапродукту. Я полагаю, что использование образовательных сайтов в педагогической деятельности займет достойное место среди распространенных методов обучения.
Список литературы:
- Дистанционная педагогическая мастерская «Современные образовательные технологии». (http://planeta.edu.tomsk.ru/)
- Прищепа Т.А. Методические и дидактические аспекты использования и создания электронных интеpaктивных пособий (http://edu.tomsk.ru/).
* Часть рисунков \"кликабельны\" и имеют более крупные версии.
Комментарии:
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
09 12 2025 14:12:38
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.
...
08 12 2025 1:57:31
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
07 12 2025 17:15:25
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
06 12 2025 9:46:56
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
05 12 2025 17:27:23
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
04 12 2025 14:50:53
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
03 12 2025 11:52:12
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
02 12 2025 8:30:29
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
01 12 2025 4:10:12
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
30 11 2025 11:14:35
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
29 11 2025 9:37:54
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
28 11 2025 21:18:17
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
27 11 2025 7:17:47
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
26 11 2025 3:45:25
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
25 11 2025 3:39:21
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
24 11 2025 13:46:30
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
23 11 2025 7:50:54
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
22 11 2025 1:50:51
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
21 11 2025 16:17:47
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
20 11 2025 15:30:51
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
19 11 2025 12:33:12
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
18 11 2025 21:22:44
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
17 11 2025 2:58:45
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
16 11 2025 4:29:55
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
15 11 2025 4:29:49
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
14 11 2025 9:52:49
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
13 11 2025 0:54:13
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
12 11 2025 14:21:57
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
11 11 2025 0:10:18
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
10 11 2025 13:51:16
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
09 11 2025 21:12:32
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
08 11 2025 7:18:14
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
07 11 2025 13:39:29
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
06 11 2025 22:15:41
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
05 11 2025 5:27:30
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
04 11 2025 3:32:20
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
03 11 2025 23:20:47
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
02 11 2025 2:29:22
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
01 11 2025 9:34:39
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
31 10 2025 0:46:25
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
30 10 2025 16:47:22
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока.
...
29 10 2025 7:10:40
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
28 10 2025 23:46:44
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
27 10 2025 8:59:12
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
26 10 2025 9:31:45
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
25 10 2025 0:56:13
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
24 10 2025 6:36:39
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
23 10 2025 12:35:32
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
22 10 2025 19:34:49
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
21 10 2025 15:38:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"