Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Дидактические задачи:

  1. Проанализировать текст рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  2. Развить способность к взаимообучению.
  3. Воспитать бережное и внимательное отношение к природе, к народным традициям; научить работать в микро-группах.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Проектная деятельность учащихся.
  4. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  5. ИКТ (интеpaктивная доска; самостоятельная работа учащихся на компьютерах, презентации).
  6. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  7. Элементы фронтальной работы.
  8. Языковой анализ текста (элементы).
  9. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).
  10. Элемент инсценирования.

Работа на уроке:

Учитель Учащиеся
  1. Координация действий учащихся.
  2. Работа над литературоведческими понятиями: автобиографическое, автобиографичное произведение.
  3. Фронтальный опрос.
  1. Защита проектов (представление результатов исследования).
  2. Рефлексия (таблицы).
  3. Самостоятельная работа.
  4. Фронтальная работа.

Рефлексия:

Учитель Учащиеся
  1. Самоанализ урока (“+”, “-”, достигнуты ли цели).
  2. Оценка учащихся.
  1. Самооценка проекта.
  2. Оценка за самостоятельную работу (выводится на мониторе компьютера).

Ход урока

Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Учебные задачи:

  1. Детально проанализировать текст рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  2. Закрепить полученные знания об условных обозначениях.
  3. Исследовать флору и фауну озера.
  4. Изучить народные традиции, представленные в рассказе.
  5. Показать взаимоотношения человека и природы.
  6. Развить навыки устной и письменной речи.

Структура урока:

Организационный момент.

Электронная презентация цели и задач урока.

Актуализация опopных ЗУН:

Учитель. Уже много раз на уроках литературы мы обращались к такому понятию, как автобиография.

- Что это за слово, расшифруйте его? (“авто” - сам, “био” - жизнь, “графо” - пишу; описание своей жизни).

Сегодня мы обратимся к ещё двум понятиям, тесно связанным с автобиографией.

Записи в тетрадях:

Выслушайте нашего гостя, вашего ровесника, Витю Астафьева и решите:

- его будущий рассказ – автобиографическое или автобиографичное произведение? Обоснуйте свой ответ.

(Автобиографическое – по событиям жизни, но в основе рассказа сочинение – вымысел, значит автобиографичное).

Итак, мы приступаем к изучению автобиографичного рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Готовясь сегодня к уроку, вы разделились на группы, и каждая получила своё задание. Посмотрим, что у нас получилось?!

Презентация проектов исследований:

Исследование Результат
  1. Тема (задача)
  2. Роли в группе
  3. Содержание (анализ текста)
  1. Презентация (форма)
  2. Содержание
  3. Вывод

1) Путь Васютки

    1. Путь Васютки 1. Карта пути Васютки на листе ватмана в масштабе
    2.

    - художник

    - математик

    - картограф

    - психолог

    - литературовед

    2. Карта
    3.

    - количество дней

    - психологическое состояние ребёнка

    - средняя скорость человека 5 км/ч

    - сколько прошёл Васютка:

    S= V*t

    V=4 км/ч

    t=5 дней: 4 дня по 8 часов и 1 день 4 часа.

    3.Трудно, но он смог. Васютка открывает озеро

    > исследователь

Учитель. Давайте закрепим полученные знания об условных обозначениях (фронтальная работа с сигнальными карточками)

2) Васюткино озеро

1. Васюткино озеро 1. Электронная презентация (слайдовая)
2.

- программист

- ихтиолог

- гидролог

- почвовед

- литературовед

2. Почва (трава, берёзы, осины, добротная, плодородная —> болото)

Озеро (ряска, осока, утки —> вода…)

3.

- состав почвы около озера

- вода в озере (необычная для озера)

- видовой состав рыб (не хаpaктерен)

- выход к Енисею

3. Знания природы помогли Васютке выйти к реке —> выжить

Учитель.

- Что помогло Васютке выйти к реке? (Знание природы)

- Какое? (…)

- Какую роль сыграло озеро в судьбе Васютки? (Дало надежду на жизнь)

Учитель. Мы совершили вместе с Васюткой путешествие по тайге; открыли вместе с ним новое озеро и, вероятно, немного устали?! (Физкультминутка)

Учитель. В народе людей, забывающих своё прошлое, называли Иванами, не помнящими родства. Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил о том, что без знания своего прошлого нет будущего. И с этим трудно не согласиться. Вспомним опять же Васютку…

3) Народные традиции

1. Народные традиции 1. Схема на листе ватмана
2.

- биолог

- литературовед

- лингвист

- фольклорист

- художник

2.

3.

- от затесей далеко не уходить (затеси старые и новые) + словарная работа

- в тайгу брать с собой хлеб (еда), соль, спички, ружьё с запасом патронов

- глухаря берут собакой

- страшное начинается просто

- тайга хлипких не любит

- Мука – вперёд наука

- кора берёзы для разжигания костра

- вызвездило – к холоду

- погасла звёздочка – чья-то жизнь оборвалась

3. Не исполнил традиции – беда и приключилась (вспомнил, что плохо вёл себя в школе, плохо учился… Пожалел об этом!)

Учитель. Теперь мы знаем, что традиции соблюдать необходимо. Но ведь традиционной сегодня можно назвать и тесную связь человека с природой…

4) Взаимосвязь человека и природы

1. Взаимоотношения человека и природы 1. Презентация через интеpaктивную доску
2.

- литературовед

- программист

- эколог

- зоолог

- ботаник

2.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

3.

- встреча с кедровкой (название птицы, где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет; полезная птица – разносит по тайге семена кедра… А мы вырубаем, берём больше, чем нам надо…)

- глухарь, 2 утки, 2 гуся (за убийство глухарь как бы наказывает Васютку: это убийство оправдать нельзя, т.к. он собирался это сделать лишь для трофея – будет в его арсенале теперь ещё и глухарь, а утки, гуси – для еды)

- лиственный лес обычно на берегу

- почти гoлая сосна у ели – север, ветвей больше – юг.

3.Человек и природа должны взаимодействовать, но, не вредя друг другу.

Учитель. Итак, мы видим, что природа готова помочь человеку, если он будет использовать свои знания ей во благо, если не будет отрекаться от тех знаний, что пришли к нам от наших предков…

5) Уроки рассказа

1. Уроки рассказа 1. Сочинение-миниатюра “Уроки рассказа

В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

2.

- программист

- литературовед

- географ

- биолог

- филолог

2.
3.

- запоминать всё, чему учат

- слушать старших (более грамотных в данном вопросе)

- второй раз не попадаться (второй глухарь)

- пpaктические навыки и умения (ориентирование в лесу)

- бережное отношение к природе и т.д.

3.Выводы делаем все вместе: согласны, нет, почему

Учитель.

- Согласны? Да, нет?

Учитель. А теперь давайте немного отдохнём. (Физкультминутка)

Учитель. А сейчас вы сможете проверить, насколько наш сегодняшний урок был эффективным…

1. Закрепление.

2. Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ.

Тест

1. На какой реке происходят события рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?

  1. На реке Северная Двина.
  2. На реке Енисей.
  3. На реке Москва.

2. Чем снабжал Васютка рыбаков?

  1. Кедровыми орешками.
  2. Дровами.
  3. Хлебом.

3. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

  1. Просто так.
  2. Пригодится.
  3. Таков старинный порядок.

4. Стрелял ли Васютка в кедровку?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю.

5. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

  1. Он подражал собаке.
  2. Он закричал.
  3. Он бросил в него палку.

6. Когда Васютка понял, что он заблyдился?

  1. Когда стемнело.
  2. Когда закончились все припасы.
  3. Когда увидел муху в сетях паука.

7. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

  1. На его пути стала попадаться трава.
  2. Стали видны просветы среди деревьев.
  3. С той стороны, где по его предположению была вода, ветки на деревьях становились всё длиннее.

8. За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера?

  1. За звёздами.
  2. За народными приметами.
  3. За состоянием озера.

9. Как Васютка выбрался к реке?

  1. Он догадался, что озеро проточное.
  2. Вернулся по своим затесям.
  3. Ориентировался по муравейникам.

10. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

  1. В скромности.
  2. В хвастовстве.
  3. В том, что он говорит слишком громко.

Учитель. А мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели и ещё одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые своими руками знания могут быть истинными. В этом убедился герой рассказа В.П. Астафьева, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и вы…

Формулировка домашнего задания.

Письменно ответить на вопрос: “Чему меня научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

Рефлексивные карты

Группа № 1 – рефлексия группы
Ф.И. Исследование (оценка) Презентация (оценка) Самостоятельная работа
(оценка)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      

Группа в целом

     

 

Группа 1

Оценка презентации
(балл)

Группа № 2

 

Группа № 3

 

Группа № 4

 

Группа № 5

 

Презентация и музыкальное приложение (большой объем) находится у автора.



Комментарии:

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

31 08 2025 0:33:37

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

30 08 2025 21:58:30

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

29 08 2025 0:13:14

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

28 08 2025 6:14:12

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

27 08 2025 5:49:40

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

26 08 2025 21:31:41

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

25 08 2025 14:59:22

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

24 08 2025 23:38:44

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

23 08 2025 19:34:55

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

22 08 2025 20:35:50

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

21 08 2025 19:26:19

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

20 08 2025 17:28:49

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

19 08 2025 14:20:58

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

18 08 2025 20:18:36

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

17 08 2025 17:47:46

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся


    Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

      Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

16 08 2025 4:43:35

Урок-путешествие "Грибы вокруг нас". 6-й класс

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....

15 08 2025 5:13:21

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

14 08 2025 16:49:33

Этот удивительный мир дельфинов

Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....

13 08 2025 8:50:30

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

12 08 2025 8:22:41

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

11 08 2025 16:21:39

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

10 08 2025 18:42:41

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

09 08 2025 0:32:53

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

08 08 2025 11:30:48

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

07 08 2025 12:37:19

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

06 08 2025 3:44:19

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

05 08 2025 4:22:54

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

04 08 2025 23:51:32

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

03 08 2025 4:55:23

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

02 08 2025 21:44:40

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

01 08 2025 9:42:52

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

31 07 2025 19:39:14

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

30 07 2025 2:14:12

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

29 07 2025 16:47:33

Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....

28 07 2025 21:46:41

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

27 07 2025 20:33:20

Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."


    Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

      Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....

26 07 2025 13:16:16

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

25 07 2025 21:28:41

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

24 07 2025 23:23:32

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

23 07 2025 22:43:24

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

22 07 2025 17:19:18

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

21 07 2025 9:25:58

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

20 07 2025 14:44:54

Отдел голосеменные (хвойные растения)


    Отдел голосеменные (хвойные растения)

      Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

19 07 2025 4:50:51

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

18 07 2025 0:36:35

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

17 07 2025 18:10:15

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

16 07 2025 16:50:20

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

15 07 2025 22:59:40

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

14 07 2025 13:55:32

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

13 07 2025 1:50:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::