Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Дидактические задачи:

  1. Проанализировать текст рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  2. Развить способность к взаимообучению.
  3. Воспитать бережное и внимательное отношение к природе, к народным традициям; научить работать в микро-группах.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Проектная деятельность учащихся.
  4. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  5. ИКТ (интеpaктивная доска; самостоятельная работа учащихся на компьютерах, презентации).
  6. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  7. Элементы фронтальной работы.
  8. Языковой анализ текста (элементы).
  9. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).
  10. Элемент инсценирования.

Работа на уроке:

Учитель Учащиеся
  1. Координация действий учащихся.
  2. Работа над литературоведческими понятиями: автобиографическое, автобиографичное произведение.
  3. Фронтальный опрос.
  1. Защита проектов (представление результатов исследования).
  2. Рефлексия (таблицы).
  3. Самостоятельная работа.
  4. Фронтальная работа.

Рефлексия:

Учитель Учащиеся
  1. Самоанализ урока (“+”, “-”, достигнуты ли цели).
  2. Оценка учащихся.
  1. Самооценка проекта.
  2. Оценка за самостоятельную работу (выводится на мониторе компьютера).

Ход урока

Цель: изучить рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Учебные задачи:

  1. Детально проанализировать текст рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
  2. Закрепить полученные знания об условных обозначениях.
  3. Исследовать флору и фауну озера.
  4. Изучить народные традиции, представленные в рассказе.
  5. Показать взаимоотношения человека и природы.
  6. Развить навыки устной и письменной речи.

Структура урока:

Организационный момент.

Электронная презентация цели и задач урока.

Актуализация опopных ЗУН:

Учитель. Уже много раз на уроках литературы мы обращались к такому понятию, как автобиография.

- Что это за слово, расшифруйте его? (“авто” - сам, “био” - жизнь, “графо” - пишу; описание своей жизни).

Сегодня мы обратимся к ещё двум понятиям, тесно связанным с автобиографией.

Записи в тетрадях:

Выслушайте нашего гостя, вашего ровесника, Витю Астафьева и решите:

- его будущий рассказ – автобиографическое или автобиографичное произведение? Обоснуйте свой ответ.

(Автобиографическое – по событиям жизни, но в основе рассказа сочинение – вымысел, значит автобиографичное).

Итак, мы приступаем к изучению автобиографичного рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

Готовясь сегодня к уроку, вы разделились на группы, и каждая получила своё задание. Посмотрим, что у нас получилось?!

Презентация проектов исследований:

Исследование Результат
  1. Тема (задача)
  2. Роли в группе
  3. Содержание (анализ текста)
  1. Презентация (форма)
  2. Содержание
  3. Вывод

1) Путь Васютки

    1. Путь Васютки 1. Карта пути Васютки на листе ватмана в масштабе
    2.

    - художник

    - математик

    - картограф

    - психолог

    - литературовед

    2. Карта
    3.

    - количество дней

    - психологическое состояние ребёнка

    - средняя скорость человека 5 км/ч

    - сколько прошёл Васютка:

    S= V*t

    V=4 км/ч

    t=5 дней: 4 дня по 8 часов и 1 день 4 часа.

    3.Трудно, но он смог. Васютка открывает озеро

    > исследователь

Учитель. Давайте закрепим полученные знания об условных обозначениях (фронтальная работа с сигнальными карточками)

2) Васюткино озеро

1. Васюткино озеро 1. Электронная презентация (слайдовая)
2.

- программист

- ихтиолог

- гидролог

- почвовед

- литературовед

2. Почва (трава, берёзы, осины, добротная, плодородная —> болото)

Озеро (ряска, осока, утки —> вода…)

3.

- состав почвы около озера

- вода в озере (необычная для озера)

- видовой состав рыб (не хаpaктерен)

- выход к Енисею

3. Знания природы помогли Васютке выйти к реке —> выжить

Учитель.

- Что помогло Васютке выйти к реке? (Знание природы)

- Какое? (…)

- Какую роль сыграло озеро в судьбе Васютки? (Дало надежду на жизнь)

Учитель. Мы совершили вместе с Васюткой путешествие по тайге; открыли вместе с ним новое озеро и, вероятно, немного устали?! (Физкультминутка)

Учитель. В народе людей, забывающих своё прошлое, называли Иванами, не помнящими родства. Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил о том, что без знания своего прошлого нет будущего. И с этим трудно не согласиться. Вспомним опять же Васютку…

3) Народные традиции

1. Народные традиции 1. Схема на листе ватмана
2.

- биолог

- литературовед

- лингвист

- фольклорист

- художник

2.

3.

- от затесей далеко не уходить (затеси старые и новые) + словарная работа

- в тайгу брать с собой хлеб (еда), соль, спички, ружьё с запасом патронов

- глухаря берут собакой

- страшное начинается просто

- тайга хлипких не любит

- Мука – вперёд наука

- кора берёзы для разжигания костра

- вызвездило – к холоду

- погасла звёздочка – чья-то жизнь оборвалась

3. Не исполнил традиции – беда и приключилась (вспомнил, что плохо вёл себя в школе, плохо учился… Пожалел об этом!)

Учитель. Теперь мы знаем, что традиции соблюдать необходимо. Но ведь традиционной сегодня можно назвать и тесную связь человека с природой…

4) Взаимосвязь человека и природы

1. Взаимоотношения человека и природы 1. Презентация через интеpaктивную доску
2.

- литературовед

- программист

- эколог

- зоолог

- ботаник

2.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

3.

- встреча с кедровкой (название птицы, где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет; полезная птица – разносит по тайге семена кедра… А мы вырубаем, берём больше, чем нам надо…)

- глухарь, 2 утки, 2 гуся (за убийство глухарь как бы наказывает Васютку: это убийство оправдать нельзя, т.к. он собирался это сделать лишь для трофея – будет в его арсенале теперь ещё и глухарь, а утки, гуси – для еды)

- лиственный лес обычно на берегу

- почти гoлая сосна у ели – север, ветвей больше – юг.

3.Человек и природа должны взаимодействовать, но, не вредя друг другу.

Учитель. Итак, мы видим, что природа готова помочь человеку, если он будет использовать свои знания ей во благо, если не будет отрекаться от тех знаний, что пришли к нам от наших предков…

5) Уроки рассказа

1. Уроки рассказа 1. Сочинение-миниатюра “Уроки рассказа

В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

2.

- программист

- литературовед

- географ

- биолог

- филолог

2.
3.

- запоминать всё, чему учат

- слушать старших (более грамотных в данном вопросе)

- второй раз не попадаться (второй глухарь)

- пpaктические навыки и умения (ориентирование в лесу)

- бережное отношение к природе и т.д.

3.Выводы делаем все вместе: согласны, нет, почему

Учитель.

- Согласны? Да, нет?

Учитель. А теперь давайте немного отдохнём. (Физкультминутка)

Учитель. А сейчас вы сможете проверить, насколько наш сегодняшний урок был эффективным…

1. Закрепление.

2. Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ.

Тест

1. На какой реке происходят события рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?

  1. На реке Северная Двина.
  2. На реке Енисей.
  3. На реке Москва.

2. Чем снабжал Васютка рыбаков?

  1. Кедровыми орешками.
  2. Дровами.
  3. Хлебом.

3. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

  1. Просто так.
  2. Пригодится.
  3. Таков старинный порядок.

4. Стрелял ли Васютка в кедровку?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Не знаю.

5. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

  1. Он подражал собаке.
  2. Он закричал.
  3. Он бросил в него палку.

6. Когда Васютка понял, что он заблyдился?

  1. Когда стемнело.
  2. Когда закончились все припасы.
  3. Когда увидел муху в сетях паука.

7. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

  1. На его пути стала попадаться трава.
  2. Стали видны просветы среди деревьев.
  3. С той стороны, где по его предположению была вода, ветки на деревьях становились всё длиннее.

8. За чем наблюдал Васютка, ночуя у озера?

  1. За звёздами.
  2. За народными приметами.
  3. За состоянием озера.

9. Как Васютка выбрался к реке?

  1. Он догадался, что озеро проточное.
  2. Вернулся по своим затесям.
  3. Ориентировался по муравейникам.

10. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

  1. В скромности.
  2. В хвастовстве.
  3. В том, что он говорит слишком громко.

Учитель. А мы (учителя) полагаем, что сегодня вы приобрели и ещё одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые своими руками знания могут быть истинными. В этом убедился герой рассказа В.П. Астафьева, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и вы…

Формулировка домашнего задания.

Письменно ответить на вопрос: “Чему меня научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

Рефлексивные карты

Группа № 1 – рефлексия группы
Ф.И. Исследование (оценка) Презентация (оценка) Самостоятельная работа
(оценка)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      

Группа в целом

     

 

Группа 1

Оценка презентации
(балл)

Группа № 2

 

Группа № 3

 

Группа № 4

 

Группа № 5

 

Презентация и музыкальное приложение (большой объем) находится у автора.



Комментарии:

Симфония по рецепту


    Симфония по рецепту

      Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....

30 05 2023 9:47:51

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

29 05 2023 11:31:16

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

28 05 2023 3:57:11

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

27 05 2023 13:32:30

Основные этапы развития жизни на Земле


    Основные этапы развития жизни на Земле

      Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

26 05 2023 9:56:56

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

25 05 2023 3:50:56

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

24 05 2023 23:58:55

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

23 05 2023 9:46:59

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма


    Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

      Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

22 05 2023 18:10:28

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

21 05 2023 15:53:12

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

20 05 2023 23:51:19

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)


    Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

      Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

19 05 2023 3:12:45

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

18 05 2023 14:58:17

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

17 05 2023 14:13:44

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

16 05 2023 21:56:14

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

15 05 2023 15:51:48

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

14 05 2023 8:24:49

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

13 05 2023 7:35:24

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

12 05 2023 13:58:54

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

11 05 2023 7:55:47

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

10 05 2023 4:10:54

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

09 05 2023 19:18:40

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

08 05 2023 5:13:41

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

07 05 2023 6:34:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"

      Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...

06 05 2023 9:52:26

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

05 05 2023 8:25:42

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

04 05 2023 8:49:42

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

03 05 2023 1:54:15

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

02 05 2023 1:37:40

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

01 05 2023 21:41:59

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

30 04 2023 8:28:21

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

29 04 2023 12:42:26

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

28 04 2023 16:20:33

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

27 04 2023 14:27:37

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

26 04 2023 8:45:25

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

25 04 2023 5:16:40

Урок-исследование «Скелет человека»


    Урок-исследование «Скелет человека»

      Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

24 04 2023 5:12:22

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

23 04 2023 20:35:14

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

22 04 2023 9:58:43

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

21 04 2023 8:22:21

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс


    Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

      Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

20 04 2023 11:39:18

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

19 04 2023 9:15:33

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

18 04 2023 15:31:37

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида


    Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

      Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

17 04 2023 17:17:40

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

16 04 2023 22:58:30

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

15 04 2023 6:36:18

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

14 04 2023 7:44:27

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

13 04 2023 17:55:40

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"


    "Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

      В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

12 04 2023 17:40:44

Игра "Звездный час"


    Игра "Звездный час"

      Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

11 04 2023 5:46:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::