Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

ЦЕЛИ:

- обобщить знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;

- расширить знания о происхождении земноводных и пресмыкающихся, познакомить с современными взглядами на эволюционную теорию на примере классов Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;

- продолжить формирование умений анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал, применять знания из курса физики, применять теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- продолжить формирование умения работать в коллективе, оценивать работу одноклассников, развивать навыки ведения дискуссии, стимулировать интерес к работе с дополнительными источниками информации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

таблицы “Рыбы”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”, “Кровеносная система типа Хордовые”, динамическое пособие “Размножение и развитие хордовых”, магнитофон, фонограмма, костюмы для вводной сценки.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

тема урока, понятия “эволюция” и “сотворение”.

ПЛАН УРОКА.

Организация. Вводное действие, постановка проблемы, актуализация знаний.

Дискуссия по вопросам темы.

Подведение итогов дискуссии. Вывод.

Оценки за урок, домашнее задание.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА.

(В начале урока доска закрыта)

Учитель: Приветствие. Представление необычных гостей.

Вводное действие – сценка.

(фонограмма “Капитан” М. Дунаевского, учитель поет, на начало песенки в класс входят очень степенный Крокодил и кокетливая Черепаха)

Учитель:

Жил на свете Крокодил.
Он зубаст, но очень мил,
С Черепахою в приятелях был.

Крокодил (Черепахе):

С Вами в близком мы родстве.
Знаю я, сестра Вы мне,
Пусть не очень мы похожи извне.

Учитель:

Черепаха в ответ
Отвечала бойко, хоть ей все 100 лет:

Черепаха (Крокодилу):

Ах, месье Крокодил, ну конечно
Были общие предки у нас.
Да! Судьба развела так беспечно по отрядам,
Но один у нас класс!
(Появляется Лягушка, герои её не видят и поют вместе)
Нет рептилий на свете прекрасней,
Нет животных на свете древней,
Прославляем тебя, о Создатель,
Хорошо твое творение, ей-ей!

Лягушка: Ква-акая наглость! “Нет животных на свете древней!” Да вы-то от кого произошли?! От древних земноводных! Мы с вами одной породы, просто вы переква-квалифицирова-лись, приспособились к новым условиям жизни. Вот!

Крокодил: (Лягушке) Сударыня! Кто Вы такая? Ква-ква… тьфу! Квалифицированно объясните!

Лягушка: Я?! Царевна-лягушка!

Крокодил: (заинтересованно, направляется в её сторону) О-о-о!

Черепаха: (удерживает Крокодила) Да какая ты царевна! Ты … “гoлая гадина”, примазываешься тут к нам! (берет Крокодила за руку).

(Фонограмма песни Ю.Антонова “Море”, “вплывает” Рыба, разъединяет Крокодила и Черепаху, таращит глаза, открывает рот, но слов не слышно, все в изумлении смотрят на неё).

Черепаха: Это ёще кто такая?!

Крокодил: Ну и компания собралась!

Черепаха: Да-да! Одна (показывает на Лягушку) говорит Бог знает что,

Крокодил: (показывает на Рыбу) а эта вообще рот открывает, а что сказать хочет – не ясно!

Лягушка: (Рыбе) А вы сигнализируйте, мадам, сигнализируйте.

(Рыба открывает рот, вращает глазами, жестикулирует,все смотрят на неё, но ничего не понимают)

Черепаха: (направляется к двери) Нет, без сурдопереводчика не обойтись!

Учитель: Кажется, пора вмешаться. Позвольте, я помогу. Полагаю, наша гостья пытается объяснить, что все вы в ходе эволюции произошли от древних рыб. Я Вас правильно понимаю, госпожа Рыба?

(Рыба утвердительно кивает)

Черепаха: Возмутительно! Час-от-часу не легче.

Лягушка: Ну почему же, ква-а-ажется в этом есть какой-то смысл.

Черепаха: Что?! Ква-ква!

Крокодил: Кважется я вас всех сейчас проглочу, и на этом весь смысл квалифицированно закончится!

Учитель: Друзья мои! Ваша проблема в недостатке информации. Послушайте, есть предложение провести саммит и прийти к консенсусу. (Герои в недоумении смотрят на учителя).Земля – наш общий дом, и мы не можем допустить, чтобы разногласия привели к исчезновению каких-либо животных. У нас есть вполне квалифицированные специалисты, которые помогут вам разобраться в вашем происхождении и причинах, вызвавших изменения в животном мире. Вы согласны?

Черепаха: Ну, не знаю

Лягушка: Кважется, да.

Крокодил: Посмотрим!

Учитель: Ну вот и прекрасно. Присаживайтесь, пожалуйста (герои садятся за столик).

Учитель: (вопрос к учащимся). Как вы думаете, почему сегодня к нам пришли именно эти гости?

- Мы изучили надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся типа Хордовые.

Правильно. Итак, тема сегодняшнего урока (доска открывается):

“Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение?”

На доске даны определения понятий “эволюция” и “сотворение” (зачитывает).

Между нашими гостями возник спор: Рыба и Лягушка – сторонники эволюции, а Черепаха и Крокодил – сторонники концепции сотворения. Мы с вами должны ответить на вопросы наших гостей и попытаться убедить их в том, что живой мир развивался путем эволюции. Вы готовы?

Итак, уважаемые гости, специалисты нашего класса готовы ответить на ваши вопросы

Черепаха: Можно мне? Я не буду о себе спрашивать из скромности. Но сравните, пожалуйста, нашу так называемую “царевну” и Рыбу. Уже на первый взгляд совершенно очевидно, что они не родственники, у них ведь фигура, т.е. форма тела совершенно разная. Как вы это объясните?

Учитель: Почему такие различия во внешнем строении у лягушки и рыбы, если они “родственники”? Как это можно объяснить?

План предполагаемого ответа:

  1. Форма тела древних земноводных и особенно предков тритонов была больше похожа на рыб, чем у современных земноводных.
  2. Изменение внешнего облика связано с изменением внешней среды, выживанием особей, способных адаптироваться в новых условиях.
  3. Меняется среда, а значит, меняются факторы воздействия, что можно объяснить объективными законами физики.
  4. Признаки приспособленности рыб во внешнем строении в водной среде, уменьшение силы трения, действие силы тяжести и выталкивающей силы. Выход на сушу обеспечивает воздействие других условий: сила трения “полезна” - способствует передвижению, выталкивающая сила очень мала, т.к. плотность воздуха значительно меньше плотности воды, а сила тяжести действует “сильнее”.
  5. Форма тела земноводных становится почти прямоугольной и плоской, изменяется расположение конечностей. Конечности состоят из нескольких костей, соединенных подвижно, действуют как рычаг, что увеличивает их мощность. Постепенно под влиянием окружающей среды и образа жизни формируется оптимально необходимая форма тела современных земноводных.
  6. Палеонтологические находки: непарное теменное отверстие, “третий глаз”, в черепе у древних земноводных, у древних кистеперых рыб и современных пресмыкающихся

Крокодил: Трудно с вами не согласиться. Но превращение рыб в земноводных должно было cовершенно, коренным образом изменить позвоночник, а так же пояс задних конечностей. Однако ученые не обнаружили ископаемых рыб, которые бы показали, каким образом развились тазовые кости у древних земноводных. А по-поводу “третьего глаза” хочется заметить следующее: да, он действительно есть, но, как утверждает известный палеонтолог Дейвид Эттенборроу, “… кости черепа древних рыб так отличаются от черепных костей первых ископаемых земноводных, что невозможно, чтобы одни произошли от других”.

Лягушка: Действительно… А еще ква-ак и откуда у меня появилась баpaбанная перепонка, ведь рыбы воспринимают звук через покровы тела? А язык? Ни у одной рыбы нет языка, способного выбрасываться, а у моей близкой родственницы жабы он есть?

Учитель: Кто может ответить на эти вопросы? Никто?! Загадка? Предлагаю поступить следующим образом: на доске мы фиксируем наши доказательства и “загадки”. Но разве у нас больше нет аргументов? Разве мы так просто сдадимся? Ведь есть ряд неопровержимых доказательств происхождения земноводных от рыб, например, размножение.

План предполагаемого ответа:

  1. Размножение земноводных и рыб в воде
  2. Строение икринок
  3. Наружное оплодотворение

Черепаха: Ну, хорошо, а у нас, пресмыкающихся, икры нет, яйца – в кожистой оболочке или скорлупе. При такой ситуации, простите, наружное оплодотворение вряд ли поможет. А яйца мы откладываем на суше, хоть некоторые из нас живут в воде.

Учитель: Почему у пресмыкающихся появляется или скорлупа, или кожистая оболочка? Как происходит оплодотворение?

План предполагаемого ответа:

  1. Вторичное возвращение в воду некоторых пресмыкающихся, но в основном – это сухопутные животные
  2. Скорлупа и кожистая оболочка- защитное приспособление
  3. Оплодотворение внутреннее
  4. Развитие зародышей (динамическое пособие “Развитие хордовых”), общие признаки на ранних стадиях развития.

Лягушка: Это звучит убедительно, но мне не понятно, почему из наших икринок потомство выходит незрелым, потом еще идет развитие в несколько стадий, а у пресмыкающихся детеныши вылупляются их яйца в зрелом виде? Когда и как появилась у них такая привилегия как скорлупа и яйцевой зуб, с помощью которого они освобождаются из своего заточении?

Учитель: Это еще одна загадка. Эволюционист Арчи Карр с сожалением писал: “…Одна из разочаровывающих особенностей палеонтологической летописи позвоночных заключается в том, что она совсем недостаточно показывает эволюцию пресмыкающихся в их ранний период, когда развивалось яйцо, покрытое скорлупой”.

Крокодил: Очень хорошо, что Вы затронули вопрос о скорлупе. Мы хотим поговорить и о наших покровах. Как объяснить родственную связь при такой, извините, “одежде”, как у Лягушки?

Черепаха: Да-да! Ведь земноводных еще называют “гoлые гады”…

Лягушка: Ква-акой оскорбительный тон! Вы, кстати, тоже “гады”, только чешуйчатые.

Учитель: Прошу вас прекратить ссориться, задавайте вопросы по существу!

Черепаха: Хорошо, простите. Можете ли вы объяснить, почему у земноводных и пресмыкающихся такие разные покровы тела?

План предполагаемого ответа:

  1. Гoлая влажная кожа земноводных выполняет дыхательную функцию, что связано с недостаточно развитыми легкими и условиями окружающей среды в период появления древних земноводных.
  2. Кожа пресмыкающихся имеет роговой покров и выполняет защитную функцию от высыхания, компенсация потребности в кислороде происходит за счет увеличения дыхательной поверхности легких
  3. Концентрация кислорода в крови не высокая еще и вследствие особенностей строения кровеносной системы. (Таблица “Кровообращение у Хордовых”)
  4. Низкий уровень обмена веществ – пойкилотермность этих животных.

Учитель: Какое значение имеют данные факты для современных животных этих классов?

План предполагаемого ответа: выживание животных в современных климатических условиях

Учитель: А что произошло с древними предками наших “гостей”?

План предполагаемого ответа: Древние рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, не приспособившиеся к изменению климата, вымерли (примеры)

Учитель: Спасибо. Давайте подведем итог нашей дискуссии.

Сегодня мы попытались выяснить, как происходило развитие жизни на Земле на примере трех классов типа Хордовых, установит их происхождение, причины, вызывающие изменения во внешнем облике и внутреннем строении, определить причины вымирания древних животных. Можем ли мы в обсуждении поставить точку?

Уважаемые гости, мы ответили на ваши вопросы, разрешили ваши сомнения?

Черепаха: Мы должны отметить, что многие вопросы были убедительно разъяснены. Но, тем не менее, считаем, что точку ставить нельзя.

Крокодил: Да-да-да! Вы абсолютно правы, моя дорогая! Нужно заметить, что имеют место следующие реальные факты: в палеонтологических находках, на которые опираются эволюционисты, нет зачатков новых структур в живых организмах. Ведь хотя бы у некоторых ископаемых должны были обнаружиться развивающиеся органы, где переходные формы этих превращений?

Учитель: Значит загадки и сомнения? А может быть действительно сотворение, а не эволюция? Сам автор эволюционной теории в заключении своего труда “Происхождение видов” писал: “Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну…” Что вы думаете по этому поводу?

(Рефлексия учащихся: 3 – 4 мнения )

Черепаха: Получается, что сам Ч.Дарвин сомневался в правильности своего учения, а как же мы должны его изучать?

Учитель: Эволюционная теория действительно имеет некоторые спopные вопросы, но на сегодняшний день это единственная НАУЧНАЯ теория, имеющая определенную СИСТЕМУ палеонтологических доказательств в свою пользу. Хотя сомнения есть и у современных ученых, и споры вокруг теории сейчас наверное еще жарче, чем в момент её появления. Ну, что на это сказать? Сомневаешься – значит мыслишь, будешь ставить вопросы и искать ответы, а значит будешь стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ. А это стремление для ЧЕЛОВЕКА наверное одно из главных. СОМНЕВАЙТЕСЬ! Спасибо за урок.

Оценки за урок. Домашнее задание.



Комментарии:

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

      Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

31 05 2023 19:36:59

Сборник цифровых диктантов по анатомии


    Сборник цифровых диктантов по анатомии

      Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....

30 05 2023 11:37:32

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

29 05 2023 7:59:46

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

28 05 2023 8:55:25

Тема урока: "Цветочная кулинария"


    Тема урока: "Цветочная кулинария"

      Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

27 05 2023 21:43:17

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

26 05 2023 19:23:10

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

25 05 2023 11:47:47

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

24 05 2023 20:28:55

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"


    Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

23 05 2023 17:17:42

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

22 05 2023 5:43:27

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

21 05 2023 4:58:10

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

20 05 2023 15:18:37

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

19 05 2023 19:56:24

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

18 05 2023 14:16:10

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

17 05 2023 23:44:36

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

16 05 2023 13:58:18

Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии


    Использование мультимедийных электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии

      Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....

15 05 2023 10:59:36

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

14 05 2023 19:52:52

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

13 05 2023 12:28:17

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

12 05 2023 0:26:32

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

11 05 2023 1:17:37

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

10 05 2023 22:20:45

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

09 05 2023 17:13:14

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

08 05 2023 4:43:41

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

07 05 2023 0:45:28

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

06 05 2023 15:42:58

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

05 05 2023 5:36:20

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    "Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

04 05 2023 20:57:23

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

03 05 2023 16:37:26

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

02 05 2023 1:12:53

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

01 05 2023 11:44:14

Обобщающий урок по теме "Водоросли"


    Обобщающий урок по теме "Водоросли"

      Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....

30 04 2023 0:48:22

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

29 04 2023 6:42:16

Урок "Иммунитет"


    Урок "Иммунитет"

      Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....

28 04 2023 20:55:42

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

27 04 2023 22:18:14

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс


    Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

      Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

26 04 2023 17:51:26

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

25 04 2023 4:13:18

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

24 04 2023 1:33:16

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

23 04 2023 21:55:11

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

22 04 2023 20:43:59

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

21 04 2023 9:24:43

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

20 04 2023 9:53:20

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

19 04 2023 20:47:36

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

18 04 2023 19:22:21

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

17 04 2023 16:20:24

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

16 04 2023 15:47:55

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

15 04 2023 19:21:22

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

14 04 2023 17:23:38

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

13 04 2023 13:56:15

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

12 04 2023 11:57:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::