Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"
ЦЕЛИ:
- обобщить знания учащихся о строении и жизнедеятельности рыб, земноводных и пресмыкающихся;
- расширить знания о происхождении земноводных и пресмыкающихся, познакомить с современными взглядами на эволюционную теорию на примере классов Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся;
- продолжить формирование умений анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал, применять знания из курса физики, применять теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- продолжить формирование умения работать в коллективе, оценивать работу одноклассников, развивать навыки ведения дискуссии, стимулировать интерес к работе с дополнительными источниками информации.
ОБОРУДОВАНИЕ:
таблицы “Рыбы”, “Земноводные”, “Пресмыкающиеся”, “Кровеносная система типа Хордовые”, динамическое пособие “Размножение и развитие хордовых”, магнитофон, фонограмма, костюмы для вводной сценки.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
тема урока, понятия “эволюция” и “сотворение”.
ПЛАН УРОКА.
Организация. Вводное действие, постановка проблемы, актуализация знаний.
Дискуссия по вопросам темы.
Подведение итогов дискуссии. Вывод.
Оценки за урок, домашнее задание.
СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА.
(В начале урока доска закрыта)
Учитель: Приветствие. Представление необычных гостей.
Вводное действие – сценка.
(фонограмма “Капитан” М. Дунаевского, учитель поет, на начало песенки в класс входят очень степенный Крокодил и кокетливая Черепаха)
Учитель:
Жил на свете Крокодил.
Он зубаст, но очень мил,
С Черепахою в приятелях был.
Крокодил (Черепахе):
С Вами в близком мы родстве.
Знаю я, сестра Вы мне,
Пусть не очень мы похожи извне.
Учитель:
Черепаха в ответ
Отвечала бойко, хоть ей все 100 лет:
Черепаха (Крокодилу):
Ах, месье Крокодил, ну конечно
Были общие предки у нас.
Да! Судьба развела так беспечно по отрядам,
Но один у нас класс!
(Появляется Лягушка, герои её не видят и поют вместе)
Нет рептилий на свете прекрасней,
Нет животных на свете древней,
Прославляем тебя, о Создатель,
Хорошо твое творение, ей-ей!
Лягушка: Ква-акая наглость! “Нет животных на свете древней!” Да вы-то от кого произошли?! От древних земноводных! Мы с вами одной породы, просто вы переква-квалифицирова-лись, приспособились к новым условиям жизни. Вот!
Крокодил: (Лягушке) Сударыня! Кто Вы такая? Ква-ква… тьфу! Квалифицированно объясните!
Лягушка: Я?! Царевна-лягушка!
Крокодил: (заинтересованно, направляется в её сторону) О-о-о!
Черепаха: (удерживает Крокодила) Да какая ты царевна! Ты … “гoлая гадина”, примазываешься тут к нам! (берет Крокодила за руку).
(Фонограмма песни Ю.Антонова “Море”, “вплывает” Рыба, разъединяет Крокодила и Черепаху, таращит глаза, открывает рот, но слов не слышно, все в изумлении смотрят на неё).
Черепаха: Это ёще кто такая?!
Крокодил: Ну и компания собралась!
Черепаха: Да-да! Одна (показывает на Лягушку) говорит Бог знает что,
Крокодил: (показывает на Рыбу) а эта вообще рот открывает, а что сказать хочет – не ясно!
Лягушка: (Рыбе) А вы сигнализируйте, мадам, сигнализируйте.
(Рыба открывает рот, вращает глазами, жестикулирует,все смотрят на неё, но ничего не понимают)
Черепаха: (направляется к двери) Нет, без сурдопереводчика не обойтись!
Учитель: Кажется, пора вмешаться. Позвольте, я помогу. Полагаю, наша гостья пытается объяснить, что все вы в ходе эволюции произошли от древних рыб. Я Вас правильно понимаю, госпожа Рыба?
(Рыба утвердительно кивает)
Черепаха: Возмутительно! Час-от-часу не легче.
Лягушка: Ну почему же, ква-а-ажется в этом есть какой-то смысл.
Черепаха: Что?! Ква-ква!
Крокодил: Кважется я вас всех сейчас проглочу, и на этом весь смысл квалифицированно закончится!
Учитель: Друзья мои! Ваша проблема в недостатке информации. Послушайте, есть предложение провести саммит и прийти к консенсусу. (Герои в недоумении смотрят на учителя).Земля – наш общий дом, и мы не можем допустить, чтобы разногласия привели к исчезновению каких-либо животных. У нас есть вполне квалифицированные специалисты, которые помогут вам разобраться в вашем происхождении и причинах, вызвавших изменения в животном мире. Вы согласны?
Черепаха: Ну, не знаю
Лягушка: Кважется, да.
Крокодил: Посмотрим!
Учитель: Ну вот и прекрасно. Присаживайтесь, пожалуйста (герои садятся за столик).
Учитель: (вопрос к учащимся). Как вы думаете, почему сегодня к нам пришли именно эти гости?
- Мы изучили надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся типа Хордовые.
Правильно. Итак, тема сегодняшнего урока (доска открывается):
“Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение?”
На доске даны определения понятий “эволюция” и “сотворение” (зачитывает).
Между нашими гостями возник спор: Рыба и Лягушка – сторонники эволюции, а Черепаха и Крокодил – сторонники концепции сотворения. Мы с вами должны ответить на вопросы наших гостей и попытаться убедить их в том, что живой мир развивался путем эволюции. Вы готовы?
Итак, уважаемые гости, специалисты нашего класса готовы ответить на ваши вопросы
Черепаха: Можно мне? Я не буду о себе спрашивать из скромности. Но сравните, пожалуйста, нашу так называемую “царевну” и Рыбу. Уже на первый взгляд совершенно очевидно, что они не родственники, у них ведь фигура, т.е. форма тела совершенно разная. Как вы это объясните?
Учитель: Почему такие различия во внешнем строении у лягушки и рыбы, если они “родственники”? Как это можно объяснить?
План предполагаемого ответа:
- Форма тела древних земноводных и особенно предков тритонов была больше похожа на рыб, чем у современных земноводных.
- Изменение внешнего облика связано с изменением внешней среды, выживанием особей, способных адаптироваться в новых условиях.
- Меняется среда, а значит, меняются факторы воздействия, что можно объяснить объективными законами физики.
- Признаки приспособленности рыб во внешнем строении в водной среде, уменьшение силы трения, действие силы тяжести и выталкивающей силы. Выход на сушу обеспечивает воздействие других условий: сила трения “полезна” - способствует передвижению, выталкивающая сила очень мала, т.к. плотность воздуха значительно меньше плотности воды, а сила тяжести действует “сильнее”.
- Форма тела земноводных становится почти прямоугольной и плоской, изменяется расположение конечностей. Конечности состоят из нескольких костей, соединенных подвижно, действуют как рычаг, что увеличивает их мощность. Постепенно под влиянием окружающей среды и образа жизни формируется оптимально необходимая форма тела современных земноводных.
- Палеонтологические находки: непарное теменное отверстие, “третий глаз”, в черепе у древних земноводных, у древних кистеперых рыб и современных пресмыкающихся
Крокодил: Трудно с вами не согласиться. Но превращение рыб в земноводных должно было cовершенно, коренным образом изменить позвоночник, а так же пояс задних конечностей. Однако ученые не обнаружили ископаемых рыб, которые бы показали, каким образом развились тазовые кости у древних земноводных. А по-поводу “третьего глаза” хочется заметить следующее: да, он действительно есть, но, как утверждает известный палеонтолог Дейвид Эттенборроу, “… кости черепа древних рыб так отличаются от черепных костей первых ископаемых земноводных, что невозможно, чтобы одни произошли от других”.
Лягушка: Действительно… А еще ква-ак и откуда у меня появилась баpaбанная перепонка, ведь рыбы воспринимают звук через покровы тела? А язык? Ни у одной рыбы нет языка, способного выбрасываться, а у моей близкой родственницы жабы он есть?
Учитель: Кто может ответить на эти вопросы? Никто?! Загадка? Предлагаю поступить следующим образом: на доске мы фиксируем наши доказательства и “загадки”. Но разве у нас больше нет аргументов? Разве мы так просто сдадимся? Ведь есть ряд неопровержимых доказательств происхождения земноводных от рыб, например, размножение.
План предполагаемого ответа:
- Размножение земноводных и рыб в воде
- Строение икринок
- Наружное оплодотворение
Черепаха: Ну, хорошо, а у нас, пресмыкающихся, икры нет, яйца – в кожистой оболочке или скорлупе. При такой ситуации, простите, наружное оплодотворение вряд ли поможет. А яйца мы откладываем на суше, хоть некоторые из нас живут в воде.
Учитель: Почему у пресмыкающихся появляется или скорлупа, или кожистая оболочка? Как происходит оплодотворение?
План предполагаемого ответа:
- Вторичное возвращение в воду некоторых пресмыкающихся, но в основном – это сухопутные животные
- Скорлупа и кожистая оболочка- защитное приспособление
- Оплодотворение внутреннее
- Развитие зародышей (динамическое пособие “Развитие хордовых”), общие признаки на ранних стадиях развития.
Лягушка: Это звучит убедительно, но мне не понятно, почему из наших икринок потомство выходит незрелым, потом еще идет развитие в несколько стадий, а у пресмыкающихся детеныши вылупляются их яйца в зрелом виде? Когда и как появилась у них такая привилегия как скорлупа и яйцевой зуб, с помощью которого они освобождаются из своего заточении?
Учитель: Это еще одна загадка. Эволюционист Арчи Карр с сожалением писал: “…Одна из разочаровывающих особенностей палеонтологической летописи позвоночных заключается в том, что она совсем недостаточно показывает эволюцию пресмыкающихся в их ранний период, когда развивалось яйцо, покрытое скорлупой”.
Крокодил: Очень хорошо, что Вы затронули вопрос о скорлупе. Мы хотим поговорить и о наших покровах. Как объяснить родственную связь при такой, извините, “одежде”, как у Лягушки?
Черепаха: Да-да! Ведь земноводных еще называют “гoлые гады”…
Лягушка: Ква-акой оскорбительный тон! Вы, кстати, тоже “гады”, только чешуйчатые.
Учитель: Прошу вас прекратить ссориться, задавайте вопросы по существу!
Черепаха: Хорошо, простите. Можете ли вы объяснить, почему у земноводных и пресмыкающихся такие разные покровы тела?
План предполагаемого ответа:
- Гoлая влажная кожа земноводных выполняет дыхательную функцию, что связано с недостаточно развитыми легкими и условиями окружающей среды в период появления древних земноводных.
- Кожа пресмыкающихся имеет роговой покров и выполняет защитную функцию от высыхания, компенсация потребности в кислороде происходит за счет увеличения дыхательной поверхности легких
- Концентрация кислорода в крови не высокая еще и вследствие особенностей строения кровеносной системы. (Таблица “Кровообращение у Хордовых”)
- Низкий уровень обмена веществ – пойкилотермность этих животных.
Учитель: Какое значение имеют данные факты для современных животных этих классов?
План предполагаемого ответа: выживание животных в современных климатических условиях
Учитель: А что произошло с древними предками наших “гостей”?
План предполагаемого ответа: Древние рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, не приспособившиеся к изменению климата, вымерли (примеры)
Учитель: Спасибо. Давайте подведем итог нашей дискуссии.
Сегодня мы попытались выяснить, как происходило развитие жизни на Земле на примере трех классов типа Хордовых, установит их происхождение, причины, вызывающие изменения во внешнем облике и внутреннем строении, определить причины вымирания древних животных. Можем ли мы в обсуждении поставить точку?
Уважаемые гости, мы ответили на ваши вопросы, разрешили ваши сомнения?
Черепаха: Мы должны отметить, что многие вопросы были убедительно разъяснены. Но, тем не менее, считаем, что точку ставить нельзя.
Крокодил: Да-да-да! Вы абсолютно правы, моя дорогая! Нужно заметить, что имеют место следующие реальные факты: в палеонтологических находках, на которые опираются эволюционисты, нет зачатков новых структур в живых организмах. Ведь хотя бы у некоторых ископаемых должны были обнаружиться развивающиеся органы, где переходные формы этих превращений?
Учитель: Значит загадки и сомнения? А может быть действительно сотворение, а не эволюция? Сам автор эволюционной теории в заключении своего труда “Происхождение видов” писал: “Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными Творцом в незначительное число форм или только в одну…” Что вы думаете по этому поводу?
(Рефлексия учащихся: 3 – 4 мнения )
Черепаха: Получается, что сам Ч.Дарвин сомневался в правильности своего учения, а как же мы должны его изучать?
Учитель: Эволюционная теория действительно имеет некоторые спopные вопросы, но на сегодняшний день это единственная НАУЧНАЯ теория, имеющая определенную СИСТЕМУ палеонтологических доказательств в свою пользу. Хотя сомнения есть и у современных ученых, и споры вокруг теории сейчас наверное еще жарче, чем в момент её появления. Ну, что на это сказать? Сомневаешься – значит мыслишь, будешь ставить вопросы и искать ответы, а значит будешь стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ. А это стремление для ЧЕЛОВЕКА наверное одно из главных. СОМНЕВАЙТЕСЬ! Спасибо за урок.
Оценки за урок. Домашнее задание.
Комментарии:
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
01 04 2025 1:42:37
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
31 03 2025 2:17:36
Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....
30 03 2025 16:36:53
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
29 03 2025 5:52:21
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
28 03 2025 6:32:47
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
27 03 2025 4:38:25

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
26 03 2025 5:49:27
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
25 03 2025 23:44:30
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
24 03 2025 9:12:48
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
23 03 2025 11:40:59
На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....
22 03 2025 19:10:32
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
21 03 2025 6:11:13
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
20 03 2025 0:20:18
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные.
На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
19 03 2025 13:14:24
Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....
18 03 2025 0:34:39
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
17 03 2025 19:59:57
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
16 03 2025 16:41:16
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
15 03 2025 12:49:56
Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....
14 03 2025 18:38:13
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
13 03 2025 20:55:34
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
12 03 2025 22:21:40
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
11 03 2025 1:19:48
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
10 03 2025 17:28:40
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
09 03 2025 18:29:44
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
08 03 2025 18:16:49
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
07 03 2025 5:33:56
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
06 03 2025 12:59:31
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
05 03 2025 18:45:14
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
04 03 2025 8:12:26
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
03 03 2025 0:15:25
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
02 03 2025 23:10:17
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
01 03 2025 20:50:59
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
28 02 2025 2:26:53
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
27 02 2025 0:18:41
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
26 02 2025 16:55:32
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
25 02 2025 18:33:13
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
24 02 2025 20:54:49
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
23 02 2025 0:50:31
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
22 02 2025 13:14:44
Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....
21 02 2025 22:54:47
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
20 02 2025 4:14:24
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
19 02 2025 20:43:41
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
18 02 2025 5:57:18
В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....
17 02 2025 16:55:21
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
16 02 2025 19:42:23
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
15 02 2025 3:43:22
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
14 02 2025 22:22:41
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
13 02 2025 23:21:38
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
12 02 2025 20:46:29
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".
...
11 02 2025 15:29:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::