Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма


    Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Нейрогумopaльная регуляция физиологических функций организма”, определить уровень освоения материала, умений применять знания. Развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие логического мышления. Продолжить нравственное, гигиеническое, экологическое воспитание.

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Оборудование: таблицы: “Схема образования рефлексов”, “Спинной мозг”, “Головной мозг”, “Автономная нервная система”, модель головного мозга, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Обобщение и систематизация знаний

1. Терминологическая разминка.

  • Организм человека – единая целостная система?
  • Каким образом достигается единство организма?
  • Какие виды регуляций вы знаете?
  • Что такое гумopaльная регуляция?
  • Что такое нервно- рефлекторная регуляция?
  • Какая регуляция имеет преимущество? В чем они выражаются?
  • Могут ли существовать в организме регуляции изолированно?
  • Каково значение регуляции в организме?
  • Из каких отделов состоит нервная система?
  • Какие процессы обеспечивают согласованную работу нервной системы?
  • Что такое нервный импульс, возбуждение, торможение?
  • Назовите свойства нервной ткани.
  • Под действием чего они проявляются?
  • Что такое возбудимость, проводимость?
  • Какими структурными единицами образована нервная система?
  • Каких клеток больше в нервной ткани?
  • Какие функции они выполняют?
  • Что такое нейрон?

2. Дифференцированная самостоятельная работа.

  1. Объясните строение нейрона.
  2. Нарисуйте строение нейрона и назовите его части.
  3. Карточка № 1. “Строение нейрона”. 

3. Беседа с элементами рассказа и демонстрацией рисунка.

  • Чем образовано серое вещество в нервной системе?
  • Чем образовано белое вещество в нервной системе?
  • Какими органами образована центральная нервная система?
  • Перечислите отделы головного мозга.
  • Покажите их расположение относительно друг друга на таблице “Головной мозг”.
  • Перечислите доли коры больших полушарий.

4. Работа с карточками у доски.

  1. Рассмотрите рисунок “Спинной мозг”. Что обозначено цифрами 1-8?1
  2. Составьте схему “Отделы нервной системы”.
  3. Карточка № 2. Вставьте пропущенные слова в следующий текст. [3].

Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около ________ и длиной около______. Он начинается от ________________ и расположен внутри_________________. На передней и задней сторонах спинного мозга есть две глубокие _______________, которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий _______________, проходящий по всей его длине. Он заполнен___________жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено_______________, оно образовано ____________нервных клеток. Спинной мозг состоит из _____________ сегмента. От каждого из них отходит пара_______________. Начинаются они двумя ____________

____________ передним и задним. В пределах задних проходят ____________ волокна.

5. Игра.

А. Групповая. Класс делится на три комaнды. Вопросы обсуждает вся комaнда, а отвечает один учащийся.

1. “Составь пары”. Задание: соотнесите отделы головного мозга с выполняемыми ими функциями. [1].

Отделы головного мозга Функции отделов головного мозга
А. – продолговатый

Б. – мозжечок

В. – средний

Г. – промежуточный

Д. – большое полушарие переднего мозга

  1. Обеспечивает согласованность движений, равновесия тела и координацию движения.
  2. Управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, обеспечивает защитные реакции: чихание, моргание, кашель. рвоту.
  3. Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды.
  4. Регулирует и контролирует работу всех органов, отвечает за сознание, память, мышление, речь.
  5. Расположены центры зрения и слуха, центры мышечного тонуса и позы.

2. Игра “Третий лишний”

  • Извилины
  • Борозды
  • Вкусовая
  • Височная
  • Лобовая
  • Затылочная
  • Двигательная
  • Кожно-мышечная
  • Слуховая
  • Височная
  • Лобовая
  • Теменная
  • Слуховая
  • Зрительная
  • Вкусовая
  • Центральная
  • Височная
  • Боковая

Б. Индивидуальная игра “Верное утверждение”. [4].

Используются сигнальные карточки красного (“нет”) и зеленого (“да”) цветов.

  1. Кора полушарий большого мозга образована белым веществом.
  2. В головном мозге полушария и кору имеют мозжечок и большие полушария переднего мозга.
  3. Рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие внешней среды.
  4. Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
  5. В участке коры, располагающемся по обе стороны от центральной борозды, находится зона кожно-мышечной чувствительности.
  6. Спинномозговая жидкость обеспечивает обмен между кровью и тканями мозга.
  7. Каждое большое полушарие переднего мозга подразделяется на семь долей.
  8. Увеличение поверхности головного мозга достигается общим увеличением объема головного мозга.
  9. На внутренней поверхности височной доли каждого полушария расположены вкусовая и обонятельная зоны.
  10. Тела вставочных нейронов находятся в задних рогах спинного мозга.
  11. Спинной мозг – это часть периферической нервной системы.
  12. Белое вещество мозга состоит из отростков нейронов.
  13. Продолговатый мозг регулирует обмен веществ организма и поддерживает постоянство состава внутренней среды организма.
  14. Извилины – это углубления между складками коры больших полушарий.
  15. В центре спинного мозга находится центральный канал.

6. Ответы на вопросы.

  • Чем представлен периферический отдел Н.С.?
  • Какие отделы они образуют?
  • Чем отличается соматический отдел нервной системы от периферического?
  • Как называются отделы вегетативной нервной системы?

7. Индивидуальный опрос.

  • Сравнительная хаpaктеристика симпатической и парасимпатической системы.
  • Нарисуйте на доске рефлекторную дугу спинномозгового рефлекса и назовите ее звенья.
  • Карточка № 3. Рассмотрите рисунок “Дуга рефлекса”. Какие структуры дуги рефлекса обозначены под цифрами 1-8?

8. Беседа по вопросам.

  1. Дайте определение различным типам нейронов.
  2. Что такое рефлекс?
  3. Что такое рефлекторная дуга.
  4. Какие виды рефлексов вы знаете?
  5. Что такое условные рефлексы?
  6. Что такое безусловные рефлексы?
  7. В чем сходство безусловных и условных рефлексов?
  8. В чем различие безусловных и условных рефлексов?

Слово учителя. Совместно с нервной регуляцией в организме существует гумopaльная регуляция. С помощью, каких веществ она осуществляется?

  • Что такое гормоны?
  • Где они выpaбатываются?
  • Какие еще виды желез вы знаете? Примеры.

9. Решение биологической задачи “Отправь почту”. [1].

Соотнесите железу внутренней секреции, гормон, заболевания, вызванные нарушением деятельности желез внутренней секреции.

Название железы Название гормона Гиперфункция, гипофункция
Гипофиз

Щитовидная железа

Поджелудочная железа

Инсулин

Тироксин

Гормон роста

Гигантизм

Кретинизм

Сахарный диабет

Базедова болезнь

Акромегалия

Гипогликемия

Карликовость

Микседема

10. Тестирование. [2,3].

Вариант 1

1. Центральная нервная система у человека образована:

А) головным и спинным отделами;
Б) головным мозгом и отходящими от него черепно-мозговыми нервами;
В) нервами, нервными узлами.

2. Основными свойствами нервной ткани являются:

А) сократимость и проводимость;
Б) возбудимость и проводимость;
В) возбудимость и сократимость.

3. От отдела нейрона возбуждение поступает:

А) дендритам и аксону;
Б) дендритам;
В) аксону.

4. От спинного мозга отходят нервы в количестве пар:

А) 31;
Б) 25;
В) 34.

5. Белое вещество спинного мозга обеспечивает проведение нервного импульса:

А) от головного мозга к рабочим органам;
Б) от рецепторов к головному мозгу;
В) в обоих направлениях.

6. К железам смешанной секреции относят:

А) слюнные железы;
Б) пoлoвые железы;
В) щитовидную железу.

7. Нарушение дыхания связано с функцией:

А) мозжечка;
Б) продолговатого мозга;
В) моста.

8. Нервная регуляция функций организма осуществляется:

А) с помощью веществ, выpaбатываемых в железах внутренней секреции;
Б) с помощью ферментов, образующихся в пищеварительных железах;
В) с помощью электрических волн, бегущих по нервным волокнам.

9. Какую роль в организме играют гормоны:

А) служат источником энергии;
Б) осуществляет регуляцию процесса обмена веществ, роста, развития организма.

Вариант 2

1. Периферическая нервная система у человека образована:

А) нервами, нервными узлами;
Б) головным и спинным мозгом;
В) головным мозгом и отходящими от него черепно-мозговыми нервами.

2. Нервный импульс в соседнем нейроне может вызвать:

А) возбуждение и торможение;
Б) только возбуждение;
В) только торможение.

3. К телу нейрона возбуждение поступает по:

А) дендритам и аксонам;
Б) аксонам;
В) дендритом.

4. От головного мозга человека отходят черепно-мозговые нервы в количестве пар:

А) 12;
Б) 35;
В) 43.

5. Серое вещество спинного мозга обеспечивает проведение нервного импульса:

А) от рецепторов к головному мозгу;
Б) от головного мозга к рабочим органам;
В) в обоих направлениях.

6. К железам внешней секреции относят:

А) поджелудочную железу;
Б) молочные железы;
В) гипофиз.

7. В каком случае слюноотделение у человека будет, безусловно-рефлекторной, реакцией:

А) при ощущении запаха мяса;
Б) во время еды;
В) при виде любого блюда.

8. Гумopaльная регуляция функций организма осуществляется с помощью:

А) нервных импульсов через нервную систему;
Б) ферментов через пищеварительную систему органов;
В) химических веществ, поступающих из органов и тканей в кровь.

9. Основы нервной деятельности человека и животных составляют:

А) ощущения;
Б) рефлекс;
В) раздражение.

III. Итоги урока.

Вывод: Организм человека – функциональная система органов, действующая как единое целое. Единство, целостность, постоянство организма достигается нервногумopaльным способом регуляции.

Оценка работы учащихся на уроке.

Список литературы

  1. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 332с.
  2. Панфилова Л.А. Тесты. Анатомия, физиология и гигиена человека. – Саратов: “Лицей”, 2001.-48с.
  3. Рохлов В.С., Никишов А.И. Дидактический материал: Пособие для учителей биологии и учащихся. – М.: Илекса, 2001. – 216с.
  4. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 47с.

Сноска:
1 Учитель накануне урока располагает цифры на рисунке. Количество их может быть разное.



Комментарии:

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"


    Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

      Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

31 05 2025 17:48:58

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

30 05 2025 3:49:48

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

29 05 2025 18:26:57

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

28 05 2025 1:51:29

Программа элективного курса "Знакомые незнакомцы"

Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...

27 05 2025 19:26:59

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

26 05 2025 12:22:56

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

25 05 2025 1:58:15

Что дает наш край стране


    Что дает наш край стране

      Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....

24 05 2025 9:59:10

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

23 05 2025 12:52:20

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

22 05 2025 23:53:32

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

21 05 2025 20:41:30

Элективный курс "Приемная доктора Айболита"


    Элективный курс "Приемная доктора Айболита"

      Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....

20 05 2025 1:52:44

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

19 05 2025 11:17:31

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

18 05 2025 18:46:17

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

17 05 2025 8:16:16

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

16 05 2025 15:18:27

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

15 05 2025 1:34:46

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

14 05 2025 2:22:19

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

13 05 2025 12:10:36

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

12 05 2025 14:16:43

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

11 05 2025 14:37:17

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

10 05 2025 20:46:17

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

09 05 2025 17:36:18

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

08 05 2025 22:19:51

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

07 05 2025 16:33:54

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

06 05 2025 22:59:28

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

05 05 2025 8:17:27

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

04 05 2025 13:23:20

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

03 05 2025 0:23:37

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

02 05 2025 15:57:48

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"


    Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

      Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....

01 05 2025 15:44:16

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

30 04 2025 4:42:44

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

29 04 2025 16:17:44

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

28 04 2025 9:17:40

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

27 04 2025 19:31:58

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

26 04 2025 6:38:36

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

25 04 2025 2:40:39

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

24 04 2025 20:51:41

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

23 04 2025 2:33:25

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

22 04 2025 2:48:13

Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"


    Обобщающий урок по биологии по теме "Покрытосеменные растения"

      Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....

21 04 2025 12:44:18

Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

20 04 2025 12:47:20

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

19 04 2025 19:56:55

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

18 04 2025 7:13:29

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

17 04 2025 19:36:17

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

16 04 2025 2:18:47

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

15 04 2025 10:46:25

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

      На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

14 04 2025 10:39:50

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

13 04 2025 5:35:53

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

12 04 2025 22:37:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::