"Особенности растений класса Двудольных и класса Однодольных". 6-й класс

Цели и задачи урока: научить сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; акцентировать внимание учащихся не только на основных ( наличие одной или двух семядолей у зародыша), но и на варьирующих признаках ( наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени); активизировать мышление школьников, способствовать осознанному усвоению материала.
Оборудование: Иллюстрации, коллекции семян и плодов, проростки растений, карточки с заданиями, магнитофон, микроскоп.
Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа в парах и группах по 4 человека.
Ход урока
1. Организационная часть.
На предыдущих уроках мы познакомились со строением семян однодольных и двудольных растений, узнали, что растения классов Двудольных и Однодольных имеют целый ряд отличительных особенностей.
Задачи сегодняшнего урока:
- научиться находить общие и отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.
- научиться определять, к какому классу относятся различные цветковые растения.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Какие процессы должны произойти у цветковых растений, чтобы у них образовались плоды и семена?
- Что называется опылением и оплодотворением?
- Почему у цветковых растений двойное оплодотворение?
Далее учитель предлагает классу прослушать рассказ и найти в нем ошибки:
“ Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных и двудольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла. Знаю, например, что в завязи пестика развивается семя. Семена всех растений имеют эндоcпepм, который их питает. А знаете из чего образуется эндоcпepм? Из двух наборов хромосом: материнского и отцовского.”
Выводы:
- Семена развиваются из одного или нескольких семязачатков. Семязачатки находятся в завязи пестика. Если есть одна семяпочка, развивается односемянный плод, если несколько- многосемянный.
- Не все растения имеют эндоcпepм в семени. Например, его нет у фасоли(двудольное растение), но он есть у фиалки-тоже двудольное растение; его нет у стрелолиста(однодольное растение), но в семени пшеницы( однодольное растение) эндоcпepм занимает большую часть. Следовательно, наличие или отсутствие эндоcпepма не является хаpaктерным признаком однодольного или двудольного растения.
- В эндоcпepме находятся питательные вещества для зародыша семени, если эндоcпepма нет,питательные вещества находятся в семядолях.
- Эндоcпepм образуется при слиянии двойного набора хромосом вегетативной клетки с одним набором хромосом cпepмия.
- Общие признаки семян двудольных и однодольных растений: А- имеют семенную кожуру и зародыш, состоящий из семядолей, зародышевого корешка, стебелька и почечки.
- Отличительные признаки: У семян двудольных растений-2 семядоли, а у семян однодольных растений- 1 семядоля.
Это главное отличие однодольных растений от двудольных, но не единственное. Убедимся в этом, выполнив следующие задания по группам.
Работа в группах.
Задание группе № 1
- Изучите строение сухих и набухших семян различных растений. Под микроскопом рассмотрите срез зерновки пшеницы.
- Используя знания о строении семян, определите, какая особенность их строения лежит в основе деления растений на классы Однодольные и Двудольные.
- Заполните таблицу:
Название растения | Внешнее строение семени | Внутреннее строение семени | Где находится запас питательных веществ | Двудольное или однодольное растение? |
1 |
Задание группе № 2.
- Рассмотрите строение корневых систем предложенных растений.
- По типу корневых систем определите, к какому классу относятся данные растения.
- Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы | Как определили тип корневой системы. | Двудольное или однодольное растение? |
1. |
Задание группе № 3.
- Рассмотрите жилкование листьев различных растений.
- По типу жилкования листьев определите, к какому классу относятся данные растения.
- Заполните таблицу:
Название растения | Лист простой или сложный. | Хаpaктер жилкования листьев | Двудольное или однодольное растение |
1. |
Задание группе № 4.
- Рассмотрите цветки различных растений, обратите внимание на околоцветник.
- Определите, из скольких частей состоит цветок ( чашелистики, лепестки венчика).
- По числу частей цветка установите принадлежность растения к двудольным или однодольным растениям.
- Заполните таблицу:
Название растения | Число частей цветка кратно 4 или 5. | Число частей цветка кратно 3 | Двудольное или однодольное растение? |
1. |
Задание группе № 5.
- Рассмотрите предложенные вам коллекции плодов и семян.
- Является ли количество семян в плодах хаpaктерным признаком двудольных и однодольных растений?
- Заполните таблицу:
Название растения | Количество семян в плодах | Двудольное или однодольное растение? |
1. |
Выводы:
- У растений класса Двудольные и Однодольные есть как общие черты, так и различия. Например, по наличию или отсутствию эндоcпepма мы не можем отнести растения к двудольным или однодольным, так как эндоcпepм бывает не у всех однодольных ( его нет в семенах частухи, стрелолиста), и есть двудольные. У которых в семени имеется эндоcпepм(морковь, томаты). Это один из общих признаков.
- Семенная кожура срастается с околоплодником не у всех однодольных растений, а только у злаковых.
- Среди однодольных и двудольных имеются растения и с многосемянными плодами, и с односемянными плодами.
Выясним, какие отличительные признаки имеются у однодольных и двудольных растений.( Ученик из группы № 6 на доске заполняет общуютаблицу, все учащиеся заполняют эту таблицу в тетрадях).
Задание группе № 6 (обобщающее).
1.на основании выводов сделанных всеми группами заполните таблицу №1:
Учитель: Это основные отличительные признаки растений классов Двудольных и Однодольных растений. Их можно сравнивать и по другим признакам, но при этом следует отметить, что только по одному признаку нельзя определить принадлежность растения к какому – либо из этих классов. Например, у земляники- мочковатая корневая система, но это двудольное растение, у вороньего глаза цветок имеет 8 листочков околоцветника, но это однодольное растение, так как у него 1 семядоля в зародыше семени,а у земляники-2 семядоли. У подорожника мочковатая корневая система, жилкование листьев дуговое, но две семядоли в зародыше семени- это двудольное растение.
Таблица № 1.
Основные признаки для сравнения | Класс Двудольные. Сравниваемые растения |
Класс Двудольные Признаки класса.. |
Класс Однодольные. Сравниваемые растения. |
Класс Однодольные. Признаки класса. |
1. Количество семядолей в зародыше семени. | Фасоль, горох. | 2 | Кукуруза. Пшеница. | 1 |
2. Тип корневой системы. | Фасоль, горох. | Стержневая. | Рис, пшеница. | Мочковатая. |
3. Хаpaктер жилкования листьев. | Горох. Яблоня. | Сетчатое. | Хлорофитум. | Параллельное. |
4. Лист простой или сложный. | Горох, яблоня. | Сложный, простой. | Кукуруза, хлорофитум. | Простой. |
5.Число частей цветка кратно 5 (4) или 3. | Редька дикая, фиалка. | 4 5 |
Тюльпан, пролеска. | 3 |
Работа в парах по закреплению основного материала.
На столы раздаются ксерокопии таблиц ( таблица № 2), которые ученики заполняют карандашом, не перечерчивая в тетрадь. Вместо знаков вопроса вставить пропущенные признаки.
Название растения | Количество семядолей в зародыше семени. | Число частей цветка, кратное… | Корневая система. | Жилкование листьев | К какому классу относится растение |
1. Фасоль | 2 | ? | Стержневая | Сетчатое | ? |
2. Пшеница | ? | 3 | мочковатая | параллельное | ? |
3. Горох. | ? | 5 | ? | сетчатое | ? |
4. Фиалка | 2 | ? | Стержневая | ? | ? |
5. Кукуруза. | 1 | 3 | Мочковатая | ? | ? |
6. Подсолнечник | ? | 5 | ? | сетчатое | ? |
Проверка правильности заполнения таблицы. Последнюю колонку заполнить полностью самостоятельно.
Выводы по уроку, оценки, домашнее задание.
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
06 07 2022 21:29:15
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
05 07 2022 3:24:37
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
04 07 2022 12:10:44
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
03 07 2022 1:21:40
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
02 07 2022 20:38:37
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
01 07 2022 8:44:33
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
30 06 2022 21:56:42
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....
29 06 2022 18:41:58
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
28 06 2022 15:34:39
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
27 06 2022 10:53:19
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
26 06 2022 1:16:12
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....
25 06 2022 22:41:24
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
24 06 2022 7:48:11
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
23 06 2022 18:13:30
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
22 06 2022 18:54:43
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
21 06 2022 22:19:35
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
20 06 2022 23:46:33
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
19 06 2022 18:32:44
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
18 06 2022 6:28:39
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
17 06 2022 19:43:32
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
16 06 2022 20:43:34
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
15 06 2022 14:35:14
Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....
14 06 2022 12:53:36
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
13 06 2022 4:34:18
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
12 06 2022 17:52:10
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
11 06 2022 7:49:28
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
10 06 2022 13:30:41
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
09 06 2022 5:16:26
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
08 06 2022 5:37:51
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
07 06 2022 22:57:51
Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....
06 06 2022 0:19:58
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
05 06 2022 13:17:44
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
04 06 2022 0:36:57
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
03 06 2022 9:44:11
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
02 06 2022 13:33:36
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
01 06 2022 10:13:33
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
31 05 2022 19:59:37
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
30 05 2022 16:53:15
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
29 05 2022 3:39:41
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
28 05 2022 6:47:25
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
27 05 2022 10:32:36
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
26 05 2022 8:25:11
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
25 05 2022 1:50:41
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
24 05 2022 16:17:59
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
23 05 2022 0:20:18
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
22 05 2022 14:56:32
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга.
...
21 05 2022 18:11:29
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
20 05 2022 11:12:55
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
19 05 2022 0:29:45
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
18 05 2022 3:17:11
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::