Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

Устное народное творчество: загадки, сказки, приметы, поговорки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа. Для воспитания все сторонне развитой личности необходимо знакомить учащихся с особенностями и спецификой разных народов с их национальной культурой.

Устное народное творчество формировалось тысячелетиями и имеет самую точную форму.

Пословицы и поговорки разных народов часто звучали по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства, объединяющие людей разных национальностей.

Например: «Громада – великий человек» (украинская пословица.), «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (русская пословица), «Народ вздохнет разом – буря будет, топнет ногой разом – будет землетрясение» (китайская пословица).

Знакомство с этносом позволяет сформулировать у учащихся представление о многонациональной стране. Но следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку, иначе эффект от их употрeбления пропадает.

Кроме включения в содержание курса «Природа» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных  явлениях природы, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д.

Особенно ценно использование в учебном процессе загадок, т.к. с их помощью совокупность сведений о природе, человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки нацеливают мышление школьника, как на анализ, так и на синтез, что приучает детей не упускать из виду целое при рассмотрении его частей. Загадки развивают наблюдательность ребенка, а учителю без каких-либо специальных тестов или анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, и так же уровень творческого мышления ученика.

Вот несколько примеров загадок, которые могут быть использованы при изучении курса «природоведение»:

1. Без рук, без ног
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

2. Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

3. На дворе горой
А в избе водой. (Снег)

4. Рассыпался горох
На 70 дорог,
Никто его не подберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная дeвица. (Град)

5. Сестра к брату в гости идет,
А он от сестры прячется. (Солнце и месяц)

6. Из какого ковша не пьют и не едят,
А только гладят. (Большая медведица)

7. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)

8. Заря-зарница
Красавица дeвица
По миру (по свету) ходила
Слезы (ключи) обронила,
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)

9. Летал, летал
Да в речку убежал. (Снег)

10. Черная корова
Весь мир поборола,
А белая – подняла. (День и ночь)

11. Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)

12. Стоит дуб,
На дубу 12 гнезд,
На каждом гнезде по 4 синицы,
У каждой синицы по 14 яиц:
Семь беленьких
И семь черненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового, закрепление, домашнее задание. Наиболее уместно ограничено они вписываются в уроки по теме «вода».

В процессе повторения материала на обобщающем занятии по темам «Работа ветра», «Значение дождя для растений», «Погода» и т.д. Мы предлагаем на уроке разъяснять смысл пословиц и поговорок, отгадать загадки. В результате на уроке осуществляется закрепление таких понятий как виды осадков (дождь, снег, град), а так же гроза, гром, молния, ветер, облака, тучи.

  • Дождь – кормилец.
  • Без дождя и трава не растет.
  • Куда ветер дует, туда и дождь идет.
  • Меня частенько просят, ждут, а только покажусь – прятаться начнут. (дождь).
  • Один – льет, другой – пьет, третий – растет (дождь, земля и растения).
  • Гроза бьет по высокому дереву.
  • Летит огневая стрела, никто ее не поймает (молния).
  • Без рук стучит, без огня горит (гром и молния).
  • Роса – утра краса.

  • Вечером наземь слетает,
    Ночь на земле пребывает,
    Утром опять улетает. (Роса)

  • Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  • Гуляет в поле – да не конь,
    Летает в поле – да не птица.

  • У каждого ветра – своя погода.
  • Против ветра не надуешься.
  • За ветром в поле не угонишься.
  • Без рук, без ног, а врата открывает. (Ветер)
  • Не море топит корабли, а ветер.

В разделе «Растения» элементы устного народного творчества целесообразно использовать в темах «Разнообразие растительного мира», «Строение цветковых растений», «Многообразие культурных растений».

В теме «Разнообразие растительного мира» при формировании понятий цветковые и нецветковые растения (папоротники, мхи), культурные, лекарственные и ядовитые растения, жизненные формы растений: травы, кустарники, деревья могут быть использованы слуедующие фольклорные элементы:

  • Что цветет без цветка? (Папоротник)
  • Цветы, что дети, уход любят.
  • Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  • Не расти траве после осени, не цвети цветам зимой по снегу.
  • Цветов много в поле, да всех не сорвешь.
  • И красивые цветки ядовиты бывают.
  • Всякую ягоду в руку не беру, да не всякую в кузов кладу.
  • Красна ягодка да на вкус горька.
  • Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. (Березы)
  • Все паны скинули кафтаны, один пан не скинул кафтан. (Сосна)
  • Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  • Какое дерево зимой и летом одним цветом. (Сосна)
  • Древо древоиское, листья шамаханские, когти дьявольские, цветы ангельские. (Шиповник)
  • Над водой стоит красной бородой. (Калина)
  • Летом борода вырастает, зимой отпадает. (Трава)
  • Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  • Хоть и не огонь, а жжется? (Крапива)

В теме «Строение цветковых растений». На этапе закрепления изученного материала (понятия корень, стебель, цветок и лист) можно использовать следующие загадки:

  • Зимой седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает. (Лист на дереве)
  • Листья как птицы: посидят, посидят, а осенью полетят.
  • Листья, как живые: шепчутся, а придет пора – и зашумят.
  • По ботве о корне не суди.
  • От яблони – яблоки, а от ели – шишки.
  • Каков плод, таков и приплод.
  • У каждой ягоды своя косточка и т.д.

В теме «Многообразие культурных растений» предлагаем использовать следующие загадки:

  • Маленькая кроша сквозь землю прошла, красную шапочку нашла. (Мак)
  • Весной растет, летом вьется, осенью цветет, зимой в дело идет. (Хмель)
  • Нет ни окон, ни дверей, полна горница людей. (Огурец)
  • Стоит поп низок, на нем 70 ризок. (Капуста)
  • Стоит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
  • 100 одежек и все без застежек. (Капуста)
  • Дeвица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  • Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
  • Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис)

Как показывает опыт использования элементов устного народного творчества наиболее эффективно в младшем и среднем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период дети познают мир, основываясь на чувственном и образном восприятии. А средства народной педагогики как раз и представляют собой выбор отдельных образов и метафор, несут в себе смысловую нагрузку в довольно легко усвояемой форме. Поэтому пословицы, поговорки и загадки прочно ложатся в память детей. Кроме того, использование такого приема на уроках способствует развитию познавательного интереса учащихся, осуществлению этического патриотического воспитания.

Внеклассная работа – важнейшая форма биологического образования.

Основные задачи внеклассных занятий – создание благоприятных условий для проявления творческих способностей учащихся.

Среди разнообразных видов внеклассной работы выделяются: массовые, групповые, индивидуальные занятия. К массовым знаниям относятся:  декады биологии, КВН, олимпиады, викторины, тематические вечера, ролевые и деловые игры, выставки, конкурсы и т.д.

7 апреля, на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему они отмечают этот день? Почему здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье? Что люди подразумевают, произнося это слово?

ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, мopaльного и психологического комфорта». Здоровье можно рассматривать в различных аспектах:

  • «наследственность и здоровье»
  • ЗОЖ
  • здоровье и отдых
  • здоровье и физическая культура.

Главная цель проведения праздника – показать учащимся незаменимую ценность здоровья человека, вызвать у них желание сохранить и укрепить его.

По мнению учащихся:

  • здоровье это – когда тебе хорошо;
  • когда ничего не болит, когда весело и комфортно это от слова здорово;
  • это красота – это сила – это гибкость и стройность;
  • это выносливость – гармония;
  • это когда ничего не мешает радоваться жизни;
  • это когда человек может испытывать значительные нагрузки без последствий;
  • это когда хорошо спишь;
  • утром просыпаешься бодрым и веселым;
  • это когда хороший аппетит;
  • когда ты готов выполнить любую работу.

Существует много способов поддерживать здоровье. Это ежедневная зарядка, прогулки на свежем воздухе это закаливание водой, воздухом, солнцем,  правильное питание. Пища должна быть полноценной, т.е. содержать все нужные организму вещества в доступной форме. Очень полезными и полноценными по составу всех питательных веществ являются кисломолочные продукты.

Здесь можно подготовить сценарий, сценку, и включить в нее персонажей – молоко, белок, жир, лактоза, кальций, витамины, кефир, простокваша, сметана, творог, йогурт.

Большой интерес у детей вызвал праздник «Лес и здоровье». На нем была показана литературно-художественная композиция с дарами осени, рассказывали о лекарственных растениях. На празднике шла речь о том, какую универсальную ценность; имеет лес для здоровья человека: это пища, лекарственные травы – пpaктическая ценность; созерцание красоты леса – эстетическая ценность, любимое место отдыха, где можно насладиться тишиной, пением птиц – рекреационная ценность, познавательная ценность, экономическая ценность и оздоровительная.

Цель мероприятия: показать учащимся универсальную ценность леса, вызвать у учащихся желание беречь лес, сформировать хотя бы малую долю ответственности за состояние леса.

На мероприятии дети читали стихи, пели песни о красоте природы, пении птиц, рассматривали картины художников. Говорили о профессиях  непосредственно связанных с лесом: лесничий, лесник, лесопатолог, работники лесхоза, заготовители грибов, ягод, лекарственных трав, специалисты которые занимаются лесоразведением.

Заключительная часть праздника – конкурс на лучшую листовку, плакат, знания правил поведения в лесу, природоохранных знаков (дети заранее готовят знаки, показывают и рассказывают о нем).

И в конце праздника – чаепитие. Дети приносят лекарственные травы, травы которые были собраны в период летней трудовой пpaктики, т.к. мы ее проходим ежегодно в ГУП «Рыбницкий лесхоз». К чаю пекут пироги, приносят орехи, варенье из малины, земляники и т.д.

Так проходит день здоровья в нашей школе. На подобных мероприятиях мы приобщаем учащихся к решению глобальной экологической проблемы – проблемы здоровья человека.

На пpaктике используют частушки на экологическую тему о лесе, о воздухе, воде и т.д. а также стихи, загадки, сказки:

  • о  временах года;
  • о реке Днестр;
  • о Молдавском Металлургическом заводе;
  • о насекомых, растениях нашего края;
  • о ЗОЖ..

Сказки о борьбе с курением

Интерес к курению начинает проявляться у детей, как правило, в подростковом возрасте, а то и раньше. И не смотря на усилия родителей, педагогов, врачей, убедить школьников в том, что курение опасно для здоровья, что это вредная привычка – очень трудно. Зачастую подростки относятся к словам взрослых, как к надоевшим нравоучениям и не придают им особого значения. Чтобы дойти до их сердец и умов, приходится   находить способы и формы передачи информации. Одна из таких форм – сказки на экологическую тему. Используя их можно в ненавязчивой форме привлечь внимание детей к проблеме табакокурения.

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших.

Истоки современных проблем экологии – в безумном и жестоком отношении человека к природе. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре.

Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства человека с окружающим миром.

В формировании у детей отношения к природе как живой, одухотворенной образы фольклора приобретают огромное значение. Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрировали свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в целом.

Педагогическая ценность народного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. Детские календарно-обрядовые игры подразумевают участие в них и взрослых и детей что сегодня очень актуально. Здесь просматривается объединение семьи и школы в единое воспитательное прострaнcтво и обретает воспитательную и развивающую направленность.

Народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляет собой синтез двух религий – язычества и православия.

Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа? Почему символ Воскресенья Христа является крашеное яйцо?

С точки зрения экологического воспитания и акцентирования идеи единства природы и человека  более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости.

На первом этапе можно ограничиться выбором из огромного объема информации основных, базовых понятий, связав с ними привлекаемые примеры:

  • дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ;
  • разъяснить смысл обрядовых игр как способа помощи природе;
  • познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, и их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтому раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.



Комментарии:

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

30 06 2025 21:27:14

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

29 06 2025 15:31:34

Обобщающий урок на тему «Бактерии»


    Обобщающий урок на тему «Бактерии»

      Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....

28 06 2025 1:28:29

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

27 06 2025 11:54:41

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

26 06 2025 13:45:13

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

25 06 2025 21:56:27

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

24 06 2025 13:28:47

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

23 06 2025 3:53:43

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

22 06 2025 9:54:15

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

21 06 2025 1:37:43

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

20 06 2025 3:22:10

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

19 06 2025 6:50:11

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

18 06 2025 11:30:26

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

17 06 2025 6:27:49

Минеральные соли и ионы в клетке


    Минеральные соли и ионы в клетке

      В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

16 06 2025 8:14:33

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

15 06 2025 22:54:52

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

14 06 2025 9:49:36

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

13 06 2025 0:23:44

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"


    Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

      Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

12 06 2025 4:25:12

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс


    Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

      На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

11 06 2025 21:10:22

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"


    Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

      В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

10 06 2025 4:24:36

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

09 06 2025 12:26:11

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

08 06 2025 17:15:47

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

      Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

07 06 2025 7:36:13

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

06 06 2025 22:53:28

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

05 06 2025 5:51:30

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

04 06 2025 15:20:25

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

03 06 2025 11:14:26

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

02 06 2025 4:45:45

Игра-путешествие "Последний герой"


    Игра-путешествие "Последний герой"

      Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

01 06 2025 10:56:17

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене


    Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

      В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

31 05 2025 20:38:12

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

30 05 2025 20:41:40

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

29 05 2025 3:55:45

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

28 05 2025 12:40:44

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

27 05 2025 8:52:32

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

26 05 2025 7:47:59

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

25 05 2025 8:35:23

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

24 05 2025 21:49:47

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

23 05 2025 2:25:48

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

22 05 2025 2:10:36

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

21 05 2025 10:31:15

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

20 05 2025 23:44:13

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

19 05 2025 18:39:39

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

18 05 2025 3:49:29

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"


    Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

      Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

17 05 2025 17:41:54

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

      Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

16 05 2025 3:51:29

Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

      В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

15 05 2025 15:25:53

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

14 05 2025 8:27:33

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

13 05 2025 16:31:38

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

12 05 2025 23:43:18

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::