Урок-пpaктикум "Амур просит помощи" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

Источник:
 

Введение

Нетрадиционные формы уроков прочно вошли в пpaктику школы. По сравнению с обычными уроками они обладают целым рядом преимуществ. Во-первых, они позволяют дать учащимся массу дополнительной информации, часто занимательного хаpaктера. Во-вторых, сама организация такого урока предполагает развитие творческой самостоятельности ребят, их интереса к проблеме. В процессе его подготовки выpaбатываются умения ориентироваться в океане информации, отбора материала, правильной оценки событий и явлений. Решению этих задач способствуют и необычная форма уроков, и своеобразное оформление класса, а главное — роль, которую будут играть ученики на уроке.

Цель.

  • Оценить экологическое состояние и качество воды в реке Амур.
  • Сравнить качество воды в реке Амур с питьевой водой.
  • Выявить основные загрязнители воды в Амуре.
  • Развивать экологическую культуру школьников.

 

Задачи.

  • Формирование у учащихся умения решать пpaктические задачи на основе наблюдений и исследований.
  • Развитие у учеников навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить.
  • Формирование компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды.
  • Обобщение знаний, получаемых учащимися на уроках химии, биологии, географии, экологии.
  • Продолжить развитие познавательного интереса учащихся на основе использования межпредметных связей.

 

Оборудование.

  • Лабораторное оборудование. Компьютер, проектор, экран.
  • Атлас «Нижний Амур» и карта «Хабаровский край».
  • Материалы анализов воды городского водоканала, материалы годовых отчетов рыбинспекции, экологические проекты учащихся.

 

Особенности организации урока.

  • Решение проблемных задач через проведение исследований, лабораторных опытов и анализа полученных данных.

 

Методы обучения.

  • Частично поисковый, проблемный, исследовательский, проектный.

 

Оформление доски:

На доске надписи: «Урок-пpaктикум по экологии «Амур просит помощи».

На экране слова: «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь» А.Сент. Экзюпери.

На доске висят: Карта «Хабаровский край», газеты, листовки.

На столе: выставлены экологические проекты об охране реки Амур, книги, грамоты ребят.

Ведущие: учителя биологии и географии.

Ход урока

Сегодня мы проводим урок-пpaктикум, посвященный проблемам реки Амур. Класс делится на шесть групп: 1 группа – аналитики, 2 группа – исследователи – «Гoлyбой патруль», 3 группа – лаборанты водоканала, 4 группа – алхимики, 5 группа – экологи, 6 группа – загрязнители.

Вступительное слово учителя географии.

Река Амур – одна из крупнейших рек Северо-Восточной Азии. В общемировом рейтинге рек – она занимает девятое место по протяженности: 4400 км, и десятое место по площади бассейна: 1.85 млн.км. Прострaнcтво бассейна располагается на территории трех государств России – 53% площади, Китая и Монголии – 47%. В бассейне реки Амур проживает более 80 млн. человек, более 90% населения приходится на долю КНР.

Вступительное слово учителя биологии.

Амурский бассейн хаpaктеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это дальневосточные прерии, кедрово-широколистные леса, альпийские луга и даурские степи. Амурский водноболотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важным миграционным коридором для миллионов птиц и признан одним из самых приоритетных пресноводных экорегионов планеты. В пределах бассейна обитает 2800 видов сосудистых растений, около 380 видов птиц, 23 вида амфибий и рептилий, более 70 видов млекопитающих, 108 видов рыб.

Учитель биологии: Давайте предоставим первое слово – аналитикам.

Вода – уникальное вещество на Земле. Входит в состав живых организмов: человек на 65% состоит из воды, эмбрион на 97%. Наиболее актуальной для сотен тысяч жителей Хабаровского края является проблема загрязненности амурской воды, особенно в последние годы. Высокими темпами развивается хозяйственная деятельность на территории Китая, а очистных сооружений нет. Фенольное загрязнение Амура – одна из сегодняшних трагедий.

Слово предоставляется исследователям из «Гoлyбого патруля».

Определение фенола:

Рыба при приготовлении имеет «аптечный» запах. Фенолы попадают в водоемы с промышленными стоками. Фенол никогда не выводится из организма человека.

  • Берем колбу 200 мл, заполняем 100 мл воды, добавляем хлорную воду в небольшом объеме, нагреваем – появляется хаpaктерный для хлорфенолов «аптечный» запах.

Учитель биологии: «Я думаю, что есть, что добавить группе исследователей «Гoлyбой патруль».

По нашим наблюдениям в Амуре много нефтепродуктов, токсинов. Рыбу есть нельзя, на ней язвы, рыба имеет запах фенола.
Наш отряд в течение года посещает водоемы реки Амур, озера Мылки, совместно с ихтиологами рыбинспекции. Амур сильно загрязнен, на поверхности воды видны масляные пленки. В воде много мусора и мы его убирали во время летних походов.

Слово лаборантам «Водоканала», которые продемонстрирует простейшие опыты определения качества воды.

1. Определение цвета воды.

Оборудование: мерный цилиндр, таблица для определения качества воды.

Методы исследования: химический анализ, физическое изучение.

На всех шести столах расположены мерные сосуды с амурской водой и водой из под крана. Единицей цветности служат особые градусы: цвет питьевой воды не должен превышать 40 градусов по данной шкале. Цветность амурской воды – 60 градусов, питьевой 2 градуса.

Таблица проецируется на экран.

Вид сверху

Вид сбоку

Цветность в градусах

Не отмечен

Не отличен

Не отмечен

Очень слабый, желтоватый

Очень слабый

Желтоватый

40°

Бледно-желтый

Слабо-желтый

60°

Бледно-желтый

Желтый

150°

Цвет питьевой воды не должен превышать 40° по данной шкале, а в реке Амур более 100°.

 

2. Определение прозрачности воды.

 Оборудование: мерный цилиндр, газета, исследуемая вода. Сосуды с водой ставим на газету и смотрим на текст сверху.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Непрозрачная, текст невиден.

Прозрачная, текст виден.

 

3. Определяем мутность воды.

 Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, колба, вода из под крана, вода из реки Амур.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

На фильтровальной бумаге остается песок, механические частицы

На фильтровальной бумаге нет ничего.

Вывод: в реке Амур вода мутная, грязная.

 

4. Запах воды.

Запах воды связан с деятельностью водных организмов.

Оборудование: две пробирки с пробками: в одной – амурская вода, в другой водопроводная вода.

Таблица проецируется на экран. Интенсивность запаха воды

Баллы

Интенсивность

Качественная хаpaктеристика

0

Никакой

Отсутствие запаха

1

Очень слабый

Запах плохо обнаруживается

2

Слабый

Не привлекает внимания потребителя

3

Заметный

Запах легко обнаруживается и вода непригодная для питья

4

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание. Вода непригодная для питья

5

Очень сильный

Запах очень сильный, вода не пригодна для питья

 

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Сероводородный, неопределенный.

Запах хлора

Вывод: вся вода имеет запах.

5. Вкус воды.

Определение вкуса кипяченой воды: соленый, горький, кислый, сладкий и привкусы: хлорный, металлический, рыбный.

  • Пробуют воду два ученика. Вода кипяченая, чтобы не было риска отравиться. Оказалось, что амурская вода имеет вкус непонятного происхождения, вкус заметный, и мы оцениваем его в 3 бала, а водопроводная вода имеет очень слабый вкус.

Мы установили, что по исследуемым показателям неочищенную воду из Амура пить нельзя. Более серьезные исследования проведут вместе с нами участники группы алхимиков (демонстрация для всех).

1) Определение хлоридов.

 Оборудование: пробирки с водой, 10% раствор нитрата серебра.

Таблица проецируется на экран. Содержание хлоридов в пробе воды.

Вид осадка или помутнения

Концентрация хлоридов мг

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются сразу.

50-100

Белый объемный осадок

>100

    • В пробирки с амурской водой и в пробирку с водопроводной водой добавляем по 3 капли 10% раствора AgNO3.

 

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Образуются хлопья 50-100 мг/л

Слабое помутнение 1-10 мг/л

Вывод: Значит в воде много хлора, особенно в реке Амур.

2) Определение общего железа.

В амурской воде присутствует очень много железа. Даже от водопроводной воды остается ржавый налет на эмали ванны или paковины.

Оборудование: пробирки с водой, концентрированная азотная кислота, перекись водорода, роданид калия.

  • Добавляем к 10мл воды 1 каплю азотной кислоты, несколько капель раствора перекиси водорода и 0.5мл роданида калия.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

> 0.1мг/л – красное окрашивание

0.1мг/л – розовое окрашивание

Вывод: Содержание железа превышает норму.

Сравниваем полученные нами в результате экспериментов результаты с данными Гороводоканала и приходим к выводу: вода из реки Амур не пригодна для питья по исследуемым показателям,  а из реки Амур только после фильтрования и кипячения.

Среди нас присутствует группа «Загрязнители Амура». Дадим им слово.

А мы уничтожаем Амур, разрушаем его. Мы выливаем нефть и нефтепродукты прямо в Амур. Так бензин марки АИ-76 содержим 18-20% фенолов, керосин 20-21%. А машины, которые моют в реке Амур? В нашем городе тысячи автомобилей и всего одна автомойка, и мы моем автомобили в реках и озерах. Но самое главное – это промышленные и бытовые стоки, и Китай нам в этом  очень помогает постоянными авариями на химических предприятиях, расположенных на реке Амур. 80% бытовых и сточных вод поступают в реку Сунгари, а оттуда в Амур. А бензольное пятно, протяженностью 5км выпущенное 20 августа 2006 года чего стоит? Оно привело в шок жителей Хабаровского края. А еще мы будем строить в Китае ГЭС, реку перегородим плотинами, настроим водохранилищ, из-за которых качество воды в верхнем и среднем течении Амура естественно ухудшится, что губительно скажется и на нижнем течении. А вскоре мы выловим и всю рыбу, несмотря на все ваши мониторинги и запреты. И как Вы будете бороться с нами?

Слово экологам.

В формирование наиболее острых экологических проблем, особенно связанных с загрязнением реки Амур, значительнее, чем прежде заметно влияние Китая, с его интенсивным экономическим развитием. Только недавно появились соглашения между Китаем и Россией.

Химический состав воды реки Амур отличен от вод России. В воде р.Амур насчитано более 300 химических соединений. Государственные стандарты контролируют 20 показателей. Со стороны России по реке Амур проживает 5млн. человек, а со стороны Китая 80млн. человек. В КНР очистных сооружений нет, в воде большой процент фенолов и бензолов, толуола, радиацией.

Только в 2006-2007 году люди стали задумываться о чистоте воды в реке Амур. В лабораториях водоканалов появилось дорогое оборудование для определения химического состава воды. В январе 2007 года на реке Сунгари было ликвидировано 36 химических предприятий. В КНР выделяются деньги на постройку очистных сооружений. Амур находится в опасности: рыбу мы не едим, воду пьем из артезианских источников. Для сохранения Амура необходимо наладить межгосударственное сотрудничество. Необходимо выделять средства на компенсацию экологического ущерба от загрязнений Китая. Сводки горводоканала скрывают истинное положение вещей.

Таблица проецируется на экран. Плохие микробиологические показателя воды:

Кишечная палочка

Гепатит

Холерный эмбрион и др.

При высоких температурах обработки в воде образуется диоксин (хлорсоединение): накапливается в межклеточной жидкости, приводит к заболеваниям крови и обострению хронических заболеваний.

Вывод: в воде – радиация + токсины + инфекция = oнкoлoгические заболевания.

Проецируется на экран. Вот некоторые мероприятия по очистке воды в домашних условиях.

  1. Использовать заводские фильтры.
  2. Менять фильтры согласно рекомендациям.
  3. Замораживать воду, а затем кипятить.
  4. Использовать черенки черемухи и березы для обеззараживания воды.

 

Мало кто из горожан сейчас пользуется для приготовления пищи водопроводной водой. Используют бутилированную воду из природных источников и артезианских скважин. Люди, в связи с этим учатся беречь чистую воду, каждую каплю, т.к. она стоит дорого – 1 литр бутилированной воды стоит более 3 рублей.

Мы вновь предоставляем слово нашим аналитикам.

Рыба, выловленная  в реке Амур, имеет специфический «аптечный запах». Воду, даже кипяченную, пить нельзя. Основой питания нанайцев, нивхов является рыба. Люди вынуждены обнюхивать улов, прежде чем нести его домой, чтобы не заболеть. В Амуре много хлора, который, взаимодействуя с фенолом, образует хлорфенол, гораздо более токсичный и опасный для живых существ, чем исходные компоненты. Теперь местные жители не едят корюшку, калугу, но продают ее в другие города. Далеко не все восприняли эти вести об аварии как предупреждение. Кто-то лишь досадливо отмахнулся: «Ну и что? На наш век хватит воды!». И таких людей, беспечных и небескорыстных, среди нас, увы, не мало. Нам не нужны подачки от китайской стороны в виде предоставления сорбентов и оборудования для ликвидации последствий загрязнения со стороны Китая, нужны серьезные законы правительства РФ.
Проектный этап — этап разработки комплексных предложений учеников по сохранению чистоты р. Амур. Без очистки воду из реки Амура пить нельзя.

Проектируется на экран. Наши рекомендации:

  • Проводить мероприятия, направленные на повышение уровня экологической культуры.
  • Проводить работы по очистке р. Амур от разного рода отходов хозяйственной деятельности человека.
  • Необходимо привлечение населения, в частности школьных отрядов для осуществления природоохранных мероприятий.
  • Предотвращать и предупреждать случаи мытья машин в водоемах, создание свалок мусора на прибрежных территориях, сброс мусора непосредственно в водоемы.
  • Внести предложения учащихся в центр молодежной политики правительства Хабаровского края для активизации деятельности молодежи по очистке реки Амур
  • Давайте проголосуем за эти рекомендации

 

Учителя благодарят учеников за активную работу на уроке, отмечают лучшие группы, оценивают учащихся. На экран проецируются большие буквы: «Сохраним наш Амур».

Литература

  1. М.В. Высоцкая. «Элективные курсы экологии 9 класс». Волгоград.
  2. Ю.Колбовский. «Изучаем малые реки». Ярославль, 2004г.
  3. П. Кучеренко. «Рыбы у себя дома». Приамурские ведомости, Хабаровский издательский дом, 2005г.
  4. «Экология. Школьный справочник». Академия развития. г.Ярославль, 1998г.
  5. Материалы СМИ: газеты «Тихоокеанская звезда» и «Дальневосточный Комсомольск».



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

26 03 2025 20:40:13

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

25 03 2025 5:55:32

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

24 03 2025 16:33:30

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

23 03 2025 3:29:27

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

22 03 2025 6:55:16

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

21 03 2025 19:22:59

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

20 03 2025 11:38:59

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

19 03 2025 11:33:40

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

18 03 2025 23:51:46

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Водоросли"

      Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала. ...

17 03 2025 17:41:11

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования


    Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

      В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

16 03 2025 5:26:38

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

15 03 2025 5:18:13

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

14 03 2025 23:54:31

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

13 03 2025 1:49:44

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

12 03 2025 19:20:59

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

11 03 2025 10:32:30

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

10 03 2025 14:47:20

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

09 03 2025 17:32:30

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

08 03 2025 4:39:58

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

07 03 2025 9:35:53

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

06 03 2025 15:14:59

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

05 03 2025 17:41:53

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

04 03 2025 3:22:28

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

03 03 2025 21:17:25

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

02 03 2025 4:32:48

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти

Сознание человека: особенности восприятия и действия, роль памяти Сознание  человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....

01 03 2025 5:31:11

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

28 02 2025 0:35:38

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

27 02 2025 7:46:26

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

26 02 2025 4:31:42

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

25 02 2025 21:22:59

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

24 02 2025 12:31:20

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

23 02 2025 3:25:26

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

22 02 2025 4:11:14

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

21 02 2025 21:42:27

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

20 02 2025 3:15:45

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

19 02 2025 2:15:19

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

18 02 2025 16:45:45

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

17 02 2025 16:25:14

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

16 02 2025 19:18:14

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

15 02 2025 21:19:56

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

14 02 2025 22:27:30

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

13 02 2025 3:34:57

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

12 02 2025 17:39:22

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

11 02 2025 21:30:45

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

10 02 2025 11:54:52

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

09 02 2025 10:14:34

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

08 02 2025 13:37:24

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

07 02 2025 18:35:10

Урок биологии по теме "Строение семян"


    Урок биологии по теме "Строение семян"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

06 02 2025 4:18:37

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

05 02 2025 1:22:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::