Урок-пpaктикум "Амур просит помощи" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

Источник:
 

Введение

Нетрадиционные формы уроков прочно вошли в пpaктику школы. По сравнению с обычными уроками они обладают целым рядом преимуществ. Во-первых, они позволяют дать учащимся массу дополнительной информации, часто занимательного хаpaктера. Во-вторых, сама организация такого урока предполагает развитие творческой самостоятельности ребят, их интереса к проблеме. В процессе его подготовки выpaбатываются умения ориентироваться в океане информации, отбора материала, правильной оценки событий и явлений. Решению этих задач способствуют и необычная форма уроков, и своеобразное оформление класса, а главное — роль, которую будут играть ученики на уроке.

Цель.

  • Оценить экологическое состояние и качество воды в реке Амур.
  • Сравнить качество воды в реке Амур с питьевой водой.
  • Выявить основные загрязнители воды в Амуре.
  • Развивать экологическую культуру школьников.

 

Задачи.

  • Формирование у учащихся умения решать пpaктические задачи на основе наблюдений и исследований.
  • Развитие у учеников навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить.
  • Формирование компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды.
  • Обобщение знаний, получаемых учащимися на уроках химии, биологии, географии, экологии.
  • Продолжить развитие познавательного интереса учащихся на основе использования межпредметных связей.

 

Оборудование.

  • Лабораторное оборудование. Компьютер, проектор, экран.
  • Атлас «Нижний Амур» и карта «Хабаровский край».
  • Материалы анализов воды городского водоканала, материалы годовых отчетов рыбинспекции, экологические проекты учащихся.

 

Особенности организации урока.

  • Решение проблемных задач через проведение исследований, лабораторных опытов и анализа полученных данных.

 

Методы обучения.

  • Частично поисковый, проблемный, исследовательский, проектный.

 

Оформление доски:

На доске надписи: «Урок-пpaктикум по экологии «Амур просит помощи».

На экране слова: «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь» А.Сент. Экзюпери.

На доске висят: Карта «Хабаровский край», газеты, листовки.

На столе: выставлены экологические проекты об охране реки Амур, книги, грамоты ребят.

Ведущие: учителя биологии и географии.

Ход урока

Сегодня мы проводим урок-пpaктикум, посвященный проблемам реки Амур. Класс делится на шесть групп: 1 группа – аналитики, 2 группа – исследователи – «Гoлyбой патруль», 3 группа – лаборанты водоканала, 4 группа – алхимики, 5 группа – экологи, 6 группа – загрязнители.

Вступительное слово учителя географии.

Река Амур – одна из крупнейших рек Северо-Восточной Азии. В общемировом рейтинге рек – она занимает девятое место по протяженности: 4400 км, и десятое место по площади бассейна: 1.85 млн.км. Прострaнcтво бассейна располагается на территории трех государств России – 53% площади, Китая и Монголии – 47%. В бассейне реки Амур проживает более 80 млн. человек, более 90% населения приходится на долю КНР.

Вступительное слово учителя биологии.

Амурский бассейн хаpaктеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это дальневосточные прерии, кедрово-широколистные леса, альпийские луга и даурские степи. Амурский водноболотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важным миграционным коридором для миллионов птиц и признан одним из самых приоритетных пресноводных экорегионов планеты. В пределах бассейна обитает 2800 видов сосудистых растений, около 380 видов птиц, 23 вида амфибий и рептилий, более 70 видов млекопитающих, 108 видов рыб.

Учитель биологии: Давайте предоставим первое слово – аналитикам.

Вода – уникальное вещество на Земле. Входит в состав живых организмов: человек на 65% состоит из воды, эмбрион на 97%. Наиболее актуальной для сотен тысяч жителей Хабаровского края является проблема загрязненности амурской воды, особенно в последние годы. Высокими темпами развивается хозяйственная деятельность на территории Китая, а очистных сооружений нет. Фенольное загрязнение Амура – одна из сегодняшних трагедий.

Слово предоставляется исследователям из «Гoлyбого патруля».

Определение фенола:

Рыба при приготовлении имеет «аптечный» запах. Фенолы попадают в водоемы с промышленными стоками. Фенол никогда не выводится из организма человека.

  • Берем колбу 200 мл, заполняем 100 мл воды, добавляем хлорную воду в небольшом объеме, нагреваем – появляется хаpaктерный для хлорфенолов «аптечный» запах.

Учитель биологии: «Я думаю, что есть, что добавить группе исследователей «Гoлyбой патруль».

По нашим наблюдениям в Амуре много нефтепродуктов, токсинов. Рыбу есть нельзя, на ней язвы, рыба имеет запах фенола.
Наш отряд в течение года посещает водоемы реки Амур, озера Мылки, совместно с ихтиологами рыбинспекции. Амур сильно загрязнен, на поверхности воды видны масляные пленки. В воде много мусора и мы его убирали во время летних походов.

Слово лаборантам «Водоканала», которые продемонстрирует простейшие опыты определения качества воды.

1. Определение цвета воды.

Оборудование: мерный цилиндр, таблица для определения качества воды.

Методы исследования: химический анализ, физическое изучение.

На всех шести столах расположены мерные сосуды с амурской водой и водой из под крана. Единицей цветности служат особые градусы: цвет питьевой воды не должен превышать 40 градусов по данной шкале. Цветность амурской воды – 60 градусов, питьевой 2 градуса.

Таблица проецируется на экран.

Вид сверху

Вид сбоку

Цветность в градусах

Не отмечен

Не отличен

Не отмечен

Очень слабый, желтоватый

Очень слабый

Желтоватый

40°

Бледно-желтый

Слабо-желтый

60°

Бледно-желтый

Желтый

150°

Цвет питьевой воды не должен превышать 40° по данной шкале, а в реке Амур более 100°.

 

2. Определение прозрачности воды.

 Оборудование: мерный цилиндр, газета, исследуемая вода. Сосуды с водой ставим на газету и смотрим на текст сверху.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Непрозрачная, текст невиден.

Прозрачная, текст виден.

 

3. Определяем мутность воды.

 Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, колба, вода из под крана, вода из реки Амур.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

На фильтровальной бумаге остается песок, механические частицы

На фильтровальной бумаге нет ничего.

Вывод: в реке Амур вода мутная, грязная.

 

4. Запах воды.

Запах воды связан с деятельностью водных организмов.

Оборудование: две пробирки с пробками: в одной – амурская вода, в другой водопроводная вода.

Таблица проецируется на экран. Интенсивность запаха воды

Баллы

Интенсивность

Качественная хаpaктеристика

0

Никакой

Отсутствие запаха

1

Очень слабый

Запах плохо обнаруживается

2

Слабый

Не привлекает внимания потребителя

3

Заметный

Запах легко обнаруживается и вода непригодная для питья

4

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание. Вода непригодная для питья

5

Очень сильный

Запах очень сильный, вода не пригодна для питья

 

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Сероводородный, неопределенный.

Запах хлора

Вывод: вся вода имеет запах.

5. Вкус воды.

Определение вкуса кипяченой воды: соленый, горький, кислый, сладкий и привкусы: хлорный, металлический, рыбный.

  • Пробуют воду два ученика. Вода кипяченая, чтобы не было риска отравиться. Оказалось, что амурская вода имеет вкус непонятного происхождения, вкус заметный, и мы оцениваем его в 3 бала, а водопроводная вода имеет очень слабый вкус.

Мы установили, что по исследуемым показателям неочищенную воду из Амура пить нельзя. Более серьезные исследования проведут вместе с нами участники группы алхимиков (демонстрация для всех).

1) Определение хлоридов.

 Оборудование: пробирки с водой, 10% раствор нитрата серебра.

Таблица проецируется на экран. Содержание хлоридов в пробе воды.

Вид осадка или помутнения

Концентрация хлоридов мг

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются сразу.

50-100

Белый объемный осадок

>100

    • В пробирки с амурской водой и в пробирку с водопроводной водой добавляем по 3 капли 10% раствора AgNO3.

 

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Образуются хлопья 50-100 мг/л

Слабое помутнение 1-10 мг/л

Вывод: Значит в воде много хлора, особенно в реке Амур.

2) Определение общего железа.

В амурской воде присутствует очень много железа. Даже от водопроводной воды остается ржавый налет на эмали ванны или paковины.

Оборудование: пробирки с водой, концентрированная азотная кислота, перекись водорода, роданид калия.

  • Добавляем к 10мл воды 1 каплю азотной кислоты, несколько капель раствора перекиси водорода и 0.5мл роданида калия.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

> 0.1мг/л – красное окрашивание

0.1мг/л – розовое окрашивание

Вывод: Содержание железа превышает норму.

Сравниваем полученные нами в результате экспериментов результаты с данными Гороводоканала и приходим к выводу: вода из реки Амур не пригодна для питья по исследуемым показателям,  а из реки Амур только после фильтрования и кипячения.

Среди нас присутствует группа «Загрязнители Амура». Дадим им слово.

А мы уничтожаем Амур, разрушаем его. Мы выливаем нефть и нефтепродукты прямо в Амур. Так бензин марки АИ-76 содержим 18-20% фенолов, керосин 20-21%. А машины, которые моют в реке Амур? В нашем городе тысячи автомобилей и всего одна автомойка, и мы моем автомобили в реках и озерах. Но самое главное – это промышленные и бытовые стоки, и Китай нам в этом  очень помогает постоянными авариями на химических предприятиях, расположенных на реке Амур. 80% бытовых и сточных вод поступают в реку Сунгари, а оттуда в Амур. А бензольное пятно, протяженностью 5км выпущенное 20 августа 2006 года чего стоит? Оно привело в шок жителей Хабаровского края. А еще мы будем строить в Китае ГЭС, реку перегородим плотинами, настроим водохранилищ, из-за которых качество воды в верхнем и среднем течении Амура естественно ухудшится, что губительно скажется и на нижнем течении. А вскоре мы выловим и всю рыбу, несмотря на все ваши мониторинги и запреты. И как Вы будете бороться с нами?

Слово экологам.

В формирование наиболее острых экологических проблем, особенно связанных с загрязнением реки Амур, значительнее, чем прежде заметно влияние Китая, с его интенсивным экономическим развитием. Только недавно появились соглашения между Китаем и Россией.

Химический состав воды реки Амур отличен от вод России. В воде р.Амур насчитано более 300 химических соединений. Государственные стандарты контролируют 20 показателей. Со стороны России по реке Амур проживает 5млн. человек, а со стороны Китая 80млн. человек. В КНР очистных сооружений нет, в воде большой процент фенолов и бензолов, толуола, радиацией.

Только в 2006-2007 году люди стали задумываться о чистоте воды в реке Амур. В лабораториях водоканалов появилось дорогое оборудование для определения химического состава воды. В январе 2007 года на реке Сунгари было ликвидировано 36 химических предприятий. В КНР выделяются деньги на постройку очистных сооружений. Амур находится в опасности: рыбу мы не едим, воду пьем из артезианских источников. Для сохранения Амура необходимо наладить межгосударственное сотрудничество. Необходимо выделять средства на компенсацию экологического ущерба от загрязнений Китая. Сводки горводоканала скрывают истинное положение вещей.

Таблица проецируется на экран. Плохие микробиологические показателя воды:

Кишечная палочка

Гепатит

Холерный эмбрион и др.

При высоких температурах обработки в воде образуется диоксин (хлорсоединение): накапливается в межклеточной жидкости, приводит к заболеваниям крови и обострению хронических заболеваний.

Вывод: в воде – радиация + токсины + инфекция = oнкoлoгические заболевания.

Проецируется на экран. Вот некоторые мероприятия по очистке воды в домашних условиях.

  1. Использовать заводские фильтры.
  2. Менять фильтры согласно рекомендациям.
  3. Замораживать воду, а затем кипятить.
  4. Использовать черенки черемухи и березы для обеззараживания воды.

 

Мало кто из горожан сейчас пользуется для приготовления пищи водопроводной водой. Используют бутилированную воду из природных источников и артезианских скважин. Люди, в связи с этим учатся беречь чистую воду, каждую каплю, т.к. она стоит дорого – 1 литр бутилированной воды стоит более 3 рублей.

Мы вновь предоставляем слово нашим аналитикам.

Рыба, выловленная  в реке Амур, имеет специфический «аптечный запах». Воду, даже кипяченную, пить нельзя. Основой питания нанайцев, нивхов является рыба. Люди вынуждены обнюхивать улов, прежде чем нести его домой, чтобы не заболеть. В Амуре много хлора, который, взаимодействуя с фенолом, образует хлорфенол, гораздо более токсичный и опасный для живых существ, чем исходные компоненты. Теперь местные жители не едят корюшку, калугу, но продают ее в другие города. Далеко не все восприняли эти вести об аварии как предупреждение. Кто-то лишь досадливо отмахнулся: «Ну и что? На наш век хватит воды!». И таких людей, беспечных и небескорыстных, среди нас, увы, не мало. Нам не нужны подачки от китайской стороны в виде предоставления сорбентов и оборудования для ликвидации последствий загрязнения со стороны Китая, нужны серьезные законы правительства РФ.
Проектный этап — этап разработки комплексных предложений учеников по сохранению чистоты р. Амур. Без очистки воду из реки Амура пить нельзя.

Проектируется на экран. Наши рекомендации:

  • Проводить мероприятия, направленные на повышение уровня экологической культуры.
  • Проводить работы по очистке р. Амур от разного рода отходов хозяйственной деятельности человека.
  • Необходимо привлечение населения, в частности школьных отрядов для осуществления природоохранных мероприятий.
  • Предотвращать и предупреждать случаи мытья машин в водоемах, создание свалок мусора на прибрежных территориях, сброс мусора непосредственно в водоемы.
  • Внести предложения учащихся в центр молодежной политики правительства Хабаровского края для активизации деятельности молодежи по очистке реки Амур
  • Давайте проголосуем за эти рекомендации

 

Учителя благодарят учеников за активную работу на уроке, отмечают лучшие группы, оценивают учащихся. На экран проецируются большие буквы: «Сохраним наш Амур».

Литература

  1. М.В. Высоцкая. «Элективные курсы экологии 9 класс». Волгоград.
  2. Ю.Колбовский. «Изучаем малые реки». Ярославль, 2004г.
  3. П. Кучеренко. «Рыбы у себя дома». Приамурские ведомости, Хабаровский издательский дом, 2005г.
  4. «Экология. Школьный справочник». Академия развития. г.Ярославль, 1998г.
  5. Материалы СМИ: газеты «Тихоокеанская звезда» и «Дальневосточный Комсомольск».



Комментарии:

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

27 04 2024 13:17:27

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

26 04 2024 11:23:23

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

25 04 2024 0:21:33

Открытый урок по теме "Витамины"


    Открытый урок по теме "Витамины"

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

24 04 2024 12:43:25

Урок биологии по теме "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....

23 04 2024 8:17:11

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

22 04 2024 12:21:42

Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

      Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

21 04 2024 12:15:27

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

20 04 2024 4:57:53

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

19 04 2024 2:40:38

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

18 04 2024 12:26:22

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

17 04 2024 7:39:15

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

16 04 2024 2:12:48

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

15 04 2024 22:56:14

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

14 04 2024 17:32:15

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

13 04 2024 3:21:38

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

12 04 2024 11:47:35

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

11 04 2024 13:58:39

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

10 04 2024 22:27:20

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

09 04 2024 9:14:52

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

08 04 2024 10:35:29

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

07 04 2024 7:37:27

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

06 04 2024 12:30:56

Урок-игра "Классы рыб"


    Урок-игра "Классы рыб"

      Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

05 04 2024 4:38:39

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

04 04 2024 10:27:59

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

03 04 2024 11:33:30

Урок биологии по теме "Строение и значение побега". 6-й класс

На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....

02 04 2024 10:53:44

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

01 04 2024 4:42:59

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

31 03 2024 13:34:39

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

30 03 2024 16:39:15

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

29 03 2024 22:24:49

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

28 03 2024 23:28:51

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

27 03 2024 1:34:28

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....

26 03 2024 20:38:58

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

25 03 2024 1:21:14

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

24 03 2024 14:31:49

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

23 03 2024 12:29:47

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

22 03 2024 23:42:52

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

21 03 2024 7:40:10

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

20 03 2024 6:28:35

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

19 03 2024 15:30:26

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

18 03 2024 21:58:15

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

17 03 2024 0:11:23

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

16 03 2024 18:34:21

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

15 03 2024 5:10:52

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

14 03 2024 16:59:52

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

13 03 2024 13:11:15

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

12 03 2024 4:35:30

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

11 03 2024 11:59:24

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

10 03 2024 21:39:52

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

09 03 2024 3:14:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::