Урок-пpaктикум "Амур просит помощи" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

Источник:
  • Кухня под заказ
  • Профессионально услуги проектирования на заказ. Коллектив специалистов
  • умнаямебель68.рф


 

Введение

Нетрадиционные формы уроков прочно вошли в пpaктику школы. По сравнению с обычными уроками они обладают целым рядом преимуществ. Во-первых, они позволяют дать учащимся массу дополнительной информации, часто занимательного хаpaктера. Во-вторых, сама организация такого урока предполагает развитие творческой самостоятельности ребят, их интереса к проблеме. В процессе его подготовки выpaбатываются умения ориентироваться в океане информации, отбора материала, правильной оценки событий и явлений. Решению этих задач способствуют и необычная форма уроков, и своеобразное оформление класса, а главное — роль, которую будут играть ученики на уроке.

Цель.

  • Оценить экологическое состояние и качество воды в реке Амур.
  • Сравнить качество воды в реке Амур с питьевой водой.
  • Выявить основные загрязнители воды в Амуре.
  • Развивать экологическую культуру школьников.

 

Задачи.

  • Формирование у учащихся умения решать пpaктические задачи на основе наблюдений и исследований.
  • Развитие у учеников навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить.
  • Формирование компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды.
  • Обобщение знаний, получаемых учащимися на уроках химии, биологии, географии, экологии.
  • Продолжить развитие познавательного интереса учащихся на основе использования межпредметных связей.

 

Оборудование.

  • Лабораторное оборудование. Компьютер, проектор, экран.
  • Атлас «Нижний Амур» и карта «Хабаровский край».
  • Материалы анализов воды городского водоканала, материалы годовых отчетов рыбинспекции, экологические проекты учащихся.

 

Особенности организации урока.

  • Решение проблемных задач через проведение исследований, лабораторных опытов и анализа полученных данных.

 

Методы обучения.

  • Частично поисковый, проблемный, исследовательский, проектный.

 

Оформление доски:

На доске надписи: «Урок-пpaктикум по экологии «Амур просит помощи».

На экране слова: «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь» А.Сент. Экзюпери.

На доске висят: Карта «Хабаровский край», газеты, листовки.

На столе: выставлены экологические проекты об охране реки Амур, книги, грамоты ребят.

Ведущие: учителя биологии и географии.

Ход урока

Сегодня мы проводим урок-пpaктикум, посвященный проблемам реки Амур. Класс делится на шесть групп: 1 группа – аналитики, 2 группа – исследователи – «Гoлyбой патруль», 3 группа – лаборанты водоканала, 4 группа – алхимики, 5 группа – экологи, 6 группа – загрязнители.

Вступительное слово учителя географии.

Река Амур – одна из крупнейших рек Северо-Восточной Азии. В общемировом рейтинге рек – она занимает девятое место по протяженности: 4400 км, и десятое место по площади бассейна: 1.85 млн.км. Прострaнcтво бассейна располагается на территории трех государств России – 53% площади, Китая и Монголии – 47%. В бассейне реки Амур проживает более 80 млн. человек, более 90% населения приходится на долю КНР.

Вступительное слово учителя биологии.

Амурский бассейн хаpaктеризуется высоким ландшафтным разнообразием: это дальневосточные прерии, кедрово-широколистные леса, альпийские луга и даурские степи. Амурский водноболотный комплекс является местом воспроизводства рыбных стад и важным миграционным коридором для миллионов птиц и признан одним из самых приоритетных пресноводных экорегионов планеты. В пределах бассейна обитает 2800 видов сосудистых растений, около 380 видов птиц, 23 вида амфибий и рептилий, более 70 видов млекопитающих, 108 видов рыб.

Учитель биологии: Давайте предоставим первое слово – аналитикам.

Вода – уникальное вещество на Земле. Входит в состав живых организмов: человек на 65% состоит из воды, эмбрион на 97%. Наиболее актуальной для сотен тысяч жителей Хабаровского края является проблема загрязненности амурской воды, особенно в последние годы. Высокими темпами развивается хозяйственная деятельность на территории Китая, а очистных сооружений нет. Фенольное загрязнение Амура – одна из сегодняшних трагедий.

Слово предоставляется исследователям из «Гoлyбого патруля».

Определение фенола:

Рыба при приготовлении имеет «аптечный» запах. Фенолы попадают в водоемы с промышленными стоками. Фенол никогда не выводится из организма человека.

  • Берем колбу 200 мл, заполняем 100 мл воды, добавляем хлорную воду в небольшом объеме, нагреваем – появляется хаpaктерный для хлорфенолов «аптечный» запах.

Учитель биологии: «Я думаю, что есть, что добавить группе исследователей «Гoлyбой патруль».

По нашим наблюдениям в Амуре много нефтепродуктов, токсинов. Рыбу есть нельзя, на ней язвы, рыба имеет запах фенола.
Наш отряд в течение года посещает водоемы реки Амур, озера Мылки, совместно с ихтиологами рыбинспекции. Амур сильно загрязнен, на поверхности воды видны масляные пленки. В воде много мусора и мы его убирали во время летних походов.

Слово лаборантам «Водоканала», которые продемонстрирует простейшие опыты определения качества воды.

1. Определение цвета воды.

Оборудование: мерный цилиндр, таблица для определения качества воды.

Методы исследования: химический анализ, физическое изучение.

На всех шести столах расположены мерные сосуды с амурской водой и водой из под крана. Единицей цветности служат особые градусы: цвет питьевой воды не должен превышать 40 градусов по данной шкале. Цветность амурской воды – 60 градусов, питьевой 2 градуса.

Таблица проецируется на экран.

Вид сверху

Вид сбоку

Цветность в градусах

Не отмечен

Не отличен

Не отмечен

Очень слабый, желтоватый

Очень слабый

Желтоватый

40°

Бледно-желтый

Слабо-желтый

60°

Бледно-желтый

Желтый

150°

Цвет питьевой воды не должен превышать 40° по данной шкале, а в реке Амур более 100°.

 

2. Определение прозрачности воды.

 Оборудование: мерный цилиндр, газета, исследуемая вода. Сосуды с водой ставим на газету и смотрим на текст сверху.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Непрозрачная, текст невиден.

Прозрачная, текст виден.

 

3. Определяем мутность воды.

 Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, колба, вода из под крана, вода из реки Амур.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

На фильтровальной бумаге остается песок, механические частицы

На фильтровальной бумаге нет ничего.

Вывод: в реке Амур вода мутная, грязная.

 

4. Запах воды.

Запах воды связан с деятельностью водных организмов.

Оборудование: две пробирки с пробками: в одной – амурская вода, в другой водопроводная вода.

Таблица проецируется на экран. Интенсивность запаха воды

Баллы

Интенсивность

Качественная хаpaктеристика

0

Никакой

Отсутствие запаха

1

Очень слабый

Запах плохо обнаруживается

2

Слабый

Не привлекает внимания потребителя

3

Заметный

Запах легко обнаруживается и вода непригодная для питья

4

Отчетливый

Запах обращает на себя внимание. Вода непригодная для питья

5

Очень сильный

Запах очень сильный, вода не пригодна для питья

 

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Сероводородный, неопределенный.

Запах хлора

Вывод: вся вода имеет запах.

5. Вкус воды.

Определение вкуса кипяченой воды: соленый, горький, кислый, сладкий и привкусы: хлорный, металлический, рыбный.

  • Пробуют воду два ученика. Вода кипяченая, чтобы не было риска отравиться. Оказалось, что амурская вода имеет вкус непонятного происхождения, вкус заметный, и мы оцениваем его в 3 бала, а водопроводная вода имеет очень слабый вкус.

Мы установили, что по исследуемым показателям неочищенную воду из Амура пить нельзя. Более серьезные исследования проведут вместе с нами участники группы алхимиков (демонстрация для всех).

1) Определение хлоридов.

 Оборудование: пробирки с водой, 10% раствор нитрата серебра.

Таблица проецируется на экран. Содержание хлоридов в пробе воды.

Вид осадка или помутнения

Концентрация хлоридов мг

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются сразу.

50-100

Белый объемный осадок

>100

    • В пробирки с амурской водой и в пробирку с водопроводной водой добавляем по 3 капли 10% раствора AgNO3.

 

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

Образуются хлопья 50-100 мг/л

Слабое помутнение 1-10 мг/л

Вывод: Значит в воде много хлора, особенно в реке Амур.

2) Определение общего железа.

В амурской воде присутствует очень много железа. Даже от водопроводной воды остается ржавый налет на эмали ванны или paковины.

Оборудование: пробирки с водой, концентрированная азотная кислота, перекись водорода, роданид калия.

  • Добавляем к 10мл воды 1 каплю азотной кислоты, несколько капель раствора перекиси водорода и 0.5мл роданида калия.

Результаты эксперимента:

Амурская вода

Водопроводная вода

> 0.1мг/л – красное окрашивание

0.1мг/л – розовое окрашивание

Вывод: Содержание железа превышает норму.

Сравниваем полученные нами в результате экспериментов результаты с данными Гороводоканала и приходим к выводу: вода из реки Амур не пригодна для питья по исследуемым показателям,  а из реки Амур только после фильтрования и кипячения.

Среди нас присутствует группа «Загрязнители Амура». Дадим им слово.

А мы уничтожаем Амур, разрушаем его. Мы выливаем нефть и нефтепродукты прямо в Амур. Так бензин марки АИ-76 содержим 18-20% фенолов, керосин 20-21%. А машины, которые моют в реке Амур? В нашем городе тысячи автомобилей и всего одна автомойка, и мы моем автомобили в реках и озерах. Но самое главное – это промышленные и бытовые стоки, и Китай нам в этом  очень помогает постоянными авариями на химических предприятиях, расположенных на реке Амур. 80% бытовых и сточных вод поступают в реку Сунгари, а оттуда в Амур. А бензольное пятно, протяженностью 5км выпущенное 20 августа 2006 года чего стоит? Оно привело в шок жителей Хабаровского края. А еще мы будем строить в Китае ГЭС, реку перегородим плотинами, настроим водохранилищ, из-за которых качество воды в верхнем и среднем течении Амура естественно ухудшится, что губительно скажется и на нижнем течении. А вскоре мы выловим и всю рыбу, несмотря на все ваши мониторинги и запреты. И как Вы будете бороться с нами?

Слово экологам.

В формирование наиболее острых экологических проблем, особенно связанных с загрязнением реки Амур, значительнее, чем прежде заметно влияние Китая, с его интенсивным экономическим развитием. Только недавно появились соглашения между Китаем и Россией.

Химический состав воды реки Амур отличен от вод России. В воде р.Амур насчитано более 300 химических соединений. Государственные стандарты контролируют 20 показателей. Со стороны России по реке Амур проживает 5млн. человек, а со стороны Китая 80млн. человек. В КНР очистных сооружений нет, в воде большой процент фенолов и бензолов, толуола, радиацией.

Только в 2006-2007 году люди стали задумываться о чистоте воды в реке Амур. В лабораториях водоканалов появилось дорогое оборудование для определения химического состава воды. В январе 2007 года на реке Сунгари было ликвидировано 36 химических предприятий. В КНР выделяются деньги на постройку очистных сооружений. Амур находится в опасности: рыбу мы не едим, воду пьем из артезианских источников. Для сохранения Амура необходимо наладить межгосударственное сотрудничество. Необходимо выделять средства на компенсацию экологического ущерба от загрязнений Китая. Сводки горводоканала скрывают истинное положение вещей.

Таблица проецируется на экран. Плохие микробиологические показателя воды:

Кишечная палочка

Гепатит

Холерный эмбрион и др.

При высоких температурах обработки в воде образуется диоксин (хлорсоединение): накапливается в межклеточной жидкости, приводит к заболеваниям крови и обострению хронических заболеваний.

Вывод: в воде – радиация + токсины + инфекция = oнкoлoгические заболевания.

Проецируется на экран. Вот некоторые мероприятия по очистке воды в домашних условиях.

  1. Использовать заводские фильтры.
  2. Менять фильтры согласно рекомендациям.
  3. Замораживать воду, а затем кипятить.
  4. Использовать черенки черемухи и березы для обеззараживания воды.

 

Мало кто из горожан сейчас пользуется для приготовления пищи водопроводной водой. Используют бутилированную воду из природных источников и артезианских скважин. Люди, в связи с этим учатся беречь чистую воду, каждую каплю, т.к. она стоит дорого – 1 литр бутилированной воды стоит более 3 рублей.

Мы вновь предоставляем слово нашим аналитикам.

Рыба, выловленная  в реке Амур, имеет специфический «аптечный запах». Воду, даже кипяченную, пить нельзя. Основой питания нанайцев, нивхов является рыба. Люди вынуждены обнюхивать улов, прежде чем нести его домой, чтобы не заболеть. В Амуре много хлора, который, взаимодействуя с фенолом, образует хлорфенол, гораздо более токсичный и опасный для живых существ, чем исходные компоненты. Теперь местные жители не едят корюшку, калугу, но продают ее в другие города. Далеко не все восприняли эти вести об аварии как предупреждение. Кто-то лишь досадливо отмахнулся: «Ну и что? На наш век хватит воды!». И таких людей, беспечных и небескорыстных, среди нас, увы, не мало. Нам не нужны подачки от китайской стороны в виде предоставления сорбентов и оборудования для ликвидации последствий загрязнения со стороны Китая, нужны серьезные законы правительства РФ.
Проектный этап — этап разработки комплексных предложений учеников по сохранению чистоты р. Амур. Без очистки воду из реки Амура пить нельзя.

Проектируется на экран. Наши рекомендации:

  • Проводить мероприятия, направленные на повышение уровня экологической культуры.
  • Проводить работы по очистке р. Амур от разного рода отходов хозяйственной деятельности человека.
  • Необходимо привлечение населения, в частности школьных отрядов для осуществления природоохранных мероприятий.
  • Предотвращать и предупреждать случаи мытья машин в водоемах, создание свалок мусора на прибрежных территориях, сброс мусора непосредственно в водоемы.
  • Внести предложения учащихся в центр молодежной политики правительства Хабаровского края для активизации деятельности молодежи по очистке реки Амур
  • Давайте проголосуем за эти рекомендации

 

Учителя благодарят учеников за активную работу на уроке, отмечают лучшие группы, оценивают учащихся. На экран проецируются большие буквы: «Сохраним наш Амур».

Литература

  1. М.В. Высоцкая. «Элективные курсы экологии 9 класс». Волгоград.
  2. Ю.Колбовский. «Изучаем малые реки». Ярославль, 2004г.
  3. П. Кучеренко. «Рыбы у себя дома». Приамурские ведомости, Хабаровский издательский дом, 2005г.
  4. «Экология. Школьный справочник». Академия развития. г.Ярославль, 1998г.
  5. Материалы СМИ: газеты «Тихоокеанская звезда» и «Дальневосточный Комсомольск».


Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

23 09 2022 3:54:50

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

22 09 2022 2:29:39

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

21 09 2022 6:25:54

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

20 09 2022 22:57:16

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

19 09 2022 5:58:32

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

18 09 2022 8:56:47

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

17 09 2022 1:57:29

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

16 09 2022 13:11:28

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"


    Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

      Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

15 09 2022 1:21:37

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

14 09 2022 21:36:54

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

13 09 2022 19:50:50

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

12 09 2022 4:47:20

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

11 09 2022 1:39:23

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

10 09 2022 16:56:48

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

09 09 2022 4:57:50

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

08 09 2022 11:56:38

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

07 09 2022 17:51:25

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

06 09 2022 22:33:12

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

05 09 2022 4:26:54

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

04 09 2022 8:13:57

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

03 09 2022 23:54:58

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

02 09 2022 22:15:46

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

01 09 2022 14:38:56

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

      Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

31 08 2022 14:41:21

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

30 08 2022 3:37:32

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

29 08 2022 2:50:34

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

28 08 2022 16:33:41

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

27 08 2022 17:43:22

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

26 08 2022 8:32:17

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

25 08 2022 2:53:27

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

24 08 2022 0:14:42

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

23 08 2022 16:30:53

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

22 08 2022 12:36:44

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

21 08 2022 4:32:38

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

20 08 2022 2:37:42

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина

Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и пoлoвoй отбор» привел доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путем последовательных изменений в результате отбора....

19 08 2022 14:50:48

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

18 08 2022 8:49:41

Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

17 08 2022 8:39:45

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

16 08 2022 3:14:51

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

15 08 2022 5:14:37

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"


    Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

      Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

14 08 2022 0:42:25

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

13 08 2022 22:24:41

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

12 08 2022 7:17:26

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

11 08 2022 10:17:14

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

10 08 2022 5:23:55

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

09 08 2022 8:38:57

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

08 08 2022 20:23:44

Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"


    Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"

      Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....

07 08 2022 17:54:49

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

06 08 2022 4:18:50

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

05 08 2022 9:33:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.