Мейоз

Образовательные задачи:
- продолжить формирование знаний о размножении, охаpaктеризовать мейоз,
- сформировать знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрыть биологическое значение мейоза.
Воспитательные задачи:
- продолжить нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая опасность наркотиков, алкоголя и курения на формирование веретена деления.
Развивающие задачи:
- обсуждая проблемные вопросы, применяя сравнение,
- анализ, синтез при самостоятельной работе с учебником и заполнении таблицы, развивать у учащихся логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности.
Оборудование урока:
- динамическое пособие “Перекрест хромосом”, “Деление клетки”,
- таблицы, иллюстрирующие стадии мейоза,
- презентация, посвященная стадиям мейоза.
Этапы урока
I. Актуализация знаний учащихся (стадия вызова).
Проверка знаний о непрямом делении клетки в процессе беседы на следующие вопросы:
1.Что такое диплоидный набор хромосом? (Двойной набор хромосом, хаpaктерен для соматических клеток).
2. Что такое гаплоидный набор хромосом? (Одинарный набор хромосом, хаpaктерен для пoлoвых клеток).
3. Какой набор хромосом и ДНК в пресинтетический период интерфазы? (2п2с).
4. Какой набор хромосом и ДНК в постсинтетический период интерфазы? (2п4с).
5. Какой набор хромосом и ДНК в профазе и метафазе митоза? (2п4с).
6. Какой набор хромосом и ДНК в анафазе митоза? (4п4с).
7. Какой набор хромосом и ДНК в телофазе митоза? (2п2с).
8. Сколько молекул ДНК в ядре соматической клетки человека перед митозом? (92 молекулы).
9. Сколько молекул ДНК в ядре соматической клетки после митоза? (46).
10. Как называются хромосомы в интерфазный период? (Хроматин).
II. Изучение нового материала. Стадия осмысления.
1. Рассказ учителя о мейозе – особом виде деления клеток, результатом которого является уменьшение в два раза числа хромосом в новых образующихся специальных клетках.
2.Беседа о сложном механизме мейоза и особенностях двух его этапов, о превращении хромосом в хроматиды, о конъюгации и кроссинговере.
Особенности первого мейотического деления
Интерфаза 1.
Предсинтетический период (G1-период).
Особенности:
а) дочерние клетки, начинающие жизненный цикл, по объему и общему содержанию белков и РНК вдвое меньше, чем исходная родительская клетка;
б) в начале периода возобновляется синтез РНК;
в) наступает активный синтез белка, ферментов метаболизма РНК и ферментов, необходимых для образования предшественников ДНК;
г) синтез пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов и четырех нуклеозидтрифосфатов, входящих в состав молекулы ДНК;
д) идет рост клетки, необходимый для достижения определенной “критической массы” цитоплазмы, определяющий начало синтеза ДНК;
е) накопление АТФ в виде резервуара энергии, обеспечивающей механическую и химическую работу митотического аппарата;
ж) в этом периоде клетки имеют диплоидное содержание ДНК (2п2с)
Синтетический период (S-период). Это отрезок времени, в течение которого происходит редупликация ДНК (2п4с).
Особенности:
а) продолжает возрастать уровень синтеза РНК в соответствии с увеличением количества ДНК;
б) параллельно синтезу ДНК в клетке идет интенсивный синтез гистонов в цитоплазме и происходит их миграция в ядро, где они связываются с ДНК.
Постсинтетический период (G-период,2п4с). Это отрезок времени, хаpaктеризующийся процессами, направленными на подготовку клетки к делению.
Особенности:
а) интенсивный синтез белка, который идет на цитоплазматический белки дочерних клеток;
б) образование митотического аппарата;
в) усиленный синтез общего белка,РНК, синтез белков, которые определяют деление клетки;
г) масса цитоплазмы удваивается;
д) резко возрастает объем ядра.
Профаза 1. Самая продолжительная фаза, поэтому ее делят на пять стадий.
1.Лептотена.
Происходит спирализация хромосом, они укорачиваются и становятся видимыми как обособленные структуры.
2. Зиготена.
Гомологичные хромосомы сближаются по длине и образуют пары. Эти хромосомы имеют одинаковую длину, их центромеры занимают одинаковое положение, и они обычно содержат одинаковое число генов, расположенных в одной и той же линейной последовательности. Начинается синапс (конъюгация) хромосом.
Конъюгация начинается в нескольких точках хромосом, а затем хромосомы соединяются по всей длине. Пару конъюгировавших гомологичных хромосом называют бивалентами. При этом происходит как более плотная упаковка на молекулярном уровне, так и внешне заметное скручивание (спирализация). Так как каждая из гомологичных хромосом обладает своей центромерой, то в биваленте имеются две центромеры.
3. Пахитена.
Каждая гомологичная хромосома на стадии пахитены продольно расщепляется в плоскости, перпендикулярной плоскости конъюгации. Таким образом, каждый элемент теперь уже состоит из четырех хроматид. Эти точки называются хиазмами (перекрест). В результате гены из одной хромосомы оказываются связанными с генами из другой хромосомы, что приводит к новым генным комбинациям в образующихся хроматидах. Этот процесс называют кроссинговером.
4. Диплотена.
Гомологичные хромосомы частично деспирализуются и несколько отходят друг от друга. Вместе с тем они сохраняют взаимосвязь с помощью мостиков – хиазм, которые служат структурным выражением кроссинговера, имеющего место в предыдущую стадию.
5. Диакинез.
На этой стадии хромосомы полностью уплотнены и интенсивно окрашиваются. Ядерная оболочка и ядрышко исчезают. Центриоли, если они есть, мигрируют к полюсам и затем образуют нити веретена.
Метафаза1.
Гомологичные хромосомы (биваленты) выстраиваются в экваториальной плоскости. Их центромеры выглядят двойными, но ведут себя как единые структуры.
Анафаза 1.
По нитям веретена расходятся к полюсам центромеры, каждая из которых связана с двумя хроматидами. Таким образом, в анафазе первого деления расходятся не дочерние хроматиды гомологичных хромосом, как при митозе, а непосредственно гомологичные хромосомы и на каждом полюсе имеется гаплоидный набор п2с, а во всей клетке 2п4с.
Телофаза 1.
Расхождение гомологичных хромосом к противоположным полюсам означает завершение первого мейотического деления. Число хромосом в наборе стало вдвое меньше, но каждая хромосома состоит из двух хроматид. У животных и у некоторых растений хроматиды деспирализуются.
Особенности второго мейотического деления.
Интерфаза 2.
Эта стадия наблюдается только в животных клетках. Синтетический период отсутствует и дальнейшей репликации ДНК не происходит. После короткой интерфазы 2 наступает профаза 2.
Профаза 2.
В клетках, где выпадает интерфаза 2, эта стадия тоже отсутствует, В профазе 2 ядрышки и ядерные мембраны разрушаются, а хроматиды укорачиваются и утолщаются, Происходит образование веретена, которое знаменует начало метафазы 2.
Метафаза 2.
На этой стадии число хромосом меньше, чем в соматических клетках. Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора, а центромеры ведут себя как двойные структуры.
Анафаза 2.
Центромеры делятся, и две сестринские хроматиды направляются к противоположным полюсам. Отделившиеся друг о друга хроматиды называются хромосомами и на каждом полюсе клетки формируется гаплоидный набор (пс).
Телофаза 2.
Эта стадия схожа с телофазой митоза. Хромосомы деспирализуются. Нити веретена исчезают, а центриоли реплицируются, Вокруг каждого ядра, которое содержит теперь гаплоидное число хромосом исходной родительской клетки, вновь образуется ядерная мембрана. Таким образом, из исходной родительской клетки получается четыре дочерние клетки.
III. Стадия рефлексии.
Подведение итогов урока с обсуждением результата мейоза, образования особых гаплоидных клеток с уменьшенным вдвое набором хромосом и стихийно обмененными участками гомологичных хромосом, просмотр презентации, посвященной стадиям мейоза, заполнение таблицы. Сообщение ученика об отклонениях, обусловленных не расхождением хромосом у человека.
Сравнительная диаграмма.
| МИТОЗ | СХОДСТВО | МЕЙОЗ |
| 1.Одно деление. | 1. Энергия и вещества, необходимые для деления накапливаются во время интерфазы. | 1. Два деления. |
| 2.При делении материнской клетки получается две дочерние клетки с таким же набором хромосом. | 2. Стадии деления: 1. кариокинез: - профаза - метафаза - анафаза - телофаза; 2. цитокинез. |
2.При делении диплоидном материнской клетки получается четыре гаплоидные клетки. |
| 3. Митоз необходим для нормального роста и развития многоклеточного организма. Митоз лежит в основе процессов заживления повреждений и бесполого размножения. | 3. Интерфаза 2 пpaктически отсутствует. В профазе 1 деления происходит конъюгация и кроссинговер. |
|
| 4. Мейоз увеличивает генетическое
разнообразие пoлoвых клеток, так как в
результате этого процесса образуются хромосомы,
несущие гены и отца и матери. 5. У организмов, размножающихся пoлoвым путем, предотвращается удвоение числа хромосом в каждом новом поколении. |
Отклонения, обусловленные не расхождением хромосом у человека.
| СИНДРОМ | ГЕНОТИП | СИМПТОМЫ |
| Клайнефельтера | 44+хху=47 | Мужчина, женоподобный, умственная отсталость,бесплоден. |
| Шерешевского-Тернера | 44+хо=45 | Женщина, низкий рост, незначительная умственная отсталость, вторичные пoлoвые признаки слабо выражены, бесплодна. |
| Трисомия по пoлoвым признакам | 44+ххх=47 44+хуу=47 |
Женщина, норма, плодовита, умственно
слаборазвита. Мужчина, высокий рост, повышена агрессивность. |
| Синдром Дayна | 47 (в 21 паре трисомия) | Умственная отсталость, пониженная жизнеспособность, монголовидные глаза, опущенные уголки губ. |
| “Волчья пасть” | 47 (в 15 паре трисомия) | Незарастание твердого неба, уpoдства на
лице. Пониженная жизнеспособность |
| Трисомия в других парах | 47 | Летальность гамет или эмбриона. |
Заключительная беседа по теме “Мейоз”.
1. Какой набор хромосом и ДНК перед первым делением мейоза? (2п4с).
2. Какой набор хромосом и ДНК перед вторым делением мейоза? (п2с).
3. Какие хромосомы называют гомологичными? (Парные одинаковые хромосомы, несущие одинаковые гены.)
4. Какие важнейшие процессы происходят в профазу I мейоза? (Конъюгация и кроссинговер.)
5. Что хаpaктерно для интерфазы между первым и вторым делениями мейоза? (Отсутствует S – период.)
6. Какой набор хромосом и ДНК в профазу II и метафазу II? (п2с.)
7. Какой набор хромосом и ДНК в конце второго мейотического деления? (пс.)
Тест “Митотический цикл”. “Мейоз”
1. В интерфазе митотического цикла ДНК удваивается:
а) в предсинтетический период;
б) в синтетический период;
в) в постсинтетический период;
г) в метафазе.
2. Активный рост клетки происходит:
а) в предсинтетический период;
б) в синтетический период;
в) в постсинтетический период
г) в метафазе.
3. Клетка имеет набор хромосом и ДНК 2п4с и готовится к делению:
а) в предсинтетический период;
б) в синтетический период;
в) в постсинтетический период
г) в метафазе.
4. Начинается спирализация хромосом, растворяется ядерная оболочка:
а) в профазе;
б) в анафазе;
в) в телофазе;
г) в метафазе.
5. Хромосомы выстраиваются по экватору клетки:
а) в профазе;
б) в анафазе;
в) в телофазе;
г) в метафазе.
6. Хроматиды отходят друг от друга и становятся самостоятельными хромосомами:
а) в профазе;
б) в анафазе;
в) в телофазе;
г) в метафазе.
7. Конъюгация гомологичных хромосом происходит в период:
а) профазы 1;
б) метафазы 1;
в) анафазы 1;
г) телофазы 1;
д) профазы 2;
е) метафазы 2;
ж) анафазы 2;
з) телофазы 2.
8. Кроссинговер в мейозе происходит во время периода:
а) профазы 1;
б) метафазы 1;
в) анафазы 1;
г) телофазы 1;
д) профазы 2;
е) метафазы 2;
ж) анафазы 2;
з) телофазы 2.
9. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра?
а) гаплоидный;
б) диплоидный.
10. Какой набор хромосом будет в клетках после деления митозом, если в материнской было 6 хромосом?
а) 3;
б) 6;
в) 12.
11. Какой набор хромосом будет в клетках после деления мейозом, если в материнской было 6 хромосом?
а) 3;
б) 6;
в) 12.
1V. Домашнее задание: изучить параграф 30.
Комментарии:
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
04 12 2025 20:55:37
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
03 12 2025 11:34:36
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
02 12 2025 8:18:39
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
01 12 2025 18:19:41
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
30 11 2025 4:21:29
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
29 11 2025 23:45:50
Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
28 11 2025 15:56:45
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
27 11 2025 4:15:55
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
26 11 2025 7:30:50
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
25 11 2025 12:18:38
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
24 11 2025 11:53:15
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
23 11 2025 20:32:17
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
22 11 2025 1:58:51
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
...
21 11 2025 6:33:52
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
20 11 2025 5:30:43
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
19 11 2025 5:24:37
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
18 11 2025 20:35:18
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
17 11 2025 11:14:20
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
16 11 2025 10:26:23
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
15 11 2025 3:12:45
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
14 11 2025 8:20:16
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
13 11 2025 22:21:35
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
12 11 2025 2:50:42
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
11 11 2025 15:49:47
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
10 11 2025 3:43:15
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
09 11 2025 7:52:33
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
08 11 2025 1:51:36
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
07 11 2025 2:42:37
Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
06 11 2025 0:46:35
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
05 11 2025 15:59:26
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
04 11 2025 19:47:44
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
03 11 2025 11:18:44
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
02 11 2025 19:44:48
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
01 11 2025 20:22:12
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
31 10 2025 11:37:44
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
30 10 2025 3:30:18
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
29 10 2025 6:15:26
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
28 10 2025 2:34:59
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
27 10 2025 19:38:26
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества".
...
26 10 2025 18:13:19
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
25 10 2025 19:52:54
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
24 10 2025 21:36:12
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
23 10 2025 6:36:56
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
22 10 2025 8:48:26
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
21 10 2025 14:12:57
Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
20 10 2025 8:21:52
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
19 10 2025 12:17:52
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную.
...
18 10 2025 8:56:51
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
17 10 2025 11:30:10
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
16 10 2025 15:32:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




