Тема: "Механизм вдоха и выдоха"
Задачи урока: познакомить учащихся с механизмами входа и выдоха и раскрыть отрицательное влияние вредных факторов на работу органов дыхания.
Цели урока:
Образовательные: углубить и оценить знания учащихся по теме, закрепить навыки работы с текстом учебника и наглядным материалом.
Воспитательные: продолжить формирование навыков работы в коллективе и воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету.
Оборудование урока: таблицы, видеокассета, стенгазета “Влияние токсических веществ на органы дыхания”
Планируемые результаты: учащиеся изучают механизм дыхательных движений.
Личная значимость урока: сохранение собственного здоровья.
Методы обучения: проблемный - в чем секрет механизма вдоха и выдоха? почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки?
Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: актуализация знаний, постановка проблемы, сообщения учащихся, беседа.
Познавательные задания: ответить на предложенные вопросы.
- В чем секрет механизма вдоха и выдоха?
- Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движением грудной клетки?
- Каковы меры оказания первой помощи при отравлении угарным газом?
- Каковы действия никотина на органы дыхания?
- Как надо бороться с пылью?
- Какова роль чихания и кашля?
- Каковы источники загрязнения атмосферного воздуха?
Организация учебной деятельности:
Учащиеся отвечают на вопросы, работают с видеоматериалом, отвечают на проблемные вопросы урока.
Развитие умений учащихся:
Развивать умения работы с текстом учебника, воспринимать мнение одноклассника.
Основные понятия и термины урока:
Дыхательные движения вдох и выдох, рефлекторная и гумopaльная регуляция, диафрагма, никотин, смог.
Учитель:
Учащимся на заметку:
- Курящий человек в среднем живет на 6 лет меньше, чем некурящий.
- Уровень cмepтности среди курящих выше на 70%, по сравнению с некурящими.
- Среди paковых заболеваний paк легких занимает первое место.
- Дым папиросы содержит до 20 ядовитых веществ.
- 90% курящих мужчин умирает от paка легких до 65 лет, а 75% от бронхита.
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель:
В организме человека нет запасов кислорода, и поэтому непрерывное поступление его в организм является жизненной необходимостью. Если человек без пищи может прожить несколько недель, без воды- до 10 дней, то при отсутствии кислорода необратимые изменения наступают уже через 5-7 минут.
Для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеолярного воздуха. Вентиляция альвеолярного воздуха достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию входа и выдоха. Благодаря ритмично совершающимся актам вдоха и выдоха, происходит обмен газов между атмосферным и альвеолярным воздухом, находящимся в легочных пузырьках. Легкие находятся в геометрически замкнутой плевральной полости и пpaктически ее заполняют целиком. В плевральной полости постоянно поддерживается пониженное давление, и поэтому сами легкие не могут нагнетать или изгонять воздух из своих альвеол, они пассивно следуют за изменениями объема грудной клетки. При вдохе и выдохе легочная плевра скользит по пристеночной плевре, повторяя ее форму.
В чем секрет механизма вдоха и выдоха?
Почему не имеющие мышцы легкие следуют за движениями грудной клетки?
Прежде чем ответить на вышеуказанные вопросы, давайте посмотрим фрагмент
видеофильма: “Механизм вдоха и выдоха”
После просмотра видеофильма учащиеся обсуждают процессы, происходящие в легких во время вдоха и выдоха у новорожденного ребенка.
Теперь давайте всему сказанному подведем итог. К доске выйдут двое учащихся. Каждый из них получит карточку с заданием: какие изменения происходят в грудной клетке во время вдоха и выдоха? (один ученик описывает процессы происходящие во время вдоха, а второй ученик – процессы, происходящие во время выдоха ) Учащиеся ответы записывают на доске.
Ученик (первый).
Сокращение межреберных мышц |
подъем ребер |
выдвижение гpyдины вперед, опускание диафрагмы |
растяжение легких |
вдох |
Ученик (второй).
Расслабление межреберных мышц |
опускание ребер |
поднятие диафрагмы |
сокращение легких |
выдох |
А теперь на примере собственного организма проведем механизмы входа и выдоха (все ребята встают с места и делают вдох, а затем выход).
Учитель
(комментирует процессы, происходящие во время дыхательных движений).Вдох:
- Диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости.
- Межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны.
- Объем грудной полости увеличивается, и легкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в них газы прижимают их к легочной плевре.
- Снижается давление в легких, воздух движется из области большого давления в область наименьшего давления и наружный воздух поступает в альвеолы.
Выдох:
1. Межреберные мышцы расслабляются, грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх.
2. Растянутый живот давит на внутренние органы брюшной полости, а они на диафрагму. Объем грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного и часть его выходит наружу - происходит выдох
Оказывается, в здоровом организме диафрагма совершает в одну минуту 18 колебаний, в час – 1000 колебаний, за 24 часа - 24 тыс. колебаний. Диафрагма перемещается на 4 см вверх и на 4 см вниз. За каждый вдох и выдох человек поглощает – 20 сантиметров
кубических кислорода, выделяет - 175 сантиметров кубических углекислого газа.
Работу органов дыхания, как и других органов, регулирует нервная система. Снабжение организма необходимым количеством кислорода обеспечивается совместной деятельностью органов дыхания и кровообращения, а непосредственно работой органов дыхания управляет дыхательный центр, находящийся в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. От дыхательного центра направляются импульсы к мышцам, которые осуществляют дыхательные движения. Спадение легочных альвеол, которые происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох, т.е. дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.
При задержании дыхания мышцы входа и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. На работу дыхательного центра влияют и другие центры, расположенные в коре больших полушарий. Благодаря влиянию этих центров, дыхание изменяется при разговоре и пении. Ритм дыхания меняется во время физических упражнений. При появлении пыли или неприятно пахнущих веществ в окружающем воздухе у человека появляется кашель и чихание (механизм проявления этих защитных дыхательных движений расскажет ученик )
Ученик: “Чихание и кашель” (сообщение)
Причиной чихания является раздражение слизистой носа пылью или неприятно пахнущим веществом, которое вызывает кратковременную остановку дыхания, в результате чего происходит смыкание голосовой щели, затем начинается интенсивный выдох. При этом давление воздуха нарастает, наступает момент, когда он с силой прорывается через сомкнутые голосовые связки. Струя воздуха направляется наружу, и возникает хаpaктерный звук чихания. Вместе с воздухом и слизью из носовой полости выделяются наружу и раздражители, вызывающие чихание и кашель. Причиной кашля является раздражение глотки, носоглотки, гортани, нижних дыхательных путей, легких, плевры пылью или сильно пахнущими веществами. При кашле основной поток воздуха выходит через рот. Чихание и кашель, в основном, носят защитный хаpaктер, они пpeдoxpaняют наш организм от попадания различных токсических веществ.
Учитель:
На работу дыхательной системы кроме нервной, оказывает гумopaльная регуляция. При любой физической нагрузке в организме усиливаются процессы окисления, и в кровь выделяется больше углекислого газа. Когда кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра и начинает его раздражать и при этом активность центра повышается, человек тогда начинает глубоко дышать. В итоге избыток углекислого газа удаляется, а недостаток кислорода восполняется.
А если концентрация углекислого газа в крови понижается, работа дыхательного центра тормозится, то наступает непроизвольная задержка дыхания.
Благодаря нервной и гумopaльной регуляциям, концентрация углекислого газа и кислорода всегда поддерживается на определенном уровне.
Давайте проверим гумopaльное воздействие на дыхательный центр. Для этого задержите дыхание и проследите, что произойдет при его возобновлении? Учащиеся делают вывод, что при этом увеличивается глубина дыхания, а число дыхательных движений изменяется незначительно.
На работу органов дыхания отрицательно, даже можно сказать, губительно, влияет никотин. В одном из произведений Абубакара приводится притча о том, как в России распространялся табак.
Первые торговцы табаком выкрикивали:
“Тот, кто курит, никогда не умрет от старости,
Того, кто курит, никогда не укусит собака,
Того, кто курит никогда вор не ограбит”
Теперь послушаем информацию о влиянии никотина на органы дыхания, а затем мы с вами сделаем соответствующие выводы.
Ученик: “Действие никотина на органы дыхания” (сообщение)
Содержащийся в табаке никотин является сильным ядом для организма. Вещества табачного дыма раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, что ведет к увеличению выделяемой ею слизи. Поэтому у курящих людей бывает кашель - легкие защищаются от вредного воздействия курения. У курящих людей голос становится хриплым, так как под влиянием табачного дыма и смены температуры голосовые связки опухают, что приводит к изменению голоса. Многие курильщики считают, что при курении без затяжки табачный дым не опасен, поскольку газы всасываются лишь в альвеолах легких. Это ошибочное мнение. Многие вредные вещества, в том числе и никотин, всасываются в кровь уже в ротовой полости. Если дым выпускают через нос, курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, paком легких, туберкулезом и астмой. Очень чувствительны к табачному дыму некурящие люди. Длительное пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение. Особенно вредно курение в молодом возрасте. Недопустимо курение в помещении, где находятся маленькие дети.
После обсуждения данной проблемы, ребята узнают смысл слов: Абубакара
- Тот, кто курит, умирает молодым,
- Того, кто курит, никогда не укусит собака, потому что он ходит с палкой (вспомните влияние никотина на сердечно-сосудистую систему, никотин поражает артерии ног, в результате чего у них появляется перемежающая хромота).
- Того, кто курит никогда не ограбит вор, потому что он ворочается в постели и кашляет, т.е. плохо спит или вовсе не спит.
Учитель:
Важную роль для органов дыхания имеет чистота атмосферного воздуха.
Вспомните из курса химии состав атмосферного воздуха: кислород – 21 %, азот – 78 %, углекислый газ – 0,03 %, прочих газов – 1 %. В выдыхаемом воздухе содержание кислорода снижена до 16,3%, а содержание углекислого газа возрастает до 3-4 %.
А как изменяется состав атмосферного воздуха в душном помещении?
В душном помещении концентрация углекислого газа возрастает, а кислорода снижается, а также плохо влияют табачный дым и водочный перегар. В таком помещении у человека снижается работоспособность, появляется головная боль и вялость. Там, где используют печное отопление, в воздухе может оказаться примесь оксида углерода и угарный газ, которые очень ядовиты. Оксид углерода образует с гемоглобином прочное соединение- карбоксигемоглобин, молекулы такого гемоглобина лишаются возможности переносить кислород из легких в ткани, возникает недостаток кислорода, что сильно отражается на работе головного мозга. При отравлении угарным газом появляются головная боль и тошнота, могут возникнуть рвота, судороги и потеря сознания, сильное отравление может привести к cмepти, так как прекращается тканевое дыхание.
Оказавшись в такой ситуации, любой человек должен уметь оказывать первую необходимую помощь пострадавшему. Каковы будут ваши действия, если вдруг вы оказались в такой ситуации? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте 2 абзац на странице 145.После самостоятельной работы с учебником ребята рассказывают о мерах оказания первой помощи. Учащиеся называют:
- Распахнуть окна и двери.
- Перекрыть источник газа.
- Зажигать огонь и включать свет нельзя.
Плохо влияющих факторов на органы дыхания много. Одним их таких факторов является пыль. О том как надо вести борьбу с пылью, расскажет ученик.
Ученик: “Борьба с пылью” (сообщение)
Пыль, содержащаяся в воздухе, очень опасна, так как она может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен и вызывать аллергию. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Если пыль содержит частички свинца и хрома, то это может вызвать химические отравления. С пылью человек встречается повсюду: на производстве, в быту и в сельском хозяйстве. Во время работы для защиты от пыли обязательно надо носить респираторы. Респираторы готовят из марли. Во время дыхания пылевые частицы задерживаются марлей. Для того чтобы избавится от пыли, надо в быту и дома почаще делать влажную уборку и проветривать помещение.
Учитель:
В настоящее время существует много источников загрязнения атмосферного воздуха - это выхлопы автотрaнcпорта, промышленные выбросы вредных газов, золы, дыма, использование ядохимикатов и минеральных удобрений. А в городах, где сильно развита промышленность и мало зеленых насаждений, нередко образуется смог- это смесь тумана и дыма, пыли и сажи.
III. Закрепление новой темы.
lV. Выставление оценок. Подведение итогов.
V. Д/задание: параграф №-28, задание на ст. 146 под восклицательным знаком.
Источники информации:
- Биология. Человек. Р.Д.Маш. Д.В.Колесов. Москва. Издательский центр “Дрофа”
- А.И. Никишов. Биология в таблицах
- В.З. Резникова. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя
- В.С. Анисимова. Физиология и гигиена человека.
- Б.В.Захаров. Справочные материалы.
- Н.П.Соколова. Пособие для подготовительных отделений и поступающих в ВУЗы. “Высшая школа”
- Биология Человек. А.Г. Драгомилов.Р.Д. Маш.
Комментарии:
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...
27 11 2024 14:35:13
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
26 11 2024 1:21:38
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
25 11 2024 18:24:24
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
24 11 2024 14:30:54
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...
23 11 2024 5:10:43
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
22 11 2024 0:20:42
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...
21 11 2024 11:23:10
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...
20 11 2024 19:43:31
Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
19 11 2024 21:43:55
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
18 11 2024 23:42:38
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
17 11 2024 9:27:27
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
16 11 2024 9:29:14
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
15 11 2024 2:25:33
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...
14 11 2024 7:22:25
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
13 11 2024 0:45:25
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
12 11 2024 19:58:37
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
11 11 2024 16:18:29
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...
10 11 2024 3:15:18
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
09 11 2024 17:54:31
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
08 11 2024 19:26:55
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
07 11 2024 12:28:19
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
06 11 2024 15:16:13
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
05 11 2024 15:21:29
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
04 11 2024 0:50:18
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
03 11 2024 5:57:49
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...
02 11 2024 19:39:24
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
01 11 2024 13:10:38
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....
31 10 2024 11:40:22
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
30 10 2024 8:27:26
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
29 10 2024 2:18:34
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...
28 10 2024 16:25:18
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
27 10 2024 13:16:40
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
26 10 2024 1:10:56
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
25 10 2024 4:55:29
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
24 10 2024 10:54:52
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...
23 10 2024 2:27:16
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
22 10 2024 20:29:27
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
21 10 2024 21:31:32
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
20 10 2024 22:14:24
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
19 10 2024 1:29:33
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
18 10 2024 3:12:42
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
17 10 2024 20:50:14
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
16 10 2024 23:43:13
Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
15 10 2024 8:59:33
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...
14 10 2024 12:23:48
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
13 10 2024 23:43:58
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
12 10 2024 9:31:27
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...
11 10 2024 21:48:46
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...
10 10 2024 9:36:41
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
09 10 2024 22:51:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::