Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

Цели:

  • показать школьникам строение животных класса Млекопитающих,
  • отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,
  • познакомить с общей хаpaктеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых,
  • доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих,
  • осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • находить в объекте его составляющие;
  • научиться обобщать;
  • устанавливать сходство и различие;
  • находить причинно-следственные связи;
  • развивать коммуникативные способности.

Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления.

План:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса).

3. Изучение нового материала.

3. 1. Общая хаpaктеристика Млекопитающих.

3. 1. 1. Повторить план составления хаpaктеристики класса животных.

3. 1. 2. Прочитать текст §31 стр. 157-158

3. 1. 3. Составить общую хаpaктеристику по плану.

3. 1. 4. Отметить более прогрессивные черты строения Млекопитающих.

3. 1. 5. Ответить на проблемный вопрос.

3. 2. Систематика Млекопитающих.

3. 2. 1. Подкласс Первозвери. Отряд Однопроходные.

3. 2. 2. Подкласс Настоящие звери. Отряд Сумчатые.

3. 3. Значение животных класса Млекопитающих для природы и человека.

3. 4. Охрана и рациональное использование животных класса Млекопитающие.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание. § 31 вопросы стр. 160, таблица “Сравнительная хаpaктеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”, повторить § 25.

6. Рефлексия. Синквейн.

Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, рельефная таблица “Внутреннее строение собаки домашней”. Карта мира. Чучело утконоса. Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Класс млекопитающие”, “Сумчатые”

Ход урока

1. Оргмомент.

1.1. Вступительное слово о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую хаpaктеристику класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика: (работаем по технологии критического мышления)

3. Изучение нового материала

Что знаю? Что хотел узнать? Что узнал?
Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих. Пишут и говорят.

С общей хаpaктеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника \"Общая хаpaктеристика класса Млекопитающих\", с 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую хаpaктеристику класса Млекопитающих по плану. Вспомним, по каким пунктам мы составляем план. Рассмотрите таблицу “Класс Млекопитающие”, прочитайте статью в учебнике с 157-158 и статью текста 1 \"Класс Млекопитающих\", составьте общую хаpaктеристику класса колонки \"Что узнал\" 5 минут.

А что вы хотели узнать? - Составляем структурно-логическую схему:

План хаpaктеристики животных класса

  1. Среда обитания.
  2. Количество видов.
  3. Внешнее строение.
  4. Внутреннее строение.
    4.1. Особенности строения скелета.
    4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств.
    4.3. Особенности строения кровеносной системы.
    4.4. Особенности строения дыхательной системы.
  5. Размножение.
  6. Происхождение.
  7. Систематика.
  8. Значение

1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде.
Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная.
2. 4,5 тыс. видов
3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).
4. Внутреннее строение:
4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем.
Дифференцированные зубы.
4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга.
Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения. 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты.
4. 4. Лёгкие альвеолярные.
5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.
6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

8. Значение.

Один человек у доски пишет план, другой устно отвечает по таблицам, показывает на рельефной таблице особенности строения Млекопитающих. Учитель дополняет информацию.

Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

3. 1. 5. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

3. 2. В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др. ) и плацентарными (кошка, медведь и т. д. ).

Задание классу: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: 1 вариант – “Однопроходные”, 2 вариант – “Сумчатые”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы.

3. 2. 1. Однопроходные

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные хаpaктеризуются очень примитивными чертами.

  1. Размножаются посредством откладывания не крупных ( около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.
  2. Кишечник и мочепoлoвoй синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.
  3. Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.
  4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.
  5. Температура тела низкая и колeблется от 26 до 34. С
  6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.
  7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом

Инструктивная карточка

Хаpaктеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.

  1. Рассмотрите рисунок 127 и опишите внешний вид Однопроходных.
  2. Обоснуйте, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим.
  3. Обоснуйте, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся.
  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся.
  5. Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса.

Что вы узнали об отряде Однопроходных животных?

Они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы- клюв.

Что узнали нового про этих животных?

Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка выводковая на брюхе.

Что противоречило вашим представлениям?

Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

  1. Внешний вид: голова, туловище, конечности, хвост; тело покрыто шерстью
    (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.
  2. Почему Однопроходных относят к древним Млекопитающим?
    Потому, что примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая t тела, размножаются, откладывая яйца, нет сосков и плаценты.
  3. Почему Однопроходных нельзя отнести к Пресмыкающимся?
    Однопроходные вскармливают детёнышей молоком, заботятся о потомстве.
  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. Откладывают яйца, есть клоака, плечевой пояс одинакового строения.

Синквейн по отряду Однопроходных.

3. 2. 2. Сумчатые

Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая кyница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.

2. Мозг очень примитивен.

3. У самок имеется две матки.

Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.

Инструктивная карточка

Хаpaктеристика отряда Сумчатых.

  1. Прочитайте текст, рассмотрите рисунок 128.
  2. Перечислите млекопитающих, относящихся к отряду Сумчатых.
  3. Расскажите, в какой части света обитают Сумчатые, покажите эти области на географической карте.
  4. Обоснуйте, почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей.

Что вы знали об отряде Сумчатых животных?

Обитают в Австралии, Южной и Центральной Америке, на брюхе есть сумка.

Что вы узнали об отряде сумчатых животных?

Детёныши рождаются слабыми и беспомощными, очень маленькими, нет плаценты, молоко само впрыскивается детёнышу в рот, мозг очень примитивен, есть две матки, t тела непостоянная.

Что противоречило вашим представлениям?

Молоко само впрыскивается в рот детёнышу, что мозг примитивный.

Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

  1. К отряду Сумчатых относятся опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманский) волк, сумчатая кyница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый крот, сумчатый муравьед.
  2. Расскажите, в какой части света обитают Сумчатые, покажите эти области на географической карте. В Южном полушарии, в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке, один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке.
  3. Почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей? Более высокоорганизованные, т. к. есть матка, сосок, t тела выше, чем у Однопроходных, более развит скелет.
  4. Почему Однопроходные и Сумчатые обитают в Южном полушарии земного шара?
    Мягкие условия существования (у этих животных непостоянная t тела, откладывание яиц или рождение недоразвитого детёныша). Не дошёл ледник.

Синквейн.

3.3. Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы?

1) цепь питания;

2) биоразнообразие;

3) распространение плодов и семян, опыление;

4) санитары леса;

5) регулирование численности животных.

3.3.2. Для человека? Сообщения учащихся.

3.4. Охрана и рациональное использование животного мира.

Существует парадокс: Млекопитающие, более других животных эксплуатируемые человеком, более других и пострадали от него. Сообщение учащихся.

3. 5. Животные Белгородской области. Сообщение учащихся. Рисунки.

4. Закрепление.

Каковы особенности строения Млекопитающих?

По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?

Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

Почему Сумчатых считают примитивными Млекопитающими?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник.

5. Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу

“Сравнительная хаpaктеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”

Черты строения и образ жизни Пресмыкающиеся Млекопитающие
Место обитания    
Покровы тела    
Органы дыхания    
Число камер в сердце    
Нервная система    
Температура тела    
Способы размножения    

6. Рефлексия.

Синквейн о Млекопитающих.

Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.

Теплокровные, высокоорганизованные.

Самые прогрессивные животные на Земле.



Комментарии:

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

13 12 2025 0:39:31

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

12 12 2025 14:42:34

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

11 12 2025 14:36:11

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

10 12 2025 14:24:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

09 12 2025 23:22:21

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

08 12 2025 21:43:26

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа «Гармония») посвящен теме "Средства передвижения" и людям, разработавшим их. «Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы «Человек – часть природы», «Человек – члeн общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

07 12 2025 23:20:15

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

06 12 2025 8:30:15

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

05 12 2025 8:40:24

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

04 12 2025 10:21:51

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

03 12 2025 1:51:51

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

02 12 2025 7:49:26

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

01 12 2025 1:36:42

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

30 11 2025 14:21:58

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

29 11 2025 12:25:32

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

28 11 2025 7:25:52

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

27 11 2025 6:28:51

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

26 11 2025 4:57:36

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

25 11 2025 9:31:43

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс

      Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....

24 11 2025 14:49:10

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

23 11 2025 5:54:32

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

22 11 2025 11:35:30

Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)


    Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)

      Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....

21 11 2025 20:34:44

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

20 11 2025 16:32:55

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

19 11 2025 9:46:42

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

18 11 2025 16:14:39

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

17 11 2025 10:58:28

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

16 11 2025 23:11:56

Урок на тему "Алкоголь – беда"


    Урок на тему "Алкоголь – беда"

      Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

15 11 2025 22:32:50

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

14 11 2025 11:22:30

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

13 11 2025 8:17:52

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

12 11 2025 0:52:36

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


    Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

      Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

11 11 2025 13:35:39

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

10 11 2025 4:56:28

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

09 11 2025 23:49:59

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

08 11 2025 4:19:19

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

07 11 2025 20:34:43

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

06 11 2025 11:23:21

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"


    Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

      Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

05 11 2025 16:43:10

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

04 11 2025 8:11:25

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

03 11 2025 8:31:43

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

02 11 2025 0:59:12

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

01 11 2025 15:28:52

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

31 10 2025 2:47:12

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

30 10 2025 3:46:40

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

29 10 2025 12:39:15

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

28 10 2025 10:27:52

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

27 10 2025 0:35:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

26 10 2025 4:47:12

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

25 10 2025 12:11:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::