Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс
Цели урока: формировать понятие “здоровое питание”.
Задачи:
1) познакомить учащихся с принципами здорового питания;
2) помочь оценить рацион собственного питания;
3) формировать элементарные навыки личной гигиены и умения правильно выбрать продукты.
Тип урока: комбинированный.
Используемые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия , “Человек и его здоровье” урок № 28, слайды 2-6. Презентация “Пятерка за питание” составлена на основе рекомендаций Макеевой А. к.п.н Институт возрастной физиологии РАО и сайта “Здоровье детей в руках взрослых” http://www.zdoroviedetey.ru
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, “Листки Здоровья”– плакаты, которые оформляли ученики прошлого года
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Взаимное приветствие. Сообщение дежурных об отсутствующих учениках. Организация внимания
II.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.Мы изучили процессы дыхание, проверим, насколько прочны ваши знания, выполнив тест. Вопросы теста составлены на основании тренировочных заданий рабочей тетради Сонина.
Первый вариант. Задания уровня А
А1. Дыхательные пути – это:
1) носовая полость, гортань, трахея;
2) носовая полость, гортань, трахея, бронхи;
3) только бронхи;
3) трахея, бронхи.
А2. В плевральной полости содержится:
1) жидкость;
2) воздух;
3) витамины;
4) углекислый газ.
А 3. Голосовые связки расположены в:
1) глотке;
2) трахее;
3) гортани;
4) ротовой полости.
А 4. В состав трахеи входят:
1) хрящевые кольца;
2) хрящевые полукольца;
3) костные кольца;
4) костные полукольца.
А 5. Слизистые оболочки носовой полости образованы тканью:
1) мышечной;
2) эпителиальной;
3) соединительной;
4) нервной.
Задание уровня В. Выбрать три правильных ответа.
В 1. Основные дыхательные мышцы:
1) мышцы брюшного пояса;
2) диафрагма;
3) трапециевидная мышца;
4) внутренние межреберные мышцы;
5) наружные межреберные мышцы;
6) дельтовидная мышца.
В 2. Установите соответствие между стадией дыхательного цикла и событиями, происходящими в течение ее.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Стадия 1) вдох; 2) выдох.
А) сокращение наружных межреберных мышц;
Б) сокращение внутренних межреберных мышц;
В) сокращение диафрагмы;
Г) расслабление диафрагмы;
Д) опускание ребер;
Е) подъем ребер.
Второй вариант. Задания уровня А.
А1. Поверхность альвеол легких взрослого человека равна:
1) 50 кв.м;
2) 60-120 кв.м;
3) около 300 кв. м;
4) свыше 300 кв. м.
А 2. Углекислый газ образуется в:
1) легких;
2) клетках тела;
3) эритроцитах;
4) альвеолах.
А 3. Жизненная емкость легких у взрослого человека в среднем составляет:
1) 1000-1500 мл;
2) около 2000 мл;
3) около 3500 мл;
4) около 5000 мл.
А 4. К дыхательным путям относится:
1) альвеолы;
2) гортань;
3) легкие;
4) плевра.
А 5. Диафрагма образована тканью:
1) эпителиальной;
2) соединительной;
3) мышечной;
4) железистой.
Задания уровня В. Выбрать три правильных ответа.
В 1. Особенности альвеол:
1) состоят из однослойного эпителия;
2) состоят из нескольких слоев эпителиальной ткани;
3) имеют вид пузырьков;
4) оплетены капиллярами;
5) имеют вид тонких трубочек;
6) покрыты мышечной тканью.
В 2. Установите правильную последовательность этапов прохождения воздуха по дыхательной системе при вдохе.
А) трахея; Б) носовая полость; В) бронхи; Г) носоглотка; Д) легкие; Е) гортань.
III. ПЕРЕХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
Учитель. Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку взята азербайджанская пословица “Дерево держится своими корнями, а человек пищей”? (демонстрируется слайд № 1) Ученики высказывают свои суждения.
Учитель, обобщая высказанные предложения, говорит что человеку, для того чтобы он двигался, дышал, рос, развивался, необходимо ПИТАНИЕ. Насколько правильно питается каждый из вас, мы выясним сегодня на уроке.
Как часто вы принимаете пищу? Какие продукты для вас являются любимыми? Какие “правильными”? Сколько вы съедаете за один день продуктов? А сколько надо? На что обратить внимание, когда выбираем продукты в магазине? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Сформулируем цель и задачи урока (предположения учащихся; запись на доске предложений, которые более точно соответствуют теме урока). Сравним мои и ваши цели, обратим внимание на слайд № 2.
- Цель урока: формировать понятие “здоровое питание”.
- Задачи:
1) познакомиться с правилами здорового питания;
2) оценить рацион собственного питания;
3) формировать элементарные навыки личной
гигиены и умения правильно выбрать продукты.
Ученики проводят сравнение и делают вывод о совпадении задач.
Учитель. Стремясь достигнуть цели нашего урока, мы будем работать с информационно-познавательными картами. Обращаю ваше внимание, что левую сторону вы заполняете самостоятельно, потом мы изучаем рекомендации врачей, диетологов, записываем их в правом столбце, затем вы делаете вывод о правильности своего питания. Для удобства оценки выделяем пять основных правил, чтобы оценить себя по знакомой нам пятибалльной шкале.
Правило первое гласит, что прием пищи должен быть регулярным. Запишите в ИПК когда, в какое время и сколько раз в день вы принимаете пищу? Теперь, объясним, почему питание должно быть регулярным? Ученики приводят свои доводы и аргументы, затем подтверждаем или опровергаем правильность и точность суждений, пользуясь слайдом № 3.
(Убористым текстом приведен теоретический материал, который стал основой слайда № 3)
Регулярность. Рекомендации соблюдать режим
питания – не прихоть гигиенистов и диетологов,
потребность в регулярном приеме пищи
обусловлена законами деятельности нашего
организма. Все процессы, протекающие внутри нас
(дыхание, биение сердца, деление клеток,
сокращение сосудов, в том числе и работа
пищеварительной системы), носят ритмичный
хаpaктер, и регулярность – непременное условие
эффективного функционирования сложной
биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную
нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот
почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В
дошкольном и младшем школьном возрасте – 4-5
приемов через каждые 3-4 часа (именно столько
времени требуется на то, чтобы пища
переварилась).
Надо сказать, что еда \" по часам\" важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и… благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих \"вольный график\" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается – а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?
Понятно, что привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать \"рефлекс на время\".
Цель – появление у ребенка желания есть в \"нужные\" часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтpaк, обед, полдник, ужин. В 6-7 лет ребенка можно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. В младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду, дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а придя домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.
Демонстрируется слайд № 4. Перепишите, пожалуйста, рекомендации врачей и подумайте, насколько разумно в вашем возрасте мнение “Ужин отдай врагу”?
Правило второе – разнообразие
Запишите в левом столбце информационно-познавательной карты свои самые любимые продукты и меню вчерашнего дня. Подсчитайте сколько видов продуктов вы употребили в пищу?
Демонстрируются слайды 5-6-7-8-9. Беседа по мере демонстрации слайдов.
- Почему пища должна быть разнообразной?
- Для чего необходимы белки?
- Вспомните роль эритроцитов в организме человека?
- Какой белок способствует образованию тромбов?
- Какую работу в нашем организме выполняют белки миозин и актин?
- Какие продукты содержит больше всего белков?
- Какую функцию выполняют углеводы и жиры.
- Какие группы пищи по происхождению выделяют?
- Как вы думаете, почему на ягоды, фрукты, овощи, зелень я использовала по отдельному слайду?
(Убористым текстом приведен теоретический материал, который стал основой слайдов № 5-9)
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества – все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки – основной строительный материал, из которого формируется и \"ремонтируется\" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины – важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Так что, перефразируя поэта, можно сказать: \"вещества всякие нужны, вещества всякие важны!\" Чрезвычайно разнообразны функции белков. К белкам относятся ферменты, многие гормоны. Часть белков выполняет защитную функцию. Белки, входящие в состав мышечных волокон, обеспечивают сокращение мышц. Белки хрящей и костей выполняют опopную функцию. Свертывание крови происходит при участии белков плазмы. Гемоглобин эритроцитов обеспечивает трaнcпорт кислорода. Белки не могут откладываться в организме про запас и поэтому должны постоянно поступать с пищей. Большую роль играют в организме жиры, они являются источником энергии: 33% энергетических потребностей организма удовлетворяется за счет окисления жиров. Жиры играют главную роль в образовании клеточных мембран, образуют некоторые гормоны (пoлoвые) Основным же источником энергии в организме человека являются углеводы. За счет углеводов организм получает 50–60 % энергии, и эту энергию он может быстро и легко использовать. Глюкоза повышает тонус центральной нервной системы
Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно каждому подростку формировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ученика необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует употрeбллять в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
Правило третье – адекватность. Слайд 10.
Фронтальная беседа
- Как понимаем “адекватность”?
- Задумывались ли вы, сколько съедаете продуктов ежедневно? (заполнение информационно-познавательной карты урока)
- Что такое “энерготраты” организма?
- Почему в подростковом возрасте они достаточно высоки?
- Отчего могут зависеть энерготраты?
- Одинаковыми ли будут энерготраты школьников на уроках математики и физкультуры? Слайды 11-12
- А сколько калорий необходимо каждому из вас?
Пpaктическая работа. Расчет собственных энергетических затрат с учетом веса.
На 1 кг веса у девочек 60 ккал, у мальчиков 65 ккал. Среднестатистический показатель для девочек 2600 ккал, для мальчиков 2900 ккал. Рассчитайте свои энергетические затраты и сравните со средними. А теперь определим: каким должен быть полдник?
“Расчет калорийности полдника” Слайд 13
Правило четвертое – безопасность. Начнем с
заполнения ИПК урока. А теперь обратимся к
слайдам нашей презентации. Слайды 14-15
Учитель. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркнем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.
Правило пятое – удовольствие. Слайд 16– 17.
Учитель. Ребята, как вы понимаете выражение “Есть с удовольствием”. Выскажите свою точку зрения в ИПК. Учащиеся делают записи, высказывают свои суждения.
Учитель. Почему-то, когда пишут о роли и
значении питания, часто забывают об этой, весьма
важной функции еды – доставлять удовольствие. А
ведь приятные ощущения, которые возникают во
время еды, имеют глубокий физиологический смысл,
являясь показателем безопасности продукта
(неприятный вкус воспринимается нашим
организмом как сигнал тревоги – это есть
нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития
вкусовой чувствительности, тем выше уровень
защиты его организма.
Призыв к получению удовольствия от еды – это не
призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает
не от количества съеденного (скорее, здесь
обратная зависимость – переедание
\"убивает\" приятные ощущения), а от умения
различать, дифференцировать вкусы и запахи,
оценивать гармоничность их сочетания, внешний
вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность
таких умений зависит от того, насколько
разнообразна пища и насколько вкусно она
приготовлена (еще раз повторим: разнообразие, и
вкусовые качества блюда напрямую не
определяются его стоимостью, гораздо большее
значение имеют тут кулинарные способности и
кулинарный кругозор повара).
Важно, чтобы вы умели описывать запах, вкус блюда,
не ограничиваясь простым “вкусно-невкусно”. А
для этого нужно, чтобы за обеденным столом
взрослые вместе с вами обсуждали достоинства
блюда. Ведь только так вы сможете понять, какой
вкус называют \"мягким\", \"кисло-сладким\",
\"горько-сладким\" и т.д.
И еще удовольствие от еды напрямую зависит от
атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть
наложено табу на ссоры, выяснения отношений
(какое уж тут полноценное переваривание, когда
кровь пульсирует в висках, бешено сокращается
сердце и кипят африканские страсти!) и
воспитательные беседы! Пусть с самого раннего
возраста у вас сформируется представление –
семейный стол – это место, где всем уютно,
тепло, и, конечно, вкусно!
lV.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.КОММЕНТАРИИ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮСлайд 18. Подведем итог урока. Какие пять правил, мы рассмотрели на сегодняшнем уроке?
- Почему необходим режим питания?
- Разнообразие – что это такое?
- Какое питание назовем адекватным?
- Почему нельзя забывать о правилах личной гигиены?
- Почему важно получать удовольствие от приема пищи?
- Слайд 19. Достигнута ли цель нашего урока? А теперь поставьте себе оценку за то, как организовано ваше питание. Посмотрите внимательно где, в каком правиле у вас ошибки, постарайтесь исправить их, потому что от правильно организованного питания зависит ваша будущая долгая и счастливая жизнь. Слайд 20. Прочтем, что сказал великий физиолог Иван Петрович Павлов “Если чрезмерное увлечение едой есть животность, то высокомерное невнимание к еде, есть нeблагоразумие...” Так будьте “благоразумны”
Учитель. Что же вам надо сделать дома?
- Обсудить с родителями собственную проблему в организации питания, если вы ее определили сегодня на уроке.
- Составить рациональное меню на один день.
- Прочитать стр. 171 учебника, выполнить № 150 в рабочей тетради.
- Опережающее задание – начать подготовку презентаций “Витамины” по группам. (Объявляю составы групп и распределяю между ними витамины).
Учебники и учебные пособия
- Биология. Человек. Учебник. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. М., Дрофа, 2010.
- Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина, М., Дрофа, 2911.
- Методическое пособие к учебнику Биология. Человек. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин. М., Дрофа, 2006.
- Интернет ресурсы издательского дома “Первое сентября”.
- Интернет ресурсы “Учительского портала”.
Информационно-познавательная карта
Технологическая карта урока
Презентация
Комментарии:
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
12 10 2025 18:16:26
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
11 10 2025 18:53:37

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
10 10 2025 17:53:13
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
09 10 2025 3:19:32
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным.
...
08 10 2025 14:40:26
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
07 10 2025 8:13:55
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
06 10 2025 1:41:36
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
05 10 2025 4:51:22
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
04 10 2025 3:52:26
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
03 10 2025 14:18:23
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
02 10 2025 23:46:55
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
01 10 2025 9:13:18
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
30 09 2025 12:56:58
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
29 09 2025 17:51:59
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
28 09 2025 22:20:19
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
27 09 2025 14:44:54
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
26 09 2025 12:51:14

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
25 09 2025 12:58:59
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
24 09 2025 12:38:59
На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....
23 09 2025 18:28:10
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
22 09 2025 8:47:33
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
21 09 2025 10:15:53

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
20 09 2025 16:38:20
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
19 09 2025 6:21:17
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
18 09 2025 4:11:19
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
17 09 2025 19:30:48
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
16 09 2025 5:15:30
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
15 09 2025 15:18:29
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
14 09 2025 3:23:21
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
13 09 2025 14:43:32
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
12 09 2025 3:11:49
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
11 09 2025 9:39:49
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
10 09 2025 13:57:21

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
09 09 2025 20:14:43
В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии.
...
08 09 2025 0:57:19
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
07 09 2025 9:36:54

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
06 09 2025 21:24:25
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
05 09 2025 9:13:10

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
04 09 2025 9:21:35

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
03 09 2025 1:31:48
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
02 09 2025 5:40:42
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
01 09 2025 10:58:29
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
31 08 2025 6:46:27
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
30 08 2025 3:21:26
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
29 08 2025 18:20:54
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
28 08 2025 9:42:29
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
27 08 2025 4:47:11
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
26 08 2025 9:30:55
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
25 08 2025 13:51:32
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом.
...
24 08 2025 9:52:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::