Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

Цели урока: формировать понятие “здоровое питание”.
Задачи:
1) познакомить учащихся с принципами здорового питания;
2) помочь оценить рацион собственного питания;
3) формировать элементарные навыки личной гигиены и умения правильно выбрать продукты.
Тип урока: комбинированный.
Используемые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия , “Человек и его здоровье” урок № 28, слайды 2-6. Презентация “Пятерка за питание” составлена на основе рекомендаций Макеевой А. к.п.н Институт возрастной физиологии РАО и сайта “Здоровье детей в руках взрослых” http://www.zdoroviedetey.ru
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, “Листки Здоровья”– плакаты, которые оформляли ученики прошлого года
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Взаимное приветствие. Сообщение дежурных об отсутствующих учениках. Организация внимания
II.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.Мы изучили процессы дыхание, проверим, насколько прочны ваши знания, выполнив тест. Вопросы теста составлены на основании тренировочных заданий рабочей тетради Сонина.
Первый вариант. Задания уровня А
А1. Дыхательные пути – это:
1) носовая полость, гортань, трахея;
2) носовая полость, гортань, трахея, бронхи;
3) только бронхи;
3) трахея, бронхи.
А2. В плевральной полости содержится:
1) жидкость;
2) воздух;
3) витамины;
4) углекислый газ.
А 3. Голосовые связки расположены в:
1) глотке;
2) трахее;
3) гортани;
4) ротовой полости.
А 4. В состав трахеи входят:
1) хрящевые кольца;
2) хрящевые полукольца;
3) костные кольца;
4) костные полукольца.
А 5. Слизистые оболочки носовой полости образованы тканью:
1) мышечной;
2) эпителиальной;
3) соединительной;
4) нервной.
Задание уровня В. Выбрать три правильных ответа.
В 1. Основные дыхательные мышцы:
1) мышцы брюшного пояса;
2) диафрагма;
3) трапециевидная мышца;
4) внутренние межреберные мышцы;
5) наружные межреберные мышцы;
6) дельтовидная мышца.
В 2. Установите соответствие между стадией дыхательного цикла и событиями, происходящими в течение ее.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Стадия 1) вдох; 2) выдох.
А) сокращение наружных межреберных мышц;
Б) сокращение внутренних межреберных мышц;
В) сокращение диафрагмы;
Г) расслабление диафрагмы;
Д) опускание ребер;
Е) подъем ребер.
Второй вариант. Задания уровня А.
А1. Поверхность альвеол легких взрослого человека равна:
1) 50 кв.м;
2) 60-120 кв.м;
3) около 300 кв. м;
4) свыше 300 кв. м.
А 2. Углекислый газ образуется в:
1) легких;
2) клетках тела;
3) эритроцитах;
4) альвеолах.
А 3. Жизненная емкость легких у взрослого человека в среднем составляет:
1) 1000-1500 мл;
2) около 2000 мл;
3) около 3500 мл;
4) около 5000 мл.
А 4. К дыхательным путям относится:
1) альвеолы;
2) гортань;
3) легкие;
4) плевра.
А 5. Диафрагма образована тканью:
1) эпителиальной;
2) соединительной;
3) мышечной;
4) железистой.
Задания уровня В. Выбрать три правильных ответа.
В 1. Особенности альвеол:
1) состоят из однослойного эпителия;
2) состоят из нескольких слоев эпителиальной ткани;
3) имеют вид пузырьков;
4) оплетены капиллярами;
5) имеют вид тонких трубочек;
6) покрыты мышечной тканью.
В 2. Установите правильную последовательность этапов прохождения воздуха по дыхательной системе при вдохе.
А) трахея; Б) носовая полость; В) бронхи; Г) носоглотка; Д) легкие; Е) гортань.
III. ПЕРЕХОД К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
Учитель. Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку взята азербайджанская пословица “Дерево держится своими корнями, а человек пищей”? (демонстрируется слайд № 1) Ученики высказывают свои суждения.
Учитель, обобщая высказанные предложения, говорит что человеку, для того чтобы он двигался, дышал, рос, развивался, необходимо ПИТАНИЕ. Насколько правильно питается каждый из вас, мы выясним сегодня на уроке.
Как часто вы принимаете пищу? Какие продукты для вас являются любимыми? Какие “правильными”? Сколько вы съедаете за один день продуктов? А сколько надо? На что обратить внимание, когда выбираем продукты в магазине? На эти и многие другие вопросы нам предстоит ответить. Сформулируем цель и задачи урока (предположения учащихся; запись на доске предложений, которые более точно соответствуют теме урока). Сравним мои и ваши цели, обратим внимание на слайд № 2.
- Цель урока: формировать понятие “здоровое питание”.
- Задачи:
1) познакомиться с правилами здорового питания;
2) оценить рацион собственного питания;
3) формировать элементарные навыки личной
гигиены и умения правильно выбрать продукты.
Ученики проводят сравнение и делают вывод о совпадении задач.
Учитель. Стремясь достигнуть цели нашего урока, мы будем работать с информационно-познавательными картами. Обращаю ваше внимание, что левую сторону вы заполняете самостоятельно, потом мы изучаем рекомендации врачей, диетологов, записываем их в правом столбце, затем вы делаете вывод о правильности своего питания. Для удобства оценки выделяем пять основных правил, чтобы оценить себя по знакомой нам пятибалльной шкале.
Правило первое гласит, что прием пищи должен быть регулярным. Запишите в ИПК когда, в какое время и сколько раз в день вы принимаете пищу? Теперь, объясним, почему питание должно быть регулярным? Ученики приводят свои доводы и аргументы, затем подтверждаем или опровергаем правильность и точность суждений, пользуясь слайдом № 3.
(Убористым текстом приведен теоретический материал, который стал основой слайда № 3)
Регулярность. Рекомендации соблюдать режим
питания – не прихоть гигиенистов и диетологов,
потребность в регулярном приеме пищи
обусловлена законами деятельности нашего
организма. Все процессы, протекающие внутри нас
(дыхание, биение сердца, деление клеток,
сокращение сосудов, в том числе и работа
пищеварительной системы), носят ритмичный
хаpaктер, и регулярность – непременное условие
эффективного функционирования сложной
биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную
нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот
почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В
дошкольном и младшем школьном возрасте – 4-5
приемов через каждые 3-4 часа (именно столько
времени требуется на то, чтобы пища
переварилась).
Надо сказать, что еда \" по часам\" важна в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей и подростков, когда происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и… благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих \"вольный график\" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается – а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?
Понятно, что привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее – организация питания в семье, позволяющая сформировать \"рефлекс на время\".
Цель – появление у ребенка желания есть в \"нужные\" часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтpaк, обед, полдник, ужин. В 6-7 лет ребенка можно научить самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. В младшем школьном возрасте ребенок может принимать посильное участие в организации своего режима питания. Если в детском саду, дома ответственность за это полностью лежит на плечах родителей или воспитателей, то школьная жизнь предполагает большую самостоятельность. Поэтому хорошо, если ребенок привыкнет брать с собой в школу бутерброд или яблоко, будет знать, когда, на какой перемене его съесть, а придя домой, сумеет организовать себе обед, не дожидаясь родителей.
Демонстрируется слайд № 4. Перепишите, пожалуйста, рекомендации врачей и подумайте, насколько разумно в вашем возрасте мнение “Ужин отдай врагу”?
Правило второе – разнообразие
Запишите в левом столбце информационно-познавательной карты свои самые любимые продукты и меню вчерашнего дня. Подсчитайте сколько видов продуктов вы употребили в пищу?
Демонстрируются слайды 5-6-7-8-9. Беседа по мере демонстрации слайдов.
- Почему пища должна быть разнообразной?
- Для чего необходимы белки?
- Вспомните роль эритроцитов в организме человека?
- Какой белок способствует образованию тромбов?
- Какую работу в нашем организме выполняют белки миозин и актин?
- Какие продукты содержит больше всего белков?
- Какую функцию выполняют углеводы и жиры.
- Какие группы пищи по происхождению выделяют?
- Как вы думаете, почему на ягоды, фрукты, овощи, зелень я использовала по отдельному слайду?
(Убористым текстом приведен теоретический материал, который стал основой слайдов № 5-9)
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества – все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки – основной строительный материал, из которого формируется и \"ремонтируется\" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины – важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Так что, перефразируя поэта, можно сказать: \"вещества всякие нужны, вещества всякие важны!\" Чрезвычайно разнообразны функции белков. К белкам относятся ферменты, многие гормоны. Часть белков выполняет защитную функцию. Белки, входящие в состав мышечных волокон, обеспечивают сокращение мышц. Белки хрящей и костей выполняют опopную функцию. Свертывание крови происходит при участии белков плазмы. Гемоглобин эритроцитов обеспечивает трaнcпорт кислорода. Белки не могут откладываться в организме про запас и поэтому должны постоянно поступать с пищей. Большую роль играют в организме жиры, они являются источником энергии: 33% энергетических потребностей организма удовлетворяется за счет окисления жиров. Жиры играют главную роль в образовании клеточных мембран, образуют некоторые гормоны (пoлoвые) Основным же источником энергии в организме человека являются углеводы. За счет углеводов организм получает 50–60 % энергии, и эту энергию он может быстро и легко использовать. Глюкоза повышает тонус центральной нервной системы
Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно каждому подростку формировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий – залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ученика необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует употрeбллять в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
Правило третье – адекватность. Слайд 10.
Фронтальная беседа
- Как понимаем “адекватность”?
- Задумывались ли вы, сколько съедаете продуктов ежедневно? (заполнение информационно-познавательной карты урока)
- Что такое “энерготраты” организма?
- Почему в подростковом возрасте они достаточно высоки?
- Отчего могут зависеть энерготраты?
- Одинаковыми ли будут энерготраты школьников на уроках математики и физкультуры? Слайды 11-12
- А сколько калорий необходимо каждому из вас?
Пpaктическая работа. Расчет собственных энергетических затрат с учетом веса.
На 1 кг веса у девочек 60 ккал, у мальчиков 65 ккал. Среднестатистический показатель для девочек 2600 ккал, для мальчиков 2900 ккал. Рассчитайте свои энергетические затраты и сравните со средними. А теперь определим: каким должен быть полдник?
“Расчет калорийности полдника” Слайд 13
Правило четвертое – безопасность. Начнем с
заполнения ИПК урока. А теперь обратимся к
слайдам нашей презентации. Слайды 14-15
Учитель. Желудочно-кишечные расстройства – одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина – несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркнем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.
Правило пятое – удовольствие. Слайд 16– 17.
Учитель. Ребята, как вы понимаете выражение “Есть с удовольствием”. Выскажите свою точку зрения в ИПК. Учащиеся делают записи, высказывают свои суждения.
Учитель. Почему-то, когда пишут о роли и
значении питания, часто забывают об этой, весьма
важной функции еды – доставлять удовольствие. А
ведь приятные ощущения, которые возникают во
время еды, имеют глубокий физиологический смысл,
являясь показателем безопасности продукта
(неприятный вкус воспринимается нашим
организмом как сигнал тревоги – это есть
нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития
вкусовой чувствительности, тем выше уровень
защиты его организма.
Призыв к получению удовольствия от еды – это не
призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает
не от количества съеденного (скорее, здесь
обратная зависимость – переедание
\"убивает\" приятные ощущения), а от умения
различать, дифференцировать вкусы и запахи,
оценивать гармоничность их сочетания, внешний
вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность
таких умений зависит от того, насколько
разнообразна пища и насколько вкусно она
приготовлена (еще раз повторим: разнообразие, и
вкусовые качества блюда напрямую не
определяются его стоимостью, гораздо большее
значение имеют тут кулинарные способности и
кулинарный кругозор повара).
Важно, чтобы вы умели описывать запах, вкус блюда,
не ограничиваясь простым “вкусно-невкусно”. А
для этого нужно, чтобы за обеденным столом
взрослые вместе с вами обсуждали достоинства
блюда. Ведь только так вы сможете понять, какой
вкус называют \"мягким\", \"кисло-сладким\",
\"горько-сладким\" и т.д.
И еще удовольствие от еды напрямую зависит от
атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть
наложено табу на ссоры, выяснения отношений
(какое уж тут полноценное переваривание, когда
кровь пульсирует в висках, бешено сокращается
сердце и кипят африканские страсти!) и
воспитательные беседы! Пусть с самого раннего
возраста у вас сформируется представление –
семейный стол – это место, где всем уютно,
тепло, и, конечно, вкусно!
lV.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.КОММЕНТАРИИ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮСлайд 18. Подведем итог урока. Какие пять правил, мы рассмотрели на сегодняшнем уроке?
- Почему необходим режим питания?
- Разнообразие – что это такое?
- Какое питание назовем адекватным?
- Почему нельзя забывать о правилах личной гигиены?
- Почему важно получать удовольствие от приема пищи?
- Слайд 19. Достигнута ли цель нашего урока? А теперь поставьте себе оценку за то, как организовано ваше питание. Посмотрите внимательно где, в каком правиле у вас ошибки, постарайтесь исправить их, потому что от правильно организованного питания зависит ваша будущая долгая и счастливая жизнь. Слайд 20. Прочтем, что сказал великий физиолог Иван Петрович Павлов “Если чрезмерное увлечение едой есть животность, то высокомерное невнимание к еде, есть нeблагоразумие...” Так будьте “благоразумны”
Учитель. Что же вам надо сделать дома?
- Обсудить с родителями собственную проблему в организации питания, если вы ее определили сегодня на уроке.
- Составить рациональное меню на один день.
- Прочитать стр. 171 учебника, выполнить № 150 в рабочей тетради.
- Опережающее задание – начать подготовку презентаций “Витамины” по группам. (Объявляю составы групп и распределяю между ними витамины).
Учебники и учебные пособия
- Биология. Человек. Учебник. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. М., Дрофа, 2010.
- Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина, М., Дрофа, 2911.
- Методическое пособие к учебнику Биология. Человек. Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин. М., Дрофа, 2006.
- Интернет ресурсы издательского дома “Первое сентября”.
- Интернет ресурсы “Учительского портала”.
Информационно-познавательная карта
Технологическая карта урока
Презентация
Комментарии:
Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?"
...
17 12 2025 16:58:37
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
16 12 2025 20:26:10
Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы.
...
15 12 2025 16:54:55
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
14 12 2025 23:40:46
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
13 12 2025 0:32:32
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
12 12 2025 21:11:29
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
11 12 2025 16:36:56
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
10 12 2025 9:57:29
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
09 12 2025 7:15:34
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
08 12 2025 22:29:41
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
07 12 2025 17:34:46
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
06 12 2025 10:19:41
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
05 12 2025 8:27:12
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
04 12 2025 23:10:45
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
03 12 2025 22:52:44
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
02 12 2025 8:26:28
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
01 12 2025 19:48:23
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
30 11 2025 10:35:43
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
29 11 2025 0:12:55
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
28 11 2025 7:23:18
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
27 11 2025 21:20:34
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
26 11 2025 20:15:27
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
25 11 2025 12:34:30
Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....
24 11 2025 1:21:10
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
23 11 2025 16:20:39
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
22 11 2025 23:34:51
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
21 11 2025 17:33:21
Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
20 11 2025 13:17:34
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
19 11 2025 5:24:52
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
18 11 2025 11:17:34
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
17 11 2025 8:44:22
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
16 11 2025 6:41:39
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
15 11 2025 2:46:54
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
14 11 2025 6:44:40
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
13 11 2025 13:21:20
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
12 11 2025 11:38:34
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
11 11 2025 11:22:34
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
10 11 2025 20:25:41
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
09 11 2025 0:24:48
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
08 11 2025 12:45:44
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
07 11 2025 0:15:48
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
06 11 2025 19:39:50
Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
05 11 2025 2:37:30
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
04 11 2025 8:36:29
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
03 11 2025 1:18:16
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...
02 11 2025 18:17:36
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
01 11 2025 7:23:49
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
31 10 2025 19:34:49
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
30 10 2025 18:19:27
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
29 10 2025 7:48:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"