Урок по окружающему миру "Как нам жить" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по окружающему миру "Как нам жить"

Тип урока. Дискуссия.

Цель: создать педагогические условия для осознания личной ответственности за состояние природы.

Задачи:

  • активизировать понятия “замкнутый круговорот”, “биосфера”, “заповедник”;
  • стимулировать формирование личной ответственности в процессе определения и защиты своего мнения;
  • формировать способность к рефлексии;
  • воспитывать умение вести учебный диалог;
  • совершенствовать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • видеофрагмент “ Экология - жизнь”;
  • карточки с цитатой; названием темы; основных понятий: биосфера, экосистема, заповедник, экология;
  • правила проведения дискуссии;
  • два костюма ворон: ободок с клювом, черный платок;
  • карточки для рефлексии;
  • набор предметов: пакеты из-под чипсов и молока, пластиковая бутылка, картонная упаковка, стеклянная бутылочка, баночка из металла;
  • сигнальные карточки – светофоры;
  • карточки с заданиями для подготовки к дискуссии;
  • карта Свердловской области с указанием заповедников;
  • выставка книг по теме.

Подготовительная работа:

  • разучить стихи;
  • подготовить инсценирование;
  • выполнить задание.

Задано: подготовиться к дискуссии по теме

“Как нам жить?”

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса.

Аргумент – довод, доказательство.

Учащиеся делятся на две команды.

Первая команда – представители движения зеленых, которые призывают людей бережно относиться к природе. Они высказывают аргументы за такой стиль жизни, при котором природные богатства сохраняются. Представители зеленых предлагают сократить потребление воды, не использовать упаковочные материалы из полиэтилена. Команда зеленых черпает свои аргументы из учебника и дополнительной литературы.

Вторая команда – представители движения в защиту потребителей. Они считают, что все люди должны иметь блага, предоставляемые цивилизацией. Обилие воды в современной квартире позволяет соблюдать гигиенические процедуры, упаковочные материалы позволяют изолировать продукты питания от бактерий и грязи. Команда черпает свои аргументы из собственного опыта жизни в современном мире и дополнительной литературы.

Вопросы для дискуссии:

Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченном количестве? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?

Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы.

1. Орг. момент.

Приветствие.

Настрой учащихся на удачу.

Правила проведения дискуссии.

1) Дать слово всем желающим.

2) Обосновывать своё мнение.

3) Не отступать от темы.

4) При обсуждении в малых группах распределить роли.

5) Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.

2. Актуализация знаний.

Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент “Экология-жизнь”

Как разрешить противоречия между нашими потребностями и возможностями природы?

“Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё – нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди” (Н.Сладков)

3. Публичное обсуждение проблемы.

Сколько нас людей на планете?

Сколько в городе? (92 тыс.)

Что нам всем необходимо для жизни?

(Дети перечисляют, учитель фиксирует на доске)

Материал для учителя.

Для жизни необходима вода. Без неё не могут жить ни растения, ни животные, ни люди. Человек сам на 90% состоит из воды. Сколько воды нужно человеку? Для нормального функционирования нашему организму каждый день требуется не меньше 2,5 л воды, поступающей извне.

В день на человека:

  • мытьё рук, не закрывая кран, - 6-8 л;
  • чистка зубов, не закрывая кран, - 6-8 л;
  • ополаскивание унитаза – 15 л. за один спуск,
  • душ – 15-20 л/мин.,
  • ванна – 150 л.

Чтобы вырастить 1 тонну пшеницы – 1500 тонн воды.

Для изготовления 1 тонны кирпича – 2 тонны воды.

Для выплавки 1 тонны металла – 300 тонн воды.

Пресной воды, пригодной для питья, на Земле всего 2,5% от общего количества природных вод. Но для нормальной жизни нужна чистая вода, иначе она принесет вред организму человека.

Для жизни необходим чистый воздух.

А откуда мы берем ресурсы, чтобы это все было у нас?

(у природы)

А что мы возвращаем?

Материал для учителя.

На Земле всё меньше и меньше становится пресной (питьевой) воды.

А что отдаем взамен?

Мусор, многокилометровые нефтяные разводы, отходы жизнедеятельности, которыми устлано дно.

При использовании воды в промышленности в неё попадают ядовитые примеси. Эту воду сливают в реку, озеро или пруд, там вода становится ядовитой. В загрязнённых водоемах гибнет все живое.

10млн. человек ежегодно гибнут из-за зараженной воды, 30% населения Земли столкнется с нехваткой пресной воды к 2005 г.

По всему миру работает множество фабрик и заводов, которые ежедневно выбрасывают из своих труб огромное количество сажи, золы и ядовитых газов.

Большой вред приносят также выхлопные газы автомашин.

1 автомобиль в год поглощает 10 т кислорода, а выделяет 1 млн 700 тыс т. вредных веществ.

Ну, а сейчас поговорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома,
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало,
И до тех пор, пока здоров,
Забот об этом мало.

Классификация мусора.

  • Рассмотри предметы.
  • Определи материал, из которого они сделаны.
  • - Отберите те, которые разрушаются природой.
  • Почему природа их может разрушить?
  • Из чего сделаны оставшиеся предметы?
  • Может ли природа их разрушить? Почему?
  • Значит надо запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?

 

Материал для учителя.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы назвать положительные и отрицательные свойства пластиков, разновидностью которых является полиэтилен и другие упаковочные материалы.

Пластики (пластмассы) - это самые универсальные материалы за всю историю техники, Слово "пластик" происходит от греческого р1аз111<о5, что означает "пригодный для лепки". Пластики произвели настоящий переворот в науке и технике, в жизни людей. Пластики применяются всё шире, однако возникают опасения по поводу их воздействия на окружающую среду, поскольку пластмассы не способны к быстрому биологическому разложению.

Полиэтилен - это один из видов пластиков. Полиэтилен прочен, эластичен, хороший диэлектрик, устойчив к многим химическим веществам. Полиэтилен и другие пластмассы являются продуктами, получаемыми в процессе переработки нефти. Полиэтилен используется не только для упаковки пищевых продуктов, изготовления пакетов и пластиковых бутылок, но и в производстве труб, емкостей, технических волокон, для изоляции электрических кабелей и многого другого.

Другой вид пластика - пенопласт - лёгкий материал с хорошей тепло-, звуко- и электроизоляцией. Он используется для упаковки бытовой техники, применяется в строительстве в качестве теплоизоляции.

Пластмассы так прочно завоевали современный мир, что, кажется, трудно придумать для них новые области применения. Но несмотря, на все преимущества, пластики несут с собой серьезную проблему - их абсолютная стойкость означает, что они много лет сохраняются в окружающей среде (порядка 500 лет) и, если их не утилизировать (перерабатывать), наносят серьезный ущерб живой природе. Для примера: по оценкам специалистов, около четверти всех морских птиц глотают пластмассовые остатки.

Я считаю, что в наше время невозможно обойтись без полиэтилена и других пластиков, невозможно запретить их использование. И чтобы свести к минимуму вред, наносимый данными материалами окружающей среде, я вижу два пути.

Во-первых, необходима обязательная утилизация пластиковых отходов - после переработки из них снова делают полезные товары. Но для решения этой проблемы необходимо не только строительство заводов по переработке пластиковых отходов, но и перестройка сознания людей. То есть человечество должно понять необходимость более ответственного отношения к проблеме отходов. Так, в ряде европейских стран существует практика разделения бытовых отходов - стеклянные, пластиковые, бумажные и другие отходы складываются в разные контейнеры, а затем утилизируются.

Интересный факт: в Японии, где при большом населении остро существует проблема территорий, из мусора после его специальной переработки "строят" целые искусственные острова.

Второй путь - это создание биоразлагающихся пластиков. Так, например, возможно добавление гранул крахмала. Когда такой пластик попадает в почву, гранулы впитывают воду и расширяясь, разрывают пластмассу на очень мелкие кусочки. Бактерии, питающиеся пластмассой, гораздо быстрее "съедят" такой мусор. Но внедрение таких пластиков в нашу повседневную жизнь - дело будущего.

Понимая, что без природы мы не можем жить, и что мы её засоряем, можем ли мы что- нибудь сделать для её сохранения?

А что родители могут сделать?

(рассказ ученика о заповедниках Свердловской области)

Материал для учителя.

Все фабрики и заводы должны иметь установки для очистки воды. Все вредные примеси остаются на специальных фильтрах, а прошедшая через них вода возвращается в водоемы чистой.

Существуют системы очистки с помощью живых организмов. Как правило, они представляют собой резервуары, заполненные пористым материалом (чаще всего шлаком), через который фильтруются загрязненные воды. Вы спросите: при чем же здесь живые организмы? А вот при чем: в этих системах предусмотрено, чтобы в толще шлака развивались микроорганизмы, образующие своеобразную живую пленку. Эти неутомимые труженики осаждают, окисляют и превращают в нерастворимые минералы многие вредные вещества, содержащиеся в сточных водах и промышленных выбросах.

Столь интересное решение было подсказано самой Природой. В ее огромнейшем “хозяйстве” есть природные “фильтры” — это некоторые моллюски, мшанки и планктон, выполняющие функции “очистительных систем”. Они так усердствуют, будто только для того и существуют, чтобы очищать воду. Нехитрый секрет заключается в том, что они питаются, пропуская через себя очень много воды и извлекая из нее питательные вещества. Этими “питательными” веществами, как правило, является нечто вредное для человека. Так, например, один из микроскопических рачков может очистить за сутки до двух литров воды. А вы только представьте, сколько таких рачков на одном квадратном метре дна водоема!

Сократить водопотребление, поставив счетчики.

Использование разной воды для разных целей.

Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, способные улавливать золу, сажу, пыль и вредные газы. А ведь эти ядовитые вещества могут приносить пользу. С их помощью делают различные материалы, нужные людям, например, цемент, краски, многие химические вещества.

Для передвижения использовать велосипед.

Не курить.

Вторично использовать ресурсы: собирать и перерабатывать макулатуру (чтобы сберечь лес) и металлолом (чтобы меньше добывать руду)

Вывод: человек для удобства и гигиены изобрел различные упаковочные материалы, которые природа с помощью разрушителей переработать не может или делает это столетиями, выделяя вредные вещества. Следовательно, человеку самому надо помочь природе. Использовать очистные сооружения и улучшать систему фильтрования, чтобы отходы не попадали в биосферу.

Ребята приготовили для вас интересную сценку о том, как видят эту ситуацию две представительницы животного мира с высоты своего полёта.

Автор. Летели две вороны на большое поле — обедать. Пролетали над речкой. А там как раз фабрика построена была. Смотрят вороны вниз.

1-я ворона. Что это за странные сооружения на берегу реки?

2-я ворона. Это очистные сооружения. Они воду очищают, которая из фабрики в реку сливается.

1-я ворона. А зачем эту воду очищать?

2-я ворона. Эта вода на фабрике в производственном процессе участвовала. В ней теперь много всяких ядовитых примесей. Если её просто так в речку вылить, там вся рыба передохнет.

1-я ворона. Выходит, люди берегут воду?

2-я ворона. Конечно, им чистая вода не меньше чем нам нужна — и для питья, и для готовки, и для мытья, и для купания. Да и рыбу они любят.

1-я ворона. И что, они всегда грязную воду очищают, прежде чем в речку слить?

2-я ворона. К сожалению, нет. Часто люди загрязняют реки, озёра, пруды, даже моря и океаны. От этого страдают животные и растения и в конечном счёте сами люди.

1-я ворона. А люди только воду очищать должны?

2-я ворона. Нет, надо ещё и чистоту воздуха беречь. Дым из труб заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей сильно его загрязняют. А ведь воздухом дышат и люди, и растения, и животные, и мы, птицы.

1-я ворона. И как люди берегут воздух?

2-я ворона. На заводах и фабриках специальные установки улавливают золу, сажу, пыль и вредные газы. Причём эти ядовитые вещества могут приносить пользу. Их перерабатывают в различные материалы, нужные людям. Например, в цемент, краски, многие химические вещества.

1-я ворона. За разговором мы уже и до поля долетели.

2-я ворона. Кстати, люди также должны и почву охранять. Иначе всем голодно будет — и им, и нам.

1-я ворона. А почву-то как охраняют?

2-я ворона. Правильно используют, берегут от размывания талыми водами и ливнями, не отравляют минеральными удобрениями.

Автор. Вороны опустились на поле и стали зёрна из колосков выклёвывать. Они рады были, что на этом поле люди почву сберегли.

Ребята, кто знает как называется наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (экология)

Вообще, в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота,
И наши ресурсы, с которых живем, -
Начав с пропитанья, кончая углем.

Все это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
“Что нынче посеем, то завтра пожнем.”

Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьез.

4. Подведение итогов дискуссии.

- Как человек должен вести себя в биосфере?

Чтобы предотвратить гибель биосферы – нужно приспособиться к природе, научиться её не нарушать.

Восстанавливать то, что погублено, испорчено, уберечь естественные природные экосистемы от разрушения, создавая заповедники – территории, на которых запрещена или сильно ограничена хозяйственная деятельность; в национальных парках порядок охраны экосистем менее жесткий.

5. Рефлексия “Волшебная лестница знаний”

  1. Довольны ли вы дискуссией?
  2. Имел(а) ли ты шанс принять участие в обсуждении?
  3. Определите на какой ступени знаний вы находитесь.

Литература.

  1. // Воспитание школьника №7-2005
  2. // Детская энциклопедия. № 1,5 – 2004
  3. Левитман М.Х.. Экология-предмет: интересно или нет? С-П-2001.
  4. Литература (газета) №37-2003
  5. Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Окружающий мир, ч.2.М. 2003
  6. // Читаем, учимся, играем. № 2-2005


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Это один из уроков раздела " Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме " Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

20 09 2021 3:53:32

Открытый урок "Воздушное питание"

Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

20 09 2021 1:10:12

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

20 09 2021 3:37:35

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

20 09 2021 14:55:50

Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....

20 09 2021 0:40:32

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

20 09 2021 20:33:55

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

20 09 2021 8:52:56

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

20 09 2021 4:43:43

Использование ИКТ на уроках биологии

В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме " Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи " Своя игра". ...

20 09 2021 23:38:25

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

20 09 2021 0:45:11

Горные породы и их свойства

На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка практической работы по коллекции минералов....

20 09 2021 6:54:49

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

20 09 2021 12:38:56

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая характеристика

Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

20 09 2021 4:57:41

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В. В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

20 09 2021 10:14:25

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

20 09 2021 23:14:57

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Спецкурс " Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и девушками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

20 09 2021 2:32:49

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

20 09 2021 11:55:10

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

20 09 2021 21:45:52

Путешествие в невидимый мир

Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

20 09 2021 19:12:15

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

20 09 2021 9:17:35

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

20 09 2021 0:11:52

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска " Биотехнология". ...

20 09 2021 6:55:55

Обобщение по теме "Органы цветкового растения"

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....

20 09 2021 11:16:18

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух команд....

20 09 2021 23:43:45

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

20 09 2021 16:15:10

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

20 09 2021 13:48:56

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

20 09 2021 12:22:41

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

20 09 2021 18:39:18

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, практическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

20 09 2021 4:30:48

Урок здоровья "Движение – лучшее лекарство"

Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....

20 09 2021 17:25:10

Тема урока "Органы полости тела рыб"

Урок биологии на тему « Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

20 09 2021 3:39:33

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

20 09 2021 0:40:57

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

20 09 2021 22:20:13

Головоногие моллюски

Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

20 09 2021 20:41:42

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

20 09 2021 20:55:54

Урок биологии с использованием ИКТ

Урок в 10-м классе по теме " Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

20 09 2021 4:14:17

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

20 09 2021 2:12:11

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

20 09 2021 4:35:53

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её характеристика"

Данный практический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме " Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

20 09 2021 6:24:36

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

20 09 2021 8:42:53

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

Урок адресован учителям биологии, географии, О Б Ж, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

20 09 2021 21:14:21

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

20 09 2021 17:22:11

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются практические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

20 09 2021 23:53:46

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе на тему: "Нервная система – дирижер нашего организма"

Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...

20 09 2021 14:17:11

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

20 09 2021 10:56:26

Тема урока "Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

В ходе урока изучается состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

20 09 2021 11:23:11

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

20 09 2021 14:36:56

Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...

20 09 2021 9:57:54

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему « Фишбоун» (эту схему разработала методист Бел Р И П К П П С М. В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

20 09 2021 8:33:58

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опорно-двигательная система". 8-й класс

Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

20 09 2021 15:15:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)