Урок по окружающему миру "Как нам жить"
Тип урока. Дискуссия.
Цель: создать педагогические условия для осознания личной ответственности за состояние природы.
Задачи:
- активизировать понятия “замкнутый круговорот”, “биосфера”, “заповедник”;
- стимулировать формирование личной ответственности в процессе определения и защиты своего мнения;
- формировать способность к рефлексии;
- воспитывать умение вести учебный диалог;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- видеофрагмент “ Экология - жизнь”;
- карточки с цитатой; названием темы; основных понятий: биосфера, экосистема, заповедник, экология;
- правила проведения дискуссии;
- два костюма ворон: ободок с клювом, черный платок;
- карточки для рефлексии;
- набор предметов: пакеты из-под чипсов и молока, пластиковая бутылка, картонная упаковка, стеклянная бутылочка, баночка из металла;
- сигнальные карточки – светофоры;
- карточки с заданиями для подготовки к дискуссии;
- карта Свердловской области с указанием заповедников;
- выставка книг по теме.
Подготовительная работа:
- разучить стихи;
- подготовить инсценирование;
- выполнить задание.
Задано: подготовиться к дискуссии по теме
“Как нам жить?”
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса.
Аргумент – довод, доказательство.
Учащиеся делятся на две комaнды.
Первая комaнда – представители движения зеленых, которые призывают людей бережно относиться к природе. Они высказывают аргументы за такой стиль жизни, при котором природные богатства сохраняются. Представители зеленых предлагают сократить потрeбление воды, не использовать упаковочные материалы из полиэтилена. Комaнда зеленых черпает свои аргументы из учебника и дополнительной литературы.
Вторая комaнда – представители движения в защиту потребителей. Они считают, что все люди должны иметь блага, предоставляемые цивилизацией. Обилие воды в современной квартире позволяет соблюдать гигиенические процедуры, упаковочные материалы позволяют изолировать продукты питания от бактерий и грязи. Комaнда черпает свои аргументы из собственного опыта жизни в современном мире и дополнительной литературы.
Вопросы для дискуссии:
Надо ли запретить потрeбллять в квартирах воду в неограниченном количестве? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?
Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы.
1. Орг. момент.
Приветствие.
Настрой учащихся на удачу.
Правила проведения дискуссии.
1) Дать слово всем желающим.
2) Обосновывать своё мнение.
3) Не отступать от темы.
4) При обсуждении в малых группах распределить роли.
5) Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.
2. Актуализация знаний.
Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент “Экология-жизнь”
Как разрешить противоречия между нашими потребностями и возможностями природы?
“Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё – нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди” (Н.Сладков)
3. Публичное обсуждение проблемы.
Сколько нас людей на планете?
Сколько в городе? (92 тыс.)
Что нам всем необходимо для жизни?
(Дети перечисляют, учитель фиксирует на доске)
Материал для учителя.
Для жизни необходима вода. Без неё не могут жить ни растения, ни животные, ни люди. Человек сам на 90% состоит из воды. Сколько воды нужно человеку? Для нормального функционирования нашему организму каждый день требуется не меньше 2,5 л воды, поступающей извне.
В день на человека:
- мытьё рук, не закрывая кран, - 6-8 л;
- чистка зубов, не закрывая кран, - 6-8 л;
- ополаскивание унитаза – 15 л. за один спуск,
- душ – 15-20 л/мин.,
- ванна – 150 л.
Чтобы вырастить 1 тонну пшеницы – 1500 тонн воды.
Для изготовления 1 тонны кирпича – 2 тонны воды.
Для выплавки 1 тонны металла – 300 тонн воды.
Пресной воды, пригодной для питья, на Земле всего 2,5% от общего количества природных вод. Но для нормальной жизни нужна чистая вода, иначе она принесет вред организму человека.
Для жизни необходим чистый воздух.
А откуда мы берем ресурсы, чтобы это все было у нас?
(у природы)
А что мы возвращаем?
Материал для учителя.
На Земле всё меньше и меньше становится пресной (питьевой) воды.
А что отдаем взамен?
Мусор, многокилометровые нефтяные разводы, отходы жизнедеятельности, которыми устлано дно.
При использовании воды в промышленности в неё попадают ядовитые примеси. Эту воду сливают в реку, озеро или пруд, там вода становится ядовитой. В загрязнённых водоемах гибнет все живое.
10млн. человек ежегодно гибнут из-за зараженной воды, 30% населения Земли столкнется с нехваткой пресной воды к 2005 г.
По всему миру работает множество фабрик и заводов, которые ежедневно выбрасывают из своих труб огромное количество сажи, золы и ядовитых газов.
Большой вред приносят также выхлопные газы автомашин.
1 автомобиль в год поглощает 10 т кислорода, а выделяет 1 млн 700 тыс т. вредных веществ.
Ну, а сейчас поговорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома,
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало,
И до тех пор, пока здоров,
Забот об этом мало.
Классификация мусора.
- Рассмотри предметы.
- Определи материал, из которого они сделаны.
- - Отберите те, которые разрушаются природой.
- Почему природа их может разрушить?
- Из чего сделаны оставшиеся предметы?
- Может ли природа их разрушить? Почему?
- Значит надо запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?
Материал для учителя.
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы назвать положительные и отрицательные свойства пластиков, разновидностью которых является полиэтилен и другие упаковочные материалы.
Пластики (пластмассы) - это самые универсальные материалы за всю историю техники, Слово \"пластик\" происходит от греческого р1аз111<о5, что означает \"пригодный для лепки\". Пластики произвели настоящий переворот в науке и технике, в жизни людей. Пластики применяются всё шире, однако возникают опасения по поводу их воздействия на окружающую среду, поскольку пластмассы не способны к быстрому биологическому разложению.
Полиэтилен - это один из видов пластиков. Полиэтилен прочен, эластичен, хороший диэлектрик, устойчив к многим химическим веществам. Полиэтилен и другие пластмассы являются продуктами, получаемыми в процессе переработки нефти. Полиэтилен используется не только для упаковки пищевых продуктов, изготовления пакетов и пластиковых бутылок, но и в производстве труб, емкостей, технических волокон, для изоляции электрических кабелей и многого другого.
Другой вид пластика - пенопласт - лёгкий материал с хорошей тепло-, звуко- и электроизоляцией. Он используется для упаковки бытовой техники, применяется в строительстве в качестве теплоизоляции.
Пластмассы так прочно завоевали современный мир, что, кажется, трудно придумать для них новые области применения. Но несмотря, на все преимущества, пластики несут с собой серьезную проблему - их абсолютная стойкость означает, что они много лет сохраняются в окружающей среде (порядка 500 лет) и, если их не утилизировать (переpaбатывать), наносят серьезный ущерб живой природе. Для примера: по оценкам специалистов, около четверти всех морских птиц глотают пластмассовые остатки.
Я считаю, что в наше время невозможно обойтись без полиэтилена и других пластиков, невозможно запретить их использование. И чтобы свести к минимуму вред, наносимый данными материалами окружающей среде, я вижу два пути.
Во-первых, необходима обязательная утилизация пластиковых отходов - после переработки из них снова делают полезные товары. Но для решения этой проблемы необходимо не только строительство заводов по переработке пластиковых отходов, но и перестройка сознания людей. То есть человечество должно понять необходимость более ответственного отношения к проблеме отходов. Так, в ряде европейских стран существует пpaктика разделения бытовых отходов - стеклянные, пластиковые, бумажные и другие отходы складываются в разные контейнеры, а затем утилизируются.
Интересный факт: в Японии, где при большом населении остро существует проблема территорий, из мусора после его специальной переработки \"строят\" целые искусственные острова.
Второй путь - это создание биоразлагающихся пластиков. Так, например, возможно добавление гранул крахмала. Когда такой пластик попадает в почву, гранулы впитывают воду и расширяясь, разрывают пластмассу на очень мелкие кусочки. Бактерии, питающиеся пластмассой, гораздо быстрее \"съедят\" такой мусор. Но внедрение таких пластиков в нашу повседневную жизнь - дело будущего.
Понимая, что без природы мы не можем жить, и что мы её засоряем, можем ли мы что- нибудь сделать для её сохранения?
А что родители могут сделать?
(рассказ ученика о заповедниках Свердловской области)
Материал для учителя.
Все фабрики и заводы должны иметь установки для очистки воды. Все вредные примеси остаются на специальных фильтрах, а прошедшая через них вода возвращается в водоемы чистой.
Существуют системы очистки с помощью живых организмов. Как правило, они представляют собой резервуары, заполненные пористым материалом (чаще всего —шлаком), через который фильтруются загрязненные воды. Вы спросите: при чем же здесь живые организмы? А вот при чем: в этих системах предусмотрено, чтобы в толще шлака развивались микроорганизмы, образующие своеобразную живую пленку. Эти неутомимые труженики осаждают, окисляют и превращают в нерастворимые минералы многие вредные вещества, содержащиеся в сточных водах и промышленных выбросах.
Столь интересное решение было подсказано самой Природой. В ее огромнейшем “хозяйстве” есть природные “фильтры” — это некоторые моллюски, мшанки и планктон, выполняющие функции “очистительных систем”. Они так усердствуют, будто только для того и существуют, чтобы очищать воду. Нехитрый секрет заключается в том, что они питаются, пропуская через себя очень много воды и извлекая из нее питательные вещества. Этими “питательными” веществами, как правило, является нечто вредное для человека. Так, например, один из микроскопических рачков может очистить за сутки до двух литров воды. А вы только представьте, сколько таких рачков на одном квадратном метре дна водоема!
Сократить водопотрeбление, поставив счетчики.
Использование разной воды для разных целей.
Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, способные улавливать золу, сажу, пыль и вредные газы. А ведь эти ядовитые вещества могут приносить пользу. С их помощью делают различные материалы, нужные людям, например, цемент, краски, многие химические вещества.
Для передвижения использовать велосипед.
Не курить.
Вторично использовать ресурсы: собирать и переpaбатывать макулатуру (чтобы сберечь лес) и металлолом (чтобы меньше добывать руду)
Вывод: человек для удобства и гигиены изобрел различные упаковочные материалы, которые природа с помощью разрушителей переработать не может или делает это столетиями, выделяя вредные вещества. Следовательно, человеку самому надо помочь природе. Использовать очистные сооружения и улучшать систему фильтрования, чтобы отходы не попадали в биосферу.
Ребята приготовили для вас интересную сценку о том, как видят эту ситуацию две представительницы животного мира с высоты своего полёта.
Автор. Летели две вороны на большое поле — обедать. Пролетали над речкой. А там как раз фабрика построена была. Смотрят вороны вниз.
1-я ворона. Что это за странные сооружения на берегу реки?
2-я ворона. Это очистные сооружения. Они воду очищают, которая из фабрики в реку сливается.
1-я ворона. А зачем эту воду очищать?
2-я ворона. Эта вода на фабрике в производственном процессе участвовала. В ней теперь много всяких ядовитых примесей. Если её просто так в речку вылить, там вся рыба передохнет.
1-я ворона. Выходит, люди берегут воду?
2-я ворона. Конечно, им чистая вода не меньше чем нам нужна — и для питья, и для готовки, и для мытья, и для купания. Да и рыбу они любят.
1-я ворона. И что, они всегда грязную воду очищают, прежде чем в речку слить?
2-я ворона. К сожалению, нет. Часто люди загрязняют реки, озёра, пруды, даже моря и океаны. От этого страдают животные и растения и в конечном счёте сами люди.
1-я ворона. А люди только воду очищать должны?
2-я ворона. Нет, надо ещё и чистоту воздуха беречь. Дым из труб заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей сильно его загрязняют. А ведь воздухом дышат и люди, и растения, и животные, и мы, птицы.
1-я ворона. И как люди берегут воздух?
2-я ворона. На заводах и фабриках специальные установки улавливают золу, сажу, пыль и вредные газы. Причём эти ядовитые вещества могут приносить пользу. Их переpaбатывают в различные материалы, нужные людям. Например, в цемент, краски, многие химические вещества.
1-я ворона. За разговором мы уже и до поля долетели.
2-я ворона. Кстати, люди также должны и почву охранять. Иначе всем голодно будет — и им, и нам.
1-я ворона. А почву-то как охраняют?
2-я ворона. Правильно используют, берегут от размывания талыми водами и ливнями, не отравляют минеральными удобрениями.
Автор. Вороны опустились на поле и стали зёрна из колосков выклёвывать. Они рады были, что на этом поле люди почву сберегли.
Ребята, кто знает как называется наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (экология)
Вообще, в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота,
И наши ресурсы, с которых живем, -
Начав с пропитанья, кончая углем.Все это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
“Что нынче посеем, то завтра пожнем.”Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьез.
4. Подведение итогов дискуссии.
- Как человек должен вести себя в биосфере?
Чтобы предотвратить гибель биосферы – нужно приспособиться к природе, научиться её не нарушать.
Восстанавливать то, что погублено, испорчено, уберечь естественные природные экосистемы от разрушения, создавая заповедники – территории, на которых запрещена или сильно ограничена хозяйственная деятельность; в национальных парках порядок охраны экосистем менее жесткий.
5. Рефлексия “Волшебная лестница знаний”
- Довольны ли вы дискуссией?
- Имел(а) ли ты шанс принять участие в обсуждении?
- Определите на какой ступени знаний вы находитесь.
Литература.
- // Воспитание школьника №7-2005
- // Детская энциклопедия. № 1,5 – 2004
- Левитман М.Х.. Экология-предмет: интересно или нет? С-П-2001.
- Литература (газета) №37-2003
- Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Окружающий мир, ч.2.М. 2003
- // Читаем, учимся, играем. № 2-2005
Комментарии:
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
18 03 2025 19:51:42
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
17 03 2025 21:12:55
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
16 03 2025 4:29:52
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
15 03 2025 11:17:51
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
14 03 2025 10:21:35
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
13 03 2025 13:33:42
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
12 03 2025 20:48:54
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
11 03 2025 18:22:30
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
10 03 2025 11:43:20
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
09 03 2025 7:41:51
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
08 03 2025 1:40:31
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...
07 03 2025 13:58:55
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
06 03 2025 7:14:22
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
05 03 2025 18:55:28
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся.
...
04 03 2025 18:12:34
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
03 03 2025 10:34:41
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
02 03 2025 4:46:34
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
01 03 2025 11:40:34
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
28 02 2025 21:27:32

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
27 02 2025 0:58:15
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
26 02 2025 12:57:41
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
25 02 2025 11:15:30
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
24 02 2025 1:17:48
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
23 02 2025 19:39:39
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
22 02 2025 5:43:27
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
...
21 02 2025 23:39:20
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
20 02 2025 22:45:15
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
19 02 2025 22:23:58
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
18 02 2025 12:49:18
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
17 02 2025 2:30:20
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
16 02 2025 16:42:28

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
15 02 2025 6:32:33

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
14 02 2025 1:24:57
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
13 02 2025 5:40:50
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
12 02 2025 7:10:13
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
11 02 2025 14:22:45
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
10 02 2025 2:22:29
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
09 02 2025 1:25:23
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
08 02 2025 5:38:24
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
07 02 2025 8:22:33
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
06 02 2025 1:34:13
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
05 02 2025 12:22:49
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
04 02 2025 13:36:17
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
03 02 2025 19:31:50
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
02 02 2025 20:34:41
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
01 02 2025 0:12:39
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
31 01 2025 5:19:16
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
30 01 2025 22:25:46
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
29 01 2025 9:19:59
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
28 01 2025 12:15:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::