Урок по окружающему миру "Как нам жить"
Тип урока. Дискуссия.
Цель: создать педагогические условия для осознания личной ответственности за состояние природы.
Задачи:
- активизировать понятия “замкнутый круговорот”, “биосфера”, “заповедник”;
- стимулировать формирование личной ответственности в процессе определения и защиты своего мнения;
- формировать способность к рефлексии;
- воспитывать умение вести учебный диалог;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
Оборудование:
- видеофрагмент “ Экология - жизнь”;
- карточки с цитатой; названием темы; основных понятий: биосфера, экосистема, заповедник, экология;
- правила проведения дискуссии;
- два костюма ворон: ободок с клювом, черный платок;
- карточки для рефлексии;
- набор предметов: пакеты из-под чипсов и молока, пластиковая бутылка, картонная упаковка, стеклянная бутылочка, баночка из металла;
- сигнальные карточки – светофоры;
- карточки с заданиями для подготовки к дискуссии;
- карта Свердловской области с указанием заповедников;
- выставка книг по теме.
Подготовительная работа:
- разучить стихи;
- подготовить инсценирование;
- выполнить задание.
Задано: подготовиться к дискуссии по теме
“Как нам жить?”
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса.
Аргумент – довод, доказательство.
Учащиеся делятся на две комaнды.
Первая комaнда – представители движения зеленых, которые призывают людей бережно относиться к природе. Они высказывают аргументы за такой стиль жизни, при котором природные богатства сохраняются. Представители зеленых предлагают сократить потрeбление воды, не использовать упаковочные материалы из полиэтилена. Комaнда зеленых черпает свои аргументы из учебника и дополнительной литературы.
Вторая комaнда – представители движения в защиту потребителей. Они считают, что все люди должны иметь блага, предоставляемые цивилизацией. Обилие воды в современной квартире позволяет соблюдать гигиенические процедуры, упаковочные материалы позволяют изолировать продукты питания от бактерий и грязи. Комaнда черпает свои аргументы из собственного опыта жизни в современном мире и дополнительной литературы.
Вопросы для дискуссии:
Надо ли запретить потрeбллять в квартирах воду в неограниченном количестве? Если необходимо, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?
Надо ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы.
1. Орг. момент.
Приветствие.
Настрой учащихся на удачу.
Правила проведения дискуссии.
1) Дать слово всем желающим.
2) Обосновывать своё мнение.
3) Не отступать от темы.
4) При обсуждении в малых группах распределить роли.
5) Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.
2. Актуализация знаний.
Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент “Экология-жизнь”
Как разрешить противоречия между нашими потребностями и возможностями природы?
“Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот мы без неё – нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем только мы, люди” (Н.Сладков)
3. Публичное обсуждение проблемы.
Сколько нас людей на планете?
Сколько в городе? (92 тыс.)
Что нам всем необходимо для жизни?
(Дети перечисляют, учитель фиксирует на доске)
Материал для учителя.
Для жизни необходима вода. Без неё не могут жить ни растения, ни животные, ни люди. Человек сам на 90% состоит из воды. Сколько воды нужно человеку? Для нормального функционирования нашему организму каждый день требуется не меньше 2,5 л воды, поступающей извне.
В день на человека:
- мытьё рук, не закрывая кран, - 6-8 л;
- чистка зубов, не закрывая кран, - 6-8 л;
- ополаскивание унитаза – 15 л. за один спуск,
- душ – 15-20 л/мин.,
- ванна – 150 л.
Чтобы вырастить 1 тонну пшеницы – 1500 тонн воды.
Для изготовления 1 тонны кирпича – 2 тонны воды.
Для выплавки 1 тонны металла – 300 тонн воды.
Пресной воды, пригодной для питья, на Земле всего 2,5% от общего количества природных вод. Но для нормальной жизни нужна чистая вода, иначе она принесет вред организму человека.
Для жизни необходим чистый воздух.
А откуда мы берем ресурсы, чтобы это все было у нас?
(у природы)
А что мы возвращаем?
Материал для учителя.
На Земле всё меньше и меньше становится пресной (питьевой) воды.
А что отдаем взамен?
Мусор, многокилометровые нефтяные разводы, отходы жизнедеятельности, которыми устлано дно.
При использовании воды в промышленности в неё попадают ядовитые примеси. Эту воду сливают в реку, озеро или пруд, там вода становится ядовитой. В загрязнённых водоемах гибнет все живое.
10млн. человек ежегодно гибнут из-за зараженной воды, 30% населения Земли столкнется с нехваткой пресной воды к 2005 г.
По всему миру работает множество фабрик и заводов, которые ежедневно выбрасывают из своих труб огромное количество сажи, золы и ядовитых газов.
Большой вред приносят также выхлопные газы автомашин.
1 автомобиль в год поглощает 10 т кислорода, а выделяет 1 млн 700 тыс т. вредных веществ.
Ну, а сейчас поговорим
О том, что всем знакомо:
Что очень часто мы сорим
На улице и дома,
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало,
И до тех пор, пока здоров,
Забот об этом мало.
Классификация мусора.
- Рассмотри предметы.
- Определи материал, из которого они сделаны.
- - Отберите те, которые разрушаются природой.
- Почему природа их может разрушить?
- Из чего сделаны оставшиеся предметы?
- Может ли природа их разрушить? Почему?
- Значит надо запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?
Материал для учителя.
Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел бы назвать положительные и отрицательные свойства пластиков, разновидностью которых является полиэтилен и другие упаковочные материалы.
Пластики (пластмассы) - это самые универсальные материалы за всю историю техники, Слово \"пластик\" происходит от греческого р1аз111<о5, что означает \"пригодный для лепки\". Пластики произвели настоящий переворот в науке и технике, в жизни людей. Пластики применяются всё шире, однако возникают опасения по поводу их воздействия на окружающую среду, поскольку пластмассы не способны к быстрому биологическому разложению.
Полиэтилен - это один из видов пластиков. Полиэтилен прочен, эластичен, хороший диэлектрик, устойчив к многим химическим веществам. Полиэтилен и другие пластмассы являются продуктами, получаемыми в процессе переработки нефти. Полиэтилен используется не только для упаковки пищевых продуктов, изготовления пакетов и пластиковых бутылок, но и в производстве труб, емкостей, технических волокон, для изоляции электрических кабелей и многого другого.
Другой вид пластика - пенопласт - лёгкий материал с хорошей тепло-, звуко- и электроизоляцией. Он используется для упаковки бытовой техники, применяется в строительстве в качестве теплоизоляции.
Пластмассы так прочно завоевали современный мир, что, кажется, трудно придумать для них новые области применения. Но несмотря, на все преимущества, пластики несут с собой серьезную проблему - их абсолютная стойкость означает, что они много лет сохраняются в окружающей среде (порядка 500 лет) и, если их не утилизировать (переpaбатывать), наносят серьезный ущерб живой природе. Для примера: по оценкам специалистов, около четверти всех морских птиц глотают пластмассовые остатки.
Я считаю, что в наше время невозможно обойтись без полиэтилена и других пластиков, невозможно запретить их использование. И чтобы свести к минимуму вред, наносимый данными материалами окружающей среде, я вижу два пути.
Во-первых, необходима обязательная утилизация пластиковых отходов - после переработки из них снова делают полезные товары. Но для решения этой проблемы необходимо не только строительство заводов по переработке пластиковых отходов, но и перестройка сознания людей. То есть человечество должно понять необходимость более ответственного отношения к проблеме отходов. Так, в ряде европейских стран существует пpaктика разделения бытовых отходов - стеклянные, пластиковые, бумажные и другие отходы складываются в разные контейнеры, а затем утилизируются.
Интересный факт: в Японии, где при большом населении остро существует проблема территорий, из мусора после его специальной переработки \"строят\" целые искусственные острова.
Второй путь - это создание биоразлагающихся пластиков. Так, например, возможно добавление гранул крахмала. Когда такой пластик попадает в почву, гранулы впитывают воду и расширяясь, разрывают пластмассу на очень мелкие кусочки. Бактерии, питающиеся пластмассой, гораздо быстрее \"съедят\" такой мусор. Но внедрение таких пластиков в нашу повседневную жизнь - дело будущего.
Понимая, что без природы мы не можем жить, и что мы её засоряем, можем ли мы что- нибудь сделать для её сохранения?
А что родители могут сделать?
(рассказ ученика о заповедниках Свердловской области)
Материал для учителя.
Все фабрики и заводы должны иметь установки для очистки воды. Все вредные примеси остаются на специальных фильтрах, а прошедшая через них вода возвращается в водоемы чистой.
Существуют системы очистки с помощью живых организмов. Как правило, они представляют собой резервуары, заполненные пористым материалом (чаще всего —шлаком), через который фильтруются загрязненные воды. Вы спросите: при чем же здесь живые организмы? А вот при чем: в этих системах предусмотрено, чтобы в толще шлака развивались микроорганизмы, образующие своеобразную живую пленку. Эти неутомимые труженики осаждают, окисляют и превращают в нерастворимые минералы многие вредные вещества, содержащиеся в сточных водах и промышленных выбросах.
Столь интересное решение было подсказано самой Природой. В ее огромнейшем “хозяйстве” есть природные “фильтры” — это некоторые моллюски, мшанки и планктон, выполняющие функции “очистительных систем”. Они так усердствуют, будто только для того и существуют, чтобы очищать воду. Нехитрый секрет заключается в том, что они питаются, пропуская через себя очень много воды и извлекая из нее питательные вещества. Этими “питательными” веществами, как правило, является нечто вредное для человека. Так, например, один из микроскопических рачков может очистить за сутки до двух литров воды. А вы только представьте, сколько таких рачков на одном квадратном метре дна водоема!
Сократить водопотрeбление, поставив счетчики.
Использование разной воды для разных целей.
Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, способные улавливать золу, сажу, пыль и вредные газы. А ведь эти ядовитые вещества могут приносить пользу. С их помощью делают различные материалы, нужные людям, например, цемент, краски, многие химические вещества.
Для передвижения использовать велосипед.
Не курить.
Вторично использовать ресурсы: собирать и переpaбатывать макулатуру (чтобы сберечь лес) и металлолом (чтобы меньше добывать руду)
Вывод: человек для удобства и гигиены изобрел различные упаковочные материалы, которые природа с помощью разрушителей переработать не может или делает это столетиями, выделяя вредные вещества. Следовательно, человеку самому надо помочь природе. Использовать очистные сооружения и улучшать систему фильтрования, чтобы отходы не попадали в биосферу.
Ребята приготовили для вас интересную сценку о том, как видят эту ситуацию две представительницы животного мира с высоты своего полёта.
Автор. Летели две вороны на большое поле — обедать. Пролетали над речкой. А там как раз фабрика построена была. Смотрят вороны вниз.
1-я ворона. Что это за странные сооружения на берегу реки?
2-я ворона. Это очистные сооружения. Они воду очищают, которая из фабрики в реку сливается.
1-я ворона. А зачем эту воду очищать?
2-я ворона. Эта вода на фабрике в производственном процессе участвовала. В ней теперь много всяких ядовитых примесей. Если её просто так в речку вылить, там вся рыба передохнет.
1-я ворона. Выходит, люди берегут воду?
2-я ворона. Конечно, им чистая вода не меньше чем нам нужна — и для питья, и для готовки, и для мытья, и для купания. Да и рыбу они любят.
1-я ворона. И что, они всегда грязную воду очищают, прежде чем в речку слить?
2-я ворона. К сожалению, нет. Часто люди загрязняют реки, озёра, пруды, даже моря и океаны. От этого страдают животные и растения и в конечном счёте сами люди.
1-я ворона. А люди только воду очищать должны?
2-я ворона. Нет, надо ещё и чистоту воздуха беречь. Дым из труб заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей сильно его загрязняют. А ведь воздухом дышат и люди, и растения, и животные, и мы, птицы.
1-я ворона. И как люди берегут воздух?
2-я ворона. На заводах и фабриках специальные установки улавливают золу, сажу, пыль и вредные газы. Причём эти ядовитые вещества могут приносить пользу. Их переpaбатывают в различные материалы, нужные людям. Например, в цемент, краски, многие химические вещества.
1-я ворона. За разговором мы уже и до поля долетели.
2-я ворона. Кстати, люди также должны и почву охранять. Иначе всем голодно будет — и им, и нам.
1-я ворона. А почву-то как охраняют?
2-я ворона. Правильно используют, берегут от размывания талыми водами и ливнями, не отравляют минеральными удобрениями.
Автор. Вороны опустились на поле и стали зёрна из колосков выклёвывать. Они рады были, что на этом поле люди почву сберегли.
Ребята, кто знает как называется наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой? (экология)
Вообще, в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота,
И наши ресурсы, с которых живем, -
Начав с пропитанья, кончая углем.Все это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
“Что нынче посеем, то завтра пожнем.”Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года.
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьез.
4. Подведение итогов дискуссии.
- Как человек должен вести себя в биосфере?
Чтобы предотвратить гибель биосферы – нужно приспособиться к природе, научиться её не нарушать.
Восстанавливать то, что погублено, испорчено, уберечь естественные природные экосистемы от разрушения, создавая заповедники – территории, на которых запрещена или сильно ограничена хозяйственная деятельность; в национальных парках порядок охраны экосистем менее жесткий.
5. Рефлексия “Волшебная лестница знаний”
- Довольны ли вы дискуссией?
- Имел(а) ли ты шанс принять участие в обсуждении?
- Определите на какой ступени знаний вы находитесь.
Литература.
- // Воспитание школьника №7-2005
- // Детская энциклопедия. № 1,5 – 2004
- Левитман М.Х.. Экология-предмет: интересно или нет? С-П-2001.
- Литература (газета) №37-2003
- Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Окружающий мир, ч.2.М. 2003
- // Читаем, учимся, играем. № 2-2005
Комментарии:
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
30 06 2025 14:40:10
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
29 06 2025 6:55:28
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
28 06 2025 22:28:52
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
27 06 2025 19:29:12
Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....
26 06 2025 1:19:38
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
25 06 2025 2:51:16
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
24 06 2025 16:48:24
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
23 06 2025 22:22:28
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
22 06 2025 18:50:58
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
21 06 2025 2:53:43
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
20 06 2025 14:28:43
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
19 06 2025 17:37:21
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
18 06 2025 2:17:57
Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....
17 06 2025 15:11:53
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
16 06 2025 1:58:41
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
15 06 2025 14:32:21
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
14 06 2025 10:46:16
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
13 06 2025 7:32:12
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
12 06 2025 21:37:38
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
11 06 2025 23:46:15
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
10 06 2025 3:15:19
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
09 06 2025 14:25:27
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
08 06 2025 3:52:53
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
07 06 2025 22:58:54
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
06 06 2025 4:17:26
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
05 06 2025 14:44:54
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
04 06 2025 7:22:41
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
03 06 2025 13:19:35
Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....
02 06 2025 15:22:21
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
01 06 2025 10:35:22
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
31 05 2025 19:48:42
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
...
30 05 2025 9:13:14
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
29 05 2025 22:27:32
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
28 05 2025 7:38:13
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
27 05 2025 10:18:35
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала.
Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
26 05 2025 5:39:50
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
25 05 2025 17:43:52
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
24 05 2025 19:15:18
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
23 05 2025 12:50:18

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
22 05 2025 19:14:45
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
21 05 2025 5:48:37
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
20 05 2025 13:49:40
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
19 05 2025 6:12:40
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
18 05 2025 11:32:49
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
17 05 2025 14:47:37
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
16 05 2025 23:48:31
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
15 05 2025 19:31:23
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
14 05 2025 13:39:53
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
13 05 2025 12:40:23
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
12 05 2025 21:44:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::