Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии
Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к реформированию и модернизации учебно-воспитательного процесса и диктуют новое понимание целей, форм и методов образования. Они должны быть ориентированы не столько на усвоение знаний, сколько на развитие познавательных и творческих способностей, на формирование ценностного и критического мышления к окружающей действительности и к самому себе. Акцент в современном образовании переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит его адаптация к личностно-ориентированному (гуманистическому) подходу, противоположному знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. И для того, чтобы в данных условиях достичь у обучаемых системного, гибкого мышления, творческой активности, необходимо вводить в образовательный процесс новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ, являясь средством системы методов, обеспечивающих оптимальное и эффективное восприятие и активное использование учебной информации в интеpaктивном режиме, наиболее целесообразны для решения образовательных и воспитательных задач современного биоэкологического образования.
Компьютерные технологии как одна из разновидностей информационных технологий выполняют несколько функций: служат средством общения и создания проблемных ситуаций, источником информации, помощником, способствующим освоению новых способов деятельности. Кроме того они развивают такие качества обучаемых, как креативность, самостоятельность, рефлексию, интеллект. Использование информационных технологий на пpaктических и семинарских занятиях позволяет улучшить усвоение изучаемого материала, вызывает творческую активность, обеспечивает получение обратной связи. Внедрение компьютера на занятия биологии позволяет осуществлять принципы обучения, наиболее важные при изучении этого предмета: научность, наглядность, доступность.
Наиболее подходящими для отечественного биоэкологического образования на данный момент являются разработки Всемирной благотворительной программы Intel® “Обучение для будущего”. Данная программа была разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий [2]. Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках ИКТ. Программа Intel® “Обучение для будущего” первоначально была проведена в 2000 году в ряде штатов США. В дальнейшем её участниками стали более 2 миллионов учителей и студентов педагогических вузов из 30 государств, включая и Россию. В 2005 году, по результатам исследований международной независимой комиссии, эта программа была признана самой эффективной в мире в области подготовки учителей к использованию ИКТ на уроках. Число российских учителей и студентов педагогических вузов, прошедших подготовку в рамках программы Intel® “Обучение для будущего” [4], действующей в России с конца 2002 года, к январю 2005 года перешагнуло рубеж в 110 тысяч. В рамках программы в 2004 году в различных регионах Российской Федерации действовало 76 обучающих площадок. Ныне их действует около 100. Во многих случаях работа по организации и развитию обучающих площадок проводится в сотрудничестве с региональными управлениями образования.
Американскими специалистами в рамках программы был разработан учебник. Но, так как в мире курс адаптируется к образовательным системам различных стран и регионов, на основе учебника учеными Российской академии образования было разработано учебное пособие, содержание которого полностью соответствует существующим в России методикам [1]. Программа “Обучение для будущего” в России синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Главным действующим лицом в ней стал учащийся. Программа проводится в России Институтом развития образовательных технологий [3].
По результатам последнего международного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) 15-летних подростков, выяснилось, что “российские школьники не умеют: а) распознавать пpaктические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи \"по образцу\"”. Программа “Обучение для будущего” в России помогает учителю освоить те новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению качества приобретаемых ими знаний.
Высокую оценку эта программа получила и со стороны министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко: “Учебную программу Intel® “Обучение для будущего” мы рассматриваем как своевременную поддержку в нашей работе над повышением качества образовательных услуг, включая информатизацию образования. Программа Intel интересна тем, что ориентирована, в первую очередь, на освоение преподавателями эффективных образовательных технологий. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться”.
Методической концепцией программы Intel® “Обучение для будущего” является личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др). Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся: умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве; развитие их критического и творческого мышления; умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В школе использование метода учебного проекта можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В данном случае под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов [1].
Программа предполагает разработку учителем учебного проекта и материалов учебно-методического пакета к нему. Учебно-методический пакет (УМП) представляет собой комплект (<Рисунок1>) информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области [1]. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.
При подготовке к проведению проекта и разработке УМП учитель планирует содержание и следующие этапы учебного проекта (в данной статье приводятся примеры авторских работ):
Продумывание учителем темы проекта.
Для определения темы проекта учителю необходимо выбрать учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета, например: “Одноклеточные животные, или Простейшие” (в рамках курса зоологии) или “Развитие организма человека” (в рамках курса анатомии). Чтобы проект был более эффективным, учителю необходимо выбрать такую тему, которая бы обеспечивала как межпредметные, так и внутрипредметные связи. (Приложение 1)
Выбор возрастной категории учащихся.
Учителю предстоит выбрать определенную возрастную группу, например, учеников семиклассников или разновозрастную группу (8-11 класс) учащихся.
Разработка плана проведения проекта в школе.
Учителю необходимо запланировать необходимое время для проведения проекта, расписать ответственных лиц, отвечающих за тот или иной вопрос (во время проведения проекта возможно вовлечение родителей, других учителей, администрации школы, спонсоров), расписать этапы проекта и время, предоставленное на каждый из них. Здесь же учитель продумывает программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта (проекционная система, компьютер, видеомагнитофон и т.п.). (Приложение 3)
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Данные вопросы формулирует учитель, что требует от него творческого подхода и широкого кругозора. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): “Где заканчивается простое и начинается сложное?”, “Когда начинается жизнь?”. Проблемные вопросы требуют ответа учащихся, к которому они придут в результате работы по проекту: “Сложно ли быть простым?”, “Может ли простое быть красивым?” или “Является ли aбopт нравственным преступлением?”, “Aбopт – как этого избежать?”. При продуманном подборе заданий обеспечивается эффективная организация учебного процесса. Каждый обучаемый может проявить личные устремления, индивидуальность, инициативность, принятие самостоятельных решений, что во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. (Приложение 2)
Формулирование дидактических целей проекта.
Их также составляет учитель. Например, “Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения”, “Формирование критического мышления, навыков работы в комaнде”.
Формулирование методических задач.
Их формулирует учитель. Например, расширить представления о животном мире, познакомить с общей хаpaктеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности (зоология) ; обобщить и уточнить знания учащихся о протекании беременности, о развитии зародыша и плода в матке, познакомить с понятием “aбopт” (анатомия) ; научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать собственные мысли устно и письменно (русский язык, литература).
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).
Ученики самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Учителю рекомендуется провести “мозговой штурм”, использовать метод наводящих вопросов.
Выдвижение гипотез решения проблем.
Учащиеся формулируют гипотезы как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований гипотезы подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования “Кто сложнее устроен: инфузория или слон?”, гипотезой может служить следующее размышление: “Хотя инфузория и слон устроены по-разному, отличия несущественны”.
Определение творческого названия проекта.
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, ученики 7 класса могут предложить название “Настолько ли просты Простейшие?”, а учащиеся 8-11-х класов – “Быть или не быть – вот в чем вопрос”.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек и определяют для себя “цепочки” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
На данном этапе ученики продумывают пути проведения своих исследований: проведение анкетирования, опытов, создания видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработку собранных сведений, оформление результатов исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Учителю необходимо обсудить с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, где взять и как соблюсти авторские права. Обсуждение, целью которого является заданность направления поиска информации, проводится учителем фронтально со всеми группами. При обсуждении информационных источников учителю необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Желательно, чтобы учитель заранее подготовил список необходимых материалов для учащихся. (Приложение 4)
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания в группе.
На данном этапе учитель выступает в роли консультанта, внимательно следит за ходом распределения обязанностей в группах. Для младших классов возможно планирование ролей в группе учителем заранее.
Самостоятельная работа групп.
Учитель консультирует, помогает, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
На данном этапе учащиеся систематизируют полученные данные. Форма презентации отчётов может быть любой, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. При подготовке учащимися своих работ учитель продолжает консультировать и помогать школьникам. Иллюстративность презентаций учащихся достигается с помощью цифровых фотографий, рисунков и обеспечивается эффектами гипертекста, анимации, видеороликов, звукового и музыкального сопровождения. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8)
Защита полученных результатов и выводов.
Каждой группе необходимо представить полученные результаты, ответить на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учитель и ученики. Учитель заранее разpaбатывает для учащихся оценочные листы на основе критериев оценки. Критерии оценки презентаций отчётов учащихся разpaбатываются учителем и направлены на объективную оценку как содержания отчётов, так и их творческого оформления. (Приложение 9
, Приложение 10)Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
Учащиеся, оценивая свою работу, используют метод рефлексии. Группам необходимо оценить работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Для эффективной оценки работы учащихся и проведения учебного проекта в целом, учителю необходимо разработать дидактические материалы, которые могут представлять собой различные задания и тест, выполненный в оболочке Microsoft Office Excel с автоматическим подсчётом баллов и выставления оценки, что значительно облегчает работу учителя. Для выставления комплексных оценок учителю может помочь автоматический подсчёт баллов, выполненный также в оболочке Microsoft Office Excel. Данная программа позволяет не только подвести итоги, выводя среднюю оценку каждого школьника, но и визуально (в виде столбчатой диаграммы) показать рейтинг каждого учащегося в классе. (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15, Приложение 16)
Выводы:
- Положительной чертой данной методики является составление самостоятельных исследовательских, творческих, информационных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы на занятиях полностью или фрагментарно.
- ИКТ являются в настоящее время самыми бурно развивающимися технологиями в области обучения, так как предоставляют возможность объединить в учебном материале разнообразную информацию: текст, звук, статические и динамические изображения, анимацию, – позволяют сделать процесс обучения интеpaктивным, предполагающим взаимодействие компьютера и ученика, а также позволяют выбрать несколько траекторий изучения материала.
- Использовать новые методики обучения необходимо в средней школе, так как именно на этом уровне выявляется область будущих профессиональных интересов учащегося, закладывается фундамент знаний, который впоследствии в высшей школе переосмысливается на новой основе.
- Использование ИКТ не просто разгружает учителя от каждодневных рутинных функций, но и значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний.
- При всех положительных моментах ИКТ требуют соответствующей аппаратной поддержки, занимающей большой объём памяти, что несколько ограничивает область их применения.
Источники информации:
- Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2005. – 368 с.
- www.ict.org
- http://irot.iatp.ru
- www.iteach.ru
Комментарии:
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
25 04 2025 11:44:24
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
24 04 2025 22:19:28
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
23 04 2025 15:20:56

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
22 04 2025 20:47:11
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
21 04 2025 0:29:30
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
20 04 2025 16:48:10
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
19 04 2025 11:11:28
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
18 04 2025 16:42:38
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
17 04 2025 17:58:49
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
16 04 2025 22:37:32
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
15 04 2025 18:35:52
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
14 04 2025 17:19:30
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
13 04 2025 22:31:41
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
12 04 2025 0:37:22
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
11 04 2025 9:28:23
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
10 04 2025 8:25:17
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
09 04 2025 1:31:17
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
08 04 2025 4:14:36
Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....
07 04 2025 17:26:54
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
06 04 2025 19:17:48
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
05 04 2025 19:54:32
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
04 04 2025 7:17:41
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
03 04 2025 15:38:41

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
02 04 2025 10:48:33
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
01 04 2025 7:10:56
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
31 03 2025 5:24:52
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
30 03 2025 5:56:32
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
29 03 2025 17:40:21
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
28 03 2025 8:57:23
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
27 03 2025 10:11:33
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
26 03 2025 20:24:19
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
25 03 2025 3:56:58
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
24 03 2025 9:27:52
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
23 03 2025 16:17:54
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
22 03 2025 14:52:54
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
21 03 2025 12:24:30
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
20 03 2025 16:37:20
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
19 03 2025 2:37:46
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
18 03 2025 12:31:28
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
17 03 2025 19:57:43
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
16 03 2025 5:45:22
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
15 03 2025 1:19:55
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
14 03 2025 12:56:21
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
13 03 2025 18:57:29
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
12 03 2025 23:27:55
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
11 03 2025 17:11:11
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
10 03 2025 17:43:36
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
09 03 2025 14:48:30
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
08 03 2025 1:11:55
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
07 03 2025 21:48:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::