Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к реформированию и модернизации учебно-воспитательного процесса и диктуют новое понимание целей, форм и методов образования. Они должны быть ориентированы не столько на усвоение знаний, сколько на развитие познавательных и творческих способностей, на формирование ценностного и критического мышления к окружающей действительности и к самому себе. Акцент в современном образовании переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит его адаптация к личностно-ориентированному (гуманистическому) подходу, противоположному знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. И для того, чтобы в данных условиях достичь у обучаемых системного, гибкого мышления, творческой активности, необходимо вводить в образовательный процесс новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ, являясь средством системы методов, обеспечивающих оптимальное и эффективное восприятие и активное использование учебной информации в интеpaктивном режиме, наиболее целесообразны для решения образовательных и воспитательных задач современного биоэкологического образования.

Компьютерные технологии как одна из разновидностей информационных технологий выполняют несколько функций: служат средством общения и создания проблемных ситуаций, источником информации, помощником, способствующим освоению новых способов деятельности. Кроме того они развивают такие качества обучаемых, как креативность, самостоятельность, рефлексию, интеллект. Использование информационных технологий на пpaктических и семинарских занятиях позволяет улучшить усвоение изучаемого материала, вызывает творческую активность, обеспечивает получение обратной связи. Внедрение компьютера на занятия биологии позволяет осуществлять принципы обучения, наиболее важные при изучении этого предмета: научность, наглядность, доступность.

Наиболее подходящими для отечественного биоэкологического образования на данный момент являются разработки Всемирной благотворительной программы Intel® “Обучение для будущего”. Данная программа была разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий [2]. Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках ИКТ. Программа Intel® “Обучение для будущего” первоначально была проведена в 2000 году в ряде штатов США. В дальнейшем её участниками стали более 2 миллионов учителей и студентов педагогических вузов из 30 государств, включая и Россию. В 2005 году, по результатам исследований международной независимой комиссии, эта программа была признана самой эффективной в мире в области подготовки учителей к использованию ИКТ на уроках. Число российских учителей и студентов педагогических вузов, прошедших подготовку в рамках программы Intel® “Обучение для будущего” [4], действующей в России с конца 2002 года, к январю 2005 года перешагнуло рубеж в 110 тысяч. В рамках программы в 2004 году в различных регионах Российской Федерации действовало 76 обучающих площадок. Ныне их действует около 100. Во многих случаях работа по организации и развитию обучающих площадок проводится в сотрудничестве с региональными управлениями образования.

Американскими специалистами в рамках программы был разработан учебник. Но, так как в мире курс адаптируется к образовательным системам различных стран и регионов, на основе учебника учеными Российской академии образования было разработано учебное пособие, содержание которого полностью соответствует существующим в России методикам [1]. Программа “Обучение для будущего” в России синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Главным действующим лицом в ней стал учащийся. Программа проводится в России Институтом развития образовательных технологий [3].

По результатам последнего международного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) 15-летних подростков, выяснилось, что “российские школьники не умеют: а) распознавать пpaктические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи "по образцу"”. Программа “Обучение для будущего” в России помогает учителю освоить те новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению качества приобретаемых ими знаний.

Высокую оценку эта программа получила и со стороны министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко: “Учебную программу Intel® “Обучение для будущего” мы рассматриваем как своевременную поддержку в нашей работе над повышением качества образовательных услуг, включая информатизацию образования. Программа Intel интересна тем, что ориентирована, в первую очередь, на освоение преподавателями эффективных образовательных технологий. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться”.

Методической концепцией программы Intel® “Обучение для будущего” является личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др). Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся: умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве; развитие их критического и творческого мышления; умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В школе использование метода учебного проекта можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В данном случае под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов [1].

Программа предполагает разработку учителем учебного проекта и материалов учебно-методического пакета к нему. Учебно-методический пакет (УМП) представляет собой комплект (<Рисунок1>) информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области [1]. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.

При подготовке к проведению проекта и разработке УМП учитель планирует содержание и следующие этапы учебного проекта (в данной статье приводятся примеры авторских работ):

Продумывание учителем темы проекта.

Для определения темы проекта учителю необходимо выбрать учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета, например: “Одноклеточные животные, или Простейшие” (в рамках курса зоологии) или “Развитие организма человека” (в рамках курса анатомии). Чтобы проект был более эффективным, учителю необходимо выбрать такую тему, которая бы обеспечивала как межпредметные, так и внутрипредметные связи. (Приложение 1)

Выбор возрастной категории учащихся.

Учителю предстоит выбрать определенную возрастную группу, например, учеников семиклассников или разновозрастную группу (8-11 класс) учащихся.

Разработка плана проведения проекта в школе.

Учителю необходимо запланировать необходимое время для проведения проекта, расписать ответственных лиц, отвечающих за тот или иной вопрос (во время проведения проекта возможно вовлечение родителей, других учителей, администрации школы, спонсоров), расписать этапы проекта и время, предоставленное на каждый из них. Здесь же учитель продумывает программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта (проекционная система, компьютер, видеомагнитофон и т.п.). (Приложение 3)

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Данные вопросы формулирует учитель, что требует от него творческого подхода и широкого кругозора. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): “Где заканчивается простое и начинается сложное?”, “Когда начинается жизнь?”. Проблемные вопросы требуют ответа учащихся, к которому они придут в результате работы по проекту: “Сложно ли быть простым?”, “Может ли простое быть красивым?” или “Является ли aбopт нравственным преступлением?”, “Aбopт – как этого избежать?”. При продуманном подборе заданий обеспечивается эффективная организация учебного процесса. Каждый обучаемый может проявить личные устремления, индивидуальность, инициативность, принятие самостоятельных решений, что во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. (Приложение 2)

Формулирование дидактических целей проекта.

Их также составляет учитель. Например, “Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения”, “Формирование критического мышления, навыков работы в комaнде”.

Формулирование методических задач.

Их формулирует учитель. Например, расширить представления о животном мире, познакомить с общей хаpaктеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности (зоология); обобщить и уточнить знания учащихся о протекании беременности, о развитии зародыша и плода в матке, познакомить с понятием “aбopт” (анатомия); научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать собственные мысли устно и письменно (русский язык, литература).

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).

Ученики самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Учителю рекомендуется провести “мозговой штурм”, использовать метод наводящих вопросов.

Выдвижение гипотез решения проблем.

Учащиеся формулируют гипотезы как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований гипотезы подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования “Кто сложнее устроен: инфузория или слон?”, гипотезой может служить следующее размышление: “Хотя инфузория и слон устроены по-разному, отличия несущественны”.

Определение творческого названия проекта.

Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, ученики 7 класса могут предложить название “Настолько ли просты Простейшие?”, а учащиеся 8-11-х класов – “Быть или не быть – вот в чем вопрос”.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек и определяют для себя “цепочки” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

На данном этапе ученики продумывают пути проведения своих исследований: проведение анкетирования, опытов, создания видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработку собранных сведений, оформление результатов исследования.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Учителю необходимо обсудить с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, где взять и как соблюсти авторские права. Обсуждение, целью которого является заданность направления поиска информации, проводится учителем фронтально со всеми группами. При обсуждении информационных источников учителю необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Желательно, чтобы учитель заранее подготовил список необходимых материалов для учащихся. (Приложение 4)

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания в группе.

На данном этапе учитель выступает в роли консультанта, внимательно следит за ходом распределения обязанностей в группах. Для младших классов возможно планирование ролей в группе учителем заранее.

Самостоятельная работа групп.

Учитель консультирует, помогает, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.

На данном этапе учащиеся систематизируют полученные данные. Форма презентации отчётов может быть любой, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. При подготовке учащимися своих работ учитель продолжает консультировать и помогать школьникам. Иллюстративность презентаций учащихся достигается с помощью цифровых фотографий, рисунков и обеспечивается эффектами гипертекста, анимации, видеороликов, звукового и музыкального сопровождения. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8)

Защита полученных результатов и выводов.

Каждой группе необходимо представить полученные результаты, ответить на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учитель и ученики. Учитель заранее разpaбатывает для учащихся оценочные листы на основе критериев оценки. Критерии оценки презентаций отчётов учащихся разpaбатываются учителем и направлены на объективную оценку как содержания отчётов, так и их творческого оформления. (Приложение 9, Приложение 10)

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Учащиеся, оценивая свою работу, используют метод рефлексии. Группам необходимо оценить работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Для эффективной оценки работы учащихся и проведения учебного проекта в целом, учителю необходимо разработать дидактические материалы, которые могут представлять собой различные задания и тест, выполненный в оболочке Microsoft Office Excel с автоматическим подсчётом баллов и выставления оценки, что значительно облегчает работу учителя. Для выставления комплексных оценок учителю может помочь автоматический подсчёт баллов, выполненный также в оболочке Microsoft Office Excel. Данная программа позволяет не только подвести итоги, выводя среднюю оценку каждого школьника, но и визуально (в виде столбчатой диаграммы) показать рейтинг каждого учащегося в классе. (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15, Приложение 16)

Выводы:

  1. Положительной чертой данной методики является составление самостоятельных исследовательских, творческих, информационных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы на занятиях полностью или фрагментарно.
  2. ИКТ являются в настоящее время самыми бурно развивающимися технологиями в области обучения, так как предоставляют возможность объединить в учебном материале разнообразную информацию: текст, звук, статические и динамические изображения, анимацию, – позволяют сделать процесс обучения интеpaктивным, предполагающим взаимодействие компьютера и ученика, а также позволяют выбрать несколько траекторий изучения материала.
  3. Использовать новые методики обучения необходимо в средней школе, так как именно на этом уровне выявляется область будущих профессиональных интересов учащегося, закладывается фундамент знаний, который впоследствии в высшей школе переосмысливается на новой основе.
  4. Использование ИКТ не просто разгружает учителя от каждодневных рутинных функций, но и значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний.
  5. При всех положительных моментах ИКТ требуют соответствующей аппаратной поддержки, занимающей большой объём памяти, что несколько ограничивает область их применения.

Источники информации:

  1. Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2005. – 368 с.
  2. www.ict.org
  3. http://irot.iatp.ru
  4. www.iteach.ru


Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

07 12 2022 4:17:11

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

06 12 2022 2:29:27

Урок по теме "Лишайники"


    Урок по теме "Лишайники"

      Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

05 12 2022 9:28:10

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

04 12 2022 22:13:17

Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"


    Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

      Предлагаемый урок биологии является первым в цикле уроков, объединённых одной большой темой "Органы цветковых растений". В нём используется нестандартная форма начала урока, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. Весь процесс изучения материала и проверка знаний, полученных на уроке, сопровождается мультимедийной презентацией....

03 12 2022 9:57:25

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

02 12 2022 4:53:14

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

01 12 2022 16:42:41

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

30 11 2022 7:25:29

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

29 11 2022 3:46:12

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

28 11 2022 6:11:49

Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"


    Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"

      Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....

27 11 2022 11:51:42

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

26 11 2022 13:48:53

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

25 11 2022 9:31:48

Технология модульного обучения на уроках биологии


    Технология модульного обучения на уроках биологии

      Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....

24 11 2022 19:23:52

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

23 11 2022 16:10:25

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

22 11 2022 4:37:35

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

21 11 2022 15:12:17

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

20 11 2022 4:15:48

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

19 11 2022 16:59:35

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

18 11 2022 13:58:52

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

17 11 2022 4:21:54

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

16 11 2022 18:59:49

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

15 11 2022 22:13:55

Основные этапы развития жизни на Земле


    Основные этапы развития жизни на Земле

      Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

14 11 2022 3:25:14

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

13 11 2022 14:13:31

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

12 11 2022 1:28:41

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

11 11 2022 4:51:22

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

10 11 2022 6:46:28

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

09 11 2022 6:12:41

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

08 11 2022 3:59:22

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

07 11 2022 7:41:57

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

06 11 2022 6:44:18

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс


    Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

      Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

05 11 2022 8:34:19

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

04 11 2022 3:19:16

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

03 11 2022 23:22:56

Игра "Биологическое ассорти"


    Игра "Биологическое ассорти"

      Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....

02 11 2022 23:11:36

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

01 11 2022 14:55:22

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

31 10 2022 22:46:42

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

30 10 2022 5:26:55

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

29 10 2022 8:55:15

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

28 10 2022 12:11:42

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

27 10 2022 11:28:17

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

26 10 2022 8:44:50

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

25 10 2022 22:59:22

Что такое интегрированный урок?


    Что такое интегрированный урок?

      На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

24 10 2022 23:22:42

Использование дополнительной литературы на уроках биологии


    Использование дополнительной литературы на уроках биологии

      Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

23 10 2022 12:46:11

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

22 10 2022 21:45:21

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

21 10 2022 21:54:37

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

20 10 2022 8:14:45

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ


    Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

      Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

19 10 2022 13:30:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::