Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии
Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к реформированию и модернизации учебно-воспитательного процесса и диктуют новое понимание целей, форм и методов образования. Они должны быть ориентированы не столько на усвоение знаний, сколько на развитие познавательных и творческих способностей, на формирование ценностного и критического мышления к окружающей действительности и к самому себе. Акцент в современном образовании переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит его адаптация к личностно-ориентированному (гуманистическому) подходу, противоположному знаниево-ориентированной, безличностной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. И для того, чтобы в данных условиях достичь у обучаемых системного, гибкого мышления, творческой активности, необходимо вводить в образовательный процесс новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ, являясь средством системы методов, обеспечивающих оптимальное и эффективное восприятие и активное использование учебной информации в интеpaктивном режиме, наиболее целесообразны для решения образовательных и воспитательных задач современного биоэкологического образования.
Компьютерные технологии как одна из разновидностей информационных технологий выполняют несколько функций: служат средством общения и создания проблемных ситуаций, источником информации, помощником, способствующим освоению новых способов деятельности. Кроме того они развивают такие качества обучаемых, как креативность, самостоятельность, рефлексию, интеллект. Использование информационных технологий на пpaктических и семинарских занятиях позволяет улучшить усвоение изучаемого материала, вызывает творческую активность, обеспечивает получение обратной связи. Внедрение компьютера на занятия биологии позволяет осуществлять принципы обучения, наиболее важные при изучении этого предмета: научность, наглядность, доступность.
Наиболее подходящими для отечественного биоэкологического образования на данный момент являются разработки Всемирной благотворительной программы Intel® “Обучение для будущего”. Данная программа была разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий [2]. Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках ИКТ. Программа Intel® “Обучение для будущего” первоначально была проведена в 2000 году в ряде штатов США. В дальнейшем её участниками стали более 2 миллионов учителей и студентов педагогических вузов из 30 государств, включая и Россию. В 2005 году, по результатам исследований международной независимой комиссии, эта программа была признана самой эффективной в мире в области подготовки учителей к использованию ИКТ на уроках. Число российских учителей и студентов педагогических вузов, прошедших подготовку в рамках программы Intel® “Обучение для будущего” [4], действующей в России с конца 2002 года, к январю 2005 года перешагнуло рубеж в 110 тысяч. В рамках программы в 2004 году в различных регионах Российской Федерации действовало 76 обучающих площадок. Ныне их действует около 100. Во многих случаях работа по организации и развитию обучающих площадок проводится в сотрудничестве с региональными управлениями образования.
Американскими специалистами в рамках программы был разработан учебник. Но, так как в мире курс адаптируется к образовательным системам различных стран и регионов, на основе учебника учеными Российской академии образования было разработано учебное пособие, содержание которого полностью соответствует существующим в России методикам [1]. Программа “Обучение для будущего” в России синтезирует преимущества проектно-исследовательского метода и возможности компьютерных технологий. Главным действующим лицом в ней стал учащийся. Программа проводится в России Институтом развития образовательных технологий [3].
По результатам последнего международного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) 15-летних подростков, выяснилось, что “российские школьники не умеют: а) распознавать пpaктические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи \"по образцу\"”. Программа “Обучение для будущего” в России помогает учителю освоить те новые формы и методы работы на уроках, которые инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению качества приобретаемых ими знаний.
Высокую оценку эта программа получила и со стороны министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко: “Учебную программу Intel® “Обучение для будущего” мы рассматриваем как своевременную поддержку в нашей работе над повышением качества образовательных услуг, включая информатизацию образования. Программа Intel интересна тем, что ориентирована, в первую очередь, на освоение преподавателями эффективных образовательных технологий. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но учить учиться”.
Методической концепцией программы Intel® “Обучение для будущего” является личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др). Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся: умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве; развитие их критического и творческого мышления; умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В школе использование метода учебного проекта можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. В данном случае под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов [1].
Программа предполагает разработку учителем учебного проекта и материалов учебно-методического пакета к нему. Учебно-методический пакет (УМП) представляет собой комплект (<Рисунок1>) информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения теме, соответствующей Минимальным требованиям к содержанию образования данной предметной области [1]. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.
При подготовке к проведению проекта и разработке УМП учитель планирует содержание и следующие этапы учебного проекта (в данной статье приводятся примеры авторских работ):
Продумывание учителем темы проекта.
Для определения темы проекта учителю необходимо выбрать учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета, например: “Одноклеточные животные, или Простейшие” (в рамках курса зоологии) или “Развитие организма человека” (в рамках курса анатомии). Чтобы проект был более эффективным, учителю необходимо выбрать такую тему, которая бы обеспечивала как межпредметные, так и внутрипредметные связи. (Приложение 1)
Выбор возрастной категории учащихся.
Учителю предстоит выбрать определенную возрастную группу, например, учеников семиклассников или разновозрастную группу (8-11 класс) учащихся.
Разработка плана проведения проекта в школе.
Учителю необходимо запланировать необходимое время для проведения проекта, расписать ответственных лиц, отвечающих за тот или иной вопрос (во время проведения проекта возможно вовлечение родителей, других учителей, администрации школы, спонсоров), расписать этапы проекта и время, предоставленное на каждый из них. Здесь же учитель продумывает программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта (проекционная система, компьютер, видеомагнитофон и т.п.). (Приложение 3)
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
Данные вопросы формулирует учитель, что требует от него творческого подхода и широкого кругозора. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): “Где заканчивается простое и начинается сложное?”, “Когда начинается жизнь?”. Проблемные вопросы требуют ответа учащихся, к которому они придут в результате работы по проекту: “Сложно ли быть простым?”, “Может ли простое быть красивым?” или “Является ли aбopт нравственным преступлением?”, “Aбopт – как этого избежать?”. При продуманном подборе заданий обеспечивается эффективная организация учебного процесса. Каждый обучаемый может проявить личные устремления, индивидуальность, инициативность, принятие самостоятельных решений, что во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. (Приложение 2)
Формулирование дидактических целей проекта.
Их также составляет учитель. Например, “Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения”, “Формирование критического мышления, навыков работы в комaнде”.
Формулирование методических задач.
Их формулирует учитель. Например, расширить представления о животном мире, познакомить с общей хаpaктеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности (зоология) ; обобщить и уточнить знания учащихся о протекании беременности, о развитии зародыша и плода в матке, познакомить с понятием “aбopт” (анатомия) ; научить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать собственные мысли устно и письменно (русский язык, литература).
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся).
Ученики самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Учителю рекомендуется провести “мозговой штурм”, использовать метод наводящих вопросов.
Выдвижение гипотез решения проблем.
Учащиеся формулируют гипотезы как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований гипотезы подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования “Кто сложнее устроен: инфузория или слон?”, гипотезой может служить следующее размышление: “Хотя инфузория и слон устроены по-разному, отличия несущественны”.
Определение творческого названия проекта.
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Например, ученики 7 класса могут предложить название “Настолько ли просты Простейшие?”, а учащиеся 8-11-х класов – “Быть или не быть – вот в чем вопрос”.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек и определяют для себя “цепочки” вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. Учителю рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
На данном этапе ученики продумывают пути проведения своих исследований: проведение анкетирования, опытов, создания видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработку собранных сведений, оформление результатов исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Учителю необходимо обсудить с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, где взять и как соблюсти авторские права. Обсуждение, целью которого является заданность направления поиска информации, проводится учителем фронтально со всеми группами. При обсуждении информационных источников учителю необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Желательно, чтобы учитель заранее подготовил список необходимых материалов для учащихся. (Приложение 4)
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания в группе.
На данном этапе учитель выступает в роли консультанта, внимательно следит за ходом распределения обязанностей в группах. Для младших классов возможно планирование ролей в группе учителем заранее.
Самостоятельная работа групп.
Учитель консультирует, помогает, направляет деятельность учащихся в методически нужное русло.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
На данном этапе учащиеся систематизируют полученные данные. Форма презентации отчётов может быть любой, например, доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. При подготовке учащимися своих работ учитель продолжает консультировать и помогать школьникам. Иллюстративность презентаций учащихся достигается с помощью цифровых фотографий, рисунков и обеспечивается эффектами гипертекста, анимации, видеороликов, звукового и музыкального сопровождения. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8)
Защита полученных результатов и выводов.
Каждой группе необходимо представить полученные результаты, ответить на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учитель и ученики. Учитель заранее разpaбатывает для учащихся оценочные листы на основе критериев оценки. Критерии оценки презентаций отчётов учащихся разpaбатываются учителем и направлены на объективную оценку как содержания отчётов, так и их творческого оформления. (Приложение 9
, Приложение 10)Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.
Учащиеся, оценивая свою работу, используют метод рефлексии. Группам необходимо оценить работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Для эффективной оценки работы учащихся и проведения учебного проекта в целом, учителю необходимо разработать дидактические материалы, которые могут представлять собой различные задания и тест, выполненный в оболочке Microsoft Office Excel с автоматическим подсчётом баллов и выставления оценки, что значительно облегчает работу учителя. Для выставления комплексных оценок учителю может помочь автоматический подсчёт баллов, выполненный также в оболочке Microsoft Office Excel. Данная программа позволяет не только подвести итоги, выводя среднюю оценку каждого школьника, но и визуально (в виде столбчатой диаграммы) показать рейтинг каждого учащегося в классе. (Приложение 11, Приложение 12, Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15, Приложение 16)
Выводы:
- Положительной чертой данной методики является составление самостоятельных исследовательских, творческих, информационных проектов, которые в дальнейшем могут быть использованы на занятиях полностью или фрагментарно.
- ИКТ являются в настоящее время самыми бурно развивающимися технологиями в области обучения, так как предоставляют возможность объединить в учебном материале разнообразную информацию: текст, звук, статические и динамические изображения, анимацию, – позволяют сделать процесс обучения интеpaктивным, предполагающим взаимодействие компьютера и ученика, а также позволяют выбрать несколько траекторий изучения материала.
- Использовать новые методики обучения необходимо в средней школе, так как именно на этом уровне выявляется область будущих профессиональных интересов учащегося, закладывается фундамент знаний, который впоследствии в высшей школе переосмысливается на новой основе.
- Использование ИКТ не просто разгружает учителя от каждодневных рутинных функций, но и значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний.
- При всех положительных моментах ИКТ требуют соответствующей аппаратной поддержки, занимающей большой объём памяти, что несколько ограничивает область их применения.
Источники информации:
- Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2005. – 368 с.
- www.ict.org
- http://irot.iatp.ru
- www.iteach.ru
Комментарии:
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
26 04 2024 22:40:28
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
25 04 2024 11:54:10
На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...
24 04 2024 15:11:59
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
23 04 2024 18:52:27
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...
22 04 2024 15:56:48
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
21 04 2024 10:23:11
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
20 04 2024 15:57:39
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
19 04 2024 4:11:20
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...
18 04 2024 18:56:45
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
17 04 2024 23:52:35
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...
16 04 2024 18:14:25
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
15 04 2024 14:41:32
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...
14 04 2024 2:16:28
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
13 04 2024 23:47:41
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
12 04 2024 21:34:26
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
11 04 2024 15:40:30
Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
10 04 2024 2:55:17
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
09 04 2024 6:14:20
Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...
08 04 2024 8:44:58
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
07 04 2024 7:20:52
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
06 04 2024 23:39:44
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
05 04 2024 5:40:15
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
04 04 2024 18:48:53
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
03 04 2024 8:17:38
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
02 04 2024 7:59:15
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
01 04 2024 17:17:37
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
31 03 2024 16:27:29
Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...
30 03 2024 0:54:40
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
29 03 2024 17:13:11
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
28 03 2024 6:31:57
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
27 03 2024 14:19:39
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
26 03 2024 15:50:29
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
25 03 2024 5:36:19
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
24 03 2024 16:41:32
Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....
23 03 2024 8:22:17
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
22 03 2024 6:18:28
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
21 03 2024 3:37:21
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
20 03 2024 14:17:44
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...
19 03 2024 23:32:21
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
18 03 2024 6:44:47
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
17 03 2024 22:12:49
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
16 03 2024 0:40:51
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...
15 03 2024 17:23:25
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
14 03 2024 16:31:20
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
13 03 2024 21:49:13
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....
12 03 2024 3:47:24
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...
11 03 2024 9:22:58
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
10 03 2024 6:22:49
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
09 03 2024 20:28:27
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
08 03 2024 15:21:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::