Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"


Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о воздействии табака на растущий организм;
  • сформировать у учащихся представление о причинах вредной привычки;
  • способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию положительных привычек;
  • приобщить учащихся к навыкам самостоятельного анализа, умения пользоваться периодической печатью, развивать речь.

Оборудование: таблицы “Состав табачного дыма”, “Основные мишени табака”, плакаты с высказываниями о курении, рисунки, эмблемы со знаком, запрещающим курение, магнитофон и аудиокассеты.

На доске – эпиграф к уроку:

Табак приносит вред телу, разрушает
разум, отупляет целые нации.
(Оноре де Бальзак)

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем тему, которая не теряет своей актуальности уже много лет. “Курение или здоровье – выбирайте сами”. Надо ли говорить о здоровье, физическом самочувствии молодым людям, которые обычно здоровы? Безусловно, надо. Большинство подростков убеждены в том, что “о здоровье нужно заботиться, когда уже серьёзно заболеешь, а это будет в более позднем возрасте”. Поэтому мы сегодня будем говорить о том, что человек должен смолоду и ежедневно заботиться о своём здоровье – только тогда он сможет жить полноценной, долгой и счастливой жизнью.

На импровизированной сцене Том, Джо и Гек – герои романа М. Твена “Приключения Тома Сойера”. Исполняется инсценировка главы “Первые трубки”. После инсценировки ведущие попросили учащихся назвать причины, которые, по их мнению, могут побуждать сверстников к знакомству с курением.

Ведущий 1(после ответов учащихся). Разные причины побуждают молодое поколение к курению. Проведенный анонимный опрос показал, что на первое место нужно поставить влияние товарищей. Учащиеся среднего школьного возраста начинают курить под побуждающим, подталкивающим психологическим воздействием своих приятелей курильщиков.

Ведущий 2. На втором месте стоят любопытство, интерес, чувство новизны.

Ведущий 1. Третья причина – желание казаться взрослым. Сигарета в руках, по мнению курящего, символ независимости, самостоятельности, мужественности.

Ведущий 2. Поэтому, взрослым и родителям, которые сами не отказались от курения, следует не демонстрировать его как милую, безвредную привычку, а выбирать для курения укромные места – как бы показывая своим детям незаконность, вредность и нелепость этого занятия.

Музыкальный номер. Исполняется песня на музыку В. Шаинского. (“Облака”)

Куплет:

Мамы, папы, вы в семье глава
Если вместе не начнем бороться,
Наша скоро сникнет голова,
Будет дым долго застилать нам солнце.

Припев:

Не курить - значит помогать народу.
Не курить - значит чистым будет воздух.
Не курите Вы, пожалуйста, никогда,
Ведь на Вас теперь ровняется детвора.

Рубрика: Досье.

Этот травянистый продукт со своеобразным запахом приплыл из неведомой, полной чудес Америки. Курение табака быстро распространилось в Европе. Причем, употрeбляли табак разными способами – жевали, нюхали, курили. Сперва курили трубки, потом в течение продолжительного времени модными были сигареты. Привычка курит, как вирус заразной болезни, стала распространяться все шире и шире. Табак начал свое победоносное шествие по странам и континентам. В Россию табак был завезен в 1585 году.

Статистика: Мировая статистика свидетельствует о том, что ежегодно люди выкуривают 3600 миллиардов сигарет; 3,5 миллиарда жителей планеты пропускают через легкие ядовитый дым от 5 миллиардов килограммов табака .В настоящее время в России в подростковой среде курит каждый второй мальчик и каждая четвертая дeвoчка. Среди взрослых курят 17 миллионов мужчин и 5,5 миллионов женщин.

Рубрика: Курение и здоровье.

В течение более двухсот лет человечество стихийно ставило на себе широкий опыт по изучению влияния курения на организм. Исследования, проведенные во многих странах, доказали, что табак для здоровья опасен. Курение коварно. Оно убивает, но убивает не сразу, а медленно, как бы частями, по отдельным клеткам. Верно утверждает пословица – “ Капля долбит камень”. Организм подвергается ударам ядовитых веществ годами, ежегодно, ежечасно. Постоянное воздействие вредных веществ в конце концов выдалбливает брешь в здоровье человека.

Статистика: По данным Всемирной организации здравоохранении каждые 6,5 секунд от болезни, связанной с курением, на планете умирает один человек. Курение уносит каждый год почти 200 тысяч жизней россиян. Каждая сигарета сокращает жизнь курильщика на 5-6 минут. Человек, выкуривающий в день по 10 или чуть больше сигарет, умышленно сокращает свою жизнь приблизительно на 6 лет.

Ведущий 1. “ Мишенями” табачного дыма становятся самые важные структуры организма – клетки крови, мозга, легких, сердца.

Ведущий 2. После длительных наблюдений медики пришли к выводу: курение обостряет течение всех болезней.

Ведущий 1. Имея любое хроническое заболевание и введя в свой обиход привычку курить, человек придает течению этого заболевания более тяжелый хаpaктер.

Рубрика: “Подноготная” заморского гостя.

В табаке и табачном дыме содержится около 100 опасных для организма веществ. Например, никотин, обладающий сильным ядовитым действием. Это в первую очередь нервный яд. В малых дозах он возбуждает, в больших – угнетает нервную систему. Именно никотин оказывает такое хаpaктерное действие на человека, что наряду с множеством неприятных ощущений дает и своеобразное ощущение какого-то мгновенного подъема, легкости. Прежде всего именно этими качествами и объясняется привыкание к табаку.

Табачный дым – это не только никотин. В состав табачного дыма входит аммиак, угарный газ, синильная кислота, эфирные масла, бензпирен и даже радиоактивный элемент полоний – 210. Он способствует образованию злокачественной опухоли.

Рубрика: Курение – против молодости и красоты.

По внешнему виду человека можно определить, является ли он курильщиком или нет. У курящего человека, особенно у курящей, изменяется цвет лица – кожа становиться сероватой, иногда желтоватой, с пепельным оттенком, становится дряблой. Такой кожей на лице не залюбуешься. У курильщика ухудшается и состояние волос. Они приобретают тусклый вид, делаются ломкими, сваливаются в пучки, а у мужчин нередко и выпадают. Одна из причин этого – ухудшение кровотока в коже.

Следует упомянуть и о том, как отражается курение на состояние зубов, являющиеся не только залогом здорового желудка. Хорошие зубы украшают. У курящих же обычно бросается в глаза желтовато-коричневый цвет – результат оседания на зубах продуктов горения табака. Это требует более энергичной их чистки пастой, что наряду с действием табачного дыма приводит к повреждению зубной эмали и более быстрому развитию кариеса. Зубы разрушаются, гниют, обуславливая нередко дурной запах изо рта. Курение отрицательно сказывается и на состоянии голосовых связок. Голос приобретает специфическое хрипловатое “ прокуренное” звучание.

Статистика: Ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице стареет быстрее, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

Рубрика: Курение – старит нервную систему.

Нервная система – самая чувствительная к курению. Здесь эффект проявляется немедленно. Когда закуривают впервые в жизни, учащается пульс, нарушается точность и координация движений, появляется головная боль, тошнота, головокружение, слабость, рвота. В данном случае речь идет об особой, так называемой “мозговой рвоте”, поскольку она обусловлена действием табачного яда на нервную систему, а не болезненными проявлениями со стороны желудочно-кишечного тpaкта. Говоря об особом вреде табака для растущего организма, хочется подчеркнуть, что курение мешает учебе – слабеет память, ученики становятся рассеяны, несообразительны, ленивы, раздражительны, быстро утомляются.

Вред курения на умственную деятельность общепризнан, об этом очень точно сказал Гёте: “Курение – тяжесть, оно несовместимо с творческой работой”

Рубрика: “Подручный” инфаркт миокарда.

Главная причина cмepтности в современном развитом обществе – болезни сердечно-сосудистой системы. Установлено, что курение является одним из основных факторов для получения сердечно-сосудистых заболеваний. При курении сужается просвет кровеносных сосудов, питающих сердце, затрудняется ток крови, сосуды делаются ломкими, закупориваются. Сердце работает с повышенной нагрузкой. Чтобы обеспечить кровью все клетки организма сердце курящего совершает тысячи лишних сокращений, что ведет к быстрому изнашиванию этого важного органа.

Статистика: Грозное заболевание сердца – инфаркт миокарда у курящих возникает в 12 раз чаще по сравнению с некурящими. У курильщика пульс чаще на 8 – 25 ударов в минуту, поэтому его сердце в сутки делает около 15 тысяч лишних сокращений. Статистика утверждает: треть умерших от сердечно-сосудистых заболеваний – жертва курения.

Рубрика: Курение и paк неразлучны

Второй главной причиной cмepтности после сердечно-сосудистых болезней являются злокачественные опухоли. В развитии paка легких важную роль выполняют бензпирен и радиоактивный полоний-210, входящие в состав продуктов горения табака.

Видимо, у некоторых людей имеется какая-то предрасположенность, в определенной степени наследственная, к paковым заболеваниям. Однако эта предрасположенность может никогда и не реализоваться, и paк не разовьется, если не будет для того соответствующих условий. Курение же способствует осуществлению такой потенциальной возможности.

Paк легких чаще возникает у курящих сигареты, так как при затягивании табачный дым попадает в легкие. А вот трубки и сигары приводят к paку нижней губы, потому что канцерогенные вещества задерживаются в ротовой полости.

Статистика: Если человек выкуривает по две пачки сигарет в день, то это равносильно проведению трехсот рентгеновских снимков в год. А ведь каждый знает, что делать рентгеновские снимки рекомендуется не чаще двух раз в течение года. Ежегодно paк легких уносит миллионы жизней. Эта тяжелейшая форма paковой болезни у курильщиков возникает в 15-20 раз чаще, чем у тех, кто не имеет пагубной привычки. Многочисленные исследования выявили, что через 10 лет после отказа от курения вероятность заболеть paком легких падает.

Стихотворение о вреде курения

Какой неприглядный курильщика вид:
Серость лица, голос хрипит
Запах какой изо рта неприятный,
Одышка тяжелая – в общем, понятно,
Что это последствия сигареты.
Но если бы только внешность страдала!
Нет, никотину этого мало –
Он убивает людей изнутри:
Легкие, сердце, печень болит.
Плевриты, язва, стенокардия,
Инфаркты, paки, амблиопия,
Атеросклерозы и спазмы сосудов,
Вы догадались, болезни откуда?
Но даже и тот, кто не курит совсем,
Тоже имеет массу проблем!
Пассивный курильщик не меньше страдает
Он никотина больше вдыхает.

Рубрика: Пассивное курение.

При курении 25% вредных веществ табачного дыма сгорают, 25% - поглощает курящий, а 50% (!) отравляет воздух в помещении, где курят. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. Головная боль, головокружение, разбитость – вот частые жалобы некурящих, которым приходиться подолгу находиться в прокуренных помещениях, фактически подвергаясь тем же опасностям, что и курящие. Некурящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать “выхлопными газами” курящих.

Статистика: Курящие ежегодно “выкуривают” в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 6000000 тонн дегтя, более 550000 тонн угарного газа.

Рубрика: Курение и потомство.

Мечта и судьба женщины – родить и воспитать здоровых, крепких детей. На этом стоял и стоит мир. И вот, оказывается, что курение подрывает основы этого мира. Доказано, что табак влияет на развитие плода отрицательно. Вредное влияние никотина обусловлено тем, что он уменьшает кровоток и снижает поступление кислорода к растущему организму. Способность никотина проникать из крови матери в кровь плода дает право утверждать, что курящая мать ещё до рождения своего ребенка отравляет его никотином. Дети у курящих женщин рождаются беспокойными, слабыми, часто у них понижен вес тела.

Употрeбление табака женщинами всегда считалось признаком дурного тона и осуждалось. Так, у А.С. Пушкина есть обращение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок
А вредную траву зелену,
Искусством превращенну
В пушистый порошок!

А что бы написал поэт по отношению к курящим дамам – неизвестно, так как в его времена женщины не курили, а только нюхали табак.

Статистика: Многочисленные исследования показали, что частота врожденных пороков сердца у детей от матерей, куривших во время беременности, в 2 раза больше. У курящих матерей выкидыши встречаются в 2-3 раза чаще, новорожденные весят на 230 грамм меньше, чем у некурящих.

Рубрика: “Курительная токсикомания – добровольное рабство”.

Врач-нарколог

Среди множества факторов, подрывающих здоровье, курение табака занимает одно из первых мест. Приобщение к курению начинается в школе с 9-10 летнего возраста мальчиков и с 13-14 лет девочек. Одна из причин широкого распространения курения среди школьников – низкий уровень знаний о никотине и табачных ядах, отсутствие здорового образ жизни.

Начав курить легко, и как бы балуясь, молодой человек затем далеко не всегда столь же легко может избавиться от этой привычки. Табак, и в первую очередь, содержащийся в нем никотин, фактически являясь наркотиком, быстро закабаляет человека, приучает к себе. Он оказывает своеобразное, как бы тонизирующее действие, а когда организм не получает очередную порцию табачного дыма, то наступает тягостное ощущение, упадок настроения, подавленность. “Тонизирующий” эффект обусловлен непосредственным действием никотина, на центральную нервную систему. При этом с течением времени требуется всё большая доза никотина. Это приводит к увеличению выкуриваемых сигарет. Нервным клеткам, привыкшим к участию наркотика – никотина в своих обменных процессах, становиться чрезвычайно трудно обходиться без него. Об этом свойстве никотина надо всегда помнить, чтобы вовремя избежать капкана.

Курение можно считать наркоманией, только весьма распространенной, так называемой бытовой наркоманией или токсикоманией, так как конечный эффект от курения сводится к тому же – разрушению здоровья.

Музыкальный номер.

(ученица в белом халате и шапочке исполняет песню (“ Малиновки заслышав голосок”)

Куплет:

Душе моей сейчас покоя нет
Все чаще в нашей жизни курят дети.
А сигарета – это страшный вред,
Уж мне-то вы, пожалуйста, поверьте.

Припев:

Рекомендую строго я,
Из жизни исключить
Привычку эту вредную
И спортом заменить.

Куплет:

В рецепте я прописываю вам
Водою холодной в душе обливаться,
Пробежку можно делать по утрам,
А сигареты вовсе не касаться.

Рубрика: Спорт и табачный дым – несовместимы.

К табаку люди приобщаются, как правило, в молодом возрасте. Это та самая пора, когда человек, полный энергии, сил, молодого задора, начинает всерьёз увлекаться спортом. Курение и спорт, когда пути их пересекаются, пpaктически почти всегда оказываются несовместимы.

Дыхание – один из первостепенных элементов выполнения физических упражнений. И, понятно, что при курении не может быть серьезных успехов, высокой результативности в спорте, особенно в видах, требующих длительного напряжения, обязательного включения резервов дыхания (бег, плавание, бокс, лыжи, борьба, теннис, грeбля и т.д.)

Однако, это ёще не всё. Образующийся дефицит дыхания, то есть в конечном счете недостаток кислорода в крови, который активно забирают работающие мышцы тела, приводит к кислородному голоданию других органов (сердца, печени), снижению их работоспособности, повышению изнашиваемости. Поэтом, для желающих заниматься физкультурой и спортом есть лишь один путь – не курить!!!

Ведущий 1. Чрезвычайно пагубно курение в молодом, особенно, в детском возрасте. Известный врач, светило отечественной медицины XIX века С. П. Боткин незадолго до cмepти – а умер он в возрасте всего 57 лет – с горечью говорил, что если бы он не курил, то уверен, прожил бы еще не менее 10 -15 лет. Приобщившись в юности к курению, позднее он, уже умудренный жизнью, осознал его вред, и, помимо клинических наблюдений, почувствовал это на своем личном горьком опыте.

Ведущий 2. Здоровье для человека – самая главная ценность. Сегодня ученые утверждают: здоровье человека на 10 % зависит от наследственности, на 5 % от профессионализма медиков, остальные 85 % в руках самого человека. Значит наше здоровье зависит от наших привычек. А здоровье это основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Надо всеми силами стараться его сохранить, начиная с юных лет (ведущие вручили всем учащимся памятки)

В завершение исполняется песня на мелодию композитора В. Шаинского (“Учат в школе”)

Куплет

Расскажу я вам друзья
Что узнал сегодня я
Разбирали классом вредные привычки.

Припев

Что куренье – вот беда
Не могу прожить ни дня
И сгораешь от него как эта спичка.

Куплет

Люди правду говорят
Что росточком маловат
Все как раз вот из-за этой сигареты.

Припев

Что здоровьем слабоват
И вообще куренье – яд ,
И что лучше наложить на это “ВЕТО”.

Куплет

В школе учат не курить,
НЕ плевать и не хамить,
В школе учат нас приличию и такту.

Припев

И здоровыми расти
В ногу с временем идти
И прислушаться к изложенному факту.

Приложение 1




Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

16 01 2022 23:58:41

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В. В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

15 01 2022 21:23:40

Осанка. Предупреждение плоскостопия


    Осанка. Предупреждение плоскостопия

      Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

14 01 2022 7:50:31

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

13 01 2022 13:14:29

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"


    Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

      Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

12 01 2022 3:19:42

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

11 01 2022 9:55:14

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

10 01 2022 6:43:19

Нервная система. 8-й класс


    Нервная система. 8-й класс

      Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....

09 01 2022 1:16:47

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

08 01 2022 22:46:13

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

07 01 2022 1:44:40

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

06 01 2022 11:34:22

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

05 01 2022 12:58:45

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

04 01 2022 0:34:13

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

03 01 2022 9:17:22

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

02 01 2022 3:33:28

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

01 01 2022 7:58:32

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

31 12 2021 9:41:12

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

30 12 2021 14:29:29

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

29 12 2021 8:23:26

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

28 12 2021 11:13:35

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"


    Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме "Ядро"

      Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом. ...

27 12 2021 22:24:41

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

26 12 2021 11:35:16

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"


    Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

      Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...

25 12 2021 18:57:38

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"


    Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

      Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

24 12 2021 6:20:48

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"


    Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

      В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

23 12 2021 10:56:54

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

22 12 2021 8:15:19

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

21 12 2021 10:15:51

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

20 12 2021 1:31:13

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

19 12 2021 10:58:29

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

18 12 2021 22:59:35

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

      В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

17 12 2021 23:29:46

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

16 12 2021 11:58:48

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

15 12 2021 22:40:55

Органы и системы органов животных


    Органы и системы органов животных

      Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

14 12 2021 2:16:47

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

13 12 2021 23:45:12

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

12 12 2021 21:37:10

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

11 12 2021 14:21:11

Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


    Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

      Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....

10 12 2021 1:57:58

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

09 12 2021 18:35:10

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

08 12 2021 9:27:17

Земля – наш дом


    Земля – наш дом

      На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

07 12 2021 23:16:25

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

06 12 2021 11:22:29

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

05 12 2021 6:10:18

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс


    Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

04 12 2021 6:39:44

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

03 12 2021 12:58:50

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

      В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

02 12 2021 17:53:35

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

01 12 2021 1:59:35

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

30 11 2021 14:12:24

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

29 11 2021 7:35:28

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии


    Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

      Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

28 11 2021 11:22:24

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::