Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Цель: Повторить и обобщить знания по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы».
Задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождение птиц
- Развивающая: развивать умение ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма: урок-игра.
Оборудование: телевизор, компьютер, презентация по теме, таблицы:» Внутреннее строение птиц», «Строение яйца», дидактический материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Я вас приветствую, садитесь.
2. Подготовка учащихся к предстоящей работе
Учитель. Сегодня заключительный урок,
посвященный классу «Птицы». Наша с вами задача –
систематизировать знания, которые вы получили
при изучении темы, сосредоточить внимания на
самых примечательных и неожиданных сторонах их
жизни, проверить и оценить свои знания.
– На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а
ученые до сих пор открывают новые, неизвестные
виды. Общее число птиц на Земле превышает сто
миллиардов.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в
экспедицию, покорим Вершину знаний. Каждая ваша
группа, используя свои знания, быстроту и
сообразительность должна добраться до вершины.
Перед вами лежат маршрутные листы, по которым мы
будем продвигаться, выполняя задания и главный
группы обязательно выставлять баллы для
подведения итога.
3. Первое задание – разминка
По одному человеку от комaнды к доске: по очереди берете таблички и прикрепляете их к доске в итоге у вас должно получиться систематическое положение птиц. (5 баллов, каждая ошибка – 1 балл).
Комaнды получают по вопросу:
1. Скажите, как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)
2. Где можно встретить птиц? (Везде и высоко в
горах и в снежных пустынях и в тропиках)
3. Чем радуют нас птицы? (Своим полетом, красивым
пением разнообразной окраской)
Проверка, выставление баллов.
Учитель: Продолжаем разминку: каждая комaнда , по очереди .получает вопросы и отвечает на них. каждый правильный ответ – 1 балл.
- Внешний контур птицы. (Абрис)
- Килегрудые это… (большинство птиц способных к полету)
- Звери ходят на четырех ногах, а птицы на…?
- Какова температура тела птиц? (40-42)
- Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
- Звери покрыты шерстью, а птицы…? (Пером)
- Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? (Да)
- Дышит ли птенец в яйце? (Через поры)
- Кто такие бескилевые? (Не летающие птицы)
- Что такое опахало? (Пуховая часть пера)
- Есть ли зубы у птенцов? (Яйцевой зуб)
- Существует ли «птичье молоко»? (Да, у гoлyбей и пингвинов)
Учитель. Итак все комaнды хорошо прошли разминку и готовы к восхождению. Подведем итог.
4. Первая вершина
Каждая комaнда вытягивает вопрос, читает и решает, кто идет отвечать.
Вопросы:
1. Особенности внешнего строения птиц (работают
со слайдом – Приложение 1)
(Туловище обтекаемой формы, шея тонкая и
гибкая, клюв, крылья, перьевой покров, роговые
чешуйки на нижней части ног, кожа тонкая и сухая,
копчиковая железа)
2. Особенности внутреннего строения птиц
(работают со слайдом)
(Зоб, два отдела в желудке, пищеварительные
железы, 4-х камерное сердце, 2 круга
кровообращения, двойное дыхание, воздушные
мешки, Наиболее развиты большие полушария,
мозжечок, хорошо развиты органы чувств, зрения,
слуха, нет мочевого пузыря)
3. Строение скелета (работают со слайдом)
(Скелет легкий прочный в костях полости
заполнены воздухом, беззубые челюсти, сросшиеся
костим черепа, большие глазницы, шея подвижная,
туловищные позвонки срослись с грудной клеткой,
а пояснично-крестцовый отдел с тазовыми
костями между ними позвонок подвижный, цевка,
мощный плечевой пояс, пряжка, киль.)
– Почему у птиц появились такие особенности? (Выслушиваются варианты ответов всех комaнд)
Учитель. А теперь проверим, как комaнды знают приспособленности птиц к полету.
5. Кто больше! – следующая вершина
По очереди комaнды называют приспособленности. За каждый правильный ответ – 1 балл.
(Обтекаемая форма тела, маленькая голова, подвижная шея, крылья, цевка, Особо прочный грудной и поясничный отделы скелета, скелет облегчен, нет зубов, отс. мочевой пузырь, киль, двойное дыхание, ускоренный обмен веществ, перьевой покров)
Учитель: Успешно покорена еще одна
вершина, и мы продолжаем восхождение. Комaндиры
не забудьте подвести итог в маршрутном листе.
– А что еще? – следующая вершина.
– Какие еще особенности в образе жизни птиц
повышающие их приспособленность вам известны?
Учащиеся предлагают свои варианты приспособленностей и доказывают, что это действительно приспособленность! (Яйцекладущие, миграции, брачные игры). Каждый вариант – 1 балл.
– Какими рождаются птенцы у птиц.
– Чем они отличаются.
– Что побуждает птиц преодолевать огромные
расстояния и возвращаться назад на родину.
– В чем же приспособленность токования и
постройки гнезд.
Подведем итог.
6. Следующая вершина – Кто это?
Учащимся показывается слайд с изображением археоптерикса.
Вопросы комaндам.
1. Кто это?
В слоях земной коры были обнаружены
окаменевшие остатки неизвестного существа, а
рядом – отпечатки его перьев. Ученые
восстановили облик этого существа и назвали его
«древней птицей – археоптериксом. Она жила 150
миллионов лет назад. (Остатки амбиортуса. Эта
первая настоящая килевая птица, жившая в начале
мелового периода, была найдена российскими
палеонтологами в 1977 году в Монголии. Сегодня
палеонтологи сомневаются в том, что археоптерикс
(рисунок справа), живший 145 миллионов лет назад,
был самой древней птицей. Более вероятно, что
древнейшим предком птиц был протоавис (рисунок
слева), живший 225 миллионов лет назад. Сегодня
многие палеонтологи полагают, что эволюция птиц
шла одновременно по крайней мере двумя путями:
ящерохвостые птицы, древнейшими представителями
которых являются археоптерикс и его ближайшие
родственники энанциорнисы, оказались тупиковой
ветвью, а веерохвостые птицы, самый древний
предок которых — протоавис, дали всех
современных птиц. К этой ветви относится и первая
находка настоящей килевой птицы — амбиортуса,
жившей в начале мелового периода, которую
обнаружила российско-монгольская
палеонтологическая экспедиция в 1977 году в
пустыне Гоби.
Единственное перо археоптерикса, хранящееся в
Берлинском музее естественной истории, по
строению напоминает перья современных птиц. У
других экземпляров археоптерикса перья
оказались более простыми и напоминали перья
хищных динозавров.
2. Назовите черты сходства с пресмыкающимися. (Удлиненный хвост, гpyдина без киля, передние конечности с когтями, роговые чешуйки на конечностях, покровы имеют одинаковое происхождение, зубы)
3. Назовите черты сходства с птицами. (Тело покрыто перьями, крылья, цевка, по четыре пальца на ногах)
– О чем свидетельствуют особенности строения археоптерикса?
Подводим итоги.
7. Следующая вершина – творческая
Каждой комaнде даются предложения, в которых они должны отыскать названия птиц. За каждую правильно названную птицу – 1 балл.
- Мой дядя телефон носит всегда при себе (дятел)
- По утру ткачи принесли готовый ковер (утка)
- В газете был напечатан приговор о бейрутском мафиози (воробей)
- Переговор она вела решительно (ворона)
- В кармане у студента была шпаргалка (галка)
- Профессор ел не торопясь (орел)
- Мальчик нашел на карте в углу – Харьков – свой любимый город (глухарь)
- Мясо Валя положила в холодильник (сова)
8. Следующая вершина – капитанская
– Вам по слайдам нужно определить
среду обитания, и принадлежат птицы к одной
группе или нет. За правильный ответ – 5
баллов, комaндиры выходят с маршрутным
листом.
– Итак, мы с вами на вершине, и необходимо
укрепить свое положение. Задание для всех.
Учащиеся выполняют тест по теме «Птицы»
– Все хорошо потрудились, получили прекрасные оценки и в награду я вас приглашаю на птичий концерт.
9. Общий итог
Подводится общий итог, а класс в это время слушает «Птичий концерт».
Приложение 2
Приложение 3
Комментарии:
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
27 12 2025 12:59:24
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
26 12 2025 23:35:17
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
25 12 2025 4:19:22
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
24 12 2025 17:15:54
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
23 12 2025 20:32:45
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
22 12 2025 6:54:47
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
21 12 2025 8:51:39
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
20 12 2025 2:26:29
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
19 12 2025 19:50:17
Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал.
...
18 12 2025 10:20:54
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
17 12 2025 15:58:51
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
16 12 2025 1:44:51
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
15 12 2025 8:37:53
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
14 12 2025 20:54:34
Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
13 12 2025 9:28:36
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
12 12 2025 14:52:18
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
11 12 2025 11:20:51
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
10 12 2025 23:21:48
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
09 12 2025 14:40:54
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
08 12 2025 20:15:10
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
07 12 2025 12:13:17
Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
06 12 2025 11:17:58
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
05 12 2025 14:20:36
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
04 12 2025 3:49:32
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
03 12 2025 16:35:40
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
02 12 2025 13:31:40
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
01 12 2025 17:57:39
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
30 11 2025 2:48:28
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
29 11 2025 23:15:24
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
28 11 2025 22:51:50
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
27 11 2025 12:59:44
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
26 11 2025 16:23:59
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
25 11 2025 14:37:31
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
24 11 2025 4:37:58
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
23 11 2025 21:31:56
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
22 11 2025 8:52:56
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
21 11 2025 2:49:56
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
20 11 2025 10:43:56
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
19 11 2025 2:59:23
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом.
...
18 11 2025 10:51:13
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
17 11 2025 17:35:44
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
16 11 2025 13:55:28
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
15 11 2025 0:57:44
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
14 11 2025 9:31:23
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий.
На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
...
13 11 2025 20:47:47
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
12 11 2025 13:40:47
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
11 11 2025 23:49:38
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
10 11 2025 3:12:28
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
09 11 2025 22:42:13
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
08 11 2025 1:11:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека