Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Цель: Повторить и обобщить знания по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы».

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождение птиц
  • Развивающая: развивать умение ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма: урок-игра.

Оборудование: телевизор, компьютер, презентация по теме, таблицы:» Внутреннее строение птиц», «Строение яйца», дидактический материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Я вас приветствую, садитесь.

2. Подготовка учащихся к предстоящей работе

Учитель. Сегодня заключительный урок, посвященный классу «Птицы». Наша с вами задача – систематизировать знания, которые вы получили при изучении темы, сосредоточить внимания на самых примечательных и неожиданных сторонах их жизни, проверить и оценить свои знания.
– На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные виды. Общее число птиц на Земле превышает сто миллиардов.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в экспедицию, покорим Вершину знаний. Каждая ваша группа, используя свои знания, быстроту и сообразительность должна добраться до вершины.
Перед вами лежат маршрутные листы, по которым мы будем продвигаться, выполняя задания и главный группы обязательно выставлять баллы  для  подведения итога.

3. Первое задание – разминка

По одному человеку от комaнды к доске: по очереди берете таблички и прикрепляете их к доске в итоге у вас должно получиться систематическое положение птиц. (5 баллов, каждая ошибка – 1 балл).

Комaнды получают по вопросу:
1. Скажите, как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)
2. Где можно встретить птиц? (Везде и высоко в горах и в снежных пустынях и в тропиках)
3. Чем радуют нас птицы? (Своим полетом, красивым пением разнообразной окраской)

Проверка, выставление баллов.

Учитель: Продолжаем разминку: каждая комaнда , по очереди .получает вопросы и отвечает на них. каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Внешний контур птицы. (Абрис)
  • Килегрудые это… (большинство птиц способных к полету)
  • Звери ходят на четырех ногах, а птицы на…?
  • Какова температура тела птиц? (40-42)
  • Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
  • Звери покрыты шерстью, а птицы…? (Пером)
  • Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? (Да)
  • Дышит ли птенец в яйце? (Через поры)
  • Кто такие бескилевые? (Не летающие птицы)
  • Что такое опахало? (Пуховая часть пера)
  • Есть ли зубы у птенцов? (Яйцевой зуб)
  • Существует ли «птичье молоко»? (Да, у гoлyбей и пингвинов)

Учитель. Итак все комaнды хорошо прошли разминку и готовы к восхождению. Подведем итог.

4. Первая вершина

Каждая комaнда  вытягивает вопрос,  читает и решает, кто идет отвечать.

Вопросы:

1. Особенности внешнего строения птиц (работают со слайдом – Приложение 1)
(Туловище обтекаемой формы, шея тонкая и гибкая, клюв, крылья, перьевой покров, роговые чешуйки на нижней части ног, кожа тонкая и сухая, копчиковая железа)

2. Особенности внутреннего строения птиц (работают со слайдом)
(Зоб, два отдела в желудке, пищеварительные железы, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, двойное дыхание, воздушные мешки, Наиболее развиты большие полушария, мозжечок, хорошо развиты органы чувств, зрения, слуха, нет мочевого пузыря)

3. Строение скелета (работают со слайдом)
(Скелет легкий прочный в костях полости заполнены воздухом, беззубые челюсти, сросшиеся костим черепа, большие глазницы, шея подвижная, туловищные позвонки срослись с грудной клеткой, а  пояснично-крестцовый отдел с тазовыми костями между ними позвонок подвижный, цевка, мощный плечевой пояс, пряжка, киль.)

– Почему у птиц  появились такие особенности?  (Выслушиваются варианты ответов всех комaнд)

Учитель. А теперь проверим, как комaнды знают приспособленности птиц к полету.

5. Кто больше! следующая вершина

По очереди комaнды называют приспособленности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(Обтекаемая форма тела, маленькая  голова, подвижная шея, крылья, цевка, Особо прочный грудной и поясничный отделы скелета, скелет облегчен, нет зубов, отс. мочевой пузырь, киль, двойное дыхание, ускоренный обмен веществ, перьевой покров)

Учитель: Успешно покорена еще одна вершина, и мы продолжаем восхождение. Комaндиры не забудьте подвести итог в маршрутном листе.
– А что еще? – следующая вершина.
– Какие еще особенности в образе жизни  птиц повышающие их приспособленность вам известны?

Учащиеся предлагают свои варианты приспособленностей и доказывают, что это действительно приспособленность! (Яйцекладущие, миграции, брачные игры). Каждый вариант – 1 балл.

– Какими рождаются птенцы у птиц.
– Чем они отличаются.
– Что побуждает птиц преодолевать огромные расстояния и возвращаться назад на родину.
– В чем же приспособленность токования и постройки гнезд.

Подведем итог.

6. Следующая вершина – Кто это?

Учащимся показывается слайд с изображением археоптерикса.

Вопросы комaндам.

1. Кто это?

В слоях земной коры были обнаружены окаменевшие остатки неизвестного существа, а рядом – отпечатки его  перьев. Ученые восстановили облик этого существа и назвали его «древней птицей – археоптериксом. Она жила 150 миллионов лет назад. (Остатки амбиортуса. Эта первая настоящая килевая птица, жившая в начале мелового периода, была найдена российскими палеонтологами в 1977 году в Монголии. Сегодня палеонтологи сомневаются в том, что археоптерикс (рисунок справа), живший 145 миллионов лет назад, был самой древней птицей. Более вероятно, что древнейшим предком птиц был протоавис (рисунок слева), живший 225 миллионов лет назад. Сегодня многие палеонтологи полагают, что эволюция птиц шла одновременно по крайней мере двумя путями: ящерохвостые птицы, древнейшими представителями которых являются археоптерикс и его ближайшие родственники энанциорнисы, оказались тупиковой ветвью, а веерохвостые птицы, самый древний предок которых — протоавис, дали всех современных птиц. К этой ветви относится и первая находка настоящей килевой птицы — амбиортуса, жившей в начале мелового периода, которую обнаружила российско-монгольская палеонтологическая экспедиция в 1977 году в пустыне Гоби.
Единственное перо археоптерикса, хранящееся в Берлинском музее естественной истории, по строению напоминает перья современных птиц. У других экземпляров археоптерикса перья оказались более простыми и напоминали перья хищных динозавров.

2. Назовите черты сходства с пресмыкающимися. (Удлиненный хвост, гpyдина без киля, передние конечности с когтями, роговые чешуйки на конечностях, покровы имеют одинаковое происхождение, зубы)

3. Назовите черты сходства с птицами.  (Тело покрыто перьями, крылья, цевка, по четыре пальца на ногах)

– О чем свидетельствуют особенности строения археоптерикса?

Подводим итоги.

7. Следующая вершина – творческая

Каждой комaнде даются предложения, в которых они должны отыскать названия птиц. За каждую правильно названную птицу – 1 балл.

  • Мой дядя телефон носит всегда при себе (дятел)
  • По утру ткачи принесли готовый ковер (утка)
  • В газете был напечатан приговор о бейрутском  мафиози (воробей)
  • Переговор она вела решительно (ворона)
  • В кармане у студента была шпаргалка  (галка)
  • Профессор ел не торопясь  (орел)
  • Мальчик нашел на карте в углу – Харьков – свой любимый город (глухарь)
  • Мясо Валя положила в холодильник (сова)           

8. Следующая вершина – капитанская  

Вам по слайдам нужно определить среду обитания, и принадлежат птицы к одной группе или нет. За правильный ответ – 5 баллов, комaндиры выходят с  маршрутным листом.
– Итак, мы с вами на вершине, и необходимо укрепить свое положение. Задание для всех.

Учащиеся выполняют тест по теме «Птицы»

– Все хорошо потрудились, получили прекрасные оценки и в награду я вас приглашаю на птичий концерт.

9. Общий итог

Подводится общий итог, а класс в это время слушает «Птичий концерт».

Приложение 2

Приложение 3



Комментарии:

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

05 12 2025 22:58:30

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

04 12 2025 11:50:18

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

03 12 2025 13:14:59

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

02 12 2025 8:38:51

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

01 12 2025 2:22:42

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

30 11 2025 12:35:24

Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии


    Пpaктикоориентированное обучение на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ-технологии

      Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....

29 11 2025 22:30:27

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

28 11 2025 11:47:18

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

27 11 2025 18:37:43

"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....

26 11 2025 8:35:23

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

25 11 2025 9:24:51

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

24 11 2025 11:39:37

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

23 11 2025 7:18:46

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

22 11 2025 18:37:52

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

21 11 2025 5:58:52

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

20 11 2025 15:50:57

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

19 11 2025 19:47:28

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

18 11 2025 17:55:26

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

17 11 2025 15:16:46

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

16 11 2025 22:18:42

Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"


    Урок-пpaктическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

      Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...

15 11 2025 0:39:22

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

14 11 2025 5:36:13

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

13 11 2025 6:20:16

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

12 11 2025 7:41:58

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

11 11 2025 23:30:39

Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"


    Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"

      Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....

10 11 2025 3:31:13

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

09 11 2025 10:41:13

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания


    Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

      Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

08 11 2025 6:18:35

Вода – удивительный дар природы


    Вода – удивительный дар природы

      Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

07 11 2025 22:34:29

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

06 11 2025 0:40:18

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

05 11 2025 9:43:52

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

04 11 2025 13:44:23

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

03 11 2025 8:57:10

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

02 11 2025 23:16:35

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

01 11 2025 17:55:53

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

31 10 2025 16:20:49

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

30 10 2025 21:29:29

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

29 10 2025 23:31:21

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

28 10 2025 23:24:21

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

27 10 2025 0:10:39

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

26 10 2025 2:31:51

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

25 10 2025 5:54:43

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

24 10 2025 18:54:33

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

23 10 2025 3:43:20

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

22 10 2025 17:13:58

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

21 10 2025 3:32:32

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

20 10 2025 7:12:57

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

19 10 2025 19:21:47

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

18 10 2025 21:46:18

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

17 10 2025 16:36:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::