Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Юные орнитологи». Мы разработали занятие по орнитологии, считая, что педагогу будет удобнее подбирать материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний.
С другой стороны, развитие ребенка на этих занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что понимается под развитием.
Если иметь в виду, что развитие – это наращивание знаний, умений, навыков, расширение памяти, внимания, воображения – такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти медленно или быстро.
Если же под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей приобретаемых знаний и умений, то речь должна вестись о личностно ориентированном образовании. Оно помогает ребенку стать всесторонне развитой личностью, поддерживая все хорошее, что заложено в него от природы. Здесь педагог пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии. Он выступает не только как главное действующее лицо на занятии, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.
Представленное занятие достаточно традиционно по структуре. Но содержание, средства его представления совершенно необычны. Именно благодаря необычности содержания, занятие придает необходимое ускорение развитию личности. Занятие имеет развивающее значение, так как в процессе изучения птиц обучающиеся узнают что-то новое, необычное, решают разнообразные творческие задания, а также умения видеть, прогнозировать, аргументировать ответы. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет педагог.
Цель занятия: дать представление о жизни птиц в зимний период.
Задачи:
- познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц;
- на примере литературных произведений и материалов научно-популярных статей рассказать ученикам, как живут птицы зимой;
- воспитывать умение наблюдать, делать выводы, любить птиц, бережно к ним относиться;
- развивать познавательный интерес к природе родного края.
Используемые методы:
- словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;
- наглядный: демонстрация таблиц на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентации, прослушивание записей голосов зимующих птиц;
- пpaктический: выполнение тренировочных упражнений.
Возраст обучающихся: 9-11 лет, первый год обучения.
Оборудование и оформление:
- фотовыставка «Зимующие птицы»;
- творческие работы обучающихся по данной теме;
- методические материалы в виде папок-накопителей;
- выставка книг по данной теме.
Методические советы на подготовительный период:
- Важнейший этап работы – сбор материала о зимующих птицах. Используя собранный материал – книги, фотографии, рисунки, творческие работы – педагог выстраивает занятие.
- Предварительный отбор выступлений, имеющих отношение к занятию, фотографии птиц. Совместно с детьми эти материалы оформляются в выставку. Дети, в свою очередь, делятся своими впечатлениями, говорят о том, что их заинтересовало.
- Изготовление методических материалов. Их готовит педагог. Наглядные пособия облегчают труд педагога и способствуют накоплению зрительных образов обучающихся.
- В ходе занятия работа проводится группами и индивидуально, что позволяет ребенку, независимо от знаний и способностей, считать себя автором созданного, отгаданного или сказанного. Дети учатся видеть и понимать общие черты и различия птиц: оперение, голос, повадки, способы питания. Все это позволяет объединить их в образ зимующей птицы, что дает возможность ребенку почувствовать себя знатоком или же эрудитом на данном занятии.
- Необходимо изготовить медали «Знаток жизни зимующих птиц», распечатать свидетельства и подготовить памятки участникам занятия.
План занятия:
- Организационное начало занятия.
- Постановка цели и задач занятия.
- Устный журнал
а) первая страничка журнала «Знаете ли вы?»
б) вторая страничка журнала «Снегири»
в) третья страничка журнала «Синицы»
г) четвертая страничка журнала «Воробьи»
д) пятая страничка журнала «Клесты»
е) шестая страничка журнала «Дятлы»
ж) седьмая страничка журнала «Знаете ли вы?» - Подведение итогов.
- Окончание занятия.
Содержание занятия:
1. Организационное начало занятия.
Взаимное приветствие. Настрой на занятие. Проверка готовности обучающихся.
2. Постановка цели и задач занятия.
Педагог:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети: Зима. (Презентация)
На доску вывешивается картина с зимним пейзажем/
– Давайте немного поговорим об этом времени
года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней.
– Как изменилась неживая природа с наступлением
зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег,
град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит
солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями? (Растения
стоят гoлые, без листьев; на кустах осенью было
много плодов; трава пожухла и покрыта снегом –
снег защищает её от морозов; зелёными остались
только хвойные растения.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь,
январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре? (Февраль)
– Как в старину называли февраль? (“Бокогрей”,
“межень”, “снежень”, “крутень”, “вьюговей”,
“лютень”)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды?
(Есть, но очень мало.)
– Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?
Педагог:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...
Дети: Птица.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц в зимний период. Наше занятие будет организовано в форме устного журнала «Жизнь птиц зимой». Для проведения устного журнала подобраны интересные материалы, в которых описывается жизнь птиц зимой. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период? Как они добывают себе пищу? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия.
3. Устный журнал
а) Первая страница устного журнала «Знаете ли вы?»
Педагог: Птиц на земле, конечно,
меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень
много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень
большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и
совсем, не больше бабочки или стрекозы, весящие
несколько граммов. Есть птицы, которые могут
летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе
не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в
степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в
лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в
горах. А другие на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми.
Есть хищные птицы, которые поедают других зверей
и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят
только растительную пищу, в основном ягоды и
семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют
себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и
кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже
бывают разные…
Итак, сегодня мы поговорим о жизни птиц в зимний
период.
Бушует непогода. Трудно птицам в лесу. То ветер
завоет, то сучья ломает, они падают с шумом, а то и
целые вершины обломит. В стынущей тишине слышны
потрескивание деревьев и негромкие голоса
переговаривающихся снегирей. Прыгают птахи с
куста на куст: авось что залежалось! А вот и
свирели опускаются на крону пушистой берёзы,
точно разведчики, ныряют туда - сюда, деятельно
изучая заснеженные кустарники. Вот стайка птиц
опустилась на калину. Этих калина встретила
угощением, подчистили остатки горьковатых
подмороженных ягод и, как по комaнде, дружно
взлетели, может, ещё где-нибудь повезёт крылатым!
В холодные дни птицы ищут корм в течение всего
дня. А где ещё зимой добыть еду птицам? Ребята, как
вы думаете?
Дети отвечают.
Педагог. Кто-то из птиц разыскивает в складках коры жуков и пауков, спрятавшихся туда на зиму. Другие птицы раскапывают в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто-то ищет в кустах и деревьях. Где почкой, где оставшимися семенами голод утолят. Так целый день в поисках пищи летают крылатые наши соседи.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
Дети: Снегири.
б) Вторая страница устного журнала «Снегири»
Педагог. Снегири – птицы, про которых
принято говорить, что это наши зимние гости.
Появляются они у нас осенью и первое время мало
заметны, но когда обнажаются деревья, и на землю
ложится снег, их яркое оперение бросается в
глаза. Особенно красивы самцы: у них на голове
шапочка, крылья и хвост чёрные, спина серая, а низ
тела красный. Очень хороши они на снежном фоне. У
самок красный цвет заменён буровато-серым.
Появляются снегири небольшими стайками и
негромко перекликаются тихими отрывистыми
голосами.
Снегирь питается почками, семенами деревьев,
ягодами рябины.
Представьте себе, что несколько птиц появляется
на одном дереве и не спеша кормятся ягодами
рябины. А под деревом скапливаются очень
хаpaктерные следы, по которым можно безошибочно
установить, что здесь были снегири: на земле
лежат раскусанные пополам, как бы изжеванные
ягоды. Дело в том, что снегири поедают только
семячко, разгрызая его толстым клювом, а мякоть
выбрасывают тут же на месте.
Закусив рябинкой, чистит клюв, а семена, которые
прилипли к клюву, падают на землю. Прорастёт
рябинка весной и отблагодарит снегиря
плодами.
Если осенью снегири появляются у нас в заметном
количестве, то летом они встречаются неизмеримо
реже. Обычно гнёзда располагаются на небольшой
пушистой ёлочке. Насиживает яйца самка. В гнезде
– 4-6 гoлyбых яиц с красно – бурыми пятнышками.
Птенцов кормят семенами и небольшим количеством
насекомых обе птицы. К числу редких особенностей
этого вида следует отнести то, что у снегирей
поют и самец, и самка, в то время как у большинства
певчих птиц поёт только самец.
Снегири очень доверчивые и общительные птицы, а
кроме этого ещё и на помощь друг другу приходят:
попадётся снегирь в ловушку – остальные птахи
обязательно придут на помощь!
Ребята, видели ли вы снегиря? Расскажите о своих
наблюдениях. (Дети отвечают)
Педагог:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица.
в) Третья страница «Синички»
Педагог. Ребята, а знаете ли вы, почему синицы получили такое название? (Дети отвечают)
Педагог. Синицы. Назвали их так за
песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
С утра до вечера без устали перепархивают они с
ветки на ветку, внимательно осматривая каждый
уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно
склёвывая мушек и притаившихся жучков.
Синицы – красивые птички размером с воробья. У
них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове
чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья
серо-гoлyбые.
Ранней весной синица начинает вить гнезда. Ещё
холодно, поэтому она делает гнездо из пуха,
перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка
сидит как на перине. Гнёзда у синиц в дуплах,
которые сделал дятел, или синицы сами делают
гнездо в старом трухлявом пне.
Синицы – многодетные матери. Два раза за весну
они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке
лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах,
будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый
час приносит еду. К концу лета в одной синичьей
стайке – семейке будет 20-25 птичек. Такими
небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой
насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо.
Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые
края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к
нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в
это время. Покормите птичек, если увидите их
возле дома. Они будут клевать всё, что вы дадите:
зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла
деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись
друг к другу, чтобы было теплее.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».
– Послушайте небольшой рассказ о синичке, который называется «Завтpaк». (Чтение рассказа)
С вечера шёл мокрый дождь. Крупные хлопья
залепили повешенную за окном стеклянную банку,
закрытую фанерной крышечкой с отверстием. В
банке были тыквенные семечки – это столовая
синичек.
К утру снег закрыл всю банку – и сверху, и со
стороны входа – целым сугробчиком, из которого
торчала только палочка, на которую обычно
садились синицы.
Когда появилась первая гостья, вид её прямо-таки
выражал недоумение: «А где же завтpaкать?».
Но удивление быстро сменилось решимостью:
тенькнув несколько раз, синичка принялась
расчищать снег. Делала она это бойко и задорно,
снег летел направо и налево под ударами её
клювика.
И вот вход в столовую открыт. Тюнькнув синичка
юркнула в банку, выбрала семечко и улетела.
А у кормушки уже другая синичка.
(По Г. Карпене)
– Чему удивилась синичка? Как она добыла себе
корм? (Дети отвечают)
– А вы наблюдаете за синичками
зимой? Расскажите о своих наблюдениях. (Дети
отвечают)
Педагог:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует. (Воробей)
г) Четвёртая страница журнала «Воробьи»
Педагог. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение у него скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него чёрные пятнышки, шейка белая, а на голове коричневая шапочка. Полевой воробей не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.
Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истрeбляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.
Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Педагог. Ребята, как подружиться с воробьями? Расскажите. (Дети отвечают)
Педагог. Засуетились, запорхали под крышу, к своим гнёздам воробьи, то соломинку несут, то пёрышко поднимут, то еще какой утепляющий строительный материал под стрёху несут быстрые воробышки – жди холодов. За трое суток пернатое воробьиное «бюро погоды» начинает утеплять своё жилище!
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клесты)
Педагог.
Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
– Не боюсь я холодов.Д.Белоус
д) Пятая страница журнала «Клесты»
Педагог. Ребята, а известно ли вам кого называют северными попугайчиками? (Дети отвечают)
Педагог. Такое название клесты
получили за то, что они, подобно попугаям, искусно
и ловко лазают по деревьям, цепляясь за ветки
лапами и своими кривыми клювами.
Зимой в лесу можно часто наблюдать интересное
явление – гнездование клестов. Ростом со
скворца, старые петушки розовые, а самочки
серовато-оливковые. Делятся они на
клестовиков-еловиков и – в северных районах
– клестовиков-сосновиков. Понятно, почему? (Дети
отвечают)
Педагог. Клюв у клеста имеет особую форму: нижняя и верхние части изогнуты в разные стороны. Как вы думаете, для чего природа поработала над формой такого клюва?
Педагог. Конечно, такая форма клюва
позволяет клесту ловко шелушить шишки,
вытаскивая из-под чешуек вкусные семена.
Тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и
хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не
торопясь, лущат они шишки, слышны лишь их тихие
звуки: «Клё-клё». Это клесты.
Клесты не устраивают весной гнёзд как все птицы.
Они выводят своих птенцов тогда, когда много
пищи. А пища клестов – еловые и сосновые шишки,
которые созревают в конце года, поэтому и птенцы
у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой.
Даже представить себе трудно: на дворе мороз
почти сорок градусов, а в гнезде – голенькие
птенцы. Но гнездо у клестов теплое, и мать не
слетает с него, всё время греет птенцов. А отец –
клёст кормит малышей и мать отрыжкой хвойных
семян. Как только подрастают птенцы, мать тоже
слетает с гнезда и подкармливает птенцов. Птенцы
клестов легко переносят холод.
Педагог.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
е) Шестая страница журнала «Дятлы»
Педагог. Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук. Кто это? (Дети отвечают)
Педагог. В наших лесах чаще всего
встречается большой пёстрый дятел. Все дятлы
гнездятся в дуплах деревьев.
Если вы услышали в лесу отрывистый стук, знайте –
это работает в своей «кузнице» большой пёстрый
дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и
устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые
и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а
потом раздалбливает шишки и достаёт языком из –
под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за
другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а
старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу
под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых
шишек.
Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и
под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла
называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит,
будут уничтожены насекомые – вредители – и лес
будет жить.
С утра до позднего вечера работает дятел:
упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись
сильными лапами, он долбит дерево крепким, как
долото, клювом, а потом длинным крепким с
зазубринами языком достаёт жучков и гусениц из
выдолбленного отверстия.
– Что ты, дятел
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!– Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
ж) Седьмая страничка «Знаете ли вы?»
Педагог. Последняя страница нашего
устного журнала носит такое же название, как и
первая – «Знаете ли вы?».
Птиц можно подкармливать семенами
подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена
лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные
семена. Что не относится к воробьям. Эти воришки с
удовольствием «лопают» жареные семечки. Птиц
можно также кормит крошками белого хлеба. Крошки
чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят
творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят
клевать несолёный жир, сало и мясо. Так что можно
разнообразить корм птиц, подкармливая их в
кормушках.
Педагог.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё
можно положить.
Чем же можно подкармливать птиц?
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё
осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят
синички. Только сало не должно быть солёным.
Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, -
лучший корм для снегирей, синиц, поползней и
воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше
слегка подавить.
А что нельзя класть в кормушку?
Педагог. Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (Дети отвечают)
Педагог. Объясните смысл выражения, записанного на доске: «Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом»
Педагог. Объясните смысл выражения: «Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай». (Дети отвечают)
4. Подведение итогов
5. Окончание занятия
Вопросы по теме урока. Обмен впечатлениями: мнения учащихся об индивидуальных вкладах каждого в общее дело. Прослушивание голосов зимующих птиц. (Приложение 1)
Педагог. Что нового узнали? Если бы мы не подкармливали птиц, птицам как бы жилось?
Педагог вручает обучающимся свидетельство и медаль «Знаток жизни зимующих птиц». Кроме этого необходимо вручить памятку участнику занятия. (Приложение 2, Приложение 3
, Приложение 4)Методические советы на период ближайшего последействия:
Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с
жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и
умениями составляет для ребенка специальную
задачу. На одном занятии она не решается. Для
закрепления полученного результата нужно время
для самостоятельного изучения, наблюдения за
птицами. Все наблюдения затем оформляются в
творческую работу.
Основным критерием и показателем
результативности становится заинтересованность
обучающихся данной темой.
Список литературы:
- Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
- Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
- Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.
Комментарии:
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
31 05 2025 22:54:53

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
30 05 2025 11:30:33
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
29 05 2025 9:56:23
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
28 05 2025 20:46:55
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
27 05 2025 7:57:26
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
26 05 2025 20:29:37
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
25 05 2025 11:40:34
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
24 05 2025 6:59:27
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
23 05 2025 14:20:58
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
22 05 2025 0:22:58
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
21 05 2025 2:27:12
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
20 05 2025 8:41:47
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
19 05 2025 6:47:24
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
18 05 2025 16:59:41
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
17 05 2025 3:43:16
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
16 05 2025 6:19:20
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
15 05 2025 13:22:42
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
14 05 2025 0:53:30
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
13 05 2025 2:35:17
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
12 05 2025 8:38:51

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
11 05 2025 4:23:36
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
10 05 2025 17:47:46
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
09 05 2025 20:20:55
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
08 05 2025 8:55:25
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
07 05 2025 5:12:11
Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в пpaктической работе....
06 05 2025 5:18:55
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
05 05 2025 4:25:35
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
04 05 2025 4:41:32
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
03 05 2025 10:54:10
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
02 05 2025 0:51:10
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
01 05 2025 19:40:38
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
30 04 2025 5:58:46
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
29 04 2025 22:40:15
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
28 04 2025 23:12:20
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
27 04 2025 1:38:36
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
26 04 2025 13:18:46
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
25 04 2025 10:30:56
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека.
...
24 04 2025 14:24:24
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
23 04 2025 23:55:22
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
22 04 2025 4:43:56
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
21 04 2025 16:38:59
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
20 04 2025 9:58:14
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
19 04 2025 9:26:33
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
18 04 2025 4:20:18
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
17 04 2025 10:26:25
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока.
...
16 04 2025 13:18:21
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
15 04 2025 2:50:35
Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....
14 04 2025 13:48:27
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
13 04 2025 11:37:38
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
12 04 2025 4:51:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::