Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Юные орнитологи». Мы разработали занятие по орнитологии, считая, что педагогу будет удобнее подбирать материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний.
С другой стороны, развитие ребенка на этих занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что понимается под развитием.
Если иметь в виду, что развитие – это наращивание знаний, умений, навыков, расширение памяти, внимания, воображения – такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти медленно или быстро.
Если же под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей приобретаемых знаний и умений, то речь должна вестись о личностно ориентированном образовании. Оно помогает ребенку стать всесторонне развитой личностью, поддерживая все хорошее, что заложено в него от природы. Здесь педагог пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии. Он выступает не только как главное действующее лицо на занятии, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.
Представленное занятие достаточно традиционно по структуре. Но содержание, средства его представления совершенно необычны. Именно благодаря необычности содержания, занятие придает необходимое ускорение развитию личности. Занятие имеет развивающее значение, так как в процессе изучения птиц обучающиеся узнают что-то новое, необычное, решают разнообразные творческие задания, а также умения видеть, прогнозировать, аргументировать ответы. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет педагог.
Цель занятия: дать представление о жизни птиц в зимний период.
Задачи:
- познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц;
- на примере литературных произведений и материалов научно-популярных статей рассказать ученикам, как живут птицы зимой;
- воспитывать умение наблюдать, делать выводы, любить птиц, бережно к ним относиться;
- развивать познавательный интерес к природе родного края.
Используемые методы:
- словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;
- наглядный: демонстрация таблиц на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентации, прослушивание записей голосов зимующих птиц;
- пpaктический: выполнение тренировочных упражнений.
Возраст обучающихся: 9-11 лет, первый год обучения.
Оборудование и оформление:
- фотовыставка «Зимующие птицы»;
- творческие работы обучающихся по данной теме;
- методические материалы в виде папок-накопителей;
- выставка книг по данной теме.
Методические советы на подготовительный период:
- Важнейший этап работы – сбор материала о зимующих птицах. Используя собранный материал – книги, фотографии, рисунки, творческие работы – педагог выстраивает занятие.
- Предварительный отбор выступлений, имеющих отношение к занятию, фотографии птиц. Совместно с детьми эти материалы оформляются в выставку. Дети, в свою очередь, делятся своими впечатлениями, говорят о том, что их заинтересовало.
- Изготовление методических материалов. Их готовит педагог. Наглядные пособия облегчают труд педагога и способствуют накоплению зрительных образов обучающихся.
- В ходе занятия работа проводится группами и индивидуально, что позволяет ребенку, независимо от знаний и способностей, считать себя автором созданного, отгаданного или сказанного. Дети учатся видеть и понимать общие черты и различия птиц: оперение, голос, повадки, способы питания. Все это позволяет объединить их в образ зимующей птицы, что дает возможность ребенку почувствовать себя знатоком или же эрудитом на данном занятии.
- Необходимо изготовить медали «Знаток жизни зимующих птиц», распечатать свидетельства и подготовить памятки участникам занятия.
План занятия:
- Организационное начало занятия.
- Постановка цели и задач занятия.
- Устный журнал
а) первая страничка журнала «Знаете ли вы?»
б) вторая страничка журнала «Снегири»
в) третья страничка журнала «Синицы»
г) четвертая страничка журнала «Воробьи»
д) пятая страничка журнала «Клесты»
е) шестая страничка журнала «Дятлы»
ж) седьмая страничка журнала «Знаете ли вы?» - Подведение итогов.
- Окончание занятия.
Содержание занятия:
1. Организационное начало занятия.
Взаимное приветствие. Настрой на занятие. Проверка готовности обучающихся.
2. Постановка цели и задач занятия.
Педагог:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети: Зима. (Презентация)
На доску вывешивается картина с зимним пейзажем/
– Давайте немного поговорим об этом времени
года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней.
– Как изменилась неживая природа с наступлением
зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег,
град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит
солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями? (Растения
стоят гoлые, без листьев; на кустах осенью было
много плодов; трава пожухла и покрыта снегом –
снег защищает её от морозов; зелёными остались
только хвойные растения.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь,
январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре? (Февраль)
– Как в старину называли февраль? (“Бокогрей”,
“межень”, “снежень”, “крутень”, “вьюговей”,
“лютень”)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды?
(Есть, но очень мало.)
– Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?
Педагог:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...
Дети: Птица.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц в зимний период. Наше занятие будет организовано в форме устного журнала «Жизнь птиц зимой». Для проведения устного журнала подобраны интересные материалы, в которых описывается жизнь птиц зимой. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период? Как они добывают себе пищу? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия.
3. Устный журнал
а) Первая страница устного журнала «Знаете ли вы?»
Педагог: Птиц на земле, конечно,
меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень
много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень
большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и
совсем, не больше бабочки или стрекозы, весящие
несколько граммов. Есть птицы, которые могут
летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе
не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в
степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в
лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в
горах. А другие на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми.
Есть хищные птицы, которые поедают других зверей
и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят
только растительную пищу, в основном ягоды и
семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют
себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и
кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже
бывают разные…
Итак, сегодня мы поговорим о жизни птиц в зимний
период.
Бушует непогода. Трудно птицам в лесу. То ветер
завоет, то сучья ломает, они падают с шумом, а то и
целые вершины обломит. В стынущей тишине слышны
потрескивание деревьев и негромкие голоса
переговаривающихся снегирей. Прыгают птахи с
куста на куст: авось что залежалось! А вот и
свирели опускаются на крону пушистой берёзы,
точно разведчики, ныряют туда - сюда, деятельно
изучая заснеженные кустарники. Вот стайка птиц
опустилась на калину. Этих калина встретила
угощением, подчистили остатки горьковатых
подмороженных ягод и, как по комaнде, дружно
взлетели, может, ещё где-нибудь повезёт крылатым!
В холодные дни птицы ищут корм в течение всего
дня. А где ещё зимой добыть еду птицам? Ребята, как
вы думаете?
Дети отвечают.
Педагог. Кто-то из птиц разыскивает в складках коры жуков и пауков, спрятавшихся туда на зиму. Другие птицы раскапывают в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто-то ищет в кустах и деревьях. Где почкой, где оставшимися семенами голод утолят. Так целый день в поисках пищи летают крылатые наши соседи.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
Дети: Снегири.
б) Вторая страница устного журнала «Снегири»
Педагог. Снегири – птицы, про которых
принято говорить, что это наши зимние гости.
Появляются они у нас осенью и первое время мало
заметны, но когда обнажаются деревья, и на землю
ложится снег, их яркое оперение бросается в
глаза. Особенно красивы самцы: у них на голове
шапочка, крылья и хвост чёрные, спина серая, а низ
тела красный. Очень хороши они на снежном фоне. У
самок красный цвет заменён буровато-серым.
Появляются снегири небольшими стайками и
негромко перекликаются тихими отрывистыми
голосами.
Снегирь питается почками, семенами деревьев,
ягодами рябины.
Представьте себе, что несколько птиц появляется
на одном дереве и не спеша кормятся ягодами
рябины. А под деревом скапливаются очень
хаpaктерные следы, по которым можно безошибочно
установить, что здесь были снегири: на земле
лежат раскусанные пополам, как бы изжеванные
ягоды. Дело в том, что снегири поедают только
семячко, разгрызая его толстым клювом, а мякоть
выбрасывают тут же на месте.
Закусив рябинкой, чистит клюв, а семена, которые
прилипли к клюву, падают на землю. Прорастёт
рябинка весной и отблагодарит снегиря
плодами.
Если осенью снегири появляются у нас в заметном
количестве, то летом они встречаются неизмеримо
реже. Обычно гнёзда располагаются на небольшой
пушистой ёлочке. Насиживает яйца самка. В гнезде
– 4-6 гoлyбых яиц с красно – бурыми пятнышками.
Птенцов кормят семенами и небольшим количеством
насекомых обе птицы. К числу редких особенностей
этого вида следует отнести то, что у снегирей
поют и самец, и самка, в то время как у большинства
певчих птиц поёт только самец.
Снегири очень доверчивые и общительные птицы, а
кроме этого ещё и на помощь друг другу приходят:
попадётся снегирь в ловушку – остальные птахи
обязательно придут на помощь!
Ребята, видели ли вы снегиря? Расскажите о своих
наблюдениях. (Дети отвечают)
Педагог:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица.
в) Третья страница «Синички»
Педагог. Ребята, а знаете ли вы, почему синицы получили такое название? (Дети отвечают)
Педагог. Синицы. Назвали их так за
песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
С утра до вечера без устали перепархивают они с
ветки на ветку, внимательно осматривая каждый
уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно
склёвывая мушек и притаившихся жучков.
Синицы – красивые птички размером с воробья. У
них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове
чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья
серо-гoлyбые.
Ранней весной синица начинает вить гнезда. Ещё
холодно, поэтому она делает гнездо из пуха,
перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка
сидит как на перине. Гнёзда у синиц в дуплах,
которые сделал дятел, или синицы сами делают
гнездо в старом трухлявом пне.
Синицы – многодетные матери. Два раза за весну
они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке
лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах,
будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый
час приносит еду. К концу лета в одной синичьей
стайке – семейке будет 20-25 птичек. Такими
небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой
насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо.
Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые
края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к
нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в
это время. Покормите птичек, если увидите их
возле дома. Они будут клевать всё, что вы дадите:
зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла
деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись
друг к другу, чтобы было теплее.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».
– Послушайте небольшой рассказ о синичке, который называется «Завтpaк». (Чтение рассказа)
С вечера шёл мокрый дождь. Крупные хлопья
залепили повешенную за окном стеклянную банку,
закрытую фанерной крышечкой с отверстием. В
банке были тыквенные семечки – это столовая
синичек.
К утру снег закрыл всю банку – и сверху, и со
стороны входа – целым сугробчиком, из которого
торчала только палочка, на которую обычно
садились синицы.
Когда появилась первая гостья, вид её прямо-таки
выражал недоумение: «А где же завтpaкать?».
Но удивление быстро сменилось решимостью:
тенькнув несколько раз, синичка принялась
расчищать снег. Делала она это бойко и задорно,
снег летел направо и налево под ударами её
клювика.
И вот вход в столовую открыт. Тюнькнув синичка
юркнула в банку, выбрала семечко и улетела.
А у кормушки уже другая синичка.
(По Г. Карпене)
– Чему удивилась синичка? Как она добыла себе
корм? (Дети отвечают)
– А вы наблюдаете за синичками
зимой? Расскажите о своих наблюдениях. (Дети
отвечают)
Педагог:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует. (Воробей)
г) Четвёртая страница журнала «Воробьи»
Педагог. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение у него скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него чёрные пятнышки, шейка белая, а на голове коричневая шапочка. Полевой воробей не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.
Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истрeбляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.
Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Педагог. Ребята, как подружиться с воробьями? Расскажите. (Дети отвечают)
Педагог. Засуетились, запорхали под крышу, к своим гнёздам воробьи, то соломинку несут, то пёрышко поднимут, то еще какой утепляющий строительный материал под стрёху несут быстрые воробышки – жди холодов. За трое суток пернатое воробьиное «бюро погоды» начинает утеплять своё жилище!
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клесты)
Педагог.
Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
– Не боюсь я холодов.Д.Белоус
д) Пятая страница журнала «Клесты»
Педагог. Ребята, а известно ли вам кого называют северными попугайчиками? (Дети отвечают)
Педагог. Такое название клесты
получили за то, что они, подобно попугаям, искусно
и ловко лазают по деревьям, цепляясь за ветки
лапами и своими кривыми клювами.
Зимой в лесу можно часто наблюдать интересное
явление – гнездование клестов. Ростом со
скворца, старые петушки розовые, а самочки
серовато-оливковые. Делятся они на
клестовиков-еловиков и – в северных районах
– клестовиков-сосновиков. Понятно, почему? (Дети
отвечают)
Педагог. Клюв у клеста имеет особую форму: нижняя и верхние части изогнуты в разные стороны. Как вы думаете, для чего природа поработала над формой такого клюва?
Педагог. Конечно, такая форма клюва
позволяет клесту ловко шелушить шишки,
вытаскивая из-под чешуек вкусные семена.
Тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и
хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не
торопясь, лущат они шишки, слышны лишь их тихие
звуки: «Клё-клё». Это клесты.
Клесты не устраивают весной гнёзд как все птицы.
Они выводят своих птенцов тогда, когда много
пищи. А пища клестов – еловые и сосновые шишки,
которые созревают в конце года, поэтому и птенцы
у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой.
Даже представить себе трудно: на дворе мороз
почти сорок градусов, а в гнезде – голенькие
птенцы. Но гнездо у клестов теплое, и мать не
слетает с него, всё время греет птенцов. А отец –
клёст кормит малышей и мать отрыжкой хвойных
семян. Как только подрастают птенцы, мать тоже
слетает с гнезда и подкармливает птенцов. Птенцы
клестов легко переносят холод.
Педагог.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
е) Шестая страница журнала «Дятлы»
Педагог. Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук. Кто это? (Дети отвечают)
Педагог. В наших лесах чаще всего
встречается большой пёстрый дятел. Все дятлы
гнездятся в дуплах деревьев.
Если вы услышали в лесу отрывистый стук, знайте –
это работает в своей «кузнице» большой пёстрый
дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и
устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые
и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а
потом раздалбливает шишки и достаёт языком из –
под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за
другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а
старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу
под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых
шишек.
Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и
под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла
называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит,
будут уничтожены насекомые – вредители – и лес
будет жить.
С утра до позднего вечера работает дятел:
упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись
сильными лапами, он долбит дерево крепким, как
долото, клювом, а потом длинным крепким с
зазубринами языком достаёт жучков и гусениц из
выдолбленного отверстия.
– Что ты, дятел
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!– Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
ж) Седьмая страничка «Знаете ли вы?»
Педагог. Последняя страница нашего
устного журнала носит такое же название, как и
первая – «Знаете ли вы?».
Птиц можно подкармливать семенами
подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена
лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные
семена. Что не относится к воробьям. Эти воришки с
удовольствием «лопают» жареные семечки. Птиц
можно также кормит крошками белого хлеба. Крошки
чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят
творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят
клевать несолёный жир, сало и мясо. Так что можно
разнообразить корм птиц, подкармливая их в
кормушках.
Педагог.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё
можно положить.
Чем же можно подкармливать птиц?
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё
осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят
синички. Только сало не должно быть солёным.
Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, -
лучший корм для снегирей, синиц, поползней и
воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше
слегка подавить.
А что нельзя класть в кормушку?
Педагог. Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (Дети отвечают)
Педагог. Объясните смысл выражения, записанного на доске: «Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом»
Педагог. Объясните смысл выражения: «Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай». (Дети отвечают)
4. Подведение итогов
5. Окончание занятия
Вопросы по теме урока. Обмен впечатлениями: мнения учащихся об индивидуальных вкладах каждого в общее дело. Прослушивание голосов зимующих птиц. (Приложение 1)
Педагог. Что нового узнали? Если бы мы не подкармливали птиц, птицам как бы жилось?
Педагог вручает обучающимся свидетельство и медаль «Знаток жизни зимующих птиц». Кроме этого необходимо вручить памятку участнику занятия. (Приложение 2, Приложение 3
, Приложение 4)Методические советы на период ближайшего последействия:
Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с
жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и
умениями составляет для ребенка специальную
задачу. На одном занятии она не решается. Для
закрепления полученного результата нужно время
для самостоятельного изучения, наблюдения за
птицами. Все наблюдения затем оформляются в
творческую работу.
Основным критерием и показателем
результативности становится заинтересованность
обучающихся данной темой.
Список литературы:
- Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
- Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
- Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.
Комментарии:
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить.
...
24 08 2025 2:42:56
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
23 08 2025 23:44:36
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
22 08 2025 9:33:56
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
21 08 2025 7:50:59
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
20 08 2025 1:39:27
Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....
19 08 2025 1:35:38

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
18 08 2025 8:54:37
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
17 08 2025 15:19:58

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
16 08 2025 23:19:46
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
15 08 2025 3:46:50
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
14 08 2025 23:10:46
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
13 08 2025 11:41:27
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
12 08 2025 1:55:30
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
11 08 2025 2:31:30
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
10 08 2025 0:50:46
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
09 08 2025 23:47:30
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
08 08 2025 9:33:40
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
07 08 2025 15:19:20
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
06 08 2025 15:58:15
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
05 08 2025 19:48:54
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
04 08 2025 0:13:58
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
03 08 2025 1:42:11
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
02 08 2025 22:46:26

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
01 08 2025 10:43:30
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
31 07 2025 1:34:17
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
30 07 2025 5:50:19
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
29 07 2025 18:52:37
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
28 07 2025 20:59:31
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
27 07 2025 13:53:14
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
26 07 2025 6:40:38
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
25 07 2025 17:41:30
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
24 07 2025 16:24:34
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
23 07 2025 1:42:24
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
22 07 2025 22:39:40
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
21 07 2025 0:58:50
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
20 07 2025 18:11:58
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
19 07 2025 3:25:38
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
18 07 2025 12:42:55
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
17 07 2025 22:26:59
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
16 07 2025 8:54:39
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
15 07 2025 7:36:26
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
14 07 2025 6:10:11
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
13 07 2025 22:14:16
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
12 07 2025 11:30:52
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
11 07 2025 1:17:32
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
10 07 2025 7:53:20
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
09 07 2025 11:13:37
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
08 07 2025 5:43:54
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
07 07 2025 10:52:25
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
06 07 2025 3:24:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::