Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Юные орнитологи». Мы разработали занятие по орнитологии, считая, что педагогу будет удобнее подбирать материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний.
С другой стороны, развитие ребенка на этих занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что понимается под развитием.
Если иметь в виду, что развитие – это наращивание знаний, умений, навыков, расширение памяти, внимания, воображения – такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти медленно или быстро.
Если же под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей приобретаемых знаний и умений, то речь должна вестись о личностно ориентированном образовании. Оно помогает ребенку стать всесторонне развитой личностью, поддерживая все хорошее, что заложено в него от природы. Здесь педагог пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии. Он выступает не только как главное действующее лицо на занятии, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.
Представленное занятие достаточно традиционно по структуре. Но содержание, средства его представления совершенно необычны. Именно благодаря необычности содержания, занятие придает необходимое ускорение развитию личности. Занятие имеет развивающее значение, так как в процессе изучения птиц обучающиеся узнают что-то новое, необычное, решают разнообразные творческие задания, а также умения видеть, прогнозировать, аргументировать ответы. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет педагог.
Цель занятия: дать представление о жизни птиц в зимний период.
Задачи:
- познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц;
- на примере литературных произведений и материалов научно-популярных статей рассказать ученикам, как живут птицы зимой;
- воспитывать умение наблюдать, делать выводы, любить птиц, бережно к ним относиться;
- развивать познавательный интерес к природе родного края.
Используемые методы:
- словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;
- наглядный: демонстрация таблиц на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентации, прослушивание записей голосов зимующих птиц;
- пpaктический: выполнение тренировочных упражнений.
Возраст обучающихся: 9-11 лет, первый год обучения.
Оборудование и оформление:
- фотовыставка «Зимующие птицы»;
- творческие работы обучающихся по данной теме;
- методические материалы в виде папок-накопителей;
- выставка книг по данной теме.
Методические советы на подготовительный период:
- Важнейший этап работы – сбор материала о зимующих птицах. Используя собранный материал – книги, фотографии, рисунки, творческие работы – педагог выстраивает занятие.
- Предварительный отбор выступлений, имеющих отношение к занятию, фотографии птиц. Совместно с детьми эти материалы оформляются в выставку. Дети, в свою очередь, делятся своими впечатлениями, говорят о том, что их заинтересовало.
- Изготовление методических материалов. Их готовит педагог. Наглядные пособия облегчают труд педагога и способствуют накоплению зрительных образов обучающихся.
- В ходе занятия работа проводится группами и индивидуально, что позволяет ребенку, независимо от знаний и способностей, считать себя автором созданного, отгаданного или сказанного. Дети учатся видеть и понимать общие черты и различия птиц: оперение, голос, повадки, способы питания. Все это позволяет объединить их в образ зимующей птицы, что дает возможность ребенку почувствовать себя знатоком или же эрудитом на данном занятии.
- Необходимо изготовить медали «Знаток жизни зимующих птиц», распечатать свидетельства и подготовить памятки участникам занятия.
План занятия:
- Организационное начало занятия.
- Постановка цели и задач занятия.
- Устный журнал
а) первая страничка журнала «Знаете ли вы?»
б) вторая страничка журнала «Снегири»
в) третья страничка журнала «Синицы»
г) четвертая страничка журнала «Воробьи»
д) пятая страничка журнала «Клесты»
е) шестая страничка журнала «Дятлы»
ж) седьмая страничка журнала «Знаете ли вы?» - Подведение итогов.
- Окончание занятия.
Содержание занятия:
1. Организационное начало занятия.
Взаимное приветствие. Настрой на занятие. Проверка готовности обучающихся.
2. Постановка цели и задач занятия.
Педагог:
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети: Зима. (Презентация)
На доску вывешивается картина с зимним пейзажем/
– Давайте немного поговорим об этом времени
года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней.
– Как изменилась неживая природа с наступлением
зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег,
град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит
солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями? (Растения
стоят гoлые, без листьев; на кустах осенью было
много плодов; трава пожухла и покрыта снегом –
снег защищает её от морозов; зелёными остались
только хвойные растения.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь,
январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре? (Февраль)
– Как в старину называли февраль? (“Бокогрей”,
“межень”, “снежень”, “крутень”, “вьюговей”,
“лютень”)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды?
(Есть, но очень мало.)
– Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?
Педагог:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это...
Дети: Птица.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц в зимний период. Наше занятие будет организовано в форме устного журнала «Жизнь птиц зимой». Для проведения устного журнала подобраны интересные материалы, в которых описывается жизнь птиц зимой. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период? Как они добывают себе пищу? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия.
3. Устный журнал
а) Первая страница устного журнала «Знаете ли вы?»
Педагог: Птиц на земле, конечно,
меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень
много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень
большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и
совсем, не больше бабочки или стрекозы, весящие
несколько граммов. Есть птицы, которые могут
летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе
не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в
степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в
лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в
горах. А другие на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми.
Есть хищные птицы, которые поедают других зверей
и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят
только растительную пищу, в основном ягоды и
семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют
себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и
кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже
бывают разные…
Итак, сегодня мы поговорим о жизни птиц в зимний
период.
Бушует непогода. Трудно птицам в лесу. То ветер
завоет, то сучья ломает, они падают с шумом, а то и
целые вершины обломит. В стынущей тишине слышны
потрескивание деревьев и негромкие голоса
переговаривающихся снегирей. Прыгают птахи с
куста на куст: авось что залежалось! А вот и
свирели опускаются на крону пушистой берёзы,
точно разведчики, ныряют туда - сюда, деятельно
изучая заснеженные кустарники. Вот стайка птиц
опустилась на калину. Этих калина встретила
угощением, подчистили остатки горьковатых
подмороженных ягод и, как по комaнде, дружно
взлетели, может, ещё где-нибудь повезёт крылатым!
В холодные дни птицы ищут корм в течение всего
дня. А где ещё зимой добыть еду птицам? Ребята, как
вы думаете?
Дети отвечают.
Педагог. Кто-то из птиц разыскивает в складках коры жуков и пауков, спрятавшихся туда на зиму. Другие птицы раскапывают в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто-то ищет в кустах и деревьях. Где почкой, где оставшимися семенами голод утолят. Так целый день в поисках пищи летают крылатые наши соседи.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
Дети: Снегири.
б) Вторая страница устного журнала «Снегири»
Педагог. Снегири – птицы, про которых
принято говорить, что это наши зимние гости.
Появляются они у нас осенью и первое время мало
заметны, но когда обнажаются деревья, и на землю
ложится снег, их яркое оперение бросается в
глаза. Особенно красивы самцы: у них на голове
шапочка, крылья и хвост чёрные, спина серая, а низ
тела красный. Очень хороши они на снежном фоне. У
самок красный цвет заменён буровато-серым.
Появляются снегири небольшими стайками и
негромко перекликаются тихими отрывистыми
голосами.
Снегирь питается почками, семенами деревьев,
ягодами рябины.
Представьте себе, что несколько птиц появляется
на одном дереве и не спеша кормятся ягодами
рябины. А под деревом скапливаются очень
хаpaктерные следы, по которым можно безошибочно
установить, что здесь были снегири: на земле
лежат раскусанные пополам, как бы изжеванные
ягоды. Дело в том, что снегири поедают только
семячко, разгрызая его толстым клювом, а мякоть
выбрасывают тут же на месте.
Закусив рябинкой, чистит клюв, а семена, которые
прилипли к клюву, падают на землю. Прорастёт
рябинка весной и отблагодарит снегиря
плодами.
Если осенью снегири появляются у нас в заметном
количестве, то летом они встречаются неизмеримо
реже. Обычно гнёзда располагаются на небольшой
пушистой ёлочке. Насиживает яйца самка. В гнезде
– 4-6 гoлyбых яиц с красно – бурыми пятнышками.
Птенцов кормят семенами и небольшим количеством
насекомых обе птицы. К числу редких особенностей
этого вида следует отнести то, что у снегирей
поют и самец, и самка, в то время как у большинства
певчих птиц поёт только самец.
Снегири очень доверчивые и общительные птицы, а
кроме этого ещё и на помощь друг другу приходят:
попадётся снегирь в ловушку – остальные птахи
обязательно придут на помощь!
Ребята, видели ли вы снегиря? Расскажите о своих
наблюдениях. (Дети отвечают)
Педагог:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Синица.
в) Третья страница «Синички»
Педагог. Ребята, а знаете ли вы, почему синицы получили такое название? (Дети отвечают)
Педагог. Синицы. Назвали их так за
песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
С утра до вечера без устали перепархивают они с
ветки на ветку, внимательно осматривая каждый
уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно
склёвывая мушек и притаившихся жучков.
Синицы – красивые птички размером с воробья. У
них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове
чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья
серо-гoлyбые.
Ранней весной синица начинает вить гнезда. Ещё
холодно, поэтому она делает гнездо из пуха,
перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка
сидит как на перине. Гнёзда у синиц в дуплах,
которые сделал дятел, или синицы сами делают
гнездо в старом трухлявом пне.
Синицы – многодетные матери. Два раза за весну
они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке
лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах,
будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый
час приносит еду. К концу лета в одной синичьей
стайке – семейке будет 20-25 птичек. Такими
небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой
насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо.
Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые
края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к
нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в
это время. Покормите птичек, если увидите их
возле дома. Они будут клевать всё, что вы дадите:
зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла
деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись
друг к другу, чтобы было теплее.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».
– Послушайте небольшой рассказ о синичке, который называется «Завтpaк». (Чтение рассказа)
С вечера шёл мокрый дождь. Крупные хлопья
залепили повешенную за окном стеклянную банку,
закрытую фанерной крышечкой с отверстием. В
банке были тыквенные семечки – это столовая
синичек.
К утру снег закрыл всю банку – и сверху, и со
стороны входа – целым сугробчиком, из которого
торчала только палочка, на которую обычно
садились синицы.
Когда появилась первая гостья, вид её прямо-таки
выражал недоумение: «А где же завтpaкать?».
Но удивление быстро сменилось решимостью:
тенькнув несколько раз, синичка принялась
расчищать снег. Делала она это бойко и задорно,
снег летел направо и налево под ударами её
клювика.
И вот вход в столовую открыт. Тюнькнув синичка
юркнула в банку, выбрала семечко и улетела.
А у кормушки уже другая синичка.
(По Г. Карпене)
– Чему удивилась синичка? Как она добыла себе
корм? (Дети отвечают)
– А вы наблюдаете за синичками
зимой? Расскажите о своих наблюдениях. (Дети
отвечают)
Педагог:
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует. (Воробей)
г) Четвёртая страница журнала «Воробьи»
Педагог. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение у него скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него чёрные пятнышки, шейка белая, а на голове коричневая шапочка. Полевой воробей не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.
Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истрeбляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.
Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Педагог. Ребята, как подружиться с воробьями? Расскажите. (Дети отвечают)
Педагог. Засуетились, запорхали под крышу, к своим гнёздам воробьи, то соломинку несут, то пёрышко поднимут, то еще какой утепляющий строительный материал под стрёху несут быстрые воробышки – жди холодов. За трое суток пернатое воробьиное «бюро погоды» начинает утеплять своё жилище!
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клесты)
Педагог.
Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
– Не боюсь я холодов.Д.Белоус
д) Пятая страница журнала «Клесты»
Педагог. Ребята, а известно ли вам кого называют северными попугайчиками? (Дети отвечают)
Педагог. Такое название клесты
получили за то, что они, подобно попугаям, искусно
и ловко лазают по деревьям, цепляясь за ветки
лапами и своими кривыми клювами.
Зимой в лесу можно часто наблюдать интересное
явление – гнездование клестов. Ростом со
скворца, старые петушки розовые, а самочки
серовато-оливковые. Делятся они на
клестовиков-еловиков и – в северных районах
– клестовиков-сосновиков. Понятно, почему? (Дети
отвечают)
Педагог. Клюв у клеста имеет особую форму: нижняя и верхние части изогнуты в разные стороны. Как вы думаете, для чего природа поработала над формой такого клюва?
Педагог. Конечно, такая форма клюва
позволяет клесту ловко шелушить шишки,
вытаскивая из-под чешуек вкусные семена.
Тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и
хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не
торопясь, лущат они шишки, слышны лишь их тихие
звуки: «Клё-клё». Это клесты.
Клесты не устраивают весной гнёзд как все птицы.
Они выводят своих птенцов тогда, когда много
пищи. А пища клестов – еловые и сосновые шишки,
которые созревают в конце года, поэтому и птенцы
у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой.
Даже представить себе трудно: на дворе мороз
почти сорок градусов, а в гнезде – голенькие
птенцы. Но гнездо у клестов теплое, и мать не
слетает с него, всё время греет птенцов. А отец –
клёст кормит малышей и мать отрыжкой хвойных
семян. Как только подрастают птенцы, мать тоже
слетает с гнезда и подкармливает птенцов. Птенцы
клестов легко переносят холод.
Педагог.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном
е) Шестая страница журнала «Дятлы»
Педагог. Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук. Кто это? (Дети отвечают)
Педагог. В наших лесах чаще всего
встречается большой пёстрый дятел. Все дятлы
гнездятся в дуплах деревьев.
Если вы услышали в лесу отрывистый стук, знайте –
это работает в своей «кузнице» большой пёстрый
дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и
устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые
и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а
потом раздалбливает шишки и достаёт языком из –
под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за
другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а
старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу
под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых
шишек.
Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и
под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла
называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит,
будут уничтожены насекомые – вредители – и лес
будет жить.
С утра до позднего вечера работает дятел:
упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись
сильными лапами, он долбит дерево крепким, как
долото, клювом, а потом длинным крепким с
зазубринами языком достаёт жучков и гусениц из
выдолбленного отверстия.
– Что ты, дятел
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!– Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.
ж) Седьмая страничка «Знаете ли вы?»
Педагог. Последняя страница нашего
устного журнала носит такое же название, как и
первая – «Знаете ли вы?».
Птиц можно подкармливать семенами
подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена
лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные
семена. Что не относится к воробьям. Эти воришки с
удовольствием «лопают» жареные семечки. Птиц
можно также кормит крошками белого хлеба. Крошки
чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят
творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят
клевать несолёный жир, сало и мясо. Так что можно
разнообразить корм птиц, подкармливая их в
кормушках.
Педагог.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё
можно положить.
Чем же можно подкармливать птиц?
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё
осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят
синички. Только сало не должно быть солёным.
Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, -
лучший корм для снегирей, синиц, поползней и
воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше
слегка подавить.
А что нельзя класть в кормушку?
Педагог. Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (Дети отвечают)
Педагог. Объясните смысл выражения, записанного на доске: «Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом»
Педагог. Объясните смысл выражения: «Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай». (Дети отвечают)
4. Подведение итогов
5. Окончание занятия
Вопросы по теме урока. Обмен впечатлениями: мнения учащихся об индивидуальных вкладах каждого в общее дело. Прослушивание голосов зимующих птиц. (Приложение 1)
Педагог. Что нового узнали? Если бы мы не подкармливали птиц, птицам как бы жилось?
Педагог вручает обучающимся свидетельство и медаль «Знаток жизни зимующих птиц». Кроме этого необходимо вручить памятку участнику занятия. (Приложение 2, Приложение 3
, Приложение 4)Методические советы на период ближайшего последействия:
Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с
жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и
умениями составляет для ребенка специальную
задачу. На одном занятии она не решается. Для
закрепления полученного результата нужно время
для самостоятельного изучения, наблюдения за
птицами. Все наблюдения затем оформляются в
творческую работу.
Основным критерием и показателем
результативности становится заинтересованность
обучающихся данной темой.
Список литературы:
- Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
- Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
- Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
- Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.
Комментарии:
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
28 03 2024 16:29:25
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
27 03 2024 15:25:45
Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....
26 03 2024 3:22:41
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
25 03 2024 2:18:51
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
24 03 2024 14:25:43
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
23 03 2024 23:35:39
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
22 03 2024 7:22:51
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
21 03 2024 12:48:23
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
20 03 2024 6:29:18
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
19 03 2024 8:18:18
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
18 03 2024 20:20:13
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
17 03 2024 3:48:56
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
16 03 2024 9:49:20
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
15 03 2024 13:34:46
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
14 03 2024 2:15:56
Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...
13 03 2024 6:13:35
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
12 03 2024 18:11:54
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
11 03 2024 18:19:23
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
10 03 2024 17:37:10
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
09 03 2024 18:30:42
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
08 03 2024 3:38:19
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
07 03 2024 10:30:51
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
06 03 2024 12:33:51
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
05 03 2024 2:11:34
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
04 03 2024 23:32:12
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
03 03 2024 14:57:16
Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...
02 03 2024 0:14:32
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
01 03 2024 1:52:34
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...
29 02 2024 11:14:27
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
28 02 2024 14:57:58
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
27 02 2024 1:50:31
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
26 02 2024 7:45:37
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
25 02 2024 6:41:50
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
24 02 2024 8:33:54
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...
23 02 2024 22:44:53
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
22 02 2024 7:19:17
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...
21 02 2024 3:42:52
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
20 02 2024 8:50:20
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
19 02 2024 2:41:27
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...
18 02 2024 0:48:40
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
17 02 2024 3:13:58
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
16 02 2024 4:59:12
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
15 02 2024 20:23:43
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
14 02 2024 10:30:40
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
13 02 2024 21:23:48
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
12 02 2024 20:55:55
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
11 02 2024 19:42:47
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
10 02 2024 4:37:46
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...
09 02 2024 6:37:34
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...
08 02 2024 21:51:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::