Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Юные орнитологи». Мы разработали занятие по орнитологии, считая, что педагогу будет удобнее подбирать материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний.

С другой стороны, развитие ребенка на этих занятиях происходит по-разному. Все зависит от того, что понимается под развитием.

Если иметь в виду, что развитие – это наращивание знаний, умений, навыков, расширение памяти, внимания, воображения – такое развитие обеспечивается именно традиционными занятиями. Оно может идти медленно или быстро.

Если же под развитием понимается выращивание собственных смыслов, ценностей приобретаемых знаний и умений, то речь должна вестись о личностно ориентированном образовании. Оно помогает ребенку стать всесторонне  развитой  личностью, поддерживая все хорошее, что заложено  в него от природы. Здесь педагог пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии. Он выступает не только как главное действующее лицо на занятии, но еще и как понимающий, сопереживающий помощник.

Представленное занятие достаточно традиционно по структуре. Но содержание, средства его представления совершенно необычны. Именно благодаря необычности содержания, занятие придает необходимое ускорение развитию личности. Занятие имеет развивающее значение, так как в процессе изучения птиц обучающиеся узнают что-то новое, необычное, решают разнообразные творческие задания, а также умения видеть, прогнозировать, аргументировать ответы. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет педагог.

Цель занятия: дать представление о жизни птиц в зимний период.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с многообразием зимующих птиц;
  • на примере литературных произведений и материалов научно-популярных статей рассказать ученикам, как живут птицы зимой;
  • воспитывать умение наблюдать, делать выводы, любить птиц, бережно к ним относиться;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края.

Используемые методы:

  • словесный: рассказы педагога  и  высказывания обучающихся;
  • наглядный: демонстрация таблиц на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентации, прослушивание записей голосов зимующих птиц;
  • пpaктический: выполнение тренировочных упражнений.

Возраст обучающихся: 9-11 лет, первый год обучения.

Оборудование и  оформление:

  • фотовыставка «Зимующие птицы»;
  • творческие работы обучающихся по данной теме;
  • методические материалы в виде папок-накопителей;
  • выставка книг по данной теме.

Методические советы на подготовительный период:

  • Важнейший этап работы – сбор материала о зимующих птицах. Используя собранный материал – книги, фотографии, рисунки, творческие работы – педагог выстраивает занятие.
  • Предварительный отбор выступлений, имеющих отношение к занятию, фотографии птиц. Совместно с детьми эти материалы оформляются в выставку. Дети, в свою очередь, делятся своими впечатлениями, говорят о том, что их заинтересовало.
  • Изготовление методических материалов. Их готовит педагог. Наглядные пособия облегчают труд педагога и способствуют накоплению зрительных образов обучающихся.
  • В ходе занятия работа проводится группами и индивидуально, что позволяет ребенку, независимо от знаний и способностей, считать себя автором созданного, отгаданного  или сказанного. Дети учатся видеть и понимать общие черты и различия птиц: оперение, голос, повадки, способы питания.  Все это  позволяет объединить их в образ зимующей птицы, что дает возможность ребенку почувствовать себя знатоком или же эрудитом на данном занятии.
  • Необходимо изготовить медали «Знаток жизни зимующих птиц», распечатать свидетельства и подготовить памятки участникам занятия.

План занятия:

  1. Организационное начало занятия.
  2. Постановка цели и задач занятия.
  3. Устный журнал

    а) первая страничка журнала «Знаете ли вы?»
    б) вторая страничка журнала «Снегири»
    в) третья страничка журнала «Синицы»
    г) четвертая страничка журнала «Воробьи»
    д) пятая страничка журнала «Клесты»
    е) шестая страничка журнала «Дятлы»
    ж) седьмая страничка журнала «Знаете ли вы?»

  4. Подведение итогов.
  5. Окончание занятия.

Содержание занятия:

1. Организационное начало занятия.

Взаимное приветствие. Настрой на занятие. Проверка готовности обучающихся.

2. Постановка цели и задач занятия.

Педагог:  

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Дети: Зима. (Презентация)

На доску вывешивается картина с зимним пейзажем/

– Давайте немного поговорим об этом времени года: будем сравнивать зимнюю погоду с осенней.
– Как изменилась неживая природа с наступлением зимы? (Стало холодно; дуют ветры; осадки – снег, град, снежная крупа; дни стали короче; реже светит солнце; вода замёрзла.)
– Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят гoлые, без листьев; на кустах осенью было много плодов; трава пожухла и покрыта снегом – снег защищает её от морозов; зелёными остались только хвойные растения.)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
– А какой месяц сейчас на календаре? (Февраль)
– Как в старину называли февраль? (“Бокогрей”, “межень”, “снежень”, “крутень”, “вьюговей”, “лютень”)
– Есть ли сейчас на кустарниках и деревьях плоды? (Есть, но очень мало.)
– Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?

Педагог:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали?  Это...

Дети: Птица.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о жизни птиц в зимний период. Наше занятие будет организовано в форме устного журнала «Жизнь птиц зимой». Для проведения устного журнала  подобраны интересные материалы, в которых описывается жизнь птиц зимой. Легко или трудно приходится пернатым в зимний период? Как они добывают себе пищу? На эти и многие другие вопросы мы сможем ответить в ходе нашего занятия.

3. Устный журнал

а) Первая страница устного журнала «Знаете ли вы?»

Педагог: Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё-таки их очень  много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные…
Итак, сегодня мы поговорим о жизни птиц в зимний период.
Бушует непогода. Трудно птицам в лесу. То ветер завоет, то сучья ломает, они падают с шумом, а то и целые вершины обломит. В стынущей тишине слышны потрескивание деревьев и негромкие голоса переговаривающихся снегирей. Прыгают птахи с куста на куст: авось что залежалось! А вот и свирели опускаются на крону пушистой берёзы, точно разведчики, ныряют туда - сюда, деятельно изучая заснеженные кустарники. Вот стайка птиц опустилась на калину. Этих калина встретила угощением, подчистили остатки горьковатых подмороженных ягод и, как по комaнде, дружно взлетели, может, ещё где-нибудь повезёт крылатым! В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. А где ещё зимой добыть еду птицам? Ребята, как вы думаете?

Дети отвечают.

Педагог. Кто-то из птиц разыскивает в складках коры жуков и пауков, спрятавшихся туда на зиму. Другие птицы раскапывают в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто-то ищет в кустах и деревьях. Где почкой, где оставшимися семенами голод утолят. Так целый день в поисках пищи летают крылатые наши соседи.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…

Дети: Снегири.

б) Вторая страница устного журнала «Снегири»

Педагог. Снегири – птицы, про которых принято говорить, что это наши зимние гости. Появляются они у нас осенью и первое время мало заметны, но когда обнажаются деревья, и на землю ложится снег, их яркое оперение бросается в глаза. Особенно красивы самцы: у них на голове шапочка, крылья и хвост чёрные, спина серая, а низ тела красный. Очень хороши они на снежном фоне. У самок красный цвет заменён буровато-серым. Появляются снегири небольшими стайками и негромко перекликаются тихими отрывистыми голосами. 
Снегирь питается  почками, семенами деревьев, ягодами рябины.
Представьте себе, что несколько птиц появляется на одном дереве и не спеша кормятся ягодами рябины. А под деревом скапливаются очень хаpaктерные следы, по которым можно безошибочно установить, что здесь были снегири: на земле лежат раскусанные пополам, как бы изжеванные ягоды.  Дело в том, что снегири поедают только семячко, разгрызая его толстым клювом, а мякоть выбрасывают тут же на месте.
Закусив рябинкой, чистит клюв, а семена, которые прилипли к клюву, падают на землю. Прорастёт рябинка весной и отблагодарит снегиря плодами. 
Если осенью снегири появляются у нас в заметном количестве, то летом они встречаются неизмеримо реже. Обычно гнёзда располагаются на небольшой пушистой ёлочке. Насиживает яйца самка. В гнезде – 4-6 гoлyбых яиц с красно – бурыми пятнышками. Птенцов кормят семенами и небольшим количеством насекомых обе птицы. К числу редких особенностей этого вида следует отнести то, что у снегирей поют и самец, и самка, в то время как у большинства певчих птиц поёт только самец.
Снегири очень доверчивые и общительные птицы, а кроме этого ещё и на помощь друг другу приходят: попадётся снегирь в ловушку – остальные птахи обязательно придут на помощь! 
Ребята, видели ли вы снегиря? Расскажите о своих наблюдениях. (Дети отвечают)

Педагог:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Дети: Синица.

в) Третья страница «Синички»

Педагог. Ребята, а знаете ли вы, почему синицы получили такое название? (Дети отвечают)

Педагог. Синицы. Назвали их так за песенку: «сии-сии» или «ции-ции».
С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склёвывая мушек и притаившихся жучков.
Синицы – красивые птички размером с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-гoлyбые.
Ранней весной синица начинает вить гнезда. Ещё холодно, поэтому она делает гнездо из пуха, перьев и шерсти животных. В таком гнезде синичка сидит как на перине. Гнёзда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или синицы сами делают гнездо в старом трухлявом пне.
Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Пока синица сидит на яйцах, будущий отец заботливо ухаживает за ней: каждый час приносит еду. К концу лета в одной синичьей стайке – семейке будет 20-25 птичек. Такими небольшими стайками они и будут летать по лесу.
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать всё, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись друг к другу, чтобы было теплее.

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».

– Послушайте небольшой рассказ о синичке, который называется «Завтpaк». (Чтение рассказа)

С вечера шёл мокрый дождь. Крупные хлопья залепили повешенную за окном стеклянную банку, закрытую фанерной крышечкой с отверстием. В банке были тыквенные семечки – это столовая синичек.
К утру снег закрыл всю банку – и сверху, и со стороны входа – целым сугробчиком, из которого торчала только палочка, на которую обычно садились синицы.
Когда появилась первая гостья, вид её прямо-таки выражал недоумение: «А где же завтpaкать?».
Но удивление быстро сменилось решимостью: тенькнув несколько раз, синичка принялась расчищать снег. Делала она это бойко и задорно, снег летел направо и налево под ударами её клювика.
И вот вход в столовую открыт. Тюнькнув синичка юркнула в банку, выбрала семечко и улетела.
А у кормушки уже другая синичка.

(По Г. Карпене)

– Чему удивилась синичка? Как она добыла себе корм? (Дети отвечают)
А вы наблюдаете за синичками зимой? Расскажите о своих наблюдениях. (Дети отвечают)

Педагог:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует. (Воробей)

г) Четвёртая страница журнала «Воробьи»

Педагог. В шумных городах и тихих деревнях можно встретить маленькую птичку – воробья. Но если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение у него скромное, серенькое.

Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щёчках у него чёрные пятнышки, шейка белая, а на голове коричневая шапочка. Полевой воробей не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.

Воробьи – очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истрeбляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора  бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.

Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Педагог. Ребята, как подружиться с воробьями?  Расскажите. (Дети отвечают)

Педагог. Засуетились, запорхали под крышу, к своим гнёздам воробьи, то соломинку несут, то пёрышко поднимут, то еще какой утепляющий строительный материал под стрёху несут быстрые воробышки – жди холодов. За трое суток пернатое воробьиное «бюро погоды» начинает утеплять своё жилище!

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.
Тем ещё известна птица,
Что морозов не боится:
Может в холод самый злой
Деток вывести зимой (Клесты)

Педагог.

Это клёст багряно-бурый,
Отродясь он не был хмурым
Целый день трещать готов:
– Не боюсь я холодов.

Д.Белоус

д) Пятая страница журнала «Клесты»

Педагог. Ребята, а известно ли вам кого называют северными попугайчиками? (Дети отвечают)

Педагог. Такое название клесты получили за то, что они, подобно попугаям, искусно и ловко лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапами и своими кривыми клювами.
Зимой в лесу можно часто наблюдать интересное явление – гнездование клестов. Ростом со скворца, старые петушки розовые, а самочки серовато-оливковые. Делятся они на клестовиков-еловиков и –  в северных районах – клестовиков-сосновиков. Понятно, почему? (Дети отвечают)

Педагог. Клюв у клеста имеет особую форму:  нижняя и верхние части изогнуты в разные стороны. Как вы думаете, для чего природа поработала над формой такого клюва?

Педагог. Конечно, такая форма клюва позволяет клесту ловко шелушить шишки, вытаскивая из-под чешуек вкусные семена.
Тёмно-красные птицы с тёмными крыльями и хвостами спокойно перелетают с ёлки на ёлку. Не торопясь, лущат они шишки, слышны лишь их тихие звуки: «Клё-клё». Это клесты.
Клесты не устраивают весной гнёзд как все птицы. Они выводят своих птенцов тогда, когда много пищи. А пища клестов – еловые и сосновые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы у этих птиц могут появиться и осенью, и зимой. Даже представить себе трудно: на дворе мороз почти сорок градусов, а в гнезде – голенькие птенцы. Но гнездо у клестов теплое, и мать не слетает с него, всё время греет птенцов. А отец – клёст кормит малышей и мать отрыжкой хвойных семян. Как только подрастают птенцы, мать тоже слетает с гнезда и подкармливает птенцов. Птенцы клестов легко переносят холод.

Педагог.

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном

е) Шестая страница журнала «Дятлы»

Педагог. Зимой в лесу тихо, но где-то вдали раздаётся короткий, отрывистый стук. Кто это? (Дети отвечают)

Педагог. В наших лесах чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Все дятлы гнездятся в дуплах деревьев.
Если вы услышали в лесу отрывистый стук, знайте – это работает в своей «кузнице» большой пёстрый дятел. Найдёт дятел в лесу дерево с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком из – под чешуек семена. Расклюёт одну шишку – летит за другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.
Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. Дятла называют лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые – вредители – и лес будет жить.
С утра до позднего вечера работает дятел: упёршись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом, а потом длинным крепким с зазубринами языком достаёт жучков и гусениц из выдолбленного отверстия.  

– Что ты, дятел
Так стучишь?
Целый час в дупле осины,
Как привязанный,
Торчишь!

– Я недаром тут стучу:
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу
И осину полечу.

ж) Седьмая страничка «Знаете ли вы?»

Педагог. Последняя страница нашего устного журнала носит такое же название, как и первая – «Знаете ли вы?».
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Что не относится к воробьям. Эти воришки с удовольствием «лопают» жареные семечки. Птиц можно также кормит крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёный жир, сало и мясо. Так что можно разнообразить корм птиц, подкармливая их в кормушках.

Педагог.

Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Чем же можно подкармливать птиц?
Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи и чечётки.
Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
А что нельзя класть в кормушку?

Педагог. Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (Дети отвечают)

Педагог. Объясните смысл выражения, записанного на доске: «Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом»

Педагог. Объясните смысл выражения: «Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай». (Дети отвечают)

4. Подведение итогов

5. Окончание занятия

Вопросы по теме урока. Обмен впечатлениями: мнения учащихся об индивидуальных вкладах каждого в общее дело. Прослушивание голосов зимующих птиц. (Приложение 1)

Педагог. Что нового узнали? Если бы мы не подкармливали птиц, птицам как бы жилось?

Педагог вручает обучающимся свидетельство и медаль «Знаток жизни зимующих птиц». Кроме этого необходимо вручить памятку участнику занятия. (Приложение 2Приложение 3, Приложение 4)

Методические советы на период ближайшего последействия:

Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. На одном занятии она не решается. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Все наблюдения затем  оформляются в творческую работу.
Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой.

Список литературы:

  1. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.
  2. Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
  3. Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  5. Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
  6. Загадки от А до Я.Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.



Комментарии:

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

09 10 2025 21:45:43

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань: строение, функции и свойства Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

08 10 2025 21:59:26

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

07 10 2025 8:46:18

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

06 10 2025 21:33:41

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

05 10 2025 1:43:48

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

04 10 2025 9:25:37

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"


    Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

      Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

03 10 2025 20:56:33

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

      Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

02 10 2025 18:44:55

Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"


    Технологическая карта открытого урока "Питание и здоровье (пищевые добавки)"

      Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....

01 10 2025 9:51:34

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

30 09 2025 8:11:20

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

29 09 2025 8:36:48

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

28 09 2025 23:50:13

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

27 09 2025 22:38:41

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

26 09 2025 19:23:19

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

25 09 2025 18:18:22

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

24 09 2025 23:23:26

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

23 09 2025 1:21:45

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

22 09 2025 15:15:35

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

21 09 2025 11:31:33

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

20 09 2025 3:18:28

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

19 09 2025 0:57:54

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

18 09 2025 2:14:35

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

17 09 2025 7:29:43

Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"


    Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"

      Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

16 09 2025 7:34:11

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

15 09 2025 18:22:26

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

14 09 2025 17:10:55

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

13 09 2025 13:15:55

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

12 09 2025 0:52:53

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

11 09 2025 8:24:34

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

10 09 2025 22:25:49

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

09 09 2025 3:17:15

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

08 09 2025 3:31:31

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

07 09 2025 2:34:36

Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"


    Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"

      На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...

06 09 2025 5:25:36

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

05 09 2025 17:39:32

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"


    Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

      Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

04 09 2025 15:37:49

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

03 09 2025 7:36:23

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"


    Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

      Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

02 09 2025 22:56:17

Мастерская "Биосинтез белка"


    Мастерская "Биосинтез белка"

      Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

01 09 2025 9:22:38

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

31 08 2025 16:16:48

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

30 08 2025 7:27:38

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

29 08 2025 12:32:54

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

28 08 2025 1:13:21

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

      Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

27 08 2025 13:44:19

Цветок


    Цветок

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

26 08 2025 23:48:46

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

25 08 2025 8:11:13

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

24 08 2025 0:44:50

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

23 08 2025 5:49:48

Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс


    Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

      Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....

22 08 2025 23:18:36

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

21 08 2025 17:51:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::