Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

Место урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Основы генетики”, придать им необходимую логическую стройность, проверить качество усвоения их школьниками.
  • сформулировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.

Развивающие:

  • продолжить развитие у обучающихся умения хаpaктеризовать сущность различных генетических законов и закономерностей. Учить подтверждать конкретными примерами, решать ряд генетических задач, объяснять причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.

Воспитательные:

  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по основам генетики).

Форма урока: урок-КВН.

Оборудование:

Таблица “Законы и закономерности генетики”, разноуровневые карточки-задания для комaнд, тесты двух вариантов, конверты с заданиями, жетоны, “Журнал подведения итогов работы комaнд”, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент: (приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, быстрое включение учащихся в деловой ритм игры).

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: сегодня мы будем проводить необыкновенный урок – урок-КВН по теме: “Основы генетики”. Будем хаpaктеризовать сущность различных генетических законов и закономерностей, решать генетические задачи, объяснять причины результатов полученных учеными при скрещивании организмов. Ответы оцениваются баллами. Комaнда победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков. Подсчет баллов осуществляют члeны жюри (результаты баллов по этапам заносятся в “Журнал итогов работы комaнд”).

В соревнованиях будут принимать участие две комaнды (класс делится на две равные комaнды). Каждой комaнде предоставляется право выбрать капитана комaнды.

Ученик: представляет капитана комaнды (участники комaнд представляют своих капитанов).

III. Проверка знаний, закрепление пройденного материала.

Учитель: право первому выбрать название комaнды и задание предоставляется капитану, который первым ответит на задание.

Задание капитанам на карточке: место расположения генов. __ __ О __ О __ О __ __

Ученик: (ответ) хромосома.

Учитель: предоставляет таблички с названием комaнд: “Наследственность”, “Изменчивость”.

1 этап конкурса. Домашнее задание.

Каждой комaнде задается по одному вопросу, которые были предложены для домашнего задания учащимся.

1 вопрос: предположим, что в природе существует только наследственность, а изменчивость отсутствует. К каким бы последствиям это привело и почему?

2 вопрос: предположим, что в природе существует только изменчивость, а наследственность отсутствует. К каким бы последствиям это привело и почему?

2 этап конкурса.

Учитель: понимание проблем современной генетики невозможно без знания терминологии

этой науки. Сейчас вы будете работать с таблицей “Основные термины и понятия”. За каждый правильный ответ получаете 1 балл (жетон), который засчитывается комaнде.

Таблица №1 “Основные термины и понятия”

№ п/п Термины и понятия № п/п Термины и понятия
1. Ген 7. Дигибридное скрещивание
2. Генотип 8. Закон Т. Моргана
3. Гетерозиготный 9. Кроссинговер
4. Гомозиготный 10. Моногибридное скрещивание
5. Группы сцепления 11. Наследственность
6 Законы Менделя 12. Изменчивость

Ученики: работают с таблицей “Основные термины и понятия”

Учитель: для чего нам необходимо знать эти термины и понятия?

Ученик: (примерный ответ).

- Понимание проблем генетики невозможно без знания терминов и терминологии, умения говорить на одном языке - языке науки.

Члeны жюри: подводят результат работы комaнд. Результат заносится в журнал.

3 этап конкурса

Учитель: какой из законов Г. Менделя мы будем применять, выполняя следующее задание?

Капитаны комaнд выбирают конверт с заданием.

Задания капитанам №1

Капитаны решают задачу (часть 1) самостоятельно.

1. Задача (часть 1)

Коротконосый муравьед является гомозиготным по доминантной аллели доминантного гена, а длинноносый муравьед - гомозиготным по рецессивной аллели. Каковы будут генотипы родителей? Каково будет потомство (F1) в первом поколении?

Часть 2 (Продолжить решение задачи)

Каково будет потомство (F2) во втором поколении от скрещивания данных гибридов первого поколения? Запишите:

- расщепление по фенотипу:

- расщепление по генотипу:

2. Задача (часть 1)

Черная морская свинка является гомозиготной по данной аллели данного гена, а коричневая морская свинка – гомозиготной по рецессивной аллели. Каковы будут генотипы родителей? Каково будет потомство (F1) в первом поколении?

Часть 2 (Продолжить решение задачи)

Каково будет потомство (F2) во втором поколении от скрещивания данных гибридов первого поколения? Запишите:

- расщепление по фенотипу:

- расщепление по генотипу:

Капитаны решают задачу (часть 1) самостоятельно. Одновременно комaнды выполняют задания

Задания комaндам

Задание №1

1.Структура одного белка определяется:

1. группой генов 3. одним геном
2. одной молекулой ДНК 4. совокупностью генов организма

(1 балл.)

2. Некоторая последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК может считаться геном, если:

1. в ней закодирована информация об одной аминокислоте.

2. в ней закодирована информация об и- РНК.

3. в ней закодирована информация об одном белке.

4. в ней закодирована информация о нескольких белках.

(2 балла.)

3. Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.

Условие Следствие
Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать – блондинка Следовательно, доминирует

ген ____________________, а

рецессивен ген _______________.

(1 балл.)

Дано: В F-1 от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получили только коротконосых особей. Следовательно, доминирует

ген ____________________, а

рецессивен ген _______________.

(1 балл.)

Дано: Черно-бурые лисы были чистокровными. Следовательно, лисы были

____________________ по признаку

________________________ , и все

гаметы содержали_____________ гены.

(2 балла.)

Учитель: каким законом Г. Менделя вы руководствовались, выполняя задания?

Ученик: (примерный ответ).

- Применяли первый закон Г. Менделя (единообразия).

Учитель: сформулируйте первый закон Г. Менделя.

Члeны жюри: подводят результат работы комaнд. Результат заносится в журнал.

4 этап конкурса

Учитель: какой из законов Г. Менделя мы будем применять, выполняя следующее задание?

Задания капитанам №2 (Капитаны решают 2 часть задачи).

Задания комaндам

Задание №2

1. Заполните пропуски в тексте:

Г. Мендель, скрещивал растения, отличающиеся по

_________________ ________________ установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - ___________. Если в потомстве проявляется признак одного из родителей, то такой признак называется ________________.

Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении называется __________________.

(4 балла.)

2.

Условие Следствие
Дано: всё потомство доброй собаки Греты было добрым в нескольких поколениях. Следовательно: доминирует

ген _________________, а рецессивен

ген _________________, а Грета

была ________________ по данному признаку.

(3 балла.)

Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном. Следовательно, белые кролики

___________________ по этому признаку.

(2 балла.)

Учитель: каким законом Г. Менделя руководствовались капитаны, выполняя решение задачи?

Ученик: (примерный ответ).

- Применяли второй закон Г. Менделя (расщепления).

Учитель: сформулируйте второй закон Г. Менделя.

Члeны жюри: подводят результат работы комaнд. Результат заносится в журнал.

5 этап конкурса

Учитель: Как называется 3 закон Г. Менделя?

Ученик: (примерный ответ).

- Дигибридное и полигибридное скрещивание. 3 закон Г. Менделя – закон независимого комбинирования.

Задания комaндам

Задание №3 (в форме устных и письменных вопросов и ответов).

Учитель: раздает карточки с заданием комaндам.

1. Какое расщепление наблюдается при дигибридном скрещивании? Ответ: (9:3:3:1)

2. Сколько и какие горошины образуются по фенотипу при слиянии гамет ААВВ х аавв (желтых гладких горошин с зелеными морщинистыми горошинами)? Почему наблюдается такое соотношение горошин? Ответы:

  • желтые гладкие- (9, оба признака доминантных)
  • желтые морщинистые- (3, один признак доминантный, другой рецессивный)
  • зеленые гладкие- (3, один признак доминантный, другой рецессивный)
  • зеленые морщинистые- (1, оба признака рецессивных).

Учитель: задает устные вопросы учащимся.

Какое скрещивание называют дигибридным?

Какое скрещивание называют полигибридным?

Назовите объект, изучая который Т. Морган и его ученики открыли явление сцепленного наследования и кроссинговера, разработали хромосомную теорию наследственности.

Члeны жюри: подводят результат работы комaнд. Результат заносится в журнал.

6 этап конкурса “Обобщающий”.

Учитель: сейчас мы обратимся к таблице “Законы и закономерности генетики”.

Законы и закономерности генетики

Автор открытия Название Сущность
Г. Мендель,

1865г.

Правило единообразия

гибридов первого

поколения (первый закон).

Закон расщепления признаков (второй закон).

Закон независимого наследования признаков (третий закон).

При моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки.

При самоопылении гибридов первого поколения в потомстве у гороха происходит расщепление по фенотипу в соотношении 3: 1, с образованием двух фенотипических групп (доминантной и рецессивной).

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара генов, находящихся в разных парах хромосом, наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания. Образуются четыре фенотипические группы в соотношении 9 : 3 : 3 : 1.

Г. Мендель, 1865г. Гипотеза чистоты гамет. Находящиеся в каждом организме пары альтернативных “факторов” не смешиваются при образовании гамет и по одному от каждой пары переходят в них в чистом виде.
Т. Морган, 1911г. Закон сцепленного наследования. Сцепленные гены, локализированные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого распределения.
Н.И. Вавилов, 1920г. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Генетически близкие виды и роды хаpaктеризуются сходными рядами наследственной изменчивости.

Учитель: еще раз обратите внимание на законы Г. Менделя и закон Т. Моргана (учащиеся обращаются к таблице).

Проблемный вопрос:

1. Как вы считаете: опровергают ли результаты опыта Т. Моргана третий закон Г. Менделя?

Ученик: (примерный ответ)

- Возникает вопрос: как будет происходить распределение разных неаллельных генов в ряду поколений, если они лежат в одной и той же паре хромосом? Мы знаем, что число генов во много раз превосходит число хромосом. Очевидно, к генам находящимся в одной хромосоме, закон независимого распределения не применим. Он ограничен лишь теми случаями, когда гены разных аллелей находятся в различных хромосомах. Закономерность наследования при нахождении генов в одной хромосоме была тщательно изучена Т. Морганом. Объектом изучения служила мушка дрозофила. Опыты показали, что гены, локализованные в одной хромосоме, оказываются сцепленными, т.е. наследуются преимущественно вместе, не образуя независимого распределения.

2. Сколько всего хромосом может быть у одного организма?

Ученик: (примерный ответ) у разных организмов может быть разное количество хромосом.

У человека – 46, у амебы – 50, морских рачков – 208.

3. Существует ли зависимость между числом хромосом и сложностью организма?

Ученик: (примерный ответ) зависимости не существует, т.к. число признаков превышает число хромосом. Каждая хромосома содержит множество генов.

Члeны жюри: подводят общий результат работы комaнд. Результат заносится в журнал. Объявляются победители игры.

IV. Подведение итогов урока:

Учитель: дорогие ребята, наш урок КВН подошел к концу. Еще раз обратите внимание на таблицу “Законы и закономерности генетики” и скажите, о каком законе мы еще не говорили?

-Пpaктическое воплощение законов наследственности и изменчивости нашло отражение в селекции животных, растений и микроорганизмов. На следующем уроке вы познакомитесь с методами селекционной пpaктики и результатами работы ученых.

V. Информация о домашнем задании: прочитать дополнительный материал о жизни и работах ученого селекционера Н.И. Вавилова.

Дополнительный материал:

1. Назовите пару альтернативных признаков, которым присущ промежуточный хаpaктер наследования.

  1. желтый и зеленый цвет семян гороха
  2. праворукость и леворукость
  3. красная и белая окраска цветов ночной красавицы
  4. белый и окрашенный цвет шерсти кроликов (ответ: 3)

2. У гороха имеется несколько пар альтернативных признаков. Некоторые из них являются доминантными. Назовите один доминантный признак гороха.

  1. зеленый цвет семян
  2. гладкая поверхность семян
  3. неокрашенный венчик
  4. стебель без усиков (ответ: 2)

3. При скрещивании двух растений томатов друг с другом в потомстве оказалось 75% растений с красным цветом плодов. Доминантным или рецессивным признаком является желтая окраска плодов?

  1. доминантным
  2. рецессивным (ответ: 2)

4. Объясните причину появления белого тигра среди особей обычной окраски. Каким образом будет действовать естественный отбор в отношении этого животного при относительно стабильных условиях среды? Почему вы так думаете? Дайте обоснованный ответ.



Комментарии:

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

      Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

26 04 2024 7:28:44

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

25 04 2024 14:26:34

Интегрированный урок "Газообмен в легких"


    Интегрированный урок "Газообмен в легких"

      В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....

24 04 2024 22:14:27

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

23 04 2024 23:35:14

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

22 04 2024 19:28:36

Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология


    Урок "Сцепленное наследование. Генетика пола". 9-й класс, биология

      В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ. ...

21 04 2024 8:46:59

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

20 04 2024 18:18:13

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

19 04 2024 0:58:15

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

18 04 2024 10:42:24

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

17 04 2024 6:26:24

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"


    Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

      Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

16 04 2024 23:54:25

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

15 04 2024 10:18:32

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

14 04 2024 5:51:59

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

13 04 2024 16:17:10

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

12 04 2024 7:43:55

Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс


    Элективный курс по биологии "Технические культуры". 6-й класс

      Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....

11 04 2024 5:10:13

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

10 04 2024 6:15:53

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

09 04 2024 9:51:13

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

08 04 2024 2:10:37

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

07 04 2024 8:56:19

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

06 04 2024 17:59:35

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

05 04 2024 21:43:20

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

04 04 2024 3:22:42

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

03 04 2024 16:21:25

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

02 04 2024 0:32:43

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

01 04 2024 23:26:39

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

31 03 2024 0:14:30

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

30 03 2024 9:13:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

29 03 2024 20:39:47

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

28 03 2024 0:45:47

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

27 03 2024 2:35:22

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

26 03 2024 15:28:30

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

25 03 2024 17:46:33

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

24 03 2024 11:25:11

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

23 03 2024 19:28:28

Дыхательные движения. Регуляция дыхания


    Дыхательные движения. Регуляция дыхания

      Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

22 03 2024 9:40:31

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

21 03 2024 21:29:45

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

      Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

20 03 2024 1:20:43

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

19 03 2024 8:34:28

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

18 03 2024 1:19:54

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

17 03 2024 19:32:51

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

16 03 2024 11:58:47

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии


    Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

      На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

15 03 2024 7:27:32

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"


    Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

      Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

14 03 2024 19:50:12

Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов


    Олимпиада по биологии для учащихся 7–8-х классов

      Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....

13 03 2024 7:42:43

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции

Клеточный центр: открытие в науке, значение, строение и функции Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....

12 03 2024 15:13:43

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

11 03 2024 6:43:16

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

10 03 2024 0:31:54

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки) Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

09 03 2024 4:34:48

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

08 03 2024 8:30:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::