Модульная технология обучения биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации. Генетический код. Tрaнcкрипция».

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

УЭ - 0

Цель урока: В результате работы над модулем вы будете знать сущность генетического кода, принцип процесса трaнcкрипции и особенности строения т-РНК; уметь пользоваться таблицей генетического кода, схематически изображать процесс трaнcкрипции; продолжите развивать кратковременную память и навыки самостоятельной работы.

Внимательно прочтите цель урока.

УЭ – 1

Цель: через повторение учебного материала о видах обмена веществ, об особенностях обменов веществ растительной клетки подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы.

1) Дайте определение терминам: метаболизм, анаболизм. Катаболизм.
2) Охаpaктеризуйте особенности процессов, протекающих в световую и темновую фазы фотосинтеза.

Выполните проверочную работу по уровням А,В и С.
Уровень А и В.
Запишите ответы, которые хаpaктеризуют А) темновую фазу, Б) световую фазу фотосинтеза

  1. Происходит в темноте и на свету.
  2. Из углекислого газа и водорода синтезируются углеводы.
  3. Происходит только на свету.
  4. Конечны продукты – АТФ, атомы водорода, молекулы кислорода
  5. Энергия солнечного света превращается в энергию химических связей.
  6. Источник энергии – солнечный свет.
  7. Источник энергии – молекулы АТФ.
  8. Конечные продукты – глюкоза, которая потом превращается в крахмал

Уровень С.

1. В клетках, каких организмов содержатся хлоропласты?
А) животных Б) растений В) грибов

2. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?
А) красные Б) зеленые В) фиолетовые

3. В каком месте хлоропласта содержится хлорофилл?
А) в двойной оболочке хлоропласта Б) в полости В) в тиллакоидах

4. Фотолиз воды – это…

А) накопление воды в листе под действием света
Б) диссоциация воды на ионы под действием света
В) выделение водяных паров из устьиц

5. Процессы, происходящие в световою фазу фотосинтеза:

А) превращение энергии солнечного света в АТФ
Б) накопление крахмала
В) расщепление крахмала

6. Какие процессы порождают поглощенные хлорофиллом кванты света?

А) хлорофилл увеличивается в объеме
Б) хлорофилл превращается в АТФ
В) электроны покидают орбиту хлорофилла

7. В какую фазу фотосинтеза образуется кислород?

А) в световую
Б) в темновую
В) постоянно

8. Кислород выделяется в атмосферу в результате:

А) отщепления кислорода от молекулы углекислого газа
Б) расщепления глюкозы
В) фотолиза воды

9. В темновую стадию образуется:

А) крахмал
Б) свободный кислород
В) АТФ

10. Значение светового спектра для фотосинтеза установил:

А) Пристли
Б) Виноградский С.М.
В) Тимирязев К.А.

 

 

Работай вместе с классом.
Дайте рецензию на ответ товарища.

 

Закодируй ответ в бланке ответов УЭ – 1.

 

 

Проверяет учитель.

УЭ - 2

Цель: выявить значение биосинтеза белка в процессах жизнедеятельности клетки, понять роль ДНК в определении структуры белка.

I. Внимательно прочтите текст:

В каждой клетке синтезируется большое количество веществ. Мы рассмотрим биосинтез белка.
Белки недолговечны. Врем существования ограничено, после чего они разрушаются. Способность клетки синтезировать определенные белки закреплена наследственно: информация о последовательности аминокислот в белковой молекуле закодирована в виде последовательности нуклеотидов в ДНК.
В геноме человека около 50000 генов, которые находятся в 23 хромосомах. Одна хромосома содержит несколько тысяч генов, которые располагаются линейно в определенных участках хромосом – локусах. Гены хранят информацию о последовательности аминокислот в полипептидной цепи и кодируют некоторые виды РНК.

ГЕН – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную последовательность аминокислот в полипептиде или последовательность нуклеотидов в молекулах т-РНК и и-РНК.
В начале 50-х годов Ф.Крик сформулировал центральную догму молекулярной биологии: ДНК - РНК - белок
Информация о белке находится на ДНК, на ней синтезируется и-РНК, которой в свою очередь синтезируется белковая молекула.

II. Закончите предложения

1) Участок молекулы ДНК, кодирующий первичную последовательность аминокислот в полипептиде называется ……….
2) Информация о белке находится в ……..
3) Информация с ДНК списывается на ….
4) Информация с ДНК реализуется образованием …
5) ДНК - ? - белок

Не забудь записать тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите ответы на бланке УЭ –2.
Взаимопроверка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная количество баллов – 5.

УЭ -3

Цель: ознакомиться с кодом ДНК и его свойствами.

I. Прослушай рассказ учителя.

II. Запиши в тетрадь определение и свойства

КОДОН (триплет) – последовательность трех нуклеотидов кодирующих одну аминокислоту.

СВОЙСТВА КОДА.

1. Триплетность – 4 =64.
2. Однозначность: 1 кодон – 1 аминокислота
3. Избыточность (вырожденность): 1 аминокислота – до 6 кодонов
4. Универсальность: одинаков у всех организмов Земли.
5. Неперекрываемость: нуклеотид может быть только в составе одного кодона.
6. 61 кодон кодирующие и 3 бессмысленные, терминирующие (УАА. УАГ, УГА), знаки препинания между генами.
Есть кодон инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого белка.

III. Выполни задание: Какие утверждения являются верными:

1) Кодон состоит из трех нуклеотидов.
2) Каждый кодон определяет только одну какую-либо аминокислоту.
3) Кодоны содержатся и в и-РНК
4)Для каждого вида аминокислоты есть только один кодон.
5) Между кодонами нет пробелов, которые обозначали ли бы конец одного кодона и начало другого.

 

Внимательно слушай учителя.
Работай индивидуально в тетради.

 

 

 

 

Работай индивидуально. Ответы внесите в бланк УЭ-3. Правильный ответ 1 балл. Максимально - 5 баллов.

УЭ-4

Цель: расширить знания о функциях и-РНК и т-РНК. Развивать навык работы с учебником, изучить процесс трaнcкрипции.

I. Внимательно прослушай учителя.

II. ТРАНСКРИПЦИЯ – перевод наследственной информации из последовательности кодонов ДНК в последовательность кодонов
и-РНК.

Напишите последовательность нуклеотидов участка молекулы и-РНК, которая образовалась на участке ДНК с последовательностью

ДНК: АТТ- ЦАЦ-ГАТ- ЦЦТ-ГЦТ-АГГ
и-РНК: ? - ? - ? - ? - ? - ?

III. Прочитай в учебнике статью «Tрaнcпортные РНК» с. 170
Ответь устно на вопросы:
1) Каково прострaнcтвенное строение т-РНК?
2) Почему она получила такое название и сколько видов т-РНК в клетке?
3) Где располагается кодовый триплет (антикодон) т-РНК? К какому участку присоединяется аминокислота?
4) Чему комлементарен кодовый триплет (антикодон) т-РНК?

 

 

Запиши в тетрадь определение и выполни задание.
Самопроверка. Будь объективным при выставлении баллов.
Правильный ответ -2 балла.

Работай вместе с классом.

УЭ-5

Цель: научиться пользоваться таблицей генетического кода, уметь расшифровывать наследственную информацию, находящуюся в ДНК и и-РНК.

I.Работай по таблице «Генетический код» с. 171

Правило: например кодон АГЦ
Первый нуклеотид (А) – один из четырех левого вертикального ряда.
Второй нуклеотид (Г) – один из верхнего горизонтального ряда.
Третий нуклеотид (Ц) – один из правого вертикального ряда
На пересечении строк находится название аминокислоты. Генетический код записан на языке и-РНК (в скобках даны нуклеотиды ДНК)

II.Определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется:
и-РНК следующего состава: УЦЦ-ЦЦГ-АГГ-АЦЦ
ДНК следующего состава: АГГ-ТГГ-ЦТЦ-ЦТГ

III.Определите перечень кодонов ДНК с которой синтезирована следующая последовательность аминокислот
а) лей-про-вал
б) лиз-тир-цис

 

 

Запомни.

 

 

Выполни задание.
За правильно выполненное задание – 2 балла
Максимально за УЭ-5 можно получить 8 баллов

УЭ-6

Цель: обобщить и закрепить изученное.

Выполните тест:

1. Tрaнcкрипция – это…
А) синтез белка Б) синтез р-РНК
В) синтез дочерних ДНК Г) синтез и-РНК

2. и-РНК представляет собой копию:
А) гена, группы генов Б) молекулы ДНК
В) группы генов Г) гена

3. В основе процесса синтеза и-РНК лежит принцип:
А) комплементарности б) ферментативного обеспечения
4. и-РНК в процессе биосинтеза белка выполняет функцию:
А)ускоряет реакцию б) хранит генетическую информацию
В) передает генетическую информацию г) является местом синтеза

5. Генетический код – это последовательность
А) нуклеотидов в р-РНК Б) нуклеотидов в и-РНК
В) аминокислот в белке

6. Кодон соответствует:
А) одному нуклеотиду Б) трем нуклеотидам
В) 4 нуклеотидам Г) двум нуклеотидам

7. Назовите число триплетов ДНК, которые не кодируют ни одной аминокислоты:
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

8. Какая нуклеиновая кислота имеет участок, который называется антикодоном?
А) ДНК Б)и-РНК В) т-РНК Г) р-РНК

9. Назовите свойство генетического кода ДНК, которое повышает надежность хранения и передачи наследственной информации
А) триплетность Б) линейность
В) универсальность Г) избыточность

10 Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который синтезировался на отрезке ДНК из 120 нуклеотидов
А) 20 Б) 30 В) 40 Г) 120

 

Работай самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внесите ответы в бланк
УЭ-6
Взаимопроверка.
За правильный ответ 1 балл Максимальное количество баллов - 10

 

 

УЭ-7

Цель: подведение итогов урока

Прочитайте цель урока
Достигли ли вы цели? В какой степени?
Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке? Почему?

Оцените свою работу на уроке: подсчитай количество баллов и поставьте оценку : «5» - если у вас 30-27 баллов
«4» - если у вас 26- 23 балла
«3» если 22 – 15 баллов
«2» если меньше 15 баллов

  • Если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы можете выполнить творческое задание: составьте открытый тест, состоящий из 10 предложений по данной теме;
  • Если на уроке иногда испытывали затруднения и получили оценку «4», то повторите § 44. а так же выполните задание 5 и 6 на с. 171
  • Если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3». То проработайте материал § 44 еще раз и ответьте устно на вопросы

 

Работай вместе с классом.

 

 

Поставь оценку за работу на уроке и самостоятельно выбери домашнее задание

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации. Генетический код.

Tрaнcкрипция».

Ф.И.О. ученика_____________________________________________
УЭ-1 уровень А уровень С


Световая фаза

 

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Темновая фаза

 

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:_____________баллов Итого:_____________баллов

УЭ-2

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ -слово

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

УЭ-3

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

УЭ-4

И-РНК

 

Итого:_________________баллов

УЭ-5


Нуклеиновая кислота

Ответ – последовательность аминокислот

и-РНК

 

ДНК

 

 

Задание

Ответ – последовательность нуклеотидов

А

 

б

 

Итого:_________________баллов

УЭ-6


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

Количество баллов за урок _______________________ Оценка за урок_________________

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка (продолжение)»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

УЭ - 0

Цель урока: В результате работы над модулем вы будете знать особенности реакций матричного синтеза и процесса трaнcляции; уметь хаpaктеризовать принцип работы рибосомы процессе биосинтеза белка. А также объяснять биологическое значение ферментов и АТФ в данном процессе; продолжите развивать мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной работы ( взаимоконтроль)

Внимательно прочтите цель урока.

УЭ - 1

Цель: через повторение учебного материала о роли кода ДНК, и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы

1. Термины: АНАБОЛИЗМ, ГЕН, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, ТРИПЛЕТ (КОДОН),
ТРАНСКРИПЦИЯ, АНТИКОДОН.
2. Дайте хаpaктеристику коду ДНК.
3. Tрaнcпортные РНК, особенности их строения и функции в клетке.
4. Каким образом осуществляется процесс трaнcкрипции.

Выполните проверочную работу

УРОВЕНЬ А

Какие утверждения верны:

  1. Анаболизм совокупность реакций биосинтеза.
  2. Образование белка в клетке относится к реакциям энергетического обмена.
  3. Ген – это участок молекулы ДНК, несущих информацию о строении белка.
  4. Генетический код расшифрован в 50-х годах 19 века.
  5. Генетический код – универсален.
  6. т-РНК имеют антикодон.
  7. Tрaнcкрипция осуществляется в цитоплазме клетки.
  8. Одну аминокислоту кодирует один триплет.
  9. В настоящее время известно более 20 т-РНК.
  10. Гены в молекуле располагаются линейно, между генами есть знаки препинания.

УРОВЕНЬ С.

Выбери правильный ответ:

1. Что такое трaнcкрипция?
А) удвоение ДНК Б) синтез и-РНК на ДНК
В) синтез полипептидной цепочки Г) образование т-РНК
2. В каких органоидах клетки происходит трaнcкрипция?
А) в ядре Б) в лизосомах В) в рибосомах Г) в ЭПС
3. Что может быть закодировано в ДНК?
А) полипептиды Б) моносахара В) жиры Г) полисахара.
4. Сколько различных аминокислот закодировано на ДНК?
А) 10 Б) 20 В) 61 Г) 64
5. Сколько кодовых триплетов кодируют все многообразие аминокислот белков?
А) 20 Б) 61 В) 64 Г) 26
6. Участок молекулы ДНК содержит 30000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется для трaнcкрипции?
А) 30000 Б) 15000 В) 60000 Г) 10000
7. Какое свойство генетического кода называется триплетностью?
А) одну аминокислоту кодируют три нуклеотида
Б) Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту
В) одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов
8. Назовите количество нуклеотидов, входящих в состав антикодона
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
9. Какое свойство генетического кода называется универсальностью?
А) Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту
Б) У всех организмов Земли одинаков генетический код.
В) Одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов
10. Какое свойство генетического кода называют неперекрываемостью?
А) Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту
Б) Один нуклеотид не может входить в состав двух кодонов
В) У всех организмов Земли одинаков генетический код

 

 

Работай вместе с классом.
Дайте рецензию на ответ товарища.

 

Работайте индивидуально вносите ответы в бланк
УЭ-1
Работу проверит учитель


УЭ-2

Цель: Ознакомиться с особенностями матричного синтеза в клетке.

I.Прочитайте статью «Реакции матричного синтеза» § 45 с. 172

II.Ответьте устно, вставив пропущенные слова.

  1. Матрицей в клетке являются… или…
  2. Новые молекулы синтезируются в точном соответствии с … уже существующих молекул.
  3. Реакции матричного синтеза свойственны только …..
  4. Реакции матричного синтеза отражают свойство всего живого - …..

 

Работайте индивидуально
Работай с классом

УЭ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: ознакомиться с процессом трaнcляции, развивать навыки самостоятельности при заполнении схемы.

I. Прочитайте текст модуля.
В рибосомах осуществляется ТРАНЛЯЦИЯ – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ.
Вид синтезировано белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на и-РНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершению синтеза белка рибосома вновь нанизывается на и-РНК, а белок поступает в ЭПС и доставляется в те части клетки, где он нужен.

II. Ответь устно на вопросы:

  1. Что такое трaнcляция?
  2. как называется структура клетки, состоящая из нескольких рибосом нанизанных на и-РНК?
  3. Какое вещество клетки определяет вид синтезируемого белка?
  4. В чем заключается универсальность рибосом клетки?
  5. Заполни схему:

 

Работайте индивидуально

 

 

 

 

 

Работай вместе с классом

 

 

Работай вместе с товарищем по парте, при необходимости обращайся к учителю

 

УЭ-4

Цель: Изучить механизм работы рибосомы
Используется интеpaктивный курс «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» или «Открытая биология» (физикон)

I.Внимательно прослушай рассказ учителя и просмотрите анимацию

II. Выполните задание.

Определите правильность суждений

  1. и-РНК присоединяется к малой субъединице рибосомы.
  2. Длина функционального центра рибосомы равна длине двух нуклеотидов.
  3. Антикодон т-РНК комплементарен кодону и-РНК.
  4. Между аминокислотами в рибосоме возникают водородные связи.
  5. Соединение аминокислот происходит при участии фермента синтетазы.
  6. Шаг рибосомы равен одному триплету.
  7. Синтез одной молекулы белка достаточно длительный процесс

III.Определите правильную последовательность реакции биосинтеза белка.

А) Соединение и-РНК с рибосомами
Б) Взаимодействие т-РНК с и-РНК
В) Перенос информации с ДНК на и-РНК
Г) Образование пептидной связи между аминокислотами в молекуле белка

IV. Заполни таблицу: используй таблицу «Генетический код» и принцип комплементарности

ДНК

АГТ

?

ТАЦ

?

И-РНК

?

УУУ

?

ЦАГ

Антикодон
Т-РНК

?

?

?

?

аминокислота

?

?

?

?

Развивайте навыки точного запоминания информации

Работайте индивидуально, вносите ответы в бланк
УЭ-4
Взаимопроверка.
Объективно оцените своего партнера. Правильный ответ -1балл. Максимально – 7 баллов

 

Самооценка. Правильная последовательность - 2 балла, при ошибке – 0

Ответы вноси в бланк УЭ-4
Можно один раз обратиться к учителю.

Работай в парах. За правильный ответ – 0,5 баллов. Максимально – 6 баллов

 

УЭ-5

Цель: обобщить и закрепить изученное.

Выполните тест.

УРОВЕНЬ А с 1 -6 задание
УРОВЕНЬ С с 7-12 задание

1. Назовите нуклеиновую кислоту, которая осуществляет хранение и передачу наследственной информации:
А) т-РНК Б) и-РНК В) ДНК Г) р-РНК
2. Что является единицей генетического кода?
А) нуклеотид Б) ген В) триплет нуклеотидов Г) азотистое основание
3. Сколько молекул т-РНК помещается в рибосому?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
4. Назовите химическое соединение, непосредственно участвующее в образовании пептидной связи:
А) фермент б) т-РНК В) ДНК Г) и-РНК
5. Какая из структур белка непосредственно закодирована в молекуле ДНК?
А) первичная Б) вторичная В) третичная Г) четвертичная
6. Укажите реакцию матричного синтеза
А) расщепление АТФ Б) трaнcляция
В) гидролиз РНК Г) синтез гликогена
7. Назовите место в клетке, в котором осуществляется трaнcкрипция?
А) Клеточный центр Б) ядро В) рибосома Г) аппарат Гольджи
8. Как называется комплекс, состоящий из одной молекулы и-РНК и рибосом?
А) нуклеосома Б) лизосома В) полисома Г) полимер
9. Какое из перечисленных соединений образуется во время трaнcкрипции?
А) ДНК Б) АТФ В) белок Г) и-РНК
10. Как называется процесс, посредством которого происходит сборка полипептидной цепи?
А) трaнcкрипция Б) трaнcляция В) редупликация Г) диссимиляция
11. Представим, что белок состоит из 90 аминокислот. Сколько нуклеотидов цепи ДНК кодирует эту информацию?
А)270 Б) 90 В) 120 Г) 30
12. В искусственных условиях удается синтезировать белок, используя компоненты разных организмов. Какой белок будет синтезироваться, если для синтеза взяты рибосомы кролика, а и-РНК – из клеток овцы?
А) только овечий б) только кроличий В) овечий и кроличий

Работайте индивидуально. Вписывайте ответы в бланк УЭ-5

 

 

 

 

 

Взаимопроверка. Будьте объективными при оценивании партнера. Правильный ответ – 1балл.
Максимально -6 баллов

УЭ - 6

Цель: подведение итогов урока

Прочитайте цель урока
Достигли ли вы цели? В какой степени?
Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке: подсчитай количество баллов и поставьте оценку : «5» - если у вас 21 - 19 баллов
«4» - если у вас 18- 15 балла
«3» если 14 – 10 баллов
«2» если меньше 10 баллов

  • Если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы можете выполнить творческое задание: составьте кроссворд, состоящий из 10 терминов по теме «Биосинтез»;
  • Если на уроке иногда испытывали затруднения и получили оценку «4» и «5», то повторите § 45. а так же выучите все термины темы;
  • Если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3». То проработайте материал § 45 еще раз и ответьте устно на вопросы

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Ф.И.О. ____________________________________

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка (продолжение)»

УЭ-1 уровень А


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого:___________баллов

уровень В


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого:___________баллов

УЭ-4


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

 

 

Итого:________________баллов

Правильная последовательность_____________________ итого: ______________баллов

ДНК

АГТ

ТАЦ

И-РНК

УУУ

ЦАГ

Антикодон т-РНК

аминокислота

Итого:_______________баллов

УЭ-5
Уровень А-В Уровень С


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

Количество баллов за урок ____________________________

Оценка за урок________________________________________

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

20 01 2025 5:46:56

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

19 01 2025 5:29:28

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

18 01 2025 4:13:29

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

17 01 2025 1:53:46

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

16 01 2025 7:23:13

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

15 01 2025 5:14:58

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

14 01 2025 7:40:16

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

13 01 2025 19:26:27

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс


    Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

      Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

12 01 2025 0:28:55

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

11 01 2025 9:49:49

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

10 01 2025 1:47:21

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

09 01 2025 3:35:32

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

08 01 2025 0:12:42

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

07 01 2025 1:40:59

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

06 01 2025 16:38:40

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

05 01 2025 23:43:10

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

04 01 2025 6:16:14

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

03 01 2025 19:57:39

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

02 01 2025 4:20:25

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

01 01 2025 7:14:19

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс


    Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс

      Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....

31 12 2024 15:17:31

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

30 12 2024 19:54:34

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

29 12 2024 14:15:13

Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

      Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...

28 12 2024 2:42:22

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

      Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

27 12 2024 11:46:31

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

26 12 2024 8:13:20

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

25 12 2024 21:52:24

Турнир знаний по теме: "Кровь"


    Турнир знаний по теме: "Кровь"

      Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...

24 12 2024 10:50:54

Урок-путешествие "Побег". 6-й класс


    Урок-путешествие "Побег". 6-й класс

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....

23 12 2024 2:55:22

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

22 12 2024 23:43:21

Рост и развитие растений. 6-й класс


    Рост и развитие растений. 6-й класс

      Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....

21 12 2024 18:14:13

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

20 12 2024 11:43:14

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

19 12 2024 14:28:41

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

18 12 2024 16:24:37

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

17 12 2024 19:23:59

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

16 12 2024 1:22:15

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

15 12 2024 5:20:45

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

14 12 2024 7:58:13

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

13 12 2024 17:39:41

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

12 12 2024 15:59:38

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

11 12 2024 6:32:48

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

10 12 2024 5:28:33

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

09 12 2024 5:58:56

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс


    «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс

      Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....

08 12 2024 0:25:15

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

07 12 2024 4:37:37

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

06 12 2024 6:37:34

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

05 12 2024 2:52:28

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

04 12 2024 8:40:20

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

03 12 2024 18:29:10

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

02 12 2024 22:52:12

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::