Модульная технология обучения биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Модульная технология обучения биологии


    Модульная технология обучения биологии

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации. Генетический код. Tрaнcкрипция».

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

УЭ - 0

Цель урока: В результате работы над модулем вы будете знать сущность генетического кода, принцип процесса трaнcкрипции и особенности строения т-РНК; уметь пользоваться таблицей генетического кода, схематически изображать процесс трaнcкрипции; продолжите развивать кратковременную память и навыки самостоятельной работы.

Внимательно прочтите цель урока.

УЭ – 1

Цель: через повторение учебного материала о видах обмена веществ, об особенностях обменов веществ растительной клетки подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы.

1) Дайте определение терминам: метаболизм, анаболизм. Катаболизм.
2) Охаpaктеризуйте особенности процессов, протекающих в световую и темновую фазы фотосинтеза.

Выполните проверочную работу по уровням А,В и С.
Уровень А и В.
Запишите ответы, которые хаpaктеризуют А) темновую фазу, Б) световую фазу фотосинтеза

  1. Происходит в темноте и на свету.
  2. Из углекислого газа и водорода синтезируются углеводы.
  3. Происходит только на свету.
  4. Конечны продукты – АТФ, атомы водорода, молекулы кислорода
  5. Энергия солнечного света превращается в энергию химических связей.
  6. Источник энергии – солнечный свет.
  7. Источник энергии – молекулы АТФ.
  8. Конечные продукты – глюкоза, которая потом превращается в крахмал

Уровень С.

1. В клетках, каких организмов содержатся хлоропласты?
А) животных Б) растений В) грибов

2. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл?
А) красные Б) зеленые В) фиолетовые

3. В каком месте хлоропласта содержится хлорофилл?
А) в двойной оболочке хлоропласта Б) в полости В) в тиллакоидах

4. Фотолиз воды – это…

А) накопление воды в листе под действием света
Б) диссоциация воды на ионы под действием света
В) выделение водяных паров из устьиц

5. Процессы, происходящие в световою фазу фотосинтеза:

А) превращение энергии солнечного света в АТФ
Б) накопление крахмала
В) расщепление крахмала

6. Какие процессы порождают поглощенные хлорофиллом кванты света?

А) хлорофилл увеличивается в объеме
Б) хлорофилл превращается в АТФ
В) электроны покидают орбиту хлорофилла

7. В какую фазу фотосинтеза образуется кислород?

А) в световую
Б) в темновую
В) постоянно

8. Кислород выделяется в атмосферу в результате:

А) отщепления кислорода от молекулы углекислого газа
Б) расщепления глюкозы
В) фотолиза воды

9. В темновую стадию образуется:

А) крахмал
Б) свободный кислород
В) АТФ

10. Значение светового спектра для фотосинтеза установил:

А) Пристли
Б) Виноградский С.М.
В) Тимирязев К.А.

 

 

Работай вместе с классом.
Дайте рецензию на ответ товарища.

 

Закодируй ответ в бланке ответов УЭ – 1.

 

 

Проверяет учитель.

УЭ - 2

Цель: выявить значение биосинтеза белка в процессах жизнедеятельности клетки, понять роль ДНК в определении структуры белка.

I. Внимательно прочтите текст:

В каждой клетке синтезируется большое количество веществ. Мы рассмотрим биосинтез белка.
Белки недолговечны. Врем существования ограничено, после чего они разрушаются. Способность клетки синтезировать определенные белки закреплена наследственно: информация о последовательности аминокислот в белковой молекуле закодирована в виде последовательности нуклеотидов в ДНК.
В геноме человека около 50000 генов, которые находятся в 23 хромосомах. Одна хромосома содержит несколько тысяч генов, которые располагаются линейно в определенных участках хромосом – локусах. Гены хранят информацию о последовательности аминокислот в полипептидной цепи и кодируют некоторые виды РНК.

ГЕН – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную последовательность аминокислот в полипептиде или последовательность нуклеотидов в молекулах т-РНК и и-РНК.
В начале 50-х годов Ф.Крик сформулировал центральную догму молекулярной биологии: ДНК - РНК - белок
Информация о белке находится на ДНК, на ней синтезируется и-РНК, которой в свою очередь синтезируется белковая молекула.

II. Закончите предложения

1) Участок молекулы ДНК, кодирующий первичную последовательность аминокислот в полипептиде называется ……….
2) Информация о белке находится в ……..
3) Информация с ДНК списывается на ….
4) Информация с ДНК реализуется образованием …
5) ДНК - ? - белок

Не забудь записать тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите ответы на бланке УЭ –2.
Взаимопроверка. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимальная количество баллов – 5.

УЭ -3

Цель: ознакомиться с кодом ДНК и его свойствами.

I. Прослушай рассказ учителя.

II. Запиши в тетрадь определение и свойства

КОДОН (триплет) – последовательность трех нуклеотидов кодирующих одну аминокислоту.

СВОЙСТВА КОДА.

1. Триплетность – 4 =64.
2. Однозначность: 1 кодон – 1 аминокислота
3. Избыточность (вырожденность): 1 аминокислота – до 6 кодонов
4. Универсальность: одинаков у всех организмов Земли.
5. Неперекрываемость: нуклеотид может быть только в составе одного кодона.
6. 61 кодон кодирующие и 3 бессмысленные, терминирующие (УАА. УАГ, УГА), знаки препинания между генами.
Есть кодон инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого белка.

III. Выполни задание: Какие утверждения являются верными:

1) Кодон состоит из трех нуклеотидов.
2) Каждый кодон определяет только одну какую-либо аминокислоту.
3) Кодоны содержатся и в и-РНК
4)Для каждого вида аминокислоты есть только один кодон.
5) Между кодонами нет пробелов, которые обозначали ли бы конец одного кодона и начало другого.

 

Внимательно слушай учителя.
Работай индивидуально в тетради.

 

 

 

 

Работай индивидуально. Ответы внесите в бланк УЭ-3. Правильный ответ 1 балл. Максимально - 5 баллов.

УЭ-4

Цель: расширить знания о функциях и-РНК и т-РНК. Развивать навык работы с учебником, изучить процесс трaнcкрипции.

I. Внимательно прослушай учителя.

II. ТРАНСКРИПЦИЯ – перевод наследственной информации из последовательности кодонов ДНК в последовательность кодонов
и-РНК.

Напишите последовательность нуклеотидов участка молекулы и-РНК, которая образовалась на участке ДНК с последовательностью

ДНК: АТТ- ЦАЦ-ГАТ- ЦЦТ-ГЦТ-АГГ
и-РНК: ? - ? - ? - ? - ? - ?

III. Прочитай в учебнике статью «Tрaнcпортные РНК» с. 170
Ответь устно на вопросы:
1) Каково прострaнcтвенное строение т-РНК?
2) Почему она получила такое название и сколько видов т-РНК в клетке?
3) Где располагается кодовый триплет (антикодон) т-РНК? К какому участку присоединяется аминокислота?
4) Чему комлементарен кодовый триплет (антикодон) т-РНК?

 

 

Запиши в тетрадь определение и выполни задание.
Самопроверка. Будь объективным при выставлении баллов.
Правильный ответ -2 балла.

Работай вместе с классом.

УЭ-5

Цель: научиться пользоваться таблицей генетического кода, уметь расшифровывать наследственную информацию, находящуюся в ДНК и и-РНК.

I.Работай по таблице «Генетический код» с. 171

Правило: например кодон АГЦ
Первый нуклеотид (А) – один из четырех левого вертикального ряда.
Второй нуклеотид (Г) – один из верхнего горизонтального ряда.
Третий нуклеотид (Ц) – один из правого вертикального ряда
На пересечении строк находится название аминокислоты. Генетический код записан на языке и-РНК (в скобках даны нуклеотиды ДНК)

II.Определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется:
и-РНК следующего состава: УЦЦ-ЦЦГ-АГГ-АЦЦ
ДНК следующего состава: АГГ-ТГГ-ЦТЦ-ЦТГ

III.Определите перечень кодонов ДНК с которой синтезирована следующая последовательность аминокислот
а) лей-про-вал
б) лиз-тир-цис

 

 

Запомни.

 

 

Выполни задание.
За правильно выполненное задание – 2 балла
Максимально за УЭ-5 можно получить 8 баллов

УЭ-6

Цель: обобщить и закрепить изученное.

Выполните тест:

1. Tрaнcкрипция – это…
А) синтез белка Б) синтез р-РНК
В) синтез дочерних ДНК Г) синтез и-РНК

2. и-РНК представляет собой копию:
А) гена, группы генов Б) молекулы ДНК
В) группы генов Г) гена

3. В основе процесса синтеза и-РНК лежит принцип:
А) комплементарности б) ферментативного обеспечения
4. и-РНК в процессе биосинтеза белка выполняет функцию:
А)ускоряет реакцию б) хранит генетическую информацию
В) передает генетическую информацию г) является местом синтеза

5. Генетический код – это последовательность
А) нуклеотидов в р-РНК Б) нуклеотидов в и-РНК
В) аминокислот в белке

6. Кодон соответствует:
А) одному нуклеотиду Б) трем нуклеотидам
В) 4 нуклеотидам Г) двум нуклеотидам

7. Назовите число триплетов ДНК, которые не кодируют ни одной аминокислоты:
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

8. Какая нуклеиновая кислота имеет участок, который называется антикодоном?
А) ДНК Б)и-РНК В) т-РНК Г) р-РНК

9. Назовите свойство генетического кода ДНК, которое повышает надежность хранения и передачи наследственной информации
А) триплетность Б) линейность
В) универсальность Г) избыточность

10 Сколько аминокислот будет входить в состав белка, который синтезировался на отрезке ДНК из 120 нуклеотидов
А) 20 Б) 30 В) 40 Г) 120

 

Работай самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внесите ответы в бланк
УЭ-6
Взаимопроверка.
За правильный ответ 1 балл Максимальное количество баллов - 10

 

 

УЭ-7

Цель: подведение итогов урока

Прочитайте цель урока
Достигли ли вы цели? В какой степени?
Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке? Почему?

Оцените свою работу на уроке: подсчитай количество баллов и поставьте оценку : «5» - если у вас 30-27 баллов
«4» - если у вас 26- 23 балла
«3» если 22 – 15 баллов
«2» если меньше 15 баллов

  • Если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы можете выполнить творческое задание: составьте открытый тест, состоящий из 10 предложений по данной теме;
  • Если на уроке иногда испытывали затруднения и получили оценку «4», то повторите § 44. а так же выполните задание 5 и 6 на с. 171
  • Если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3». То проработайте материал § 44 еще раз и ответьте устно на вопросы

 

Работай вместе с классом.

 

 

Поставь оценку за работу на уроке и самостоятельно выбери домашнее задание

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации. Генетический код.

Tрaнcкрипция».

Ф.И.О. ученика_____________________________________________
УЭ-1 уровень А уровень С


Световая фаза

 

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Темновая фаза

 

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:_____________баллов Итого:_____________баллов

УЭ-2

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ -слово

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

УЭ-3

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

УЭ-4

И-РНК

 

Итого:_________________баллов

УЭ-5


Нуклеиновая кислота

Ответ – последовательность аминокислот

и-РНК

 

ДНК

 

 

Задание

Ответ – последовательность нуклеотидов

А

 

б

 

Итого:_________________баллов

УЭ-6


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

Количество баллов за урок _______________________ Оценка за урок_________________

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка (продолжение)»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению

УЭ - 0

Цель урока: В результате работы над модулем вы будете знать особенности реакций матричного синтеза и процесса трaнcляции; уметь хаpaктеризовать принцип работы рибосомы процессе биосинтеза белка. А также объяснять биологическое значение ферментов и АТФ в данном процессе; продолжите развивать мышление, кратковременную память и навыки самостоятельной работы ( взаимоконтроль)

Внимательно прочтите цель урока.

УЭ - 1

Цель: через повторение учебного материала о роли кода ДНК, и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы

1. Термины: АНАБОЛИЗМ, ГЕН, ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД, ТРИПЛЕТ (КОДОН),
ТРАНСКРИПЦИЯ, АНТИКОДОН.
2. Дайте хаpaктеристику коду ДНК.
3. Tрaнcпортные РНК, особенности их строения и функции в клетке.
4. Каким образом осуществляется процесс трaнcкрипции.

Выполните проверочную работу

УРОВЕНЬ А

Какие утверждения верны:

  1. Анаболизм совокупность реакций биосинтеза.
  2. Образование белка в клетке относится к реакциям энергетического обмена.
  3. Ген – это участок молекулы ДНК, несущих информацию о строении белка.
  4. Генетический код расшифрован в 50-х годах 19 века.
  5. Генетический код – универсален.
  6. т-РНК имеют антикодон.
  7. Tрaнcкрипция осуществляется в цитоплазме клетки.
  8. Одну аминокислоту кодирует один триплет.
  9. В настоящее время известно более 20 т-РНК.
  10. Гены в молекуле располагаются линейно, между генами есть знаки препинания.

УРОВЕНЬ С.

Выбери правильный ответ:

1. Что такое трaнcкрипция?
А) удвоение ДНК Б) синтез и-РНК на ДНК
В) синтез полипептидной цепочки Г) образование т-РНК
2. В каких органоидах клетки происходит трaнcкрипция?
А) в ядре Б) в лизосомах В) в рибосомах Г) в ЭПС
3. Что может быть закодировано в ДНК?
А) полипептиды Б) моносахара В) жиры Г) полисахара.
4. Сколько различных аминокислот закодировано на ДНК?
А) 10 Б) 20 В) 61 Г) 64
5. Сколько кодовых триплетов кодируют все многообразие аминокислот белков?
А) 20 Б) 61 В) 64 Г) 26
6. Участок молекулы ДНК содержит 30000 нуклеотидов. Сколько нуклеотидов потребуется для трaнcкрипции?
А) 30000 Б) 15000 В) 60000 Г) 10000
7. Какое свойство генетического кода называется триплетностью?
А) одну аминокислоту кодируют три нуклеотида
Б) Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту
В) одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов
8. Назовите количество нуклеотидов, входящих в состав антикодона
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
9. Какое свойство генетического кода называется универсальностью?
А) Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту
Б) У всех организмов Земли одинаков генетический код.
В) Одну аминокислоту могут кодировать до 6 кодонов
10. Какое свойство генетического кода называют неперекрываемостью?
А) Один кодон всегда кодирует одну аминокислоту
Б) Один нуклеотид не может входить в состав двух кодонов
В) У всех организмов Земли одинаков генетический код

 

 

Работай вместе с классом.
Дайте рецензию на ответ товарища.

 

Работайте индивидуально вносите ответы в бланк
УЭ-1
Работу проверит учитель


УЭ-2

Цель: Ознакомиться с особенностями матричного синтеза в клетке.

I.Прочитайте статью «Реакции матричного синтеза» § 45 с. 172

II.Ответьте устно, вставив пропущенные слова.

  1. Матрицей в клетке являются… или…
  2. Новые молекулы синтезируются в точном соответствии с … уже существующих молекул.
  3. Реакции матричного синтеза свойственны только …..
  4. Реакции матричного синтеза отражают свойство всего живого - …..

 

Работайте индивидуально
Работай с классом

УЭ-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: ознакомиться с процессом трaнcляции, развивать навыки самостоятельности при заполнении схемы.

I. Прочитайте текст модуля.
В рибосомах осуществляется ТРАНЛЯЦИЯ – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ.
Вид синтезировано белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на и-РНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершению синтеза белка рибосома вновь нанизывается на и-РНК, а белок поступает в ЭПС и доставляется в те части клетки, где он нужен.

II. Ответь устно на вопросы:

  1. Что такое трaнcляция?
  2. как называется структура клетки, состоящая из нескольких рибосом нанизанных на и-РНК?
  3. Какое вещество клетки определяет вид синтезируемого белка?
  4. В чем заключается универсальность рибосом клетки?
  5. Заполни схему:

 

Работайте индивидуально

 

 

 

 

 

Работай вместе с классом

 

 

Работай вместе с товарищем по парте, при необходимости обращайся к учителю

 

УЭ-4

Цель: Изучить механизм работы рибосомы
Используется интеpaктивный курс «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» или «Открытая биология» (физикон)

I.Внимательно прослушай рассказ учителя и просмотрите анимацию

II. Выполните задание.

Определите правильность суждений

  1. и-РНК присоединяется к малой субъединице рибосомы.
  2. Длина функционального центра рибосомы равна длине двух нуклеотидов.
  3. Антикодон т-РНК комплементарен кодону и-РНК.
  4. Между аминокислотами в рибосоме возникают водородные связи.
  5. Соединение аминокислот происходит при участии фермента синтетазы.
  6. Шаг рибосомы равен одному триплету.
  7. Синтез одной молекулы белка достаточно длительный процесс

III.Определите правильную последовательность реакции биосинтеза белка.

А) Соединение и-РНК с рибосомами
Б) Взаимодействие т-РНК с и-РНК
В) Перенос информации с ДНК на и-РНК
Г) Образование пептидной связи между аминокислотами в молекуле белка

IV. Заполни таблицу: используй таблицу «Генетический код» и принцип комплементарности

ДНК

АГТ

?

ТАЦ

?

И-РНК

?

УУУ

?

ЦАГ

Антикодон
Т-РНК

?

?

?

?

аминокислота

?

?

?

?

Развивайте навыки точного запоминания информации

Работайте индивидуально, вносите ответы в бланк
УЭ-4
Взаимопроверка.
Объективно оцените своего партнера. Правильный ответ -1балл. Максимально – 7 баллов

 

Самооценка. Правильная последовательность - 2 балла, при ошибке – 0

Ответы вноси в бланк УЭ-4
Можно один раз обратиться к учителю.

Работай в парах. За правильный ответ – 0,5 баллов. Максимально – 6 баллов

 

УЭ-5

Цель: обобщить и закрепить изученное.

Выполните тест.

УРОВЕНЬ А с 1 -6 задание
УРОВЕНЬ С с 7-12 задание

1. Назовите нуклеиновую кислоту, которая осуществляет хранение и передачу наследственной информации:
А) т-РНК Б) и-РНК В) ДНК Г) р-РНК
2. Что является единицей генетического кода?
А) нуклеотид Б) ген В) триплет нуклеотидов Г) азотистое основание
3. Сколько молекул т-РНК помещается в рибосому?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
4. Назовите химическое соединение, непосредственно участвующее в образовании пептидной связи:
А) фермент б) т-РНК В) ДНК Г) и-РНК
5. Какая из структур белка непосредственно закодирована в молекуле ДНК?
А) первичная Б) вторичная В) третичная Г) четвертичная
6. Укажите реакцию матричного синтеза
А) расщепление АТФ Б) трaнcляция
В) гидролиз РНК Г) синтез гликогена
7. Назовите место в клетке, в котором осуществляется трaнcкрипция?
А) Клеточный центр Б) ядро В) рибосома Г) аппарат Гольджи
8. Как называется комплекс, состоящий из одной молекулы и-РНК и рибосом?
А) нуклеосома Б) лизосома В) полисома Г) полимер
9. Какое из перечисленных соединений образуется во время трaнcкрипции?
А) ДНК Б) АТФ В) белок Г) и-РНК
10. Как называется процесс, посредством которого происходит сборка полипептидной цепи?
А) трaнcкрипция Б) трaнcляция В) редупликация Г) диссимиляция
11. Представим, что белок состоит из 90 аминокислот. Сколько нуклеотидов цепи ДНК кодирует эту информацию?
А)270 Б) 90 В) 120 Г) 30
12. В искусственных условиях удается синтезировать белок, используя компоненты разных организмов. Какой белок будет синтезироваться, если для синтеза взяты рибосомы кролика, а и-РНК – из клеток овцы?
А) только овечий б) только кроличий В) овечий и кроличий

Работайте индивидуально. Вписывайте ответы в бланк УЭ-5

 

 

 

 

 

Взаимопроверка. Будьте объективными при оценивании партнера. Правильный ответ – 1балл.
Максимально -6 баллов

УЭ - 6

Цель: подведение итогов урока

Прочитайте цель урока
Достигли ли вы цели? В какой степени?
Какие затруднения возникли у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке: подсчитай количество баллов и поставьте оценку : «5» - если у вас 21 - 19 баллов
«4» - если у вас 18- 15 балла
«3» если 14 – 10 баллов
«2» если меньше 10 баллов

  • Если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы можете выполнить творческое задание: составьте кроссворд, состоящий из 10 терминов по теме «Биосинтез»;
  • Если на уроке иногда испытывали затруднения и получили оценку «4» и «5», то повторите § 45. а так же выучите все термины темы;
  • Если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3». То проработайте материал § 45 еще раз и ответьте устно на вопросы

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА

Ф.И.О. ____________________________________

Урок по теме: «Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка (продолжение)»

УЭ-1 уровень А


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого:___________баллов

уровень В


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

итого:___________баллов

УЭ-4


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Ответ – «+» или « -

 

 

 

 

 

 

 

Итого:________________баллов

Правильная последовательность_____________________ итого: ______________баллов

ДНК

АГТ

ТАЦ

И-РНК

УУУ

ЦАГ

Антикодон т-РНК

аминокислота

Итого:_______________баллов

УЭ-5
Уровень А-В Уровень С


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Буква ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:_________________баллов

Количество баллов за урок ____________________________

Оценка за урок________________________________________

Приложение 1

Приложение 2



Комментарии:

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

30 03 2025 10:45:27

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

29 03 2025 4:51:37

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

28 03 2025 18:44:38

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

27 03 2025 6:56:35

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

26 03 2025 7:20:20

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка

Рибосомы: строение, функции, роль в биосинтезе белка Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....

25 03 2025 9:24:12

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

24 03 2025 0:28:36

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

23 03 2025 11:47:59

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

22 03 2025 11:25:51

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

21 03 2025 18:50:12

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

20 03 2025 10:48:46

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

19 03 2025 0:12:54

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

18 03 2025 4:26:22

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)


    Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

      Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

17 03 2025 18:17:48

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

16 03 2025 17:43:25

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

15 03 2025 6:32:22

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

14 03 2025 15:52:52

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

13 03 2025 3:15:33

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

12 03 2025 14:57:30

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

11 03 2025 18:54:50

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....

10 03 2025 1:40:26

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

09 03 2025 3:19:43

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

08 03 2025 18:14:59

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

07 03 2025 20:15:12

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

06 03 2025 11:56:53

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

05 03 2025 4:52:17

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

04 03 2025 13:50:12

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

03 03 2025 8:10:30

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

02 03 2025 5:42:47

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

01 03 2025 6:13:19

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

28 02 2025 23:26:45

Генетика. Основные понятия. Генетические законы Г.Менделя

Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

27 02 2025 6:45:16

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

26 02 2025 5:10:56

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

25 02 2025 16:49:43

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

24 02 2025 1:52:24

Урок-конференция "Человек на Земле"


    Урок-конференция "Человек на Земле"

      Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

23 02 2025 16:28:13

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

22 02 2025 13:56:42

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

21 02 2025 11:25:24

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

20 02 2025 21:36:35

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

19 02 2025 20:32:18

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

18 02 2025 9:43:28

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

17 02 2025 8:50:12

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

16 02 2025 1:11:11

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

15 02 2025 8:13:17

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

14 02 2025 16:48:44

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

13 02 2025 22:50:55

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

12 02 2025 10:58:17

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

11 02 2025 3:42:32

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

10 02 2025 1:56:47

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

09 02 2025 17:16:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::