Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Мы привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
В это же время сложившаяся система школьного обучения не формирует должной мотивации к здоровью, здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употрeбллять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.
На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, давно уже преодолевших 70-летний рубеж. Так, в США и Франции она составляет 75 лет, в Японии – 77 лет. В России в 60-х г.г. XX в. отставание от наиболее передовых в этом отношении стран было пpaктически преодолено, и средняя продолжительность жизни в этот период равнялась 70 годам. Однако после 1992 г. средняя продолжительность жизни в России снизилась в среднем до 59,5 лет. Как и за рубежом, заболеваемость населения России определяют в основном 5 классов болезней, составляющих 2/3 всех заболеваний:
- Сердечно-сосудистой системы.
- Органов дыхания (1/3 всех заболеваний).
- Травмы и несчастные случаи.
- Нервной системы и органов чувств.
- Органов пищеварения.
Выраженную тенденцию у росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин.
Не менее тревожно обстоят дела со здоровьем детей России дошкольного и школьного возраста. Особенности современных условий жизни предъявляют организму детей и подростков более высокие требования. За последние годы у 70-80% детей, поступающих в 1-й класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% – хронические заболевания дыхательных путей.
Ещё советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся лечению только, совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Вот лишь несколько цифр по СОШ № 42 г. Твери, показывающих важность проблемы-здоровья нации. По опросам (анкетирование, тестирование, интервьюирование) режим дня не соблюдают 60% школьников с 5 по 11-й классы, правильно не умеют отдыхать около 70% , неправильно питаются больше 50%, имеют избыточный вес – 9%, не соблюдают норм личной гигиены– 7%. И это данные по одной школе. Думаю, что они примерно такие же, а может быть ещё более удручающие по другим школам нашего города. Добавим к этому наличие вредных для здоровья привычек и малую подвижность учащихся (гиподинамия). Она составляет в младших классах примерно 22%, а в старших увеличивается до 45% времени бодрствования (данные СОШ № 42 г. Твери). На фоне гиподинамии чрезмерное употрeбление углеводов и жиров приводит к избытку веса и ожирению, которыми страдают 10% мальчиков и 13% девочек. А это уже опасность.
Валеологический самоанализ “Наше здоровье” среди учащихся 5-10-х классов СОШ №42 г.Твери (2008-2009 учебный год), показал, что среди 115 опрошенных ребят 79% – имеют не очень хорошее здоровье, плохо заботятся о нём. Так на вопрос №1: “Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)” положительно ответили 54 человека (47%). Среди основных заболеваний учащиеся называли ОРЗ, грипп. ангину, заболевания желудочно– кишечного тpaкта. Причем, по болезни учащихся в среднем составляет 11 дней.
На вопрос: “Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье”– 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо.
На вопрос: “Какое настроение чаще всего у тебя бывает в школе?”– 43 учащегося (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться, а 15 учащихся (13%)– чувствуют подавленность.
При анализе на вопрос: “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?” 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.
Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая выpaбатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.
Встреча ребёнка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно-важных мотивов, в том числе мотивов здоровья! Вот почему учителям биологии принадлежит сегодня ведущая роль в обучении школьников вопросам охраны здоровья. Особенно эффективно целенаправленное воспитание мотивации здоровья происходит в подростковом возрасте (12-15 лет). Поэтому необходимо использовать все возможности педагогики для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.
При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Умственный труд так же вызывает утомление ЦНС, а длительное малоподвижное сидение за столом нарушает кровообращение. Поэтому лучшим отдыхом дня ЦНС, головного мозга, восстановления кровообращения является двигательная активность. Вот почему на своих уроках я использую физкультминутки. Во избежание утомления стараюсь всегда применять и чередование видов деятельности. Даже лекционный материал в старших классах воспроизвожу через разные виды деятельности, чередуя их: прослушивание нового материала, записывание его учащимися в тетрадь, перечерчивание ребятами схем, опopных конспектов, опрос по опopным конспектам и вопросам, заполнение таблиц и т.д. Ведь через разные виды деятельности учащиеся не так устают. Запоминание и усвоение материала идет более эффективно, если перед сложной темой включаю музыку для улучшения усвоения информации. “Сеансы исцеляющей музыки” созданы композитором трaнcформационной музыки, целителем международного уровня, специалистом в области психологии, кандидатом психологических наук, Юрием Рыжовым. Кроме того, запоминание и усвоение материала идет наиболее эффективно, если помимо музыки использую комплекс гимнастики для глаз, поскольку во время лекционных уроков глаза устают (приложение №1). Кроме того, для домашнего использования предлагаю учащимся программу по улучшению зрения. В ней есть упражнения и релаксационного хаpaктера, которые тоже применяю на уроках во всех классах: например “Медвежьи покачивания”. Данное упражнение расслабляет глаза, головной мозг, шею, т.е. действует в комплексе.
Не для кого не секрет, что в век компьютеризации наши дети много времени проводят около компьютеров. Опасны ли компьютерные мониторы для глаз тех, кто работает с ними? На сегодняшний день убедительных доказательств этого нет. Однако, учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое внимание. После длительной работы с компьютером могут возникать такие неприятные ощущения, как раздражение глаз (краснота, слезотечение или сухость роговицы), утомление (общая усталость, боль и тяжесть в глазах и голове), трудности при фокусировке зрения. Возможны также боли в спине и мышечные спазмы. Вот почему в своей работе с учащимися применяю специальные комплексы упражнений, помогающие снять усталость глаз после работы на компьютере, долгого чтения, напряденной работы, помогающие укрепить зрение, замедлить развитие патологических процессов, а иногда и восстановить снижающиеся функции. Одним из таких комплексов , применяемых мною на уроках и рекомендуемых в домашней обстановке, является комплекс упражнений врача-окулиста из Екатеринбурга С.И. Багайко (приложение №2). Этот комплекс является основным в моей работе и используется по следующим правилам:
- Упражнения выполняются спокойно, без напряжения;
- Продолжительность первых занятий в 5-6-х классах – 2 минуты, затем постепенно в 7-9-х классах доводим до 5-7 минут и в 10-11-х классах – до 8-10 минут;
- Начинаю тренировку с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
- Между упражнениями полезно часто поморгать глазами.
Этот комплекс можно предложить для улучшения зрения при возрастной дальнозоркости, катаpaкте и глаукоме. До и после гимнастики для глаз полезно использовать пальминг.
Скрестите ладони \"домиком\" и наденьте этот \"домик\" на нос, как очки. Глаза под ладонями должны свободно открываться. Проверьте, чтобы сквозь ладони не проникал свет. Закройте глаза и представьте себе темную южную ночь или черный бархат. Если есть блики, мысленно возьмите кисточку, окyните ее в черную краску и закрасьте эти блики. Ваша цель – полное физическое и психическое расслабление. О достижении этого состояния будет свидетельствовать появление ровного черного поля перед закрытыми глазами. Погрузившись в это созерцание, старайтесь вспомнить что-нибудь приятное, приносящее вам радость. Чем дольше вам удается удерживать черное поле перед глазами, тем эффективнее окажется упражнение. И учтите: много пальминга не бывает, потому что он обеспечивает полноценный отдых глазам, в котором они очень нуждаются.
Усталость глаз учащихся в домашней обстановке предлагаю снять и по методике Патриции Брэг: в течение дня на глаза накладывать в виде компресса марлю, смоченную в талой воде. При близорукости и дальнозоркости П.Брэг советует делать горячие (держать 2 минуты) и холодные (держать 1 минуту) компрессы. Всего 3 минуты в день, а эффект будет потрясающим. Также полезно просто в течение дня смачивать глаза холодной водой.
И таких упражнений по здоровому образу жизни и валеологическому воздействию в моей “копилке” учителя уже достаточно. Есть и упражнения, которые предлагаю учащимся выполнять ежедневно (для домашнего использования). Они помогают школьникам, особенно подросткам, почувствовать красоту своего тела, стать уверенным в себе, а самое главное – остаться здоровым (см. комплекс упражнений для позвоночника, от плоскостопия, по профилактике костно-суставных заболеваний в приложении № 3, приложение №4).
В качестве валеологического воздействия, снятия напряжения, создания комфортности на уроках часто применяю метод аутогенной тренировки, релаксацию, обеспечивая тем самым и связь с психологией. Ведь напряжённый ритм жизни, мыслительная работа на уроках и уменьшение двигательной активности ведёт к тому, что многие люди, а особенно учащиеся подросткового периода, приходят постепенно в состояние постоянной напряжённости, а значит в состояние стресса. Многие утрачивают способность расслаблляться, обретать психологическое равновесие. И наиболее эффективным методом обретения этого навыка является аутогенная тренировка, создателем которой считается немецкий учёный Шульц И.
Аутогенная тренировка как вариант психотерапевтической помощи включала набор словесных внушений, направленных на нормализацию эмоциональной сферы, повышения работоспособности и эффективности отдыха, улучшения самоконтроля за своими мыслями, эмоциями и поведением. Аутогенная тренировка используется мною для различных целей: снятия усталости во время урока (особенно после контрольных или самостоятельных работ), нервного напряжения, для уверенного и чёткого управления своей нервной системой.
Так же в своей работе применяю и формулу валеологического воздействия И.Ю. Глиняновой, которую я впервые использовала на уроке в 9-м классе по теме: “Курение: иллюзии и реальность” (приложение №5). На данном уроке попросила ребят закрыть глаза и выполнить один из эпизодов своей жизни, когда им дышалось легко и просто, когда воздух был наполнен ароматом свежести, какого– то необъяснимого счастья. Далее попросила учащихся закрепить это ощущение, закрыв глаза. Потом сравнить его с удушающим дымом табака, горечью во рту и сухостью в горле. Эту формулу применяю и на других уроках биологии в разных классах для снятия эмоционального напряжения учащихся. Помогают восстановить душевное равновесие и антистрессовые упражнения, которые рекомендую учащимся для домашнего использования (приложение №5).
Еще Гален говорил: \"Человек умирает не от болезней, а от лекарств\". Хроническая усталость, депрессия, остеохондроз, являясь болезнями здорового человека, в нечеловеческих условиях экологии пpaктически не поддаются медико-ментозному лечению. Но они со всей жестокостью поражают дошкольников и школьников, студентов, служащих и рабочих. Отсутствие грамотного учителя и врача по здоровью обрекает общество на ускоренное самоубийство. Постоянные стрессы, усталость и пр. – все это приводит к раздражению, которое постоянно накапливается в нашем организме и организме учащихся. А справиться с этим можно и с помощью элементов йоговых упражнений, которые тоже рекомендую детям (приложение №6).
Значительное место в работе учителя биологии должно отводиться антиалкогольному воспитанию молодёжи. Медицинская наука и пpaктика располагает множеством примеров, когда алкоголь разрушает интеллект, ведёт к деградации личности, к поражению органов и систем организма. В то же время некоторая часть молодёжи (особенно подростков) убеждена, что употрeбление алкогольных напитков является формой взросления, формой самоутверждения. Проблема алкоголизации нас волнует с позиции её влияния на демографию. Проблема “детей воскресного дня” остаётся, и по сей день.
Количество неполноценных детей, рождённых от родителей-алкоголиков, не уменьшается. Ещё большую опасность вызывает пристрастие учащихся к спиртному. Тревогу вызывает и распространение употрeбления наркотиков среди молодёжи. Особую роль в распространении этого зла имеет недостаток санитарной культуры населения, незнание молодым поколением всей глубины и трагичности последствий наркомании. Большие возможности для профилактической работы против этих негативных явлений предоставляют уроки биологии, особенно в курсе “Биология. Человек.” (8 кл.). При подготовке к ним внимательно анализирую программу курса, выделяю тот материал, который помогает формировать у школьников негативное отношение к алкоголю, табаку и наркотикам. Часто на уроки по анатомии (8 кл), общей биологии (11кл.), а так же на занятиях факультатива и спецкурса (8кл.) приглашаю специалистов (врачей, юристов), которые проводят с учащимися беседы и лекции на соответствующие темы: “Алкоголизм и потомство”, “Курение или здоровье”, “От привычки к наркотической зависимости” и т.д. Отдельные темы готовят сами школьники. В этом случае помогаю им подобрать литературу. Кроме такой целенаправленной работы на уроке, много внимания уделяю пропаганде против этих вредных привычек во внеурочное время. Планирование этой работы, определение её форм и методов провожу на основании индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, анализа ответов на вопросы анкет (анкетирование провожу с целью выяснения знаний учащихся об алкоголе, никотине, наркотиках и их воздействии на организм человека).
Так анкетирование, проводимое в 8-х классах, показало, что из 115 опрошенных учеников, у 86 (75%) курят родители, причём у 47 (41%)– курят оба родителя. На вопрос: “Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось?” – только 53 человека (46%) ответили отрицательно, 13 человек (11%) – не знают, а остальные 49 человек (15%) ответили положительно. Кроме того, 21 человек из числа опрошенных ничего не знают о вреде курения.
Во внеурочной работе использую различные формы: беседы, диспуты, семинары, пресс-конференции, устные журналы и т.д. Кроме того, в целях профилактики против вредной привычки – курения предложила ребятам провести точечный массаж, который придумала в своё время доктор А.А. Уманская (см. приложение № 2). Этот массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа горла, трахеи, бронхов и других важнейших органов человека. Под его воздействием организм начинает выpaбатывать собственные лекарства, помогающие ему успешно бороться с вирусами и микробами. При ежедневном применении снижается вероятность заболевания гриппом и ОРЗ.
А первые – шесть “волшебных” точек служат профилактикой не только против гриппа но и против курения, так как при массаже этих точек укрепляются трахея и бронхи, а если человек курит, то уменьшается кашель, улучшается состояние слизистой оболочки носа и горла. Помимо этого, массаж по часовой стрелке обладает тонизирующим действием, то есть придаёт бодрость, а против часовой стрелки – производит успокаивающий эффект, что очень важно и для снятия эмоционального напряжения.
Сегодня как никогда раньше возрастает роль и гигиенического обучения и воспитания ребят, призванных воздействовать не только на санитарную, но и общую культуру. Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки.
Здоровьесберегающие технологии можно использовать не только на уроках биологии, но и на спецкурсе в 8-м классе по теме “Проблемы здоровья человека в условиях экологического кризиса”. Спецкурс рассматривает самые острые проблемы современности – вопросы экологии, экологической обстановки в мире и в России, в Тверской области, городе Твери. На данном спецкурсе мы рассматриваем здоровье человека с разных аспектов, включая межпредметные связи с экологией, физиологией, медициной, психологией и социологией.
Даже тема спецкурса разбита на блоки, включающие межпредметные связи и здоровьесберегающие аспекты:
- Окружающая среда и здоровье человека.
- Экология человека и охрана природы.
- Здоровый образ жизни – путь к долголетию без болезней.
- Санитарно-гигиенические знания и профилактика заболеваний.
На уроках по данным блокам прослеживается связь с биологией и с медициной, валеологией и даже генетикой, т.к. на одном из уроков ребята составляют свое генеалогическое дерево. Спецкурс имеет и гигиеническую направленность, связан с гигиеной человека. Кроме того, уделяется внимание психологическому здоровью человека, что видно из названий следующих двух блоков.
- Психолого-медицинские аспекты общения.
- Проблемы ответственного поведения личности перед обществом и природой.
В рамках спецкурса прослеживается связь и с нетрадиционной медициной. В 4 четверти рассматриваются такие вопросы, как 1) РОЛЬ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В ЛЕЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ; 2) УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ “Нетрадиционные направления медицины, как способ поддержания здоровья человека: аутогенная тренировка, массаж, гипнотерапия, лечение цветом и т.д.”; 3) Зодиакальный человек с точки зрения астрологической медицины; 4) Личный гороскоп и астрологическая фитотерапия.
На этих занятиях я познакомила учащихся с астрологической медициной, которая топографически связывает человеческое тело с 12 зодиакальными знаками, болезнями каждого знака в качестве профилактики рекомендовала травы, которые необходимы каждому из них. Объяснив ребятам, на какие органы, системы органов влияет каждый знак зодиака, какие растения можно использовать в качестве профилактики и лечения данных заболеваний, предложила учащимся задание: определить по запаху и вкусу растения, наиболее важные для своего знака зодиака, использованные для заваривания фиточая.
Таким образом, любая педагогическая ситуация складывающаяся для ученика в школе, может иметь благоприятные и нeблагоприятные последствия для его здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьесберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению ресурсов здоровья и повышению заболеваемости, способствует профилактике заболеваний и предупреждению болезненного и рискованного поведения. Планомерная работа по воспитанию мотивов и стремлений к здоровому образу жизни, проведённая мною в течение почти 5-ти лет (с 2005 по 2010 г.г.) с учащимися дала положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА.
- Анастасова Л.П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии”, М., 2004г.
- У.Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Полина. Вильнюс, 1990.
- Биология в школе– журнал №1,1988г.
- Бирич, А.Ю. Четна, Л.Н. Марченко. Глазные болезни. Еышэйшая школа. Минск, 1998.
- Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И. “Здоровье человека и окружающая среда” М., “Новая школа”, 1997г.
- Домоводство под редакцией Уранова, М., “Домашний доктор”, 1992г.
- Колесов Д.В. “Беседы об антиалкогольном воспитании” М., “Просвещение”, 1987г.
- Коростьшёв И.Б. “Воспитание здорового школьника” М... “Просвещение”, 1998г.
- Норбеков, Л. Фотина. Дорога в молодость и злоровьс. АРД ЛТД. Екатеринбург, 1999.
- Рохлов В.С. “Школьный пpaктикум. Биология. Человек” 9кл. М.. “Дрофа”, 1998г.
- Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. “Валеология подростка” С-П., 1996 г.
Комментарии:
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
06 03 2025 6:35:34
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
05 03 2025 13:13:32
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
04 03 2025 11:28:19
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
03 03 2025 18:24:23
На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....
02 03 2025 1:12:32
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
01 03 2025 16:40:53
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
28 02 2025 11:45:23

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
27 02 2025 21:17:16
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
26 02 2025 11:48:22

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
25 02 2025 16:41:59
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
24 02 2025 9:20:47
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
23 02 2025 1:41:40
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
22 02 2025 6:19:25

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
21 02 2025 13:31:46
Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся.
На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....
20 02 2025 20:32:10

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
19 02 2025 7:15:55
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний.
...
18 02 2025 2:31:49
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
17 02 2025 16:20:40
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
16 02 2025 19:12:23
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
15 02 2025 13:31:39
Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий хаpaктер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет хаpaктер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику.
...
14 02 2025 19:34:11
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
13 02 2025 22:45:52

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
12 02 2025 12:56:48
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
11 02 2025 5:38:58
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
10 02 2025 11:58:43
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
09 02 2025 14:29:22
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
08 02 2025 6:25:34
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
07 02 2025 14:45:58
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
06 02 2025 10:32:40
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
05 02 2025 10:25:21
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
04 02 2025 5:21:10
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
03 02 2025 17:43:31
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
02 02 2025 10:43:31
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
01 02 2025 11:50:37
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
31 01 2025 9:30:23
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
30 01 2025 16:12:24
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
29 01 2025 16:49:25
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
28 01 2025 23:38:26
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
27 01 2025 22:52:10
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
26 01 2025 13:43:34
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
25 01 2025 16:39:30
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
24 01 2025 12:42:22
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
23 01 2025 6:23:43
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
22 01 2025 1:30:20
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
21 01 2025 20:55:51

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
20 01 2025 14:33:32
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
19 01 2025 4:19:30
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
18 01 2025 10:59:16
Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....
17 01 2025 4:48:21
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
16 01 2025 7:25:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::