Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Мы привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

В это же время сложившаяся система школьного обучения не формирует должной мотивации к здоровью, здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употрeбллять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, давно уже преодолевших 70-летний рубеж. Так, в США и Франции она составляет 75 лет, в Японии – 77 лет. В России в 60-х г.г. XX в. отставание от наиболее передовых в этом отношении стран было пpaктически преодолено, и средняя продолжительность жизни в этот период равнялась 70 годам. Однако после 1992 г. средняя продолжительность жизни в России снизилась в среднем до 59,5 лет. Как и за рубежом, заболеваемость населения России определяют в основном 5 классов болезней, составляющих 2/3 всех заболеваний:

  1. Сердечно-сосудистой системы.
  2. Органов дыхания (1/3 всех заболеваний).
  3. Травмы и несчастные случаи.
  4. Нервной системы и органов чувств.
  5. Органов пищеварения.

Выраженную тенденцию у росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин.

Не менее тревожно обстоят дела со здоровьем детей России дошкольного и школьного возраста. Особенности современных условий жизни предъявляют организму детей и подростков более высокие требования. За последние годы у 70-80% детей, поступающих в 1-й класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% – хронические заболевания дыхательных путей.

Ещё советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся лечению только, совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Вот лишь несколько цифр по СОШ № 42 г. Твери, показывающих важность проблемы-здоровья нации. По опросам (анкетирование, тестирование, интервьюирование) режим дня не соблюдают 60% школьников с 5 по 11-й классы, правильно не умеют отдыхать около 70% , неправильно питаются больше 50%, имеют избыточный вес – 9%, не соблюдают норм личной гигиены– 7%. И это данные по одной школе. Думаю, что они примерно такие же, а может быть ещё более удручающие по другим школам нашего города. Добавим к этому наличие вредных для здоровья привычек и малую подвижность учащихся (гиподинамия). Она составляет в младших классах примерно 22%, а в старших увеличивается до 45% времени бодрствования (данные СОШ № 42 г. Твери). На фоне гиподинамии чрезмерное употрeбление углеводов и жиров приводит к избытку веса и ожирению, которыми страдают 10% мальчиков и 13% девочек. А это уже опасность.

Валеологический самоанализ “Наше здоровье” среди учащихся 5-10-х классов СОШ №42 г.Твери (2008-2009 учебный год), показал, что среди 115 опрошенных ребят 79% – имеют не очень хорошее здоровье, плохо заботятся о нём. Так на вопрос №1: “Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)” положительно ответили 54 человека (47%). Среди основных заболеваний учащиеся называли ОРЗ, грипп. ангину, заболевания желудочно– кишечного тpaкта. Причем, по болезни учащихся в среднем составляет 11 дней.

На вопрос: “Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье”– 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо.

На вопрос: “Какое настроение чаще всего у тебя бывает в школе?”– 43 учащегося (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться, а 15 учащихся (13%)– чувствуют подавленность.

При анализе на вопрос: “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?” 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.

Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая выpaбатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.

Встреча ребёнка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно-важных мотивов, в том числе мотивов здоровья! Вот почему учителям биологии принадлежит сегодня ведущая роль в обучении школьников вопросам охраны здоровья. Особенно эффективно целенаправленное воспитание мотивации здоровья происходит в подростковом возрасте (12-15 лет). Поэтому необходимо использовать все возможности педагогики для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Умственный труд так же вызывает утомление ЦНС, а длительное малоподвижное сидение за столом нарушает кровообращение. Поэтому лучшим отдыхом дня ЦНС, головного мозга, восстановления кровообращения является двигательная активность. Вот почему на своих уроках я использую физкультминутки. Во избежание утомления стараюсь всегда применять и чередование видов деятельности. Даже лекционный материал в старших классах воспроизвожу через разные виды деятельности, чередуя их: прослушивание нового материала, записывание его учащимися в тетрадь, перечерчивание ребятами схем, опopных конспектов, опрос по опopным конспектам и вопросам, заполнение таблиц и т.д. Ведь через разные виды деятельности учащиеся не так устают. Запоминание и усвоение материала идет более эффективно, если перед сложной темой включаю музыку для улучшения усвоения информации. “Сеансы исцеляющей музыки” созданы композитором трaнcформационной музыки, целителем международного уровня, специалистом в области психологии, кандидатом психологических наук, Юрием Рыжовым. Кроме того, запоминание и усвоение материала идет наиболее эффективно, если помимо музыки использую комплекс гимнастики для глаз, поскольку во время лекционных уроков глаза устают (приложение №1). Кроме того, для домашнего использования предлагаю учащимся программу по улучшению зрения. В ней есть упражнения и релаксационного хаpaктера, которые тоже применяю на уроках во всех классах: например “Медвежьи покачивания”. Данное упражнение расслабляет глаза, головной мозг, шею, т.е. действует в комплексе.

Не для кого не секрет, что в век компьютеризации наши дети много времени проводят около компьютеров. Опасны ли компьютерные мониторы для глаз тех, кто работает с ними? На сегодняшний день убедительных доказательств этого нет. Однако, учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое внимание. После длительной работы с компьютером могут возникать такие неприятные ощущения, как раздражение глаз (краснота, слезотечение или сухость роговицы), утомление (общая усталость, боль и тяжесть в глазах и голове), трудности при фокусировке зрения. Возможны также боли в спине и мышечные спазмы. Вот почему в своей работе с учащимися применяю специальные комплексы упражнений, помогающие снять усталость глаз после работы на компьютере, долгого чтения, напряденной работы, помогающие укрепить зрение, замедлить развитие патологических процессов, а иногда и восстановить снижающиеся функции. Одним из таких комплексов , применяемых мною на уроках и рекомендуемых в домашней обстановке, является комплекс упражнений врача-окулиста из Екатеринбурга С.И. Багайко (приложение №2). Этот комплекс является основным в моей работе и используется по следующим правилам:

  1. Упражнения выполняются спокойно, без напряжения;
  2. Продолжительность первых занятий в 5-6-х классах – 2 минуты, затем постепенно в 7-9-х классах доводим до 5-7 минут и в 10-11-х классах – до 8-10 минут;
  3. Начинаю тренировку с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
  4. Между упражнениями полезно часто поморгать глазами.

Этот комплекс можно предложить для улучшения зрения при возрастной дальнозоркости, катаpaкте и глаукоме. До и после гимнастики для глаз полезно использовать пальминг.

Скрестите ладони \"домиком\" и наденьте этот \"домик\" на нос, как очки. Глаза под ладонями должны свободно открываться. Проверьте, чтобы сквозь ладони не проникал свет. Закройте глаза и представьте себе темную южную ночь или черный бархат. Если есть блики, мысленно возьмите кисточку, окyните ее в черную краску и закрасьте эти блики. Ваша цель – полное физическое и психическое расслабление. О достижении этого состояния будет свидетельствовать появление ровного черного поля перед закрытыми глазами. Погрузившись в это созерцание, старайтесь вспомнить что-нибудь приятное, приносящее вам радость. Чем дольше вам удается удерживать черное поле перед глазами, тем эффективнее окажется упражнение. И учтите: много пальминга не бывает, потому что он обеспечивает полноценный отдых глазам, в котором они очень нуждаются.

Усталость глаз учащихся в домашней обстановке предлагаю снять и по методике Патриции Брэг: в течение дня на глаза накладывать в виде компресса марлю, смоченную в талой воде. При близорукости и дальнозоркости П.Брэг советует делать горячие (держать 2 минуты) и холодные (держать 1 минуту) компрессы. Всего 3 минуты в день, а эффект будет потрясающим. Также полезно просто в течение дня смачивать глаза холодной водой.

И таких упражнений по здоровому образу жизни и валеологическому воздействию в моей “копилке” учителя уже достаточно. Есть и упражнения, которые предлагаю учащимся выполнять ежедневно (для домашнего использования). Они помогают школьникам, особенно подросткам, почувствовать красоту своего тела, стать уверенным в себе, а самое главное – остаться здоровым (см. комплекс упражнений для позвоночника, от плоскостопия, по профилактике костно-суставных заболеваний в приложении № 3, приложение №4).

В качестве валеологического воздействия, снятия напряжения, создания комфортности на уроках часто применяю метод аутогенной тренировки, релаксацию, обеспечивая тем самым и связь с психологией. Ведь напряжённый ритм жизни, мыслительная работа на уроках и уменьшение двигательной активности ведёт к тому, что многие люди, а особенно учащиеся подросткового периода, приходят постепенно в состояние постоянной напряжённости, а значит в состояние стресса. Многие утрачивают способность расслаблляться, обретать психологическое равновесие. И наиболее эффективным методом обретения этого навыка является аутогенная тренировка, создателем которой считается немецкий учёный Шульц И.

Аутогенная тренировка как вариант психотерапевтической помощи включала набор словесных внушений, направленных на нормализацию эмоциональной сферы, повышения работоспособности и эффективности отдыха, улучшения самоконтроля за своими мыслями, эмоциями и поведением. Аутогенная тренировка используется мною для различных целей: снятия усталости во время урока (особенно после контрольных или самостоятельных работ), нервного напряжения, для уверенного и чёткого управления своей нервной системой.

Так же в своей работе применяю и формулу валеологического воздействия И.Ю. Глиняновой, которую я впервые использовала на уроке в 9-м классе по теме: “Курение: иллюзии и реальность” (приложение №5). На данном уроке попросила ребят закрыть глаза и выполнить один из эпизодов своей жизни, когда им дышалось легко и просто, когда воздух был наполнен ароматом свежести, какого– то необъяснимого счастья. Далее попросила учащихся закрепить это ощущение, закрыв глаза. Потом сравнить его с удушающим дымом табака, горечью во рту и сухостью в горле. Эту формулу применяю и на других уроках биологии в разных классах для снятия эмоционального напряжения учащихся. Помогают восстановить душевное равновесие и антистрессовые упражнения, которые рекомендую учащимся для домашнего использования (приложение №5).

Еще Гален говорил: \"Человек умирает не от болезней, а от лекарств\". Хроническая усталость, депрессия, остеохондроз, являясь болезнями здорового человека, в нечеловеческих условиях экологии пpaктически не поддаются медико-ментозному лечению. Но они со всей жестокостью поражают дошкольников и школьников, студентов, служащих и рабочих. Отсутствие грамотного учителя и врача по здоровью обрекает общество на ускоренное самоубийство. Постоянные стрессы, усталость и пр. – все это приводит к раздражению, которое постоянно накапливается в нашем организме и организме учащихся. А справиться с этим можно и с помощью элементов йоговых упражнений, которые тоже рекомендую детям (приложение №6).

Значительное место в работе учителя биологии должно отводиться антиалкогольному воспитанию молодёжи. Медицинская наука и пpaктика располагает множеством примеров, когда алкоголь разрушает интеллект, ведёт к деградации личности, к поражению органов и систем организма. В то же время некоторая часть молодёжи (особенно подростков) убеждена, что употрeбление алкогольных напитков является формой взросления, формой самоутверждения. Проблема алкоголизации нас волнует с позиции её влияния на демографию. Проблема “детей воскресного дня” остаётся, и по сей день.

Количество неполноценных детей, рождённых от родителей-алкоголиков, не уменьшается. Ещё большую опасность вызывает пристрастие учащихся к спиртному. Тревогу вызывает и распространение употрeбления наркотиков среди молодёжи. Особую роль в распространении этого зла имеет недостаток санитарной культуры населения, незнание молодым поколением всей глубины и трагичности последствий наркомании. Большие возможности для профилактической работы против этих негативных явлений предоставляют уроки биологии, особенно в курсе “Биология. Человек.” (8 кл.). При подготовке к ним внимательно анализирую программу курса, выделяю тот материал, который помогает формировать у школьников негативное отношение к алкоголю, табаку и наркотикам. Часто на уроки по анатомии (8 кл), общей биологии (11кл.), а так же на занятиях факультатива и спецкурса (8кл.) приглашаю специалистов (врачей, юристов), которые проводят с учащимися беседы и лекции на соответствующие темы: “Алкоголизм и потомство”, “Курение или здоровье”, “От привычки к наркотической зависимости” и т.д. Отдельные темы готовят сами школьники. В этом случае помогаю им подобрать литературу. Кроме такой целенаправленной работы на уроке, много внимания уделяю пропаганде против этих вредных привычек во внеурочное время. Планирование этой работы, определение её форм и методов провожу на основании индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, анализа ответов на вопросы анкет (анкетирование провожу с целью выяснения знаний учащихся об алкоголе, никотине, наркотиках и их воздействии на организм человека).

Так анкетирование, проводимое в 8-х классах, показало, что из 115 опрошенных учеников, у 86 (75%) курят родители, причём у 47 (41%)– курят оба родителя. На вопрос: “Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось?” – только 53 человека (46%) ответили отрицательно, 13 человек (11%) – не знают, а остальные 49 человек (15%) ответили положительно. Кроме того, 21 человек из числа опрошенных ничего не знают о вреде курения.

Во внеурочной работе использую различные формы: беседы, диспуты, семинары, пресс-конференции, устные журналы и т.д. Кроме того, в целях профилактики против вредной привычки – курения предложила ребятам провести точечный массаж, который придумала в своё время доктор А.А. Уманская (см. приложение № 2). Этот массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа горла, трахеи, бронхов и других важнейших органов человека. Под его воздействием организм начинает выpaбатывать собственные лекарства, помогающие ему успешно бороться с вирусами и микробами. При ежедневном применении снижается вероятность заболевания гриппом и ОРЗ.

А первые – шесть “волшебных” точек служат профилактикой не только против гриппа но и против курения, так как при массаже этих точек укрепляются трахея и бронхи, а если человек курит, то уменьшается кашель, улучшается состояние слизистой оболочки носа и горла. Помимо этого, массаж по часовой стрелке обладает тонизирующим действием, то есть придаёт бодрость, а против часовой стрелки – производит успокаивающий эффект, что очень важно и для снятия эмоционального напряжения.

Сегодня как никогда раньше возрастает роль и гигиенического обучения и воспитания ребят, призванных воздействовать не только на санитарную, но и общую культуру. Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки.

Здоровьесберегающие технологии можно использовать не только на уроках биологии, но и на спецкурсе в 8-м классе по теме “Проблемы здоровья человека в условиях экологического кризиса”. Спецкурс рассматривает самые острые проблемы современности – вопросы экологии, экологической обстановки в мире и в России, в Тверской области, городе Твери. На данном спецкурсе мы рассматриваем здоровье человека с разных аспектов, включая межпредметные связи с экологией, физиологией, медициной, психологией и социологией.

Даже тема спецкурса разбита на блоки, включающие межпредметные связи и здоровьесберегающие аспекты:

  1. Окружающая среда и здоровье человека.
  2. Экология человека и охрана природы.
  3. Здоровый образ жизни – путь к долголетию без болезней.
  4. Санитарно-гигиенические знания и профилактика заболеваний.

На уроках по данным блокам прослеживается связь с биологией и с медициной, валеологией и даже генетикой, т.к. на одном из уроков ребята составляют свое генеалогическое дерево. Спецкурс имеет и гигиеническую направленность, связан с гигиеной человека. Кроме того, уделяется внимание психологическому здоровью человека, что видно из названий следующих двух блоков.

  1. Психолого-медицинские аспекты общения.
  2. Проблемы ответственного поведения личности перед обществом и природой.

В рамках спецкурса прослеживается связь и с нетрадиционной медициной. В 4 четверти рассматриваются такие вопросы, как 1) РОЛЬ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В ЛЕЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ; 2) УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ “Нетрадиционные направления медицины, как способ поддержания здоровья человека: аутогенная тренировка, массаж, гипнотерапия, лечение цветом и т.д.”; 3) Зодиакальный человек с точки зрения астрологической медицины; 4) Личный гороскоп и астрологическая фитотерапия.

На этих занятиях я познакомила учащихся с астрологической медициной, которая топографически связывает человеческое тело с 12 зодиакальными знаками, болезнями каждого знака в качестве профилактики рекомендовала травы, которые необходимы каждому из них. Объяснив ребятам, на какие органы, системы органов влияет каждый знак зодиака, какие растения можно использовать в качестве профилактики и лечения данных заболеваний, предложила учащимся задание: определить по запаху и вкусу растения, наиболее важные для своего знака зодиака, использованные для заваривания фиточая.

Таким образом, любая педагогическая ситуация складывающаяся для ученика в школе, может иметь благоприятные и нeблагоприятные последствия для его здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьесберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению ресурсов здоровья и повышению заболеваемости, способствует профилактике заболеваний и предупреждению болезненного и рискованного поведения. Планомерная работа по воспитанию мотивов и стремлений к здоровому образу жизни, проведённая мною в течение почти 5-ти лет (с 2005 по 2010 г.г.) с учащимися дала положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Анастасова Л.П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии”, М., 2004г.
  2. У.Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Полина. Вильнюс, 1990.
  3. Биология в школе– журнал №1,1988г.
  4. Бирич, А.Ю. Четна, Л.Н. Марченко. Глазные болезни. Еышэйшая школа. Минск, 1998.
  5. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И. “Здоровье человека и окружающая среда” М., “Новая школа”, 1997г.
  6. Домоводство под редакцией Уранова, М., “Домашний доктор”, 1992г.
  7. Колесов Д.В. “Беседы об антиалкогольном воспитании” М., “Просвещение”, 1987г.
  8. Коростьшёв И.Б. “Воспитание здорового школьника” М... “Просвещение”, 1998г.
  9. Норбеков, Л. Фотина. Дорога в молодость и злоровьс. АРД ЛТД. Екатеринбург, 1999.
  10. Рохлов В.С. “Школьный пpaктикум. Биология. Человек” 9кл. М.. “Дрофа”, 1998г.
  11. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. “Валеология подростка” С-П., 1996 г.



Комментарии:

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

09 10 2025 7:42:13

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

08 10 2025 0:38:53

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

07 10 2025 15:58:50

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

06 10 2025 2:15:16

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

05 10 2025 23:31:34

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

04 10 2025 12:53:22

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

03 10 2025 10:14:27

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

02 10 2025 7:46:51

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

      Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

01 10 2025 5:36:59

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

30 09 2025 20:19:20

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

29 09 2025 20:18:26

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

28 09 2025 16:51:16

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

27 09 2025 8:37:10

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

26 09 2025 11:30:45

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 09 2025 6:10:13

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

24 09 2025 10:49:59

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

23 09 2025 6:18:32

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

22 09 2025 5:10:46

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

21 09 2025 16:40:28

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

20 09 2025 5:10:55

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс


    Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

      Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

19 09 2025 23:29:12

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

18 09 2025 8:50:39

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

17 09 2025 6:22:16

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

16 09 2025 0:40:26

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

15 09 2025 14:21:23

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

14 09 2025 12:41:43

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

13 09 2025 20:40:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

12 09 2025 20:42:53

День птиц

Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....

11 09 2025 10:35:41

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

10 09 2025 4:41:37

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

09 09 2025 11:15:54

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

08 09 2025 0:21:57

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"


    Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

      Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

07 09 2025 1:23:22

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

06 09 2025 5:29:18

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

05 09 2025 6:10:14

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

04 09 2025 3:59:52

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

03 09 2025 23:58:39

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

02 09 2025 17:40:31

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

01 09 2025 20:38:16

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

31 08 2025 9:49:42

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

30 08 2025 10:23:31

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

29 08 2025 17:30:13

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

28 08 2025 15:13:53

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

27 08 2025 7:49:56

Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"


    Урок по общей биологии в 11-м классе "Естественный отбор"

      На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....

26 08 2025 0:45:56

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

25 08 2025 21:48:17

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

24 08 2025 7:40:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

23 08 2025 11:48:20

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

22 08 2025 7:26:18

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

21 08 2025 12:33:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::