Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Мы привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

В это же время сложившаяся система школьного обучения не формирует должной мотивации к здоровью, здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употрeбллять наркотики вредно, но очень многие взрослые подвержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

На сегодняшний день средняя продолжительность жизни в России меньше, чем в развитых странах, давно уже преодолевших 70-летний рубеж. Так, в США и Франции она составляет 75 лет, в Японии – 77 лет. В России в 60-х г.г. XX в. отставание от наиболее передовых в этом отношении стран было пpaктически преодолено, и средняя продолжительность жизни в этот период равнялась 70 годам. Однако после 1992 г. средняя продолжительность жизни в России снизилась в среднем до 59,5 лет. Как и за рубежом, заболеваемость населения России определяют в основном 5 классов болезней, составляющих 2/3 всех заболеваний:

  1. Сердечно-сосудистой системы.
  2. Органов дыхания (1/3 всех заболеваний).
  3. Травмы и несчастные случаи.
  4. Нервной системы и органов чувств.
  5. Органов пищеварения.

Выраженную тенденцию у росту имеют такие заболевания, как злокачественные новообразования, сахарный диабет, вирусные заболевания (в т.ч. СПИД). У женщин чаще возникает гипертоническая болезнь, холецистит, неврозы; у мужчин – язвенная болезнь, травмы, инфаркт миокарда. Около 80% населения расстается с жизнью по одной из этих причин.

Не менее тревожно обстоят дела со здоровьем детей России дошкольного и школьного возраста. Особенности современных условий жизни предъявляют организму детей и подростков более высокие требования. За последние годы у 70-80% детей, поступающих в 1-й класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. До 30% детей имеют речевые нарушения, до 40% – хронические заболевания дыхательных путей.

Ещё советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся лечению только, совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Вот лишь несколько цифр по СОШ № 42 г. Твери, показывающих важность проблемы-здоровья нации. По опросам (анкетирование, тестирование, интервьюирование) режим дня не соблюдают 60% школьников с 5 по 11-й классы, правильно не умеют отдыхать около 70% , неправильно питаются больше 50%, имеют избыточный вес – 9%, не соблюдают норм личной гигиены– 7%. И это данные по одной школе. Думаю, что они примерно такие же, а может быть ещё более удручающие по другим школам нашего города. Добавим к этому наличие вредных для здоровья привычек и малую подвижность учащихся (гиподинамия). Она составляет в младших классах примерно 22%, а в старших увеличивается до 45% времени бодрствования (данные СОШ № 42 г. Твери). На фоне гиподинамии чрезмерное употрeбление углеводов и жиров приводит к избытку веса и ожирению, которыми страдают 10% мальчиков и 13% девочек. А это уже опасность.

Валеологический самоанализ “Наше здоровье” среди учащихся 5-10-х классов СОШ №42 г.Твери (2008-2009 учебный год), показал, что среди 115 опрошенных ребят 79% – имеют не очень хорошее здоровье, плохо заботятся о нём. Так на вопрос №1: “Болел ли ты за последние полгода? (Если болел, то перечисли заболевания)” положительно ответили 54 человека (47%). Среди основных заболеваний учащиеся называли ОРЗ, грипп. ангину, заболевания желудочно– кишечного тpaкта. Причем, по болезни учащихся в среднем составляет 11 дней.

На вопрос: “Как ты считаешь: хорошо ли ты заботишься о своём здоровье”– 37 учащихся (32%) ответили, что никак не забочусь или плохо.

На вопрос: “Какое настроение чаще всего у тебя бывает в школе?”– 43 учащегося (37%) устают, 23 (20%) –трудно учиться, а 15 учащихся (13%)– чувствуют подавленность.

При анализе на вопрос: “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?” 59 учащихся (51%) помогают по дому и только 9 учащихся (8%) привлекаются к совместным оздоровительным занятиям.

Таким образом, исходя из проведённого самоанализа видно, что отклонения в состоянии здоровья (вплоть до болезни) часто имеют именно поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая выpaбатывается путём воспитания. Здоровый образ жизни современного человека не может сложиться без формирования путём целенаправленного воспитания мотивации здоровья.

Встреча ребёнка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно-важных мотивов, в том числе мотивов здоровья! Вот почему учителям биологии принадлежит сегодня ведущая роль в обучении школьников вопросам охраны здоровья. Особенно эффективно целенаправленное воспитание мотивации здоровья происходит в подростковом возрасте (12-15 лет). Поэтому необходимо использовать все возможности педагогики для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.

При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Умственный труд так же вызывает утомление ЦНС, а длительное малоподвижное сидение за столом нарушает кровообращение. Поэтому лучшим отдыхом дня ЦНС, головного мозга, восстановления кровообращения является двигательная активность. Вот почему на своих уроках я использую физкультминутки. Во избежание утомления стараюсь всегда применять и чередование видов деятельности. Даже лекционный материал в старших классах воспроизвожу через разные виды деятельности, чередуя их: прослушивание нового материала, записывание его учащимися в тетрадь, перечерчивание ребятами схем, опopных конспектов, опрос по опopным конспектам и вопросам, заполнение таблиц и т.д. Ведь через разные виды деятельности учащиеся не так устают. Запоминание и усвоение материала идет более эффективно, если перед сложной темой включаю музыку для улучшения усвоения информации. “Сеансы исцеляющей музыки” созданы композитором трaнcформационной музыки, целителем международного уровня, специалистом в области психологии, кандидатом психологических наук, Юрием Рыжовым. Кроме того, запоминание и усвоение материала идет наиболее эффективно, если помимо музыки использую комплекс гимнастики для глаз, поскольку во время лекционных уроков глаза устают (приложение №1). Кроме того, для домашнего использования предлагаю учащимся программу по улучшению зрения. В ней есть упражнения и релаксационного хаpaктера, которые тоже применяю на уроках во всех классах: например “Медвежьи покачивания”. Данное упражнение расслабляет глаза, головной мозг, шею, т.е. действует в комплексе.

Не для кого не секрет, что в век компьютеризации наши дети много времени проводят около компьютеров. Опасны ли компьютерные мониторы для глаз тех, кто работает с ними? На сегодняшний день убедительных доказательств этого нет. Однако, учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое внимание. После длительной работы с компьютером могут возникать такие неприятные ощущения, как раздражение глаз (краснота, слезотечение или сухость роговицы), утомление (общая усталость, боль и тяжесть в глазах и голове), трудности при фокусировке зрения. Возможны также боли в спине и мышечные спазмы. Вот почему в своей работе с учащимися применяю специальные комплексы упражнений, помогающие снять усталость глаз после работы на компьютере, долгого чтения, напряденной работы, помогающие укрепить зрение, замедлить развитие патологических процессов, а иногда и восстановить снижающиеся функции. Одним из таких комплексов , применяемых мною на уроках и рекомендуемых в домашней обстановке, является комплекс упражнений врача-окулиста из Екатеринбурга С.И. Багайко (приложение №2). Этот комплекс является основным в моей работе и используется по следующим правилам:

  1. Упражнения выполняются спокойно, без напряжения;
  2. Продолжительность первых занятий в 5-6-х классах – 2 минуты, затем постепенно в 7-9-х классах доводим до 5-7 минут и в 10-11-х классах – до 8-10 минут;
  3. Начинаю тренировку с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
  4. Между упражнениями полезно часто поморгать глазами.

Этот комплекс можно предложить для улучшения зрения при возрастной дальнозоркости, катаpaкте и глаукоме. До и после гимнастики для глаз полезно использовать пальминг.

Скрестите ладони \"домиком\" и наденьте этот \"домик\" на нос, как очки. Глаза под ладонями должны свободно открываться. Проверьте, чтобы сквозь ладони не проникал свет. Закройте глаза и представьте себе темную южную ночь или черный бархат. Если есть блики, мысленно возьмите кисточку, окyните ее в черную краску и закрасьте эти блики. Ваша цель – полное физическое и психическое расслабление. О достижении этого состояния будет свидетельствовать появление ровного черного поля перед закрытыми глазами. Погрузившись в это созерцание, старайтесь вспомнить что-нибудь приятное, приносящее вам радость. Чем дольше вам удается удерживать черное поле перед глазами, тем эффективнее окажется упражнение. И учтите: много пальминга не бывает, потому что он обеспечивает полноценный отдых глазам, в котором они очень нуждаются.

Усталость глаз учащихся в домашней обстановке предлагаю снять и по методике Патриции Брэг: в течение дня на глаза накладывать в виде компресса марлю, смоченную в талой воде. При близорукости и дальнозоркости П.Брэг советует делать горячие (держать 2 минуты) и холодные (держать 1 минуту) компрессы. Всего 3 минуты в день, а эффект будет потрясающим. Также полезно просто в течение дня смачивать глаза холодной водой.

И таких упражнений по здоровому образу жизни и валеологическому воздействию в моей “копилке” учителя уже достаточно. Есть и упражнения, которые предлагаю учащимся выполнять ежедневно (для домашнего использования). Они помогают школьникам, особенно подросткам, почувствовать красоту своего тела, стать уверенным в себе, а самое главное – остаться здоровым (см. комплекс упражнений для позвоночника, от плоскостопия, по профилактике костно-суставных заболеваний в приложении № 3, приложение №4).

В качестве валеологического воздействия, снятия напряжения, создания комфортности на уроках часто применяю метод аутогенной тренировки, релаксацию, обеспечивая тем самым и связь с психологией. Ведь напряжённый ритм жизни, мыслительная работа на уроках и уменьшение двигательной активности ведёт к тому, что многие люди, а особенно учащиеся подросткового периода, приходят постепенно в состояние постоянной напряжённости, а значит в состояние стресса. Многие утрачивают способность расслаблляться, обретать психологическое равновесие. И наиболее эффективным методом обретения этого навыка является аутогенная тренировка, создателем которой считается немецкий учёный Шульц И.

Аутогенная тренировка как вариант психотерапевтической помощи включала набор словесных внушений, направленных на нормализацию эмоциональной сферы, повышения работоспособности и эффективности отдыха, улучшения самоконтроля за своими мыслями, эмоциями и поведением. Аутогенная тренировка используется мною для различных целей: снятия усталости во время урока (особенно после контрольных или самостоятельных работ), нервного напряжения, для уверенного и чёткого управления своей нервной системой.

Так же в своей работе применяю и формулу валеологического воздействия И.Ю. Глиняновой, которую я впервые использовала на уроке в 9-м классе по теме: “Курение: иллюзии и реальность” (приложение №5). На данном уроке попросила ребят закрыть глаза и выполнить один из эпизодов своей жизни, когда им дышалось легко и просто, когда воздух был наполнен ароматом свежести, какого– то необъяснимого счастья. Далее попросила учащихся закрепить это ощущение, закрыв глаза. Потом сравнить его с удушающим дымом табака, горечью во рту и сухостью в горле. Эту формулу применяю и на других уроках биологии в разных классах для снятия эмоционального напряжения учащихся. Помогают восстановить душевное равновесие и антистрессовые упражнения, которые рекомендую учащимся для домашнего использования (приложение №5).

Еще Гален говорил: \"Человек умирает не от болезней, а от лекарств\". Хроническая усталость, депрессия, остеохондроз, являясь болезнями здорового человека, в нечеловеческих условиях экологии пpaктически не поддаются медико-ментозному лечению. Но они со всей жестокостью поражают дошкольников и школьников, студентов, служащих и рабочих. Отсутствие грамотного учителя и врача по здоровью обрекает общество на ускоренное самоубийство. Постоянные стрессы, усталость и пр. – все это приводит к раздражению, которое постоянно накапливается в нашем организме и организме учащихся. А справиться с этим можно и с помощью элементов йоговых упражнений, которые тоже рекомендую детям (приложение №6).

Значительное место в работе учителя биологии должно отводиться антиалкогольному воспитанию молодёжи. Медицинская наука и пpaктика располагает множеством примеров, когда алкоголь разрушает интеллект, ведёт к деградации личности, к поражению органов и систем организма. В то же время некоторая часть молодёжи (особенно подростков) убеждена, что употрeбление алкогольных напитков является формой взросления, формой самоутверждения. Проблема алкоголизации нас волнует с позиции её влияния на демографию. Проблема “детей воскресного дня” остаётся, и по сей день.

Количество неполноценных детей, рождённых от родителей-алкоголиков, не уменьшается. Ещё большую опасность вызывает пристрастие учащихся к спиртному. Тревогу вызывает и распространение употрeбления наркотиков среди молодёжи. Особую роль в распространении этого зла имеет недостаток санитарной культуры населения, незнание молодым поколением всей глубины и трагичности последствий наркомании. Большие возможности для профилактической работы против этих негативных явлений предоставляют уроки биологии, особенно в курсе “Биология. Человек.” (8 кл.). При подготовке к ним внимательно анализирую программу курса, выделяю тот материал, который помогает формировать у школьников негативное отношение к алкоголю, табаку и наркотикам. Часто на уроки по анатомии (8 кл), общей биологии (11кл.), а так же на занятиях факультатива и спецкурса (8кл.) приглашаю специалистов (врачей, юристов), которые проводят с учащимися беседы и лекции на соответствующие темы: “Алкоголизм и потомство”, “Курение или здоровье”, “От привычки к наркотической зависимости” и т.д. Отдельные темы готовят сами школьники. В этом случае помогаю им подобрать литературу. Кроме такой целенаправленной работы на уроке, много внимания уделяю пропаганде против этих вредных привычек во внеурочное время. Планирование этой работы, определение её форм и методов провожу на основании индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, анализа ответов на вопросы анкет (анкетирование провожу с целью выяснения знаний учащихся об алкоголе, никотине, наркотиках и их воздействии на организм человека).

Так анкетирование, проводимое в 8-х классах, показало, что из 115 опрошенных учеников, у 86 (75%) курят родители, причём у 47 (41%)– курят оба родителя. На вопрос: “Пробовал ли курить сам – понравилось, не понравилось?” – только 53 человека (46%) ответили отрицательно, 13 человек (11%) – не знают, а остальные 49 человек (15%) ответили положительно. Кроме того, 21 человек из числа опрошенных ничего не знают о вреде курения.

Во внеурочной работе использую различные формы: беседы, диспуты, семинары, пресс-конференции, устные журналы и т.д. Кроме того, в целях профилактики против вредной привычки – курения предложила ребятам провести точечный массаж, который придумала в своё время доктор А.А. Уманская (см. приложение № 2). Этот массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа горла, трахеи, бронхов и других важнейших органов человека. Под его воздействием организм начинает выpaбатывать собственные лекарства, помогающие ему успешно бороться с вирусами и микробами. При ежедневном применении снижается вероятность заболевания гриппом и ОРЗ.

А первые – шесть “волшебных” точек служат профилактикой не только против гриппа но и против курения, так как при массаже этих точек укрепляются трахея и бронхи, а если человек курит, то уменьшается кашель, улучшается состояние слизистой оболочки носа и горла. Помимо этого, массаж по часовой стрелке обладает тонизирующим действием, то есть придаёт бодрость, а против часовой стрелки – производит успокаивающий эффект, что очень важно и для снятия эмоционального напряжения.

Сегодня как никогда раньше возрастает роль и гигиенического обучения и воспитания ребят, призванных воздействовать не только на санитарную, но и общую культуру. Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки.

Здоровьесберегающие технологии можно использовать не только на уроках биологии, но и на спецкурсе в 8-м классе по теме “Проблемы здоровья человека в условиях экологического кризиса”. Спецкурс рассматривает самые острые проблемы современности – вопросы экологии, экологической обстановки в мире и в России, в Тверской области, городе Твери. На данном спецкурсе мы рассматриваем здоровье человека с разных аспектов, включая межпредметные связи с экологией, физиологией, медициной, психологией и социологией.

Даже тема спецкурса разбита на блоки, включающие межпредметные связи и здоровьесберегающие аспекты:

  1. Окружающая среда и здоровье человека.
  2. Экология человека и охрана природы.
  3. Здоровый образ жизни – путь к долголетию без болезней.
  4. Санитарно-гигиенические знания и профилактика заболеваний.

На уроках по данным блокам прослеживается связь с биологией и с медициной, валеологией и даже генетикой, т.к. на одном из уроков ребята составляют свое генеалогическое дерево. Спецкурс имеет и гигиеническую направленность, связан с гигиеной человека. Кроме того, уделяется внимание психологическому здоровью человека, что видно из названий следующих двух блоков.

  1. Психолого-медицинские аспекты общения.
  2. Проблемы ответственного поведения личности перед обществом и природой.

В рамках спецкурса прослеживается связь и с нетрадиционной медициной. В 4 четверти рассматриваются такие вопросы, как 1) РОЛЬ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В ЛЕЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ; 2) УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ “Нетрадиционные направления медицины, как способ поддержания здоровья человека: аутогенная тренировка, массаж, гипнотерапия, лечение цветом и т.д.”; 3) Зодиакальный человек с точки зрения астрологической медицины; 4) Личный гороскоп и астрологическая фитотерапия.

На этих занятиях я познакомила учащихся с астрологической медициной, которая топографически связывает человеческое тело с 12 зодиакальными знаками, болезнями каждого знака в качестве профилактики рекомендовала травы, которые необходимы каждому из них. Объяснив ребятам, на какие органы, системы органов влияет каждый знак зодиака, какие растения можно использовать в качестве профилактики и лечения данных заболеваний, предложила учащимся задание: определить по запаху и вкусу растения, наиболее важные для своего знака зодиака, использованные для заваривания фиточая.

Таким образом, любая педагогическая ситуация складывающаяся для ученика в школе, может иметь благоприятные и нeблагоприятные последствия для его здоровья. Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьесберегающим, если их систематическое использование не приводит к снижению ресурсов здоровья и повышению заболеваемости, способствует профилактике заболеваний и предупреждению болезненного и рискованного поведения. Планомерная работа по воспитанию мотивов и стремлений к здоровому образу жизни, проведённая мною в течение почти 5-ти лет (с 2005 по 2010 г.г.) с учащимися дала положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Анастасова Л.П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии”, М., 2004г.
  2. У.Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Полина. Вильнюс, 1990.
  3. Биология в школе– журнал №1,1988г.
  4. Бирич, А.Ю. Четна, Л.Н. Марченко. Глазные болезни. Еышэйшая школа. Минск, 1998.
  5. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И. “Здоровье человека и окружающая среда” М., “Новая школа”, 1997г.
  6. Домоводство под редакцией Уранова, М., “Домашний доктор”, 1992г.
  7. Колесов Д.В. “Беседы об антиалкогольном воспитании” М., “Просвещение”, 1987г.
  8. Коростьшёв И.Б. “Воспитание здорового школьника” М... “Просвещение”, 1998г.
  9. Норбеков, Л. Фотина. Дорога в молодость и злоровьс. АРД ЛТД. Екатеринбург, 1999.
  10. Рохлов В.С. “Школьный пpaктикум. Биология. Человек” 9кл. М.. “Дрофа”, 1998г.
  11. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. “Валеология подростка” С-П., 1996 г.



Комментарии:

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

07 02 2025 20:41:32

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

06 02 2025 5:18:19

Строение и функции кожи


    Строение и функции кожи

      Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....

05 02 2025 1:20:11

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс


    Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

      Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

04 02 2025 18:14:56

Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"


    Модульный урок по биологии в 6-м классе "Размножение и оплодотворение у растений"

      На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....

03 02 2025 15:14:58

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

02 02 2025 15:37:16

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

01 02 2025 20:22:44

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

31 01 2025 20:52:46

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

30 01 2025 19:43:36

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

29 01 2025 15:13:22

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

28 01 2025 8:27:52

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

27 01 2025 7:20:48

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

26 01 2025 3:39:19

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

25 01 2025 17:12:49

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

24 01 2025 11:22:34

Урок-проект "Рыбы Тверской области"


    Урок-проект "Рыбы Тверской области"

      Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....

23 01 2025 15:16:17

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

22 01 2025 5:35:43

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

21 01 2025 8:53:23

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

20 01 2025 7:38:42

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

19 01 2025 3:35:39

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

18 01 2025 21:41:47

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

17 01 2025 22:59:26

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

16 01 2025 14:13:57

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

15 01 2025 19:56:28

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

14 01 2025 22:54:48

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

13 01 2025 14:56:55

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

12 01 2025 16:21:55

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

11 01 2025 2:40:16

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

10 01 2025 20:12:58

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

09 01 2025 14:38:14

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

08 01 2025 14:19:26

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

07 01 2025 7:21:43

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

06 01 2025 7:49:46

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....

05 01 2025 22:57:22

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"


    Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

      Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

04 01 2025 0:34:24

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

03 01 2025 23:17:16

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

02 01 2025 7:35:17

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

01 01 2025 6:42:51

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

31 12 2024 1:30:17

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

30 12 2024 9:48:37

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

29 12 2024 16:38:51

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

28 12 2024 7:18:46

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

27 12 2024 9:18:43

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

26 12 2024 15:36:53

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

25 12 2024 13:11:11

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

24 12 2024 1:44:53

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

23 12 2024 23:47:48

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

      При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

22 12 2024 15:46:55

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс


    План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

      Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

21 12 2024 5:33:20

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

20 12 2024 7:11:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::