Господин кабан и свинка-господинка > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Господин кабан и свинка-господинка


    Господин кабан и свинка-господинка

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с многообразием представителей семейства свиньи.
  2. Развитие умения учащихся самостоятельно работать с литературными источниками, компьютерными дисками с целью формирования познавательной активности к предмету.
  3. Развитие монологической речи учащихся, актёрских навыков.

Оборудование:

  1. ПК, CD “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия” 2004.
  2. Выставка книг по теме занятия (энциклопедии, справочники и др.)
  3. Фотоаппарат для натуралиста.

В помещении, где проводится данное мероприятие, имеется географическая карта. Зал оформлен тематическими рисунками, загадками о свиньях, которые развешены на доске (примеры загадок:

  1. Лежит замарашка в щетинистой рубашке, хвост крендельком, нос пяточком.
  2. Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачёк? На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца?
  3. Есть у Савки пятачок, два блинка и кренделёк. Без шнурков на нём ботинки, а костюмчик из щетинки.
  4. Вместо носа – пятачок, вместо хвостика крючок. Голос мой визглив и звонок, я весёлый поросенок).

По мере знакомства с многообразием представителей семейства свиньи на доске вывешивается “мгновенная фотография” животного.

Действующие лица: учащиеся – натуралисты, Сандерсон, архивариус, врач.

Эпиграф.

Кому кабан свинью подложит,
Никто предугадать не может.
Чего ж заранее грустить?
Кабан прибудет погостить
И принесёт свинью-копилку.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о многообразии животных семейства свиньи. Это семейство парнокопытных млекопитающих подотряда нежвачных. К этому семейству относятся широко распространённые животные с вытянутой мордой, оканчивающейся пятачком на котором открываются ноздри. Конечности четырёхпалые, с хорошо развитыми, но более короткими боковыми (первым и четвёртым) пальцами. Клыки большие, загнуты вверх, коренные зубы тупобугорчатые. Волосяной покров редкий, щетинистый. Молочных желёз (сосков) шесть пар. Желудок простой. Свиньи всеядны. Появились свиньи в нижнем олигоцене Европы, оттуда расселились в Азию, Африку. Свинья объект промысловой охоты. Ценится мясо и толстая кожа, идущая на изготовление подошвы обуви. Ребята, скажите каких представителей семейства свиней вы знаете? К этому семейству относятся животные, объединённые в 5 родов:

1-й род кистеухая или речная свинья (Potamochoerus porcus).

2-й род кабан или дикая свинья (Sus scrofa).

3-й род бородатая свинья (Sus barbatus)

4-й род бородавочник (Phacochoerus aethiopicus)

5-й род бабирусса (Babyrousa babyrussa).

Сегодня у нас появилась возможность совершить путешествие любителя, фотографа по местам обитания данных животных, но для этого нам придётся перемещаться по земному шару достаточно быстро. Совершать наше путешествие мы будем на сверхзвуковом лайнере. Усаживайтесь поудобнее, пристегните ремни. Велика наша планета Земля и во многих местах нас встречают представители данного семейства. Но везде ли свиньи одинаковы? Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Итак, мы очутились в Африке. Здесь вы можете встретить кистеухих свиней. (Учитель на карте показывает места распространения данного обитателя). Стадо кистеухих свиней (Potamochoerus porcus) представляет собой необычайное зрелище. Они кажутся такими же благодушными и ленивыми, как самые обычные деревенские свиньи, но когда видишь их ярчайшую окраску и нелепые силуэты, то хочется проверить не сыграло ли с тобой шутку твоё собственное зрение. В естественной обстановке они вообще не похожи на свиней, и вообще ни на какое другое животное – нигде не увидишь таких громадных голов, длинных, как вымпелы, ушей с белыми кисточками и высоких узких туловищ. Вот как описывает свою встречу с кистеухими свиньями А.Т.Сандерсон в своей книге “Сокровища животного мира”. (Далее выступает ученик переодетый в натуралиста, который рассказывает о встрече Сандерса с кистеухими свиньями. )

Сандерсон: “Меня занесло прямо в распоряжение стада. Внушительных размеров и грозного вида кабан рассмотрел меня и отнёсся к моему вторжению благосклонно. В Восточной Африке во время полуденной сиесты (водопоя) если двигаться очень медленно, то можно подобраться довольно близко даже к диким львам. Но я никак не ожидал, что этот приём сработает с такими коварными и заносчивыми существами, как рыжие кистеухие свиньи. В тропическом лесу. Тем не менее я оказался в самой середине стада – свиньи меня видели, но не боялись. Они неспешно перемещались вокруг меня, и мы вместе дрейфовали в одном направлении; порой я видел разом четверых, а иногда все они исчезали среди густой зелени, давая знать о своём присутствии лишь несмолкаемым постанывающим хрюканьем. Мне посчастливилось наблюдать, как редкие и загадочные животные проводят свои будни в полнейшей гармонии с окружающим миром. Они оказались необычайными охотниками. Одна крупная свинья раскопав убежище громадных улиток, принялась хрустеть paковинами и уплетать сочных моллюсков. К ней пристроились трое молодых поросят, которые толкали друг друга и кусались, лишь бы урвать кусочек лакомства. При этом поросята пользовались приёмом молниеносных наскоков, с размаху толкая противника плечом, одного даже опрокинули в глубокую грязь. Дикое животное барахтающееся вверх ногами – уникальное зрелище. Мне казалось, что я смотрю на группу расшалившихся школьников. Старый кабан не спускал с меня глаз, будто понимал, что я могу быть опасным, и угодил в самое потешное положение. Он рылся на окраине болотца закатывался длинным рылом глубоко в грязь и перегрызал невидимые корешки. Вдруг он сунул рыло под крепкий корень соседнего дерева и намертво зацепился клыками за корень. Зверь поднял необычайный шум приплясывая на задних ногах и выделывая антраша, как балетный танцор. Он дёргался, упирался и вопил, как будто ему отгрызают пятачок. Это встревожило всех остальных, и стадо стало поспешно уходить. Среди свиней оказалась стайка крохотных поросят и каждый малыш был щегольски разукрашен золотыми полосками по тёмному фону. Они рысили развёрнутым строем, пронзительно, отрывисто повизгивая, а сзади взволнованная мамаша подталкивала их рылом под тоненькие задние ножки, словно приговаривая: “Вперёд, поторапливайтесь, а то злой дядя вас слопает”. Я попытался изловить молодого кабанчика и погнался за ним. И хотя я совершил молниеносный бросок и даже коснулся его жёсткого щетинистого крупа, он успел метнуться в сторону и забился в кусты, крича почти человеческим голосом. Старый кабан в это время сделав сверхсвинячье усилие, вырвался из плена и на всех парах ломился сквозь подрост, быстро удалялся. Уму непостижимо, как они умудряются перевернуть вверх тормашками такой большой участок земли”.

Слово учителя: в Африке так же можно встретить представителей рода бородавочник. (Учащиеся рассказывают о представителях отряда. Рассказ иллюстрируется изображением животных с использованием ПК, диска “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия” 2004 . Материалы о представителях родов смотри в приложении №1). Далее учитель вместе с учащимися-натуралистами знакомит учащихся с родом бородатая свинья обитающей на полуострове Малакка, островах Суматра, Ява, Калимонтан; родом Бабирусса распространённом на острове Сулавеси, родом кабан или дикая свинья занимающем всю Европу (на север до Скандинавского полуострова, Ладожского озера, Калужской и Тульской областях).

Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг, в которых можно более подробно познакомиться с данным материалом.

Учитель: познакомившись по ближе с особенностями поведения, образом жизни данных животных сейчас самое время обратиться к архивариусу, который познакомит нас с любопытными фактами.

Архивариус: Свиньи и правосудие.

Чаще всего средневековое правосудие имело дело со свиньями. В одной только Франции известно 20 “свиных дел” (т.е. процессов). Обычное преступление свиней – детоубийство. В средневековых городах, даже в Лондоне, до конца семнадцатого века свиньи свободно бродили по улицам: они поедали нечистоты, которые сваливались в канавы около домов. Нередко заходили в жилища бедняков и загрызали спящих в колыбели детей. Свинью убийцу арестовывали, отправляли в уголовную тюрьму и запирали в камере с другими узниками. На содержание арестованной свиньи городские власти отпускали такие же средства, как и на обычного преступника. В 1394 году в городе Мортень (Франция) суд отметил следующее отягчающее вину свиньи обстоятельство: “она ела скоромное, несмотря на то, что была пятница” (т.е. постный день). Казни над свиньями совершались нередко. В Париже сохранилось даже название предместья – “Повешенная свинья”, как память о жутком месте, где суеверные люди творили своё нелепое “правосудие”. В 1408 году в городе Нанте суд приговорил свинью к cмepтельной казни. Сохранился список расходов, которые требовались на приведение приговора в исполнение:

  1. Содержание свиньи в тюрьме – 6 су.
  2. Вознаграждение палачу, прибывшему из Парижа – 54 су.
  3. За телегу, на которой везли свинью к месту казни – 6 су.
  4. За верёвку, которой связывали свинью – 2 су в день.

Всего 68 су.

В 1457 году в Париже разбиралось дело по обвинению свиньи в убийстве пятилетнего мальчика. Суд признал свинью виновной и приговорил её к повешению. Что касается поросят, то поскольку их участие в преступлении не установили с достоверностью, они были конфискованы в пользу суда. (1).

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с вами с многообразием представителей семейства свиньи, узнали, почему на данных особ были заведены уголовные дела, а вот какую пользу данные животные приносят человеку, нам расскажет врач.

Врач: Различные органы свиней - лекарство для людей.

В старинных русских лечебниках имеются рецепты применения различных органов животных в виде лекарств.

1. Если мозгом кабана мазать нёбо во рту, то это помогает прорезыванию зубов.

2. Лёгкое кабана, поджаренное и съеденное натощак, препятствует опьянению.

3. В голове у свиней, близ ушей, есть маленькие мелкие кисточки, которые, высушенные и истолчённые помогают от падучей болезни.

В настоящее время многие органы животных являются источником получения лекарственных препаратов (или сырья для их производства), которые не содержат гормональных или гормоноподобных веществ.

4. Из поджелудочной железы свиней получают лекарственное средство эластолитин, обладающее свойствам уменьшать вязкость мокроты, облегчая её выделение при заболеваниях органов дыхания. Это вещество растворяет белок эластин и тем самым препятствует развитию спаечных процессов после операций. Из поджелудочной железы свиней изготовляют препарат пантрипин, который принимают при остром панкреатите, когда есть угроза самопереваривания тканей железы. Из поджелудочной железы получают препарат панкреатин, который принимают при хронических панкреатитах и недостаточности поджелудочной железы человека. Панкреатин входит в состав лекарственных средств панзитрим (Югославия), мезин – форте (Германия), фестал (Индия). Поджелудочная железа содержит так же ряд факторов, снижающих артериальное давление. Эти вещества способствуют расширению кровеносных сосудов. В нашей стране из поджелудочной железы свиней изготавливают препарат андекалин и рекомендуют его применять для понижения давления.

5. Из слизистой оболочки желудка свиней получают фермент пепсин, который используют при расстройствах пищеварения. Гастритах с пониженной кислотностью.

6. Подробно изучен и охаpaктеризован сигнал пoлoвoго возбуждения у кабана. Было установлено, что запах секрета, выделенного из слюнной железы кабан близок по своему химическому строению мужским пoлoвым гормоном – андростерону и тестостерону и обладает сильным мускусным запахом. Запаха феромона одного кабана достаточно, для того, чтобы вызвать эструс и готовность к оплодотворению у 81% самок. Это свойство используют в животноводстве для выявления готовности свиней к искусственному осеменению. В 1979 году Клаус и Хорпен обнаружили пахучий феромон кабана в кореньях пастернака и стeблях сельдерея.

Учитель: Ребята, мы сегодня познакомились с многообразием диких свиней. Давайте подведём итоги всему сегодня услышанному и ответим на несколько интересных вопросов:

1. Подготовка свиней к поиску самых дорогих и вкусных грибов – трюфелей – занимает 2-3 года. Обоняний свиней позволяет находить грибы всего за несколько дней. На что же тратиться остальное время обучения? (На то, чтобы свинья не ела найденные грибы) .

2. Почему про итальянских дворян раньше говорили, что они сами пасут своих свиней? (Потому что лучше свиней никто не ищет деликатесные грибы трюфели).

3. Охотники малайского архипелага ловят питонов при помощи запертой бамбуковой клетки и поросёнка. Как это происходит? (Помещают поросёнка в клетку. Питон устремляется за пищей в клетку, а проглотив ее (поросёнка) уже не может выбраться из клетки).

4. Доказано, что мелодичная музыка приводит к повышению удоя коров на 10-15%, повышает дружелюбность дельфинов, способствует более интенсивному росту овощей и фруктов. А рок музыка, напротив снижает надои, угнетает рост растений, вводит в замешательство дельфинов. И лишь одно животное получает явное удовольствие от современных ритмов, проявляет агрессивность при звуках музыки Людвига ван Бетховена и Иогана Себастьяна Баха. Кто это? (Свинья).

5. Продолжите пословицы и поговорки о свинье:

  • Свинье только рыло просунуть…….(и вся влезет).
  • Не забыть свинье колена: помнит где свинья…….(поела).
  • Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась……(отняли).
  • Гусь свинье ……..(не товарищ).

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вам запомнилось больше всего? На каком острове, материке вам захотелось побывать ещё? Большое спасибо ребятам за помощь в проведении данного мероприятия. До свидания, до новых встреч.

Литература:

  1. Акимушкин “Тропою легенд”. М.: “Просвещение”, 1985.
  2. Баландин Б. “3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей”. М.: “Рипол классик”, 2006.
  3. Герасимов В.П. “Животный мир нашей Родины”. М.: “Просвещение”, 1977.
  4. “Жизнь животных том 6” под редакцией Наумова С.П., Кузякина А.П. М.: “Просвещение”, 1971.
  5. Круглов Ю.Г. “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”. М.: “Просвещение”, 1990.
  6. Ющенко В.А., Новиков С.Ю. “Весёлый новый год и рождество”. М.: “АСТ-пресс-книга”, 2005.
  7. Яхонтов А.А. “Зоология для учителя”. М.: “Просвещение”, 1985.

Приложение №1.

Род кистеухая или речная свинья (Potamochoerus porcus).

Эта свинья населяет Африку к югу от Сахары и остров Мадагаскар, очень изменчива по окраске и размерам; образует много подвидов, хорошо отличающихся друг от друга, но теперь их всех относят к одному виду. Кистеухие свиньи, особенно обитающие в Камеруне, очень красивы: они ярко рыжие, с белой полосой на спине, белыми волосами на морде и кисточками длинных волос на ушах. Эта окраска имеет сигнальное значение: животные увидев друг-друга, выгибают в бок спину и наклоняют голову; при этом уши с кисточками принимают горизонтальное положение. Хаpaктерная черта кистеухих свиней та, что у самцов между глазами и носом образуются костные бугры, которые у старых самцов имеют вид двух небольших рогов, направленных назад. Клыки очень длинные, но острые. Уши длинные, на концах заострённые. На конце хвоста – кисточка волос. Длина тела 100 – 150 см. высота 55 – 80 см. масса до 80кг. Живут в кустарниковых зарослях и лесных рощах, поэтому их называют на юге Африки – кустарниковыми свиньями. Выходят они и в открытые части саванны, а так же на поля, где уничтожают посевы арахиса, кукурузы, плантации винограда, арбузов, ананасов. Поэтому кистеухих свиней всюду преследуют. Но количество их остаётся большим, т.к. почти повсеместно уничтожен леопард – единственный регулятор численности свиней. Попытки бороться со свиньями отравленными приманками оказались малоудачными, т.к. свиньи хорошо чуют яд. Кроме растительных кормов поедают животные корма: падаль, новорожденных копытных в том числе овец и козлят, нередко убивают охотничьих собак и тут же их съедают. В зоопарке кистеухих свиней кормят мясом, рыбой, цыплятами.

Род бородавочник (Phacochoerus aethiopicus)

эти свиньи получили название за огромные кожные бородавки на морде. Они располагаются под глазами, сзади глаз., между углами рта и глазами, сбоку на нижней челюсти. У старых самцов бородавки сильно разрастаются и принимают вид удлинённых шишек. Клыки очень большие, особенно у самцов. Щетина однотонная, серая, редкая на теле и большей части длинного хвоста. На шее и спине образуется грива, на морде бакенбарды, на конце хвоста кисточка. У взрослых свиней всего 16 зубов, т.к. часть предкоренных и коренных выпадает, задний коренной зуб очень большой. Это крупные свиньи. Длина тела 145 – 190 см., высота 65 – 85 см., масса 50 – 150 кг. Распространён бородавочник в Африке к югу от Сахары. Нет бородавочника в тропических лесах Западной Африки и на крайнем юге Африки. Бородавочник населяет саванны, светлые кустарниковые заросли и редколесье, избегает густых лесов. На 1000 га может находиться стадо в 100 и более голов. Живут бородавочники группами 1 – 3 самок с поросятами. Иногда в стаде бывает 17 – 18 голов. Взрослые самцы живут отдельно, иногда образуя своё стадо. Бородавочники деятельны днём, а ночью проводят в норах. Норы бородавочники роют сами или занимают норы трубкозубов, расширяя эти норы. Взрослые бородавочники забираются в норы, пятясь задом, поросята залезают в нору головой вперёд, а самка влезает в нору последней, пятясь задом, закрывая своей широкой головой вход. Отличаются бородавочники от других свиней кормом и способом добывания пищи. Кормятся они травой, и когда пасутся встают на колени (запястья0. На коленях они передвигаются вол время пастьбы , и как приспособление к такому необычному передвижению у них на запястьях развиваются большие, толстые мозоли. Коленоприклонённых ползающих бородавочников можно увидеть рано утром и по вечерам. Размножаются бородавочники круглый год. Беременность длиться 171 – 175 дней. Самка рождает поросят в норе. В отличие от других свиней, самка не натаскивает подстилу в гнездо и оставляет поросят одних на целый день. Только раз в день она возвращается в нору, чтобы покормить поросят молоком. Самка в норе приносит (рождает) 3 реже 4 поросёнка, серовато-розовых без волос. Поросята очень боятся холода, и поэтому первые дни совсем не покидают нору, где температура круглые сутки бывает около 30, а влажность 90 %. Примерно через неделю поросята начинают вылезать из норы и провожать мать на короткое расстояние. Эти проводы ежедневно удлиняются, и ещё через неделю поросята возвращаются в нору только вечером вместе с матерью. В одной норе с матерью молодые поросята живут около года. Пoлoвoзрелыми молодые бородавочники становятся в возрасте 17 – 19 месяцев. Во время гона самцы преследуют самок, издавая звуки, напоминающие стук мотора. Иногда между самцами бывают дpaки, но как правило бескровные, несмотря на их мощные, острые клыки. Своё оружие, с которым они успешно защищаются от льва, леопарда или гиеновых собак, бородавочники не пускают в ход во время дpaки друг с другом. Встретившись, самцы бородавочника вздыбливают гриву, и лбами стараются сдвинуть друг друга с места. Во время такой борьбы они встают на колени, страшно рычат и возбуждённо бьют хвостами по бокам. В ряде районов Африки бородавочники стали редки, но в большинстве стран ещё достаточно обычны, на них охотятся. В зоопарках, если бородавочников кормят травой, живут хорошо до 10 – 12 лет.

Род бородатая свинья (Sus barbatus)

длина тела 100 – 160 см. масса около 1000 кг. Она такая же как кабан или немного меньше, но относительно более высоконогая. Своё название она получила за удлинённую светлую щетину, обрамляющую морду от углов рта почти до ушей. Тело покрыто редкой щетиной, сквозь которую просвечивает серое или серовато- розовое тело. На морде между глазами , между глазами и клыками есть бородавки, особенно сильно развитые у самцов. Распространены бородатые свиньи на полуострове Малакка, островах Суматре, Яве, Калимантане, Палаване и других мелких островах Индонезии. Живут в тропических лесах и мангровых зарослях. Живут семьями и семейный табунок любит сопровождать кочующие стада гиббонов, макак, подбирая плоды, сброшенные обезьянами с деревьев. Живут осёдло, но на северо – востоке острова Калимантан, в августе – сентябре предпринимают массовые кочёвки. Тысячи свиней группами по 20 – 30 животных непрерывно идут на юг, почти не кормясь по дороге, переплывая на своём пути быстрые горные потоки и широкие реки. Местные жители (дояки) хорошо знают миграционные пути свиней, и когда свиньи входят в реки, преграждают им путь на пирогах и бьют свиней копьями. Свиней, выброшенных ниже по течению реки, собирают все жители деревни. Размножаются бородатые свиньи круглый год, приносят 2 – 4 иногда 8 поросят. Для поросят новорожденных самка строит гнездо из ветвей, листьев пальм и папоротников. В гнезде высотой до 1 метра и в поперечнике до 2 метров поросята живут около двух недель. Поросята отделяются от матери в возрасте около года .Основные враги поросят дымчатый леопард, питон, малазийский медведь.

Род бабирусса (Babyrousa babyrussa).

Резко отличается от всех других свиней по своему облику. У бабируссы сравнительно маленькая голова, короткие уши, сильно вытянутая спина, высокие и тонкие ноги. Хвост короткий, без кисти на конце. Кожа морщинистая и покрыта тонкой редкой щетиной, что тело кажется гoлым. Верхние клыки, особенно у самцов, очень длинные до 30 см. они пронизывают кожу морды и загибаются назад. У очень старых самцов клыки изгибаются так сильно, что образуют полное кольцо и их концы врастают в верхнюю челюсть. Нижние клыки короче верхних, но тоже большие и концы их направлены вверх и назад. Распространена бабирусса на острове Сулавеси. Местные жители держат бабируссу как домашнюю свинью. Бабируссы живут поодиночке или небольшими семьями в болотистых лесах и зарослях тростника. Хорошо плавают и в поисках пищи переплывают широкие реки и даже морские заливы. Кормятся бабируссы листьями, побегами, сочными травянистыми растениями, но землю не роют. Самки приносят двух, всегда однополых поросят, без полос на теле. Которых ревностно охраняют. При возбуждении бабируссы громко щелкают зубами, но могут и хрюкать и визжать. На взята под охрану. Живёт 10 лет.

Род дикие кабаны (Sus scrofa).

Не многим удаётся увидеть диких кабанов на свободе. Их незря охотники относят к последним уцелевшим зверям, которые умеют постоять за себя. Кабаны опасны для человека. Рассказы о нападениях и увечьях, которые кабаны причиняют людям, ещё и сегодня вызывают страх у тех, кто встречают в лесу следы кабанов. Кабаны живут в единой семье и знают друг друга в лицо. Они обычно не принимают в эту семью стадо незнакомых собратьев. Это пугливые, но очень опасные животные. Внутри одной семьи диких кабанов существует строгий порядок подчинённости в зависимости от занимаемого ранга. Каждому животному в стаде отводится строго определённое место. Если бы этого не было, то семейное стадо в результате постоянных дpaк быстро бы распалось. Точка установления порядка подчинённости основывается на соблюдении твёрдых правил. Самая старая сильная самка является вожаком стада. Возраст и сила зверя определяют его место в стаде. Если в стаде несколько животных одинакового возраста, то этот ранг завоёвывается в борьбе между ними. В книге “Рассказы о диких кабанах” К.Майнхардт описывает свой бой со старушкой – вожаком стада так: “Я бросил вызов старушке – руководительнице стада, старой свиноматке, решив лишить её первого ранга. С бьющимся от стpaxa и волнения сердцем, я шагнул на встречу сильному зверю. Нас разделяло расстояние примерно в четыре метра, когда разъярённая свинья бросилась на меня. Тут я поднял руки вверх и громко закричав, сделал прыжок ей навстречу. Этого она не ожидала. Поражённая моим видом и смелостью, старушка резко остановилась, едва не опрокинувшись у моих ног, а затем повернулась и убежала прочь она испугалась. Я выиграл свой первый ранговый бой и стал с этого дня самым старшим в “табели о рангах”. Но помните, повторять этот опыт очень опасно! Поэтому при встречи в лесу с диким кабаном не шутите. Лучше сразу быстренько залезьте на ближайшее дерево!!! Свиньи не смотрят в верх и вы спокойно сможете отсидеться, пока кабан не удалиться. Убегать – бесполезно, кабан догонит и разозлённый может покалечить человека и даже разорвать! Ведь кабан – хищник.”. Наблюдения за дикими кабанами показали, что дикие кабаны принадлежат к числу самых понятливых животных, которые имеются на Земле. Кабаны обладают великолепной памятью. Они могут спустя многие годы снова узнать определённые предметы или лица. Более того, на основе полученного положительного или отрицательного опыта, у кабанов выpaбатываются довольно стойкие реакции.



Комментарии:

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

31 05 2023 7:38:48

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

30 05 2023 10:48:57

Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Рыбы"."Рыбный калейдоскоп" - ярмарка знаний

      С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...

29 05 2023 16:57:59

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

28 05 2023 15:40:41

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"


    Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

      На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

27 05 2023 11:24:15

Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....

26 05 2023 1:37:19

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

25 05 2023 20:10:10

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"


    Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

      Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

24 05 2023 21:47:17

Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район


    Состояние и способы восстановления экосистемы Золинского пруда. Ульяновская область, Барышский район

      Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....

23 05 2023 12:11:17

Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний (из опыта работы)


    Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний  (из опыта работы)

      В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....

22 05 2023 18:15:54

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

21 05 2023 13:59:11

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

20 05 2023 0:40:11

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

19 05 2023 20:53:31

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"


    Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

      Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

18 05 2023 12:52:18

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

      В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

17 05 2023 8:23:34

Урок биологии с использованием ИКТ


    Урок биологии с использованием ИКТ

      Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания. ...

16 05 2023 11:55:15

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

15 05 2023 21:35:43

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

14 05 2023 2:14:11

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

13 05 2023 9:34:46

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

12 05 2023 5:11:29

Открытый урок по биологии "Симфония звуков"


    Открытый урок по биологии "Симфония звуков"

      Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...

11 05 2023 4:53:12

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

      Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

10 05 2023 2:18:50

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

09 05 2023 20:34:12

Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"


    Урок по теме "Цветок — генеративный орган, его строение и значение"

      Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....

08 05 2023 17:15:42

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

07 05 2023 11:41:43

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

06 05 2023 7:51:40

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

05 05 2023 2:38:13

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

04 05 2023 1:52:37

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

03 05 2023 22:58:43

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

02 05 2023 10:41:11

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

01 05 2023 6:20:39

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

30 04 2023 21:43:57

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

29 04 2023 1:14:37

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

28 04 2023 7:41:14

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

27 04 2023 1:23:17

Разработка урока "Бесполое размножение"


    Разработка урока "Бесполое размножение"

      План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....

26 04 2023 22:27:15

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

25 04 2023 12:52:12

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

24 04 2023 18:23:46

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

23 04 2023 16:35:59

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

      Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

22 04 2023 12:21:50

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

21 04 2023 17:38:15

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

20 04 2023 6:14:46

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс


    Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...

19 04 2023 3:36:15

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

18 04 2023 14:38:47

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

17 04 2023 21:30:57

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

16 04 2023 6:41:34

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

15 04 2023 21:28:43

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

14 04 2023 2:44:46

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

13 04 2023 22:18:26

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

12 04 2023 18:59:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::