Господин кабан и свинка-господинка > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Господин кабан и свинка-господинка


Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с многообразием представителей семейства свиньи.
  2. Развитие умения учащихся самостоятельно работать с литературными источниками, компьютерными дисками с целью формирования познавательной активности к предмету.
  3. Развитие монологической речи учащихся, актёрских навыков.

Оборудование:

  1. ПК, CD “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия” 2004.
  2. Выставка книг по теме занятия (энциклопедии, справочники и др.)
  3. Фотоаппарат для натуралиста.

В помещении, где проводится данное мероприятие, имеется географическая карта. Зал оформлен тематическими рисунками, загадками о свиньях, которые развешены на доске (примеры загадок:

  1. Лежит замарашка в щетинистой рубашке, хвост крендельком, нос пяточком.
  2. Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачёк? На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца?
  3. Есть у Савки пятачок, два блинка и кренделёк. Без шнурков на нём ботинки, а костюмчик из щетинки.
  4. Вместо носа – пятачок, вместо хвостика крючок. Голос мой визглив и звонок, я весёлый поросенок).

По мере знакомства с многообразием представителей семейства свиньи на доске вывешивается “мгновенная фотография” животного.

Действующие лица: учащиеся – натуралисты, Сандерсон, архивариус, врач.

Эпиграф.

Кому кабан свинью подложит,
Никто предугадать не может.
Чего ж заранее грустить?
Кабан прибудет погостить
И принесёт свинью-копилку.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о многообразии животных семейства свиньи. Это семейство парнокопытных млекопитающих подотряда нежвачных. К этому семейству относятся широко распространённые животные с вытянутой мордой, оканчивающейся пятачком на котором открываются ноздри. Конечности четырёхпалые, с хорошо развитыми, но более короткими боковыми (первым и четвёртым) пальцами. Клыки большие, загнуты вверх, коренные зубы тупобугорчатые. Волосяной покров редкий, щетинистый. Молочных желёз (сосков) шесть пар. Желудок простой. Свиньи всеядны. Появились свиньи в нижнем олигоцене Европы, оттуда расселились в Азию, Африку. Свинья объект промысловой охоты. Ценится мясо и толстая кожа, идущая на изготовление подошвы обуви. Ребята, скажите каких представителей семейства свиней вы знаете? К этому семейству относятся животные, объединённые в 5 родов:

1-й род кистеухая или речная свинья (Potamochoerus porcus).

2-й род кабан или дикая свинья (Sus scrofa).

3-й род бородатая свинья (Sus barbatus)

4-й род бородавочник (Phacochoerus aethiopicus)

5-й род бабирусса (Babyrousa babyrussa).

Сегодня у нас появилась возможность совершить путешествие любителя, фотографа по местам обитания данных животных, но для этого нам придётся перемещаться по земному шару достаточно быстро. Совершать наше путешествие мы будем на сверхзвуковом лайнере. Усаживайтесь поудобнее, пристегните ремни. Велика наша планета Земля и во многих местах нас встречают представители данного семейства. Но везде ли свиньи одинаковы? Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Итак, мы очутились в Африке. Здесь вы можете встретить кистеухих свиней. (Учитель на карте показывает места распространения данного обитателя). Стадо кистеухих свиней (Potamochoerus porcus) представляет собой необычайное зрелище. Они кажутся такими же благодушными и ленивыми, как самые обычные деревенские свиньи, но когда видишь их ярчайшую окраску и нелепые силуэты, то хочется проверить не сыграло ли с тобой шутку твоё собственное зрение. В естественной обстановке они вообще не похожи на свиней, и вообще ни на какое другое животное – нигде не увидишь таких громадных голов, длинных, как вымпелы, ушей с белыми кисточками и высоких узких туловищ. Вот как описывает свою встречу с кистеухими свиньями А.Т.Сандерсон в своей книге “Сокровища животного мира”. (Далее выступает ученик переодетый в натуралиста, который рассказывает о встрече Сандерса с кистеухими свиньями. )

Сандерсон: “Меня занесло прямо в распоряжение стада. Внушительных размеров и грозного вида кабан рассмотрел меня и отнёсся к моему вторжению благосклонно. В Восточной Африке во время полуденной сиесты (водопоя) если двигаться очень медленно, то можно подобраться довольно близко даже к диким львам. Но я никак не ожидал, что этот приём сработает с такими коварными и заносчивыми существами, как рыжие кистеухие свиньи. В тропическом лесу. Тем не менее я оказался в самой середине стада – свиньи меня видели, но не боялись. Они неспешно перемещались вокруг меня, и мы вместе дрейфовали в одном направлении; порой я видел разом четверых, а иногда все они исчезали среди густой зелени, давая знать о своём присутствии лишь несмолкаемым постанывающим хрюканьем. Мне посчастливилось наблюдать, как редкие и загадочные животные проводят свои будни в полнейшей гармонии с окружающим миром. Они оказались необычайными охотниками. Одна крупная свинья раскопав убежище громадных улиток, принялась хрустеть paковинами и уплетать сочных моллюсков. К ней пристроились трое молодых поросят, которые толкали друг друга и кусались, лишь бы урвать кусочек лакомства. При этом поросята пользовались приёмом молниеносных наскоков, с размаху толкая противника плечом, одного даже опрокинули в глубокую грязь. Дикое животное барахтающееся вверх ногами – уникальное зрелище. Мне казалось, что я смотрю на группу расшалившихся школьников. Старый кабан не спускал с меня глаз, будто понимал, что я могу быть опасным, и угодил в самое потешное положение. Он рылся на окраине болотца закатывался длинным рылом глубоко в грязь и перегрызал невидимые корешки. Вдруг он сунул рыло под крепкий корень соседнего дерева и намертво зацепился клыками за корень. Зверь поднял необычайный шум приплясывая на задних ногах и выделывая антраша, как балетный танцор. Он дёргался, упирался и вопил, как будто ему отгрызают пятачок. Это встревожило всех остальных, и стадо стало поспешно уходить. Среди свиней оказалась стайка крохотных поросят и каждый малыш был щегольски разукрашен золотыми полосками по тёмному фону. Они рысили развёрнутым строем, пронзительно, отрывисто повизгивая, а сзади взволнованная мамаша подталкивала их рылом под тоненькие задние ножки, словно приговаривая: “Вперёд, поторапливайтесь, а то злой дядя вас слопает”. Я попытался изловить молодого кабанчика и погнался за ним. И хотя я совершил молниеносный бросок и даже коснулся его жёсткого щетинистого крупа, он успел метнуться в сторону и забился в кусты, крича почти человеческим голосом. Старый кабан в это время сделав сверхсвинячье усилие, вырвался из плена и на всех парах ломился сквозь подрост, быстро удалялся. Уму непостижимо, как они умудряются перевернуть вверх тормашками такой большой участок земли”.

Слово учителя: в Африке так же можно встретить представителей рода бородавочник. (Учащиеся рассказывают о представителях отряда. Рассказ иллюстрируется изображением животных с использованием ПК, диска “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия” 2004 . Материалы о представителях родов смотри в приложении №1). Далее учитель вместе с учащимися-натуралистами знакомит учащихся с родом бородатая свинья обитающей на полуострове Малакка, островах Суматра, Ява, Калимонтан; родом Бабирусса распространённом на острове Сулавеси, родом кабан или дикая свинья занимающем всю Европу (на север до Скандинавского полуострова, Ладожского озера, Калужской и Тульской областях).

Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг, в которых можно более подробно познакомиться с данным материалом.

Учитель: познакомившись по ближе с особенностями поведения, образом жизни данных животных сейчас самое время обратиться к архивариусу, который познакомит нас с любопытными фактами.

Архивариус: Свиньи и правосудие.

Чаще всего средневековое правосудие имело дело со свиньями. В одной только Франции известно 20 “свиных дел” (т.е. процессов). Обычное преступление свиней – детоубийство. В средневековых городах, даже в Лондоне, до конца семнадцатого века свиньи свободно бродили по улицам: они поедали нечистоты, которые сваливались в канавы около домов. Нередко заходили в жилища бедняков и загрызали спящих в колыбели детей. Свинью убийцу арестовывали, отправляли в уголовную тюрьму и запирали в камере с другими узниками. На содержание арестованной свиньи городские власти отпускали такие же средства, как и на обычного преступника. В 1394 году в городе Мортень (Франция) суд отметил следующее отягчающее вину свиньи обстоятельство: “она ела скоромное, несмотря на то, что была пятница” (т.е. постный день). Казни над свиньями совершались нередко. В Париже сохранилось даже название предместья – “Повешенная свинья”, как память о жутком месте, где суеверные люди творили своё нелепое “правосудие”. В 1408 году в городе Нанте суд приговорил свинью к cмepтельной казни. Сохранился список расходов, которые требовались на приведение приговора в исполнение:

  1. Содержание свиньи в тюрьме – 6 су.
  2. Вознаграждение палачу, прибывшему из Парижа – 54 су.
  3. За телегу, на которой везли свинью к месту казни – 6 су.
  4. За верёвку, которой связывали свинью – 2 су в день.

Всего 68 су.

В 1457 году в Париже разбиралось дело по обвинению свиньи в убийстве пятилетнего мальчика. Суд признал свинью виновной и приговорил её к повешению. Что касается поросят, то поскольку их участие в преступлении не установили с достоверностью, они были конфискованы в пользу суда. (1).

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с вами с многообразием представителей семейства свиньи, узнали, почему на данных особ были заведены уголовные дела, а вот какую пользу данные животные приносят человеку, нам расскажет врач.

Врач: Различные органы свиней - лекарство для людей.

В старинных русских лечебниках имеются рецепты применения различных органов животных в виде лекарств.

1. Если мозгом кабана мазать нёбо во рту, то это помогает прорезыванию зубов.

2. Лёгкое кабана, поджаренное и съеденное натощак, препятствует опьянению.

3. В голове у свиней, близ ушей, есть маленькие мелкие кисточки, которые, высушенные и истолчённые помогают от падучей болезни.

В настоящее время многие органы животных являются источником получения лекарственных препаратов (или сырья для их производства), которые не содержат гормональных или гормоноподобных веществ.

4. Из поджелудочной железы свиней получают лекарственное средство эластолитин, обладающее свойствам уменьшать вязкость мокроты, облегчая её выделение при заболеваниях органов дыхания. Это вещество растворяет белок эластин и тем самым препятствует развитию спаечных процессов после операций. Из поджелудочной железы свиней изготовляют препарат пантрипин, который принимают при остром панкреатите, когда есть угроза самопереваривания тканей железы. Из поджелудочной железы получают препарат панкреатин, который принимают при хронических панкреатитах и недостаточности поджелудочной железы человека. Панкреатин входит в состав лекарственных средств панзитрим (Югославия), мезин – форте (Германия), фестал (Индия). Поджелудочная железа содержит так же ряд факторов, снижающих артериальное давление. Эти вещества способствуют расширению кровеносных сосудов. В нашей стране из поджелудочной железы свиней изготавливают препарат андекалин и рекомендуют его применять для понижения давления.

5. Из слизистой оболочки желудка свиней получают фермент пепсин, который используют при расстройствах пищеварения. Гастритах с пониженной кислотностью.

6. Подробно изучен и охаpaктеризован сигнал пoлoвoго возбуждения у кабана. Было установлено, что запах секрета, выделенного из слюнной железы кабан близок по своему химическому строению мужским пoлoвым гормоном – андростерону и тестостерону и обладает сильным мускусным запахом. Запаха феромона одного кабана достаточно, для того, чтобы вызвать эструс и готовность к оплодотворению у 81% самок. Это свойство используют в животноводстве для выявления готовности свиней к искусственному осеменению. В 1979 году Клаус и Хорпен обнаружили пахучий феромон кабана в кореньях пастернака и стeблях сельдерея.

Учитель: Ребята, мы сегодня познакомились с многообразием диких свиней. Давайте подведём итоги всему сегодня услышанному и ответим на несколько интересных вопросов:

1. Подготовка свиней к поиску самых дорогих и вкусных грибов – трюфелей – занимает 2-3 года. Обоняний свиней позволяет находить грибы всего за несколько дней. На что же тратиться остальное время обучения? (На то, чтобы свинья не ела найденные грибы) .

2. Почему про итальянских дворян раньше говорили, что они сами пасут своих свиней? (Потому что лучше свиней никто не ищет деликатесные грибы трюфели).

3. Охотники малайского архипелага ловят питонов при помощи запертой бамбуковой клетки и поросёнка. Как это происходит? (Помещают поросёнка в клетку. Питон устремляется за пищей в клетку, а проглотив ее (поросёнка) уже не может выбраться из клетки).

4. Доказано, что мелодичная музыка приводит к повышению удоя коров на 10-15%, повышает дружелюбность дельфинов, способствует более интенсивному росту овощей и фруктов. А рок музыка, напротив снижает надои, угнетает рост растений, вводит в замешательство дельфинов. И лишь одно животное получает явное удовольствие от современных ритмов, проявляет агрессивность при звуках музыки Людвига ван Бетховена и Иогана Себастьяна Баха. Кто это? (Свинья).

5. Продолжите пословицы и поговорки о свинье:

  • Свинье только рыло просунуть…….(и вся влезет).
  • Не забыть свинье колена: помнит где свинья…….(поела).
  • Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась……(отняли).
  • Гусь свинье ……..(не товарищ).

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вам запомнилось больше всего? На каком острове, материке вам захотелось побывать ещё? Большое спасибо ребятам за помощь в проведении данного мероприятия. До свидания, до новых встреч.

Литература:

  1. Акимушкин “Тропою легенд”. М.: “Просвещение”, 1985.
  2. Баландин Б. “3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей”. М.: “Рипол классик”, 2006.
  3. Герасимов В.П. “Животный мир нашей Родины”. М.: “Просвещение”, 1977.
  4. “Жизнь животных том 6” под редакцией Наумова С.П., Кузякина А.П. М.: “Просвещение”, 1971.
  5. Круглов Ю.Г. “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”. М.: “Просвещение”, 1990.
  6. Ющенко В.А., Новиков С.Ю. “Весёлый новый год и рождество”. М.: “АСТ-пресс-книга”, 2005.
  7. Яхонтов А.А. “Зоология для учителя”. М.: “Просвещение”, 1985.

Приложение №1.

Род кистеухая или речная свинья (Potamochoerus porcus).

Эта свинья населяет Африку к югу от Сахары и остров Мадагаскар, очень изменчива по окраске и размерам; образует много подвидов, хорошо отличающихся друг от друга, но теперь их всех относят к одному виду. Кистеухие свиньи, особенно обитающие в Камеруне, очень красивы: они ярко рыжие, с белой полосой на спине, белыми волосами на морде и кисточками длинных волос на ушах. Эта окраска имеет сигнальное значение: животные увидев друг-друга, выгибают в бок спину и наклоняют голову; при этом уши с кисточками принимают горизонтальное положение. Хаpaктерная черта кистеухих свиней та, что у самцов между глазами и носом образуются костные бугры, которые у старых самцов имеют вид двух небольших рогов, направленных назад. Клыки очень длинные, но острые. Уши длинные, на концах заострённые. На конце хвоста – кисточка волос. Длина тела 100 – 150 см. высота 55 – 80 см. масса до 80кг. Живут в кустарниковых зарослях и лесных рощах, поэтому их называют на юге Африки – кустарниковыми свиньями. Выходят они и в открытые части саванны, а так же на поля, где уничтожают посевы арахиса, кукурузы, плантации винограда, арбузов, ананасов. Поэтому кистеухих свиней всюду преследуют. Но количество их остаётся большим, т.к. почти повсеместно уничтожен леопард – единственный регулятор численности свиней. Попытки бороться со свиньями отравленными приманками оказались малоудачными, т.к. свиньи хорошо чуют яд. Кроме растительных кормов поедают животные корма: падаль, новорожденных копытных в том числе овец и козлят, нередко убивают охотничьих собак и тут же их съедают. В зоопарке кистеухих свиней кормят мясом, рыбой, цыплятами.

Род бородавочник (Phacochoerus aethiopicus)

эти свиньи получили название за огромные кожные бородавки на морде. Они располагаются под глазами, сзади глаз., между углами рта и глазами, сбоку на нижней челюсти. У старых самцов бородавки сильно разрастаются и принимают вид удлинённых шишек. Клыки очень большие, особенно у самцов. Щетина однотонная, серая, редкая на теле и большей части длинного хвоста. На шее и спине образуется грива, на морде бакенбарды, на конце хвоста кисточка. У взрослых свиней всего 16 зубов, т.к. часть предкоренных и коренных выпадает, задний коренной зуб очень большой. Это крупные свиньи. Длина тела 145 – 190 см., высота 65 – 85 см., масса 50 – 150 кг. Распространён бородавочник в Африке к югу от Сахары. Нет бородавочника в тропических лесах Западной Африки и на крайнем юге Африки. Бородавочник населяет саванны, светлые кустарниковые заросли и редколесье, избегает густых лесов. На 1000 га может находиться стадо в 100 и более голов. Живут бородавочники группами 1 – 3 самок с поросятами. Иногда в стаде бывает 17 – 18 голов. Взрослые самцы живут отдельно, иногда образуя своё стадо. Бородавочники деятельны днём, а ночью проводят в норах. Норы бородавочники роют сами или занимают норы трубкозубов, расширяя эти норы. Взрослые бородавочники забираются в норы, пятясь задом, поросята залезают в нору головой вперёд, а самка влезает в нору последней, пятясь задом, закрывая своей широкой головой вход. Отличаются бородавочники от других свиней кормом и способом добывания пищи. Кормятся они травой, и когда пасутся встают на колени (запястья0. На коленях они передвигаются вол время пастьбы , и как приспособление к такому необычному передвижению у них на запястьях развиваются большие, толстые мозоли. Коленоприклонённых ползающих бородавочников можно увидеть рано утром и по вечерам. Размножаются бородавочники круглый год. Беременность длиться 171 – 175 дней. Самка рождает поросят в норе. В отличие от других свиней, самка не натаскивает подстилу в гнездо и оставляет поросят одних на целый день. Только раз в день она возвращается в нору, чтобы покормить поросят молоком. Самка в норе приносит (рождает) 3 реже 4 поросёнка, серовато-розовых без волос. Поросята очень боятся холода, и поэтому первые дни совсем не покидают нору, где температура круглые сутки бывает около 30, а влажность 90 %. Примерно через неделю поросята начинают вылезать из норы и провожать мать на короткое расстояние. Эти проводы ежедневно удлиняются, и ещё через неделю поросята возвращаются в нору только вечером вместе с матерью. В одной норе с матерью молодые поросята живут около года. Пoлoвoзрелыми молодые бородавочники становятся в возрасте 17 – 19 месяцев. Во время гона самцы преследуют самок, издавая звуки, напоминающие стук мотора. Иногда между самцами бывают дpaки, но как правило бескровные, несмотря на их мощные, острые клыки. Своё оружие, с которым они успешно защищаются от льва, леопарда или гиеновых собак, бородавочники не пускают в ход во время дpaки друг с другом. Встретившись, самцы бородавочника вздыбливают гриву, и лбами стараются сдвинуть друг друга с места. Во время такой борьбы они встают на колени, страшно рычат и возбуждённо бьют хвостами по бокам. В ряде районов Африки бородавочники стали редки, но в большинстве стран ещё достаточно обычны, на них охотятся. В зоопарках, если бородавочников кормят травой, живут хорошо до 10 – 12 лет.

Род бородатая свинья (Sus barbatus)

длина тела 100 – 160 см. масса около 1000 кг. Она такая же как кабан или немного меньше, но относительно более высоконогая. Своё название она получила за удлинённую светлую щетину, обрамляющую морду от углов рта почти до ушей. Тело покрыто редкой щетиной, сквозь которую просвечивает серое или серовато- розовое тело. На морде между глазами , между глазами и клыками есть бородавки, особенно сильно развитые у самцов. Распространены бородатые свиньи на полуострове Малакка, островах Суматре, Яве, Калимантане, Палаване и других мелких островах Индонезии. Живут в тропических лесах и мангровых зарослях. Живут семьями и семейный табунок любит сопровождать кочующие стада гиббонов, макак, подбирая плоды, сброшенные обезьянами с деревьев. Живут осёдло, но на северо – востоке острова Калимантан, в августе – сентябре предпринимают массовые кочёвки. Тысячи свиней группами по 20 – 30 животных непрерывно идут на юг, почти не кормясь по дороге, переплывая на своём пути быстрые горные потоки и широкие реки. Местные жители (дояки) хорошо знают миграционные пути свиней, и когда свиньи входят в реки, преграждают им путь на пирогах и бьют свиней копьями. Свиней, выброшенных ниже по течению реки, собирают все жители деревни. Размножаются бородатые свиньи круглый год, приносят 2 – 4 иногда 8 поросят. Для поросят новорожденных самка строит гнездо из ветвей, листьев пальм и папоротников. В гнезде высотой до 1 метра и в поперечнике до 2 метров поросята живут около двух недель. Поросята отделяются от матери в возрасте около года .Основные враги поросят дымчатый леопард, питон, малазийский медведь.

Род бабирусса (Babyrousa babyrussa).

Резко отличается от всех других свиней по своему облику. У бабируссы сравнительно маленькая голова, короткие уши, сильно вытянутая спина, высокие и тонкие ноги. Хвост короткий, без кисти на конце. Кожа морщинистая и покрыта тонкой редкой щетиной, что тело кажется гoлым. Верхние клыки, особенно у самцов, очень длинные до 30 см. они пронизывают кожу морды и загибаются назад. У очень старых самцов клыки изгибаются так сильно, что образуют полное кольцо и их концы врастают в верхнюю челюсть. Нижние клыки короче верхних, но тоже большие и концы их направлены вверх и назад. Распространена бабирусса на острове Сулавеси. Местные жители держат бабируссу как домашнюю свинью. Бабируссы живут поодиночке или небольшими семьями в болотистых лесах и зарослях тростника. Хорошо плавают и в поисках пищи переплывают широкие реки и даже морские заливы. Кормятся бабируссы листьями, побегами, сочными травянистыми растениями, но землю не роют. Самки приносят двух, всегда однополых поросят, без полос на теле. Которых ревностно охраняют. При возбуждении бабируссы громко щелкают зубами, но могут и хрюкать и визжать. На взята под охрану. Живёт 10 лет.

Род дикие кабаны (Sus scrofa).

Не многим удаётся увидеть диких кабанов на свободе. Их незря охотники относят к последним уцелевшим зверям, которые умеют постоять за себя. Кабаны опасны для человека. Рассказы о нападениях и увечьях, которые кабаны причиняют людям, ещё и сегодня вызывают страх у тех, кто встречают в лесу следы кабанов. Кабаны живут в единой семье и знают друг друга в лицо. Они обычно не принимают в эту семью стадо незнакомых собратьев. Это пугливые, но очень опасные животные. Внутри одной семьи диких кабанов существует строгий порядок подчинённости в зависимости от занимаемого ранга. Каждому животному в стаде отводится строго определённое место. Если бы этого не было, то семейное стадо в результате постоянных дpaк быстро бы распалось. Точка установления порядка подчинённости основывается на соблюдении твёрдых правил. Самая старая сильная самка является вожаком стада. Возраст и сила зверя определяют его место в стаде. Если в стаде несколько животных одинакового возраста, то этот ранг завоёвывается в борьбе между ними. В книге “Рассказы о диких кабанах” К.Майнхардт описывает свой бой со старушкой – вожаком стада так: “Я бросил вызов старушке – руководительнице стада, старой свиноматке, решив лишить её первого ранга. С бьющимся от стpaxa и волнения сердцем, я шагнул на встречу сильному зверю. Нас разделяло расстояние примерно в четыре метра, когда разъярённая свинья бросилась на меня. Тут я поднял руки вверх и громко закричав, сделал прыжок ей навстречу. Этого она не ожидала. Поражённая моим видом и смелостью, старушка резко остановилась, едва не опрокинувшись у моих ног, а затем повернулась и убежала прочь она испугалась. Я выиграл свой первый ранговый бой и стал с этого дня самым старшим в “табели о рангах”. Но помните, повторять этот опыт очень опасно! Поэтому при встречи в лесу с диким кабаном не шутите. Лучше сразу быстренько залезьте на ближайшее дерево!!! Свиньи не смотрят в верх и вы спокойно сможете отсидеться, пока кабан не удалиться. Убегать – бесполезно, кабан догонит и разозлённый может покалечить человека и даже разорвать! Ведь кабан – хищник.”. Наблюдения за дикими кабанами показали, что дикие кабаны принадлежат к числу самых понятливых животных, которые имеются на Земле. Кабаны обладают великолепной памятью. Они могут спустя многие годы снова узнать определённые предметы или лица. Более того, на основе полученного положительного или отрицательного опыта, у кабанов выpaбатываются довольно стойкие реакции.


Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

28 11 2022 5:24:59

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

27 11 2022 21:26:17

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе


    Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

      В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

26 11 2022 14:21:26

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

25 11 2022 19:44:44

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

24 11 2022 23:32:21

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

23 11 2022 15:30:39

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

22 11 2022 15:57:13

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

      В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

21 11 2022 7:10:49

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

20 11 2022 23:19:43

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....

19 11 2022 8:23:32

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

18 11 2022 21:11:35

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

17 11 2022 8:10:28

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

16 11 2022 8:52:25

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"


    Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

      Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

15 11 2022 9:21:44

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

14 11 2022 19:40:57

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

13 11 2022 12:47:17

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

      Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

12 11 2022 19:11:34

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

11 11 2022 18:23:55

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления


    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

10 11 2022 9:52:49

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

09 11 2022 12:30:51

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

08 11 2022 2:23:18

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

07 11 2022 2:20:17

Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"


    Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

06 11 2022 23:33:11

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

05 11 2022 13:29:11

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

04 11 2022 3:44:11

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

03 11 2022 10:55:22

Проектная деятельность в преподавании биологии


    Проектная деятельность в преподавании биологии

      Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

02 11 2022 5:19:42

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

01 11 2022 23:55:31

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

      На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

31 10 2022 15:33:55

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

30 10 2022 8:47:46

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

29 10 2022 7:42:24

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

28 10 2022 5:47:36

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

27 10 2022 1:44:52

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

26 10 2022 17:36:20

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

25 10 2022 5:29:58

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....

24 10 2022 23:30:46

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

23 10 2022 6:25:26

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс


    Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

      Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

22 10 2022 6:36:34

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

21 10 2022 18:49:25

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"


    Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

      Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

20 10 2022 17:15:59

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"


    Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

      Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

19 10 2022 14:34:49

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

18 10 2022 18:12:36

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

17 10 2022 22:56:59

Тема урока: "Пища и культура питания"


    Тема урока: "Пища и культура питания"

      Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

16 10 2022 13:57:47

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

15 10 2022 6:35:13

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

14 10 2022 12:30:32

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

13 10 2022 22:12:29

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

12 10 2022 8:31:49

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

11 10 2022 4:35:24

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

10 10 2022 21:14:50

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::