Господин кабан и свинка-господинка > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Господин кабан и свинка-господинка


    Господин кабан и свинка-господинка

Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с многообразием представителей семейства свиньи.
  2. Развитие умения учащихся самостоятельно работать с литературными источниками, компьютерными дисками с целью формирования познавательной активности к предмету.
  3. Развитие монологической речи учащихся, актёрских навыков.

Оборудование:

  1. ПК, CD “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия” 2004.
  2. Выставка книг по теме занятия (энциклопедии, справочники и др.)
  3. Фотоаппарат для натуралиста.

В помещении, где проводится данное мероприятие, имеется географическая карта. Зал оформлен тематическими рисунками, загадками о свиньях, которые развешены на доске (примеры загадок:

  1. Лежит замарашка в щетинистой рубашке, хвост крендельком, нос пяточком.
  2. Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачёк? На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца?
  3. Есть у Савки пятачок, два блинка и кренделёк. Без шнурков на нём ботинки, а костюмчик из щетинки.
  4. Вместо носа – пятачок, вместо хвостика крючок. Голос мой визглив и звонок, я весёлый поросенок).

По мере знакомства с многообразием представителей семейства свиньи на доске вывешивается “мгновенная фотография” животного.

Действующие лица: учащиеся – натуралисты, Сандерсон, архивариус, врач.

Эпиграф.

Кому кабан свинью подложит,
Никто предугадать не может.
Чего ж заранее грустить?
Кабан прибудет погостить
И принесёт свинью-копилку.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о многообразии животных семейства свиньи. Это семейство парнокопытных млекопитающих подотряда нежвачных. К этому семейству относятся широко распространённые животные с вытянутой мордой, оканчивающейся пятачком на котором открываются ноздри. Конечности четырёхпалые, с хорошо развитыми, но более короткими боковыми (первым и четвёртым) пальцами. Клыки большие, загнуты вверх, коренные зубы тупобугорчатые. Волосяной покров редкий, щетинистый. Молочных желёз (сосков) шесть пар. Желудок простой. Свиньи всеядны. Появились свиньи в нижнем олигоцене Европы, оттуда расселились в Азию, Африку. Свинья объект промысловой охоты. Ценится мясо и толстая кожа, идущая на изготовление подошвы обуви. Ребята, скажите каких представителей семейства свиней вы знаете? К этому семейству относятся животные, объединённые в 5 родов:

1-й род кистеухая или речная свинья (Potamochoerus porcus).

2-й род кабан или дикая свинья (Sus scrofa).

3-й род бородатая свинья (Sus barbatus)

4-й род бородавочник (Phacochoerus aethiopicus)

5-й род бабирусса (Babyrousa babyrussa).

Сегодня у нас появилась возможность совершить путешествие любителя, фотографа по местам обитания данных животных, но для этого нам придётся перемещаться по земному шару достаточно быстро. Совершать наше путешествие мы будем на сверхзвуковом лайнере. Усаживайтесь поудобнее, пристегните ремни. Велика наша планета Земля и во многих местах нас встречают представители данного семейства. Но везде ли свиньи одинаковы? Будьте внимательны, постарайтесь ничего не пропустить. Итак, мы очутились в Африке. Здесь вы можете встретить кистеухих свиней. (Учитель на карте показывает места распространения данного обитателя). Стадо кистеухих свиней (Potamochoerus porcus) представляет собой необычайное зрелище. Они кажутся такими же благодушными и ленивыми, как самые обычные деревенские свиньи, но когда видишь их ярчайшую окраску и нелепые силуэты, то хочется проверить не сыграло ли с тобой шутку твоё собственное зрение. В естественной обстановке они вообще не похожи на свиней, и вообще ни на какое другое животное – нигде не увидишь таких громадных голов, длинных, как вымпелы, ушей с белыми кисточками и высоких узких туловищ. Вот как описывает свою встречу с кистеухими свиньями А.Т.Сандерсон в своей книге “Сокровища животного мира”. (Далее выступает ученик переодетый в натуралиста, который рассказывает о встрече Сандерса с кистеухими свиньями. )

Сандерсон: “Меня занесло прямо в распоряжение стада. Внушительных размеров и грозного вида кабан рассмотрел меня и отнёсся к моему вторжению благосклонно. В Восточной Африке во время полуденной сиесты (водопоя) если двигаться очень медленно, то можно подобраться довольно близко даже к диким львам. Но я никак не ожидал, что этот приём сработает с такими коварными и заносчивыми существами, как рыжие кистеухие свиньи. В тропическом лесу. Тем не менее я оказался в самой середине стада – свиньи меня видели, но не боялись. Они неспешно перемещались вокруг меня, и мы вместе дрейфовали в одном направлении; порой я видел разом четверых, а иногда все они исчезали среди густой зелени, давая знать о своём присутствии лишь несмолкаемым постанывающим хрюканьем. Мне посчастливилось наблюдать, как редкие и загадочные животные проводят свои будни в полнейшей гармонии с окружающим миром. Они оказались необычайными охотниками. Одна крупная свинья раскопав убежище громадных улиток, принялась хрустеть paковинами и уплетать сочных моллюсков. К ней пристроились трое молодых поросят, которые толкали друг друга и кусались, лишь бы урвать кусочек лакомства. При этом поросята пользовались приёмом молниеносных наскоков, с размаху толкая противника плечом, одного даже опрокинули в глубокую грязь. Дикое животное барахтающееся вверх ногами – уникальное зрелище. Мне казалось, что я смотрю на группу расшалившихся школьников. Старый кабан не спускал с меня глаз, будто понимал, что я могу быть опасным, и угодил в самое потешное положение. Он рылся на окраине болотца закатывался длинным рылом глубоко в грязь и перегрызал невидимые корешки. Вдруг он сунул рыло под крепкий корень соседнего дерева и намертво зацепился клыками за корень. Зверь поднял необычайный шум приплясывая на задних ногах и выделывая антраша, как балетный танцор. Он дёргался, упирался и вопил, как будто ему отгрызают пятачок. Это встревожило всех остальных, и стадо стало поспешно уходить. Среди свиней оказалась стайка крохотных поросят и каждый малыш был щегольски разукрашен золотыми полосками по тёмному фону. Они рысили развёрнутым строем, пронзительно, отрывисто повизгивая, а сзади взволнованная мамаша подталкивала их рылом под тоненькие задние ножки, словно приговаривая: “Вперёд, поторапливайтесь, а то злой дядя вас слопает”. Я попытался изловить молодого кабанчика и погнался за ним. И хотя я совершил молниеносный бросок и даже коснулся его жёсткого щетинистого крупа, он успел метнуться в сторону и забился в кусты, крича почти человеческим голосом. Старый кабан в это время сделав сверхсвинячье усилие, вырвался из плена и на всех парах ломился сквозь подрост, быстро удалялся. Уму непостижимо, как они умудряются перевернуть вверх тормашками такой большой участок земли”.

Слово учителя: в Африке так же можно встретить представителей рода бородавочник. (Учащиеся рассказывают о представителях отряда. Рассказ иллюстрируется изображением животных с использованием ПК, диска “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия” 2004 . Материалы о представителях родов смотри в приложении №1). Далее учитель вместе с учащимися-натуралистами знакомит учащихся с родом бородатая свинья обитающей на полуострове Малакка, островах Суматра, Ява, Калимонтан; родом Бабирусса распространённом на острове Сулавеси, родом кабан или дикая свинья занимающем всю Европу (на север до Скандинавского полуострова, Ладожского озера, Калужской и Тульской областях).

Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг, в которых можно более подробно познакомиться с данным материалом.

Учитель: познакомившись по ближе с особенностями поведения, образом жизни данных животных сейчас самое время обратиться к архивариусу, который познакомит нас с любопытными фактами.

Архивариус: Свиньи и правосудие.

Чаще всего средневековое правосудие имело дело со свиньями. В одной только Франции известно 20 “свиных дел” (т.е. процессов). Обычное преступление свиней – детоубийство. В средневековых городах, даже в Лондоне, до конца семнадцатого века свиньи свободно бродили по улицам: они поедали нечистоты, которые сваливались в канавы около домов. Нередко заходили в жилища бедняков и загрызали спящих в колыбели детей. Свинью убийцу арестовывали, отправляли в уголовную тюрьму и запирали в камере с другими узниками. На содержание арестованной свиньи городские власти отпускали такие же средства, как и на обычного преступника. В 1394 году в городе Мортень (Франция) суд отметил следующее отягчающее вину свиньи обстоятельство: “она ела скоромное, несмотря на то, что была пятница” (т.е. постный день). Казни над свиньями совершались нередко. В Париже сохранилось даже название предместья – “Повешенная свинья”, как память о жутком месте, где суеверные люди творили своё нелепое “правосудие”. В 1408 году в городе Нанте суд приговорил свинью к cмepтельной казни. Сохранился список расходов, которые требовались на приведение приговора в исполнение:

  1. Содержание свиньи в тюрьме – 6 су.
  2. Вознаграждение палачу, прибывшему из Парижа – 54 су.
  3. За телегу, на которой везли свинью к месту казни – 6 су.
  4. За верёвку, которой связывали свинью – 2 су в день.

Всего 68 су.

В 1457 году в Париже разбиралось дело по обвинению свиньи в убийстве пятилетнего мальчика. Суд признал свинью виновной и приговорил её к повешению. Что касается поросят, то поскольку их участие в преступлении не установили с достоверностью, они были конфискованы в пользу суда. (1).

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с вами с многообразием представителей семейства свиньи, узнали, почему на данных особ были заведены уголовные дела, а вот какую пользу данные животные приносят человеку, нам расскажет врач.

Врач: Различные органы свиней - лекарство для людей.

В старинных русских лечебниках имеются рецепты применения различных органов животных в виде лекарств.

1. Если мозгом кабана мазать нёбо во рту, то это помогает прорезыванию зубов.

2. Лёгкое кабана, поджаренное и съеденное натощак, препятствует опьянению.

3. В голове у свиней, близ ушей, есть маленькие мелкие кисточки, которые, высушенные и истолчённые помогают от падучей болезни.

В настоящее время многие органы животных являются источником получения лекарственных препаратов (или сырья для их производства), которые не содержат гормональных или гормоноподобных веществ.

4. Из поджелудочной железы свиней получают лекарственное средство эластолитин, обладающее свойствам уменьшать вязкость мокроты, облегчая её выделение при заболеваниях органов дыхания. Это вещество растворяет белок эластин и тем самым препятствует развитию спаечных процессов после операций. Из поджелудочной железы свиней изготовляют препарат пантрипин, который принимают при остром панкреатите, когда есть угроза самопереваривания тканей железы. Из поджелудочной железы получают препарат панкреатин, который принимают при хронических панкреатитах и недостаточности поджелудочной железы человека. Панкреатин входит в состав лекарственных средств панзитрим (Югославия), мезин – форте (Германия), фестал (Индия). Поджелудочная железа содержит так же ряд факторов, снижающих артериальное давление. Эти вещества способствуют расширению кровеносных сосудов. В нашей стране из поджелудочной железы свиней изготавливают препарат андекалин и рекомендуют его применять для понижения давления.

5. Из слизистой оболочки желудка свиней получают фермент пепсин, который используют при расстройствах пищеварения. Гастритах с пониженной кислотностью.

6. Подробно изучен и охаpaктеризован сигнал пoлoвoго возбуждения у кабана. Было установлено, что запах секрета, выделенного из слюнной железы кабан близок по своему химическому строению мужским пoлoвым гормоном – андростерону и тестостерону и обладает сильным мускусным запахом. Запаха феромона одного кабана достаточно, для того, чтобы вызвать эструс и готовность к оплодотворению у 81% самок. Это свойство используют в животноводстве для выявления готовности свиней к искусственному осеменению. В 1979 году Клаус и Хорпен обнаружили пахучий феромон кабана в кореньях пастернака и стeблях сельдерея.

Учитель: Ребята, мы сегодня познакомились с многообразием диких свиней. Давайте подведём итоги всему сегодня услышанному и ответим на несколько интересных вопросов:

1. Подготовка свиней к поиску самых дорогих и вкусных грибов – трюфелей – занимает 2-3 года. Обоняний свиней позволяет находить грибы всего за несколько дней. На что же тратиться остальное время обучения? (На то, чтобы свинья не ела найденные грибы) .

2. Почему про итальянских дворян раньше говорили, что они сами пасут своих свиней? (Потому что лучше свиней никто не ищет деликатесные грибы трюфели).

3. Охотники малайского архипелага ловят питонов при помощи запертой бамбуковой клетки и поросёнка. Как это происходит? (Помещают поросёнка в клетку. Питон устремляется за пищей в клетку, а проглотив ее (поросёнка) уже не может выбраться из клетки).

4. Доказано, что мелодичная музыка приводит к повышению удоя коров на 10-15%, повышает дружелюбность дельфинов, способствует более интенсивному росту овощей и фруктов. А рок музыка, напротив снижает надои, угнетает рост растений, вводит в замешательство дельфинов. И лишь одно животное получает явное удовольствие от современных ритмов, проявляет агрессивность при звуках музыки Людвига ван Бетховена и Иогана Себастьяна Баха. Кто это? (Свинья).

5. Продолжите пословицы и поговорки о свинье:

  • Свинье только рыло просунуть…….(и вся влезет).
  • Не забыть свинье колена: помнит где свинья…….(поела).
  • Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась……(отняли).
  • Гусь свинье ……..(не товарищ).

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вам запомнилось больше всего? На каком острове, материке вам захотелось побывать ещё? Большое спасибо ребятам за помощь в проведении данного мероприятия. До свидания, до новых встреч.

Литература:

  1. Акимушкин “Тропою легенд”. М.: “Просвещение”, 1985.
  2. Баландин Б. “3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей”. М.: “Рипол классик”, 2006.
  3. Герасимов В.П. “Животный мир нашей Родины”. М.: “Просвещение”, 1977.
  4. “Жизнь животных том 6” под редакцией Наумова С.П., Кузякина А.П. М.: “Просвещение”, 1971.
  5. Круглов Ю.Г. “Русские народные загадки, пословицы, поговорки”. М.: “Просвещение”, 1990.
  6. Ющенко В.А., Новиков С.Ю. “Весёлый новый год и рождество”. М.: “АСТ-пресс-книга”, 2005.
  7. Яхонтов А.А. “Зоология для учителя”. М.: “Просвещение”, 1985.

Приложение №1.

Род кистеухая или речная свинья (Potamochoerus porcus).

Эта свинья населяет Африку к югу от Сахары и остров Мадагаскар, очень изменчива по окраске и размерам; образует много подвидов, хорошо отличающихся друг от друга, но теперь их всех относят к одному виду. Кистеухие свиньи, особенно обитающие в Камеруне, очень красивы: они ярко рыжие, с белой полосой на спине, белыми волосами на морде и кисточками длинных волос на ушах. Эта окраска имеет сигнальное значение: животные увидев друг-друга, выгибают в бок спину и наклоняют голову; при этом уши с кисточками принимают горизонтальное положение. Хаpaктерная черта кистеухих свиней та, что у самцов между глазами и носом образуются костные бугры, которые у старых самцов имеют вид двух небольших рогов, направленных назад. Клыки очень длинные, но острые. Уши длинные, на концах заострённые. На конце хвоста – кисточка волос. Длина тела 100 – 150 см. высота 55 – 80 см. масса до 80кг. Живут в кустарниковых зарослях и лесных рощах, поэтому их называют на юге Африки – кустарниковыми свиньями. Выходят они и в открытые части саванны, а так же на поля, где уничтожают посевы арахиса, кукурузы, плантации винограда, арбузов, ананасов. Поэтому кистеухих свиней всюду преследуют. Но количество их остаётся большим, т.к. почти повсеместно уничтожен леопард – единственный регулятор численности свиней. Попытки бороться со свиньями отравленными приманками оказались малоудачными, т.к. свиньи хорошо чуют яд. Кроме растительных кормов поедают животные корма: падаль, новорожденных копытных в том числе овец и козлят, нередко убивают охотничьих собак и тут же их съедают. В зоопарке кистеухих свиней кормят мясом, рыбой, цыплятами.

Род бородавочник (Phacochoerus aethiopicus)

эти свиньи получили название за огромные кожные бородавки на морде. Они располагаются под глазами, сзади глаз., между углами рта и глазами, сбоку на нижней челюсти. У старых самцов бородавки сильно разрастаются и принимают вид удлинённых шишек. Клыки очень большие, особенно у самцов. Щетина однотонная, серая, редкая на теле и большей части длинного хвоста. На шее и спине образуется грива, на морде бакенбарды, на конце хвоста кисточка. У взрослых свиней всего 16 зубов, т.к. часть предкоренных и коренных выпадает, задний коренной зуб очень большой. Это крупные свиньи. Длина тела 145 – 190 см., высота 65 – 85 см., масса 50 – 150 кг. Распространён бородавочник в Африке к югу от Сахары. Нет бородавочника в тропических лесах Западной Африки и на крайнем юге Африки. Бородавочник населяет саванны, светлые кустарниковые заросли и редколесье, избегает густых лесов. На 1000 га может находиться стадо в 100 и более голов. Живут бородавочники группами 1 – 3 самок с поросятами. Иногда в стаде бывает 17 – 18 голов. Взрослые самцы живут отдельно, иногда образуя своё стадо. Бородавочники деятельны днём, а ночью проводят в норах. Норы бородавочники роют сами или занимают норы трубкозубов, расширяя эти норы. Взрослые бородавочники забираются в норы, пятясь задом, поросята залезают в нору головой вперёд, а самка влезает в нору последней, пятясь задом, закрывая своей широкой головой вход. Отличаются бородавочники от других свиней кормом и способом добывания пищи. Кормятся они травой, и когда пасутся встают на колени (запястья0. На коленях они передвигаются вол время пастьбы , и как приспособление к такому необычному передвижению у них на запястьях развиваются большие, толстые мозоли. Коленоприклонённых ползающих бородавочников можно увидеть рано утром и по вечерам. Размножаются бородавочники круглый год. Беременность длиться 171 – 175 дней. Самка рождает поросят в норе. В отличие от других свиней, самка не натаскивает подстилу в гнездо и оставляет поросят одних на целый день. Только раз в день она возвращается в нору, чтобы покормить поросят молоком. Самка в норе приносит (рождает) 3 реже 4 поросёнка, серовато-розовых без волос. Поросята очень боятся холода, и поэтому первые дни совсем не покидают нору, где температура круглые сутки бывает около 30, а влажность 90 %. Примерно через неделю поросята начинают вылезать из норы и провожать мать на короткое расстояние. Эти проводы ежедневно удлиняются, и ещё через неделю поросята возвращаются в нору только вечером вместе с матерью. В одной норе с матерью молодые поросята живут около года. Пoлoвoзрелыми молодые бородавочники становятся в возрасте 17 – 19 месяцев. Во время гона самцы преследуют самок, издавая звуки, напоминающие стук мотора. Иногда между самцами бывают дpaки, но как правило бескровные, несмотря на их мощные, острые клыки. Своё оружие, с которым они успешно защищаются от льва, леопарда или гиеновых собак, бородавочники не пускают в ход во время дpaки друг с другом. Встретившись, самцы бородавочника вздыбливают гриву, и лбами стараются сдвинуть друг друга с места. Во время такой борьбы они встают на колени, страшно рычат и возбуждённо бьют хвостами по бокам. В ряде районов Африки бородавочники стали редки, но в большинстве стран ещё достаточно обычны, на них охотятся. В зоопарках, если бородавочников кормят травой, живут хорошо до 10 – 12 лет.

Род бородатая свинья (Sus barbatus)

длина тела 100 – 160 см. масса около 1000 кг. Она такая же как кабан или немного меньше, но относительно более высоконогая. Своё название она получила за удлинённую светлую щетину, обрамляющую морду от углов рта почти до ушей. Тело покрыто редкой щетиной, сквозь которую просвечивает серое или серовато- розовое тело. На морде между глазами , между глазами и клыками есть бородавки, особенно сильно развитые у самцов. Распространены бородатые свиньи на полуострове Малакка, островах Суматре, Яве, Калимантане, Палаване и других мелких островах Индонезии. Живут в тропических лесах и мангровых зарослях. Живут семьями и семейный табунок любит сопровождать кочующие стада гиббонов, макак, подбирая плоды, сброшенные обезьянами с деревьев. Живут осёдло, но на северо – востоке острова Калимантан, в августе – сентябре предпринимают массовые кочёвки. Тысячи свиней группами по 20 – 30 животных непрерывно идут на юг, почти не кормясь по дороге, переплывая на своём пути быстрые горные потоки и широкие реки. Местные жители (дояки) хорошо знают миграционные пути свиней, и когда свиньи входят в реки, преграждают им путь на пирогах и бьют свиней копьями. Свиней, выброшенных ниже по течению реки, собирают все жители деревни. Размножаются бородатые свиньи круглый год, приносят 2 – 4 иногда 8 поросят. Для поросят новорожденных самка строит гнездо из ветвей, листьев пальм и папоротников. В гнезде высотой до 1 метра и в поперечнике до 2 метров поросята живут около двух недель. Поросята отделяются от матери в возрасте около года .Основные враги поросят дымчатый леопард, питон, малазийский медведь.

Род бабирусса (Babyrousa babyrussa).

Резко отличается от всех других свиней по своему облику. У бабируссы сравнительно маленькая голова, короткие уши, сильно вытянутая спина, высокие и тонкие ноги. Хвост короткий, без кисти на конце. Кожа морщинистая и покрыта тонкой редкой щетиной, что тело кажется гoлым. Верхние клыки, особенно у самцов, очень длинные до 30 см. они пронизывают кожу морды и загибаются назад. У очень старых самцов клыки изгибаются так сильно, что образуют полное кольцо и их концы врастают в верхнюю челюсть. Нижние клыки короче верхних, но тоже большие и концы их направлены вверх и назад. Распространена бабирусса на острове Сулавеси. Местные жители держат бабируссу как домашнюю свинью. Бабируссы живут поодиночке или небольшими семьями в болотистых лесах и зарослях тростника. Хорошо плавают и в поисках пищи переплывают широкие реки и даже морские заливы. Кормятся бабируссы листьями, побегами, сочными травянистыми растениями, но землю не роют. Самки приносят двух, всегда однополых поросят, без полос на теле. Которых ревностно охраняют. При возбуждении бабируссы громко щелкают зубами, но могут и хрюкать и визжать. На взята под охрану. Живёт 10 лет.

Род дикие кабаны (Sus scrofa).

Не многим удаётся увидеть диких кабанов на свободе. Их незря охотники относят к последним уцелевшим зверям, которые умеют постоять за себя. Кабаны опасны для человека. Рассказы о нападениях и увечьях, которые кабаны причиняют людям, ещё и сегодня вызывают страх у тех, кто встречают в лесу следы кабанов. Кабаны живут в единой семье и знают друг друга в лицо. Они обычно не принимают в эту семью стадо незнакомых собратьев. Это пугливые, но очень опасные животные. Внутри одной семьи диких кабанов существует строгий порядок подчинённости в зависимости от занимаемого ранга. Каждому животному в стаде отводится строго определённое место. Если бы этого не было, то семейное стадо в результате постоянных дpaк быстро бы распалось. Точка установления порядка подчинённости основывается на соблюдении твёрдых правил. Самая старая сильная самка является вожаком стада. Возраст и сила зверя определяют его место в стаде. Если в стаде несколько животных одинакового возраста, то этот ранг завоёвывается в борьбе между ними. В книге “Рассказы о диких кабанах” К.Майнхардт описывает свой бой со старушкой – вожаком стада так: “Я бросил вызов старушке – руководительнице стада, старой свиноматке, решив лишить её первого ранга. С бьющимся от стpaxa и волнения сердцем, я шагнул на встречу сильному зверю. Нас разделяло расстояние примерно в четыре метра, когда разъярённая свинья бросилась на меня. Тут я поднял руки вверх и громко закричав, сделал прыжок ей навстречу. Этого она не ожидала. Поражённая моим видом и смелостью, старушка резко остановилась, едва не опрокинувшись у моих ног, а затем повернулась и убежала прочь она испугалась. Я выиграл свой первый ранговый бой и стал с этого дня самым старшим в “табели о рангах”. Но помните, повторять этот опыт очень опасно! Поэтому при встречи в лесу с диким кабаном не шутите. Лучше сразу быстренько залезьте на ближайшее дерево!!! Свиньи не смотрят в верх и вы спокойно сможете отсидеться, пока кабан не удалиться. Убегать – бесполезно, кабан догонит и разозлённый может покалечить человека и даже разорвать! Ведь кабан – хищник.”. Наблюдения за дикими кабанами показали, что дикие кабаны принадлежат к числу самых понятливых животных, которые имеются на Земле. Кабаны обладают великолепной памятью. Они могут спустя многие годы снова узнать определённые предметы или лица. Более того, на основе полученного положительного или отрицательного опыта, у кабанов выpaбатываются довольно стойкие реакции.



Комментарии:

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

22 02 2024 21:18:14

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

21 02 2024 9:44:33

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

20 02 2024 18:53:13

Урок по теме "Направления органической эволюции"


    Урок по теме "Направления органической эволюции"

      Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

19 02 2024 16:31:39

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

18 02 2024 10:16:26

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

17 02 2024 0:24:18

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

16 02 2024 10:53:16

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

15 02 2024 3:52:28

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

14 02 2024 12:46:53

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

13 02 2024 17:18:35

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

      Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

12 02 2024 15:53:55

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

11 02 2024 1:38:59

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

10 02 2024 11:22:38

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

      Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

09 02 2024 12:14:22

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

08 02 2024 19:41:25

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

07 02 2024 4:35:11

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

06 02 2024 16:34:53

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

05 02 2024 17:55:26

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

04 02 2024 19:32:37

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

03 02 2024 15:59:30

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

02 02 2024 9:13:20

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии


    Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

      Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

01 02 2024 19:24:14

Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"


    Урок экологии "Загрязнение водоемов Забайкалья"

      Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе. ...

31 01 2024 16:19:29

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

30 01 2024 17:30:59

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

29 01 2024 4:59:31

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

28 01 2024 20:15:46

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс


    "Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс

      Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

27 01 2024 14:40:14

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

26 01 2024 10:41:33

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

25 01 2024 20:51:54

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

24 01 2024 4:46:34

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

23 01 2024 0:52:22

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

22 01 2024 15:59:23

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

21 01 2024 17:44:37

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

20 01 2024 10:36:58

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

19 01 2024 15:40:55

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

18 01 2024 23:22:37

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

17 01 2024 20:20:57

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

16 01 2024 3:55:16

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

15 01 2024 11:17:58

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

14 01 2024 15:56:39

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)


    Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

      Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

13 01 2024 6:49:51

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

12 01 2024 7:18:19

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

11 01 2024 15:56:12

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс


    Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

      Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....

10 01 2024 0:35:21

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

09 01 2024 21:42:14

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

08 01 2024 10:52:33

Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"

      Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....

07 01 2024 11:43:48

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

06 01 2024 0:55:45

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

05 01 2024 16:51:35

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

04 01 2024 15:25:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::