Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"
Задачи урока.
Образовательные:
- сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека;
- организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах;
- убедить старшеклассников в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- развивать умение работать со схемами гаметогенеза, рисунками и текстом учебника.
- умение сравнивать (на примере сравнения процессов cпepматогенеза и овогенеза; митоза и мейоза) ;
- умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза;
- умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного хаpaктера).
Воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;
- воспитывать культуру умственного труда.
Обязательное оборудование: презентации “Митоз”, “Мейоз”, тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант , ; учебник П.М.Бородина, Л.В Высоцкая, Г.М.Дымшиц и др. Биология. 10–11 класс. Часть 1. М.: Просвещение, 2006.
№ уч. элем. | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала | ||
УЭ-О | Интегрирующая цель: опираясь на знания,
полученные в 9-м классе и проработав схему “Гаметогенез” и материал
учебника, вы получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; |
Внимательно прочитайте цель. | ||
УЭ-1
|
Цель: определить исходный уровень
знаний по теме “ Митоз. Мейоз” “размножение” Вводный контроль знаний. Укажите правильные варианты ответов: Тест 1. Какая форма бесполого размножения наиболее хаpaктерна для мхов, папоротников?
Тест 2. Какая форма бесполого размножения наиболее хаpaктерна для гидры, дрожжей?
Тест 3. Какая форма бесполого размножения используется для размножения плодово-ягодных культур?
Тест 4. Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?
Тест 5. Какая форма бесполого размножения хаpaктерна для планарии, некоторых кольчатых червей?
**Тест 6. Что хаpaктерно для бесполого размножения?
Тест 7. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?
**Тест 8. Укажите верные суждения:
**Тест 9. Укажите верные суждения:
Тест 10. Укажите верные суждения:
Терминологический диктант для работы на репродуктивном уровне. 1) процесс непрямого деления клетки……. |
|||
Работайте самостоятельно.
Осуществите взаимопроверку по ключу. Правильные ответы теста выделите другим цветом или занесите в тетрадь За каждый правильный ответ 1 балл. Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее. |
||||
УЭ-2 | Цель: Выяснить стадии гаметогенеза и процессы,
происходящие на каждой из них. Прослушайте лекцию учителя. Сделайте записи в тетрадь Развитее пoлoвых клеток и оплодотворение у цветковых растений А) Образовании мужских пoлoвых клеток. Микроспорогенез – образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры (археспориальная) формируются из материнских клеток – микроспороциты (2п) ----мейоз---4 микроспоры (п) Микрогаметогенез – процесс образования мужского гаметофита из микроспор Микроспора (п) -----митоз --– пыльцевое зерно -------– при прорастании ядро делится митозом -----2 ядра (п) (вегетативное – пыльцевая трубка, генеративное – 2 cпepмия ) Таким образом, пыльцевое зерно представляет собой мужской гаметофит. Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух главных слоев: интины – внутреннего и экзины – наружного слоя. Б) Образование женских пoлoвых клеток Мегаспорогенез – процесс формирование мегаспор. Он происходит в центральной части семязачатка – мегаспороцит (археспориальная )(2п) ----мейоза -----4 мегаспоры (п) (1 образует зародышевый мешок, а 3 разрушаются) Мегагаметогенез –1 ядро мегаспоры (п) ---– трехкратный митоз ядер (п) ---– 8-ядерная стадия развития зародышевого мешка -----– по одному ядру к центру – вторичное ядро (2п), 1 ядро – яйцеклетка, 2 рядом расположенные ядра являются вспомогательными – синергидами. 3 ядра – антиподами. Таким образом, сформированный женский гаметофит включает 6 гаплоидных клеток (яйцеклетка, 2 клетки-синергиды и 3 клетки-антиподы) и диплоидное вторичное ядро. Ответьте на вопросы, пользуясь учебником и записями в тетради.
Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной пoлoвoй клетки, когда она находится в пoлoвoй железе, в зоне роста? Почему Вы так думаете? Какие изменения происходят: а) при cпepматогенезе,
Сущность оплодотворения
|
Прослушав лекцию учителя, ознакомьтесь с записями Работа с $ 28 стр 178-184. Запиши схемы образования пoлoвых клеток в тетрадь.
Работа с учебником $ 28 стр. 181 – 182. Ответьте устно на вопросы
Работа с учебником стр.184-185. |
||
УЭ-3 | Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на
уроке. Тест 1. Набор хромосом гаметогоний в зоне размножения:
Тест 2. Набор хромосом гаметоцитов 2-го порядка после первого деления мейоза:
Тест 3. Набор хромосом гамет:
Тест 4. Из одного овоцита после двух делений мейоза образуется нормальных яйцеклеток:
Тест 5. Из одного cпepматоцита после двух делений мейоза образуется нормальных cпepматозоидов:
Тест 6. Акросома с комплексом Гольджи в cпepматозоиде расположен:
Тест 7. Митохондрии в cпepматозоиде расположены:
Тест 8. Центриоли в cпepматозоиде расположены:
**Тест 9. Верные суждения:
**Тест 10. Цветок орган бесполого и пoлoвoго размножения. Бесполое размножение проявляется:
|
За каждый правильный ответ 1 балл Проверь правильность ответов |
||
Уровень 2 1.Соотнесите особенности cпepмато – и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.
|
2 уровень.
За правильный ответ 1 балл. Проверь правильность ответов по ключу. |
|||
Уровень 3 1. Представьте, что гаметы
диплоидны. Каковы возможные последствия? |
3 уровень.
За правильный ответ 2 балла. Проверь правильность ответов |
|||
УЭ-4 | Цель: подведение итогов, домашнее задание,
рефлексия. I. Подсчитайте баллы – если вы набрали 46–51 балл – ваша оценка “5” II. Подведение итогов – рефлексия 1. Прочитайте комплексную цель.
|
Работайте самостоятельно. |
Ключ ответов:
Входной контроль: Тест 1: 8. Тест 2: 4. Тест 3: 6. Тест 4: 7. Тест 5: 3. **Тест 6: 1, 3. Тест 7: 2. **Тест 8: 2, 3. **Тест 9: 1, 2, 3. Тест 10: 4.
Выходной контроль:
Уровень 1. Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 4. Тест 4: 1. Тест 5: 34. Тест 6: 1. Тест 7: 3. Тест 8: 2. **Тест 9: 1, 2, 4. **Тест 10: 1,2,3.
Уровень 2.
А) 1, 4, 5 Б) 2, 3, 6.
Комментарии:
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...
18 03 2024 18:32:16
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
17 03 2024 11:16:35
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
16 03 2024 23:54:54
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
15 03 2024 10:29:37
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
14 03 2024 20:38:19
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
13 03 2024 10:40:36
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
12 03 2024 19:47:14
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
11 03 2024 10:59:10
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...
10 03 2024 13:55:55
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
09 03 2024 2:59:30
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...
08 03 2024 2:54:13
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
07 03 2024 4:49:51
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
06 03 2024 8:36:20
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
05 03 2024 23:27:32
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
04 03 2024 16:34:17
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
03 03 2024 8:16:24
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
02 03 2024 21:48:34
В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....
01 03 2024 9:21:52
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
29 02 2024 7:56:54
Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....
28 02 2024 9:51:48
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
27 02 2024 4:30:30
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
26 02 2024 21:49:30
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
25 02 2024 17:47:16
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
24 02 2024 14:58:23
Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....
23 02 2024 9:41:54
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
22 02 2024 16:36:27
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...
21 02 2024 17:16:50
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
20 02 2024 0:27:21
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
19 02 2024 1:26:30
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...
18 02 2024 9:25:44
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей. ...
17 02 2024 16:45:20
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
16 02 2024 2:10:55
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
15 02 2024 22:30:52
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
14 02 2024 0:15:20
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
13 02 2024 0:51:35
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
12 02 2024 21:16:15
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
11 02 2024 22:29:14
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...
10 02 2024 12:10:50
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
09 02 2024 10:20:11
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
08 02 2024 1:33:45
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
07 02 2024 6:15:50
Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...
06 02 2024 23:27:42
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
05 02 2024 8:56:31
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
04 02 2024 22:37:53
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
03 02 2024 14:31:43
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
02 02 2024 9:45:57
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
01 02 2024 2:56:29
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
31 01 2024 20:19:21
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
30 01 2024 23:28:35
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...
29 01 2024 6:36:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::