Модульный урок в профильном классе по теме "Гаметогенез"
Задачи урока.
Образовательные:
- сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека;
- организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах;
- убедить старшеклассников в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- развивать умение работать со схемами гаметогенеза, рисунками и текстом учебника.
- умение сравнивать (на примере сравнения процессов cпepматогенеза и овогенеза; митоза и мейоза) ;
- умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза;
- умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного хаpaктера).
Воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;
- воспитывать культуру умственного труда.
Обязательное оборудование: презентации “Митоз”, “Мейоз”, тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант , ; учебник П.М.Бородина, Л.В Высоцкая, Г.М.Дымшиц и др. Биология. 10–11 класс. Часть 1. М.: Просвещение, 2006.
№ уч. элем. | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала | ||
УЭ-О | Интегрирующая цель: опираясь на знания,
полученные в 9-м классе и проработав схему “Гаметогенез” и материал
учебника, вы получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; |
Внимательно прочитайте цель. | ||
УЭ-1
|
Цель: определить исходный уровень
знаний по теме “ Митоз. Мейоз” “размножение” Вводный контроль знаний. Укажите правильные варианты ответов: Тест 1. Какая форма бесполого размножения наиболее хаpaктерна для мхов, папоротников?
Тест 2. Какая форма бесполого размножения наиболее хаpaктерна для гидры, дрожжей?
Тест 3. Какая форма бесполого размножения используется для размножения плодово-ягодных культур?
Тест 4. Какая естественная форма бесполого размножения известна у человека?
Тест 5. Какая форма бесполого размножения хаpaктерна для планарии, некоторых кольчатых червей?
**Тест 6. Что хаpaктерно для бесполого размножения?
Тест 7. Какая форма размножения позволяет приспособиться к изменяющимся условиям среды?
**Тест 8. Укажите верные суждения:
**Тест 9. Укажите верные суждения:
Тест 10. Укажите верные суждения:
Терминологический диктант для работы на репродуктивном уровне. 1) процесс непрямого деления клетки……. |
|||
Работайте самостоятельно.
Осуществите взаимопроверку по ключу. Правильные ответы теста выделите другим цветом или занесите в тетрадь За каждый правильный ответ 1 балл. Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее. |
||||
УЭ-2 | Цель: Выяснить стадии гаметогенеза и процессы,
происходящие на каждой из них. Прослушайте лекцию учителя. Сделайте записи в тетрадь Развитее пoлoвых клеток и оплодотворение у цветковых растений А) Образовании мужских пoлoвых клеток. Микроспорогенез – образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры (археспориальная) формируются из материнских клеток – микроспороциты (2п) ----мейоз---4 микроспоры (п) Микрогаметогенез – процесс образования мужского гаметофита из микроспор Микроспора (п) -----митоз --– пыльцевое зерно -------– при прорастании ядро делится митозом -----2 ядра (п) (вегетативное – пыльцевая трубка, генеративное – 2 cпepмия ) Таким образом, пыльцевое зерно представляет собой мужской гаметофит. Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух главных слоев: интины – внутреннего и экзины – наружного слоя. Б) Образование женских пoлoвых клеток Мегаспорогенез – процесс формирование мегаспор. Он происходит в центральной части семязачатка – мегаспороцит (археспориальная )(2п) ----мейоза -----4 мегаспоры (п) (1 образует зародышевый мешок, а 3 разрушаются) Мегагаметогенез –1 ядро мегаспоры (п) ---– трехкратный митоз ядер (п) ---– 8-ядерная стадия развития зародышевого мешка -----– по одному ядру к центру – вторичное ядро (2п), 1 ядро – яйцеклетка, 2 рядом расположенные ядра являются вспомогательными – синергидами. 3 ядра – антиподами. Таким образом, сформированный женский гаметофит включает 6 гаплоидных клеток (яйцеклетка, 2 клетки-синергиды и 3 клетки-антиподы) и диплоидное вторичное ядро. Ответьте на вопросы, пользуясь учебником и записями в тетради.
Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной пoлoвoй клетки, когда она находится в пoлoвoй железе, в зоне роста? Почему Вы так думаете? Какие изменения происходят: а) при cпepматогенезе,
Сущность оплодотворения
|
Прослушав лекцию учителя, ознакомьтесь с записями Работа с $ 28 стр 178-184. Запиши схемы образования пoлoвых клеток в тетрадь.
Работа с учебником $ 28 стр. 181 – 182. Ответьте устно на вопросы
Работа с учебником стр.184-185. |
||
УЭ-3 | Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на
уроке. Тест 1. Набор хромосом гаметогоний в зоне размножения:
Тест 2. Набор хромосом гаметоцитов 2-го порядка после первого деления мейоза:
Тест 3. Набор хромосом гамет:
Тест 4. Из одного овоцита после двух делений мейоза образуется нормальных яйцеклеток:
Тест 5. Из одного cпepматоцита после двух делений мейоза образуется нормальных cпepматозоидов:
Тест 6. Акросома с комплексом Гольджи в cпepматозоиде расположен:
Тест 7. Митохондрии в cпepматозоиде расположены:
Тест 8. Центриоли в cпepматозоиде расположены:
**Тест 9. Верные суждения:
**Тест 10. Цветок орган бесполого и пoлoвoго размножения. Бесполое размножение проявляется:
|
За каждый правильный ответ 1 балл Проверь правильность ответов |
||
Уровень 2 1.Соотнесите особенности cпepмато – и овогенеза, проставив около каждой цифры соответствующую букву.
|
2 уровень.
За правильный ответ 1 балл. Проверь правильность ответов по ключу. |
|||
Уровень 3 1. Представьте, что гаметы
диплоидны. Каковы возможные последствия? |
3 уровень.
За правильный ответ 2 балла. Проверь правильность ответов |
|||
УЭ-4 | Цель: подведение итогов, домашнее задание,
рефлексия. I. Подсчитайте баллы – если вы набрали 46–51 балл – ваша оценка “5” II. Подведение итогов – рефлексия 1. Прочитайте комплексную цель.
|
Работайте самостоятельно. |
Ключ ответов:
Входной контроль: Тест 1: 8. Тест 2: 4. Тест 3: 6. Тест 4: 7. Тест 5: 3. **Тест 6: 1, 3. Тест 7: 2. **Тест 8: 2, 3. **Тест 9: 1, 2, 3. Тест 10: 4.
Выходной контроль:
Уровень 1. Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 4. Тест 4: 1. Тест 5: 34. Тест 6: 1. Тест 7: 3. Тест 8: 2. **Тест 9: 1, 2, 4. **Тест 10: 1,2,3.
Уровень 2.
А) 1, 4, 5 Б) 2, 3, 6.
Комментарии:
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
30 06 2025 18:35:59
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
29 06 2025 17:11:54
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
28 06 2025 15:40:13
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
27 06 2025 18:32:26
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
26 06 2025 9:53:58
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
25 06 2025 7:32:53
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
24 06 2025 5:30:26
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
23 06 2025 23:24:56
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
22 06 2025 7:32:35
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
21 06 2025 1:15:26
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
20 06 2025 16:28:52
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
19 06 2025 2:40:19
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
18 06 2025 9:41:52
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
17 06 2025 23:29:44
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
16 06 2025 0:34:49
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
15 06 2025 16:31:23
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
14 06 2025 9:13:18
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
13 06 2025 9:50:59
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
12 06 2025 1:24:16
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
11 06 2025 23:29:58
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
10 06 2025 0:32:49
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
09 06 2025 19:52:42
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
08 06 2025 2:34:43
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
07 06 2025 7:52:23
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
06 06 2025 6:49:21
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
05 06 2025 2:17:58
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
04 06 2025 21:28:28
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
03 06 2025 22:29:52
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
02 06 2025 2:41:30
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
01 06 2025 13:40:30
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
31 05 2025 5:18:37
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
30 05 2025 12:49:50
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
29 05 2025 19:12:11
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
28 05 2025 17:57:41
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
27 05 2025 19:28:40
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
26 05 2025 10:51:41
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
25 05 2025 1:49:58
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
24 05 2025 3:53:14
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
23 05 2025 17:36:30
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
22 05 2025 9:15:25
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
21 05 2025 22:45:55
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
20 05 2025 5:38:21
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
19 05 2025 11:44:56
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
18 05 2025 23:38:39
В данной разработке представлен урок с применением принципа развивающего обучения. Особую роль в этом играет выполнение лабораторной работы с выполнением заданий поискового, исследовательского хаpaктера, привлекаются знания обучающихся, полученные на экскурсии "Приспособления к сезонным явлениям природы, распространение плодов и семян"....
17 05 2025 0:16:44
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
16 05 2025 17:50:42
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
15 05 2025 13:38:15

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
14 05 2025 15:47:57
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
13 05 2025 6:43:40
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
12 05 2025 9:11:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::