Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога
В 21 веке, активно развивающиеся цифровые технологии предложили новый способ доступа и получения информации, новые виды коммуникации – электронную почту, чаты, сайты, видеоконференции. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. В школе представить себе работу без них невозможно. Удивительные возможности этого \"чуда техники\" открывают перед педагогами все новые и новые горизонты.
В прошлом остались рукописные программы, планы, конспекты. Все большую популярность в современном образовании приобретают информационно-коммуникационные технологии, которые повышают не только эффективность обучения воспитанников, но и позволяют зафиксировать, а затем и продемонстрировать успешный опыт работы педагогов.
На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. При этом преподаватель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
Использование современных технологий, позволяет педагогам повысить эффективность своей деятельности. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация, возможности общаться при помощи электронной почты – все это помогает воспитателям сделать свою работу более насыщенной, эффективной и разнообразной.
Расширение информационного прострaнcтва за счет внедрение сервисов сети Интернет открывает новые модели взаимодействия школа-учитель-ученик-родитель. C этого года во всех школах района и в нашей школе вводятся электронные дневники и журналы.
Одним из эффективных средств изменения традиционного подхода к деятельности учителя является создание собственного Интернет-ресурса учителя, который может быть представлен в виде:
– Web-портфолио (сайта) (веб-портфель, web-portfolio) – это веб-базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца, на котором отражаются образовательные результаты – результаты педагогической деятельности данного учителя и совместная деятельность учителя и ученика, т.е – это персональный сайт учителя или электронное портфолио. Персональные сайты имеются у 2-х педагогов.
– Блог – Б (blog – англ.) – дневник, сетевой журнал нескольких авторов.
C 2010 года наша школа, как и все школы района имеет свой сайт. На нашем сайте вы можете познакомиться с информацией о школе, методической работой, материалами по ФГОСам, модернизации образовательного процесса, воспитательной системой школы. В этом учебном году была открыта рубрика «Методическая мастерская учителя», где каждый педагог имеет возможность представить свои методические наработки.
Следующий вид интеренет-ресурса педагога может быть:
– Wiki-страница – это вебсайт, который обладает следующими свойствами:
- любой может редактировать страницы wiki и любой может редактировать сделанные правки;
- создавать новые страницы для wiki довольно просто, потому что не требуется знания и использования языка разметки web-страниц.
(Например в социальной сети работников образования nsportal.ru можно создать Wiki-страницы, как бы свой минисайт. Которым легко управлять. И здесь же можно разместить свое электронное портфолио.)
В нашей школе такой мини-сайт имеет большинство педагогов. Здесь мы размещаем свои методические разработки, совместные работы с учащимися. Каждый педагог получил сертификат за открытие сайта.
Еще одним видом интеренет-ресурса педагога является:
– Кабинет сетевого сообщества – форма интеpaктивного общения учителей, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
- возможность организовать методическое прострaнcтво для учителей, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
- оперативная методическая помощь молодым учителям;
- возможность опытным педагогам принять активное участие в виртуальных педагогических чтениях, поделиться опытом работы.
(Это различные: видеоконференции, порталы профессиональных сообществ, таких как: портал Pro-Школу.ru, сеть творческих учителей, где участники регистрируются, общаются в форумах, обмениваются опытом.)
Такие кабинеты сетевого обслуживания очень помогают в работе педагогу, когда после полуночи готовишься к урокам, иногда очень важно услышать мнение специалистов, помощь других педагогов и тогда не взирая на время мы можем пообщаться на форумах, обменятся опытом, найти ответ на интересующий вопрос.
Рассказывая о интернет-ресурсах нельзя не упомянуть издательский дом «Первое сентября».
Я думаю, что он всем хорошо знаком! Сотрудничество с издательством у большинства педагогов нашей школы началось с 2007 года и продолжается до сих пор.
Мы являемся члeнами педагогического клуба «Первое сентября» и имеем клубную карту и личный кабинет на сайте издательства. Наши методические материалы размещены на сайтах фестиваля педагогических идей «Открытый урок», фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», в журнале и мультимедийных пособиях к журналу Издательского дома «Биология».
Многие педагоги проходили дистанционное обучение на курсах повышения квалификации «Первое сентября», что очень удобно!
Время не стоит на месте, и мы начинаем 2012-2013 учебный год в новых условиях, на новом витке модернизации образования. Наша школа в новом учебном году приняла участия в общероссийском проекте «Школа цифрового века», который позволит каждому педагогическому работнику получить в свой личный кабинет на сайте «Первое сентября», а он есть у каждого учителя нашей школы. предметно-методические журналы Издательского дома и пройти дистанционные модульные академические курсы по Программе развития профессионально-личностных компетенций педагога.
Конечно же для знакомства с алгоритмами работы с представленными Интернет-ресурсами, с информационно-коммуникационными технологиями учителю необходимо владеть различными компьютерными программами:
Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel – программы для создания таблиц, документов для педагога;
Microsoft Power Point – это интеpaктивный способ представления информации по принципу: \"Рассказываю и показываю\", широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика), включение текстовых, картинных, фото и видеоматериалов, а также доступность для ее освоения.
Программа Windows Movie Maker – современный интеpaктивный способ создания, редактирования и представления информации. Удивительно простое и интересное занятие, позволяющее создавать, монтировать свои фильмы и демонстрировать их прямо на персональном компьютере или на мультимедийной системе.
Кроме этого данная программа позволяет пользователю демонстрировать свой опыт работы: здесь вы можете показать в «живую» свой урок, рассказать о себе, о своей деятельности.
У этой программы больше возможностей, поэтому педагоги нашей школы все чаще и чаще используют ее для подготовки к урокам. Можно сказать, что такие презентации просто «оживают».
В прошлом учебном году наша школа разработала проект «Информационные технологии в образовании» и стала победителем областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, разpaбатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы. Результат победы – поступление оборудования для кабинета естественных наук (кабинет физики), что позволит нашим педагогам продолжить работу в данном направлении.
А так же позволит представить опыт педагогов школы на районном семинаре для учителей естественных наук, который запланирован на март месяц.
На календаре ХХI век, а это значит, мы живем в новое время, которое диктует появление новой школы, где ядром является по-новому работающий учитель, с уважением относящийся к ученику, воспитывающий личным примером. Учитель сегодня – это яркая, успешная личность, способная заинтересовать учеников.
Сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Пусть самообразование сопровождает вас по всей вашей жизни! Оно приведет вас к творческим успехам и счастью!
Помните слова неотразимой Коко Шанель: “Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали!”.
Спасибо за внимание!
К работе прилагается презентация. (Приложение 1)
Комментарии:
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
17 07 2025 18:47:17
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
16 07 2025 16:25:57
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
15 07 2025 9:35:49
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
14 07 2025 9:58:21
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
13 07 2025 8:45:24
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
12 07 2025 5:32:30
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
11 07 2025 2:56:36
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
10 07 2025 12:23:21
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
09 07 2025 6:46:41
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
08 07 2025 5:19:52
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
07 07 2025 20:47:35
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
06 07 2025 13:51:55
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
05 07 2025 12:38:49
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
04 07 2025 1:44:50
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
03 07 2025 0:30:58
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
02 07 2025 14:37:47
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
01 07 2025 1:31:42
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
30 06 2025 19:32:47
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
29 06 2025 18:25:59
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
28 06 2025 9:23:54
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
27 06 2025 16:18:40
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
26 06 2025 16:38:35
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
25 06 2025 20:46:17
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
24 06 2025 14:13:51
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
23 06 2025 9:58:28
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
22 06 2025 19:50:15
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
21 06 2025 6:44:10
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
20 06 2025 6:36:47
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
19 06 2025 19:37:38
В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....
18 06 2025 8:31:40

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
17 06 2025 14:47:40
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
16 06 2025 18:11:11
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
15 06 2025 23:33:55
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
14 06 2025 23:28:16
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
13 06 2025 8:25:26
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
12 06 2025 12:57:37
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
11 06 2025 6:15:12
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
10 06 2025 21:18:24
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
09 06 2025 20:29:13
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
08 06 2025 7:19:54

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
07 06 2025 0:28:39
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
06 06 2025 11:50:41
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
05 06 2025 9:13:28
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
04 06 2025 1:53:33
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
03 06 2025 11:10:26
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
02 06 2025 16:44:54
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
01 06 2025 6:40:55
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
31 05 2025 13:43:32
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
30 05 2025 12:10:49
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
29 05 2025 12:23:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::