Гигиена кожи. 8-й класс
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара.
Задачи урока:
Обучающие:
- Углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи;
- Научить работе с дополнительной литературой и другими образовательными ресурсами, составлению выступлений по определённой тематике;
- Научить вести научную дискуссию адекватно подростковому возрасту.
Развивающие:
- Развивать навыки реферирования;
- Развивать творческие способности при составлении рассказов от имени кожи;
- Развивать формы групповой работы;
Воспитывающие:
- Воспитание внимательного отношения к устной речи;
- Воспитание культуры выступления перед аудиторией;
- Пoлoвoе воспитание;
- Экологическое воспитание;
- Гигиеническое воспитание;
- Воспитание умственного труда.
Форма урока: урок-семинар с игровыми моментами и элементами соревновательности.
Методы: рассказ, беседа, выступление с докладом, репродуктивные, поисковые, творческие.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация по теме, сообщения учащихся, таблицы \"Кожа\", \"Гигиена кожи\", цветовые сигналы групп, раздаточный материал (карточки для групповой и индивидуальной работы, кроссворд, домашнее задание).
Подготовительная работа: разбить предварительно класс на 3 комaнды (по 5-7 человек), предложить темы выступлений о венерических заболеваниях, проявляющихся на коже, подготовить цветовые сигналы для каждой группы (\"семафоры\" красного, синего и жёлтого цвета).
ПЛАН СЕМИНАРА (Слайд 3)
1. Организационный момент.
2. Проблемная ситуация.
3. Решение проблемной ситуации.
4. Разминка по типу \"Счастливый случай\"
5. Групповое решение ситуативных задач.
6. Работа по индивидуальным карточкам.
7. Физкультурная пауза.
8. Рефлексогенные зоны тела человека.
9. Проблемы венерических заболеваний.
10. Разгадывание кроссворда.
11. Выводы по уроку.
12. Домашнее задание.
13. Рефлексия.
14. Оценивание.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово учителя. Оглашение плана семинара и его формы, знакомство с комaндами, со счётной комиссией (из числа старшеклассников или приглашённых учителей), цветовые сигналы групп (красного, синего и желтого).
Проблемная ситуация: \"В 1646 году ради забавы знатных гостей миланского герцога Моно было выкрашено золотой краской тело маленького шестилетнего мальчика. Он возглавил праздничное шествие, олицетворяя собой золотой век и роскошь герцогского замка. После праздника о нём забыли. А утром мальчик внезапно умер:\" (Слайд 4)
Решение проблемной ситуации (Почему умер мальчик?) - выяснение вопроса: Каковы функции кожи? (Краткие фронтальные пояснения каждой комaнды). (Слайд 5)
Разминка по типу игры \"Счастливый случай\". По 10 вопросов каждой комaнде на время по 1 минуте (Приложение 1).
Групповое решение ситуативных задач с обсуждением в группе в течение 5 минут (Приложение 2). Ответы объявляются вслух. Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов. За досрочный ответ добавляется 1 балл. (Слайд 6)
Работа по индивидуальным карточкам в течение 1 минуты (Приложение 3). Карточки собираются и сдаются в счётную комиссию. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. (Слайд 7)
Физкультурная пауза (выполнение упражнений в течение 1 минуты). (Слайд 8)
Фрагмент стихотворения Яшина: \"Ступи, мой товарищ, попробуй
И ты в холодок росы,
Сорви надоевшую обувь,
Пройдись по земле босым!\" (Слайд 9)
Рассказ учителя о рефлексогенных зонах поверхности кожи человека. Концентрация их на стопе, ладони и ухе.
Приёмы точечного массажа су-джок (Слайды 10-11)
Эрогенные зоны.
Проблема венерических заболеваний. Рассказ учителя:
\"В течение многих лет люди ведут борьбу с венерическими заболеваниями, однако успехи их очень скромные. Согласно оценке экспертов ВОЗ количество больных гонореей на земном шаре увеличивается, хотя эта болезнь излечивается сравнительно легко. На каждые 4 случая гонореи приходится 1 случай сифилиса. Эта болезнь лечится значительно труднее. В последние годы стремительно растёт число больных СПИДом, лечение которого до сих пор не разработано.
Причина малой эффективности борьбы с этими болезнями в том, что венерические болезни - это болезни поведения. Они связаны почти исключительно со случайными и кратковременными пoлoвыми связями. Известно так же, что жёны и мужья больных СПИДом не заражаются им от больных супругов. Поэтому многие люди считают, что СПИД послан им в наказание за пoлoвую распущенность. Только жаль, что заболевают им иногда совсем невинные люди и даже дети.
В качестве поведенческих заболеваний венерические болезни в большинстве случаев встречаются в возрасте, когда человек ещё не обладает достаточно развитыми механизмами внутреннего торможения. И хотя потребность в пoлoвoм контакте у него ещё не сильна, зато выражена большой настойчивостью, и он ещё не научился регулировать её. До 70% случаев заражения венерическими заболеваниями происходит в состоянии алкогольного опьянения.
Официальная медицина определяет выявляет только десятую часть всех вензаболеваний. К сожалению, больные пытаются скрыть этот факт от родных и медиков. Раннее обращение за медицинской помощью, добросовестное лечение, осведомлённость о течении болезней и путях их распространении - важное значение в их профилактике. Нам следует знать, как же выражены эти заболевания, как они проявляются на коже\".
(Сообщения учащихся о проявлениях на коже и проблемах здоровья в
случаях заболевания гонореей и сифилисом). (Слайды 12-13) (Приложение 4)
Разгадывание кроссворда. Ответы комaнды дают по очереди с переходом хода в случае неверного ответа. (Приложение 5)
Выводы по уроку. Выводы формулирует каждая группа исходя из заданий:
- Задание первой группе: На основании знаний, полученных в течение изучения темы \"Кожа\" и в ходе семинара, сделать вывод, какие требования может предъявить своему хозяину эпидермис его кожи.
- Задание второй группе: На основании знаний полученных в течение изучения темы \"Кожа\" и в ходе семинара, сделать вывод, какие требования может предъявить своему хозяину слой дермы его кожи.
- Задание третьей группе: На основании знаний, полученных в течение изучения темы \"Кожа\" и в ходе семинара, сделать вывод, какие требования может предъявить своему хозяину слой подкожной жировой клетчатки его кожи. (Слайд 14).
Домашнее задание (Приложение 6): Прочесть внимательно \"рассказ наоборот\". Найти не менее 20 ошибок, составить правильный ответ. Составить ребус по пословицам о коже и теле человека. (Слайд 15)
Рефлексия: Понравился ли урок? Какая часть урока понравилась больше? Были ли полезны полученные за время урока знания? Будут ли они использованы вами в дальнейшем? (Слайд 16)
Объявление результатов соревнования комaнд. Награждение комaнды-победительницы. Оценивание отдельных учеников из других комaнд (обычно почти всех хорошими оценками).
(Приложение 7).
Литература.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. М.: Просвещение, 1988.
- Огарёва Н.А. Школьникам о СПИДе. Ж-л: Биология в школе, №1. М.: Педагогика, 1988.
- Миррахимов М.М., Брудный А.А., Мейманалиев Т.С. Об этике здоровья. Бишкек: Кыргызстан, 1999.
- Чемоданов В.И. Пoлoвoе воспитание: состояние и задачи. Ж-л Биология в школе, № 3. М.: Педагогика 1989.
- Чемоданов В.И. Пoлoвoе воспитание. Трудные вопросы. Ж-л Биология в школе № 1. М.: Педагогика 1990.
- Кон И.С. Введение в ceкcологию. - 3-е изд., доп. - М.: Медицина, 2000.
- http://pionnier.gorod.tomsk.ru/index-1239639376.php
- http://www.aromaru.ru/0601926019
- www.lovebord.ru
- http://medded.ru/venericheskie-bolezni/
- medik.dp.ru
- http://www.helptohivplus.ru/index/vtorichnyj_sifilis/0-134
- http://pathography.net/gonoreya-u-muzhchin/
- www.womenhealthnet.ru>Венерология>994.html
- www.naromed.ru/med/infekcionnie/zab_polovim.htm
- http://www.interfotki.ru/nomination/show/4/432? (Слайды 17-18)
Комментарии:
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
27 11 2024 16:56:15
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...
26 11 2024 12:21:35
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...
25 11 2024 18:20:13
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
24 11 2024 11:55:58
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
23 11 2024 23:47:53
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
22 11 2024 9:36:56
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
21 11 2024 19:29:28
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...
20 11 2024 17:40:55
На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....
19 11 2024 16:58:14
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
18 11 2024 4:21:28
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
17 11 2024 13:32:20
Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
16 11 2024 8:28:22
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...
15 11 2024 23:33:40
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...
14 11 2024 4:25:37
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
13 11 2024 6:39:10
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
12 11 2024 11:21:23
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...
11 11 2024 8:36:13
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...
10 11 2024 22:46:35
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
09 11 2024 13:14:39
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
08 11 2024 22:50:51
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
07 11 2024 0:51:45
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
06 11 2024 7:41:55
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
05 11 2024 7:29:34
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...
04 11 2024 1:47:13
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
03 11 2024 5:48:31
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
02 11 2024 7:56:12
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал. ...
01 11 2024 22:39:16
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...
31 10 2024 6:32:25
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
30 10 2024 3:12:16
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...
29 10 2024 2:31:32
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...
28 10 2024 1:55:25
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
27 10 2024 1:39:59
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
26 10 2024 15:30:24
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
25 10 2024 0:41:37
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
24 10 2024 8:56:56
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
23 10 2024 15:41:17
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
22 10 2024 10:50:25
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...
21 10 2024 22:18:31
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
20 10 2024 17:14:39
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
19 10 2024 7:26:49
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
18 10 2024 18:34:32
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
17 10 2024 4:56:43
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...
16 10 2024 7:37:25
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
15 10 2024 19:35:38
Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....
14 10 2024 1:47:53
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
13 10 2024 14:42:20
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
12 10 2024 17:28:20
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
11 10 2024 5:37:52
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
10 10 2024 10:39:42
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
09 10 2024 17:41:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::