Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей
Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.
Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.
Задачи уголка живой природы
- помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
- развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и пpaктической работе в различных областях биологии;
- воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
- разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
- консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
- спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.
При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.
Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции - дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.
Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов пpaктической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на пpaктике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной пpaктической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают пpaктическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.
Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.
Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.
Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.
С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.
В 1997 году станции было выделено отдельное здание.
В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.
В настоящее время станция юных натуралистов №2 - это уникальное монопрофильное учреждение дополнительного образования эколого-биологической направленности, в котором работает 25 педагогов и занимается более 1900 обучающихся в 31 объединении. Станция юных натуралистов №2 имеет самый крупный уголок живой природы, находящийся в учреждении дополнительного образования г. Новокузнецка. На его базе осуществляется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследовательская, природоохранная и культурно-просветительская работа.
Станция юных натуралистов №2 - это особое воспитательно-образовательное прострaнcтво, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни. Задача Станции состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, социальный заказ, создать образовательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и подростков с 4-летнего возраста до 18 лет из всех образовательных учреждений района, одаренным детям, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детских домов, школ-интернатов, детям инвалидам.
С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?
С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.
Провели этикетирование растений и животных - Приложение 3. Сделать это нелегко. Надо определить формат этикеток, шрифт, материал, систему символов для хаpaктеристики экологических признаков вида, способ крепления этикетки и т.д. Итог нашей работы - подробные списки коллекций: ботанической и зоологической.
Следующий этап сбор информации о каждом виде растения и животного. Собрали библиотеку. Сейчас на станции более 2000 книг по комнатному цветоводству, животноводству, аквариумному рыбоводству, множество журналов, в папках - вырезки из газет и журналов. Собранные материалы по каждому направлению уголка живой природы отпечатаны, проиллюстрированы, сброшюрованы в альбомы-каталоги: “Зооцентр”, “Зимний сад”, “Аквацентр”.
Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.
Экспонаты уголка природы - живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в каждом отделе уголка живой природы, оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению животных, приготовлению кормов для них. В данных помещениях должно быть отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и животными: лейки, ведра, лопаты, грабли, сачки, скребки и др., вазонов, емкостей, а также садовой земли для пересадки и перевалки растений, песка, торфа, удобрений, кормов, сена, опилок для животных.
Организация экспозиций уголка живой природы - следующий этап нашей работы. Уголок живой природы на станции юных натуралистов №2 состоит из отдельных специализированных помещений - Зимнего сада, Аквацентра, Зооцентра. Разработали паспорт уголка живой природы – Приложение 1 и положение об уголке живой природы – Приложение 2.
Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.
Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.
Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.
Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.
Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.
Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.
Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.
Таким образом, на Станции юных натуралистов № 2 созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями “Зооцентра”, “Зимнего сада”, “Аквацентра”. Здесь можно покормить с руки, погладить, подержать в руках теплое живое существо - все это, помимо психотерапевтического действия - зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая - неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.
Уголок живой природы в образовательной деятельности
Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.
Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.
В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.
Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.
Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.
Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.
Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по станции всегда вызывают неподдельный интерес, так как сопровождаются показом богатейшей коллекции животных и растений, и возраст экскурсантов здесь не имеет значения.
Экскурсии на станции юных натуралистов проводятся обзорные - “Экскурсия по “Зимнему саду”, “Экскурсия по “Аквацентру”, “Экскурсия по “Зооцентру” и тематические - “Экология и растения”, “Приспосабливаясь к жизни на Земле”, “Удивительные цихлиды”, “Аквариум – искусственная экосистема”, “Роль растений в жизни человека”, “Удивительные обитатели планеты”, “Карта мира на окне”, “Особенности содержания волнистых попугаев” и т.п.
Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.
Комплексная программа “Наш дом – планета Земля” реализуемая в системе непрерывного экологического образования для младших школьников – один из таких примеров. Программа “Наш дом - планета Земля” рассчитана на поэтапное ознакомление детей младшего школьного возраста со следующими объединениями: “Мой край родной”, “В мире растений”, “В мире животных”, “В мире экологии”, “В мире природы”.
Программа “Наш дом - планета Земля” комплексная, темы занятий в объединениях взаимосвязаны. Дети по объединениям движутся как по ступеням, от простого к сложному, от общего к частному, незаметно совершенствуясь. Комплексный хаpaктер программы активизирует процессы самопознания и самовыражения, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности, что достигается через непосредственное общение с живыми объектами уголка живой природы: комнатными растениями “Зимнего сада”, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися “Зооцентра”, рыбками и водными растениями “Аквацентра”. В этом заключается специфика работы в объединениях программы.
Педагоги на занятиях расширяют кругозор детей младшего школьного возраста, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся принимать участие в олимпиадах естественнонаучного направления, поможет самоопределиться в выборе дополнительного и профессионального образования.
Занятия в программе “Наш дом-планета Земля” состоят из теоретической и пpaктической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Пpaктическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.
Занятия по дополнительной образовательной программе “Наш дом-планета Земля”, проведение наблюдений, экскурсий, видеолектория, участие обучающихся в научно-пpaктических конференциях, в конкурсах, проводимых Станцией юных натуралистов №2, ставших традиционными — все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.
Живой уголок станции юных натуралистов – это еще и центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, пpaктической работы и проектной деятельности детей и подростков в Заводском районе. Исследовательские работы, выполненные обучающимися разных возрастов под руководством педагогов станции, неоднократно становились лауреатами региональных, областных и всероссийских конференций и фестивалей научно-исследовательских работ.
Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.
Литература
- www.royald. ru/encyclopedia/birth_help
- www.zooclub.ru/mouse/zayc/53-2.shtm
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных [Текст]. / худож. В. Н. Куров.– Ярославль : Академия развития, 2003. – 240 с.
- Арнольд М. Растения. [Текст]. - М. : ООО Изд-во Астрель, ООО Изд-во АСТ, 2001. - 160 с.
- Вегер З. Разведение волнистых попугайчиков [Текст] / Зденек Вегер ; пер. с чешск. А. А. Тесаржевой ; под. ред. Е. В. Малаханова. – М. : Лесн. Пром-сть, 1987. – 175 с : ил.
- Все о животных. Рыбы и земноводные. [Текст]. – Минск : Харвест, 2000. – 528 с.: ил.
- Все о хомяках, кроликах, морских свинках. [Текст] / составитель С. В. Рыбалка. - М. : АСТ Донецк, Сталкер, 2007. - 286 с. : ил.
- Герд С. Е. Мой живой уголок. [Текст]. - Л. : Детгиз,1955.-175 с.
- Гусев В. Г. Живой уголок. [Текст]. - М. : Лесная пром-сть, 1977. - 176 с. : ил.
- Декоративные кролики. [Текст] / Д. Альтмана; перевод с нем. Е. Болдырева. - ООО Аквариум - Принт, 2007.- 64 с. : ил.
- Демянчик В. Т. Как лечить птиц. – Мн. : Современ. литератор, 1999. – 256 с.
- Ефремов А. В. Аквариум и его обитатели. [Текст]. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1992. – 192 с.: ил.
- Жданов В. С. Аквариумные растения. [Текст]. - М. : Лесн. пром-сть, 1973. – 160 с..
- Ильин М. Н. Аквариумное рыбоводство. [Текст]. - М. : Изд-во Московского университета, 1968. – 400 с. : ил.
- Коньков В., Личугина Г. Путешествие на ферму. – М. : Агропромиздат, 1989. -114 с.
- Кочетов А. М. Декоративное рыболовство. - М. : Просвещение,1991.-384
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. - М. Просвещение,1984.-160 с.
- Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму. - М. : Колос,1993.-303 с.
- Михайлов В. А. Хомячки. [Текст]. – М. : Дельта М, 2005. – 48 с.: ил.
- Михайлова В. А. Неразлучники. [Текст]. – М. : Вестник, 1999. – 96 с. : ил.
- Нерода М. Б. Декоративные кролики. [Текст]. – М. : Вече, 2004. – 64 с.
- Осипова Н. В. Лианы. [Текст]. : справочное пособие. – М. : Лесн. пром-сть. 1989. – 159. с. : ил.
- Остапенко В. А.., Морозов В. И. Певчие птицы. [Текст]. – М. : Эра, !991 – 45 с. : ил.
- Правдин И. Ф. Рассказ о жизни рыб. - [Текст]. – Петрозаводск. : Карельское книжное издательство, 1966. – 183 с.
- Рахманов А. И. Домашний зооуголок [Текст]. - Смоленск: Русич, 1997.- 544 с. : ил.
- Рахманов А. И. Карликовые декоративные кролики. [Текст]. : породы, содержание, разведение, профилактика заболеваний. – М. : Аквариум ЛТД, 2000. - 160 с. : ил.
- Родина В. А. Цветоводство в школе. [Текст]. : пособие для учителя. / ред. Нехлюдова А. С.. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958. – 144 с.
- Сергиенко Ю. В. Полная энциклопедия комнатных растений. [Текст]. / Ю. В. Сергиенко. – М. : АСТ, 2007. – 319 [1] с. : ил.
- Смирнов Б. В. Новый справочник птицевода. [Текст]. / Б. В. Смирнов, С. Б. Смирнов. – Ростов н/Д: - Феникс, 2007. – 221, [1] с.
- Содержание животных в живом уголке средней школы. [Текст] : помощь учителям биологии, руководителям юннатских кружков. - Казань, 1975. - 25 с.
- Фрей Г. Твой аквариум. [Текст]. / Г. Фрей, пер. с нем. В. А. Афанасьева. - М. : Кон-К, 1991.- 128 с.
- Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. - М. : Кладезь,1996. - 260 с.
- Цирлинг М. Б. Аквариум и водные растения. [Текст]. - С.-Петербург : Гидрометеоиздат,1991. - 256 с.
- Чегодаев А. Е. Красноухая черепаха. [Текст] : 99 советов. Уход и содержание. – М. : ООО Аквариум-Принт, 2006. – 112 с. : ил.
- Шереметьев И. И. Аквариумные рыбки. Полная иллюстрированная энциклопедия. [Текст]. – М. : Изд-во Эксмо; Донецк : Изд-во СКИФ, 2004. – 432. с. : ил.
- Шефер К. Ваш аквариум. [Текст]. / Клаус Шеффер, пер. с нем. К. Ф. Лунина. – М. : ООО ТД Издательство Мир книги, 2006. – 96 с. : ил.
Комментарии:
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
18 03 2024 1:17:31
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
17 03 2024 20:49:10
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
16 03 2024 23:59:31
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
15 03 2024 17:50:38
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
14 03 2024 16:28:13
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
13 03 2024 14:37:26
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
12 03 2024 2:40:50
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
11 03 2024 7:32:59
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
10 03 2024 20:59:15
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...
09 03 2024 5:37:31
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
08 03 2024 12:42:10
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...
07 03 2024 21:55:52
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...
06 03 2024 9:23:56
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...
05 03 2024 19:51:55
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...
04 03 2024 15:28:39
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
03 03 2024 12:34:33
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
02 03 2024 21:47:50
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
01 03 2024 18:39:34
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
29 02 2024 11:44:34
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
28 02 2024 11:25:56
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
27 02 2024 21:14:27
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
26 02 2024 2:23:57
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
25 02 2024 10:19:17
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
24 02 2024 20:14:39
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
23 02 2024 5:22:51
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
22 02 2024 23:33:26
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...
21 02 2024 13:37:43
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК. ...
20 02 2024 18:46:39
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
19 02 2024 7:28:31
Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...
18 02 2024 15:37:47
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
17 02 2024 9:15:41
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
16 02 2024 23:22:11
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
15 02 2024 7:29:23
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
14 02 2024 6:55:14
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
13 02 2024 1:29:30
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...
12 02 2024 6:47:17
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы. ...
11 02 2024 20:33:57
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
10 02 2024 1:46:33
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
09 02 2024 21:43:20
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
08 02 2024 22:57:55
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
07 02 2024 9:24:25
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
06 02 2024 17:32:47
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
05 02 2024 13:13:27
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...
04 02 2024 2:36:10
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
03 02 2024 4:52:51
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
02 02 2024 16:24:26
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...
01 02 2024 1:46:48
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...
31 01 2024 18:51:19
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
30 01 2024 4:33:53
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...
29 01 2024 8:47:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::