Урок "Виды корней и типы корневых систем"
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока:
– сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого
корешка;
– изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных
растений;
– развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем.
Оборудование урока: проросшие семена фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений, гербарий “Типы корневых систем”, таблицы.
Эпиграф к уроку:
“Если вы хотите знать, вы можете знать.
Если вы можете знать, вы будете знать.
Если вы будете знать, захотят узнать вас”
Восточная мудрость.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Что такое семя?
- Назовите части семени.
- Назначение кожуры.
- Что такое зародыш семени?
- Расскажите о строении зародыша семени.
- Как можно классифицировать растения по строению семян?
- Какие растения называются однодольными? Приведите примеры.
- Какие растения называются двудольными? Приведите примеры.
- Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений?
- Назовите части семени фасоли и пшеницы.
Затем можно сравнить строение семян, указав сходства и отличия. - Какова роль семян в жизни растения?
- Какие преимущества имеют семена перед спорами?
(Листочки с вопросами лежат на каждой парте.)
II. Изучение нового материала. На столе у каждого обучающегося опopный конспект, с которым они работают на уроке.
1. Прослушайте стихотворение и назовите значение корня в жизни растения.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок гoлyбых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)
Учитель слушает ответы учащихся, затем дополняет и учащиеся записывают в тетрадь основные функции корня:
- закрепление растения в почве;
- всасывание, проведение воды и минеральных веществ;
- запас питательных веществ;
- взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых) ;
- вегетативное размножение;
- синтез биологически активных веществ;
- у многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски).
2. А затем учитель называет виды корней и показывает их на таблице. После чего просит учащихся обратиться к опopному конспекту и назвать виды корней, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
Учащиеся называют и подписывают прямо на опopном конспекте.
2 – придаточные корни, которые отрастают от стeбля или листьев.
1 – главный корень, который развивается из зародышевого корешка.
3 – боковые корни, которые отрастают от главного и придаточных.
3. Все корни одного растения образуют корневую систему. (Учитель просит учащихся найти на опopном конспекте определение корневой системы.) Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Стержневая корневая система хаpaктеризуется преобладанием главного корня над остальными. Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений. Стержневая корневая система проникает в почву довольно глубоко. Мочковатая корневая система хаpaктеризуется преобладанием придаточных и боковых корней. Главный корень в ней слабо развит или рано отмирает. Мочковатую корневую систему имеют большинство однодольных растений. Мочковатая корневая система располагается, как правило, в верхнем слое почвы. (Учитель просит учащихся обратиться к опopному конспекту и назвать типы корневых систем ,обозначенные на рисунке опopного конспекта цифрами 1, 2, 3, 4, 5 . Учащиеся называют и подписывают прямо на опopном конспекте.
1 – стержневая;
2 – стержневая;
3 – стержневая;
4 – стержневая;
5 – мочковатая.)
4. Важными понятиями при изучении данной темы являются “пикировка” и “окучивание”.
Пикировка – это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки “пики”. Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы.
Окучивание – это присыпание землей нижней части стeбля, что ведет к образованию придаточных корней. (Учитель просит учащихся обратиться к опopному конспекту и найти на рисунках опopного конспекта пикировку и окучивание.)
5. Для того, чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа “Стержневая и мочковатая корневые системы”.
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они
различаются?
2. Какие корневые системы называются стержневыми, какие мочковатыми?
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения – однодольные, какие
–двудольные?
6. Заполните таблицу.
Название растения. | Тип корневой системы. | Особенности строения корневой системы. |
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы в формате ЕГЭ.
1. Кончик корня при пересадке рассады капусты прищипывают для
А. увеличения числа боковых корней
Б. усиления роста главного корня
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к нeблагоприятным условиям.
2. У картофеля, капусты, томатов и других растений применяют окучивание для
А. усиления роста главного корня
Б. увеличения числа боковых корней
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к нeблагоприятным условиям.
3. Пословицу “почву лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо
полить” можно объяснить тем, что в результате рыхления замедляется
А. поступление в почву углекислого газа
Б. испарение воды из почвы и улучшается снабжение корней кислородом
В. передвижение воды и минеральных веществ в растении
Г. передвижение в растении органических веществ.
4. В результате почвенного питания в растение поступают
А. углеводы
Б. углекислый газ
В. вода и минеральные соли
Г. кислород.
5. Какую функцию Не выполняет корень?
А. поглощение воды и минеральных веществ
Б. накопление и запасание питательных веществ
В. участие в образовании органических веществ
Г. участие в размножении растений.
(Ответы: 1 – А, 2 – В, 3– Б, 4 – В, 5 – В.)
Вставьте в текст слова, хаpaктеризующие особенности строения корневых систем растений.
“Главный корень образуется из …(зародышевого корешка семени), углубляется в почву и ветвится. На нем образуются … (боковые корни). Они разрастаются в стороны от главного.
У двудольных растений главный корень … (длиннее) и … (толще) боковых корней. У выкопанного одуванчика можно увидеть толстый …(главный) корень и тонкие …(придаточные) корни. Такая корневая система называется …(стержневой). У проростков однодольных растений, например, …,…, (пшеницы, ржи) имеются 3–5 одинаковых нитевидных корней, среди которых…(главный) корень трудно обнаружить. Такая корневая система называется…(мочковатой).
Это задание служит не только для проверки знаний, но и для обучения логическому и грамотному изложению учебного материала.
Тестовые задания для проверки умений. Необходимо выбрать только правильные действия и расположить их в нужной последовательности.
Как установить тип корневой системы?
А. Рассмотреть корневую систему и найти ее части: главный корень, боковые и
придаточные.
Б. Отобрать растение удобное для наблюдения.
В. Выяснить, отличается ли главный корень от остальных.
Г. Сравнить длину и толщину главного корня с другими корнями.
Д. Если необходимо, то использовать лупу для рассмотрения.
Е. Только после всего этого сделать вывод о типе корневой системы.
Ответ: Б, А, В, Д, Г, Е.
IV. Этап рефлексии. Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.
А.Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.
Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце.
+ | На уроке все понятно. |
? | Осталось ощущение, что что-то не понятно. |
! | Все понятно, я смогу сам (а) определять тип корневой системы и виды корней |
В. Выберите понравившееся предложение и допишите его.
1. Сегодня узнал (а), что могу…….
2. Я считаю полезным………..
3. Мне понравилось………….
4. Мне было трудно………….
5. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………
V. Задание на дом: п.19, термины, вопросы в конце параграфа.
Выполнить на выбор творческую работу:
1. составить кроссворд;
2. написать исследовательскую работу по корневым системам;
3. сочинить стихи о корнях, корневых системах;
4. составить опopную схему.
Приложение. Опopный конспект.
Литература.
- Дмитриев Ю, Пожарицкая Н. Книга природы. М., “Детская литература”, 1990.
- Новикова Е.Н., Лебедева А.Э. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. М., “АСТ”,1999.
- Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. М., “Сфера”, 2002.
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М., “Дрофа”, 2002.
- Цветкова М.В. Энциклопедия комнатного цветоводства. Харьков, “Книжный клуб семейного досуга”, 2007.
Комментарии:
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
27 11 2024 20:21:11
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...
26 11 2024 23:11:11
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...
25 11 2024 4:43:49
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
24 11 2024 13:49:56
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
23 11 2024 20:40:34
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
22 11 2024 1:58:44
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
21 11 2024 5:53:24
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
20 11 2024 15:14:16
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...
19 11 2024 12:18:48
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
18 11 2024 12:10:21
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
17 11 2024 8:34:17
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
16 11 2024 19:30:50
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
15 11 2024 16:35:13
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
14 11 2024 11:27:44
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
13 11 2024 3:14:51
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
12 11 2024 9:20:59
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
11 11 2024 21:58:51
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
10 11 2024 3:34:42
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
09 11 2024 11:23:30
Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...
08 11 2024 15:13:14
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
07 11 2024 4:31:23
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
06 11 2024 0:50:27
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
05 11 2024 14:38:24
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
04 11 2024 17:44:50
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
03 11 2024 7:39:37
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
02 11 2024 7:50:37
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...
01 11 2024 9:59:54
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
31 10 2024 13:46:17
Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...
30 10 2024 16:20:12
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...
29 10 2024 12:34:52
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
28 10 2024 17:26:17
Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
27 10 2024 2:36:48
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
26 10 2024 7:43:23
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...
25 10 2024 14:11:38
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
24 10 2024 8:17:32
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
23 10 2024 5:34:49
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
22 10 2024 8:59:47
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
21 10 2024 5:56:37
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
20 10 2024 4:31:29
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
19 10 2024 4:32:48
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
18 10 2024 17:12:45
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
17 10 2024 5:11:50
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
16 10 2024 4:35:57
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
15 10 2024 19:28:23
На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
14 10 2024 9:38:17
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...
13 10 2024 17:32:15
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
12 10 2024 17:17:58
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
11 10 2024 7:10:25
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....
10 10 2024 6:39:45
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
09 10 2024 13:23:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::