Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

Цели и задачи урока.

1. Цели педагогические:

  • усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о строении, метаболизме, размножении и значении прокариотических клеток; формирование надпредметного умения анализировать и обобщать путём упражнения в применении и совершенствовании таких уже знакомых школьникам надпредметных умений, как оперирование понятиями, решение проблем, составление схем, умение классифицировать и выделять основание классификации;
  • развитие психологических хаpaктеристик личности учащихся:

а) способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, разрешению противоречий;

6) психических свойств, таких, как память, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи.

2. Цели развития образовательного процесса.

В итоге данного повторительно-обобщающего урока должно стать ясно:

1. удалось ли сформировать умение оперировать терминами у Беликовой Е. , Давыдова А. , Калугиной А. , Касаткина Д. , Прокопчук Д.

2. Удалось ли сформировать умение классифицировать и выделять основание классификации у Четыркиной Ю. , Шошина С. , Трофимчука И. , Прокопчук М. , Мальцева Д. , Куковской М, Кондрашовой Т. , Касаткина Д. , Давыдова А. , Измайлова,С. , Емельяновой Д.

3. Умеют ли школьники внимательно читать текст учебника, анализировать его и делать выводы, приводить доказательства. основанные на фактах.

4. Какая часть школьников умеет работать с научным текстом и самостоятельно составлять схемы.

5. Насколько урок, нацеленный на формирование и развитие надпредметных умений, способствовал решению его основных задач.

3. Цели профессионального саморазвития учителя.

Моя профессиональная цель состоит в формировании оттачивании у школьников применяемых в массовой школьной пpaктике средств, приёмов и техник обучения. На данном уроке я планирую использовать:

  • упражнения на соотнесение термина с понятием,
  • анализ и синтез сложного термина,
  • работу с научным текстом,
  • составление схемы,
  • ответы на разные типы вопросов (с применением анализа, синтеза, обобщения, на знание теории),
  • классификацию.

Применяемые на уроке технологии:

  • дифференциация обучения,
  • индивидуализация обучения,
  • групповая форма работы.

Содержание урока

Введение.

Установление личностного контакта с учениками и включение мотива на совместную работу.

1. Прочтение учителем эпиграфа к уроку:

“На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности строения которых необходимо знать”.

2. Краткий общий анализ проверочной работы, организованной на предыдущем уроке, в ходе которой учащиеся должны были закончить 5 предложений. Анализ работ подводит к выводу о необходимости обобщить знания учащихся о строении, процессах катаболизма, размножении, роли в природе и жизни человека прокариотических клеток.

3. Принятие учениками целей урока:

- узнать всем особенности строения, условия обитания, способы извлечения энергии, необходимой для жизнедеятельности прокариотических клеток, способы размножения и спорообразования, а также экологическую и пpaктическую роль прокариотических организмов;

- всем научиться работать с научным текстом и составлять биологические схемы, классифицировать организмы и выделять основание для классификации, правильно применять научные термины, анализировать прочитанный текст, делать выводы, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения;

- развивать в себе коммуникацитивные способности, необходимые для работы в группе, произвольное внимание, память, воображение, умение ясно и чётко излагать мысль.

Первичная актуализация.

- Предметом изучения на сегодняшнем уроке является прокариотическая клетка. Назовите её хаpaктерные особенности.

- Какие организмы относят к прокариотам?

Работа в группах по заданиям.

Задания дифференцированы в соответствии с уровнем обученности и сформированности общеучебных и надпредметных умений школьников, входящих в состав каждой группы. Группы сформированы для проведения урока учителем заранее.

1-я группа – с достаточной степенью обученности и сформированности общеучебных навыков.

2-я группа – со средней и ниже средней степенью обученности и сформированности общеучебных навыков.

3-я группа – с недостаточной степенью обученности.

4-я группа – слабо обученные, с несформироваными общеучебными навыками.

Задание 1. Работа с терминами.

1 и 2 группа (анализ и синтез термина)

Представьте себе, что вы выступаете на научной конференции по микробиологии. Тема вашего выступления — “Экологическая роль прокариотов”. Подготовьте небольшое выступление (на 1 мин), включив в него наибольшее количество терминов.

(Идёт активное обсуждение в группах. По истечении отведённого на задание времени один из группы афиширует результат работы группы. )

3 и 4 группа (упражнение на соотнесение термина с понятием)

Соотнесите понятие с термином и занесите его в соответствующую строку кроссворда. Если выполните задание верно, то в выделенной вертикальной строке вы прочтёте название прокариотического организма.

1. Бактериальные клетки извитой формы, в виде запятой.

2. Группа бактерий, питающихся органическими веществами мёртвых тел.

З. Бактериальные клетки шаровидной формы.

4. Способ образования органических веществ у цианей.

5. Компактно упакованный участок наружной цитоплазматической мембраны у прокариот.

6. Форма сохранения жизнеспособности многих прокариот, связанная с переживанием нeблагоприятных условий.

7. Прокариоты, которым присущ фотосинтез.

8. Палочковидные бактерии.

(Индивидуальное заполнение каждым члeном группы кроссворда на отдельном листочке бумаги. По окончании работы листочки сдаются учителю для контроля. Работа 2-х учащихся — Касаткина Д. и Прокопчук Д. — заслушиваются в классе, комментируются, проверяется правильность выполнения задания. )

Задание 2. Работа с текстом учебника.

Задание 2 для группы 1 (анализ, решение проблемы, доказательство)

При помощи иглы амёбу разделили на две части. Проследите по рисунку за судьбой части амёбы без ядра и той её части, в которой осталось ядро.

0 чём свидетельствует данный опыт?

Почему прокариотические организмы процветают до сих пор?

Найдите в тексте учебника (с. 138 “Общая биология”, В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин) соответствующую информацию и объясните, почему у бактерий очень быстро по сравнению с эукариотами реализуется генетическая информация.

Задание 2 для группы 2 (знание теории, анализ, обобщение, вывод)

Найдите в тексте параграфа (с. 136 “Общая биология”, В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин) утверждение о том, что первоначально бактерии жили в морях. Соотнесите это утверждение с сущностью обмена веществ. Могли ли бактерии зародиться на суше?

Задание 2 для группы 3 (установление причинно-следственных связей, формулирование вывода)

Найдите в тексте параграфа информацию о распространении бактерий в природе. Подумайте и назовите по крайней мере 2 причины, объясняющие “всюдность” бактерий.

Задание 2 для группы 4 (синтез, доказательство)

Ответьте на вопрос: Почему успехи в исследовании царства прокариот тесно связаны с развитием и усовершенствованием техники и оптики? Докажите это.

Задание 3. Работа с научным текстом. Составление схемы. (Работают все группы одновременно. Для выполнения этого задания на столах лежат листы бумаги формата А3 и маркеры, листочки с текстом).

Внимательно прочтите текст и на основе прочитанного составьте схему, отражающую основные хаpaктеристики описанных в тексте процессов.

“Брожение, вызываемое различными видами бактерий, имеет огромное значение. Различают спиртовое, молочно- и маслянокислое, пектиновое брожение. каждый тип брожения осуществляется определёнными видами бактерий: молочнокислое-молочнокислыми бактериями (конечный продукт — молочная. кислота) ; маслянокислое — маслянокислыми бактериями (конечный продукт — масляная кислота) ; при спиртовом брожении образуются спирт или спирт и уксусная кислота. Большое значение имеют пектинобактерии, вызывающие пектиновое брожение. Они разлагают пектиновое межклеточное вещество. Все эти процессы сопровождаются выделением углекислоты, поступающей в атмосферу”.

На основании прочитанного текста школьники должны составить схему:

Афиширование и обсуждение результатов работы в группах.

Задание 4. Классификация и указание основания классификации.

Задание 4 для 1 и 2-й групп.

Проклассифицируйте и укажите основание классификации:

Серобактерии Бактерии чумы
Возбудители тифа Маслянокислые бактерии
Гнилостные бактерии Возбудители туберкулёза
Молочнокислые бактерии Возбудители холеры
Железобактерии Уксуснокислые бактерии
Азотобактерии Цианобактерии

(Школьники должны разделить бактерии на 4 группы в соответствии со способами питания:

А. бактерии – паразиты;

Б. бактерии – сапрофиты;

В. хемосинтезирующие;

Г. фотосинтезирующие. )

Название каждого вида бактерий написано на отдельной карточке. Карточки выдаются в конверте.

Задание 4 для 3 и 4-й групп.

Проклассифицируйте и укажите основание классификации:

(Школьники должны распределить бактерии на 4 группы в соответствии с существующими основными формами бактерий:

А. кокки;

Б. бациллы;

В. вибрионы;

Г. спириллы. )

Каждая форма бактерий вырезана отдельно и сложена в конверт.

Группы работают одновременно и по окончании отведённого времени афишируют результаты работы.

Задание 5. Обобщение.

Задание 1 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Сарцины, диплококки, стафилококки, диплобаииллы.

Задание 2 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Молочнокислые бактерии, уксуснокислые бактерии, холерный вибрион, азотобактерии.

Задание 3 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Железобактерии, цианобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии.

Задание 4 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Деление, спорообразование, почкование, пoлoвoй процесс.

(Школьники в течение 1 минуты выполняют задание, затем 1 из группы отвечает, афишируя результат работы группы).

Задание 6. Синтез.

Задание 1 группы

Определите, о чём идёт речь?

Молочнокислые продукты, квашение капусты, силосование кормов, органические кислоты, спирты, ацетон, ферментативные препараты.

(О роли бактерий в хозяйственной деятельности человека).

Задание 2 группы

Определите, о чём идёт речь?

Английский врач Дженнер, выработка антител, инъекция, сыворотка, лошадь.

(О вакцинации, выработке иммунитета).

Задание 3 группы

Определите, о чём идёт речь?

Пенициллин, стрептомицин, террамицин, оксациллин.

(Об антибиотиках. применяемых для лечения бактериальных заболеваний).

Задание 4 группы

Определите, о чём идёт речь?

Азот белков, аммонификация, аммиак, аммонийные сопи, нитраты, нитрификация.

(О круговороте азота в природе, осуществляемого бактериями).

(Школьники в течение 1 минуты выполняют задание, затем 1 из группы отвечает, афишируя результат работы группы).

Итог урока.

Комментарий учителя к работе групп на уроке.

Каждому ученику предлагается составить тест по следующей схеме:

В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА “ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА”

Я УЗНАЛ:

новые

понятия:________________________________________________________

новые

процессы________________________________________________________

Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):

  • работать с научным текстом,
  • составлять биологические схемы,
  • классифицировать организмы,
  • выделять основание для классификации,
  • правильно применять научные термины,
  • анализировать прочитанный текст,
  • делать выводы на основе прочитанного,
  • синтезировать (на примере 6 задания),
  • обобщать (на примере 5 задания),
  • высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.

Окончание урока.

Учитель благодарит учеников за проявленное в течение урока стремление к познанию, к процессу обучения, ярко выраженный интерес к предмету.

Просит сдать заполненные тесты, или, если времени не хватает, то предлагает заполнить их дома.



Комментарии:

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

22 06 2024 5:40:49

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

21 06 2024 14:47:26

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

20 06 2024 11:52:57

Происхождение жизни на Земле


    Происхождение жизни на Земле

      Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....

19 06 2024 18:18:55

Решение задач по молекулярной биологии


    Решение задач по молекулярной биологии

      Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

18 06 2024 5:41:41

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"


    Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

      На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

17 06 2024 7:49:17

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

16 06 2024 6:30:46

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

15 06 2024 4:43:48

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

14 06 2024 2:15:23

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

13 06 2024 3:51:24

Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

      Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

12 06 2024 12:21:25

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

11 06 2024 22:47:43

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

10 06 2024 2:54:54

План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"


    План-конспект по теме "Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения рыб в связи с водной средой обитания"

      Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....

09 06 2024 20:14:31

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

08 06 2024 2:22:44

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

07 06 2024 14:50:43

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens


    Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

      Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

06 06 2024 11:48:18

Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"


    Урок биологии в 8-м классе "Что такое жизнь", глава "Дыхание"; в 9-м классе глава "Возникновение и развитие жизни на Земле"

      Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....

05 06 2024 13:24:14

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

04 06 2024 20:19:53

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

      Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

03 06 2024 16:42:41

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

02 06 2024 19:58:49

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

01 06 2024 8:33:47

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

31 05 2024 4:25:19

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

30 05 2024 15:15:58

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

29 05 2024 8:50:58

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

28 05 2024 6:40:27

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

27 05 2024 17:47:49

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

26 05 2024 16:24:25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


    Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

      Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом. ...

25 05 2024 4:45:23

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

24 05 2024 6:39:48

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

23 05 2024 1:28:11

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

22 05 2024 2:35:40

Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"


    Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

      Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...

21 05 2024 23:33:42

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

20 05 2024 9:36:40

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

19 05 2024 9:25:35

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

18 05 2024 23:30:35

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

17 05 2024 21:51:29

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

16 05 2024 0:22:29

По следам эволюции


    По следам эволюции

      Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

15 05 2024 3:28:19

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

14 05 2024 4:52:14

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

13 05 2024 15:44:41

Многообразие рыб. 7-й класс

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....

12 05 2024 1:28:15

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе


    Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

      В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

11 05 2024 19:42:43

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

10 05 2024 14:58:56

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

09 05 2024 14:42:19

Программа по биологии. 6–9-й классы


    Программа по биологии. 6–9-й классы

      Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

08 05 2024 15:31:52

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

07 05 2024 19:13:51

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

06 05 2024 17:24:11

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

05 05 2024 23:33:47

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

04 05 2024 15:46:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::