Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

Цели и задачи урока.
1. Цели педагогические:
- усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о строении, метаболизме, размножении и значении прокариотических клеток; формирование надпредметного умения анализировать и обобщать путём упражнения в применении и совершенствовании таких уже знакомых школьникам надпредметных умений, как оперирование понятиями, решение проблем, составление схем, умение классифицировать и выделять основание классификации;
- развитие психологических хаpaктеристик личности учащихся:
а) способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, разрешению противоречий;
6) психических свойств, таких, как память, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи.
2. Цели развития образовательного процесса.
В итоге данного повторительно-обобщающего урока должно стать ясно:
1. удалось ли сформировать умение оперировать терминами у Беликовой Е. , Давыдова А. , Калугиной А. , Касаткина Д. , Прокопчук Д.
2. Удалось ли сформировать умение классифицировать и выделять основание классификации у Четыркиной Ю. , Шошина С. , Трофимчука И. , Прокопчук М. , Мальцева Д. , Куковской М, Кондрашовой Т. , Касаткина Д. , Давыдова А. , Измайлова,С. , Емельяновой Д.
3. Умеют ли школьники внимательно читать текст учебника, анализировать его и делать выводы, приводить доказательства. основанные на фактах.
4. Какая часть школьников умеет работать с научным текстом и самостоятельно составлять схемы.
5. Насколько урок, нацеленный на формирование и развитие надпредметных умений, способствовал решению его основных задач.
3. Цели профессионального саморазвития учителя.
Моя профессиональная цель состоит в формировании оттачивании у школьников применяемых в массовой школьной пpaктике средств, приёмов и техник обучения. На данном уроке я планирую использовать:
- упражнения на соотнесение термина с понятием,
- анализ и синтез сложного термина,
- работу с научным текстом,
- составление схемы,
- ответы на разные типы вопросов (с применением анализа, синтеза, обобщения, на знание теории),
- классификацию.
Применяемые на уроке технологии:
- дифференциация обучения,
- индивидуализация обучения,
- групповая форма работы.
Содержание урока
Введение.
Установление личностного контакта с учениками и включение мотива на совместную работу.
1. Прочтение учителем эпиграфа к уроку:
“На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности строения которых необходимо знать”.
2. Краткий общий анализ проверочной работы, организованной на предыдущем уроке, в ходе которой учащиеся должны были закончить 5 предложений. Анализ работ подводит к выводу о необходимости обобщить знания учащихся о строении, процессах катаболизма, размножении, роли в природе и жизни человека прокариотических клеток.
3. Принятие учениками целей урока:
- узнать всем особенности строения, условия обитания, способы извлечения энергии, необходимой для жизнедеятельности прокариотических клеток, способы размножения и спорообразования, а также экологическую и пpaктическую роль прокариотических организмов;
- всем научиться работать с научным текстом и составлять биологические схемы, классифицировать организмы и выделять основание для классификации, правильно применять научные термины, анализировать прочитанный текст, делать выводы, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения;
- развивать в себе коммуникацитивные способности, необходимые для работы в группе, произвольное внимание, память, воображение, умение ясно и чётко излагать мысль.
Первичная актуализация.
- Предметом изучения на сегодняшнем уроке является прокариотическая клетка. Назовите её хаpaктерные особенности.
- Какие организмы относят к прокариотам?
Работа в группах по заданиям.
Задания дифференцированы в соответствии с уровнем обученности и сформированности общеучебных и надпредметных умений школьников, входящих в состав каждой группы. Группы сформированы для проведения урока учителем заранее.
1-я группа – с достаточной степенью обученности и сформированности общеучебных навыков.
2-я группа – со средней и ниже средней степенью обученности и сформированности общеучебных навыков.
3-я группа – с недостаточной степенью обученности.
4-я группа – слабо обученные, с несформироваными общеучебными навыками.
Задание 1. Работа с терминами.
1 и 2 группа (анализ и синтез термина)
Представьте себе, что вы выступаете на научной конференции по микробиологии. Тема вашего выступления — “Экологическая роль прокариотов”. Подготовьте небольшое выступление (на 1 мин), включив в него наибольшее количество терминов.
(Идёт активное обсуждение в группах. По истечении отведённого на задание времени один из группы афиширует результат работы группы. )
3 и 4 группа (упражнение на соотнесение термина с понятием)
Соотнесите понятие с термином и занесите его в соответствующую строку кроссворда. Если выполните задание верно, то в выделенной вертикальной строке вы прочтёте название прокариотического организма.
1. Бактериальные клетки извитой формы, в виде запятой.
2. Группа бактерий, питающихся органическими веществами мёртвых тел.
З. Бактериальные клетки шаровидной формы.
4. Способ образования органических веществ у цианей.
5. Компактно упакованный участок наружной цитоплазматической мембраны у прокариот.
6. Форма сохранения жизнеспособности многих прокариот, связанная с переживанием нeблагоприятных условий.
7. Прокариоты, которым присущ фотосинтез.
8. Палочковидные бактерии.
(Индивидуальное заполнение каждым члeном группы кроссворда на отдельном листочке бумаги. По окончании работы листочки сдаются учителю для контроля. Работа 2-х учащихся — Касаткина Д. и Прокопчук Д. — заслушиваются в классе, комментируются, проверяется правильность выполнения задания. )
Задание 2. Работа с текстом учебника.
Задание 2 для группы 1 (анализ, решение проблемы, доказательство)
При помощи иглы амёбу разделили на две части. Проследите по рисунку за судьбой части амёбы без ядра и той её части, в которой осталось ядро.
0 чём свидетельствует данный опыт?
Почему прокариотические организмы процветают до сих пор?
Найдите в тексте учебника (с. 138 “Общая биология”, В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин) соответствующую информацию и объясните, почему у бактерий очень быстро по сравнению с эукариотами реализуется генетическая информация.
Задание 2 для группы 2 (знание теории, анализ, обобщение, вывод)
Найдите в тексте параграфа (с. 136 “Общая биология”, В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин) утверждение о том, что первоначально бактерии жили в морях. Соотнесите это утверждение с сущностью обмена веществ. Могли ли бактерии зародиться на суше?
Задание 2 для группы 3 (установление причинно-следственных связей, формулирование вывода)
Найдите в тексте параграфа информацию о распространении бактерий в природе. Подумайте и назовите по крайней мере 2 причины, объясняющие “всюдность” бактерий.
Задание 2 для группы 4 (синтез, доказательство)
Ответьте на вопрос: Почему успехи в исследовании царства прокариот тесно связаны с развитием и усовершенствованием техники и оптики? Докажите это.
Задание 3. Работа с научным текстом. Составление схемы. (Работают все группы одновременно. Для выполнения этого задания на столах лежат листы бумаги формата А3 и маркеры, листочки с текстом).
Внимательно прочтите текст и на основе прочитанного составьте схему, отражающую основные хаpaктеристики описанных в тексте процессов.
“Брожение, вызываемое различными видами бактерий, имеет огромное значение. Различают спиртовое, молочно- и маслянокислое, пектиновое брожение. каждый тип брожения осуществляется определёнными видами бактерий: молочнокислое-молочнокислыми бактериями (конечный продукт — молочная. кислота) ; маслянокислое — маслянокислыми бактериями (конечный продукт — масляная кислота) ; при спиртовом брожении образуются спирт или спирт и уксусная кислота. Большое значение имеют пектинобактерии, вызывающие пектиновое брожение. Они разлагают пектиновое межклеточное вещество. Все эти процессы сопровождаются выделением углекислоты, поступающей в атмосферу”.
На основании прочитанного текста школьники должны составить схему:
Афиширование и обсуждение результатов работы в группах.
Задание 4. Классификация и указание основания классификации.
Задание 4 для 1 и 2-й групп.
Проклассифицируйте и укажите основание классификации:
Серобактерии Бактерии чумы Возбудители тифа Маслянокислые бактерии Гнилостные бактерии Возбудители туберкулёза Молочнокислые бактерии Возбудители холеры Железобактерии Уксуснокислые бактерии Азотобактерии Цианобактерии
(Школьники должны разделить бактерии на 4 группы в соответствии со способами питания:
А. бактерии – паразиты;
Б. бактерии – сапрофиты;
В. хемосинтезирующие;
Г. фотосинтезирующие. )
Название каждого вида бактерий написано на отдельной карточке. Карточки выдаются в конверте.
Задание 4 для 3 и 4-й групп.
Проклассифицируйте и укажите основание классификации:
(Школьники должны распределить бактерии на 4 группы в соответствии с существующими основными формами бактерий:
А. кокки;
Б. бациллы;
В. вибрионы;
Г. спириллы. )
Каждая форма бактерий вырезана отдельно и сложена в конверт.
Группы работают одновременно и по окончании отведённого времени афишируют результаты работы.
Задание 5. Обобщение.
Задание 1 группы
Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.
Сарцины, диплококки, стафилококки, диплобаииллы.
Задание 2 группы
Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.
Молочнокислые бактерии, уксуснокислые бактерии, холерный вибрион, азотобактерии.
Задание 3 группы
Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.
Железобактерии, цианобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии.
Задание 4 группы
Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.
Деление, спорообразование, почкование, пoлoвoй процесс.
(Школьники в течение 1 минуты выполняют задание, затем 1 из группы отвечает, афишируя результат работы группы).
Задание 6. Синтез.
Задание 1 группы
Определите, о чём идёт речь?
Молочнокислые продукты, квашение капусты, силосование кормов, органические кислоты, спирты, ацетон, ферментативные препараты.
(О роли бактерий в хозяйственной деятельности человека).
Задание 2 группы
Определите, о чём идёт речь?
Английский врач Дженнер, выработка антител, инъекция, сыворотка, лошадь.
(О вакцинации, выработке иммунитета).
Задание 3 группы
Определите, о чём идёт речь?
Пенициллин, стрептомицин, террамицин, оксациллин.
(Об антибиотиках. применяемых для лечения бактериальных заболеваний).
Задание 4 группы
Определите, о чём идёт речь?
Азот белков, аммонификация, аммиак, аммонийные сопи, нитраты, нитрификация.
(О круговороте азота в природе, осуществляемого бактериями).
(Школьники в течение 1 минуты выполняют задание, затем 1 из группы отвечает, афишируя результат работы группы).
Итог урока.
Комментарий учителя к работе групп на уроке.
Каждому ученику предлагается составить тест по следующей схеме:
В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА “ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА”
Я УЗНАЛ:
новые
понятия:________________________________________________________
новые
процессы________________________________________________________
Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):
- работать с научным текстом,
- составлять биологические схемы,
- классифицировать организмы,
- выделять основание для классификации,
- правильно применять научные термины,
- анализировать прочитанный текст,
- делать выводы на основе прочитанного,
- синтезировать (на примере 6 задания),
- обобщать (на примере 5 задания),
- высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.
Окончание урока.
Учитель благодарит учеников за проявленное в течение урока стремление к познанию, к процессу обучения, ярко выраженный интерес к предмету.
Просит сдать заполненные тесты, или, если времени не хватает, то предлагает заполнить их дома.
Комментарии:
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
05 12 2025 10:21:59
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
04 12 2025 20:25:43
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
03 12 2025 15:41:48
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
02 12 2025 4:33:12
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
01 12 2025 17:33:21
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
30 11 2025 19:58:31
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
29 11 2025 8:32:45
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
28 11 2025 14:49:55
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
27 11 2025 11:59:41
Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....
26 11 2025 14:16:37
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
25 11 2025 1:56:39
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
24 11 2025 5:49:12
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
23 11 2025 5:39:33
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
22 11 2025 11:50:23
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
21 11 2025 10:11:40
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
20 11 2025 23:48:14
Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...
19 11 2025 15:19:38
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
18 11 2025 1:10:43
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
17 11 2025 17:47:10
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
16 11 2025 23:44:35
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
15 11 2025 14:57:23
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
14 11 2025 5:35:14
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
13 11 2025 19:29:55
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
12 11 2025 13:12:27
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
11 11 2025 3:27:37
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
10 11 2025 9:20:45
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
09 11 2025 11:48:55
Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
08 11 2025 13:58:53
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
07 11 2025 8:18:40
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
06 11 2025 8:23:56
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
05 11 2025 20:45:29
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
04 11 2025 13:28:41
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
03 11 2025 5:16:29
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
02 11 2025 8:37:23
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
01 11 2025 23:37:51
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
31 10 2025 12:29:48
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
30 10 2025 23:33:26
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
29 10 2025 2:58:41
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
28 10 2025 4:23:42
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
27 10 2025 1:38:34
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
26 10 2025 5:44:39
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
25 10 2025 3:43:21
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
24 10 2025 2:34:14
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
23 10 2025 18:11:11
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
22 10 2025 21:17:27
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
21 10 2025 12:33:48
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
20 10 2025 13:19:52
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
19 10 2025 13:58:17
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
18 10 2025 19:42:14
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
17 10 2025 4:26:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




