Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


Цели и задачи урока.

1. Цели педагогические:

  • усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений о строении, метаболизме, размножении и значении прокариотических клеток; формирование надпредметного умения анализировать и обобщать путём упражнения в применении и совершенствовании таких уже знакомых школьникам надпредметных умений, как оперирование понятиями, решение проблем, составление схем, умение классифицировать и выделять основание классификации;
  • развитие психологических хаpaктеристик личности учащихся:

а) способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, разрешению противоречий;

6) психических свойств, таких, как память, произвольное внимание, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи.

2. Цели развития образовательного процесса.

В итоге данного повторительно-обобщающего урока должно стать ясно:

1. удалось ли сформировать умение оперировать терминами у Беликовой Е. , Давыдова А. , Калугиной А. , Касаткина Д. , Прокопчук Д.

2. Удалось ли сформировать умение классифицировать и выделять основание классификации у Четыркиной Ю. , Шошина С. , Трофимчука И. , Прокопчук М. , Мальцева Д. , Куковской М, Кондрашовой Т. , Касаткина Д. , Давыдова А. , Измайлова,С. , Емельяновой Д.

3. Умеют ли школьники внимательно читать текст учебника, анализировать его и делать выводы, приводить доказательства. основанные на фактах.

4. Какая часть школьников умеет работать с научным текстом и самостоятельно составлять схемы.

5. Насколько урок, нацеленный на формирование и развитие надпредметных умений, способствовал решению его основных задач.

3. Цели профессионального саморазвития учителя.

Моя профессиональная цель состоит в формировании оттачивании у школьников применяемых в массовой школьной пpaктике средств, приёмов и техник обучения. На данном уроке я планирую использовать:

  • упражнения на соотнесение термина с понятием,
  • анализ и синтез сложного термина,
  • работу с научным текстом,
  • составление схемы,
  • ответы на разные типы вопросов (с применением анализа, синтеза, обобщения, на знание теории),
  • классификацию.

Применяемые на уроке технологии:

  • дифференциация обучения,
  • индивидуализация обучения,
  • групповая форма работы.

Содержание урока

Введение.

Установление личностного контакта с учениками и включение мотива на совместную работу.

1. Прочтение учителем эпиграфа к уроку:

“На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и всё это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо к эукариотам, либо к прокариотам, особенности строения которых необходимо знать”.

2. Краткий общий анализ проверочной работы, организованной на предыдущем уроке, в ходе которой учащиеся должны были закончить 5 предложений. Анализ работ подводит к выводу о необходимости обобщить знания учащихся о строении, процессах катаболизма, размножении, роли в природе и жизни человека прокариотических клеток.

3. Принятие учениками целей урока:

- узнать всем особенности строения, условия обитания, способы извлечения энергии, необходимой для жизнедеятельности прокариотических клеток, способы размножения и спорообразования, а также экологическую и пpaктическую роль прокариотических организмов;

- всем научиться работать с научным текстом и составлять биологические схемы, классифицировать организмы и выделять основание для классификации, правильно применять научные термины, анализировать прочитанный текст, делать выводы, высказывать предположения и доказывать свою точку зрения;

- развивать в себе коммуникацитивные способности, необходимые для работы в группе, произвольное внимание, память, воображение, умение ясно и чётко излагать мысль.

Первичная актуализация.

- Предметом изучения на сегодняшнем уроке является прокариотическая клетка. Назовите её хаpaктерные особенности.

- Какие организмы относят к прокариотам?

Работа в группах по заданиям.

Задания дифференцированы в соответствии с уровнем обученности и сформированности общеучебных и надпредметных умений школьников, входящих в состав каждой группы. Группы сформированы для проведения урока учителем заранее.

1-я группа – с достаточной степенью обученности и сформированности общеучебных навыков.

2-я группа – со средней и ниже средней степенью обученности и сформированности общеучебных навыков.

3-я группа – с недостаточной степенью обученности.

4-я группа – слабо обученные, с несформироваными общеучебными навыками.

Задание 1. Работа с терминами.

1 и 2 группа (анализ и синтез термина)

Представьте себе, что вы выступаете на научной конференции по микробиологии. Тема вашего выступления — “Экологическая роль прокариотов”. Подготовьте небольшое выступление (на 1 мин), включив в него наибольшее количество терминов.

(Идёт активное обсуждение в группах. По истечении отведённого на задание времени один из группы афиширует результат работы группы. )

3 и 4 группа (упражнение на соотнесение термина с понятием)

Соотнесите понятие с термином и занесите его в соответствующую строку кроссворда. Если выполните задание верно, то в выделенной вертикальной строке вы прочтёте название прокариотического организма.

1. Бактериальные клетки извитой формы, в виде запятой.

2. Группа бактерий, питающихся органическими веществами мёртвых тел.

З. Бактериальные клетки шаровидной формы.

4. Способ образования органических веществ у цианей.

5. Компактно упакованный участок наружной цитоплазматической мембраны у прокариот.

6. Форма сохранения жизнеспособности многих прокариот, связанная с переживанием нeблагоприятных условий.

7. Прокариоты, которым присущ фотосинтез.

8. Палочковидные бактерии.

(Индивидуальное заполнение каждым члeном группы кроссворда на отдельном листочке бумаги. По окончании работы листочки сдаются учителю для контроля. Работа 2-х учащихся — Касаткина Д. и Прокопчук Д. — заслушиваются в классе, комментируются, проверяется правильность выполнения задания. )

Задание 2. Работа с текстом учебника.

Задание 2 для группы 1 (анализ, решение проблемы, доказательство)

При помощи иглы амёбу разделили на две части. Проследите по рисунку за судьбой части амёбы без ядра и той её части, в которой осталось ядро.

0 чём свидетельствует данный опыт?

Почему прокариотические организмы процветают до сих пор?

Найдите в тексте учебника (с. 138 “Общая биология”, В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин) соответствующую информацию и объясните, почему у бактерий очень быстро по сравнению с эукариотами реализуется генетическая информация.

Задание 2 для группы 2 (знание теории, анализ, обобщение, вывод)

Найдите в тексте параграфа (с. 136 “Общая биология”, В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин) утверждение о том, что первоначально бактерии жили в морях. Соотнесите это утверждение с сущностью обмена веществ. Могли ли бактерии зародиться на суше?

Задание 2 для группы 3 (установление причинно-следственных связей, формулирование вывода)

Найдите в тексте параграфа информацию о распространении бактерий в природе. Подумайте и назовите по крайней мере 2 причины, объясняющие “всюдность” бактерий.

Задание 2 для группы 4 (синтез, доказательство)

Ответьте на вопрос: Почему успехи в исследовании царства прокариот тесно связаны с развитием и усовершенствованием техники и оптики? Докажите это.

Задание 3. Работа с научным текстом. Составление схемы. (Работают все группы одновременно. Для выполнения этого задания на столах лежат листы бумаги формата А3 и маркеры, листочки с текстом).

Внимательно прочтите текст и на основе прочитанного составьте схему, отражающую основные хаpaктеристики описанных в тексте процессов.

“Брожение, вызываемое различными видами бактерий, имеет огромное значение. Различают спиртовое, молочно- и маслянокислое, пектиновое брожение. каждый тип брожения осуществляется определёнными видами бактерий: молочнокислое-молочнокислыми бактериями (конечный продукт — молочная. кислота); маслянокислое — маслянокислыми бактериями (конечный продукт — масляная кислота); при спиртовом брожении образуются спирт или спирт и уксусная кислота. Большое значение имеют пектинобактерии, вызывающие пектиновое брожение. Они разлагают пектиновое межклеточное вещество. Все эти процессы сопровождаются выделением углекислоты, поступающей в атмосферу”.

На основании прочитанного текста школьники должны составить схему:

Афиширование и обсуждение результатов работы в группах.

Задание 4. Классификация и указание основания классификации.

Задание 4 для 1 и 2-й групп.

Проклассифицируйте и укажите основание классификации:

Серобактерии Бактерии чумы
Возбудители тифа Маслянокислые бактерии
Гнилостные бактерии Возбудители туберкулёза
Молочнокислые бактерии Возбудители холеры
Железобактерии Уксуснокислые бактерии
Азотобактерии Цианобактерии

(Школьники должны разделить бактерии на 4 группы в соответствии со способами питания:

А. бактерии – паразиты;

Б. бактерии – сапрофиты;

В. хемосинтезирующие;

Г. фотосинтезирующие. )

Название каждого вида бактерий написано на отдельной карточке. Карточки выдаются в конверте.

Задание 4 для 3 и 4-й групп.

Проклассифицируйте и укажите основание классификации:

(Школьники должны распределить бактерии на 4 группы в соответствии с существующими основными формами бактерий:

А. кокки;

Б. бациллы;

В. вибрионы;

Г. спириллы. )

Каждая форма бактерий вырезана отдельно и сложена в конверт.

Группы работают одновременно и по окончании отведённого времени афишируют результаты работы.

Задание 5. Обобщение.

Задание 1 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Сарцины, диплококки, стафилококки, диплобаииллы.

Задание 2 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Молочнокислые бактерии, уксуснокислые бактерии, холерный вибрион, азотобактерии.

Задание 3 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Железобактерии, цианобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии.

Задание 4 группы

Что является лишним в данном перечне? Ответ обоснуйте.

Деление, спорообразование, почкование, пoлoвoй процесс.

(Школьники в течение 1 минуты выполняют задание, затем 1 из группы отвечает, афишируя результат работы группы).

Задание 6. Синтез.

Задание 1 группы

Определите, о чём идёт речь?

Молочнокислые продукты, квашение капусты, силосование кормов, органические кислоты, спирты, ацетон, ферментативные препараты.

(О роли бактерий в хозяйственной деятельности человека).

Задание 2 группы

Определите, о чём идёт речь?

Английский врач Дженнер, выработка антител, инъекция, сыворотка, лошадь.

(О вакцинации, выработке иммунитета).

Задание 3 группы

Определите, о чём идёт речь?

Пенициллин, стрептомицин, террамицин, оксациллин.

(Об антибиотиках. применяемых для лечения бактериальных заболеваний).

Задание 4 группы

Определите, о чём идёт речь?

Азот белков, аммонификация, аммиак, аммонийные сопи, нитраты, нитрификация.

(О круговороте азота в природе, осуществляемого бактериями).

(Школьники в течение 1 минуты выполняют задание, затем 1 из группы отвечает, афишируя результат работы группы).

Итог урока.

Комментарий учителя к работе групп на уроке.

Каждому ученику предлагается составить тест по следующей схеме:

В РЕЗУЛЬТАТЕ УРОКА “ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА”

Я УЗНАЛ:

новые

понятия:________________________________________________________

новые

процессы________________________________________________________

Я НАУЧИЛСЯ (подчеркнуть то, чему научился):

  • работать с научным текстом,
  • составлять биологические схемы,
  • классифицировать организмы,
  • выделять основание для классификации,
  • правильно применять научные термины,
  • анализировать прочитанный текст,
  • делать выводы на основе прочитанного,
  • синтезировать (на примере 6 задания),
  • обобщать (на примере 5 задания),
  • высказывать предположения и доказывать свою точку зрения.

Окончание урока.

Учитель благодарит учеников за проявленное в течение урока стремление к познанию, к процессу обучения, ярко выраженный интерес к предмету.

Просит сдать заполненные тесты, или, если времени не хватает, то предлагает заполнить их дома.


Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

06 07 2022 17:28:59

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

05 07 2022 13:36:48

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

04 07 2022 3:58:28

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

03 07 2022 15:14:48

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

02 07 2022 15:16:31

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

01 07 2022 3:19:59

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

30 06 2022 12:35:55

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

29 06 2022 15:28:31

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

28 06 2022 4:41:56

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

27 06 2022 19:33:52

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

26 06 2022 5:14:30

Занятие в творческом объединении "Цветоводство"


    Занятие в творческом объединении "Цветоводство"

      Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....

25 06 2022 1:49:54

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

24 06 2022 20:35:44

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

23 06 2022 16:52:40

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

22 06 2022 20:23:57

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

21 06 2022 7:57:23

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

20 06 2022 11:13:12

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

19 06 2022 13:56:30

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

18 06 2022 14:29:45

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

17 06 2022 17:35:37

Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков


    Биогеоценотический уровень жизни. Модель системы уроков

      Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса. ...

16 06 2022 23:51:41

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

15 06 2022 6:29:52

Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"


    Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"

      Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...

14 06 2022 8:29:38

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы

Жвачные животные. Особенности строения пищеварительной системы Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....

13 06 2022 13:50:25

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

12 06 2022 21:40:16

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

11 06 2022 9:49:46

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

10 06 2022 1:12:12

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

09 06 2022 22:44:52

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

08 06 2022 5:11:46

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

07 06 2022 16:20:27

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

06 06 2022 3:42:57

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

05 06 2022 12:41:54

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

04 06 2022 13:25:52

Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

      В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...

03 06 2022 15:14:30

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

02 06 2022 16:28:22

Иммунология на службе здоровья


    Иммунология на службе здоровья

      Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....

01 06 2022 20:14:25

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

31 05 2022 3:45:13

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

30 05 2022 15:51:48

Проект открытого урока по биологии в 6-м классе по теме «Цветок»


    Проект открытого урока по биологии в 6-м классе  по теме «Цветок»

      На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....

29 05 2022 0:30:52

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

28 05 2022 11:45:28

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

27 05 2022 3:12:46

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

26 05 2022 13:53:44

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

25 05 2022 0:35:34

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

24 05 2022 12:46:27

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

23 05 2022 10:21:38

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

22 05 2022 2:58:17

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

      Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

21 05 2022 3:31:55

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

20 05 2022 10:54:27

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

19 05 2022 3:39:51

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

18 05 2022 16:27:31

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::