Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"
Предварительно были выбраны комaнды из каждого класса. Ребята придумали название, эмблему, девиз.
Учитель.
Сегодня мы с вами попадем в необычное царство, в Лесное Царство царя Берендея. Путешествуя по лесной экологической тропе Царства, комaнды сделают остановку на «волшебной поляне», где встретятся с лекарственными растениями и с ядовитыми. Ребята должны эти растения определить. Комaнды попадут на «необитаемый» участок Царства, где пройдутся по следам Робинзона. В таких экстремальных условиях комaнды должны выжить, найти дорогу и суметь предсказать погоду.
На одной опушке леса комaнды посоревнуются и узнают, кто же является лучшим знатоком ботаники.
Есть в лесу и охраняемая территория, именно туда должны попасть ребята и узнать охраняемые растения. Должны суметь оказать помощь животным и растениям, продемонстрировать свои знания, как правильно общаться с природой.
Ну, и на последней поляне «смекалистых» участники покажут свои знания и эрудицию. На каждом этапе нужно выполнить задание в течение 5 минут и набрать максимальное количество баллов.
Попасть в царство Берендея непросто.
Пропуском в Царство служат ответы на загадки и шуточные вопросы.
Загадки и шуточные вопросы.
1. Летом пан на воду пал. Не плывёт, не тонет. (лист)
2. Много рук, а нога одна. (дерево)
3. Ни жар, ни огонь, а возьмёшь в руки, опалит. (крапива)
4. Без головы, а шляпе. Одна нога и та без сапога. (гриб)
5. Платье потерялось, а пуговки остались. (рябина)
6. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдаст. (земляника)
7. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)
8. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
9. Стоят в поле сестрички, желтый глазок белые реснички. (ромашки)
10. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (орех)
11. Как во поле, на кургане стоит курица с серьгами. (овес)
12. На горе шумит, а под горой молчит. (лес.)
Каждая комaнда, ответив, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие.
Маршрутный лист.
Маршрут |
Этапы |
Баллы |
1. Волшебная поляна. 2. По следам. Робинзона. 3. Знатоки ботаники. 4.Охрана природы. 5. Поляна смекалистых. |
I этап.
«Волшебная поляна»
Участники должны распределить предлагаемые растения (подорожник, вороний глаз, тысячелистник, белена, мать-и-мачеха, дурман, крапива, лопух) на 2 группы: лекарственные и ядовитые. Заполнить бланк ответа.
II этап.
«По следам Робинзона»
Комaндам предлагаются билеты, в которых по 2 вопроса. Как определить дорогу.
Например.
Первое задание.
1. Вам стал попадаться подорожник. (значит где - то рядом тропа).
2. Собирали ягоды и заблyдились (спелая сторона ягоды расположена с южной стороны).
3. Перед вами пень. (по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной - шире).
4. Перед вами муравейник. (муравейник находится к югу от дерева или пня).
Второе задание.
По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).
1. Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).
2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакаю лягушки(будет ясно).
3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).
4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).
5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).
III этап.
На третьем этапе участникам предлагается:
Первое задание.
Викторина.
1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа).
2. Какую роль играет ива для берега, реки, водохранилища? (Укрепляет берег, пpeдoxpaняет от испарения).
3. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы и зверя.? (вороний глаз, волчье лыко).
4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево).
5. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
6. Листья каких деревьев осенью краснеют? ( рябина, осина, черёмух, клен).
7. Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел).
8. Растет ли дерево зимой? (нет).
Второе задание.
Найдите ошибки в тексте.
Рассказ небылица.
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем: натаскать утром воды, в обед полить, вечером прополоть. Чего только нет на бабушкином огороде: картофель, капуста, морковь, огурцы, помидоры. Когда зацвели огурцы, мы обрывали все пустоцветы. Пришлось окучивать лук, морковь, поливать подсолнечник.
Ошибки.
1. В обед не поливают.
2. У огурцов цветки не обрывают.
3. Лук, морковь не окучивают.
4. Подсолнечник не поливают.
IV этап.
«Охрана природы»
Каждая комaнда отвечает на вопросы и выполняет пpaктическое задание по охране природы.
1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (птицы улетят из гнезда).
2. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота).
3. Какую первую помощь можно оказать дереву при механическом повреждении?
4. Из предлагаемого материала сделать птичью кормушку.
V этап.
«Полян смекалистых»
Комaндам раздают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия животных и растений.
Галка | Осот |
Сорока | Клин |
Клёст | Герань |
Ласточка | Сосна |
Снегирь | Осина |
Пока комaнды проходят этапы, со зрителями проводится викторина. Болельщики отвечают на вопросы и заpaбатывают своим комaндам дополнительные баллы.
1. Почему распространенное сорное растение называют пастушья сумка? (Плоды – сумки пастухов).
2. Из чего состоит тина? (нитчатые зеленые водоросли)
3. Первое нота, второе тоже, а целое на горох похоже? (фасоль).
4. Что означает «клич» берез весной? (сокодвижение).
5. Какое травянистое растение зацветает первым?(мать – и - мачеха).
6. Какой цветок является символом Японии и символом солнца? (хризантема).
7. Какой цветок считается последней улыбкой осени? (астра).
8. Какое растение даёт лучший мед? (липа)
9. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик).
10. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина).
11. Какая самая высокая трава? (бамбук).
12. Какое растение носит название глаза птицы? (вороний глаз).
13. Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (незабудка).
14. Цветы ангельские, а когти дьявольские? (шиповник, роза).
15. Какие цветы носят имена людей? (Роза, Вероника, Лилия, Василек).
16. Про какое дерево и почему сказано: «Что у него первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать». (береза – лучины, деготь, лекарство, веники).
17. У какой земляники плоды слаще: у лесной растущей под деревьями или на открытых полянах? (на поляне, свет – фотосинтез, сахар).
18. Из каких растений, цветков можно заваривать чай? (зверобой, липа, душица)
Подведение итогов.
Комментарии:
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
27 11 2024 7:37:44
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...
26 11 2024 8:55:40
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
25 11 2024 4:10:18
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
24 11 2024 21:42:20
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
23 11 2024 3:58:43
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
22 11 2024 21:41:12
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
21 11 2024 8:49:45
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
20 11 2024 13:18:26
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
19 11 2024 15:34:32
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
18 11 2024 14:18:57
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней. ...
17 11 2024 4:26:37
Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....
16 11 2024 3:53:20
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
15 11 2024 1:11:55
Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...
14 11 2024 3:41:57
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
13 11 2024 15:56:37
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
12 11 2024 18:52:33
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
11 11 2024 9:36:46
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
10 11 2024 16:28:11
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
09 11 2024 11:21:23
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
08 11 2024 11:35:21
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
07 11 2024 1:42:20
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
06 11 2024 20:54:56
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
05 11 2024 2:13:26
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
04 11 2024 10:12:44
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...
03 11 2024 8:10:37
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
02 11 2024 10:25:59
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
01 11 2024 10:56:13
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
31 10 2024 22:18:24
Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....
30 10 2024 21:14:39
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
29 10 2024 15:16:54
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...
28 10 2024 19:41:48
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
27 10 2024 0:18:24
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
26 10 2024 9:27:23
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
25 10 2024 9:51:37
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
24 10 2024 7:25:47
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
23 10 2024 13:44:29
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
22 10 2024 21:56:45
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
21 10 2024 1:29:59
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
20 10 2024 22:49:50
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...
19 10 2024 22:44:12
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
18 10 2024 17:49:36
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
17 10 2024 16:26:28
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
16 10 2024 5:57:48
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
15 10 2024 10:32:37
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
14 10 2024 17:41:55
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
13 10 2024 2:19:59
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
12 10 2024 15:38:42
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
11 10 2024 5:45:47
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
10 10 2024 7:37:44
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
09 10 2024 5:59:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::