Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

Цели:

  • дать представления о строении кровеносной системе и функциях органов кровообращения, значении кровообращения;
  • сформировать представление об эволюции кровеносный системы и её органов, её усложнении разных систематических группах;
  • продолжить формирование знаний об эволюции строения и функциях органов и их систем;
  • развивать общие способности (логическое мышление, систематизировать, обобщать, устанавливать связи, умение анализировать и делать выводы) ;
  • развивать познавательную активность, задуматься над его внутренней сутью;
  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;
  • воспитывать культуру умственного труда;
  • продолжить воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдения дисциплинарных установок.

Оборудование и оформление: (Поочерёдно вывешиваются термины, ОС, модели).

  • на доске(магнитная доска): тема, девиз: \"Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и ещё больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно: А.И.Герцен\",
  • опopные сигналы, модели эволюционных групп животных; модели кровеносных систем, термины; таблицы: \"Кровеносная система. Тип Хордовые\"
  • раздаточный материал:
  • конверты с моделями эволюционных групп животных и кровеносных систем,
  • инструктивные карточки,
  • зоологические тренажёры,
  • задания для групп;
  • электронные наглядные пособия: \"Биология 6-9кл - 1 СД for Windows\"

ТСО:

  • мультимедиа-проектор,
  • компьютер,
  • экран.

Ход урока

Оргмомент, настрой на урок, актуализация темы.

(Стадия вызова) создание эмоционального настроения учащихся, формирование интереса к уроку, постановка учебной задачи.

На доске эпиграф:

\"Есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и ещё больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно:\". А.И.Герцен

Вступительное слово учителя

- Эти слова, я выбрала неслучайно, сегодня на уроке, вы узнаете много нового и интересного.

Актуализация знаний.

- Какую общую тему вы изучаете?

(Эволюция строение и функций органов и их систем)

- Что такое эволюция? (Это историческое развитие животного мира)

- Эволюция - это историческое развитие. При изучение многообразия животного мира, перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим, они становились всё более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организма в целом. (демонстрация эволюционного дерева - родословная жив. мира)

- Эволюцию, каких органов и систем органов вы изучили? (Покровы тела, опроно-двигательная система, способы передвижения, органы дыхания, органы пищеварения)

- Какую функцию выполняет дыхательная система? (доставка кислорода клеткам, осуществления газообмена)

- Какую функцию выполняет пищеварительная система? (поступление и переваривание питательных веществ необходимых для роста и развития, являющихся источником энергии)

- Скажите, с помощью чего и как получают питательные вещ. и кислород клетки и ткани организма? (с помощью кровеносной системы, крови)

- А изучали ли вы ли строение кровеносной системы, и как происходило её историческое развитие?

(Да, действительно, при изучении групп животных вы знакомились с общими признаками)

- Какова тема урока? (Кровеносная система. Эволюция кровеносной системы)

Записываю на доске, уч-ся в тетради.

Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке вы узнаете, каково строение кровеносной системы,

каким образом доставляется пит.вещ. и кислород, а также проследим за тем как усложнение в организме животных влияло на изменения в усложнение кровеносной системе, т. е. познакомитесь с эволюцией кр.системе.

Создание положительного самоопределения в деятельности на уроке (программирование на успех)

- По изучению новой темы любой из вас может заработать отметку, и возможно не одну, лимита на отметки нет.

Изучение нового материала, отработка умений и навыков.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Рассказ о животных, которые не имеют кровеносной системы.

- Каждая клетка организма выполняет определённую работу и нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в удалении продуктов обмена. Все эти процессы осуществляются через кровеносную систему, омывая клетки тканей и органов, кровь приносит к ним кислород и пит. вещ-ва, забирая продукты обмена. Кроме этого кровь переносит вещ-ва, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность организма.

Далеко не у всех животных есть кровеносная система. Выясните, какие животные не имеют кровеносной системы и почему? Найдите ответ в параграфе 41, стр.215, абзац 1

Спрашиваю нескольких: - Итак, какие животные не имеют кр.системы? (Простейшие, губки, кишечнополостные, плоские черви с диаметром до 1 мм, т.к.процессы жизнедеятельности каждая клетка в организме осуществляет самостоятельно)

Совершенно верно.

Работа с терминами (на доске-записи, схемы, ОС)

- С увеличением размеров и сложности строения организма увеличивается и расстояние, которое приходится преодолевать веществам в организме. В связи с этим появляется трaнcпортная система, в которой вещества переносятся с током жидкости. Такой системой большинства организмов яв-ся кровеносная. Она состоит из сердца и кровеносных сосудов (ОС - вывешиваю на доску). (Приложение I)

Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, самая крупная артерия называется аортой (вывешиваю опору, термин, рисую схему), а к сердцу - венами (вывешиваю опору, термин, рисую схему) Между ними располагаются многочисленные сосуды с очень тонкими стенками - капилляры. (Термины на доску, схемы)

Капилляры - это мельчайшие кровеносные сосуды, с очень тонкими стенками запишите в тетрадь - проговорите термины своему товарищу по парте.

- Впервые кр.система в примитивном виде появляется у кольчатых червей (модель-показ) (Приложение V). Она образована спинным и брюшным кр.сосудами, соединенными между собой кольцевыми сосудами. Кровь движется по спинному сосуду к головному концу, а по брюшному - к хвостовому. Кровь постоянно находится в кр.сосудах и не изливается в полость. Такая кр.система называется замкнутой. (ОС,термины на доску, схемы) (Приложение I)

- Кровеносная система моллюсков и члeнистоногих незамкнутая. (модель-показ) (Приложение V). Кровь выливается в специальную полость тела, непосредственно омывает внутренние органы. а затем снова собирается в сосуды. - Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу.

- У всех хордовых, начиная с ланцетника, кровеносная система замкнутая. У ланцетника сердце отсутствует.

Давайте проследим, каким образом изменялась кр.система хордовых с усложнением организма.

Ланцетник

- Внимательно посмотрите слад (диск \"Биология 6-9 кл-1 СД Windows\") и выделите, каким цветом показано на слайде кровь богатая кислородом? Каким цветом показано на слайде кровь насыщенная углекислым газом? (Приложение VI)

- Итак, кровь, насыщенная кислородом называются артериальной, Кровь насыщенная углекислым газом - венозной. (термины, схема) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу.

- Кровеносная система позвоночных животных в дальнейшем усложняется. Так у рыб, система замкнутых кровеносных сосудов,

образует круг кровообращения (показ на модели).

Сердце рыб двухкамерное. (ОС) (Приложение I)

Рыбы

- Выясните, как называются камеры сердца рыб? (слад диска \"Биология 6-9 кл-1 СД Windows\") (Приложение VI)

( ОС, термины, схема - стрелками) Запишите в тетрадь, проговорите своему соседу

Земноводные

- У земноводных и пресмыкающихся происходит дальнейшее усложнение кровеносной системы. В связи с наземном образом жизни у них появляются легкие. Сердце у земноводных трёхкамерное: два предсердия и желудочек и два круга кругообращения: большой и малый. (ОС)  показ на модели

Просмотр слайда о земноводных диска \"Биология 6-9 кл-1 СД Windows\" (Приложение VI)

3. - Какая кровь поступает к тканям и клеткам Земноводных из сердца? (смешанная)

- Как называется круг кровообращения, который связан с легкими? (малый)

- Что происходит с кровью в легких? (отдаёт углекислый газ, насыщается кислородом, становится артериальной)

Пресмыкающиеся

4. -А в чём усложнение сердца у пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Найдите ответ в тексте стр.216, третий абзац сверху. Расскажите об этом своему товарищу.В ходе обсуждения вывешиваю ОС - сердце с неполной перегородкой (Приложение I).

Птицы и млекопитающие

У птиц и у млекопитающих кровеносная система тоже замкнутая и так же существует два кругообращения. (модели) Сердце четырёхкамерное (ОС) два предсердия два желудочка.

- Мы знаем, что малый круг кровообращения проходит через легкие и кровь становится артериальной, а к тканям и клеткам кровь поступает по большому кругу кровообращения (работа с таблицей).

5. - Проследите, движение крови по большому кругу кровообращения у млекопитающих.

- А теперь, работаем в парах используя материал учебника стр.216, последний абзац, вставьте в предложенный текст пропущенные слова. Кто первый выполнить, может записать на доске в столбик пропущенные слова. (Приложение II)

Проверка по тесту в презентации. (слайд №1) (Приложение IV)

- Итак, ребята, пpaктически у всех животных имеется специальная система для трaнcпорта и распределения веществ в организме. По мере усложнения строения самого животного, происходило усложнение и кровеносной системы.

Откройте учебник стр.217. Рассмотрите рис. 163, 164. выполните задание по инструктивной карточке. (Приложение III)

Задание с учебником, работа в парах

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите рис. 163., стр.217 выделите:

- У каких животных незамкнутая система кровообращения?

2. Рассмотрите рис. 164., стр.217 выделите:

3. Расскажите друг другу:

- У каких животных замкнутая система кровообращения?

- Как происходит усложнение в строении сердца?

- Как происходит усложнение кругов кровообращения?

(контроль за деятельность уч-ся)

- У вас на партах в конверте №2 найдите модели жив. и их кр. систем. (такие же как на доске) (Приложение V). Соотнесите изображение животного с типом кровеносной системы, наложив друг на друга. Работаем в парах.

Хожу и проверяю

Слушание.

 

 

 

 

Индивидуальная работа с учебником

 

 

 

Слушание

 

Отвечают на вопросы учителя. Заполняет опopные схемы

 

 

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

 

 

 

 

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

 

Работа в тетради

Каждый термин проговорить соседу (парная)

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-парная работа

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-парная работа (по мере выполнения пропушенные слова записывают на доске все желающие)

 

 

 

 

Парная работа (возможно групповая)

 

Парная

Ответы на вопросы, включение в деятельность на построение моделей кровеносных систем

Закрепление. Обобщение.

- Итак, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного, пополнили свой багаж знаний, чтобы убедится в том, что наши знания прочные, выполним ещё одно задание.

Тест одного урока (на термины, усложнение кровеносной системы разных групп животных)

На слайде (слайд № 2,3) (Приложение IV) слово \"невежество\" - Что означает это слово? (темнота, незнание)

- Сейчас мы будем искоренять невежество не только на доске, но и в наших умах. (Программированный опрос) (Приложение VI) - (работа с мультимедиа-проектором) выбрать правильный ответ. В конверте цветные сигналы - поднимать в соответствии с правильным ответом. (А - красный, Б - гoлyбой, В - жёлтый). Убираю по одной букве, открываются цветовые сигналы - проверяют.

- Поднимите руку, кто не ошибся ни разу? (Молодцы)

- Кто ошибся один-два раза? (Неплохо, дома обратите, внимание на эти вопросы)

- Кто больше? (Вам надо обстоятельно проработать параграф)

Домашнее задание.

- Дома, с помощь параграфа № 41, записей в тетради заполните таблицу (слайд №4) (Приложение IV):

Что я знал о кровеносной системе животных и её эволюции Что я узнал нового Что я ещё хотел бы узнать
     

По желанию: представите, что произойдёт с лягушкой, если у неё будет четырехкамерное сердце? Задание можно представить в любом виде: составить научную статью, сочинить сказку, нарисовать рисунок и т.п.

Оценка деятельности и выставление отметок.

-Что вы узнали?

- Что движется по сосудам?

- Какова роль и состав крови? Вы знаете?

Об этом вы узнаете на следующем уроке.

- Вы все сегодня поработали очень хорошо. Посмотрите, сколько новых терминов и понятии вы узнали. За это я хочу поощрить вас гематогеном - препаратом, который повышает умственную активность человека, чтобы вы работали также активно и на последующих уроках по другим предметам. А как связан гематоген и умственная активность, как связаны особенности состава и функции крови вы узнаете на следующем уроке, со своим учителем. Выставление отметок.



Комментарии:

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

12 12 2025 18:16:50

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"


    Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

      Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

11 12 2025 7:17:55

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

10 12 2025 9:56:10

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

09 12 2025 20:38:18

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

08 12 2025 23:39:52

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

07 12 2025 5:54:50

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

06 12 2025 15:22:13

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

05 12 2025 14:30:27

Урок по теме "Мышцы: строение и функции"


    Урок по теме "Мышцы: строение и функции"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....

04 12 2025 15:21:45

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

03 12 2025 8:12:44

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

02 12 2025 6:54:22

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

01 12 2025 17:38:11

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

30 11 2025 21:27:22

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

29 11 2025 9:32:32

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

28 11 2025 3:43:35

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

27 11 2025 2:42:57

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

26 11 2025 17:15:22

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

25 11 2025 22:22:24

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

24 11 2025 9:54:55

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

23 11 2025 17:49:51

Волшебная сила зрения


    Волшебная сила зрения

      Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

22 11 2025 18:29:24

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

21 11 2025 2:46:57

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

20 11 2025 19:39:34

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

19 11 2025 20:33:32

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

18 11 2025 9:44:53

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

17 11 2025 6:34:46

Урок "Своя игра"


    Урок "Своя игра"

      Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение". ...

16 11 2025 6:29:11

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

15 11 2025 13:32:11

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

14 11 2025 10:45:37

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

13 11 2025 19:52:22

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике


    Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

      Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

12 11 2025 4:11:17

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

11 11 2025 22:50:13

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

10 11 2025 6:18:15

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

09 11 2025 14:32:38

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

08 11 2025 15:13:29

Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

      Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

07 11 2025 4:39:51

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

06 11 2025 13:56:23

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

05 11 2025 10:23:53

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

04 11 2025 11:38:10

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

03 11 2025 11:17:22

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)


    Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

      Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...

02 11 2025 19:54:14

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

01 11 2025 18:51:53

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

31 10 2025 8:36:59

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

30 10 2025 23:32:54

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

29 10 2025 18:35:19

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

28 10 2025 15:17:39

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

27 10 2025 14:51:34

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

26 10 2025 1:20:42

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

25 10 2025 6:37:43

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

24 10 2025 11:53:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::