Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

Содержание:

  1. Обзор проекта.
    1. Обоснование проекта.
    2. Актуальность проекта.
    3. Цель проекта.
    4. Сроки выполнения.
    5. Форма работы.
  2. Реализация проекта.
    1. Критерии исследования антропогенного воздействия на природное сообщество.
    2. Задачи деятельности.
    3. Условия реализации проекта.
    4. Этапы реализации проекта.
    5. Ожидаемые результаты.
    6. Оценка проекта.
    7. Информация о проекте.
  3. Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Задание.

Приложение 2. Состояние деревьев обследуемого сообщества.

Приложение 3. Диаграмма запыленности воздуха природных сообществ.

Приложение 4. Количество пыли, задержанное кроной деревьев обследуемого сообщества.

Приложение 5. Загрязнение территории мусором.

Приложение 6. Презентация к проекту.

I. Обзор проекта

1.1. Обоснование проекта.

Человечество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни на планете, включая многообразие конкретных организмов, их популяции и сообщества вплоть до глобальной – биосферы. Потребность общения с природой остается одной из острейших у современного человека. Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

Человек не может не изменять природу. Но он может и должен перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая экологические законы. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с этими законами, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения.

Экологическое воспитание сегодня это формирование экологической культуры человека как важнейшей ценности нашего человека как важнейшей ценности нашего общества. Экологическая культура представляет собой единство экологических знаний, убеждений, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности к природе, чувство ответственности за ее судьбу. Поэтому так важно проводить работу по формированию у учащихся основ экологической культуры.

1.2. Актуальность проекта.

Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.

Желание сохранить здоровье и жить полноценной жизнью – важная социальная потребность человека. «Человек может жить до 100 лет и более, - говорил академик И.П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своим безобразным обращением с собственным организмом и отношением к живой природе сводим этот срок до гораздо меньшей цифры».

Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формирование таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы.

1.3. Цель проекта.

Цель проекта заключается в изучении антропогенного влияния (автомобильного и железнодорожного транспорта, загрязнение бытовым мусором) на санитарное состояние деревьев и кустарников природного сообщества, расположенного вблизи МОУ «СОШ №11».

1.4. Сроки выполнения.

Над проектом работали учащиеся 10-х классов. Время выполнения обследования природных сообществ и обработки данных рассчитано на месяц.

1.5. Форма работы.

Экскурсии, исследовательская и расчетная работа в командах, составление таблиц и диаграмм о санитарном состоянии деревьев и кустарников обследуемого сообщества средствами компьютерной техники, сообщения и презентации учащихся.

II. Реализация проекта.

2.1. Критерии исследования антропогенного воздействия на природное сообщество.

Антропогенное воздействие – это воздействие на окружающую среду человека, под влиянием или при его участии. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что в своих ранних работах указывал В.И. Вернадский. Но в то же время за последние 50 лет исчезли многие виды растений и животных, резко увеличилось число новорожденных детей с патологическими отклонениями. Ежегодно загрязнение окружающей среды наносит ущерб нашей стране в миллиардах рублей. Один из главных загрязнителей атмосферного воздуха Ставропольского края – это автомобильный и железнодорожный транспорт. Автомобили выбрасывают в атмосферу около 43 млн. т. вредных веществ в год. Каждая третья машина эксплуатируется с нарушением установленных норм. Отечественные ДВС потребляют жидкое топливо на 20-40% больше, чем их западные аналоги, а значит дополнительно загрязняют атмосферу. В 2007 году в воздушный бассейн Ставропольского края было выброшено более 400 тыс. тонн загрязняющих веществ от транспортных средств, в том числе углеводородов, оксидов азота, тяжелых металлов (свинец, медь, кадмий являются опасными для здоровья человека) 2,3 тыс.т.

В общем объёме выбросов вредных веществ от автомобильного и железнодорожного транспорта составляют 76%. Из них на долю автотранспорта ≈ 350 тыс.т. (98%), железнодорожного 5 тыс.т. (1,5%).

Загрязнение воздушного бассейна оказывает губительное действие на здоровье людей, животный и растительный мир.

Растения – это особое царство природы, не зря их называют « зелёными лёгкими» планеты.

Растения – это ещё и биоиндикаторы, т.е. организмы, которые реагируют на загрязнение окружающей среды изменением видимых признаков, что позволяет прогнозировать ситуацию с загрязнением на основе измерения этих изменений.

К таким относятся лишайники, мхи, хвойные насаждения, липа, бёреза, клён, тополь. Эти растения находят применение при озеленении автомагистралей, создании санитарно – защитных зон, отделяющих жилые дома от дорог.

Известно, что автомобильные выбросы концентрируются вдоль автострады, а самой активной зоной загрязнения являются 8-10 м от кромки дороги.

Природное сообщество школьного сада находится в самой экологически неблагополучной зоне, что мы и попробуем доказать, проведя обследование санитарного состояния произрастающих здесь деревьев и кустарников.

2.2. Задачи деятельности

  1. Формирование у учащихся практических навыков коллективной работы и взаимопомощи; целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия между учащимися и учителем.
  2. Воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней.
  3. Формирование экологического мировоззрения по принципу: «Думай глобально - действуй локально».
  4. Познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды и выявить это воздействие на природное сообщество.
  5. Проводить обследование санитарного состояния природного сообщества, делать обобщения и формулировать выводы.
  6. Знакомство с путями решения экологических проблем регионального уровня.
  7. Формирование инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
  8. Применение технических средства для сбора и обработки полученной информации.
  9. Использование ИКТ и компьютерной техники для оформления полученных результатов и проведения итоговой конференции.

2.3. Условия реализации проекта

Основное условие, обеспечивающее результативность – это педагогическое влияние на личность учащихся в процессе исследовательской деятельности. Следующим, не менее важным условием, является личностная заинтересованность учащихся в решении данной проблемы.

Неформальный подход требует неоднократного возврата к теме проекта, что позволяет создать максимально благоприятное и доверительное отношение к проекту, руководителю и участникам проекта.

2.4. Этапы реализации проекта

  • 1 этап. Экскурсия «Антропогенное влияние на природное сообщество»
  • 2 этап. Обследование санитарного состояния деревьев природного сообщества.
  • 3 этап. Определение степени запыленности воздуха на различных участках.
  • 4 этап. Механическое загрязнение природных сообществ.

1 этап проекта начинается экскурсией в природное сообщество. Маршрут экскурсии выбран таким образом, чтобы ребята посетили несколько сообществ, с целью выявления степени антропогенного воздействия на них.

По дороге к месту экскурсии учитель напоминает правила поведения в природе, обращает внимание на конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте, и предлагает назвать данные сообщества, перечислить признаки, на основе которых они их и определили.

Первая остановка запланирована на участке, мало подвергшемуся антропогенному воздействию – это московский лес в районе дач.

Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: как называется это природное сообщество? Это сообщество естественное или искусственное? Какие экологические факторы оказывают на него влияние? В чем они проявляются?

В результате беседы дети приходят к выводу: данное сообщество – лес- это сложный комплекс живой и неживой природы, для которого характерно разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности.

Вторая остановка данной экскурсии запланирована в природное сообщество, где четко выражено воздействие человека на природу, это сообщество, прилегающее к железной дороге и автомагистрали. На данном этапе учащиеся делятся на группы и каждая команда выполняет свое задание по обследованию санитарного состояния произрастающих здесь растений, степени запыленности воздуха и механического загрязнения сообществ.

2 этап. Выполнение задания (см. приложение 1).

Работа провидится на территории школьного сада. Результаты оформляются в виде таблицы №1 (см. приложение 2).

В ходе работы был определен:

  1. Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.
  2. Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений
    • растрескавшаяся, поврежденная кора;
    • засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
    • искривленный ствол;
    • формирование и наличие дупел;
    • вышедшие на поверхность корни;
    • спящие почки – «шишки». (В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с неблагополучной экологической обстановкой);
    • антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска.
  3. Оценено жизненное состояние деревьев. Оценка состояния растений проводилась визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявлены следующие болезни:
    • неинфекционные – вызванные механическими повреждениями;
    • вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета листьев;
    • бактериальные – гнили, пятна;
    • грибковые – налеты, трутовые грибы.
  4. Сделаны выводы и разработаны рекомендации по сохранению этих деревьев.

3 этап. Определение степени запыленности воздуха на участках, примыкающих к автомобильной дороге, около школы и в жилом секторе.

Для этого собрали с различных видов растений листья и приложили к их поверхности клеящую ленту. Затем сняли ленту и той стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепили на лист белой бумаги. Сравнили степень запыленности листьев разных мест и составили диаграмму (см. приложение3). Больше всего пыли собирается на листьях деревьев, произрастающих вблизи автотрассы, меньше – возле школьного здания.

Также, используя справочный материал, подсчитали примерное количество пыли, которое способны задержать деревья данного сообщества (см. приложение 4)

На основании произведенных расчетов ребята сделали вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата территории. Растения выполняют следующие важные функции: создают микроклимат, ионизируют воздух, создают противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие.

4 этап. Для изучения механического загрязнения природных сообществ ребятами проведена следующая работа. Взяв мешки школьники собрали все предметы, характеризующие следы пребывания на данной территории человека. ( см. приложение 5). На основе полученных данных был сделан следующий вывод.

  1. Среди предметов загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара, консервные банки, автопокрышки, трупы животных.
  2. Были предложены наиболее безопасные способы утилизации.
    а) используя опыт стран запада стекло, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты отправлять на вторичную переработку.
    б) организовать сбор стеклянной тары по цвету;
    в) трупы животных закапывать под деревья;
    г) организовать пункты сбора макулатуры для вторичной переработки;
    д) изготовление резиновых изделий из изношенных автопокрышек.

2.5. Ожидаемые результаты.

Приносят ли подобные исследования пользу школьникам? Все участники проекта дали положительный ответ. Конечно же приносят. Хотелось бы отметить, что данная работа вызвала большой интерес у ребят и проводилась с большим энтузиазмом. Во-первых, происходит формирование практических навыков коллективной работы и взаимопомощи, ну и конечно же, в процессе работы над проектом учащихся получили реальные знания по экологии.

2.6. Оценка проекта.

По результатам исследований был проведен круглый стол «Человек и природа».

Были заслушаны сообщения (см. приложения). В конце ребята выступили с рекомендациями, которые собираются воплотить в жизнь:

  • весной принять участие в посадке деревьев;
  • использовать в озеленение не только саженцы древесных культур, но и кустарники;
  • обратиться к жителям поселка с призывом бережно относиться к окружающим их растениям.

В итоге было отличено, что судьба планеты зависит от экологической культуры человека. Пройдут годы, и ответственность за сохранение природы ляжет на плечи сегодняшних учеников.

2.7. Информация о проекте.

Использование всех возможностей для распространение информации о деятельности учащихся: газета «школьный вестник» уроки биологии, родительских собрания, круглый стол.

Литература.

  1. Новиков Ю.В природа и человек. Москва. Просвещение 1998 г.
  2. Вишнякова В. Ф Экология Ставропольского края. Ставрополь 2000 г.
  3. Грехова Л. И.В союзе с природой. Ставрополь 2002 г.
  4. Реймер Н. Ф. Природопользование. Москва «Мысль»1990 г.
  5. Журнал «Биология в школе» №4 2005г№7 2007 г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Значение опорно-двигательной системы. Строение костей и их состав

Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

06 12 2021 7:30:54

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

06 12 2021 7:18:32

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

« Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.   Е Г Э часто встречаются вопросы именно на эту тему.  Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

06 12 2021 22:25:12

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

Программа " Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

06 12 2021 1:42:42

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

06 12 2021 20:35:45

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интерактивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

06 12 2021 10:52:57

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов Т Р И З. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач ( Т Р И З) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или практической деятельности....

06 12 2021 10:36:23

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

06 12 2021 17:38:45

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

06 12 2021 15:13:28

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального характера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

06 12 2021 1:29:19

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме « Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

06 12 2021 6:46:47

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование И К Т-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

06 12 2021 22:46:21

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

06 12 2021 3:25:12

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

06 12 2021 16:28:38

Сборник цифровых диктантов по анатомии

Цифровые диктанты охватывают курс " Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от " Общего обзора организма человека" до темы " Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым У М К....

06 12 2021 13:48:23

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

06 12 2021 22:55:43

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охарактеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

06 12 2021 2:56:38

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

06 12 2021 14:57:30

Класс птицы — общая характеристика. Виды и строение пера, скелет

Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

06 12 2021 23:18:52

Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)

Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории. ...

06 12 2021 22:13:30

Тема урока: "Особенности строения ДНК и РНК"

Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в Д Н К; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....

06 12 2021 13:32:59

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни характерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

06 12 2021 9:11:25

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

Задания для самостоятельной работы учащихся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме « Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

06 12 2021 15:15:21

Охрана природы. Красная книга

На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

06 12 2021 7:23:29

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

06 12 2021 6:32:14

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

06 12 2021 2:50:47

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

06 12 2021 1:58:31

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

06 12 2021 14:16:22

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

06 12 2021 15:35:46

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

06 12 2021 13:34:48

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

06 12 2021 12:43:52

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

06 12 2021 20:50:19

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы « Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева « Белые одежды»....

06 12 2021 17:30:48

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

06 12 2021 18:58:39

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

Урок изучения новой темы является вторым по разделу « Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства....

06 12 2021 11:41:47

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

06 12 2021 1:21:15

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

06 12 2021 10:56:23

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

И К Т, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и Е Г Э, а также профессиональным самоопределением....

06 12 2021 10:23:31

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем)....

06 12 2021 22:54:30

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

06 12 2021 10:25:31

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: « Кровообращение», « Дыхание» и « Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

06 12 2021 3:49:55

Вода – удивительный дар природы

Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме « Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

06 12 2021 5:57:32

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. ...

06 12 2021 17:44:50

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу « Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием Т С О. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

06 12 2021 13:24:38

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

06 12 2021 12:45:21

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: " Опорно-двигательная система", " Пищеварение", " Кровь и кровообращение", " Дыхание", " Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра»....

06 12 2021 0:56:52

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

06 12 2021 4:45:15

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

06 12 2021 22:19:15

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

06 12 2021 2:39:43

Урок-путешествие по дыхательной системе

Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

06 12 2021 13:24:57

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)