Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

В условиях образования, ориентированного на результат, важным условием становится компетентностный подход, т.е. обучение учащихся определённым компетенциям – умениям и навыкам, которые пригодятся в любой области деятельности. В условиях школы можно выделить три ключевые компетенции, которые направлены на социализацию личности выпускника и которыми ребёнок должен овладеть к моменту окончания школы:

  1. коммуникативная компетенция (умение общаться) ;
  2. информационная компетенция (умение избирательно работать с информацией) ;
  3. компетенция разрешения проблем (умение выделять проблему, ставить цель, искать способы разрешения проблемы, уметь проанализировать полученный результат).

Основным результатом деятельности не только учителя, но и всего образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков, преподаваемых ученику, а набор компетенций в различных сферах. На своих уроках прежде всего стараюсь научить детей “управлять” информацией, “разбираться” в информации – искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её, используя как традиционные средства, так и новые информационные технологии.

На уроках основным источником информации является учебник, в котором последовательно излагается основное содержание предмета, основы биологической науки, которая от класса к классу усложняется. Важным условием для развития информационной компетенции, для успешного выполнения заданий на уроках и дома, самообразования является овладение учащимися таким умением, как работать с информацией, находящейся в учебнике (находить, отбирать нужное, сокращать, преобразовывать, передавать и т.д.).

Когда дети приходят в 6-м классе на новый предмет “биология”, многие из них не могут использовать учебник в качестве источника новых знаний. Они не могут ориентироваться в учебнике, использовать условные обозначения и пояснения, не могут качественно работать с текстом, выделять главные мысли, составлять план по тексту, работать с иллюстрациями и т. д. Поэтому на своих уроках систематически использую учебник именно при изучении нового материала.

Опыт работы показывает, что ученики испытывают определённые затруднения при усвоении биологического текста, не владеют осознанным чтением. Поэтому начиная с 6 класса провожу чтение вслух фрагментов параграфа, их пересказ, комментирование. При анализе текста на первых уроках обязательно проpaбатывать символы – условные обозначения, встречающиеся в тексте учебника.

Особое внимание школьников привлекаю к новым терминам, к раскрытию их содержания. При изучении биологии продуктивное усвоение терминов не может основываться на механическом запоминании. Поэтому все термины иностранного происхождения на уроках обязательно проговариваем вслух, обращаем внимание на орфографию нового термина и этимологию. К сожалению, в учебниках по биологии работа с терминами иностранного происхождения предусмотрена недостаточно (либо нет перевода на русский язык, или понятие просто называется, но не раскрыт смысл его содержания). Чтобы ученики лучше усваивали терминологию, предлагаю им самостоятельно находить происхождение того или иного термина, почему предмет или процесс назвали именно так, т.е. выяснить этимологию термина и его смысловое значение – выделение главных признаков соответствующему термину понятия или процесса. По сути, выполняя подобные задания, дети должны ответить на вопрос: почему микроскоп назвали микроскопом, мышцу – мышцей, скелет – скелетом, орган – органом и так далее. Терминологическая работа проводится систематически, значение термина либо выясняем на уроке с помощью словарей, либо дети это делают дома самостоятельно. Нужно отметить, что данная работа не вызывает обычно затруднений, дети выполняют подобные задания с интересом. Если в дальнейшей работе этот термин дети будут часто использовать, то в таких случаях для концентрации информации используем либо идеографическое письмо (объект изображается с помощью знаков – идеограмм), либо прибегаем к консонантному письму (из слова удаляются гласные буквы, если слово начинается с гласной буквы, то она сохраняется. Например, корневая система записываем крнв сстм, стебель – стбл и т.д.).

Когда ученики достаточно хорошо владеют осознанным чтением, перехожу к более сложным умениям работы с текстом – быстро прочитать его, понять, найти главные мысли, разделить текст на части и озаглавить их, составить краткий план, придумать несколько вопросов к тексту. При работе с текстом самые большие трудности у учеников возникают по составлению плана параграфа или другой текстовой информации из дополнительных информационных источников. Очень часто пункты плана не отражают содержания, не связаны логически друг с другом по смыслу, упускают некоторые главные мысли, при оглавлении частей текста используются вопросительные предложения. По своему же плану школьник не может пересказать содержание. Поэтому работа по формированию деятельности по составлению плана начинается ещё с 6 класса с наиболее подходящих для этого параграфов, где материал излагается последовательно и логично. В ходе совместной работы дети учатся делить текст на отдельные фрагменты, выделять их основную идею и озаглавливать. Для составления плана не обязательно использовать текст всего параграфа, это может быть логически завершенная часть параграфа или дополнительный материал, который заранее распечатывается на отдельных листах и раздаётся индивидуально на парты. Главное, чтобы предлагаемый материал для составления плана был доступен для понимания, построен логично и чтобы дети могли его самостоятельно разделить на смысловые части.

При работе с тексом для составления плана предлагается ученикам следующий алгоритм:

1-й этап – составление введения:

  • прочитай текст;
  • выясни, какие события или явления описаны в тексте, в чём заключается их значимость, объясни область (цель) их применения;
  • прочитай вопросы, изложенные в начале параграфа; если они отсутствуют, то сформулируй их сам;
  • сформулируй основную мысль текста в одном предложении.

2-й этап – разработка выводов:

  • подумай и ответь на вопросы, сформулированные ранее;
  • одной фразой изложи выводы по данному тексту.

3-й этап – составление плана:

  • раздели текст на смысловые части (каждая часть обычно затрагивает одну сторону проблемы) ;
  • озаглавь каждую часть;
  • просмотри план и убедись, что он охватывает весь текст от введения до выводов.

Применение данного алгоритма на уроках следует вводить дозировано, постепенно проpaбатывая с учениками все позиции алгоритма. Для подобной работы на начальном этапе необходимо отбирать текст, небольшой по объёму, но постепенно его усложняя, а подобные задания пpaктиковать систематически. В 6–7-х классах можно давать шаблоны для формулировки вопросов (например: назовите…, перечислите…, расскажите своими словами…, объясните…, в каком году…, сравните…, закончите фразу..., что вы узнали…, дайте определение…, как называют…, что произойдет, если …, к какому типу…, кто из учёных…, докажите…, что такое …, почему… и т. д. ). Грамотно поставленный вопрос и поиск ответа формирует культуру мышления, концентрирует внимание учащихся на основных понятиях темы, побуждает желание высказаться, учит прислушиваться к слову и облекать свои мысли в словесную форму.

В старших классах при работе с текстом можно использовать такую форму работы, как составление резюме:

– внимательное чтение (подчеркнуть важные термины, отметить значимые моменты текста, проанализировать связь между словами и фразами, обозначить слова, связывающие части текста) ;
– исключение лишнего (исключить из текста всё второстепенное – бесполезные повторы, парафразы, плеоназмы; оставить только те термины, которые необходимы для выражения главных мыслей) ;
– составить план (записать последовательно основные идеи текста, при этом равномерно распределяя информацию). С учениками заранее можно обговорить, сколько слов будет в каждой строке или сколько предложений по каждой части плана и максимальное количество слов в предложении.

При внимательном чтении для эффективного чтения и размышления эффективно использовать такой приём маркировки текста, как метод “инсерт”:

  • знак “галочка” (V) – “я это знал”;
  • знак “плюс” (+) – “для меня это новая информация”;
  • знак “минус” (-) – “я ошибался, т.е. думал по другому”;
  • знак “вопрос” (?) – “информация непонятна, либо интересна для дальнейшего изучения”;
  • знак “восклицательный знак” (!) – “интересная информация, хотелось бы узнать о ней больше”.

При использовании метода “инсерт” возможно заполнение таблицы, где каждая графа обозначается определенным знаком – пометкой.

V

(знакомая информация)

(ошибался, т.е. думал по другому)

+

(новая информация)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

   

В основном ученики ставят знак “плюс”, реже “галочка”, очень редко “вопрос”, знак “минус” пpaктически не встречается.

В 8-м классе при изучении курса анатомии на уроках продуктивно использование “концептуального кубика”. Сделать его несложно, это обычный кубик, на гранях которого написаны вопросы:
– как это выглядит (т.е. опишите) ;
– на что это похоже и чем отличается (т.е. сравните) ;
– из чего это сделано (т.е. разложите на составные части) ;
– для чего это можно использовать (т.е. ассоциируйте) ;
– хорошо это или плохо;
– где это можно встретить.

Важно, чтобы ученик работал эффективно с информацией не только в школе, но и при работе над домашним заданием, отpaбатывая те же действия, что и на уроке, используя доступную по возрасту информацию.



Комментарии:

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

25 04 2025 9:26:31

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

24 04 2025 5:51:10

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

23 04 2025 11:10:50

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

22 04 2025 8:13:24

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"


    Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

      Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

21 04 2025 4:32:49

Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "Общая хаpaктеристика насекомых"

      Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....

20 04 2025 9:26:29

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

19 04 2025 23:16:37

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

      При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

18 04 2025 14:19:44

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

17 04 2025 13:16:52

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

16 04 2025 5:14:18

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

15 04 2025 5:22:43

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

14 04 2025 9:35:16

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

13 04 2025 19:44:18

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

      Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....

12 04 2025 10:43:50

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

11 04 2025 20:29:37

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

10 04 2025 5:12:40

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

09 04 2025 7:33:15

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

08 04 2025 20:24:13

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

07 04 2025 11:16:45

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

06 04 2025 8:52:38

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

05 04 2025 14:40:20

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

04 04 2025 10:13:10

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

03 04 2025 14:35:16

Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)


    Методы изучения природы. Пpaктическая работа. 5-й класс (Пpaктическая направленность уроков биологии)

      Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....

02 04 2025 21:38:38

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

01 04 2025 2:43:24

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

31 03 2025 6:34:24

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

30 03 2025 17:34:17

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?


    Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

      В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

29 03 2025 11:45:27

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

28 03 2025 17:27:34

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


    Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

      В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

27 03 2025 18:36:35

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

26 03 2025 16:49:20

Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс


    Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс

      В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....

25 03 2025 4:15:51

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

24 03 2025 10:23:56

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

23 03 2025 15:10:17

Урок биологии по теме "Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор". 11-й класс

Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....

22 03 2025 19:56:21

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

21 03 2025 23:42:42

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

20 03 2025 6:38:35

Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"


    Урок биологии в 6-м классе "Голосеменные"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, отличием их от споровых, на уроке рассматривается строение хвои и голосеменных. Определяется роль голосеменных в природе, в жизни человека. ...

19 03 2025 21:58:29

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

18 03 2025 4:39:58

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

17 03 2025 12:59:35

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

16 03 2025 2:42:40

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

15 03 2025 21:14:19

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

14 03 2025 16:33:25

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

13 03 2025 14:11:11

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

12 03 2025 14:40:31

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

11 03 2025 13:18:25

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

10 03 2025 17:48:55

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

09 03 2025 23:12:37

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы


    Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

      Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

08 03 2025 21:52:42

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

07 03 2025 13:18:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::